И.Н. Толстых
Социально-политические и социально-культурные условия жизни корейской диаспоры в Приморском крае на современном этапе её истории
Sociopolitical and sociocultural conditions of a life of the Korean diaspora in Primorye Territory at the present stage of its history
В представленной статье рассматриваются цели и результаты государственной политики по возвращению корейцев на территорию Приморского края, выявляются не решенные на сегодняшний день проблемы корейской диаспоры, намечаются пути их преодоления.
In presented article the purposes and results of a state policy on returning of Koreans to territory of Primorye Territory are considered, the problems of the Korean diaspora not solved for today are revealed, ways of their overcoming are outlined.
В настоящее время значение Дальнего Востока для нашей страны становиться всё более значимым и актуальным. Происходит это вместе с усилением роли АТР в мировом развитии. Академик С.П. Капица отмечает, что "сравнение динамики народонаселения Европы и Азии показывает, как в самое ближайшее время центр развития переместится в Азиатско-тихоокеанский регион... Тихий океан станет последним Средиземноморьем планеты, где Атлантика была вторым и Средиземное море первым"1. В тоже время на Дальнем Востоке остается сложной демографическая ситуация. Проблемы дальневосточного региона достигли критической точки. Регион фактически оторван от остальной России. В качестве основной проблемы Дальнего Востока, влекущей за собой все остальные, следует выделить отток населения. За годы существования России в новых условиях Дальневосточный федеральный округ покинули 1,8 млн. человек, въехали — 870 тыс. человек.
22 июня 2006 года вышел указ Президента России "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Этот указ утвердил соответствующую программу. Программа рассчитана на 2006 - 2012 годы. На Дальнем Востоке выбрано три территории, предлагаемых соотечественникам для переселения.
1 Капица С.П., Курдюмов С. П. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003. С. 21.
В первую очередь, - это Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область. Они станут стартовыми площадками для реализации программы. Приморский и Хабаровский края и Амурская область смогут принять около 40 тысяч переселенцев из стран СНГ. Но процесс реализации масштабной программы то и дело проскальзывает, буксует.
Для Приморского края чиновники планировали сотни, тысячи переселенцев, но переселяются пока отдельные семьи. Выясняется, что людей не устраивают населенные пункты. Они четко определены программой - это города Дальнегорск, Артём и поселок Восток. Кроме того, оказалось, что в городах Приморского края не нашлось предприятий, заводов и фирм, которые захотели бы участвовать в программе. Нашему краю требуются высококвалифицированные специалисты: строители, инженеры, рабочие разных специальностей, квалифицированные специалисты в отрасли сельского хозяйства и животноводства.
Корейская диаспора в Приморском крае занимает одну из самых активных позиций по вопросу переселения своих соотечественников, и имеет огромный опыт в этой деятельности, правда весьма негативный. Ведь после развала Советского Союза корейцы порой сами выступали инициаторами возвращения, но, как известно, поддержки от государства эти инициативы не получили. Достаточно вспомнить первый опыт переселения. В 1995 — 1996 гг. осуществлялась программа Евгения Наздратенко, тогдашнего губернатора. Программа предполагала широкомасштабное финансирование из средств краевого бюджета и иностранных инвестиций, обеспечение переселенцев жильем и работой. Было выделено 6 военных городков — в Воздвиженке, Кремо-во, Орехово, Платоновке и др. Планировалось, что компактные поселения корейцев станут крупными центрами сельского хозяйства. Но программа провалилась. Приехавшие из Средней Азии и Казахстана корейцы получили полуразрушенные дома, жить в которых было невозможно. Им пришлось устраиваться самостоятельно. Хотя программа имела очень большие перспективы. Если бы она была реализована, немало земли было бы обработано и засеяно, и сельское хозяйство в Приморском крае было бы сегодня на подъёме. Ведь согласно целевой программе 1998 года в течение пяти лет планировалось развернуть производство сельхозпродукции на пахотных землях общей площадью 50 тыс. га. Объемы производства риса, по предварительным подсчётам, должны были достигнуть 30 тыс. тонн в год, сои — 10 тыс. тонн. В животноводстве было бы получено 12 тыс. голов крупного рогатого скота, 1 тыс. голов свиней, 10 тыс. единиц птицы, в переработке бобовых — 10 тыс. тонн, в лесопереработке — 2 тыс. куб. м, в рыболовстве — 300 тонн продукции.1
Объём финансирования за счёт госпрограмм должен был составить 20 млн. рублей, а также 200 млн. руб. за счёт других инвестиций. Ожидаемая численность населения — 20 тыс. человек.
По факту в 2000 году в городках проживало 250 корейских
1 Пак О. Судьба корейской дружбы. // Золотой рог. 19.09.06. С. 6.
семей. На переселение корейцев и развитие военных городков было выделено всего около 200 тысяч долларов. Таким образом, перспективные планы не удалось осуществить в достаточной мере. Бывший руководитель фонда "Возрождение" Тельмир Ким — человек, который вошёл в историю российских корейцев как отец проекта их переселения, а вернее возвращения в Приморье, считает, что ничем хорошим, в конечном счете, это не закончилось. Нельзя было надеяться только на южнокорейских инвесторов, необходима была государственная поддержка.
Перед корейцами, прибывающими в Приморский край, сразу же возникает проблема решения жилищного вопроса. Как таковой жилищной программы по обустройству корейцев-переселенцев не существует. Даже указ президента "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", пока не может решить эту проблему.1 Решать самостоятельно проблему с жильём, как это было раньше, корейцы не хотят. В связи с этим нельзя не согласиться с точкой зрения, изложенной в интервью газете "Ведомости" (25 мая 2006 г.) губернатором Хабаровского края В. Ишаевым. Он в качестве главного требования к структурам, принимающим переселенцев, определяет готовность давать ответы на вопросы: "где переселенцы будут жить, работать, какие социальные гарантии будут им предоставлены".
Несомненно, проблема в целом требует решения именно на государственном уровне. И в современных условиях корейцы не должны самостоятельно решать как социальные, так и материальные проблемы. Но, судя по тому, как тяжело Россия оправляется после кризисов, рассчитывать на быструю и серьёзную помощь от государства не приходиться.
"Советская перестройка, начатая в 1985 году, заставила усомниться в успехах, достигнутых в решении национального вопроса, положила конец представлениям о беспроблемности межнациональных отношениях"2.
Российские корейцы — народ русскоязычный. Они говорят и думают только по-русски. Родиной для них является Россия, а КНДР и Республика Корея - родиной исторической. В 2013 году исполниться 150 лет, как первые корейские переселенцы появились на территории России. После Айгунского (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров в Приморье прибыли российские пограничники и казаки для охраны новой границы. За ними вслед пришли корейцы с Корейского полуострова (1863 г.). В различные исторические периоды российские корейцы всегда защищали интересы России. Поэтому они с гордостью считают себя коренными жителями Приморья. А Россию — Родиной.
Многие корейские семьи имеют огромное желание вернуться в Приморский край, где в прежние годы, до депортации 1937 г.,
1 Указ о мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Презеденнта РФ от 22.06.2006. № 637. // [Электронный ресурс. СПС Консультант плюс.]
2 Кузин А.Т. Сахалинские корейцы: История и современность (Документы и материалы, 1880 — 2005). Южно — Сахалинск., 2006. С. 334.
проживали.
В ходе моего пребывания в июне 2008 года с приморской делегацией на их исторической родине в Республике Корея, где также были делегации из Узбекистана и Казахстана, меня поразило, с каким интересом они спрашивали о Приморском крае, о городах и сёлах, где раньше стояли их дома, где родились их дети. Только выросли их дети и внуки на чужбине. Для них — это трагедия всей жизни. Но что ещё поразило, — корейцы, работая, не разгибая спины, в колхозах и совхозах Казахстана и Узбекистана, не только сумели выжить и вырастить своих детей, но и дать им прекрасное образование и воспитание. И корейцы готовы вернуться в Приморский край, но им нужна государственная поддержка и социальные гарантии. На данное же время, уже приехавшие и проживающие в Приморском крае корейцы, а это около 5 тыс. человек, всё еще остаются без жилья и без работы.
Болезненной остаётся ситуация с потерей родного языка, хотя следует заметить, что в данном случае благодаря истинным энтузиастам удалось накопить богатый опыт организации обучению корейской национальности своему родному языку. Большую работу проводит по этой проблеме Т.Н. Ким — директор центра национальной культуры в г. Артёме. Татьяна Николаевна в 1991 году открыла народный институт, основной задачей которого было помочь приморским корейцам в овладении родным языком. Активно работает по этому вопросу и Н.С. Кан — генеральный директор Приморского регионального фонда содействия миру в Северо-Восточной Азии.
В настоящее время в Приморском крае заметно расширилась сеть образовательных учреждений, в которых изучается корейский язык. Это известные факультеты корееведения в Дальневосточном государственном университете, Морском госуниверситете им. Г.И. Невельского, Уссурийском педагогическом институте. Но проблема остается не решённой. Из 100 опрошенных корейцев, всего 12 человек владеют корейским языком. В этой ситуации необходимо открывать бесплатные курсы и воскресные школы по изучению корейского языка. Ведь согласно известной аксиоме, "человек, который не знает своего национального языка, истории, культуры, не может в полном объёме представить свой народ, свою нацию" 1.
"Главной же стратегической задачей общества в этой ситуации должно быть бережное отношение к любой из этнических общностей, населяющих Россию, как структуре государственного общественного организма, их культурам"2.
Будущее корейской диаспоры в Приморском крае во многом зависит от того, какая роль будет отведена в этих процессах молодёжи. В современной ситуации необходимо активнее привлекать молодое поколение к работе в общественных корейских организациях. Создавать и организовывать молодёжные клубы, в программах которых будет уделено большое внимание сохране-
1 Ариран. 2005. № 2 (2 7). С . 4.
2 Бугай Н.Ф. Корейцы стран СНГ: общественно — географический синтез (начало XXI века). М., 2007. С. 49.
нию традиций, обрядов, изучению музыкальной и танцевальной корейской культуры, организации спортивных и молодёжных праздников с корейской составляющей, различных соревнований. Актуально и целесообразно объединение молодёжных корейских организаций по всей России, стран Корейского полуострова, других стран СНГ. Крайне важно в этом вопросе взаимодействие с работой Ассоциации корейских организаций Приморского края. Ясно осознавая это, председатель АКОПК В.П. Пак проводит огромную работу по привлечению молодёжи к совместной деятельности, и является организатором многих социально-культурных проектов в Приморье.
"Отсюда важной остаётся роль средств массовой информации, которые должны уделять внимание вопросам совместной жизни этнических общностей, взаимодействию и взаимовлиянию, как естественно исторически оправданному пути развития этнических общностей, что будет, в конечном счёте, препятствовать и их изолированности"1.
Социальные проблемы корейской диаспоры в Приморском крае остаются по-прежнему трудно решаемыми. Но, что немаловажно, представители корейской общественности вносят заметный вклад и в экономику, и в политику, и в культуру Приморья. Приморские корейцы легко "встраиваются" в новый для них социум, активно налаживают связи не только в своей этнической среде, но и среди представителей других этнических общностей.
Корейская диаспора занимает также одну из самых активных позиций в общественной и политической жизни России.
♦
1 Бугай Н. Ф. Корейцы стран СНГ. М., 2007. С.51.