Научная статья на тему 'Социально-политическая стабильность и безопасность государства в условиях глобализации'

Социально-политическая стабильность и безопасность государства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHALLENGES / SECURITY / THREATS / GEOPOLITICS / DEVELOPMENT / GOVERNMENT / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петров Сергей Иванович

В статье анализируется взаимосвязь глобализации, политики обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития. Новые вызовы и угрозы, условия неопределенности требуют поиска новых концептуальных подходов к исследованию роли государства и совершенствования управления по противодействию внутренним и внешним деструктивным факторам. В результате анализа автор приходит к выводу, что реализация политики устойчивого развития тесно взаимосвязана с последовательным отстаиванием национальных ценностей и интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политическая стабильность и безопасность государства в условиях глобализации»

образом, институционализация гражданского общества подразумевает действие двух видов права:

- право, которое обеспечивает целостность, автономию и достоинство индивида;

- социокультурное право, включающая социальные, экономические, политические, культурные, нормы, стандарты и свободы.

Такой подход дает возможность дифференцировать гражданское общество не с государствоцентриче-ской, а социоцентрической позиции. Институционали-зация в этом случае становится процессом стабилизации общественных институтов на основе права и норм демократии. Такие институты осуществляют трансляцию культуры, основанной на социальной интеграции, особых правовых ценностях. Это подразумевает наличие процессов передачи культуры, социальной интеграции и социализации, как особой сферы правовых культурных ценностей, постепенно освобождающихся от ранее существующего порядка, в результате чего начинается институционализация гражданских прав.

Таким образом, институционализация гражданского общества - это связь между ним и государством, при которой права играют роль посредника, а с помощью политики решаются сложные проблемы его саморегуляции.

Все это способствует возникновению общей политической культуры, которая базируется на совместимости интересов и возможностей удовлетворения социальных интересов граждан.

Политико-правовая система представляет собой комплекс институтов государственной власти, которая с помощью специальных механизмов управления реализует свои политические полномочия. Там, где политическая власть не пользуется авторитетом, она теряет социетальную институциональную роль и отчуждается от общества. В такой ситуации утрачивается законность, способность мирно и эффективно управлять

политическими процессами, приводящая к конфликтам и политической дезинтеграции общества.

Наконец, можно говорить о необходимости легитимации либерально-демократических нормах гражданского общества устанавливающий оптимальную дистанцию между социумом и государством. Она определяется не личными контактами, а равенством возможностей и представительством интересов гражданского общества в политическом пространстве. Мифологическое представление, характерное для тоталитарно-авторитарных систем, которое предполагало, что интересы государства приоритетны по отношению к личным интересам гражданина, неприемлемо в современном обществе. Поэтому в контексте усиления позиции индивидов и общества целесообразно больше внимания уделить социальной ориентированности политики, социально значимым политическим решениям и правовым актам.

Выводы. Россия и постсоветское пространство находятся в переходном состоянии, и здесь еще не сложились устойчивые институциональные формы, а структурные изменения осуществляются без глубокого рационального осмысления. Соответственно установление социальных связей и оптимальной дистанции во взаимодействии государства и общества, изменения ценностных ориентации граждан, требуют фундаментального подхода и многостороннего изучения.

Источники

1. Bobio/ The future of Democracy /57/].

2. Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. — 1992. — Т. 1. — С. 24-31.

3.Шмитт К. Беседа о власти и доступе к властителю (радиоэссе, 1954; Клетт-Котта, 2-ое издание, 2012)

4. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — Москва: Academia, 1995. ISBN 5-86187-0446.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ2

Петров Сергей Иванович

Доктор исторических наук, доцент, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Petrov Sergey

Doctor of historical Sciences, Professor, St. Petersburg state University

St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется взаимосвязь глобализации, политики обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития. Новые вызовы и угрозы, условия неопределенности требуют поиска новых концептуальных подходов к исследованию роли государства и совершенствования управления по противодействию внутренним и внешним деструктивным факторам. В результате анализа автор приходит к выводу, что реализация политики устойчивого развития тесно взаимосвязана с последовательным отстаиванием национальных ценностей и интересов.

ABSTRACT

The article explores the relationship interconnection policy of globalization, security and sustainable development. New challenges and threats, the conditions of uncertainty for the state require new conceptual approaches to the study of this problem. It is important to investigate the role of the state and improving governance to counter internal and

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Управляемость и конкурентоспособность государства в условиях неопределенности: сравнительный анализ стран БРИКС», проект № 14-03-00816"

external destructive factors. As a result of analysis, the author concludes that implementation of the policy of sustainable development is closely interrelated with the consistent upholding of national interests and values.

Ключевые слова: вызовы, безопасность, угрозы, геополитика, развитие, государство, глобализация. Keywords: challenges, security, threats, geopolitics, development, government, globalization.

Влиятельным фактором развития современного мира является глобализация. На рубеже веков, после окончания холодной войны данный процесс ускорился в различных сферах: в экономике, политике, социальной сфере, культуре, активно влияя на соотношение и расстановку сил на международной арене, на военную безопасность, экологию, духовность, демографическую ситуацию. Это влияние проявляется как в позитивном так и в негативном плане в связи с тем, что глобализация как явление имеет два аспекта развития. Позитивный - всестороннее взаимообогащение стран участвующих в процессе глобального сотрудничества. Негативный - недобросовестная конкуренция и подавление развитыми странами более слабых партнеров посредством формирования разнообразных механизмов давления, закабаления и эксплуатации. При этом, если первая тенденция реализуется эволюционно и способствует гармонизации международных отношений, то вторая является следствием агрессивного давления более сильных партнёров на слабых посредством своего экономического и технологического потенциалов. Вследствие этого глобализация не даёт возможности государствам развиваться самобытно, с учетом сложившихся особенностей и исторических традиций, сужает возможности для властей, граждан самостоятельно выбирать путь социально-экономического и духовного развития в соответствии с национальными интересами и задачами обеспечения безопасности. В этой связи среди новых угроз национальной безопасности отдельным государствам, порождённых глобализацией исследователи отмечают такие:

- неконтролируемые международные переливы капитала, дающие свободу действий транснациональным корпорациям и международным финансовым спекулянтам, а также организацию быстрого распространения локальных экономических кризисов на другие регионы;

- сложности в приспособлении к глобальным процессам для развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Неравные стартовые возможности вынуждают эти страны принимать невыгодные для себя «правила игры» более сильных участников процесса;

- все возрастающий разрыв в уровне благосостояния и степени вовлеченности в процессы глобализации между богатыми и бедными странами, вынуждающий последние делать однозначный выбор для своего развития - либо зависимость, либо изоляция;

- опасность культурной унификации мира на базе англо-саксонских традиций и стереотипов, поведенческих моделей и культурно-бытовых норм, что означает утрату собственных ценностей и, как результат, опасность обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

- вытеснение из мировой сферы занятости низкоквалифицированной рабочей силы, что отражается, в основном, на развивающихся странах;

- интернационализация организованной преступности [2, с.42]. Данные угрозы в той или иной степени представляются актуальными и для России. Они свидетельствуют, что глобализация как общемировой процесс противоречива, так как влечёт неопределенность, риски, новые вызовы, угрозы и требует совершенствовать механизмы управления по обеспечению безопасности в разных сферах жизнедеятельности и созданию условий для стабильного развития. Кроме того, поиск адекватных путей повышения эффективности управляемости в данном аспекте предполагают и геополитические процессы. Как известно, ведущее место в геополитике занял тезис о превосходстве западной цивилизации над народами Евразии и других континентов. Народам России, Ближнего и Среднего Востока приписывались генетическая агрессивность и непринятие демократии. В общей линии геополитической мысли Запада, наиболее ярко выражен так называемый «атлантизм». История свидетельствует, что геополитика атлантистов оказалась агрессивно- наступательной, а геополитика Евразии прибывала в состоянии пассивной обороны. Это способствовало распаду СССР, разрушению единства славянского мира и утверждению доминирования США на планете как единственной супердержавы.

В 90-е годы главным помыслом англо-саксонской политической элиты и мировой финансовой олигархии было закрепление однополярности и предотвращение возможности возникновения другого сопоставимого полюса посредством сдерживания. Именно эта установка нашла своё отражение в качестве главной цели в «Стратегии национальной безопасности США» 2015 года [4, с.3-11]. В новых условиях, после победы в «холодной войне», геополитическая мысль на Западе разделилась на 2 течения: «неоатлантизм» С. Хантингтона и «конец истории» Ф. Фукуямы. Хантингтон изложил свою доктрину неоатлантизма в известном труде «Столкновение цивилизаций». В центре доктрины стоит проблема отношений Запада и Востока. По мнению Хантингтона, стратегическая победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилиза-ционная. Запад и Восток по-прежнему цивилизаци-онно стоят далеко друг от друга, исповедуя разные ценности. Западные ценности - рынок, либерал-демократия, индивидуализм, права человека. Восточные ценности - коллективизм, приверженность традициям, патернализм и т.д. Этот фактор создаёт условия для противостояния Запада и Востока и Хантингтон делает вывод, что надо готовиться к нему, заранее, чтобы регулировать, сдерживать антиатлантистские настроения и тенденции, не допускать соединения геополитических центров противостояния Западу в единый союз. В этих целях он предлагает:

- более тесно сотрудничать, обеспечивая единство между США и Европой;

- интегрировать в Западную цивилизацию те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к ней;

- поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности и интересы в других цивилизациях;

- усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты [7, с.49]. Современная международная практика свидетельствует о том, что политика Запада осуществляется в русле данных рекомендаций.

Анализируя мировые процессы, нельзя не учитывать, что глобализация является объективной тенденцией. Но проблема в том, что она при господстве США проявляется как тенденция американизации мира. Глобализация осуществляется прежде всего в интересах транснационального капитала и правящих кругов США. Об этом откровенно пишет З. Бжезин-ский. В книге «Великая шахматная доска» он призывает выработать и применить комплексную, всеобъемлющую и долгосрочную геостратегию по отношению ко всей Евразии при этом с явной антироссийской направленностью. Так, он развивает идею об Украине как геополитическом противовесе России, основанную на убеждении, что главное условие возрождения «российской империи» заключается в поглощении Россией Украины [3, с.230 - 254].

Разумеется, можно спорить с С.Хантингтоном о степени отличий «славянской» цивилизации от западной и с Бжезинским о судьбе Украины, но общеизвестно, что последние десятилетия Украина обрабатывается по их рецептам. Отрыв, её от России осуществляется в первую очередь в сферах истории, религии, языка. Религиозные, культурные особенности, а также воспитание новой элиты делают данную страну весьма удобной для формирования зоны нестабильности в Восточной Европе и угрозы безопасности России.

Социальная система подвержена влиянию самых различных факторов, от которой зависит её стабильность. В качестве факторов, влияющих на стабильность общества, на его жизнеспособность, могут выступать, с одной стороны самые различные процессы и явления, которые в разных трактовках именуются вызовами истории. Как отмечал А. Тойнби: «... Общество в своей жизни сталкивается с серией задач, которые оно и решает приемлемым для себя образом. Каждая такая проблемы - это вызов истории» [6, с.26]. С другой стороны - это процессы и явления, возникающие в качестве ответов на данные вызовы, и являющиеся реакцией социальной системы на возмущение. Они тесно связаны с управляемостью обществом в разных сферах.

Устойчивость социальной системы зависит от качества и оперативности решения обществом проблем противодействия внешней социальной экспансии и внутренним негативным воздействиям. На этом уровне следует выделить 2 группы критериев. С одной стороны - это критерии параметров внешней социальной экспансии и внутренних негативных процессов и явлений (их проявлений, воздействий на социальную систему): их характер, интенсивность, длительность, последовательность. С другой стороны - это критерии параметров самой социальной системы: наличие в

структуре социальной системы механизмов, предназначенных для противодействия тому или иному дестабилизирующему воздействию; их качества, характер отношений между ними. Можно выделить ещё один уровень (условно его можно назвать уровень технологий), позволяющий более глубоко оценить механизмы дестабилизации социальной системы и её элементов [1, с.31].

Все типы воздействия на социальную систему можно представить как явления, процессы, тенденции, в той или иной мере увеличивающих нагрузку на систему, что требует от неё мобилизации дополнительных ресурсов. Если такие ресурсы имеются, то система сохраняет свою устойчивость. Отсутствие же необходимых ресурсов может привести к самым негативным для общества результатам. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи между параметрами потенциала противодействия негативным воздействиям социальной системы и вероятностью её устойчивого развития. Данное обстоятельство очень актуально для России в условиях расширения санкций Запада и агрессивных акций международного терроризма и их спонсоров. Общество станет безопасным во всех сферах, если оно будет находиться в рамках устойчивого развития, которое реализует обеспечение безопасности на необходимом и достаточном уровне. Не случайно, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года сущность национальной безопасности и национальных интересов тесно связаны с устойчивым развитием страны. Там подчеркивается, что организационная поддержка её реализации заключается в совершенствовании государственного управления страной, а также в развитии системы национальной безопасности на основе механизмов стратегического планирования устойчивого развития России [5, с.8]. Как видим, безопасность и устойчивое развитие страны тесно взаимосвязаны и представляют единую целостную систему. Стратегическая цель обеспечения безопасности и устойчивого развития предполагает все угрозы безопасности рассматривать в комплексе: в политической, экономической, военной, экологической, социальной, технологической, информационной и других сферах. Вот почему безопасность любой страны непосредственно связана с политическими, экономическими, социальными, научно-техническими, демографическими аспектами развития общества, а также с состоянием образования и воспитания, с духовной жизнью общества, и включает в себя сложный механизм сохранения и развития системы ценностей и интересов нации. Поэтому обеспечение безопасности носит системный характер.

Таким образом, в условиях глобализации актуальная задача обеспечения безопасности страны, по прежнему предполагает активную деятельность государства, всего общества, граждан в отдельности, направленную на защиту национальных ценностей и интересов. При этом, идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого развития и выступает в качестве её неотъемлемой части, одновременно являясь условием её реализации. Вот почему обеспечение безопасности должно быть направлено не просто на нейтрализацию угроз, но и на осуществление

комплекса мер по сохранению и развитию традиционных духовных ценностей общества, совершенствованию политической системы, суверенитета государства, возрождению конкурентоспособной экономики, создающих основы для повышения благосостояния и гордости граждан, а также уважения других стран.

Список литературы: 1. Антюшин С.С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества (социально-философская концепция). - М.: ВУ, 2004. - 140с.

4. Бабурин С.Н. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография / М.: Магистр: ИНФРА - М, 2012. - 512с.

5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и её геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1998. - 254с.

6. Марин А. Стратегия национальной безопасности США. Зарубежное военное обозрение. 2015. .№6. С.3-11.

7. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ от 12.05.2009г. № 537. М., 2009.

8. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 358с.

9. Hantington S. Crach of civilisations//Foreigh Affairs. Summer.1993. - 571с.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ИНДОНЕЗИИ СО СТРАНАМИ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА С. Б. ЮДОЙОНО (20042014)

Тюнь Галина Тойвовна Канд. историч. наук, доцент кафедры Истории стран Дальнего

Востока СПбГУ, г.Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Статья рассказывает о связях крупнейшей мусульманской страны мира Индонезии c государствами ислама в годы правления предыдущего президента С.Б.Юдойоно. Основой материалов об этих контактах стали данные МИД Индонезии и отечественные исследования по международным связям региона. Выводы исследования сводятся к специфике и причинам сложности для власти Индонезии установить стабильные взаимоотношения с современными странами ислама.

ABSTRACT

Background. Methods. Result. Conclusion.

This article is about international contacts of the biggest Muslim country in the world with it's other Islamic partners during presidency of the previous leader Susilo Bambang Yudohyono. The basic materials were taken from the Indonesian Foreign Ministery official site and previous Russian research publications. The main point of the finale concept are about the complexity to find out the harmony at contacts of the contemporary Muslim countries.

Ключевые слова:

Мусульманский мир, ислам хадхари, Сусило Бамбанг Юдойоно, Движение молодого Аче - ГАМ-Gerakan Acheh Muda.

Keywords: Muslim world, Islam hadhary, Susilo Bambang Yudhoyono, Gerakan Acheh Muda (GAM)- The Free Aceh Movement.

На сегодня, в начале XXI века, ислам остается одним из важнейших факторов индонезийской внешней политики. Индонезия является крупнейшей страной в мире по численности мусульманского населения, но в большинстве своем индонезийцы придерживаются суннитского ислама умеренного толка.

Не смотря на то, что Новый Порядок Сухарто опирался не на религиозный, а на военный сегмент общества, в своей внешней политике, государство не могло обойти стороной исламской фактор в международных отношениях. Поскольку в последние десятилетия XX века произошло серьезное явление, именуемое «исламский бум» или «исламское возрождение», изменившее не только мусульманский мир, когда основными факторами, консолидирующими международную мусульманскую умму стали: война в Афганистане, иранская революция 1979 года, напряженность в арабо-израильских отношениях, мусульманская община Индонезии не могла оставаться в стороне от этих процессов. В период пост-Сухартовских реформ(1999 - 2004 гг.) и с приходом к власти С.Б.Юдойоно одним из основных направлений индонезийской дипломатии

являлись страны ислама. Помимо деятельности в Организации Исламской Конференции (ОИК) Индонезия в полной мере сотрудничает на двусторонней основе с исламскими государствами в сфере политики, экономики, культуры и, не в последнюю очередь, религии. Министерство иностранных дел Республики Индонезия подчеркивает, что, например, отношения Индонезии с арабскими странами зародились задолго до провозглашения Индонезией независимости, а схожее политическое видение составляет основу для сотрудничества. [8]

В официальной идеологии Индонезии Панча Сила на первом месте стоит принцип религиозности, веры в единого бога. Отличительной чертой индонезийской государственности является то, что этот принцип не связан ни с одной из имеющихся в стране религий, в том числе и с исламом. Не смотря на то, что «за сугубо исламские партии на протяжении всей истории независимой Индонезии неизменно голосуют менее 40% избирателей»[1,208], индонезийские мусульмане считают себя неотъемлемой частью мусульманской уммы, связи с которой занимают особое место среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.