Т. Сенюшкина,
доктор наук государственного управления (Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского) СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КРЫМУ
Выборы и смена власти. Политическая жизнь Крымской автономии в 2011 г. может быть охарактеризована с учетом особенностей двух периодов. Для первой половины 2011 г. были характерны тенденции, формирование которых следует отнести к 2010 г., когда после вступления в должность нового президента Украины Виктора Януковича произошла смена высшего руководства Крыма. Высшие должностные лица Крыма были представлены в этот период Председателем Верховной Рады АРК, владельцем крупной строительной компании «Консоль» Владимиром Константиновым, и крымским премьером Василием Джарты, одним из ближайших соратников Виктора Януковича по Партии регионов. Летом 2011 г. Василий Джарты скончался, и должность крымского премьера оставалась вакантной до ноября 2011 г. 7 ноября 2011 г. президент Украины Виктор Янукович предложил бывшему министру внутренних дел Крыма Анатолию Могилёву возглавить Совет министров Крыма, а уже 8 ноября Верховная Рада Крыма поддержала его кандидатуру. Выступая перед депутатами крымского парламента, А. Могилёв заявил, что намерен продолжать курс Василия Джарты на реализацию Стратегии развития Крыма до 2020 г.
Оценивая изменения в высшем руководстве автономии, следует отметить, что на развитие этнополитической ситуации в Крыму может оказать определённое влияние характер взаимоотношений А. Могилёва с меджлисом крымско-татарского народа, который со времен его пребывания на посту главы крымской милиции может быть охарактеризован как конфликтный. Пиком этого конфликта можно считать инцидент на плато горы Ай-Петри в 2007 г., когда имело место вооруженное столкновение крымских татар с подразделениями спецназа, подчиняющимися МВД, которое произошло при сносе по решению суда незаконно установленных торговых палаток. Не случайной, в связи с этим, выглядит реакция лидера меджлиса Мустафы Джемилёва на новое назначение крымским премьером А. Могилёва. По мнению Джемилёва, «это самое неудачное решение, которое только можно было приду-
мать...». Наряду с этим другой крымско-татарский лидер Рефат Чубаров, являющийся заместителем главы меджлиса, заявил о настроенности фракции крымского парламента «Курултай-Рух» на диалог с новым главой правительства. Судя по всему, готов к диалогу и сам А. Могилёв, который, по его собственным словам, «готов идти на компромисс в вопросах, касающихся благополучия всех крымчан».
Назначение нового премьера крымской автономии получило ещё одно преломление, связанное с конфликтом внутри крымского отделения партии регионов между «крымскими» регионалами и «макеевскими», влияние которых было решающим при Василии Джарты. Последовавшие вслед за назначением нового премьера изменения в кадровом составе руководства автономии журналисты окрестили как «исход макеевских из Крыма». В прессе появились сообщения о том, что скоро покинет Крым Виталий Нахлупин, один из близких соратников Василия Джарты. Сейчас Нахлупин руководит постоянной комиссией крымского парламента по бюджетной политике. Известно, что ему предложена новая должность в Киеве - руководителя Государственного агентства экологических инвестиций.
Одной из первых инициатив нового премьера стала деятельность по переформатированию состава крымского правительства. Последний раз структуру Совета министров меняли в феврале 2011 г., когда реорганизация крымского правительства проходила в соответствии с устройством Кабинета министров Украины. В результате изменений из 13 крымских министерств осталось девять, а количество республиканских комитетов увеличилось до десяти. Новшеством стало то, что заместители главы правительства одновременно возглавили министерства. Так, вице-премьер Георгий Псарёв по совместительству стал министром курортов и туризма, Екатерина Юрченко возглавила Министерство экономического развития и торговли, Азиз Абдуллаев был назначен министром регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства. Однако уже в июне 2011 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О Совете министров Крыма», который чётко определяет структуру правительства автономии. Судя по всему, им и руководствовался А. Могилёв, когда инициировал оптимизацию структуры аппарата крымского правительства.
В соответствии с «оптимизацией» была освобождена от занимаемой должности зам. председателя Совмина - министр экономического развития и торговли Екатерина Юрченко. Её место
вице-премьера заняла управляющая делами Совета министров Ольга Удовина. Кроме того, остальные вице-премьеры перестали совмещать свои посты с руководством министерствами, которые теперь возглавили их первые заместители. В результате в новое руководство Совета министров помимо председателя Совмина Анатолия Могилёва вошли первый заместитель председателя Павел Бурлаков, заместители Азиз Абдуллаев, Георгий Псарёв и заместитель председателя - управляющая делами Совмина Ольга Удовина. В то же время министром курортов и туризма Крыма был назначен Александр Лиев, министром экономического развития и торговли - Светлана Верба, министром регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства - Сергей Брайко. 21 декабря на заседании крымского парламента был назначен новый министр здравоохранения Крыма. Эту должность занял Александр Каневский, ранее работавший в медицинских подразделениях «Укрзализницы» (Украинские железные дороги). В этот же день Верховная Рада Крыма освободила от занимаемой должности председателя Республиканского комитета по охране культурного наследия Сергея Тура.
Кадровые перестановки коснулись и парламента автономии. Верховная Рада Крыма освободила от занимаемой должности первого заместителя председателя парламента Константина Бахарева, на его место депутаты избрали депутата от Партии регионов Сергея Донича. Комментируя это решение, председатель крымского парламента В. Константинов сообщил, что назначение Сергея До-нича - «это решение, в первую очередь, политическое, связанное с перегруппировкой кадров Партии регионов для более эффективной работы». По словам председателя Верховной Рады Крыма В. Константинова, кадровые изменения в высшем руководстве Крыма продолжатся и в следующем году.
Земельные ресурсы. Земля воспринимается в Крыму как один из наиболее ценных ресурсов, вокруг которого периодически обостряется борьба социальных, политических и этнических групп. Периодически на этой почве возникают конфликтные ситуации. Наиболее резонансные конфликты, возникшие в последние годы в этой сфере, характерны для Южного берега Крыма (Симеиз, Гурзуф), Коктебеля (Тихая бухта), Симферопольского района, где наиболее острая ситуация возникла несколько лет назад в связи с самозахватом крымскими татарами земли на ул. Балаклавская. На этих территориях были разбиты палаточные лагеря, периодически происходило обострение ситуации, грозившее вый-
ти из-под контроля. В этом смысле 2011 г. можно считать относительно спокойным, так как серьёзных столкновений и массовых беспорядков, связанных с самозахватами земли, в течение года не наблюдалось. Кроме того, в решении этого вопроса наметились положительные тенденции. В частности, в феврале 2011 г. при Совете Министров АРК была создана земельная комиссия по разрешению земельных вопросов на территории города Симферополя и Симферопольского района, целью которой является решение проблем, связанных с самозахватами земли, которые осуществляются преимущественно крымскими татарами. Следует отметить, что в состав комиссии вошли представители меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров и Зевджет Куртумеров. Первыми результатами деятельности комиссии уже стало освобождение некоторых участков, самовольно захваченных крымскими татарами, в обмен на предоставление им земли в других частях города или Симферопольского района. К примеру, освобождая участки на ул. Куйбышева в г. Симферополе, где планируется строительство насосной станции и резервуара чистой воды для улучшения водоснабжения города, крымские татары получают земельные участки на территории Добровского сельского совета в Симферопольском районе.
Религиозная жизнь. Одним из наиболее обсуждаемых в местном сообществе вопросов, связанных с религиозной жизнью, в 2011 г., как, впрочем, и в предыдущие годы, был вопрос, связанный со строительством Соборной мечети. Решение о выделении земельного участка под строительство мечети тянулось семь лет и ведет свое начало с 2004 г., когда крымские татары выдвинули требование выделить земельный участок для строительства Соборной мечети на ул. Ялтинской в г. Симферополе. 15 февраля 2011 г. Симферопольский городской совет всё-таки принял решение о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу Духовному управлению мусульман Крыма (ДУМК) земельного участка для строительства Соборной мечети на улице Ялтинская, 22 в Симферополе. 2 марта 2011 г. горсовет Симферополя утвердил разработанный ДУМК проект землеустройства по отводу 2,7 га земли в районе ул. Ялтинская, 22 и передал этот участок в постоянное пользование данному религиозному объединению. И уже 17 июня 2011 г. Духовное управление мусульман Крыма получило государственный акт на земельный участок. По информации пресс-службы ДУМК, участок площадью 2,7 га передан в постоянное пользование для строительства на его
территории Буюк Джума Джами - Соборной мечети. После положительного решения вопроса о выделении земли был объявлен конкурс проектов строительства мечети, и специальная комиссия приступила к отбору лучшего из них, наиболее полно отражающего архитектурные традиции крымско-татарского народа. Как отметил Мустафа Джемилёв, по предварительным оценкам, на строительство Соборной мечети необходимо не менее 80 млн. долл.
На строительство Соборной мечети в г. Симферополе готовы выделить средства зарубежные спонсоры. В предыдущие годы основная финансовая помощь для крымских мусульман приходила преимущественно из Турции и арабских стран. Между ДУМК и Духовным управлением мусульман Турции существуют договоренности об оказании последним финансовой поддержки в строительстве Соборной мечети. Однако если этих средств будет недостаточно, вероятнее всего, будут изысканы другие источники финансирования проекта. В качестве новой тенденции, характерной для 2011 г. можно указать на появление в спектре возможных влияний на крумский ислам такого государства, как Иран. В частности, Иран готов оказать финансовую помощь Духовному управлению мусульман Крыма (ДУМК) в строительстве Соборной мечети. Об этом журналистам в Симферополе сообщил сопредседатель Наблюдательного совета по вопросам строительства данного объекта, лидер меджлиса Мустафа Джемилёв. «К нам обращались и из Ирана, - сказал он. - Видимо, если мы в Турции не получим достаточной поддержки в материальном плане для строительства этой мечети, то не исключено, что обратимся и к Ирану», - сообщил Мустафа Джемилёв. Кроме того, ДУМК намерено обратиться к мусульманам Украины и другим гражданам страны с просьбой внести пожертвования на строительство данного объекта
В 2011 г. неожиданное преломление получили тенденции, в рамках которых можно зафиксировать внутриисламские противоречия в Крыму. В частности, резонансным событием можно считать официальную регистрацию параллельного с ДУМК Духовного центра мусульман Крыма (ДЦМК), представляющего хабашитское направление в исламе и, вероятнее всего, созданного Духовным управлением мусульман Украины для нейтрализации активности «Братьев-мусульман» на территории Крымского полуострова. В частности, это мнение высказал директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос на заседании круглого стола «Политический ислам и политическое православие -
новые реалии Крыма», который состоялся в Симферополе 27 июля 2011 г. По словам эксперта, деятельность хабашитов на Ближнем Востоке характеризуется их непримиримой борьбой с «Братьями-мусульманами» и глава хабашитского Духовного управления мусульман Украины шейх Ахмад Тамим «просто перенес ближневосточные реалии на крымскую почву». Официальная позиция ДУМК и Меджлиса по этому вопросу резко отрицательная. В частности, заместитель главы Духовного управления мусульман Крыма Айдер Исмаилов считает, что регистрация хабашитского Духовного центра мусульман Крыма в качестве параллельного муфтията является нарушением прав крымских мусульман на прямое избрание своего муфтия на мусульманском съезде.
Средства массовой информации. Одним из резонансных событий 2011 г. стало проведение второй «Школы русской журналистики» в поселке Приморский (Большая Феодосия) в октябре 2011 г. В ходе работы школы были заслушаны доклады экспертов и проведены обучающие тренинги, на круглых столах обсуждались насущные проблемы этноконфессиональных и политических взаимоотношений в Крыму, дискуссия затрагивала вопросы позиционирования русских Крыма и партизанского движения в Крыму во время Великой Отечественной войны. Первая Школа русской журналистики прошла в начале апреля 2011 г. в г. Бахчисарай и также вызвала широкий резонанс в СМИ. Инициатива проведения этого мероприятия принадлежала Таврическому войсковому казачьему обществу, крымской общественной организации «Таврический союз» и редакции информационного портала «Ново-росслпГо». Информационную и научную поддержку проведению школы оказал украинский филиал Института стран СНГ. В работе школы журналистов приняли участие крымские политологи, депутаты местных советов, журналисты и представители казачества. В ходе работы школы обсуждались проблемы, связанные с этапами русского освоения Крыма, угрозами и внутренними вызовами для Русского Крыма. В качестве отдельной темы обсуждался вопрос о Черноморском флоте и роли НАТО в развитии отношений между Российской Федерацией и Украиной. В ходе работы школы в числе прочих вопросов обсуждалась тема крымско-татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. В частности, собкор газеты «Крымская правда», историк Сергей Тка-ченко, сделал доклад о проблеме коллаборационизма и партизанском движении в Крыму в 1941-1944 гг. В крымско-татарской прессе эта тема получила широкое освещение и была охарактери-
зована как «Антитатарский шабаш». По мнению крымско-татарского журналиста Заира Смедля, «преподаватели этой журналистской школы говорили не об особенностях русской журналистики и не о том, как помочь русскому народу и проживающим в Крыму русским, а отравляли умы и души начинающих журналистов ядом антитатарской истерии и межнациональной неприязни». При этом следует подчеркнуть, что сам автор этой статьи в работе школы не принимал участие, а сделал свои заключения на основании публикаций в сети Интернет.
В целом можно утверждать, что данная ситуация не удивляет своей новизной, так как газеты «Авдет» и «Крымская правда» являются давними оппонентами в освещении проблем, связанных с межэтническими отношениями в Крыму. Нередко журналисты, работающие в этих изданиях, поочерёдно обмениваются антитатарскими и антирусскими выпадами в адрес друг друга, вынося свои кулуарные интриги на суд широкой общественности. При этом показательным является то, что у самой общественности, так же как и у государства, нет эффективных рычагов влияния на развитие ситуации, связанной со СМИ и их ролью в нагнетании межэтнической напряженности на полуострове.
Выводы. В политической сфере крымского сообщества главным событием 2011 г. можно считать новую перегруппировку сил в парламенте и правительстве автономии. Оценивая изменения в высшем руководстве автономии, следует отметить, что на развитие этнополитической ситуации в Крыму в будущем может оказать негативное влияние конфликтный характер взаимоотношений нового крымского премьера А. Могилёва с меджлисом крымскотатарского народа.
На фоне политических изменений, характерных для 2011 г., в Крыму проявились новые тенденции в сфере, связанной с общественным порядком. Увеличился общий рост преступности, включая административные и налоговые правонарушения. Можно утверждать, что на общий рост преступности влияют социальные проблемы ~ безработица, алкоголизм, социальная дезинтеграция, моральная деградация отдельных личностей и некоторых слоев общества.
В социально-экономической сфере ситуация выглядит достаточно противоречивой. В частности, наряду с тем, что в 2011 г. в Крыму отмечался общий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, одновременно с этим произошёл рост цен, включая цены (тарифы) на продукты и жилищно-коммунальные
услуги. Кроме этого, в течение 2011 г. в Крыму наблюдалось общее снижение количества работающих в разных сферах экономики. В 2011 г. наблюдалась тенденция, которая была характерна и для предыдущих лет, - сохранялся высокий уровень дифференциации размеров заработной платы в зависимости от видов экономической деятельности. Одновременно с этим состояние социальной защищённости населения может быть охарактеризовано некоторыми положительными тенденциями, связанными с выполнением государством своих обязанностей по отношению к малоимущим и социально незащищенным гражданам.
В контексте анализа земельной проблемы 2011 г. можно считать относительно спокойным, так как серьёзных столкновений и массовых беспорядков, связанных с самозахватами земли, в течение года не наблюдалось. Кроме того, в решении этого вопроса наметились положительные тенденции. В частности, в 2011 г. при Совете Министров АРК была создана и функционировала земельная комиссия по разрешению земельных вопросов на территории города Симферополя и Симферопольского района, целью которой является решение проблем, связанных с урегулированием проблемы самозахватов.
На некоторое снижение конфликтного потенциала в религиозной сфере большое влияние оказало решение вопроса, связанного со строительством Соборной мечети в г. Симферополе. В качестве новой тенденции, характерной для религиозной сферы, можно указать на появление в спектре возможных влияний на крымский ислам такого государства, как Иран,
В 2011 г. неожиданное преломление получили тенденции, в рамках которых можно зафиксировать внутриисламские противоречия в Крыму. В частности, резонансным событием можно считать официальную регистрацию параллельного с ДУМК Духовного центра мусульман Крыма (ДЦМК), представляющего хабашитское направление в исламе и, вероятнее всего, созданного Духовным управлением мусульман Украины для нейтрализации активности «Братьев-мусульман» на территории Крымского полуострова.
В сфере школьного образования в 2011 г. наблюдались незначительные конфликтные проявления, связанные с намерением некоторых районных администраций предпринять меры по закрытию классов с крымско-татарским и украинским языками обучения.
Средства массовой информации, как и в предыдущие годы, сохранили и приумножили свой конфликтный потенциал, который активно был использован в риторике ряда заангажированных в этническом плане изданий. Наиболее резонансным событием 2011 г. в этой связи можно считать полемику в СМИ, развернувшуюся после проведения второй «Школы русской журналистики», на которой обсуждалась тема крымско-татарского коллаборационизма в Крыму в 1941-1944 гг.
«Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г.», М., 2012 г., с. 616-624.
Раушан Сартаева,
кандидат философских наук (Институт философии, политологии и религиоведения, Казахстан)
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА
Одной из важнейших задач, вытекающих из современного состояния планетарного мегасоциума, является задача выживания государственных образований, индивидов и этносов. Вдвойне эта задача актуальна для таких государств, как Казахстан, еще находящихся в процессе государственного строительства, строительства нации. Нашему государству приходилось и приходится решать единовременно блок задач, на решение которых большинству развитых стран история отпустила куда большее количество времени. Сегодня же сжатие пространства и времени (глобализация) уплотняет и ускоряет событийный ряд, что также усложняет задачи государственного строительства. Усложняет эти задачи и складывающийся у нас на глазах «новый мировой порядок», независимо от того, какой проект будет реализовываться в рамках этого «порядка» - неоконсервативный проект или проект мультилатеризма, предполагающий равномерное распределение полномочий между США и их союзниками, в совокупности с проектом «углубления демократии».
Что касается проблем государственных образований, то здесь, как с тревогой отмечают многие исследователи, складывается сложная ситуация. Отмечается в первую очередь тот факт, что «ресурсный потенциал государства уменьшается, чего не скажешь