Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение учащихся профильных юридических классов в социальном самоопределении'

Социально-педагогическое сопровождение учащихся профильных юридических классов в социальном самоопределении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ / STUDENTS'' SUBJECTIVE POSITION / SOCIAL-PEDAGOGIC TUTORING / PEDAGOGIC TUTORING / SOCIAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина Любовь Анатольевна

В статье рассматривается сущность социально-педагогического сопровождения учащихся профильных юридических классов в социальном самоопределении. Определяются условия и методы социально-педагогического сопровождения учащихся профильных юридических классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogic tutoring for the students of classes with juridical profile in social self-determination

The article considers the essence of social-pedagogical tutoring for the students of classes with juridical profile in social self-determination. The conventions and methods of social-pedagogical tutoring for the students of classes with juridical profile are defined.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение учащихся профильных юридических классов в социальном самоопределении»

опоры на национальные культурно-образовательные традиции. Проекты (модели) национальной общеобразовательной организации предоставляют регионам право выбора своей образовательной стратегии и тактики в формировании у молодежи национального мировоззрения.

Библиографический список

1. Белогуров А.Ю. Проблемы развития этноре-гиональных образовательных систем // Педагогика. - 2003. - №1. - С. 98-104.

2. Беляев В.И. Концептуальные основы педагогики национальной школы: Монография.- Элиста: АПП «Джангар», 2000. - 136 с.

3. Вариативные модели развития гуманитарной школы национальной культуры: (По материалам проекта «Концепция развития гуманитарной школы русской культуры» и других проектов конкурса инновационных разработок Российского образовательного форума - 2004) / автор-сост. З.А. Карги-на.- М.: АПКиПРО, 2004. - 32 с.

4. Герюгова З. Традиции этического и эстетического воспитания детей в Карачаевской народной педагогике // Воспитание школьников. - 2003. -№ 10. - С. 17-23.

5. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный

институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2002. - 304 с.

6. Кутякова Н.К. Духовно-нравственные ценности образования как средство воспитания личности // Духовно-нравственное воспитание личности: история и современность: Сборник научных статей; под общей ред. А.А. Шаталова. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2013.- С.11-25.

7. Новиков А.М. Развитие отечественного образования: Полемические размышления. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. - 176 с.

8. Позгалев В. Образовательно-воспитательный проект «Истоки» // Воспитание школьников. -1999. - № 6. - С. 8-11.

9. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования // Педагогика. - 2001. -№ 7. - С. 22-26.

10. Федеральный закон «Об образовании в РФ». - М.: Проспект, 2013. - 160 с.

11. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. - 1999. -№ 2. - С. 51-57.

12. Швеммер В. Этнокультурная школа как открытая воспитательная система // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С. 7-14.

13. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Черты национального характера: российский вариант // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 24-28.

УДК 37

Кукушкина Любовь Анатольевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А Некрасова

[email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛАССОВ В СОЦИАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

В статье рассматривается сущность социально-педагогического сопровождения учащихся профильных юридических классов в социальном самоопределении. Определяются условия и методы социально-педагогического сопровождения учащихся профильных юридических классов.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, социальное самоопределение, субъектная позиция учащихся.

Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. В ранней юности возрастающая активность процесса самоопределения личности обусловлена потребностью занять внутреннюю позицию взрослого человека в связи с приближающимся окончанием школы, когда будущее приобретает осязаемые черты. Расширение социального пространства жизнедеятельности, предстоящее вхождение в послешкольный социум, необходимость адаптироваться к изменениям внешних условий, поиск и выбор путей построения собственной жизни, определение перспектив получения дальнейшего образования - все это создает

стрессовую ситуацию напряжения, энергетических затрат и возможного разочарования.

К возрастным трудностям жизненного самоопределения сегодня добавляется многообразие сложных социальных проблем, обусловленных изменениями в мировом сообществе, связанных с развитием идей глобализации. Происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, колеблются до взаимоисключения ценности и отторгаются некоторые традиционные нравственные и мировоззренческие представления, а новые вызывают множество сомнений, неэффективными оказываются многие стереотипы, привычные модели поведения. В условиях общей нестабильности обостряется вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений проблем экзистенциаль-

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

© Кукушкина Л.А., 2014

ного характера. Способности сделать осознанный выбор, должной готовности к жизненному и профессиональному самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь [2, с. 51].

Социальное становление граждан происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к качеству трудовых ресурсов на рынке труда. Востребован иной набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную социальную среду: способность к быстрому освоению нового, гибкость, динамика, мобильность, умение действовать методом проб и ошибок, взаимодействовать в изменяющемся мире.

В этих условиях формирования готовности старшеклассников к социальному самоопределению актуализируется проблема социально-педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора. Личностно ориентированная парадигма, суть которой состоит в новом видении назначения и смысла образования, в упрочении индивидуальных ценностей образования, удовлетворении личных запросов детей, в обеспечении их успешного самоопределения и самореализации, обращена к растущему гражданину как главной ценности. Обращенность образования к личностной ориентации означает принятие положения, согласно которому каждый человек обладает необходимым воспитательным потенциалом, главное в том, чтобы помочь ему в реализации этого потенциала, т.е. обеспечить социально - педагогическое сопровождение личности на этапе ее социального самоопределения.

Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как помощь подростку в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков, Т.Н. Сапожникова); как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (А.В. Мудрик), как пролонгированная педагогическая поддержка (П.А. Эльканова), как направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.), когда учащимся создаются условия для продуктивного решения возрастных проблем, чтобы они смогли понять их смыслы, назначение, ценности, содержание социальной деятельности, особенности ее освоения и реализации.

С этих позиций воспитание направлено на выработку у подрастающего человека готовности и способности разрешать свои проблемы, делать

жизненный выбор, опираясь на подлинные ценности, искать самостоятельно и с помощью взрослого наставника способы построения перспектив и реализации планов, пытаться ответить на вопросы: «Кто Я? Как живу, почему так поступаю? Чего хочу от жизни, от себя, от других людей? Куда двигаться дальше? Кого любить, кому молиться?» Ответы на них многое могут сказать о верности личностной позиции на путях формирования рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной судьбе в соотнесении с жизнью других людей.

В понятии социально-педагогического сопровождения отражены идеи развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бон-даревская, А.В. Петровский, А.И. Тубельский, Т.Н. Сапожникова), взгляды сторонников «педагогики сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амо-нашвили, И.П. Иванов), мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех возрастных, социальных и профессиональных групп (И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.), о педагогической поддержке (В.П. Бедерханова, О.С. Газ-ман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др.).

Поддержка возможна в ситуации, где есть содействие, сопровождение, сотрудничество, сопереживание, сочувствие процессам, способствующим становлению относительной автономии и независимости личности, самодеятельности и саморазвитию, самоиндентификации, самопознанию, самоопределению, самоорганизации, самоконтролю, самовыражению, самореализации.

Способность самостоятельно решать конкретные проблемы в жизненных ситуациях на основе ценностного выбора альтернатив имеет для старшеклассника особый личностный смысл в любой деятельности и зависит от мотива, которым он руководствуется. А.Н. Леонтьев подчеркивал: если значение - это средство связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире [3, с. 298 - 300].

Необходимым условием социального самоопределения становится развитие способности к самопознанию, самоизменению, самореализации и рефлексии. Умение действовать сообща для достижения позитивных целей способствует социализации старшеклассника. Научиться работать самостоятельно, выходить из ситуаций без стрессов и депрессий, определять свои возможности и удовлетворять потребности можно только в деятельности, социально приемлемой и личностно значимой, индивидуальной и совместной.

Социально-педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников -это особая сфера деятельности педагога как фаси-литатора, ориентированная на взаимодействие со

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

209

школьником в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней.

Это процесс формирования личностью своего отношения к социальной и трудовой сферам и способ ее самореализации, когда согласовываются внутриличностные и социально-профессиональные потребности на всех этапах жизненного пути. Социально-педагогическое сопровождение призвано расширить и углубить возможности самореализации растущей и развивающейся личности, помочь ей осознать свое призвание, понять экзистенциальный смысл своего бытия и обрести социальную компетентность.

Социально-педагогическое сопровождение социального самоопределения в профильных классах осуществляется на основе принципов дифференциации, индивидуализации, непрерывности, гибкости, открытости. Принцип дифференциации и индивидуализации означает направленность на организацию совместной деятельности с учетом личностных особенностей и запросов учащихся и ориентацией на расширение их социальных контактов в соответствии с общекультурными, социальными и индивидуальными запросами. Принцип непрерывности предполагает обеспечение последовательного, нефрагментарного, своевременного (оперативного или превентивного) содействия старшеклассникам в личностном продвижении. Руководствуясь принципом гибкости, педагоги включают старшеклассников в жизнедеятельность сообщества, используя инновационные подходы, развивающие диагностические процедуры, индивидуальные и групповые мини-программы, обучающие модули, оказывая консультативную помощь в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями. Принцип открытости позволяет субъектам взаимодействия гибко реагировать на изменившуюся ситуацию, освоить новые социальные роли, сменить позицию и т.д.

Результатом социально-педагогического сопровождения является овладение старшеклассниками ключевыми компетенциями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями; стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей; готовность к социально значимой деятельности, преодолению трудностей; умение налаживать социальные и деловые контакты; овладение правовой грамотностью в области регулирования социально-трудовых отношений между людьми.

В качестве методов социально-педагогического сопровождения социального самоопределения

старшеклассников профильных юридических классов мы используем: дискуссии, проекты, тренинги, игры (организационно-деятельностные, сю-жетно-ролевые, имитационные), наставничество, социальные практики, индивидуальные и групповые консультации, с помощью которых молодой человек приобретает опыт самопознания, самопонимания в процессе социокультурной деятельности.

Представим комплекс условий, обеспечивающих социально-педагогическое сопровождение социального самоопределения: фасилитационная направленность, проблематизация, ориентация на успех, социальная компетентность педагога. Фа-силитационная направленность - это смена назидательной, традиционной менторской позиции педагога отношениями, ориентированными на эмпатию, интуицию, личностную идентичность (К. Роджерс, Р. Берне). Способность педагога к фасилитирующему общению - это имманентно развивающееся качество личности педагога, вдохновляющее и побуждающее воспитанника на интенсивное, осознанное духовно-нравственное самоизменение и самодостраивание в соответствии с приоритетными смыслами жизнедеятельности.

Обобщение практического опыта позволило нам выделить такие ролевые функции педагога: организатор, но не контролер, инспектор, «начальник»; коммуникатор, а не всего лишь информатор, оратор, ритор; интерпретатор, а не просто источник, носитель, транслятор информации; дипломат как образец корректности, толерантности, достоинства; инициатор действий, генератор идей, координатор совместных усилий и т.д.

Каждому участнику предоставляется право выбора своей позиции, роли, формы участия. Содержание деятельности должно способствовать расширению социальных связей, развитию социальных отношений, реализации социальных интересов, намерений, потребностей, функций, ролей.

При совместном обсуждении перспектив и планов жизнедеятельности предусматривается информирование старшеклассников об особенностях социальных отношений, системе социальных ролей, функциях и статусах; социальных нормах, моделях и стереотипах поведения; имеющемся опыте интерактивного общения, конструктивного взаимодействия, толерантного поведения; формах самореализации в достижении его жизненных целей; уровнях сформированности готовности к самоопределению; возможностях и путях развития личностных качеств.

Старшеклассники осваивают возможности практического использования широко известных цепочек: осознание затруднения - формулирование проблемы - ее переформулирование в задачу - соотнесение с имеющимся объемом знаний и умений - решение задачи известным и доступным путем - соотнесение решения с проблемой -

210

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

оценка результатов, а также алгоритма коллективных творческих дел, принципа организаторской деятельности «четырех П» - планирования, подготовки, проведения и подведения итогов.

Для поощрения выбора используем игровые приемы распределения заданий (по желанию, жребий, поручения и их чередование, на конкурсной основе), предлагаем новые роли (пресс-секретарь, исполнительный директор программы, казначей, хранитель памяти). При организации социальных проб в специально созданных педагогом ситуациях культивируем приемы эмоционального подкрепления, педагогического стимулирования рефлексивных умений.

Социально-педагогическое сопровождение процессов, связанных с включением школьников в социальные отношения, выбором ими своей роли, позиции в контексте самореализации, самоутверждения и рефлексии, способствует приобретению практико-ориентированного опыта в социально значимой деятельности, выработке собственных

средств решения проблем, развитию навыков социального партнерства, социальной активности и функциональной грамотности.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Воронеж, 1996.

2. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. - Вып. 10. - М., 2000.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

4. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологических исследований // Педагогика. - 1998. - № 4.

5. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М., 2002.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.