Научная статья на тему 'Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников'

Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / VITAL SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL SUPPORT / REFLECTIVE-FORECASTING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожникова Татьяна Николаевна

В статье представлено авторское понимание сущности педагогического сопровождения жизненного самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы, базирующееся на рефлексивно-прогностическом подходе. Сформулированы и раскрыты принципы, правила и условия, которые могут быть положены в его основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Pedagogical Support of Vital Self-Determination of Senior Pupils

In the article the author's understanding of the essence of pedagogical support of vital self-determination of pupils of senior classes of the comprehensive school, basing on reflective-forecasting approach is submitted. Principles, rules and conditions which can be put in its basis are formulated and opened.

Текст научной работы на тему «Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников»

Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников

Т. Н. Сапожникова

В статье представлено авторское понимание сущности педагогического сопровождения жизненного самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы, базирующееся на рефлексивно-прогностическом подходе. Сформулированы и раскрыты принципы, правила и условия, которые могут быть положены в его основу.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение, принципы педагогического сопровождения, рефлексивно-прогностический подход.

Principles of Pedagogical Support of Vital Self-Determination of Senior Pupils

T. N. Sapozhnikova

In the article the author's understanding of the essence of pedagogical support of vital self-determination of pupils of senior classes of the comprehensive school, basing on reflective-forecasting approach is submitted. Principles, rules and conditions which can be put in its basis are formulated and opened.

Key words: vital self-determination, pedagogical support, principles of pedagogical support, reflective-forecasting approach.

Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников рассматривается нами как компонент педагогического процесса в старших классах общеобразовательной школы, направленный на создание условий для принятия юношами и девушками оптимальных решений в ситуациях экзистенциального выбора. Оно может базироваться на рефлексивно-прогностическом подходе, суть которого заключается в способности педагогов актуализировать потребность молодых людей в экзистенциальном выборе, включить их в процесс решения соответствующих прогностических задач.

Авторская концепция педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников предусматривает формулировку и обоснование специфических принципов - исходных требований и правил, выполнение которых обеспечивает достижение указанных выше целей.

Принципы экзистенциальной педагогики рассматриваются нами в качестве основополагающих [2]. К ним относятся принципы стимулирования саморазвития человека, нравственного саморегулирования, актуализации ситуации, социального закаливания [1].

Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения дополняют и инструментируют их.

Так, принцип эмпатийного взаимодействия предполагает создание такого пространства события педагога и воспитанника, в условиях которого формируется система социально одобряемых ценностных ориентаций партнеров, расширяется субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом.

Условия реализации принципа: 1. Наличие доверия и положительные отношения между учеником и учителем, референт-

ность взрослого: в этом случае старшеклассник перенимает лучшее в поведении, образе мыслей учителя, не боится самостоятельного решения прогностических задач экзистенциального содержания.

2. Взаимовлияние эмоциональных реакций и состояний учащихся и аффективных проявлений учителя, его эмоциональной гибкости как способности «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе; вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, то есть проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

3. Обеспечение педагогом сопровождения актуальных для ребенка смысложизненных переживаний.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих

правилах:

1. Педагог и воспитанники должны стать партнерами («спутник» и «сопутствующий»), положительно настроенными, способными понимать внутренний мир друг друга.

2. Положительно направленное отношение к взрослому должно формироваться с помощью одного из ряда механизмов: эмоционально-ценностной идентификации, эмоционального заражения, эмоционального присоединения через интериоризацию.

3. Педагог должен демонстрировать пример толерантности, понимать и поощрять индивидуальные отличия убеждений и жизненных принципов школьников, если они не противоречат нормам нравственности и морали.

4. В ситуациях несогласия молодого человека с социально принятыми морально-нравственными принципами педагог должен соблюдать педагогический такт и профессиональную этику, побуждать к самостоятельной реконст-

рукции воспитанником сложившихся смыс-ложизненных представлений. Принцип формирования антиципации (опережающего отражения своего будущего) направлен на формирование у старшеклассников готовности и способности действовать и принимать жизненно важные (экзистенциальные) решения с определенным пространственно-временным упреждением ожидаемых жизненных событий в заданном социальном пространстве. Условия реализации принципа:

1. Обогащение опыта познавательной деятельности старшеклассников через расширение круга знаний, опыта чувств, развитие словарного запаса, понимание связей и отношений между явлениями окружающего мира.

2. Развитие когнитивных способностей, оказывающих качественное влияние на познавательные психические процессы, в которое включено прогнозирование (анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей и закономерностей, выдвижение гипотез, целе-полагание, планирование, обобщение пр.).

3. Развитие рефлексии, необходимой для осознания вероятностного характера прогнозов, осознание личностной значимости и цели прогнозирования, его этапов.

4. Стимулирование реконструкции знаний о самом себе и окружающем мире в процессе решения прогностических задач экзистенциального содержания.

5. Расширение опыта отбора из числа имеющихся альтернатив наиболее оптимального варианта решения прогностических задач на основе имеющихся ценностных ориентаций и убеждений.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

1. Педагоги школы должны способствовать успешному усвоению старшеклассниками общеобразовательных и профильных учебных предметов, курсов по выбору; стимулировать получение дополнительных образовательных услуг и самообразование.

2. На этапе ознакомления учащихся с новой информацией они должны устанавливать ее связь с имеющимися знаниями; прогнозировать возможные варианты их использования в практике социального взаимодействия; демонстрировать альтернативные точки зрения по поводу рассматриваемого, их критический анализ на основе принятых в обществе куль-

турных ценностей и традиций; давать обоснование наиболее оптимальной позиции. 3. Педагоги школы должны знакомить учащихся с основными технологиями умственного труда. Развитие антиципации возможно при использовании соответствующих педагогических технологий (проектные технологии, технологии развития критического мышления, проблемные технологии, технологии включения учащихся в исследовательскую деятельность), когда учащимся необходимо решать прогностические задачи. Принцип формирования мотивационной перспективы, как логическое продолжение предыдущего, предполагает перевод мотивационных возможностей старшеклассников из их потенциальной формы в форму актуального существования. Он требует, чтобы в процессе сопровождения жизненного самоопределения педагоги стимулировали осознание и рефлексивно-ценностное осмысление воспитанниками прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего.

Условия реализации принципа:

1. Стимулирование процесса самопознания и самосознания школьниками актуальных потребностей и намерений, рефлексии их как личностно значимых и социально одобряемых.

2. Активизация внутренней поисковой активности, связанной с мысленным перебором возможных способов и средств их удовлетворения, исходя из условий социокультурной среды и собственных возможностей, склонностей, интересов, притязаний.

3. Включение старшеклассников в деятельность, направленную на поиск новых, возможно, более предпочтительных способов удовлетворения потребностей, а также определение субъективной вероятности в достижении успеха на основе совокупности факторов.

4. Побуждение старших школьников к самостоятельному и обоснованному принятию решения. Стимулирование прогнозирования его последствий: как положительных, с точки зрения социальных норм, так и отрицательных.

Этот принцип педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников реализуется в следующих правилах: 1. Педагогические функции и используемые педагогические средства должны соответст-

вовать выявленным особенностям мотиваци-онного поля воспитанника. 2. Педагог должен поддерживать как внешнюю, так и внутреннюю поисковую активность школьников.

Принцип стимулирования саморазвития индивидуальности в качестве основного требования предполагает создание условий для совершенствования старшеклассниками сущностных сфер своей личности, которые в совокупности определяют готовность к жизненному самоопределению.

Условия реализации принципа:

1. Стимулирование процесса самопознания.

2. Стимулирование субъектной позиции учащихся в учебно-воспитательном процессе.

3. Поощрение процесса самовоспитания, обсуждение его результатов.

4. Актуализация педагогами прогнозирования старшеклассниками образа «Я-будущее».

5. Стимулирование процесса выдвижения гипотез относительно способов достижения «потребного будущего» и их рефлексивно-ценностной экспертизы.

6. Формирование адекватной самооценки.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

1. Педагог должен создать условия для разработки учащимся программы саморазвития, которая предусматривала бы совершение нравственных поступков, участие в социально значимой деятельности, причем не только для реализации творческого потенциала, достижения успеха в социальных отношениях, но и для продвижения в самопознании, раскрытии смысла собственной жизни.

2. Наставник должен предоставить старшекласснику свободу выбора в реализации намеченного, побуждая при этом к регулярной рефлексии промежуточных результатов, внесению необходимых корректив в исходный замысел и прогнозированию их результатов. Принцип развивающей социальной интеракции направлен на стимулирование активного взаимодействия старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии связанных с ним переживаний. Результатом такого взаимодействия является социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор.

Условия реализации принципа:

1. Формирование социальной грамотности старшеклассников. Ознакомление их с вариантами жизненного самоопределения современника в условиях объективно существующей социокультурной среды.

2. Включение воспитанников в социально значимую деятельность, отличающуюся личностной значимостью и субъективной новизной.

3. Обогащение эмоционального мира старше -классников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств.

4. Формирование прогностической готовности к социальной оценке возможного экзистенциального выбора.

Выделяют следующие правила реализации рассматриваемого принципа педагогического сопровождения:

1. Взаимоотношения педагогов и старшеклассников должны способствовать осознанию потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиска решения этих проблем.

2. Подводя итоги социального творчества, педагогу важно обратить внимание воспитанников на личностный смысл и субъективную новизну полученного результата, на основании чего, по возможности, внести коррективы в образы «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее», в субъективную картину мира и жизненные перспективы.

Принцип дилеммности воспитания предусматривает включение школьников в ситуации экзистенциального выбора с вариативными способами решения с целью создания ценностно-смысловой интеграции.

Условия реализации принципа:

1. Актуальность моральных дилемм для школьника, понятность их содержания.

2. Предоставление молодому человеку возможности самостоятельно пережить ситуацию, оценить ее значимость и жизненную важность, самостоятельно найти способ решения и взять за него ответственность.

3. Стимулирование переноса способов решения искусственно смоделированных моральных дилемм в практику реального социального взаимоде йствия.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности: 1. Предлагаемые учителем проблемные ситуации должны обладать двумя свойствами: их внутреннее (психологическое) содержание должно

быть адекватно внутренним экзистенциальным процессам старшеклассников, внешнее (практическое) - соответствовать нормам и требованиям объективно существующей социокультурной среды. 2. Приветствуется использование заданий, направленных на самостоятельное моделирование жизненных иллюстраций к своим рассуждениям, для стимулирования самообразования, развития аналитических способностей, самостоятельности и инициативности. Принцип «социального зеркала» обеспечивает объективную оценку педагогом намерений и действий воспитанников на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и культурных традиций.

Условия реализации принципа:

1. Предоставление ребенку возможности социальной пробы в ситуации экзистенциального выбора.

2. Оценка учителем намерений или поступков учеников с позиции принятых в обществе ценностей и моральных норм.

3. Организация наблюдения детей за поведением других людей для его нравственной экспертизы.

4. Использование ярких примеров того или иного способа жизни из истории, литературы, реальной жизни.

5. Обращение к нормативно-правовым документам, регламентирующим жизнь человека в современном обществе.

6. Включение детей в анализ выбранного поступка или намерения с позиции значимых людей.

Правила реализации принципа:

1. Обсуждение со старшеклассником тех или иных вопросов, связанных с решением прогностических задач экзистенциального содержания, должно способствовать тому, чтобы он посмотрел на себя и свои проблемы со стороны, глазами других людей.

2. Проявление доверия к старшеклассникам и уважение их мнения.

Библиографический список

1. Рожков, М. И. Воспитание свободного человека. Педагогическое кредо [Текст] / М. И. Рожков. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 30 с.

2. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Электронный ресурс] / М. И. Рожков. -Режим доступа: http://www. yspu. yar. ru

3. George, R. L., Cristiani, T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed. Englewood Cliffs. - N. J.: Prentice-Hall, 1990.

4. Gladstein, G. A. Understanding empathy: integrating counseling, developmental and social psychology perspectives // Journal of Counseling Psychology, 1983. - Vol. 30. - P. 467-482.

5. Nuttin, J. Future time perspective and motivation. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1985. - P. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.