Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников
Т. Н. Сапожникова
В статье представлено авторское понимание сущности педагогического сопровождения жизненного самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы, базирующееся на рефлексивно-прогностическом подходе. Сформулированы и раскрыты принципы, правила и условия, которые могут быть положены в его основу.
Ключевые слова: жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение, принципы педагогического сопровождения, рефлексивно-прогностический подход.
Principles of Pedagogical Support of Vital Self-Determination of Senior Pupils
T. N. Sapozhnikova
In the article the author's understanding of the essence of pedagogical support of vital self-determination of pupils of senior classes of the comprehensive school, basing on reflective-forecasting approach is submitted. Principles, rules and conditions which can be put in its basis are formulated and opened.
Key words: vital self-determination, pedagogical support, principles of pedagogical support, reflective-forecasting approach.
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников рассматривается нами как компонент педагогического процесса в старших классах общеобразовательной школы, направленный на создание условий для принятия юношами и девушками оптимальных решений в ситуациях экзистенциального выбора. Оно может базироваться на рефлексивно-прогностическом подходе, суть которого заключается в способности педагогов актуализировать потребность молодых людей в экзистенциальном выборе, включить их в процесс решения соответствующих прогностических задач.
Авторская концепция педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников предусматривает формулировку и обоснование специфических принципов - исходных требований и правил, выполнение которых обеспечивает достижение указанных выше целей.
Принципы экзистенциальной педагогики рассматриваются нами в качестве основополагающих [2]. К ним относятся принципы стимулирования саморазвития человека, нравственного саморегулирования, актуализации ситуации, социального закаливания [1].
Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения дополняют и инструментируют их.
Так, принцип эмпатийного взаимодействия предполагает создание такого пространства события педагога и воспитанника, в условиях которого формируется система социально одобряемых ценностных ориентаций партнеров, расширяется субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом.
Условия реализации принципа: 1. Наличие доверия и положительные отношения между учеником и учителем, референт-
ность взрослого: в этом случае старшеклассник перенимает лучшее в поведении, образе мыслей учителя, не боится самостоятельного решения прогностических задач экзистенциального содержания.
2. Взаимовлияние эмоциональных реакций и состояний учащихся и аффективных проявлений учителя, его эмоциональной гибкости как способности «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе; вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, то есть проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.
3. Обеспечение педагогом сопровождения актуальных для ребенка смысложизненных переживаний.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих
правилах:
1. Педагог и воспитанники должны стать партнерами («спутник» и «сопутствующий»), положительно настроенными, способными понимать внутренний мир друг друга.
2. Положительно направленное отношение к взрослому должно формироваться с помощью одного из ряда механизмов: эмоционально-ценностной идентификации, эмоционального заражения, эмоционального присоединения через интериоризацию.
3. Педагог должен демонстрировать пример толерантности, понимать и поощрять индивидуальные отличия убеждений и жизненных принципов школьников, если они не противоречат нормам нравственности и морали.
4. В ситуациях несогласия молодого человека с социально принятыми морально-нравственными принципами педагог должен соблюдать педагогический такт и профессиональную этику, побуждать к самостоятельной реконст-
рукции воспитанником сложившихся смыс-ложизненных представлений. Принцип формирования антиципации (опережающего отражения своего будущего) направлен на формирование у старшеклассников готовности и способности действовать и принимать жизненно важные (экзистенциальные) решения с определенным пространственно-временным упреждением ожидаемых жизненных событий в заданном социальном пространстве. Условия реализации принципа:
1. Обогащение опыта познавательной деятельности старшеклассников через расширение круга знаний, опыта чувств, развитие словарного запаса, понимание связей и отношений между явлениями окружающего мира.
2. Развитие когнитивных способностей, оказывающих качественное влияние на познавательные психические процессы, в которое включено прогнозирование (анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей и закономерностей, выдвижение гипотез, целе-полагание, планирование, обобщение пр.).
3. Развитие рефлексии, необходимой для осознания вероятностного характера прогнозов, осознание личностной значимости и цели прогнозирования, его этапов.
4. Стимулирование реконструкции знаний о самом себе и окружающем мире в процессе решения прогностических задач экзистенциального содержания.
5. Расширение опыта отбора из числа имеющихся альтернатив наиболее оптимального варианта решения прогностических задач на основе имеющихся ценностных ориентаций и убеждений.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
1. Педагоги школы должны способствовать успешному усвоению старшеклассниками общеобразовательных и профильных учебных предметов, курсов по выбору; стимулировать получение дополнительных образовательных услуг и самообразование.
2. На этапе ознакомления учащихся с новой информацией они должны устанавливать ее связь с имеющимися знаниями; прогнозировать возможные варианты их использования в практике социального взаимодействия; демонстрировать альтернативные точки зрения по поводу рассматриваемого, их критический анализ на основе принятых в обществе куль-
турных ценностей и традиций; давать обоснование наиболее оптимальной позиции. 3. Педагоги школы должны знакомить учащихся с основными технологиями умственного труда. Развитие антиципации возможно при использовании соответствующих педагогических технологий (проектные технологии, технологии развития критического мышления, проблемные технологии, технологии включения учащихся в исследовательскую деятельность), когда учащимся необходимо решать прогностические задачи. Принцип формирования мотивационной перспективы, как логическое продолжение предыдущего, предполагает перевод мотивационных возможностей старшеклассников из их потенциальной формы в форму актуального существования. Он требует, чтобы в процессе сопровождения жизненного самоопределения педагоги стимулировали осознание и рефлексивно-ценностное осмысление воспитанниками прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего.
Условия реализации принципа:
1. Стимулирование процесса самопознания и самосознания школьниками актуальных потребностей и намерений, рефлексии их как личностно значимых и социально одобряемых.
2. Активизация внутренней поисковой активности, связанной с мысленным перебором возможных способов и средств их удовлетворения, исходя из условий социокультурной среды и собственных возможностей, склонностей, интересов, притязаний.
3. Включение старшеклассников в деятельность, направленную на поиск новых, возможно, более предпочтительных способов удовлетворения потребностей, а также определение субъективной вероятности в достижении успеха на основе совокупности факторов.
4. Побуждение старших школьников к самостоятельному и обоснованному принятию решения. Стимулирование прогнозирования его последствий: как положительных, с точки зрения социальных норм, так и отрицательных.
Этот принцип педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников реализуется в следующих правилах: 1. Педагогические функции и используемые педагогические средства должны соответст-
вовать выявленным особенностям мотиваци-онного поля воспитанника. 2. Педагог должен поддерживать как внешнюю, так и внутреннюю поисковую активность школьников.
Принцип стимулирования саморазвития индивидуальности в качестве основного требования предполагает создание условий для совершенствования старшеклассниками сущностных сфер своей личности, которые в совокупности определяют готовность к жизненному самоопределению.
Условия реализации принципа:
1. Стимулирование процесса самопознания.
2. Стимулирование субъектной позиции учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3. Поощрение процесса самовоспитания, обсуждение его результатов.
4. Актуализация педагогами прогнозирования старшеклассниками образа «Я-будущее».
5. Стимулирование процесса выдвижения гипотез относительно способов достижения «потребного будущего» и их рефлексивно-ценностной экспертизы.
6. Формирование адекватной самооценки.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
1. Педагог должен создать условия для разработки учащимся программы саморазвития, которая предусматривала бы совершение нравственных поступков, участие в социально значимой деятельности, причем не только для реализации творческого потенциала, достижения успеха в социальных отношениях, но и для продвижения в самопознании, раскрытии смысла собственной жизни.
2. Наставник должен предоставить старшекласснику свободу выбора в реализации намеченного, побуждая при этом к регулярной рефлексии промежуточных результатов, внесению необходимых корректив в исходный замысел и прогнозированию их результатов. Принцип развивающей социальной интеракции направлен на стимулирование активного взаимодействия старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии связанных с ним переживаний. Результатом такого взаимодействия является социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор.
Условия реализации принципа:
1. Формирование социальной грамотности старшеклассников. Ознакомление их с вариантами жизненного самоопределения современника в условиях объективно существующей социокультурной среды.
2. Включение воспитанников в социально значимую деятельность, отличающуюся личностной значимостью и субъективной новизной.
3. Обогащение эмоционального мира старше -классников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств.
4. Формирование прогностической готовности к социальной оценке возможного экзистенциального выбора.
Выделяют следующие правила реализации рассматриваемого принципа педагогического сопровождения:
1. Взаимоотношения педагогов и старшеклассников должны способствовать осознанию потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиска решения этих проблем.
2. Подводя итоги социального творчества, педагогу важно обратить внимание воспитанников на личностный смысл и субъективную новизну полученного результата, на основании чего, по возможности, внести коррективы в образы «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее», в субъективную картину мира и жизненные перспективы.
Принцип дилеммности воспитания предусматривает включение школьников в ситуации экзистенциального выбора с вариативными способами решения с целью создания ценностно-смысловой интеграции.
Условия реализации принципа:
1. Актуальность моральных дилемм для школьника, понятность их содержания.
2. Предоставление молодому человеку возможности самостоятельно пережить ситуацию, оценить ее значимость и жизненную важность, самостоятельно найти способ решения и взять за него ответственность.
3. Стимулирование переноса способов решения искусственно смоделированных моральных дилемм в практику реального социального взаимоде йствия.
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности: 1. Предлагаемые учителем проблемные ситуации должны обладать двумя свойствами: их внутреннее (психологическое) содержание должно
быть адекватно внутренним экзистенциальным процессам старшеклассников, внешнее (практическое) - соответствовать нормам и требованиям объективно существующей социокультурной среды. 2. Приветствуется использование заданий, направленных на самостоятельное моделирование жизненных иллюстраций к своим рассуждениям, для стимулирования самообразования, развития аналитических способностей, самостоятельности и инициативности. Принцип «социального зеркала» обеспечивает объективную оценку педагогом намерений и действий воспитанников на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и культурных традиций.
Условия реализации принципа:
1. Предоставление ребенку возможности социальной пробы в ситуации экзистенциального выбора.
2. Оценка учителем намерений или поступков учеников с позиции принятых в обществе ценностей и моральных норм.
3. Организация наблюдения детей за поведением других людей для его нравственной экспертизы.
4. Использование ярких примеров того или иного способа жизни из истории, литературы, реальной жизни.
5. Обращение к нормативно-правовым документам, регламентирующим жизнь человека в современном обществе.
6. Включение детей в анализ выбранного поступка или намерения с позиции значимых людей.
Правила реализации принципа:
1. Обсуждение со старшеклассником тех или иных вопросов, связанных с решением прогностических задач экзистенциального содержания, должно способствовать тому, чтобы он посмотрел на себя и свои проблемы со стороны, глазами других людей.
2. Проявление доверия к старшеклассникам и уважение их мнения.
Библиографический список
1. Рожков, М. И. Воспитание свободного человека. Педагогическое кредо [Текст] / М. И. Рожков. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 30 с.
2. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Электронный ресурс] / М. И. Рожков. -Режим доступа: http://www. yspu. yar. ru
3. George, R. L., Cristiani, T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed. Englewood Cliffs. - N. J.: Prentice-Hall, 1990.
4. Gladstein, G. A. Understanding empathy: integrating counseling, developmental and social psychology perspectives // Journal of Counseling Psychology, 1983. - Vol. 30. - P. 467-482.
5. Nuttin, J. Future time perspective and motivation. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1985. - P. 40.