Научная статья на тему 'Определение педагогических условий социального самоопределения учащихся в профильных юридических классах'

Определение педагогических условий социального самоопределения учащихся в профильных юридических классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL SELF-DETERMINATION / SUBJECTIVE POSITION OF PUPILS / SOCIO-PEDAGOGIC MAINTAINANCE / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина Любовь Анатольевна

В статье рассматривается сущность социального самоопределения учащихся профильных классов. Определяются и характеризуются педагогические условия социального самоопределения учащихся профильных юридических классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукушкина Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essence of social selfdetermination of pupils in specialized classes. The pedagogic conditions of social self-determination of students in specialized juridical classes are defined and characterized.

Текст научной работы на тему «Определение педагогических условий социального самоопределения учащихся в профильных юридических классах»

УДК 377

Кукушкина Любовь Анатольевна

Костромской государственный университет им. Н.А Некрасова

Luk-kuku@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛАССАХ

В статье рассматривается сущность социального самоопределения учащихся профильных классов. Определяются и характеризуются педагогические условия социального самоопределения учащихся профильных юридических классов.

Ключевые слова: социальное самоопределение, субъектная позиция учащихся, социально-педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка.

Социально-экономические преобразования в нашей стране направлены на стабилизацию и развитие рыночных отношений, что требует от молодого поколения профессиональной и социальной мобильности, активности, способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, труда, осуществлять осознанный выбор при многообразии вариантов решения проблемы занятости, нести ответственность за принимаемые решения.

Сложившиеся понимание социального самоопределения как составляющей общего процесса развития личности предполагает взаимодействие двух структур. С одной стороны - это, личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой - взаимосвязь педагогических условий, способствующая социальному самоопределению учащихся старших классов [2; 3]. В основе социального самоопределения человека лежит идея соотношения себя относительно признанных общекультурных человеческих норм и ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной концепции с позиций социального, профессионального, семейного, культурного развития.

Изучение и рассмотрение феномена социального самоопределения привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, психологии, философии и социологии. В настоящее время нет единой трактовки этого понятия. Под социальным самоопределением в широком смысле мы понимаем многоуровневый, противоречивый процесс, зависящий от объективных и субъективных факторов, от внешних и внутренних социальных ресурсов.

Социальное самоопределение учащихся это процесс, основанный на включенности старшеклассника в определении своего жизненного вы-

бора и готовности самостоятельно, осмысленно осуществлять и реализовывать свои личные планы с учетом потребности общества.

В послании президента Федеральному собранию (2010 г.) отмечено: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» говорил когда-то Уинстон Черчилль. Сегодня его власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии». Одним из механизмов направленных на решение этой задачи является профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Задача которого - создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающегося, с учетом реально сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Данное направление работы должно сформировать у школьника: умение объективно оценивать свои способности, возможности к продолжению образования по выбранному направлению, или сменить профиль подготовки; осознанно осуществлять выбор дальнейшей профессиональной подготовки; готовность нести ответственность за сделанный шаг в определении профессиональной стратегии и прикладывать усилия для получения качественного образования.

На рынке образовательных услуг большой популярностью пользуются юридические, правовые специальности, как следствие возрастает потребность в выделении и исследовании педагогических условий, которые способствовали бы эффективному обеспечению процесса социального самоопределения старшеклассников профильных классов по данному направлению. Рассмотрение этих условий позволит наметить пути совершенствования образовательного процесса,

258

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

© Кукушкина Л.А., 2010

реализовать возможности профильного обучения, улучшить подготовку школьников к осознанному выбору профессии.

Основываясь на теоретических подходах к процессу социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, мы предположили, что для эффективной реализации данного направления, необходимо чтобы соблюдались следующие педагогические условия:

- формирование субъектной позиции учащегося в социально-профессиональном выборе;

- реализация комплексной работы в рамках учебной и внеучебной деятельности, основанной на социально-профессиональной направленности;

- организация педагогической поддержки в процессе освоения учащимися профессиональной роли.

При реализации первого условия, мы опирались на понимание роли учащегося с позиции его как субъекта деятельности. Субъектную позицию подростка, мы будем определять как критерий его личностного развития, проявляющийся в стремлении к активному познанию самого себя, к социальному самоопределению, к выстраиванию профессиональной стратегии, к принятию норм и ценностей России как правового государства.

Рассматривая воспитывающую среду профильного класса как условие формирования субъектной позиции подростка, мы выделяем следующие ее функции:

1. Социальную, обеспечивающую освоение подростком социального опыта.

2. Защитную, организующую защищенность подростка от возможного негативного влияния социальной среды, потенциальных и возможных угроз существующих в обществе.

3. Педагогической поддержки, направленной на личностное развитие подростков, формирование их субъектной позиции в воспитывающей среде класса.

Педагогического влияния педагога на формирование субъектной позиции учащегося в социально-профессиональном выборе предполагает субъект-субъектные отношения.

Субъект-субъектное взаимодействие: а) тактика помощи со стороны педагога, прямое заинтересованное участие (советом, идеями, информационными ресурсами и т.д.) при доминировании самостоятельности, активности и креатива

самого учащегося; б) в процессе совместного обсуждения педагог стремится выяснить позицию учащегося, обеспечивается самостоятельность при поддержке его активности и творчества на всем протяжении взаимодействия; в) тактика взаимодействия, соучастия и сотрудничества, при которой четко определяются функции и ответственность каждого из субъектов за общий процесс и результат деятельности [10].

Эффективность воспитания связывается не столько с тем, удалось ли педагогу передать старшеклассникам свои знания, умения, компетенции, сколько с тем, сумело ли оно подготовить старшеклассников к самостоятельным действиям, научило ли их творчески мыслить, принимать ответственные решения в сложных социальнополитических, профессиональных, нравственных ситуациях. Субъектная позиция отражает индивидуальность, творческое начало, способность к самоорганизации, самоконтролю, а так же к способности выстраивать личную профессиональную стратегию. Приоритетной задачей современного образования становится развитие и формирования субъектной позиции личности подростка, предполагающая не пассивное ожидание, а активное действие с опорой на себя, свой личностный потенциал в формировании социальнопрофессионального выбора.

Реализация второго условия - реализация комплексной работы в рамках учебной и неученой деятельности, основанной на социально-профессиональной направленности, позволяет создать условия для продуктивного решения включенности школьников в социальные отношения, выбором ими своей роли, позиции в контексте самореализации.

В условиях формирования готовности старшеклассников к социальному самоопределению актуализируется проблема социально-педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора.

Способность самостоятельно решать конкретные проблемы в жизненных ситуациях на основе ценностного выбора альтернатив имеет для старшеклассника особый личностный смысл в любой деятельности и зависит от мотива, которым он руководствуется. А.Н. Леонтьев подчеркивал: если значение - это средство связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире [4, с. 298].

Социально-педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников - это особая сфера деятельности педагога как фасилитатора, ориентированная на взаимодействие со школьником в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней [10].

Педагогическое сопровождение социального самоопределения учащихся в профильных юридических классах осуществляется на основе принципов дифференциации, индивидуализации, непрерывности, гибкости, открытости. Результатом является, овладение старшеклассниками ключевых компетенций, содержание которых обеспечивает эффективность социального самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями; стремление к самопознанию; готовность к социально значимой профессиональной деятельности; умение взаимодействовать, выстраивать отношения с социальными партнерами; овладение базовыми юридическими знаниями умениями определяющими дальнейший профессиональный выбор.

В качестве методов педагогического сопровождения социального самоопределения старшеклассников профильных классов мы используем: дискуссии, проекты, тренинги, игры (организационно-деятельностные, сюжетно-ролевые, имитационные), наставничество, социальные практики, индивидуальные и групповые консультации, с помощью которых молодой человек приобретает опыт самопознания, самопонимания в процессе социокультурной деятельности.

Обобщение практического опыта позволило нам выделить такие ролевые функции педагога: организатор, но не контролер, инспектор, «начальник»; коммуникатор, а не всего лишь информатор, оратор, ритор; интерпретатор, а не просто источник, носитель, транслятор информации; дипломат как образец корректности, толерантности, достоинства; инициатор действий, генератор идей, координатор совместных усилий и т.д. [6].

Каждому участнику предоставляется право выбора своей позиции, роли, формы участия. Содержание деятельности должно способствовать расширению социальных связей школьника, его развитию, реализации социальных интересов, намерений, потребностей, функций, ролей.

Сопровождение процессов, связанных с включением школьников в социальные отношения, выбором ими своей роли, позиции в контексте самореализации, самоутверждения и рефлексии, способствует приобретению практико-ориенти-рованного опыта в социально значимой деятельности, выработке собственных средств решения проблем, развитию навыков социального партнерства, социальной активности и функциональной грамотности.

Реализация третьего условия - организация педагогической поддержки в процессе освоения учащимися профессиональной роли - направлена на самопознание учащихся, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом является готовность учащегося к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Под педагогической поддержкой, мы понимаем, превентивную и оперативную помощь в развитии, содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в профессиональном самоопределении.

Организация педагогической поддержки процесса освоения учащимися профессиональной роли юриста включает следующие направления работы:

1. Аналитико-диагностическое - подразумевает педагогическое исследование учащихся, диагностику общих и частных проблем, подготовку педагогического заключения и рекомендаций по выбранному юридическому профилю.

2. Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования в юридической, правовой сферах.

3. Консультативное направление предполагает взаимодействие педагогов с учащимися, по вопросам развития, обучения, социального и профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе юридической профильной подготовки.

4. Организационное направление включает как координация деятельности самих субъектов, так и всего процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов.

260

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

Комплексным результатом педагогической поддержки становится готовность старшеклассников к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей, к готовности их к выстраиванию личной профессиональной стратегии.

Таким образом, эффективное социальное самоопределение учащихся профильных юридических классов основывается на сформированной субъектной позиции личности подростка при социально-профессиональном выборе, на педагогической поддержке и сопровождении процесса связанного с включением старшеклассника в социальные отношения, помощи им в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения в определении будущей ступени получения образования.

Библиографический список

1. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. - Волгоград, 2002. -208 с.

2. Винтин И.А., Кадакин В.В. Социальное самоопределение старшеклассников в новых культурных и общественно-экономических условиях. - Саранск, 2003. - 140 с.

3. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии. - М., 2006. - 352 с.

4. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психологии. - М., 1981. - 236 с.

5. Лесовик И.В. Педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении // Ростовский электронный журнал. -№18 [140]. - 01.10.2006 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.relga.ru.

6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методические пособие. - М., 2002. -400 с.

8. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. - 2002. - №4. - С. 20-27.

9. ТюшевЮ.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб., 2006. - 160 с.

10. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М., 2005. - 128 с.

11. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Роди-чев Н. Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. - М., 2004. - 311 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.