Научная статья на тему 'Социально - педагогическое сопровождение семей с дезадаптированными подростками в условиях ОУ'

Социально - педагогическое сопровождение семей с дезадаптированными подростками в условиях ОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЙ ПОДРОСТОК / СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MALADJUSTED ADOLESCENTS / SOCIAL PEDAGOGICAL MAINTENANCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шашуро А.Е.

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия дезадаптированный подросток. Описана система социально-педагогического сопровождения семей с дезадаптированными подростками в условиях общеобразовательной школы. Выделены педагогические условия социально-педагогического сопровождения и проведен анализ социально-педагогического сопровождения семей с дезадаптированными подростками в условиях общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шашуро А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально - педагогическое сопровождение семей с дезадаптированными подростками в условиях ОУ»

Шашуро А.Е. ©

Ишимский педагогический институт им П.П. Ершова, филиал ТюмГУ

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ОУ

Аннотация

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия дезадаптированный подросток. Описана система социально-педагогического сопровождения семей с дезадаптированными подростками в условиях общеобразовательной школы. Выделены педагогические условия социально-педагогического сопровождения и проведен анализ социально-педагогического сопровождения семей с дезадаптированными подростками в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова: дезадаптированный подросток, социально- педагогическое сопровождение, педагогические условия.

Keywords: the maladjusted adolescents, social pedagogical maintenance, pedagogical conditions.

Проблема социально-педагогического сопровождения семей с дезадаптированными подростками в условиях общеобразовательной школы является актуальной на сегодняшний день, так как в современном обществе с каждым годом растет детская преступность, развивается тенденция к резкому увеличению числа подростков, проявляющих девиантное поведение. В России эта проблема решается, в учебных заведениях проводятся различные мероприятия с дезадаптированными подростками. Однако до сих пор мало ведется работа с семьями, в которых растут такие дети.

Попов В.А определяет дезадаптацию как «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения» [8].

По мнению Д.И. Фельдштейна дезадаптация подростка - это неумение, трудность освоения норм и правил поведения. Она является комплексом физиологически выраженных особенностей нервной системы и приобретенных свойств - потребностей характера, способностей [2].

Дезадаптированные подростки - это несовершеннолетние дети или школьники, которые по причине неблагоприятных обстоятельств утратили способность к осуществлению нормальных видов деятельности, характерных их возрасту, их поведение носит часто асоциальный или антисоциальный характер [4,С.3-5]. Данная категория подростков характеризуется: отклонением от признанных в обществе правил культуры поведения, неуравновешенностью в поступках, которое проявляется в том, что подросток не выслушивает до конца, вступает в перепалку или драку («лезет на рожон»), возбудимостью, заторможенностью, или частая смена этих двух состояний, излишней вспыльчивостью, стремлением обратить на себя внимание и т.д.

Социально-педагогическое сопровождение - это деятельность, нацеленная на обеспечение условий для обучения, развития и социальной адаптации неблагополучных подростков и детей [8].

Его главными целями является: выявление семей, нуждающихся в социальной и психологической поддержке, и работа с ними; нахождение истоков неблагополучия; помощь в установлении в образовательном учреждении психологически комфортной и безопасной атмосферы; содействие в разрешении личных проблем и трудностей социализации, в установлении отношений с ровесниками и старшими родственниками; профилактика асоциального поведения.

© Шашуро А.Е., 2016 г.

Сопровождение семей с трудными подростками разбивается на следующие этапы [5]:

1. Исследование условий жизни семьи и подростка.

На данном этапе педагог должен выявить специфику имеющихся проблем и реальные причины неблагополучия учащегося. Также он может затребовать и проанализировать данные из медучреждений, побеседовать с соседями и учителями.

2. Исследование условий проживания при визите на дом.

На этом этапе педагог может узнать, есть ли дефицит жизненного пространства в семье, проблемы с санитарией и гигиеной, какова специфика питания подростка, как организовано его спальное место, насколько хорошо он обеспечен одеждой и обувью по сезону. При выявлении проблем составляется акт.

3. Определение служб, ранее сопровождавших семью.

Педагог может получить всю нужную информацию по месту жительства подростка, у участкового или инспектора по делам несовершеннолетних. Также он может пообщаться с медработником в учебном учреждении или участковым педиатром, либо запросить информацию у нарколога и психиатра по месту жительства, чтобы узнать, ставились ли родители подростка на учет [1].

Под «педагогическим условием» принято понимать некий компонент педагогической направленности, нацеленный на обеспечение развития личностного аспекта субъекта образовательного процесса, т.е. на организованную форму работы с подростками.

Социально-педагогическое сопровождение семей с дезадаптированными подростками в условиях общеобразовательной школы будет эффективным при следующих педагогических условиях:

- информационно - просветительская работа для родителей подростков;

- организация совместных досуговых мероприятий, способствующих формированию взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

- проведение тренинговых занятий для развития навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

Для проверки эффективности данных условий была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МАОУ «Александровская СОШ». В эксперименте участвовали подростки 6 «А» и 6 «Б» классов 12-13 лет. Общее количество испытуемых - 30 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов:

Первый этап - констатирующий - выявление и диагностика уровня дезадаптации подростков в обеих группах.

Второй этап - формирующий - реализация педагогических условий социально-педагогического сопровождения семей с дезадаптированными подростками в экспериментальном классе.

Третий этап - контрольный - повторная диагностика, анализ результатов исследования.

Результаты исследования по методикам (Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко; Опросник склонности к отклоняющемуся поведению, разработанного Вологодским центром; методика диагностики агрессивности Басса-Дарки.) на констатирующем этапе с высоким уровнем дезадаптации было выявлено 8 испытуемых экспериментальной группы (53%), в контрольной группе с высоким уровнем дезадаптации было выявлено 6 испытуемых (40%).

На формирующем этапе эксперимента по результатам констатирующей диагностики было организовано социально-педагогическое сопровождение семей с дезадаптированными подростками в экспериментальном классе.

Работа осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап.

Совместная деятельность с семьями подростков осуществлялась по следующей программе.

Информационно-просветительская работа для родителей подростков. Ее целью является предупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышения коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками, для этого были проведены родительские собрания на тему: «Я и мой подросток. Психологические особенности подросткового возраста », «Тонкости полового воспитания», «Стили родительского общения». Второй этап.

Организация совместной досуговой деятельности.

Был организован семейный праздник «Наша родословная».

Цели: способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей; сформировать у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы, воспитание у учащихся интереса и любознательности, открытости, положительных эмоций; чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; сплочение классного коллектива. Третий этап.

Представляет собой психологический тренинг «Шаг навстречу». Его целью является оптимизация детско-родительских отношений в семьях подростков, склонных к девиантному поведению, развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятие других.

Для проверки эффективности формирующего этапа была проведена повторная диагностика уровней дезадаптации у испытуемых. Методики контрольного обследования совпадали с методиками констатирующего обследования.

Повторное прохождение методик показало, что у 7 испытуемых снизился уровень дезадаптации.

По результатам методик видно, что в контрольной группе показатели не изменились 6 испытуемых (40%) с высоким уровнем дезадаптации. В экспериментальной группе показатели снизились 1 испытуемый (7%) с высоким уровнем дезадаптации. Таким образом, в контрольной группе показатели не изменились, в экспериментальной из 8 испытуемых с высоким уровнем дезадаптации, после реализации педагогических условий выявлен только 1 подросток.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: предложенные нами педагогические условия способствовали снижению уровня дезадаптации у подростков экспериментальной группы.

Литература

1. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] /М.И.Бобнева. - М.: Наука,

2007. - 309 с.

2. Ведерникова Л.В. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности [Текст] /Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина, О.А. Поворознюк//Сибирский педагогический журнал .-2014. - №3. - С. 8-13

3. Ведерникова Л.В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] /Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина, О.А. Поворознюк //Педагогическое образование и наука .- 2014. - № - №3. - С. 52-55.

4. Гордон, Л. А. Социальная адаптация в современных условиях [Текст] /Л.А. Гордон//Социс. -

2008. - №8-9.

5. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] /В.П.Кащенко. - М.: Академия, 2009. - 301 с.

6. Поворознюк О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей[Текст] /О.А. Поворознюк. XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.-С. 92-94.

7. Поворознюк О.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования[Текст] /О.А. Поворознюк// Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова.-2013.-№5(11).- С.97-101.

8. Психолого-педагогическая поддержка подростков в образовательной среде (сборник научных статей). - Саратов 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.