Научная статья на тему 'Социально-педагогическое проектирование корпоративной культуры вуза как условие успешного участия в профессиональных pr-конкурсах (на примере деятельности управления по связям с общественностью Челябинского государственного университета)'

Социально-педагогическое проектирование корпоративной культуры вуза как условие успешного участия в профессиональных pr-конкурсах (на примере деятельности управления по связям с общественностью Челябинского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филиппов Дмитрий Евгеньевич, Шатин Андрей Юрьевич, Некипелов Андрей Валентинович, Озорнина Елена Валерьевна, Макфузова Дарья Игоревна

В статье рассматривается корпоративная культура с позиций метода социально-педагогического проектирования. Анализируется эмпирический материал по участию Челябинского государственного университета в профессиональных конкурсах «PRоба», «Серебряный лучник», «Белое крыло», а также проект «Связывая инвестиции и инновации», завоевавший премию «Белое крыло»-2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Филиппов Дмитрий Евгеньевич, Шатин Андрей Юрьевич, Некипелов Андрей Валентинович, Озорнина Елена Валерьевна, Макфузова Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое проектирование корпоративной культуры вуза как условие успешного участия в профессиональных pr-конкурсах (на примере деятельности управления по связям с общественностью Челябинского государственного университета)»

на наш взгляд, представляют и такие номинации, как 81хе1а (вспомните сказку «Царевна-лягушка»), Царь («Было у царя три сына...», грива (конь с золотой гривой), ведЬмА (героиня быличек), Дракон (ср. Змей-горыныч), Уевпа (сказки о Снегурочке, о лисе и зайце), Ье1о (лето красное).

В пространстве социальных сетей (В контакте, Мой Мир и других), в блогосфе-ре (1ivejourna1.com, 8Ьа1а1а.Ьу) пользователи многообразно актуализируют на своих личных страницах ассоциации с фольклором. Так, например, на странице пользователя певтеуапа размещены обозначения «Царевна несмеяна», «Тридевятое государство тридесятое царство»; у другого пользователя с тем же именем в качестве аватара используется изображение лягушки. В Живом Журнале на странице «Иван-царевича» (ivan_tsarevich) обнаруживаются элементы языковой игры: Серый волк (ваня уехал).

Радует, что традиционная культура, представленная в фольклорных образах и мотивах, до сих пор не вытеснена из сознания современного человека. Она по-прежнему остается источником его творческого вдохновения, основой внутренней силы и благополучия. Несмотря на мощное воздействие средств массовой информации и низовых субкультур, ориентированных на ценности западной культуры и генетически с ней связанных (по содержанию и формам), традиционные смыслы - ядро образов - сохраняются в виде прецедентных имен и свернутых текстов и находят свое воплощение даже в технологизированной коммуникативной среде.

Список литературы

1. Берков, В. П. Большой словарь крылатых слов и выражений русского языка [Текст] / В. П. Берков, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова. 2-е изд, испр. и доп. - Магнитогорск : МаГУ; Greifswa1d : Егш^Могкг-АгпЛ-ипгуегека;, 2009. - Т. 1-11.

2. Голованова, Е. И. Персоним как явление массовой культуры и коммуникации [Текст] / Е. И. Голованова // Филология и культура : материалы междунар. науч. конф. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. - С. 34-37.

3. Карпова, Т. Б. Самопрезентация в Интернете и ее речевое воплощение [Текст] / Т. Б. Карпова // Вестник Пермского ун-та. - 2006. -Вып. 3 (3). - С. 256-263.

4. Мечковская, Н. Б. Лингвистический ки-берпанк в русском Интернете: функции и виды языковой игры с английскими заимствованиями [Текст] / Н. Б. Мечковская // S1avistiCna revija. - 2007. - № 1-2. - S. 48-64.

5. Русское культурное пространство [Текст] : лингвокультурологический словарь : Вып. 1 / сост. И. С. Брилева, Н. П. Вольская, Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко, В. В. Красных. -М. : Гнозис, 2004. -318 с.

6. Трофимова, Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты [Текст] / Г. Н. Трофимова. - М. : Изд-во РУДН, 2004. -380 с.

Дмитрий Евгеньевич Филиппов, Андрей Юрьевич Шатин Андрей Валентинович Некипелов, Елена Валерьевна Озорнина

Дарья Игоревна Макфузова

Челябинский государственный университет

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УЧАСТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЯ-КОНКУРСАХ (на примере деятельности управления по связям с общественностью Челябинского государственного университета»)

В статье рассматривается корпоративная культура с позиций метода социалъно-педаго-гического проектирования. Анализируется эмпирический материал по участию Челябинского государственного университета в профессиональных конкурсах «РЯоба», «Серебряный лучник»,

«Белое крыло», а также проект «Связывая инвестиции и инновации», завоевавший премию «Белое крыло»-2011.

Ключевые слова: корпоративная культура, социально-педагогическое проектирование, связи с общественностью.

Современная экономическая ситуация диктует новые условия для развития организаций любых сфер деятельности. Становится актуальным использование все новых средств и методов укрепления их позиций на рынке. Одним из таких мощных инструментов становится корпоративная культура организации.

Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких, как менеджмент, социология, психология, культурология.

Исследователи корпоративной культуры в области менеджмента и управления определяют данное понятие как модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной и, следовательно, должна быть передана для усвоения новым членам организации как единственно правильный способ восприятия, представления, отношения1. В частности, профессор Т. О. Соломандина рассматривает актуальные вопросы диагностики и развития организационных культур компаний, совершенствующих стратегии управления человеческими ресурсами в условиях рыночной перестройки бизнеса: сущность культуры, ее элементы, способы возникновения и закономерности развития, методы диагностикиразвития2.

Корпоративная культура представляет собой один из важнейших нематериальных ресурсов, способных существенно воздействовать на результативность функционирования корпорации. В обстановке быстро изменяющейся внешней и внутренней корпоративной среды обращение к культурному потенциалу организации способно обеспечить инновационную восприимчивость, способность к постоянному развитию. Корпоративная культура, представляя собой систему наиболее общих и стабильных ценностей, представлений, целей, принципов и правил поведения, разделяемых в корпорации, способствует более эффективной адаптации организации к внешней среде, налаживанию устойчивых и благоприятных внешних связей, а также служит действенным механизмом интеграции внутренних корпоративных процессов. Умелое управление корпо-

ративным культурным потенциалом имеет все шансы превратить его в уникальное конкурентное преимущество фирмы и, тем самым, усилить ее конкурентные позиции на рынке3.

Чаще всего феномен корпоративной культуры рассматривают с культурологической точки зрения. В частности, профессор Т. Н. Персикова рассматривает сущность, историю возникновения, методы развития и поддержания, а также формы проявления корпоративной культуры, анализирует особенности корпоративных культур в различных национальных контекстах4.

Корпоративная культура имеет также и педагогический аспект, т. е. обучает правилам корпоративного поведения, воспитывает корпоративные ценности.

О. И. Горбатько выявляет закономерности развития современной корпоративной культуры в образовательной среде5, опираясь на теоретико-педагогические положения о содержании культуры образовательного учреждения, имеющиеся в современной педагогике и рассмотренные в трудах В. А. Сластенина6, Е. Н. Шиянова7, В. А. Кобылянского8 и других.

Поэтому для организации эффективной деятельности в сфере корпоративной культуры мы можем применять педагогические методы. В частности, метод социально-педагогического проектирования.

Вслед за профессором И. А. Колесниковой под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, приводящих к позитивным изменениям в социальной среде.

Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее про-

странство педагогическими элементами, тем самым педагогизируя общественное сознание9.

При этом как социальное проектирование, вслед за В. И. Курбатовым и О. В. Курбатовой, мы будем рассматривать проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений10, тогда как под педагогическим проектированием будем понимать деятельность, направленную на создание новых возможностей для становления человеческой деятельности. Педагогическое проектирование используется не только при организации процесса обучения, оно находит применение в организации управленческой и социокультурной деятельности образовательным учреждением по различным аспектам и направлениям.

Можно выделить два основных этапа развития метода педагогического проектирования11.

1 этап - (1977-1994 гг.). Рассмотрение педагогического проектирования как комплексной проблемы в отдельной узкой области, а именно в области компьютерных средств обучения. (Основные исследователи - Е. И. Машбиц12,

B. Я. Ляудис13, Т. В. Габай14, В. П. Беспалько15, Ю. Г. Татур16).

2 этап - (1995 г. - по наст. вр.). Используется понятие «педагогическое проектирование». Педагогическое проектирование применяется для решения специальных исследовательских задач. Педагогическое проектирование становится специальным предметом исследования. (Основные исследователи - Е. И. Казакова17, Е.

C. Заир-Бек, В. Е. Радионов18).

0. Н. Яковлева рассматривает теоретические аспекты проблемы педагогического проектирования с позиций системного, деятель-ностного и, что важно для нас, информационного подходов, дает описание процесса педагогического проектирования, его организационной структуры, а также содержания концепции педагогического проектирования19.

Е. С. Заир-Бек определяет педагогическое проектирование как «специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного»20.

Социально-педагогическое проектирование позволяет оценивать результат проектной деятельности по следующим критериям:

1. Полнота реализации проектного замысла.

2. Соответствие контексту проектирования.

3. Соответствие культурному аналогу.

4. Степень новизны.

5. Социальная (практическая, теоретическая) значимость.

6. Гуманитарность.

7. Эстетичность.

8. Удовлетворенность участием в проекте.

9. Степень освоения процедур проектирования.

10. Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта21.

Одним из элементов оценки эффективности социально-педагогического проектирования корпоративной культуры является участие в профессиональных РЯ-конкурсах. В современном обществе проводится множество профессиональных конкурсов для специалистов. Участие в данных мероприятиях - это возможность показать свой творческий потенциал. Кроме того, на конкурсах создаются тренды и презентуются инновационные технологии, а получение этой информации значимо в условиях, когда маркетинговые инструменты модернизируются и видоизменяются крайне быстро, вслед за стремительным техническим прогрессом и интернетизацией.

В сфере связей с общественностью наиболее значимыми являются следующие профессиональные конкурсы. Во-первых, это Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник», которая была учреждена 25 июня 1997 года Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом журналистов РФ и Российской ассоциацией по связям с общественностью. Основную роль по формированию условий Конкурса проектов отвели Экспертному совету, который был сформирован из представителей сильнейших московских РЯ-агентств - успешным практикам, которые, опираясь на свой опыт, могли бы разработать систему оценки проектов и договориться друг с другом о том, как она будет отстроена. Все они благосклонно приняли приглашение, отметив, что оно содержит в себе фактическое признание их заслуг и авторитета22.

Во-вторых, Всероссийский конкурс «Уральская премия за достижения в сфере связей с общественностью "Белое крыло"» - ежегодный всероссийский конкурс РЯ-специалистов, направленный на развитие и укрепление профессиональной отрасли связей с общественностью. Премия является некоммерческим проектом. Конкурс проводится по инициативе

Уральского отделения РАСО. Свою историю конкурс «Белое крыло» ведет с декабря 2001 года. Следуя главной цели, Премия формирует конкурентоспособный и цивилизованный PR-рынок в регионах. Ежегодно победители конкурса задают профессиональные ориентиры для коллег, которые в свою очередь стараются эти стандарты превзойти по эффективности, креативности и грамотному выполнению23.

В-третьих, PROBA-IPRA GWA - один из первых и крупнейших профессиональных конкурсов в сфере PR в России. Конкурс проводится с 2000 года Северо-Западным отделением Российской Ассоциации по связям с общественностью (СЗ РАСО). С 2004 года конкурс PROBA сотрудничает с международным конкурсом IPRA Golden World Awards, учрежденным Международной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA): обладатели российской премии PROBA выходят на соискание IPRA GWA - одной из самых престижных международных наград в области связей с общественностью24.

Участие в каждом из этих конкурсов предполагает проектный подход. Оценка проектов осуществляется по следующим критериям: актуальность, цели, задачи, стратегия, креативные решения, описание практических действий, описание результатов.

Данные критерии полностью сопоставимы с критериями социально-педагогического проектирования. Вместе с тем, участие в профессиональных конкурсах это независимая экспертная оценка, возможность оценить и сравнить свои результаты с достижениями других.

Рассмотрим влияние социально-педагогическое проектирования корпоративной культуры на участие в профессиональных конкурсах на примере деятельности управления по связям с общественностью Челябинского государственного университета.

Челябинский государственный университет был создан в 1976 году с целью формирования в Челябинской области и Южно-Уральском регионе центра образования, науки и культуры, удовлетворения потребности региона в кадрах математиков, физиков, химиков, филологов, историков, имеющих фундаментальную университетскую подготовку. Такие специалисты в Челябинской области никогда прежде не готовились. Университет должен был стать центром формирования фундаментальных научных школ по естественно-научным и гуманитарным направлениям знаний25.

Целью деятельности26 Управления является планирование, координация и осуществление информационной деятельности Университета. Функциями Управления являются следующие:

• информационная,

• контрольно-аналитическая,

• рекламно-имиджевая,

• маркетинговая.

Одним из элементов формирования корпоративной культуры университета является информационная деятельность, которую можно условно разделить на два направления: выпуск корпоративного печатного издания и работа пресс-службы.

В основе каждого направления деятельности лежит метод социально-педагогического проектирования.

Корпоративная периодика становится выразителем культуры сообществ и играет значительную роль в выстраивании социальных связей в различных сегментах корпоративных отношений27.

Использование корпоративного издания как эффективной коммуникационной базы в условиях гибкого производства - еще одна современная тенденция.

Участие в создании корпоративного издания позволяет переключиться с основной деятельности на принципиально новую. Позволяет расширить функциональные возможности и является привлекательным с точки зрения развития и совершенствования дополнительных навыков и умений участников корпорации.

Информационная деятельность - это совокупность процессов и действий, осуществляемых сообществом с использованием информационных ресурсов и инфраструктуры с целью производства информационных продуктов и услуг28.

Использование метода социально-педагогического проектирования позволяет представить каждое направление деятельности в виде проектов.

Управление постоянно представляет вниманию экспертов проектные идеи, которые получают высокую оценку. Все проекты соответствуют культурному аналогу, критерию гуманитарности, поскольку направлены на соотнесение полученного результата с потребностями, интересами, возможностями всех людей, попадающих в сферураспространения.

К таким проектам можно отнести совместный проект Управления федеральной почтовой связи (филиал ФГУП «Почта России»)

и Управления по связям с общественностью Челябинского госуниверситета «Образование в конверте». Благодаря эффективной информационной деятельности, Челябинский государственный университет стал в российской истории первым в области вузом, который появился на знаке почтовой оплаты. ЧелГУ без привлечения финансовых средств удалось добиться информационного доминирования не только в отраслевые, профессиональные даты, но и в течение длительного периода. В дальнейшем, сотрудничество Управления федеральной почтовой связи (филиал ФГУП «Почта России») и Управления по связям с общественностью продолжилось, что свидетельствует о наличие потребности в дальнейшем развитии проектного опыта29.

Идея создания проекта «Южно-уральский социальный форум» (2008 г.), цель которого - получение и закрепление статуса ведущего вуза в сфере социально-экономических инноваций регионального и российского значения, также соответствует критериям социально-педагогического проектирования. Социальная значимость проекта в том, что Южно-Уральский социальный форум позволил обсудить социально-экономические проблемы региона и страны на новом уровне. Практическим результатом стала резолюция с рекомендациями Правительству РФ, Государственной Думе РФ, Правительству Челябинской области, Законодательному собранию Челябинской области, Общественной палате Российской федерации, научным организациям, образовательным учреждениям.

Направление деятельности, связанное с выпуском корпоративного печатного издания, послужило основой для создания двух проектов. Первый из них - «Еженедельно отвечая вызовам времени», целью которого было выстроить жизнеспособную модель корпоративной вузовской газеты в условиях социально-экономических изменений в обществе30. Второй - ранее реализованный проект Управления по связям с общественностью ЧелГУ, связанный с выпуском корпоративного печатного издания. Цель создания проекта была в том, что газета «Университетская набережная» призвана была стать консолидирующим фактором в процессе формирования университетского сообщества. В результате социально-педагогического проектирования корпоративной культуры университета цель была достигнута: благодаря рассылке газеты была налажена связь с выпускниками

и абитуриентами университета, был сформирован устойчивый интерес рекламодателей к газете.

Данный проект был отмечен дипломом премии в области связей с общественностью «РЯоба» - в номинации «Лучшее корпоративное издание (newsletter) года»31.

В 2002 году был реализован проект по формированию имиджа Челябинского государственного университета как образовательного, научного и культурного центра Челябинской области. Целью данного проекта было повышение конкурентоспособности Челябинского государственного университета на рынке образовательных услуг, а также формирование в общественном сознании образа ЧелГУ как научного, образовательного, культурного центра на городском, областном, региональном, федеральном и международном уровнях. В результате решения информационной задачи проекта было достигнуто информационное доминирование ЧелГУ в образовательном пространстве Челябинской области. ЧелГУ как бренд стал легко узнаваемым как среди целевых групп, так и в массовом сознании, что обусловило лидирующие позиции вуза.

В результате данный проект был отмечен дипломом Национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник» и дипломом Уральской премии за достижения в сфере связей с общественностью «Белое крыло» в номинации «Лучшая пресс-служба»32.

Следующим шагом в развитии социально-педагогического проектирования корпоративной культуры ЧелГУ стал проект «Формирование конструктивного отношения к студентам-инвалидам в университете», главная цель которого - создание реальных возможностей для профессионального ориентирования молодых инвалидов в Челябинске, изменение бытующего общественного мнения о непреодолимых сложностях в получении ими высшего образования, а также изменение взгляда на проблему самореализации в профессиональном плане у самих молодых людей этой группы и их родителей.

Стоит отметить, что информационно-просветительская поддержка адекватным образом отвечает принципу гуманизации, аксиологической направленности на личность обучаемых, на их социализацию. Основная цель подсистемы заключается в создании социальных установок, выражающих позитивную предраспо-

ложенность индивидов и социальных групп в реакции на проблему доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями33. Проект был удостоен Национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник», а также стал лауреатом Уральской премией за достижения в сфере связей с общественностью «Белое крыло» 2004 г34.

В 2011 году был реализован проект «Связывая инвестиции и инновации», который стал результатом эффективной социально-педагогической проектной деятельности Управления по связям с общественностью и был предложен вниманию экспертов Уральской премии «Белое крыло-2011».

Актуальность данного проекта в том, что страна переходит на инновационную экономику. Этот факт порождает двоякую задачу: для инвесторов это означает поиск новых предложений и перспективных проектов для вложений с одной стороны, для региональных экономик это означает, что для дальнейшей эффективной работы надо суметь продемонстрировать свой инновационный потенциал и найти своего инвестора.

В данных условиях большую роль начинают играть университеты. Однако, появление вузов со статусами - «федеральный» и «научно-исследовательский» обостряет конкуренцию университетов за лидерство в сфере научных разработок в регионе и заставляет искать новые возможности демонстрации своих достижений и привлечения внимания инвесторов.

В 2011 году Челябинский государственный университет сумел связать интересы государства, венчурных компаний, региональной власти и заработать на этом не только паблисити, но и стать центром инвестиций.

Целевами аудиториями данного проекта были: внешняя: Правительство Челябинской области, российские и зарубежные инвесторы; внутренняя: сотрудники университета.

Цель: Челябинский государственный университет - центр инновационных инвестиций в регионе.

Задачи:

• продемонстрировать потенциальным инвесторам инновационную привлекательность университета;

• установить связи с инвесторами как в России, так и за рубежом;

• простимулировать сотрудников университета на создание инновационных проектов.

Реализация данного проекта началась с определения направления действий. Во-первых, необходимо было заручиться поддержкой Правительства Челябинской области и найти потенциальных инвесторов, были выбраны Американо-Российский деловой совет, ОАО «РОСНАНО». Во-вторых, необходимо было организовать площадку для объединения всех инновационных предприятий области. Такой площадкой стал Челябинский государственный университет.

Самым креативным решением в данной ситуации было по-новому использовать партнерские контакты.

Преследуя поставленную цель, Челябинский государственный университет получил согласие Правительства Челябинской области на осуществление коммуникации с потенциальными инвесторами.

Челябинский государственный университет располагал информацией о том, что регион в ближайшее время не рассматривается крупнейшими венчурными компаниями как объект для инвестиций. В планах Американо-Российского делового совета стояло изучение инвестиционного потенциала Красноярского края и Дальневосточного региона. А в программе работы с регионами ОАО «РОСНАНО» Челябинская область была запланирована на2014 год.

Результатом действий, которые были предприняты ЧелГУ, стало то, что вышеперечисленные организации поменяли планы. АРДС сделал Челябинскую область ключевым участником ежегодного заседания членов совета, который проходил в октябре 2011 года в Чикаго. А ОАО «РОСНАНО» стали гостями Челябинской области и познакомились с ее инновационным потенциалом уже в ноябре 2011 года.

Остановимся на каждом этапе проектной деятельности более подробно.

1. 16 февраля 2011 года в Челябинский государственный университет с официальным визитом приехал Президент Американо-Российского делового совета, чрезвычайный полномочный посол США. Эдвард Верона приехал по приглашению Губернатора Челябинской области в рамках делового визита: установить контакты с целью организации торговли и привлечения иностранных инвестиций в Челябинскую область; Президент побывал в Челябинском государственном университете. Встреча носила экономический характер, но помимо этого главная цель визита - знакомство с инновационным потенциалом вуза, с научными

исследованиями, которые могут быть интересны зарубежным инвесторам. В связи с этим для гостя была организована презентация проектов ученых Челябинского государственного университета в области нанотехнологий, материаловедения и лазерных технологий. Эдвард Верона высоко оценил представленные результаты научной работы и выразил желание ознакомиться с каждым проектом более подробно.

2. Результатом встречи стало вступление Челябинского государственного университета в члены Американо-Российского делового совета, таким образом ЧелГУ стал единственным из вузов России членом данной организации. (прим. Американо-Российский Деловой Совет (U.S.-Russia Business Council) - Некоммерческая Торговая Ассоциация, основанная в 1993 году с целью расширения и укрепления коммерческих отношений между США и Россией и содействия деятельности американских компаний на Российском Рынке. В настоящее время в состав Совета входит около 250 Компаний, работающих на Российском Рынке). Следствием чего стало получение Челябинским государственным университетом доступа к базе зарубежных инвесторов.

3. В рамках подготовки к визиту делегации ОАО «РОСНАНО» состоялась встреча 23 сентября 2011 года в ЧелГУ с директором по гуманитарным проектам ОАО «РОСНАНО» Л. Я. Гозманом, результатом которой стало утверждение, что Челябинская область может выступать площадкой для инновационных проектов «РОСНАНО», а Челябинский государственный университет может стать тем интеллектуальным центром, который объединит научные центры, производственные площадки и соответствующую инфраструктуру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В начале октября по приглашению Президента Американо-Российского делового совета Челябинский государственный университет принял участие в ежегодном заседании Американо-Российского делового совета в Чикаго. Программа пребывания представителей Южного Урала во главе с губернатором М. В. Юревичем в США получилась очень насыщенной и эффективной. Результатом стали контакты и соглашения, открывающие для Челябинской области новые инвестиционные, экономические перспективы. Тот факт, что регион в Чикаго представлял один из ведущих вузов Челябинска, добавил в работу делегации научный аспект, а к целому ряду положительных итогов свои, касающиеся развития сферы

науки и образования. Американских бизнесменов, разумеется, в первую очередь интересовала возможность реализации на Южном Урале совместных проектов, сулящих обоюдную выгоду и прибыль. Челябинский государственный университет представил свои разработки, которые вызвали интерес у компании General Electric. Проект магнитного холодильника привлек внимание не только американцев, но и присутствовавших на съезде представителей Российского энергетического агентства. РЭА плотно сотрудничает с американским бизнесом, а энергоэффективность - одно из основных условий прямых инвестиций в российскую экономику. Реакция американцев на демонстрацию научных разработок университета привлекла и внимание российской стороны. По окончании поездки в университет поступило предложение из регионального правительства - представить магнитные разработки в технопарке Челябинска, который как раз сейчас формируется на базе завода «Прибор». Также были налажены контакты с зарубежными образовательными учреждениями, которые положили начало работы образовательных программ по обмену.

5. Идея создания выставки нанопроектов Челябинской области зародилась давно, но реальные действия начались после приезда рабочей группы ОАО «РОСНАНО» в Челябинский государственный университет, где им представили проекты университета, а также показали возможную площадку для проведения выставки.

6. 27-28 октября 2011 года делегация Челябинского государственного университета приняла участие в IV Международном Форуме по нанотехнологиям RUSNANOTECH. В рамках форума, делегация Челябинского государственного университета приняла участие в обсуждении тем, связанных с различными механизмами поддержки инноваций, - от инфраструктурных проектов до различных финансовых инструментов, а также в научной части программы, которая была посвящена последним исследованиям и разработкам в таких отраслях, как наноэлектроника и нанофотоника, наноматериалы, нанобиотехнологии, использование нанотехнологий в зеленой энергетике.

7. 17 ноября 2011 года в Челябинском государственном университете состоялась встреча Губернатора Челябинской области М. В. Юре-вича и Председателя Правления ОАО «Росна-но» А. Б. Чубайса, в ходе которой состоялась презентация нанопроектов Челябинской обла-

сти. Гости смогли ознакомиться с 16 проектами, 4 из которых представлял Челябинский госуниверситет - «Создание и организация производства фильтрованных материалов (тканных и нетканных) с нанослоем для фильтрации конденсированных и газообразных сред», «Создание производства высокотехнологичного оборудования высокой производительности для термодиффузионного цинкования метизов и металлоконструкций в наноструктурирован-ных порошках», «Разработка высокоточного устройства пространственного манипулирования нанообъектами различной природы (на-нопинцет)», «Создание охлаждающего устройства, работающего на основе магнитокалориче-ского эффекта». По научно-исследовательским работам от главы акционерного общества ОАО «Роснано» организаторы высокотехнологичной экспозиции получили «зачет».

По итогам проекта:

- Челябинский государственный университет выступил инициатором визитов в Челябинскую область представителей двух крупнейших инновационных инвесторов - международного и российского. Результатом этого стали договоры и контракты предприятий Челябинской области с американскими компаниями.

- 14 проектов Челябинской области получили одобрение ОАО «РОСНАНО».

- Челябинский государственный университет (единственный из университетов России) вошел в члены Американо-Российского делового совета. Как результат - вуз получил доступ к базе данных российских и американских венчурных фондов.

- Презентация нанопроектов Челябинской области положила начало развитию и укреплению позиций Челябинского государственного университета на рынке инноваций. По итогам мероприятий Челябинский государственный университет закрепил за собой статус центра инноваций Челябинской области.

- Четыре проекта Челябинского государственного университета получили одобрение «РОСНАНО». Стоимость трех из них - 950 млн руб., общая стоимость четвертого составила 10,4 млн евро.

- Благодаря вступлению ЧелГУ в Американо-Российский деловой совет на сегодняшний момент сформулировано три предложения сотрудничества между Челябинским государственным университетом и инвестиционными

компаниями Соединенных Штатов Америки.

- По итогам мероприятий ученые Челябинского государственного университета по-новому оценили свои возможности, что нашло отражение в увеличении количества инновационных проектов. После официального оформления выставки дополнительно было направлено еще пять заявок, которые не вошли в выставку, но прошли предварительный отбор на финансирование ОАО РОСНАНО.

Представленная проблематика, цели, задачи, стратегия, тактика, креативные и практические действия удовлетворили требования не только российских экспертов, среди которых были А. П. Баранников, генеральный директор коммуникационного агентства БРМ Ogilvy, вице-президент РАСО; Е. Н. Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» и т. д.), но и зарубежных представителей профессионального сообщества, среди которых: президент Международной ассоциации по связям с общественностью (1РЯА), член С1РЯ, почётный член РАСО Ричард Линнинг, председатель и член совета директоров РЯБА, основатель и генеральный директор компании "ЯеёрЬ^" Джерард Корбетт, экс-президент Латвийской ассоциации РЯ-агентств (Ьавка), владелец и глава латвийского РЯ-агентства «Агентство общественного отношения РЯ-Стиль», лектор Латвийского университета и доцент Видземской высшей школы (Латвия) Инга Латковска.

В результате Челябинский государственный университет стал обладателем Уральской премии за достижения в сфере связей с общественностью 2011 года, в номинации «Лучший РЯ-проект в государственных учреждениях».

Опыт участия управления по связям с общественностью ЧелГУ в профессиональных РЯ-конкурсах показал, что повышение степени освоения процедур проектирования напрямую отражается на результатах проектной деятельности и оценках деятельности организации экспертами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование метода социально-педагогического проектирования, с учетом всех критериев, является эффективным при формировании корпоративной культуры организации. Подтверждением этому является успешное участие в профессиональных конкурсах.

Примечания

1 Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. СПб. : Питер, 2007. С. 37-38.

2 Соломандина Т. О. Организационная культура компании : учеб. пособие. М., 2007. С. 624.

3 Федорова А. А. Корпоративная культура в системе управления организацией : дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. С. 12-16.

4 Персикова Т. Н. Корпоративная культура : учебник. М., 2011. С. 288.

5 Горбатько О. И. Теоретико-педагогические основания особенностей корпоративной культуры образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. С. 58-63.

6 Сластенин В. А. Инновационность - один из принципов педагогики // Пед. образование и наука. 2000. №1.С. 38-44.

7 Шиянов Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М. ; Ставрополь, 1991.

8 Кобылянский В. А. Комплексное изучение человека и проблемы образования // Известия РАО. М., 2000. № 4. С. 5-13.

9 Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. М., 2005. С. 155-156.

10 Курбатов В. И. Социальное проектирование : учеб. пособие. Ростов н/Д., 2001. С. 235.

11 Подковырова В. Н. Педагогическое проектирование: базовый элемент создания электронных обучающих пособий // Педагогический университетский вестник Алтая. 2002. N° 3.С. 3.

12 Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. С. 165.

13 Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии : учеб.-метод. пособие. М., 1989. С. 77. 14Габай Т. В. Педагогическая психология : учеб. пособие. М., 1995. С. 160.

15 Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. С. 304.

16 Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. М., 2006. С. 56.

17 Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. СПб., 1998. С. 209.

18 Радионов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996. С. 46.

19 Яковлева О. Н. Педагогическое проектирование инновационных систем : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2003. С. 355.

20 Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995. С. 410.

21 Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов. М., 2005. С. 247

22 См.: http://luchnik.ru/premium/history/.

23 См.: http://www.whitewing.ru/?part=3.

24 См.: http://www.pr-proba.ru/.

25 Шатин А. Ю. Миссия Челябинского государственного университета // Унив. набережная, 2006. № 15 (761). С. 2.

26 Положение об Управлении по связям с общественностью и маркетингу ГОУ ВПО «ЧелГУ». Челябинск, 2004. С. 1.

27 Мурзин Д. Феномен корпоративной прессы. М., 2005. С. 35.

28 Филиппов Д. Е. Организация информационной и имиджевой деятельности публичного юридического лица. Челябинск, 2006. С. 3.

29 Филиппов Д. Е. Почтовые документы как средство продвижения организации (на примере деятельности Челябинского государственного университета) // Связи с общественностью как социальный институт: история, современность, перспективы развития. Тюмень, 2007. С. 192.

30 Филиппов Д. Е. Проект в корпоративной культуре на примере газеты Челябинского государственного университета «Университетская набережная» // Медиасреда-2010. Челябинск, 2010. С. 71.

31 Филиппов Д. Е. Особенности функционирования корпоративного издания как инструмента информационно-имиджевой деятельности вуза (на примере газеты ЧелГУ «Университетская набережная») // Связи с общественностью как социальный институт: история, современность, перспективы развития. Тюмень, 2006. С. 38.

32 50 лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» 2001-2003 гг. М., 2004. С. 126-128.

33 Мартынова Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск, 2002. С.328-329.

34 50 лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» 2004-2005 гг. М., 2007. С. 46-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.