Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СИМБИОЗА НАУКИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СИМБИОЗА НАУКИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный смысл / цифровизация / педагогика / наука / образовательный процесс / кадры полиции / зарубежный опыт. / social meaning / digitization / pedagogy / science / educational process / police personnel / foreign experience.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Бородавко Л.Т.

Цель: публикация посвящена исследованию социальной проблемы качества подготовки современного поколения полицейских, от уровня соответствия которых новым требованиям эпохи цифрового общества вообще и последних достижений пятого технологического уклада, в частности, во многом зависит устойчивость общественной безопасности к угрозам и рискам мира цифровых технологий. Апеллируя к китайскому опыту проектной деятельности по углублению процесса цифровой трансформации полиции, автор обращает особое внимание на необходимость более интенсивного интегрирования достижений науки в систему профессиональной подготовки сотрудников полицейского ведомства и понимания ими принципиальных основ задействования новых технологий на цифровой основе, способствующих эффективному достижению двуединой цели: 1) современная профессиональная полиция; 2) полиция общественного доверия. Методы: методологическая база исследования основывается на диалектическом подходе к пониманию необратимости процесса перехода полиции на путь цифровой трансформации и важности наполнения образовательного процесса наиболее приемлемыми показателями зарубежного опыта учета полицией положений и выводов науки для условий дигитализации общественных отношений. В процессе проведенного исследования автор использовал общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (эвристический и аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа. Результаты исследования: в публикации представлен анализ отдельных направлений учета китайской полицией выводов научных исследований, направленных на обновление облика полиции и повышение качества ее работы в области обеспечения общественной безопасности страны. Указанное позволяет более отчетливо проиллюстрировать важность учета полицией новых достижений в сфере цифрового преобразования прежнего уклада правоохранительной службы. Выводы: материалы публикации могут быть использованы в процессе самообразования начальствующих лиц органов внутренних дел и для более углубленного изучения преподавательским составом и научными сотрудниками образовательных организаций системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PEDAGOGICAL MEANING OF THE SYMBIOSIS OF SCIENCE AND DIGITIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE PERSONNEL: THE CHINESE EXPERIENCE

Purpose: the publication is devoted to the study of the social problem of the quality of training of the modern generation of police officers, whose level of compliance with the new requirements of the era of digital society in general and the latest achievements of the fifth technological order, in particular, largely determines the stability of public security to the threats and risks of the world of digital technologies. Appealing to the Chinese experience of project activities to deepen the process of digital transformation of the police, the author pays special attention to the need for more intensive integration of scientific achievements into the system of professional training of police officers and their understanding of the fundamental principles of using new technologies on a digital basis, contributing to the effective achievement of a two-pronged goal: 1) modern professional police; 2) Public trust police. Methods: the methodological basis of the research is based on a dialectical approach to understanding the irreversibility of the process of police transition to the path of digital transformation and the importance of filling the educational process with the most acceptable indicators of foreign experience of taking into account the provisions and conclusions of science by the police for the conditions of digitalization of public relations. In the course of the research, the author used general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (heuristic and axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis. Research results: the publication presents an analysis of individual areas of consideration by the Chinese police of the findings of scientific research aimed at updating the image of the police and improving the quality of its work in the field of public security of the country. This makes it possible to more clearly illustrate the importance of the police taking into account new achievements in the field of digital transformation of the former way of law enforcement. Conclusions: the materials of the publication can be used in the process of self-education of the heads of the internal affairs bodies and for more in-depth study by the teaching staff and researchers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СИМБИОЗА НАУКИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-8-2 УДК 378

© ®

Attribution

сс by

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СИМБИОЗА НАУКИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ

Аннотация. Цель: публикация посвящена исследованию социальной проблемы качества подготовки современного поколения полицейских, от уровня соответствия которых новым требованиям эпохи цифрового общества вообще и последних достижений пятого технологического уклада, в частности, во многом зависит устойчивость общественной безопасности к угрозам и рискам мира цифровых технологий. Апеллируя к китайскому опыту проектной деятельности по углублению процесса цифровой трансформации полиции, автор обращает особое внимание на необходимость более интенсивного интегрирования достижений науки в систему профессиональной подготовки сотрудников полицейского ведомства и понимания ими принципиальных основ задействования новых технологий на цифровой основе, способствующих эффективному достижению двуединой цели: 1) современная профессиональная полиция; 2) полиция общественного доверия.

Методы: методологическая база исследования основывается на диалектическом подходе к пониманию необратимости процесса перехода полиции на путь цифровой трансформации и важности наполнения образовательного процесса наиболее приемлемыми показателями зарубежного опыта учета полицией положений и выводов науки для условий дигитализации общественных отношений. В процессе проведенного исследования автор использовал общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (эвристический и аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа. Результаты исследования: в публикации представлен анализ отдельных направлений учета китайской полицией выводов научных исследований, направленных на обновление облика полиции и повышение качества ее работы в области обеспечения общественной безопасности страны. Указанное позволяет более отчетливо проиллюстрировать важность учета полицией новых достижений в сфере цифрового преобразования прежнего уклада правоохранительной службы. Выводы: материалы публикации могут быть использованы в процессе самообразования начальствующих лиц органов внутренних дел и для более углубленного изучения преподавательским составом и научными сотрудниками образовательных организаций системы МВД России.

Ключевые слова: социальный смысл, цифровизация, педагогика, наука, образовательный процесс, кадры полиции, зарубежный опыт.

THE SOCIO-PEDAGOGICAL MEANING OF THE SYMBIOSIS OF SCIENCE AND DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE PERSONNEL:

THE CHINESE EXPERIENCE

Leonid T. Borodavko

St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract. Purpose: the publication is devoted to the study of the social problem of the quality of training of the modern generation of police officers, whose level of compliance with the new requirements of the era of digital society in general and the latest achievements of the fifth technological order, in particular, largely determines the stability of public security to the threats and risks of the world of digital technologies. Appealing to the Chinese experience of project activities to deepen the process of digital transformation of the police, the author pays special attention to the need for more intensive integration of scientific achievements into the system of professional training of police officers and their understanding of the fundamental principles of using new technologies on a digital basis, contributing to the effective achievement of a two-pronged goal: 1) modern professional police; 2) Public trust police.

Бородавко Л.Т.

Санкт-Петербургский университет МВД России

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Methods: the methodological basis of the research is based on a dialectical approach to understanding the irreversibility of the process of police transition to the path of digital transformation and the importance of filling the educational process with the most acceptable indicators of foreign experience of taking into account the provisions and conclusions of science by the police for the conditions of digitalization of public relations. In the course of the research, the author used general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (heuristic and axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis. Research results: the publication presents an analysis of individual areas of consideration by the Chinese police of the findings of scientific research aimed at updating the image of the police and improving the quality of its work in the field of public security of the country. This makes it possible to more clearly illustrate the importance of the police taking into account new achievements in the field of digital transformation of the former way of law enforcement. Conclusions: the materials of the publication can be used in the process of self-education of the heads of the internal affairs bodies and for more in-depth study by the teaching staff and researchers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: social meaning, digitalization, pedagogy, science, educational process, police personnel, foreign experience.

Введение.

Фактор экспоненциального повышения вовлеченности современных информационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта и больших данных, в действующую модель образовательного процесса для системы профессиональной подготовки кадров полиции предопределяет целесообразность специального обращения к предметному полю цифровиза-ции указанной области и постижения социального смысла происходящей цифровой трансформации правоохранительной институции, что возводит саму полицию в разряд «умной полиции» (англ. «smart police»).

Следует обратить внимание на то, что данный термин в контексте его использования в тесной связи с цифровизацией профессиональной деятельности полиции:

- во-первых, имеет широкое употребление в традиции зарубежной науки и полицейской практики;

- во-вторых, отражает существо социального смысла функционирования полиции как органа правоохранения.

Данный смысл в полиции любого государства сводится к эффективности реализации ее правоохранительной миссии, что в современных условиях и в определяющей степени достигается при опоре на новые цифровые технологии.

Апеллируя к осознанию каждого полицейского важности освоения им новых технологических способов и средств в своей профессиональной деятельности, представляется уместным обратить внимание на работу «Воспитание смысла -смысл воспитания» [1], автором которой является австрийский ученый Е.М. Вайбель, исследующий социальный смысл педагогики (нем. «der soziale Sinn der Pädagogik»). По нашему мнению, афористичный характер наименования указанного труда педагога-экзистенциалиста соответствует логике формирования духа осознанности профессиональным сообществом служащих по-

лиции, в части видения прямой связи между эффективностью их действий и «социальным смыслом инноваций для правоохранительной области» [2, с. 72].

Констатируя наличие в практике полиции Китая широкого спектра новых подходов к решению вопроса цифровизации образовательного процесса в системе профессиональной подготовки кадров полиции и его соответствие современным достижениям науки, мы считаем актуальными:

во-первых, опыт практического воплощения в отмеченной стране отдельных новаций цифровых преобразований в полиции, направленных на формирование ее нового облика;

во-вторых, востребованность интенсификации процесса аналогичных преобразований в системе профессиональной подготовки личного состава полиции Российской Федерации.

Обсуждение.

Динамичный ход цифровых преобразований в обществе оказывает свое воздействие на область педагогики, как минимум в двух измерениях, имеющих несомненно социальное значение:

- во-первых, с точки зрения перевода образовательного процесса «на рельсы» цифрового движения к его новому горизонту;

- во-вторых, в плане формирования в пределах педагогических воззрений инновационного ряда профессионально значимых компетенций, основанных на последних научных достижениях и достойных своего практического воплощения в жизни современного социума.

Как следует из размышлений отечественного специалиста в области экзистенциальной педагогики М.И. Рожкова, саморазвитие личности как результат самовоспитания выражается в ее персональном проектировании, ориентированном на совершенствовании необходимых ей качеств [3, с. 18]. Отмеченное в полной мере корреспон-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

дирует суждению указанного автора и применительно к новому технологическому укладу, способствующему изменению основ «личной трансформации информации» [3, с. 1], выступающей в качестве приоритетной задачи для человека информационного общества XXI века.

Результаты.

При обращении к китайскому опыту перехода образовательного процесса по подготовке кадров полиции на путь учета новых достижений в области цифровизации, необходимо выделить следующие направления указанного социально-педагогического явления.

1. Изучение в ходе образовательного процесса положений национальных документов стратегического планирования, направленных на обеспечение нового уровня общественной безопасности, посредством тотальной информатизации общества (пример: шанхайский Национальный план информатизации «14-я пятилетка») [4].

2. Разъяснение личному составу полиции во время проведения с ним учебных занятий актуальности принятия на национальном уровне мер, нацеленных на стимулирование растущей мощи сильной полиции на благо общества, достигаемой путем обновления полиции за счет потенциала искусственного интеллекта и больших данных для области общественной безопасности в стране [5].

3. Вовлечение практических работников полиции, преподавательского состава образовательных организаций Министерства общественной безопасности и иных специалистов Китая в области научно-технической деятельности для их участия в работе научно-технических конференций по проблемам цифрового переоснащения полиции [6], во время которых происходит подписание соглашений о стратегическом партнерстве на уровне провинций между муниципальными комиссиями по науке и технологиям и муниципальными бюро общественной безопасности по ряду аспектов, в их числе:

1) интеллектуальная общественная безопасность;

2) наука и техника в борьбе с наркотиками;

3) безопасность дорожного движения;

4) информационная безопасность;

5) борьба с мошенничеством в телекоммуникационных сетях;

6) проведение перспективных исследований по применению соответствующих ключевых технологий в интересах повышения уровня общественной безопасности;

7) содействие превращению достижений лабораторных научных исследований в «козырную

карту» (кит. в борьбе с преступностью

и расширению каналов привлечения для реализации этого направления деятельности особых талантов, предназначенных для работы в ведомственных лабораториях и центрах технологических инноваций, с целью преобразования прежней полиции в полицию научно-технического облика.

Как следует из текста отмеченного шанхайского «Национального плана информатизации» [4], вопросы общественной безопасности неотделимы:

- во-первых, от укрепления научно-технической осведомленности полицейских кадров относительно предпринимаемых властью шагов по информатизации общества;

- во-вторых, от объединения мудрости и силы всей полиции по обеспечению разумной общественной безопасности в качестве ключевой задачи, влияющей на общую ситуацию в пределах китайских мегаполисов.

Заключение.

Подводя итог проведенного исследования, представляется необходимым заключить следующее:

1. Эффективность функционирования современной полиции основывается на множестве условий ее конструирования в интересах общества, первенствующее значение в ряду которых принадлежит качеству подбора кадрового состава указанного правоохранительного института, техническая оснащенность полиции на уровне достижений цифрового мира XXI века и умелое владение полицейскими цифровыми технологиями, что позволяет более оперативно и действенно решать множество функционально значимых задач в области обеспечения полицией необходимого уровня общественной безопасности.

2. Знание личным составом полиции основ применения современных цифровых технологий в интересах выполнения своих обязанностей по правоохранительному предназначению достигается в ходе целенаправленно организованного образовательного процесса, нацеленного на полное соответствие полицейских своей должности, функционал которой предполагает необходимость применения современных технологий на цифровых платформах, алгоритм работы которых базируется на последних достижениях науки и техники, что обеспечивает переход самой полиции на уровень «умной полиции» или, как следует из рассмотренного опыта Китая, на уровень «научно-технической полиции».

3. Апеллируя к указанному опыту некоторых подходов цифровой трансформации полиции, являющейся ключевым актором обеспечения общественной безопасности в Китае, важно отметить необходимость обеспечения гармонии

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

при организации образовательного процесса в системе подготовки национальных кадров полицейского ведомства, основу которой должны составлять:

- во-первых, новые цифровые технологии преподавания специальных дисциплин;

- во-вторых, реализация образовательного подхода: «знать» - «уметь» - «владеть», базирующегося на понимании личным составом актуальности овладения арсеналом цифровых технологических приемов и средств для реализации своей миссии в качестве государственных служащих.

4. Тенденция форсированного интегрирования в практику полицейского дела Китая новых цифровых технологий и продвижение в сознание общества необходимости их широкого применения имеет важное прикладное значение для бо-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

лее внимательного учета китайского опыта в интересах дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров полиции Российской Федерации. Решая при этом сложную задачу обеспечения укомплектованности кадрового состава рядов полиции нашей страны, за счет оптимизации замещаемых сотрудниками полиции должностей и снижения служебной нагрузки на полицейских, вызванной выполнением множества рутинных по своему характеру задач, переход от призывов и рассуждений о важности циф-ровизации функционала полиции к более решительным и плодотворным действиям по указанному направлению, позволит на деле обеспечить необходимый цифровой прорыв, достижение которого возможно не только благодаря современной технической оснащенности отечественной полиции, но и при наличии квалифицированных кадров, вооруженных необходимыми для этого компетенциями.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Waibel E.M. Erziehung zum Sinn - Sinn der Erziehung. Basel : Beltz Verlag, 2017. 432 p.

2. Чимаров С.Ю. Социальный смысл учета зарубежного опыта применения искусственного интеллекта при комплектовании кадров полиции / С.Ю. Чимаров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 3. С. 71-74.

3. Рожков М.И. Концепция экзистенциального подхода к воспитанию человека / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4(33). С. 1-18.

4. National Informatization Plan «14th five-year plan». December 2021. [«+ИЕ» ЭШвШЬЩЦ. 2021 ^ 12 Щ URL : https://www.gov.cn/xinwen/2021-12/28/5664873/files/1760823a103e4d75ac681564fe481af4.pdf (date of application 23.06.2024).

5. Wu Ch. Adhere to leadership in science and technology to stimulate the growing power of a strong police force for the benefit of the people // China Police Network. May 20, 2022. MfWR^I® ' Л^Ш® Е^ШЛ // ФВвЙЙ. 2022^05Л200]. URL : https://special.cpd.com.cn/2022/zjgayx/gagzcjxl/522/ t_1031224.html (date of application 21.06.2024).

6. A scientific and technical conference on police work was held in Shanghai // Shanghai Science and Technology. July 31, 2021. //±^?Ш 2023-07-31]. URL : https://stcsm.sh.gov.cn/xwzx/ gzdt/20230731/f87dae2f4e11417eb5f2642eeeebfd23.html (date of application 21.06.2024).

References:

1. Waibel E.M. Erziehung zum Sinn - Sinn der Erziehung. Basel : Beltz Verlag, 2017. 432 p.

2. Chimarov S.Yu. Social meaning of taking into account foreign experience of using artificial intelligence in staffing the police / S.Yu. Chimarov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2024. № 3. P. 71-74.

3. Rozhkov M.I. The concept of an existential approach to human education / M.I. Rozhkov // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2002. № 4(33). P. 1-18.

4. National Informatization Plan «14th five-year plan». December 2021. URL : https://www.gov.cn/xinwen/2021-12/28/5664873/files/1760823a103e4d75ac681564fe481 af4.pdf (date of application 23.06.2024).

5. Wu Ch. Adhere to leadership in science and technology to stimulate the growing power of a strong police force for the benefit of the people // China Police Network. May 20, 2022. URL : https://special.cpd.com.cn/ 2022/zjgayx/gagzcjxl/522/t_1031224.html (date of application 21.06.2024).

6. A scientific and technical conference on police work was held in Shanghai // Shanghai Science and Technology. July 31, 2021. URL : https://stcsm.sh.gov.cn/xwzx/gzdt/20230731/f87dae2f4e11417eb5f2642eeeebfd23. html (date of application 21.06.2024).

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 8 (август)

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Информация об авторе

Бородавко Леонид Трофимович

доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры физической подготовки и прикладного единоборства, Санкт-Петербургский университет МВД России https://orcid.org/0000-0002-3017-7507 borodavkoleonid27@yandex.ru

Leonid T. Borodavko

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Professor of the Department of Fhysical Training

and Applied Martial Aarts,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

https://orcid.org/0000-0002-3017-7507

borodavkoleonid27@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.