СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ИНФОРМАТИКОВ1
М.С. Чванова, В.Ю. Лыскова, А.В. Самохвалов
Статья посвящена вопросу применения метода проектов при подготовке специалистов информа-тиков. В статье рассматриваются социальные и педагогические предпосылки модернизации системы подготовки информатиков в вузе, сложившиеся противоречия между потребностями общества и навыками выпускников, предложены пути их решения с использованием метода проектов, описываются достоинства использования метода проектов в подготовке специалистов-информатиков.
Ключевые слова: подготовка информатиков в вузе, метод проектов, предпосылки использования метода проектов.
Одним из важных положений Болонского процесса, в котором принимает активное участие наша страна, является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы, поэтому использование педагогических методов, способствующих адаптации студентов к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одним из таких методов является метод проектов. Проникая во все уровни образовательной системы, метод проектов становится достаточно перспективным инструментом совершенствования системы подготовки ин-форматиков в вузе, реализуемой в связи с трансформированием целей и содержания современного образования, подъема качества, внедрением педагогики сотрудничества, ориентированной на приобретение выпускниками такого качества, как эффективная конкурентоспособность.
Проблеме использования метода проектов в преподавании информатики посвящены работы Е.С. Полат [1-2], С.И. Горлицкой [3], Н.Ю. Пахомовой [4], М.У. Гаппоевой [5],
Н.В. Молотковой [6], Д.А. Слинкина [7], Л.Б. Хегай [8]. Работы указанных авторов показывают, что существующая на данный момент система образования способствует приобретению знаний, умений и навыков, но
1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.
для формирования всесторонне развитой личности, способной к жизни в современном информационном обществе, их недостаточно. Проблема заключается не в количественных, а в качественных преобразованиях всего учебно-воспитательного пространства вуза в рамках новой педагогической парадигмы. Решение данной проблемы - длительный и сложный процесс.
За последние 15-17 лет в нашей стране произошли серьезные изменения. Россия интегрируется с мировым сообществом, строя рыночную экономику, является государством, в котором на первый план выходит человек, владеющий значительно большей мерой свободы и ответственности. Эти течения проходят в контексте перехода общества к новому состоянию: от индустриального общества XIX - первой половины XX в. к обществу информационному. Чтобы состояться в таком обществе, нужно не только иметь в распоряжении набор знаний, но и обладать способностью к самообразованию: уметь «добывать» нужную информацию для решения возникающих проблем, используя различные источники, постоянно пополнять знания. Исходя из этого, возникает необходимость преобразования существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не обеспечивает своевременной подготовки специалистов.
Для современного этапа развития общества характерны тенденции информатизации всего диапазона жизнедеятельности человека. В современном обществе высококвалифицированные кадры в области информационных технологий являются одними из наи-
более востребованных на рынке труда в России и за рубежом.
В России, несмотря на сложные социально-экономические условия, система образования формируется в направлениях увеличения дифференцированности, вариативности, интегрированности образовательных программ, гуманитаризации. Законодательно закрепленная свобода педагогического творчества способствует расширению инновационных программ и методов, внедрению в педагогику новых технологий, на смену традиционно-исполнительской деятельности преподавателя приходит деятельность проблемно-исследовательского, творческого характера. На современном этапе большая часть образовательных учреждений работает с применением инновационных методов и технологий обучения.
Образовательная система, как и многие другие сферы общественной жизни в нашей стране, переживает в настоящее время сложный переходный период, характеризующийся становлением новой образовательной модели. Образование всегда являлось динамичной сферой деятельности, но в нем постоянно существовал значительный временной разрыв между возникновением новых идей и их широким воплощением в практику. Промышленные и социальные революции ставили новые вопросы перед образованием, к решению которых оно далеко не всегда было готово.
Поэтому появилось противоречие между запросами общества перед образованием и его потенциалом. Система образования как часть общественной системы находится под влиянием различных факторов, вызываемых трансформациями в других частях этой системы. Одни из них требуют структурных изменений в системе образования, другие - содержательных и технологических.
На современном этапе развития общества состояние образования и перспективы его развития во многом зависят от образовательной политики государства. Государственная политика в области образования осуществляется посредством выделения средств на финансирование образования, распределение этих средств по направлениям: государственные образовательные стандарты, нормы и правила, регламентирующие деятельность образовательных учреждений. Образова-
тельная политика на протяжении своей истории претерпевала значительные изменения. Например, в Великобритании в 60-70-е гг. XX в. реализовывался принцип содействия «равенству образовательных возможностей» и существенно увеличились расходы на образование. В 80-х гг. подход к образованию стал принципиально иным. Этот подход предполагал передачу контроля над большинством программ в области образования на региональный уровень. Основными лозунгами во время пребывания у власти в США администраций Р. Рейгана и Дж. Буша были: реформа без увеличения расходов, повышение качества образования, расширение частной инициативы и «свобода образовательного выбора». Аналогичный подход реализовался в Великобритании.
Отечественная система образования за время реформирования также претерпела значительные изменения. Анализируя основные из них, можно констатировать, что современная система образования заимствовала многие эффективные методы из прогрессивных западных моделей.
Это явственно видно по изменению расходов на образование в федеральном бюджете и принятой в 1997 г. Программе нового этапа реформирования образования [9], встреченной критично образовательной общественностью. Опрос учителей о том, осуществятся ли в государственной образовательной политике ее основополагающие принципы, провозглашенные в законе РФ «Об образовании», дал следующие результаты. Считают, что реализуются принципы:
• гуманистического характера образования, приоритета общих человеческих ценностей - 19 % опрошенных;
• воспитание гражданственности и любви к Родине - 5 %;
• обеспечения средств федерального, культурного и образовательного пространства - 2 %;
• защиты системы образования национальных культур и региональных культурных традиций - 4 %;
• общедоступности образования - 54 %;
• ориентированности образования на уровни и особенности развития обучаемых 19 %;
• свободы и плюрализма в образовании -
• автономности образовательных учреждений - 3 % [10].
По итогам опроса можно констатировать, что большая часть основных принципов государственной образовательной политики, по мнению педагогов, не реализуется. Направления образовательной политики государства в настоящее время вряд ли можно предсказать достаточно определенно. Политика, не ставящая своей основной целью развитие, в современных условиях не перспективна.
Наряду с внешними факторами, в российской системе образования действуют внутренние факторы развития. Сформировавшаяся к началу 1990-х гг. система образования не удовлетворяла большую часть педагогического сообщества. В 1991 г. 69 % педагогов придерживались мнения, что «образование находится в глубоком кризисе и требует коренных изменений» [9]. Реформа образования существенно изменила оценки преподавателей. По многообразным опросам к 1994 г. число сторонников решительных трансформаций заметно снизилось и составило 33-39 % опрошенных, сторонников «мягкого» варианта трансформаций стало 58-63 %, а число тех, кто не видит необходимости изменений, составляло приблизительно 4 % [10, с. 14].
Стремление к реформированию в сочетании со снятием многих ограничений на индивидуальную деятельность стали обстоятельствами, вызвавшими динамичные инновационные преобразования в системе образования. Несмотря на то, что реформирование дает неоднозначные результаты, в настоящее время складываются те идеи и образцы педагогической практики, которые в будущем могут стать ее основой. Анализ современной образовательной обстановки позволяет рассмотреть содержание происходящих в образовании изменений, чтобы определить образовательные приоритеты и реализовать их в процессе подготовки специали-ста-информатика.
Формулировка адекватных ожиданиям общества целей и приоритетов образования -основное условие обеспечения его качества. Построение современной модели образования строится исходя из представления о том, какими специалистами должны будут стать нынешние студенты. Главная проблема под-
готовки специалистов, в т. ч. и информатиков, - неготовность студентов к жизни, неумение принимать на себя ответственность, исполнять определенные им жизнью и обществом социальные роли.
Задача постановки конкретных и достижимых целей образования является стержневой для педагогики, равно как и для педагогической практики. В настоящее время можно наблюдать различия во взглядах на развитие человека, роль образования в нем и в подходах к построению образовательных систем. Несовершенства в подготовке спе-циалистов-информатиков, существование
которых признается многими учеными и специалистами у нас и за рубежом, проявляется, прежде всего, в несоответствии достигаемых результатов обучения и воспитания потребностям общества.
В западных и европейских странах вопрос постановки целей образования связан с идеей социализации. Цели и приоритеты образования согласуются с необходимостью подготовки выпускников к выполнению некоторой совокупности основных жизненных ролей. Например, в подготовленном в США проекте «Образование мирового класса» [10] выделены семь таких ролей: реализовавшаяся личность, личность со стремлением к поддержке других людей, жизнь как постоянное учение, деятельный участник культурного развития, высококвалифицированный работник, информированный гражданин, защитник окружающей среды.
В процессе овладения различными навыками, необходимыми для трудовой деятельности, выделяются умения, которыми должны обладать обучаемые, чтобы их выполнять. Кроме этого в проекте выделяются так называемые «процессорные умения» осуществлять различные мыслительные и коммуникативные действия, решать разнообразные проблемы, работать с количественными данными, свободно и плодотворно сотрудничать с другими людьми.
Социальный заказ может противостоять требованиям к образованию, которые предъявляет современное общество. Например, на рынке труда востребована сравнительно небольшая часть работников для выполнения задач, связанных с творческим трудом. Большая же часть работников выполняет постоянные, хорошо отработанные навыки. По-
этому роль высококвалифицированного работника будет существенно отличаться от той, которая не требует творческого подхода. Если достигать целей образования, отталкиваясь только от социальных ролей, то будут игнорироваться противоречия между требованиями социума и требованиями формирующейся личности.
Весьма интересным представляется понимание цели образования для будущего, изложенное в Докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. [12], представленном ЮНЕСКО в 1996 г. Представителями данной комиссии отстаивается точка зрения, что в результате абсолютного изменения привычного образа жизни возникают новые требования, которые заставляют человека лучше понимать другого, лучше понимать мир. Поэтому под пристальным вниманием Комиссии оказались следующие основополагающие принципы образования.
Первый из этих принципов - научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления.
Второй принцип - необходимо научиться приобретать знания. Учитывая быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо совмещать обширные культурные знания с возможностью глубокого освоения ограниченного числа дисциплин.
Третий принцип - необходимо научиться действовать и трудиться. Необходимо приобрести компетентность, дающую возможность преодолевать различные ситуации, многие из которых невозможно предугадать.
Требования, предъявляемые обществом к квалификации современного специалиста, нашли отражение в различных документах, регламентирующих систему образования, образовательных стандартах.
Например, в Стратегии модернизации образования [13] отмечается, что важными целями образования в настоящее время являются: развитие у обучаемых самостоятельности и способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме обучаемый становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Поэтому возникает необходимость организации образовательного процесса, сосредоточенного на поиске и развитии задатков, способностей, заложенных природой в каждом студенте. Результатом работы преподавателя становится активная, творческая деятельность обучающегося, абстрагированная от простого воспроизведения.
Установленные цели необходимо претворять в жизнь на всех этапах образовательного процесса, выстраивая деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Осуществление принятых программ невозможно без использования эффективных педагогических технологий. Такими технологиями стали метод проектов, технология разноуровневого обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
• информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
• коммуникативную - способность вступать в общение с коллегами и заказчиками с целью быть понятым;
• социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
• предметную - способность применять полученные знания на практике в своей трудовой деятельности.
В образовательном процессе ведущую роль многие педагоги отводят проектной методике, предполагая, что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
• формирования и развития внутренней мотивации обучаемых к более качественному овладению специальностью;
• повышения мыслительной активно -сти студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
• речевого развития обучаемых, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
• развития индивидуальных особенностей обучаемых, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
• изменения роли преподавателя в образовательной среде.
Рассмотрим, какие функции при подготовке информатиков можно передать методу проектов. С этой целью необходимо, как мы полагаем, проанализировать Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям: 080801 Прикладная информатика по областям [14], 030100 Информатика [15], 080700 Бизнес-Информатика [16], 510200 Прикладная математика и информатика [17], 523300 Прикладная информатика [18], 030100.00 Информатика с дополнительной специальностью [19]. Нами выделены противоречия между требованиями к профессиональной подготовленности специалистов, указанными в пунктах Квалификационная характеристика выпускника, а также Требования к профессиональной подготовленности специалиста (по циклу математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, а также специальных дисциплин) и требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки информатика. В пункте Виды профессиональной деятельности Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)» [14] отмечаются такие виды профессиональной деятельности инфор-матиков, как:
• проектно-технологическая,
• организационно-управленческая,
• экспериментально-исследовательская,
• инновационная.
К сожалению, на настоящий момент подготовка по данным направлениям, на наш взгляд, практически не ведется. Мало внимания уделяется проектной работе, работе в команде, адаптации человека к жизни в современном информационном обществе. Зачастую специалисты получают хорошую подготовку в области программирования и микроэлектроники, но у них практически отсутствуют навыки общения с коллегами и заказчиками, управленческие навыки, в большинстве случаев работа доводится только до стадии ввода программного продукта в
действие, без последующего сопровождения и доработок в процессе эксплуатации.
Перечислим указанные в стандартах требования к профессиональной подготовке специалистов-информатиков, которые могут быть реализованы, как мы полагаем, с помощью метода проектов:
• иметь опыт разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде;
• быть готовым к использованию информационных технологий в проектноконструкторской, управленческой и финансовой деятельности;
• уметь формулировать и решать задачи проектирования профессиональноориентированных информационных систем;
• обладать развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач;
• иметь опыт решения формализуемых и трудноформализуемых задач;
• формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
• осуществлять планирование проекта на всех фазах его жизненного цикла;
• решать задачи управления проектами с использованием современных информационных технологий;
• выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
• владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
• обладать устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к повышению квалификации;
• обладать стремлением к непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
В подготовке информатиков данные требования, по нашему мнению, учитываются не полностью или не учитываются совсем; мало внимания уделяется практической реализации полученных знаний, созданию социально значимых продуктов, их представлению, последующей доработке, поддержке; на первый план ставится приобретение стандартных технических навыков, а не всестороннее развитие специалиста. В частности, в
требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки информатика по специальности 080801 «Прикладная информатика по областям» в рамках учебных дисциплин не предусмотрены: разработка проектных решений, подготовка к использованию информационных технологий в управленческой и экономической деятельности, решение задач управления ИКТ проектами, стимулирование специалиста к постоянному профессиональному совершенствованию.
По мнению Н.А. Забелиной, решить данную проблему при подготовке информатиков в вузе поможет использование метода проектов. Н.А. Забелина показывает, что применение метода проектов на младших курсах дает возможность повысить ответственность будущего специалиста за конечный продукт, привить навыки работы в команде, коллективный дух, довести проекты до высокого уровня [20]. Метод проектов на старших курсах позволяет информатикам выйти за рамки учебных проектов и принять участие в разработке информационных проектов реальных предприятий и организаций, имея возможность внедрить готовый продукт в производственный процесс, лучше подготовиться к будущей работе.
В результате информатик охватывает социальные, экономические, правовые аспекты своей работы, показывает уровень своей компетентности. В связи с этим, метод проектов приобретает глубокий смысл как составной элемент системы подготовки специалистов информатиков в вузе.
По мнению Е.Н. Балыкиной и Д.Н. Бузун [21], работа с проектами позволяет студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что студенты сами делают свой выбор и проявляют инициативу, проекты имеют практическую ценность, предполагают решение актуальных проблем, дают студенту учиться в соответствии с его способностями, содействуют проявлению способностей студента при решении задач более широкого спектра, способствуют налаживанию взаимодействия между студентами, выработке навыков работы в команде. При использовании метода проектов реализуется концепция личностноориентированного подхода к образованию,
повышается мотивация к обучению, ускоряется процесс социализации учащихся.
Метод проектов помогает применять накопленные знания, учит искать и конструировать новые, стимулирует творческое и критическое мышление, обучает достижению результатов через постановку и решение задач и проблем, развивает умение обучаться на собственном и чужом опыте. Обеспечивается более широкое развитие личности, адаптация человека к полноценной жизни в современном информационном обществе.
Обобщенно идею организации проектной деятельности в системе подготовки спе-циалистов-информатиков можно сформулировать следующим образом: это поиск решения интересной актуальной задачи, значимой для студента, которая подготавливает его к будущей профессиональной деятельности, работе в условиях современного информационного общества. В процессе работы по проектной методике студенты не только приобретают практические навыки создания программного продукта, но и опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами и заказчиками. При этом студент должен осознавать полезность и важность приобретаемых знаний и навыков, что побуждает его к дальнейшему развитию своих профессиональных способностей.
В проектной деятельности формируются навыки не только в области информационных технологий, но и навыки общения с коллегами, которые позволяют принимать управленческие решения в последующей трудовой деятельности. Опыт проектной работы повышает конкурентоспособность специалистов информатиков на рынке вакансий, помогает сделать первый шаг в построении успешной карьеры.
В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов при подготовке специалистов-информатиков в вузе получены следующие выводы. Необходимость использования метода проектов в современном вузовском образовании определена очевидными тенденциями в образовательной системе, направленными на полноценное развитие личности студента, его подготовку к реальной деятельности в условиях современного информационного общества, условиях социально-ориентированной рыночной экономики. Метод проектов получает
все более повсеместное внедрение при обучении студентов информатике и информационным технологиям, что обусловлено его характерными особенностями. Использование проектной методики имеет свои результаты на всех этапах обучения в вузе и является особенно продуктивным на старших курсах в рамках выполнения квалификационных работ. Это определено проблемным характером проектной деятельности (в ее основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью); неконфликтным характером проектной деятельности (метод проектов предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраива-ния их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности).
В 2006/2007 учебном году проведен педагогический эксперимент по использованию метода проектов при изучении дисциплины Web-мастеринг, в рамках курсовых работ по дисциплине «Гипертекст и мультимедиа технологии» студентами специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» ТГУ им. Г.Р. Державина. Перед студентами была поставлена задача: создание общественно полезного веб-сайта на языке HTML с последующим размещением его в сети Интернет. Этапы работы над проектом: планирование; стартовое начало выполнения проекта; консультации по выполнению проекта; поиск и подбор информации; создание программного продукта; оформление пояснительной записки; защита проекта. При оценке работ студентов учитывались: качество веб-сайта, интерактивность, функциональность, объем и полнота разработок, уровень творчества, качество доклада, коммуникативные навыки обучаемого.
За время проведения эксперимента по использованию метода проектов студентами специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» были созданы разнообразные программные продукты: 63 сайта кафедр ТГУ им. Г.Р. Державина; электронные учебники: «CorelDraw», «Macromedia Flash», «Устройства компьютера», «Занимательная математика», «Высокоуровневые методы информатики и программирования»; электронный справочник по Тамбову и Тамбовской области; курсы дистанционного обучения «Вычислительные системы, сети и телеком-
муникации», «Базы данных», «Политическая регионалистика»; портал международной
конференции «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий».
Проведенные за время эксперимента наблюдения показали, что метод проектов является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень профессионализма, коммуникативные навыки, мотивацию студентов к обучению, уровень их самостоятельности, общее интеллектуальное развитие, дает опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами и заказчиками, подготавливает к будущей трудовой деятельности.
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М., 2000.
2. Полат Е.С. // Наука и школа. 1997. № 4.
3. Горлицкая С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1995.
4. Пахомова Н.Ю. // Информатика и образование. 1996. № 1, 2.
5. Гаппоева М. У. Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.
6. Молоткова Н.В. Методика формирования
информационно-технологической состав-
ляющей профессиональной культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000.
7. Слинкин Д.А. Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.
8. Хегай Л.Б. Методика создания и использования учебных телекоммуникационных проектов в базовом курсе информатики: дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2002.
9. Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа. Проект. М., 1997.
10. Кошелева Г.Д. Педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя как субъекта инновационной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2002. С. 13.
11. Скобкин В.С. Российская школа на рубеже 90-х гг.: социологический анализ / под ред. В.С. Собкина. М., 1993.
12. Полат Е.С. Жизнь как постоянное учение. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/ 04/14/zhizn_kak_postojannoe_uchenie.html. свободный. Яз. рус. 28.10.2007.
13. Метод проектов / под ред. М.А. Гусаковско-го; Белорусский гос. ун-т; Центр проблем развития образования; Республиканский ин-т высш. шк. БГУ. Мн., 2003. Сер. Современные технологии университетского образования.
14. Пинский А.А. и др. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
15. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)». Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/351400_2000. zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
16. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030100 «Информатика». Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/ 030100_2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 080700 «Бизнес-информатика». Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/ spe/os_okso_zip/080700_2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
18. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 510200 «Прикладная математика и информатика». Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/510200_2000. zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
19. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 523300 «Прикладная информатика». Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/ spe/os_zip/523300_2004.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
20. Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по специальности 030100.00 «Информатика с дополнительной специальностью». Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/
03010000_2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
21. Забелина Н.А. Применение метода проектов
для формирования профессионально значимых качеств студентов информатиков // Информационные технологии в образовании -2004: Материалы Междунар. конф.-выставки Режим доступа: http://ito.su/main.php?pid=
26&fid=3670, свободный. Яз. рус. 26.07. 2006.
22. Балыкина Е.Н., Бузун Д.Н. Электронные учебные материалы СНИЛ «История и компьютер» Белгосуниверситета в контексте проектного обучения // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». М., 2006. Май. № 33. С. 121.
Поступила в редакцию 6.12.2007 г.
Chvanova M.S., Lyskova V.Y., Samokhvalov A.V. Social and pedagogical prerequisites of project method use in training computer scientists. The article is devoted to the problem of project method use in training computer scientists. The problems being examined are social and pedagogical prerequisites for modernization computer scientists’ higher education system, the contradictions between skills gained during the educational process and the requirements of society, the ways of solving those contradictions, the advantages of project method use in computer scientists training.
Key words: computer scientists university training, project method, prerequisites for project method use.