Научная статья на тему 'Метод проектов в подготовке специалистов-информатиков'

Метод проектов в подготовке специалистов-информатиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в подготовке специалистов-информатиков»

тирования проглядеть список допущенных ошибок и правильные ответы на поставленные вопросы.

В виртуальной лаборатории реализован мощный конструктор, который может менять строки в программе, блокировать строки, а также вводить строки по шаблону (выбирая сначала нужный оператор из списка), затем все его параметры (см. рис. 1). Такая организация конструктора вместе со встроенной помощью и поиском позволяет найти необходимую команду из списка перечисленных и узнать ее синтаксис.

В конструкторе можно легко ввести формулу в виде оператора присвоения для математических и логических выражений. Внутри формулы могут использоваться знаки математических операций и математические функции языка Ра8еа1, логические сравнения и логические операции.

Рис. 1. Вид окна конструктор при вставке конструкции For ...

Наличие в виртуальной лаборатории возможностей сохранения текста программ вместе с системой автоматической авторизации не позволит обучающимся воспользоваться результатом чужого труда.

Такие возможности конструктора по вставке и редактированию исходного текста примера предполагают разнообразное их использование в учебном процессе. Добавление строк также дает возможность учителю вставлять строки в программу по ходу объяснения нового материала, показывая, как изменилась функциональность всей программы. Функции «Замена» помогают преподавателю показывать, как программа работает с другими операторами.

Заготовленные шаблоны показывают как полное решение задачи, так и частичное. Если в первом случае задание звучит так: изучить алгоритм решения задачи, указать значимость каждого оператора, порядок выполнения алгоритма, то во втором случае задача заключается в грамотном завершении программы (вставить математические операторы, грамотно организовать вывод переменных). В таком шаблоне можно указать условие задачи и написать блок описания переменных и самое начало программы.

В виртуальную лабораторию гармонично встроены помощь и трассировщик, просмотрщик различных структур данных и конструктор программы. Редактирование позволяет не только решать задачи на завершение текста программы, но и глубже понять функциональность всех частей программы.

Поступила в редакцию 24 декабря 2007 г.

Щ Конструктор

* ВЫБОР ОПЕРАТОРА

|for .. to ..

Модуль:

Конструкция цикла с параметром

|#for и:=1 to 3 do begin

Введите константу типа integer

Конечное значение параметра

1 И . . . . . . . . 1

Вставить] Заменить] Q | у | [Ц] | ? | Ш Скрыть | Вынод |

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ИНФОРМАТИКОВ

© А.В. Самохвалов

За последние 15-17 лет в нашей стране произошли серьезные изменения. Россия интегрируется с мировым сообществом, строя рыночную экономику, является государством, в котором на первый план выходит человек, владеющий значительно большей мерой свободы и ответственности. Эти течения проходят в контексте перехода общества к новому состоянию: от традиционного для конца XIX - первой половины XX индустриального общества к обществу информационному. Чтобы состояться в таком обществе, нужно не только иметь в распоряжении набор знаний, но и обладать способностью к самообразованию: уметь «добывать» нужную информацию для решения возникающих проблем, используя различные источники, постоянно пополнять знания.

Работодатели отдают предпочтение тем молодым специалистам, которые не только обладают обширными знаниями и навыками самостоятельной работы, но и умеют быть «командными игроками». Это вполне объяснимо, так как в подавляющем большинстве случаев изделия электронной техники, средства связи, компьютеры, программные средства - это продукция, создаваемая в результате организованной деятельности больших коллективов. Обучение студентов-инфор-

матиков особенно на старших курсах должно строиться с учетом этой тенденции. В настоящее время во всем мире признаны такие технологии, как обучение в сотрудничестве и метод проектов, которые являются альтернативой классно-урочной системы Я.А. Каменского.

Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования, метод проектов является весьма перспективным инструментом совершенствования системы подготовки информатиков в вузе, осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения качества, широким распространением педагогики сотрудничества.

При подготовке специалистов-информатиков в вузе по различным специальностям («Прикладная информатика по областям», «Информатика», «Прикладная информатика и математика», «Бизнес-информатика» и др.) образовательным стандартом декларируется необходимость их подготовки в проектно-технологической, организационно-управленческой, инновационной деятельности.

Однако при использовании традиционных методов и форм обучения подготовка по данным направлениям практически не ведется. Мало внимания уделяется проектной работе, работе в команде, адаптации челове-

ка к жизни в современном информационном обществе. Зачастую специалисты получают хорошую подготовку в области программирования и микроэлектроники, но у них практически отсутствуют навыки общения с коллегами и заказчиками, управленческие навыки.

При рассмотрении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям: 080801 Прикладная информатика по областям [1], 030100 Информатика [2], 080700 Бизнес-Информатика [3], 510200 Прикладная математика и информатика [4], 523300 Прикладная информатика [5], 030100.00 Информатика с дополнительной специальностью - нами выделены одинаковые виды профессиональной деятельности информатиков, среди них:

- проектно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- экспериментально-исследовательская.

Многие исследователи, с одной стороны, указывают на сложности подготовки по данным направлениям при использовании традиционных методов обучения, с другой - отмечают возможность выработки практических навыков в данных областях при помощи метода проектов.

Метод проектов позволяет, на наш взгляд, наименее ресурсозатратным способом создать естественную среду, т. е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей обучаемых. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у студентов компетентности при решении проблем, а также происходит освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности, приобщение к труду, подготовка к будущей трудовой деятельности.

В основу метода проектов положена идея прагматической направленности на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Под методом проектов мы понимаем педагогическую технологию обучения, основанную на самостоятельной командной работе студентов, направленной на решение реальной задачи с получением значимого практического результата.

На нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие обучаемых, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности обучаемых, необходимых для жизнедеятельности в условиях современного информационного общества.

На деле, как показал анализ, в настоящее время наблюдаются кризисные явления, обусловленные отсутствием достаточных материальных вложений государства в совершенствование образовательной системы, в подготовку студентов к трудовой деятельности; слабой поддержкой научных школ и направлений исследований; инерционностью социума, привыкшего сосуществовать в условиях иных ценностей. Как следствие -быстро меняющийся социально-политический строй и экономический уклад, неподготовленность выпускников вузов к трудовой деятельности.

Интересы общества в использовании метода проектов видны даже невооружённым взглядом. С одной стороны, это интересы работодателей, постоянно ищущих креативных, интеллектуальных, активных, энергичных сотрудников, способных работать в команде, готовых к решению новых, трудноформализуемых задач. С другой стороны, как отмечают исследователи, использование метода проектов в сфере информационных технологий ведёт к повышению производительности труда, заработной платы, социального и материального статуса работника, в том числе и специалистов в области информационных технологий.

Обзор рынка вакансий для специалистов в сфере информационных технологий, включающий предложения ведущих отечественных и зарубежных кадровых агентств - Staffwell Search (www.staffwell.com), Kelly Services (www.kellyservices.ru), объявления в электронных и печатных СМИ - www.job.ru,www.joblist.ru, www.rabota.ru - показал, с одной стороны, нехватку высококвалифицированных специалистов; с другой -рост потребности в кандидатах, обладающих хорошими коммуникационными навыками - активных, общительных, способных работать в команде.

Международным кадровым агентством Staffwell Search, занимающимся подбором персонала среднего и высшего звена, были проведены исследования рынка вакансий в сфере информационных технологий. Лучшие Российские и международные компании пользуются услугами компании StaffWell. Согласно последнему рейтингу кадровых агентств, Staffwell Search является одним из лидеров рынка рекрутмента. В результате исследований были выделены группы специалистов, наиболее востребованных в сфере информационных технологий [6]. Это:

- программисты;

- инженеры по проектированию приложений;

- менеджеры в сфере информационных технологий;

- менеджеры проектов.

Перечисленным группам работников, по нашему мнению, необходимы навыки общения с коллегами и заказчиками, опыт работы в команде, практические навыки реализации проектов.

В результате исследований всемирно известного журнала о карьере и корпоративном развитии TheWell [7] отмечено, что труд специалистов в области информационных технологий оплачиваются по-разному, в зависимости от занимаемой должности, опыта работы и размера компании. Рядовые программисты зарабатывают до 1000-1500 долларов месяц. Директора отделов информационных технологий могут рассчитывать на зарплату до 3000-4000 долларов и выше. Следует заметить, что большинство опрошенных - москвичи, и общий уровень зарплат по стране меньше. Тем не менее, данные факты, на наш взгляд, отражают общую ситуацию на рынке заработных плат: специалисты, обладающие навыками работы в команде, проектной, административной деятельности, получают более высокую заработную плату.

Несмотря на сложность отношений между обществом и государством сущность как государственной, так и общественной ценности использования метода проектов проявляются в подготовке креативных специалистов, готовых жить и работать в условиях современного информационного общества.

Метод проектов, по нашему мнению, помогает применять накопленные знания, учит искать и конструировать новые, стимулирует творческое и критическое мышление, обучает достижению результатов через постановку и решение задач и проблем, развивает умение обучаться на собственном и чужом опыте. Обеспечивается более широкое развитие личности, адаптация человека к полноценной жизни в современном информационном обществе.

Общая идея организации проектной деятельности в системе подготовки специалистов-информатиков следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, значимой для студента, которая подготавливает его к будущей трудовой деятельности, работе в условиях современного информационного общества. При этом студенты должны приобретать не только практические навыки создания программного продукта, но и опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами и заказчиками. Результаты должны быть видимы даже невооруженным глазом, что побуждает студента к дальнейшему развитию своих профессиональных навыков.

В 2006/2007 учебном году проведен педагогический эксперимент по использованию метода проектов при изучении дисциплины Web-мастеринг, в рамках курсовых работ по дисциплине «Гипертекст и мультимедиа технологии» студентами специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» ТГУ им. Г.Р. Державина. Перед студентами была поставлена задача: создание общественно полезного веб-сайта на языке HTML с последующим размещением его в сети Интернет. Этапы работы над проектом: планирование; стартовое начало выполнения проекта; консультации по выполнению проекта; поиск и подбор информации; создание программного продукта; оформление пояснительной записки; защита проекта. При оценке работ студентов учитывались: качество веб-сайта, интерактивность, функциональность, объём и полнота разработок, уровень творчества, качество доклада, коммуникативные навыки обучаемого.

За время проведения эксперимента по использованию метода проектов студентами специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» были созданы разнообразные программные продукты: 63 сайта кафедр ТГУ им. Г.Р. Державина; электронные учебники: «CorelDraw», «Macromedia Flash», «Устройства компьютера», «Занимательная математика», «Высокоуровневые методы информатики и программирования»; электронный справочник по Тамбову и Там-

бовской области; курсы дистанционного обучения «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Базы данных», «Политическая регионалистика»; портал международной конференции «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий».

В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов при подготовке специа-листов-информатиков в вузе получены следующие выводы. Необходимость использования метода проектов в современном вузовском образовании определена очевидными тенденциями в образовательной системе, направленными на полноценное развитие личности студента, его подготовку к реальной деятельности в условиях современного информационного общества. Использование проектной методики имеет свои результаты на всех этапах обучения в вузе и является особенно продуктивным на старших курсах в рамках выполнения курсовых и дипломных работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/351400_2000.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессио-

нального образования по специальности 030100 «Информатика». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/030100_2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 080700 «Бизнес-

информатика». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_okso_zip/080700_2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 510200 «Прикладная математика и информатика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/510200_2000.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессио-

нального образования по направлению 523300 «Прикладная информатика». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/523300_2004.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

6. Выступление специалистов компании StaffWell Search на Ярмарке Вакансий и Карьеры. Москва, Рэдиссон САС Славянская, 30 сент., 2006 г. М.,2006.

7. Левина Е. Кем быть или не быть? Если деньги имеют значение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.thewell.ru/ rus/special/ SalarySurveys/WhenMoneyMatters_rus.html, свободный. Яз. рус. 22.10.2006.

Поступила в редакцию 24 декабря 2007 г.

РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

© В.Ю. Лыскова, А.В. Денисов

Для создания коллекции были выделены основные блоки - исторический, выдающиеся люди, учреждения, ветераны. Структура оболочки представлена на рис. 1. Внешний вид - это то, что привлекает внимание в первую очередь, и от того, каким он будет, во многом зависит, продолжит ли свое дальнейшее знакомство с

предложенной ему коллекцией информационных ресурсов пользователь. Дизайнерское решение было разработано с учетом критериев - унифицированность, однотипность, возможность понимания каждым пользователем вне зависимости от его подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.