ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
А.В. Самохвалов
Samokhvalov A.V. Preparation of Informatics Students for Labour Activity by the Method of Projects. The article is devoted to the questions of job placement of information specialists. The article considers ways and methods of solving contradiction between the needs of state, society, potential employers and skills obtained by future specialists in universities where traditional system of classes and lessons is used. As one of the ways to solve the problem such contradictions, the author proposes the uses of the method of projects in course of training information specialists in an institution of higher education.
Область информационных технологий в XIX в. стала одной из наиболее привлекательных для молодых специалистов, что привело к более жесткой конкуренции в этом секторе рынка труда. Работодатели отдают предпочтение тем молодым специалистам, которые не только обладают обширными знаниями и навыками самостоятельной работы, но и умеют быть «командными игроками». Это вполне объяснимо, так как в подавляющем большинстве случаев изделия электронной техники, средства связи, компьютеры, программные средства - это продукция, создаваемая в результате организованной деятельности больших коллективов. Обучение студентов-информатиков особенно на старших курсах должно строиться с учетом этой тенденции. В настоящее время во всем мире признаны такие технологии, как обучение в сотрудничестве и метод проектов, которые являются альтернативой классноурочной системы Я.А. Каменского.
Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования, метод проектов является весьма перспективным инструментом совершенствования системы подготовки информатиков в вузе, осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения качества, широким распространением педагогики сотрудничества, ориентированной на приобретение выпускниками такого качества, как эффективная конкурентоспособность.
При подготовке специалистов-информа-тиков в вузе по различным специальностям («Прикладная информатика по областям», «Информатика», «Прикладная информатика и математика», «Бизнес-информатика» и др.) образовательным стандартом декларируется необходимость их подготовки в проектно-
технологической, организационно-управленческой, инновационной деятельности.
Однако при использовании традиционных методов и форм обучения подготовка по данным направлениям практически не ведется. Мало внимания уделяется проектной работе, работе в команде, адаптации человека к жизни в современном информационном обществе. Зачастую специалисты получают хорошую подготовку в области программирования и микроэлектроники, но у них практически отсутствуют навыки общения с коллегами и заказчиками, управленческие навыки.
При рассмотрении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям: 080801 - Прикладная информатика по областям [1], 030100 - Информатика [2], 080700 - Бизнес-Информатика [3], 510200 -Прикладная математика и информатика [4], 523300 - Прикладная информатика [5], 030100.00 - Информатика с дополнительной специальностью нами выделены одинаковые виды профессиональной деятельности ин-форматиков, среди них:
- проектно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- экспериментально-исследовательская.
Многие исследователи, с одной стороны
указывают на сложности подготовки по данным направлениям при использовании традиционных методов обучения, с другой -отмечают возможность выработки практических навыков в данных областях при помощи метода проектов.
Метод проектов позволяет, на наш взгляд, наименее ресурсозатратным способом создать естественную среду, т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентно-
стей обучаемых. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у студентов компетентности при решении проблем, а также происходит освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности, приобщение к труду, подготовка к будущей трудовой деятельности.
В основу метода проектов положена идея прагматической направленности на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Под методом проектов мы понимаем педагогическую технологию обучения, основанную на самостоятельной командной работе студентов, направленной на решение реальной задачи с получением значимого практического результата.
На нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие обучаемых, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности обучаемых, необходимых для жизнедеятельности в условиях современного информационного общества.
На деле, как показал анализ, в настоящее время наблюдаются кризисные явления, обусловленные отсутствием достаточных материальных вложений государства в совершенствование образовательной системы, в подготовку студентов к трудовой деятельности; слабой поддержкой научных школ и направлений исследований; инерционностью социума, привыкшего сосуществовать в условиях иных ценностей. Как следствие - быстро меняющийся социально-политический строй и экономический уклад, неподготовленность выпускников вузов к трудовой деятельности.
Интересы общества в использовании метода проектов видны даже невооруженным взглядом. С одной стороны, это интересы работодателей, постоянно ищущих креативных, интеллектуальных, активных, энергичных сотрудников, способных работать
в команде, готовых к решению новых, труд-ноформализуемых задач. С другой стороны, как отмечают исследователи, использование метода проектов в сфере информационных технологий ведет к повышению производительности труда, заработной платы, социального и материального статуса работника, в том числе и специалистов в области информационных технологий.
Обзор рынка вакансий для специалистов в сфере информационных технологий, включающий предложения ведущих отечественных и зарубежных кадровых агентств -Staffwell Search (www.staffwell.com), Kelly Services (www.kellyservices.ru), объявления в электронных и печатных СМИ - www.job.ru, www.joblist.ru,www.rabota.ru - показал, с одной стороны, нехватку высококвалифицированных специалистов; с другой - рост потребности в кандидатах, обладающих хорошими коммуникационными навыками: активных, общительных, способных работать в команде.
Международным кадровым агентством Staffwell Search, занимающимся подбором персонала среднего и высшего звена, были проведены исследования рынка вакансий в сфере информационных технологий. Лучшие российские и международные компании пользуются услугами компании StaffWell. Согласно последнему рейтингу кадровых агентств, Staffwell Search является одним из лидеров рынка рекрутмента. В результате исследований были выделены группы специалистов, наиболее востребованных в сфере информационных технологий [6]. Это:
- программисты;
- инженеры по проектированию приложений;
- менеджеры в сфере информационных технологий;
- менеджеры проектов.
Перечисленным группам работников, по
нашему мнению, необходимы навыки общения с коллегами и заказчиками, опыт работы в команде, практические навыки реализации проектов.
В результате исследований всемирно известного журнала о карьере и корпоративном развитии TheWell [7], отмечено, что труд специалистов в области информационных технологий оплачиваются по-разному, в за-
висимости от занимаемой должности, опыта работы и размера компании. Рядовые программисты зарабатывают до $1000-$1500 в месяц. Директора отделов информационных технологий могут рассчитывать на зарплату до $3000-$4000 и выше. Следует заметить, что большинство опрошенных -москвичи, и общий уровень зарплат по стране меньше. Тем не менее, данные факты, на наш взгляд, отражают общую ситуацию на рынке заработных плат: специалисты, обладающие навыками работы в команде, проектной, административной деятельности, получают более высокую заработную плату.
Несмотря на сложность отношений между обществом и государством сущность как государственной, так и общественной ценности использования метода проектов проявляется в подготовке креативных специалистов, готовых жить и работать в условиях современного информационного общества.
Метод проектов, по нашему мнению, помогает применять накопленные знания, учит искать и конструировать новые, стимулирует творческое и критическое мышление, обучает достижению результатов через постановку и решение задач и проблем, развивает умение обучаться на собственном и чужом опыте. Обеспечивается более широкое развитие личности, адаптация человека к полноценной жизни в современном информационном обществе.
Общая идея организации проектной деятельности в системе подготовки специали-стов-информатиков следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, значимой для студента, которая подготавливает его к будущей трудовой деятельности, работе в условиях современного информационного общества. При этом студенты должны приобретать не только практические навыки создания программного продукта, но и опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами и заказчиками. Результаты должны быть видимы даже невооруженным глазом, что побуждает студента к дальнейшему развитию своих профессиональных навыков.
При этом вырабатываются навыки не только в области информатики, но и формируются навыки общения с коллегами, которые позволяют принимать управленческие решения в последующей трудовой деятельности. Опыт проектной работы повышает конкурентоспособность специалистов ин-форматиков на рынке вакансий, помогает сделать первый шаг в построении успешной карьеры.
1. Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по специальности 080801 - Прикладная информатика (по областям). [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/
os_zip/351400_2000.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030100 «Информатика». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://edu. ru/db/portal/spe/os_zip/030100_2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 080700 - Бизнес-информатика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.edu.ru/db/portal/spe/os_okso_zip/080700_ 2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
4. Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению 510200 - Прикладная математика и информатика. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/
os_zip/510200_2000.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 523300 - Прикладная информатика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/523300_2004.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.
6. Выступление специалистов компании Staff-Well Search на Ярмарке Вакансий и Карьеры. Москва, Рэдиссон САС Славянская, 30 сентября 2006 года.
7. Елизавета Левина. Кем быть или не быть? Если деньги имеют значение... [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.thewell.ru/ rus/special/SalarySurveys/WhenMoneyMatters_ru s.html, свободный. Яз. рус. 22.10.2006