Научная статья на тему 'Социально-педагогическая сущность понятия «Общественное воспитание»'

Социально-педагогическая сущность понятия «Общественное воспитание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1698
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочкина Наталия Альбертовна

В статье представлены существующие подходы к характеристике понятий «общество» и «воспитание», обозначены взгляды наиболее авторитетных ученых философов, педагогов различных стран и эпох. Рассматриваются основные показатели «общественного воспитания»: ценностная ориентированность, доступность, народность, открытость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ESSENCE OF THE «SOCIAL EDUCATION» CONCEPT

The article presents different approaches to the characteristic of notions «society» and «education» and gives opinions of the most prominent scientists philosophers, pedagogues of different countries and epochs. The main indicators of «social education», such as value orientation, availability, folk origins, and openness are examined.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая сущность понятия «Общественное воспитание»»

УДК 373.21

КОЧКИНА Наталия Альбертовна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования; соискатель кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета. Автор 23 научных публикаций

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»

В статье представлены существующие подходы к характеристике понятий «общество» и «воспитание», обозначены взгляды наиболее авторитетных ученых - философов, педагогов различных стран и эпох. Рассматриваются основные показатели «общественного воспитания»: ценностная ориентированность, доступность, народность, открытость.

Общество, воспитание, общественное воспитание

Понятие «общественное воспитание» активно используется в общественных науках, в профессиональной лексике. Вместе с тем, в педагогической литературе отсутствуют работы, раскрывающие его суть. Обращает на себя внимание то, что данное понятие состоит из двух составляющих - «общественное» и «воспитание». В словаре русского языка В. Даля дается следующее определение первого: «Общественный - обществу присвоенный, к нему относящийся». С.И. Ожегов представил более развернутую его характеристику, включающую пять значений, из которых для нашего исследования существенными являются следующие: относящийся к обществу, протекающий в обществе, не частный, коллективный1. В истории философской, исторической, социологической мысли существовали разные подходы к раскрытию понятия «общество» (Э. Дюркгейм,

H.A. Бердяев, С.Л. Франк, М. Вебер, Т. Парсонс, К. Маркс). Вместе с тем, во всех концепциях понятие «общество» (с большей или меньшей степенью точности) определялось как целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Таким образом, сущность понятия «общество» заключается в характеристике взаимодействия людей, в его форме и результате, что находит отражение в воспитании членов общества.

Дефиниция «воспитание» является одной из ведущих в педагогике. Существуют ее разнообразные трактовки. Так, Б.Т. Лихачев определяет воспитание как всеобщую абстрактную категорию, «объективный конкретно-исторический процесс, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил»2. В качестве критериев

эффективности он выделяет соответствие требованиям общечеловеческих, правовых, моральных, природных и культурных норм поведения.

Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание с позиций культурологического подхода. По ее мнению, воспитание - это управляемый педа-гогами-профессионалами процесс последовательного и неуклонного восхождения ребенка к достижениям культуры в целях максимального развития всех потенциальных способностей личности ребенка и во имя счастья жизни подрастающего человека, организуемое как взаимодействие с миром на уровне современной культуры3.

В отличие от Н.Е. Щурковой, И.П. Подла-сый рассматривает воспитание в широком и узком социальном смысле, в широком и узком педагогическом смысле. Воспитание в широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание в узком социальном смысле

- направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Воспитание в широком педагогическом смысле

- это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач4.

На наш взгляд, воспитание в узком социальном смысле соотносится с понятием общественное воспитание. В истории педагогики существуют разные подходы к определению понятия «общественное воспитание»: воспитание ребенка, осуществляемое специальными людьми, вне семьи, не семейное (Платон, Т. Мор); воспитание ребенка, осуществляемое педагогами в специальных учреждениях, вне

дома, не домашнее (Д. Локк, Т. Кампанелла); воспитание для всех, общедоступное (И.Г. Пе-сталоцци, Л.Н. Толстой); бесплатное воспитание (Н.К. Крупская); воспитание, осуществляемое не в государственных учреждениях, не государственное (В.П. Вахтеров); воспитание для народа, народное воспитание (К.Д. Ушинс-кий, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская).

Как показал анализ историко-педагогической литературы, возникновение идеи общественного воспитания в педагогике связано с именами античных философов. Так, Платон выдвинул идею создания единой системы воспитания от дошкольников до правителей государства. По мнению философа, воспитание детей должно осуществляться под контролем государства и в его интересах. Особый вклад в развитие идеи общественного воспитания внесли мыслители-утописты Томас Мор и Томма-зо Кампанелла. Общественное воспитание, по мнению Т. Мора, должно начинаться с двух лет5.

Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И. Кант выделяют две формы воспитания: общественную и домашнюю. При этом И.Г. Песталоцци не противопоставляет домашнее воспитание общественному, а акцентирует внимание на их преемственности: «В деле общественного воспитания следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в домашнем». И. Кант отдавал преимущество общественному воспитанию в вопросах развития характера гражданина.

Заслуживают внимания идеи французского социалиста-утописта Шарля Фурье, разработавшего план «единого и привлекательного воспитания в системе социентарного строя». Характерными признаками разработанной им системы общественного воспитания являются: всеобщность - воспитание распространяется на всех без исключения детей; внутренняя согласованность - единое направление действий всех факторов; соответствие природным призваниям, потребностям и возможностям каждого воспитанника; целостность - всестороннее развитие ребенка; сложность -объединение теории и практики на основе про-

изводственно-труцовой деятельности; развивающая активность - свободное развитие и самодеятельность6 .

Существенный вклад в развитие идеи общественного воспитания внесли русские педагоги Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушин-ский. Так, Н.И. Новиков в основе общественного воспитания видел идею нравственного совершенствования человека7. Н.И. Пирогов провозглашал идею всеобщего образования, независимо от сословной принадлежности. К.Д. Ушинский основой общественного воспитания считал народность, христианство, науку: «Общественное воспитание есть для народа его семейное воспитание». По его мнению, общественное воспитание только тогда оказывается действенным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, чтобы не стать бессильной должна выходить из общественного убеждения8 .

Анализ историко-педагогической литературы позволил выделить основные показатели общественного воспитания: ценностная ориентированность, доступность, народность, открытость, научный подход, коллективный характер организации.

Данные показатели актуальны и в современных условиях, прежде всего в вопросах дошкольного образования, поскольку появившаяся в начале XX века структура общественного дошкольного воспитания в настоящее время переживает серьезные перемены, связанные с попытками пересмотреть ее статус в образовательной системе страны.

Анализ исследовательского поля этой проблемы показывает многообразие позиций авторов. Так, И.В. Селиверстовой проведено исследование доступности дошкольного образования9 . По ее мнению, доступность дошкольного воспитания понимается как возможность выбора и зачисления в избранное родителями дошкольное образовательное учреждение и непрерывное обучение в нем. Автором выделены следующие факторы, влияющие на доступность: территориальный (предполагает наличие

необходимого количества учреждений в территориях); социально-экономический (социальноэкономическое неравенство семей, доступность в оплате); третий фактор - здоровье детей -означает наличие разнообразных видов учреждений, а также вариативность режима и образовательных программ в соответствии с потребностями родителей, особенностям развития детей.

Немаловажными показателями общественного дошкольного воспитания являются народность и научный подход, выявленные К.Д. Ушинским. Каждый народ имеет свой идеал человека, свою особенную систему воспитания, которая начинается с самого раннего детства. При этом общественное воспитание есть целенаправленный процесс, построенный на научной основе. Следовательно, педагогические условия, формы, методы, приемы воспитательного процесса, образовательные программы должны быть научно обоснованы. В дошкольном возрасте формируются навыки общения, взаимодействия в детском коллективе. Б.Т. Лихачев считал, что участником объективного воспитательного процесса является коллектив. Именно в коллективе «дети приобретают благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребностей и интересов, применения способностей и дарований».

Однако доверие и взаимопонимание участников образовательного процесса возникают на основе открытости, полноты информации и ее достоверности. A.A. Рахкошкин определяет открытость как особую характеристику образовательного процесса, отражающую его способность максимально полно воспринимать и учитывать актуальные изменения индивида и окружающей его действительности с целью дальнейшего саморазвития10. Таким образом, открытость обуславливает наличие в образовательном процессе альтернативных вариантов дальнейшего развития, внимание к новым идеям, факторам, обеспечивающим органичность, целостность процесса.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ понятий «общество», «обще-

ственный», «воспитание» позволил рассматривать социально-педагогический смысл общественного воспитания как целенаправленный и научно обоснованный процесс развития личнос-

ти ребенка в обществе сверстников под руководством педагогов-профессионалов образовательными учреждениями в соответствии с общественными ценностями.

Примечания

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1993.

2 Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2003. С. 20.

3Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. СПб., 2005. С. 7.

4ПодласыйИ.П. Педагогика. М., 2003. С. 26.

¡ Хрестоматия по истории педагогики/сост. И.Ф. Свадковский. М., 1935. С. 336.

6ФуръеШ. О воспитании при строе гармонии. М., 1939. С. 11.

''Корниенко Е.Р. Идея воспитания сына отечества в педагогическом наследии Н.И. Новикова II Вестн. Помор, унта. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2008. № 8. С. 158-161.

8 Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. М., 2002. С. 42

9 Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора II Социолог, исследования. 2005. № 1. С. 95-103.

10Рахкошкин A.A. Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса.): дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. С. 27.

Kochkina Natalia

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ESSENCE OF THE «SOCIAL EDUCATION» CONCEPT

The article presents different approaches to the characteristic of notions «society» and «education» and gives opinions of the most prominent scientists - philosophers, pedagogues of different countries and epochs. The main indicators of «social education», such as value orientation, availability, folk origins, and openness are examined.

Контактная информация: e-mail: 120720081@rambler.ru

Рецензент - Буторина T.C., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.