Научная статья на тему 'Феномен нравственности и понятие нравственного воспитания личности сотрудника УИС'

Феномен нравственности и понятие нравственного воспитания личности сотрудника УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / СОТРУДНИК УИС / MORAL EDUCATION / PEDAGOGICAL INFLUENCE / MORAL VIEWS / PENAL OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Светлана Ивановна

в статье анализируется процесс становления и развития теории и практики нравственного воспитания личности, в том числе сотрудника УИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF MORALITY AND MORAL EDUCATION OF A PENAL SYSTEM OFFICER

the author analyzes the process of establishment and development of theory and practice of moral education of an individual, including a penal officer

Текст научной работы на тему «Феномен нравственности и понятие нравственного воспитания личности сотрудника УИС»

УДК 343.83 ББК 67.409.022

Д94 S.I. AFANASYEVA

PHENOMENON OF MORALITY AND MORAL EDUCATION OF A PENAL SYSTEM OFFICER

Annotation', the author analyzes the process of establishment and development of theory and practice of moral

education of an individual, including a penal officer.

Key words: moral education, education, pedagogical influence, moral views, penal officer.

СВЕТЛАНА ИВАНОВНА АФАНАСЬЕВА старший преподаватель (Учебный центр УФСИН России по Республике Саха [Якутия]).

E-mail: editor.academjust.ryazantelecom.ru.

ФЕНОМЕН НРАВСТВЕННОСТИ И ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС

Аннотация', в статье анализируется процесс становления и развития теории и практики нравственного воспитания личности, в том числе сотрудника УИС.

Ключевые слова: нравственное воспитание, образование, педагогическое воздействие, нравственные убеждения,

сотрудник УИС.

Воспринимая человека не как законченный биологический вид, а как личность, находящуюся в постоянном изменении и становлении, принципиально не завершенную, сознающую свои неисчерпаемые возможности, различные науки (философия, социология, психология, педагогика и др.) проецируют свой интерес в отношении феномена нравственности. Проблемы духовного поиска, понимания человеком себя, смысла своей жизни, а также окружающего мира, своего места в этом мире, определения нравственных принципов поведения в социуме испокон веков волновали человеческие умы. Поиску ответов на эти вопросы посвящены трактаты великих философов, религиозных и государственных деятелей, известных ученых.

Античная философия, которую принято считать основой современной науки, уделяла первостепенное внимание осмыслению духовной сферы человека. Аристотель, Пифагор, Платон, Сократ и другие древнегреческие философы рассматривали душу как тончайшее вещество, активное творческое начало, причастное к миру божественных вещей. Так, Пифагор (VI в. до н. э.) создал свою

школу как философско-религиозную общину, где высшей нравственной целью являлся катарсис - духовное очищение, достигавшееся здоровым образом жизни и познанием гармонии космоса. Центральной идеей философии Сократа (469-399 гг. до н. э.) стал идеал самопознания и самосовершенствования. Он утверждал, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что есть добро, не будет поступать дурно. Платон (384-322 гг. до н. э.) решение противоречий между моральным сознанием и фактическим поведением находил в борьбе человека с самим собой. Его ученик Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в трактате «О душе» определил ее как нетелесный, неотделимый от тела, его организующий и гармонизирующий принцип, придающий цель и смысл жизни, и считал, что нравственные качества не даются людям от природы, а приобретаются путем усвоения опыта предшествующих поколений. По его мнению, живя в согласии с собой и уважая правила общежития с другими людьми, свободный человек может возвыситься до духовной жизни и обрести истинную мудрость, тем самым уподобившись богам1.

Философия эпохи Возрождения (Х^-Х^ вв.) охарактеризовалась серьезными изменениями в воззрениях на человека (Н. Макиавелли, М. Монтень, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.). Считалось, что созданный богом, находящийся в срединном положении между земным миром и божественным, обладая свободой духа, он сам творит свою судьбу Только в его воле спуститься на самую низкую ступень «животности» или подняться к высшим нравственным сферам.

Наиболее активное развитие проблема нравственного совершенствования получила в Новое время (XVII-XIX вв.). Понятие «нравственность» приобретало все более полное и отчетливое самостоятельное содержание, связанное с пониманием внутреннего мира человека. По мнению представителя классической немецкой философии И. Канта, нравственность в своей полноте есть нечто большее, чем поведение, продиктованное естественными склонностями человека или осуществляемое под воздействием каких-либо внешних влияний. В своем предельно высоком смысле нравственность, по Канту, это прежде всего бескорыстное долженствование, обращенное к человеку: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом... Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»2.

XX в. охарактеризовался формированием новых подходов к определению нравственности, данные проблемы глубоко исследовали философы С.Н. Булгаков, И. А. Ильин, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др. Так, И.А. Ильин определяет нравственное воспитание как стержень формирования личности, для совершенствования которой необходимы выбор истинной цели, сердечность и совестливость: «Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается»3.

В творческом наследии мыслителей русского зарубежья (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.) нравственность понимается как любовь, средство преодоления зла, что и есть путь к высшим ценностям.

Можно отметить, что в целом философская парадигма раскрывает феномен нравственности не просто как форму общественного сознания, а прежде всего как один из реальных и необходимых путей реализации им своей человеческой сути в процессе свободного морального самоопределения, этического творчества в отношении к самому себе, другому человеку, миру в целом.

С точки зрения социологов (Ж.Т. Тощен-ко, В.А. Спивак, А. Швейцер, Ю.А. Шпей-дер и др.), нравственность не может быть сведена лишь к отношениям по поводу идей и взглядов, теоретическому осмыслению действительности. Это «особый тип производства, потребления и распределения культурных ценностей, характеризующих степень возвышения человека, его интеллектуальное богатство»4. Нравственность функционирует на уровне как сознания, так и практической целесообразной деятельности человека и общества. Моральная деятельность, будучи способом существования особого рода общественных отношений, выражается в конкретных формах в области науки, образования, массовой информации, культуры, литературы и искусства, то есть всего того, что образует специфический феномен нравственной жизни общества.

Каждый человек наследует духовную культуру предыдущих поколений, которую он должен освоить, чтобы обрести человеческую сущность и быть способным мыслить и жить. В этом процессе он испытывает на себе воздействие многих уровней культуры, разных ее видов и проявлений, отражающих процесс развития как человеческого общества в целом, так и отдельных сообществ и групп. А. Швейцер писал: «Главное в культуре не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества и в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами»5. Следовательно, по мнению социологов, уровень нравственного сознания индивида сложно определить вне общественной деятельности.

Весомый вклад в понимание нравственной сферы человека, высших психических функций внесли известные зарубежные психологи Р. Ассаджиоли, У. Джеймс, А. Мас-лоу, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др. По мнению

ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1

А. Маслоу, все люди хороши и добры, если их основные потребности удовлетворены: «Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей приро-ды»6. Э. Фромм считал, что все моральные нормы основаны на изначально присущих человеку свойствах и потребностях и грубое их попрание ведет к душевному разладу. Большинство таких концепций либо вообще отрицают социальную природу нравственного воспитания, либо стремятся свести ее к минимуму, но они представляют интерес, так как позволяют всесторонне рассматривать данную проблему с различных точек зрения.

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Н.А. Коваль, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) в своих работах подчеркивают; что формирование нравственности происходит в процессе усвоения социальной деятельности и зависит от нее. Н.А. Коваль определяет нравственность как «собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие ценности жизни и культуры, в основе которых лежит идеал свободного, всестороннего и гармоничного развития человека как конкретноисторического единства индивидуально-неповторимого и универсально-общего»7. С.Л. Рубинштейн отмечает «Смысл нравственности состоит в том, чтобы... открыть глаза человеку на богатство его душевного содержания, на все, что он может мобили-зовать»8.

Таким образом, в психологии нравственность рассматривается как система высших качеств человека, его приверженность к базовым ценностям, способность к самореализации и деятельная чувствительность к добру и злу, а утрата нравственности - как нереализованность человеческой сути.

В педагогике нравственность долгое время трактовалась с религиозно-идеалистической точки зрения, которая была вытеснена после октябрьских событий 1917 г. - периода популяризации основных положений марксизма-ленинизма, в которых люди находили

разъяснение того, каковы основные ценности и моральные абсолюты, как следует строить свою жизнь и осмыслить те или иные общественные события. Нравственность определялась как форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования коллективного поведения людей во всех областях общественной жизни, специфическое средство согласования личных и коллективных интересов при признании несомненного приоритета последних (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.).

Активное развитие педагогической науки в XX в. способствовало формированию новых подходов к пониманию нравственности, основанных на антропологических идеях, задающих глубину и горизонт человеческого совершенствования, определяющих призвание и ответственность личности, полное раскрытие ее творческих сил и способностей.

Многие педагоги, такие как Б.Т. Лихачев, Е.В. Новиков, НИ. Пирогов, С.Т. Шацкий, характеризовали нравственность как практическую воплощенность индивидуальных духовных ценностей в различных формах социальной жизнедеятельности, поведении людей и культуре отношений между ними и считали, что она фиксируется в индивидуальном и общественном сознании в виде добродетелей. Другими словами, нравственные ценности апеллируют к норме и всегда имеют образцы правильного, должного поведения.

Таким образом, феномен нравственности личности нельзя рассматривать однобоко, только комплексный подход с точки зрения различных наук - философии, социологии, психологии, педагогики - может дать целостную картину в понимании сути понятия и, следовательно, в разработке путей формирования и развития нравственной сферы личности.

Целям ознакомления человека с нравственными требованиями общества, доказательства их правильности и разумности, превращения нравственных знаний в убеждения, формирования нравственных чувств и качеств, культуры поведения как одного из главных проявлений уважения к людям служит нравственное воспитание. Великие педагоги высоко оценивали его значение и подчеркивали важность развития присущих человеческой природе духовных сил (Я.А. Коменский, Д. Локк, Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и др.).

Гуманистические идеи в своих теориях развивали и основоположники русской педагогики. Н.И. Новиков писал, что у воспитанников необходимо развивать доброжелательность и уважение к людям. Система нравственного воспитания К.Д. Ушинского исключала авторитарность, строилась на основе положительного примера, развитии активной любви к человеку: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное состав -ляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»9.

В педагогической литературе 50-60-х годов XX века нравственное воспитание мыслилось как воспитание коммунистической морали, направленное на формирование сознания, чувств и поведения, соответствующих ее принципам, для последующего решения исторических задач (Н.К. Гончаров, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, И.А. Каиров, Н.А. Константинов, А.Л. Савич, М.Т. Смирнов и др.).

Значимую роль в разработке и утверждении сущности нравственного воспитания, основанного на представлениях о единстве личности и с ее деятельности, сыграли работы Н.И. Болдырева, который определяет его как «процесс целенаправленного и руководимого воспитателями формирования нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек, включающий в себя воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся в целях воспитания их в духе коммунистической морали»10.

В 60-е годы ХХ века в педагогической теории формируется субъективно-деятельностный подход к пониманию исследуемого определения, послуживший источником возникновения идеи перехода общественных отношений в личностные, согласно которому нравственное воспитание не ограничивается педагогическим воздействием на воспитанников, важно пробудить их внутреннюю активность по отношению к этому процессу. Данная проблема получила особое решение в работах Б.Т. Лихачева, который рассматривал нравственное воспитание как «формирование нравственных взглядов и убеждений детей в процессе их деятельности и на базе тех общественных отношений, в которые они вступают в результате своей жизни»11.

В 70-е годы ХХ века в педагогической литературе четко определяются два основных подхода к сущности нравственного воспитания: социальный и личностно-ориентированный. Сторонниками социального подхода в 70-80-е годы ХХ века были О.С. Богданова, Л. Р. Болотина, А. И. Дулов, Т. Е. Конни-кова, Н.Г. Огурцов, З.М. Шилина - ученые, рассматривавшие нравственное воспитание как руководство поведением воспитанников и формирование их отношений к обществу, труду, коллективу, к другим людям и самому себе. Трактовка сущности нравственного воспитания как процесса формирования отношений продолжает существование в педагогической литературе конца XX - начала XXI в. (Г.М. Коджаспирова, А.Д. Код-жаспиров, Г.Ю. Ксензова, Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова и др.).

Новые перспективы для дальнейшей разработки теории нравственного воспитания открывает личностно-ориентированный подход. Основанный на понимании личности как социально-психологического образования, он направлен на изучение психологической стороны нравственности, которая проявляется в поведении и деятельности. Данный научный подход освещен в психологических исследованиях Л.И. Божович, Б.Ф. Ломова, Л.И. Рувин-ского, В.Э. Чудновского Г.П. Щедровицкогс, педагогических работах К.В. Гавриловец, В.М. Коротова, А.И. Кочетова, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, В. Т. Чепикова и др. Так, И.Ф. Харламов в своих исследованиях указывал, что «нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования положительных моральных отношений в системе организуемой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических ка-честв»12. По мнению В.Т. Чепикова, основой нравственности являются личностные качества - психологические образования, которые определяют моральный облик и индивидуальность человека, на основании чего он сформулировал следующее определение: «нравственное воспитание личности есть целенаправленный педагогический процесс формирования и интеграции ее нравственных качеств»13.

Определение нравственного воспитания как целенаправленного процесса формирования личностных качеств позволило выявить источ-

ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1

ники их формирования, которыми выступают социальные правила и нормы поведения человека. Личностно-ориентированный подход дает возможность охарактеризовать те индивидуальные внутренние изменения в содержании и структуре нравственной сферы личности, которые происходят под влиянием усвоения социального морального опыта, и связывается с организацией воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности, учета особенностей ее индивидуального развития, отношения к ней как полноправному участнику воспитательного процесса (Е.В. Бондаревская, Н.К. Катович, Л.П. Крив-шенко, В.С. Кукушкин, И.П. Подласый,

В.А. Сластенин и др.). Так, И.П. Подласый рассматривает нравственное воспитание как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали»14.

Теоретический анализ исследуемой проблемы и ее педагогического аспекта, сопоставление определений известных ученых позволили нам определить нравственное воспитание личности как целенаправленный педагогический процесс, способствующий формированию духовного идеала и развитию в соответствии с ним высоких моральных качеств.

Таким образом, становление и развитие теории и практики нравственного воспитания - это не только достояние истории, но

и неиссякаемый источник ценных педагогических идей, позволяющий предупредить имевшиеся в нем ошибки и успешно использовать все положительное, накопленное за долгие годы. От того, как будет использован этот опыт, учтены ли его положительные и отрицательные стороны, в значительной мере зависит решение практических задач нравственного воспитания в современных условиях.

1 См.: Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 256-259.

2 Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1965. Т. 4. С. 270.

3 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Полн. собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 95.

4 Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2003. С. 326.

5 Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 307.

6 Цит по.: Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006. С. 405.

7 Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис. ... д-ра психол. наук М., 2001. С. 25-27.

8 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С. 365.

9 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 31.

10 Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у школьников М., 1956. С. 5.

11 Лихачев Б.Т. Общественные отношения - основа нравственного воспитания и развития детей // Сов. педагогика 1965. № 3. С. 138.

12 Харламов И.Ф. Педагогика М., 2003. С. 347.

13 Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств личности школьника Гродно, 2001. С. 167.

14 Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. М., 2006. Кн. 2. С. 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.