Научная статья на тему 'Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения сельских детей и молодежи'

Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения сельских детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1750
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИД / МОЛОДЕЖЬ / ДЕТИ / ПРОФИЛАКТИКА / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / SUICIDAL BEHAVIOR / SUICIDE / YOUTH / CHILDREN / PREVENTION / RURAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапа Оксана Викторовна

В статье проанализированы проблемы профилактики суицидального поведения детей и молодежи в сельском социуме. Рассмотрена система социально-педагогической работы по профилактике суицида среди детей и молодежи, указаны особенности проведения такой работы в сельской среде. Результаты анализа могут быть полезны социальным педагогам и практическим психологам, педагогам общеобразовательных школ в профилактической работе с детьми в сельском социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-EDUCATIONAL PREVENTION OF CHILDREN’S AND YOUTH’S SUICIDAL BEHAVIOR IN THE RURAL SOCIETY

The problem of prevention of children’s and young people’s suicidal behavior in rural society is analyzed in the article. The system of the teacher’s socio-pedagogical work for the prevention of suicide among children and youth and some peculiarities of such work in the rural environment are outlined in this article. The results of the analysis may be useful to teachers and social practical psychologists, teachers of secondary schools in their preventive work with children in the rural society.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения сельских детей и молодежи»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Лапа Оксана Викторовна

канд.пед.наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики

и информационных технологий в образовании педагогического факультета Национального университета биоресурсов и природопользования Украины,

SOCIO-EDUCATIONAL PREVENTION OF CHILDREN’S AND YOUTH’S SUICIDAL BEHAVIOR IN THE RURAL SOCIETY

Lapa Oksana

candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of Social Pedagogy and Information Technologies in the Education of the Pedagogical Faculty of the National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine,

Ukraine, Kyiv

В статье проанализированы проблемы профилактики суицидального поведения детей и молодежи в сельском социуме. Рассмотрена система социально-педагогической работы по профилактике суицида среди детей и молодежи, указаны особенности проведения такой работы в сельской среде. Результаты анализа могут быть полезны социальным педагогам и практическим психологам, педагогам общеобразовательных школ в профилактической работе с детьми в сельском социуме.

Украина, г. Киев E-mail: oksana. lapa@ukr. net

АННОТАЦИЯ

Лапа О.В. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения сельских детей и молодежи // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 12(11) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1775

ABSTRACT

The problem of prevention of children’s and young people’s suicidal behavior in rural society is analyzed in the article. The system of the teacher’s socio-pedagogical work for the prevention of suicide among children and youth and some peculiarities of such work in the rural environment are outlined in this article. The results of the analysis may be useful to teachers and social practical psychologists, teachers of secondary schools in their preventive work with children in the rural society.

Ключевые слова: суицидальное поведение, суицид, молодежь, дети, профилактика, сельский социум.

Keywords: suicidal behavior, suicide, youth, children, prevention, rural society.

На сегодняшний день одной из глобальных проблем мирового здравоохранения стал суицид. В результате суицидальных действий в мире гибнет большее количество людей, чем от насильственных действий и войн, вместе взятых. Криминалисты также отмечают, что около 50 % случаев смертей от неестественных причин приходится на самоубийства, при этом больше половины суицидентов находятся в возрасте от 14 до 44 лет. Специалисты также прогнозируют возможность мирового роста количества суицидов в 1,5 раза к 2020 году. По прогнозам ЮНИСЕФ самоубийство как причина смерти человека выйдет на второе место в мире, опережая онкозаболевания и уступая только сердечно-сосудистым болезням.

Около 30 % всех самоубийств в мире приходится на Китай, где они составляют 3,6 % от общего количества смертей. По статистическим данным, Украина занимает одно из первых мест в Европе по количеству суицидов (22 случая на 100 тысяч человек). Наибольшее количество самоубийств совершают дети в возрасте до 14 лет и молодежь в возрасте 15—29 лет. Мы согласны с мнением, что официальное статистическое значение суицидальних случаев меньше реальных в 2—4 раза, поскольку в них попадают только случаи

с конечным результатом. Стоит отметить, что случаев неудачных попыток суицида (которые никем, как правило, не фиксируются) в 7—10 раз больше, чем законченных самоубийств.

Суицидальные попытки осуществляются по различным экономическим, социальным, психологическим причинам, а также вследствие преступлений, в частности, доведения до самоубийства.

Современное состояние социально-культурной жизни и уровень образования детей и молодежи, проживающих в сельской местности, являются неудовлетворительными и не способствуют здоровому социальнопсихологическому климату сельского социума. Современное социальноэкономическое положение сельской местности породило целый комплекс экономических и социально-культурных проблем, наиболее важными из которых являются проблемы личностной, профессиональной и социальной реализации молодежи на селе. Молодежь, как никто другой, чувствует бесперспективность и деградацию жизни на селе, при первой же возможности оставляя его в поисках заработка и лучшей доли. Некоторые дети и молодые люди из сельской социума видят прерывание собственной жизни единственным выходом из комплекса личностных и социальных проблем.

Определенным ответом на указанную социально-педагогическую проблему является приказ Министерства образования и науки Украины № 1/9-179 от 28.03.2014 «О профилактике суицидальных тенденций среди учащихся». Документ отмечает, что «первоочередным условием предупреждения самоубийств среди учеников является тщательное психологопедагогическое выявление детей, чьи личностные черты создают повышенный риск суицида, индивидуальная работа с этой категорией детей, разработка системы профилактических мероприятий, широкая просветительская работа среди семей» [3]. Исходя из опыта работы практических психологов и ученых

B. Моховикова, В. Рыбалки, В. Розанова, Д. Романовской, В. Силяхиной,

C. Собковой, Р. Стилихи и других, Министерство образования и науки Украины рекомендовало систему социально-психологической работы

по профилактике суицида среди детей и молодежи. Указанная система должна состоять из 7 компонентов:

1. Психологическое просвещение педагогов, родителей, учеников.

2. Создание позитивного психологического климата в учебном заведении и семье.

3. Психологическая и педагогическая диагностика суицидальных тенденций: в процессе наблюдения, обнаружения признаков эмоциональных нарушений, использования специальных психодиагностических методик.

4. Психологическое консультирование учеников.

5. Педагогическая и психологическая коррекция суицидальных тенденций.

6. Систематический контроль и учет динамики изменений личности и поведения учеников.

7. При необходимости переадресация суицидального дела специалистам медицинского профиля.

Исходя из того что в сельском социуме имеется недостаточное количество практических психологов, мы считаем, что профилактическая работа по предупреждению суицидальных тенденций среди сельских детей и молодежи должна иметь более выраженный социально-педагогический характер. Методикой проведения первичной профилактики предупреждения суицидов должны овладеть как профессиональные социальные педагоги, социальные работники села, так и педагоги общеобразовательных школ сельской местности. Учитывая собственный практический опыт, отметим, что положительные результаты дает просветительская работа с педагогическими работниками на лекциях, семинарах, тренингах, которая должна систематически проводиться психологами, медиками и другими специалистами. Такая работа вооружает педагогов необходимыми знаниями и методиками, которые с успехом применяются в работе с детьми, в создании оптимального психологического климата в учебном заведении.

Конечно, применение большинства специальных методик для выявления суицидальных тенденций у детей и молодежи требует специальных

психологических навыков, но некоторые методики доступны для применения педагогами общеобразовательных школ. Исходя из нашего анализа практического опыта работы педагогов и социальных педагогов общеобразовательных школ сельской местности Черниговской области, методика определения склонности к суицидальному поведению М. Горской является наиболее доступной для широкого применения [1, с. 38—40]. Указанная методика достаточно проста в использовании, позволяет определить не только низкий, высокий или средний уровень склонности ребенка к суицидальному поведению, но и рассмотреть отдельные показатели по тревожности, фрустрации, ригидности и агрессии. Полученная информация является очень информативной для сельского педагога, социального педагога, который в случае необходимости привлекает для работы с ребенком или молодым человеком специалистов психологического, медицинского профиля из районного или областного центра.

Спецификой сельского среды является также ограниченный скоростной доступ детей, молодежи, педагогов к центрам практической психологии и социальной работы с молодежью, кризисным центрам, специализированным отделениям больниц, которые бы оказали помощь в профилактике и коррекции суицидального поведения. Потому большое значение в сельской местности имеет первичная социально-педагогическая профилактика и быстрое реагирование на суицидальное поведение детей и молодежи.

Как показывает опыт работы педагогов сельской местности Черниговщины, очень хорошо зарекомендовали себя на практике «Десять шагов по предотвращению самоубийства в школьной среде (советы взрослому)», рекомендованные приложением к письму Министерства образования и науки Украины «О профилактике суицидальных тенденций среди учащихся» от 28.03. 14 января / 9-179 [3]. Вышеупомянутая методика проста в применении и включает в себя пошаговые действия педагога (социального педагога) в случае обнаружения у ребенка признаков суицидального поведения.

1- й шаг. Необходимость сообщения об обнаруженной угрозе суицида в органы управления образованием, областного научно-методического центра практической психологии и социальной работы.

2- й шаг. Социальному педагогу, практическому психологу совместно с классным руководителем создать безопасную, доверительную, личностноориентированную ситуацию вокруг ребенка и начать постоянный ежедневный контакт с ребенком, находить время слушать все, что он будет вам говорить. Если ребенок замкнулся — ни в коем случае нельзя оказывать на него давление, а попытаться найти оптимальный подход.

Как показывает практическая деятельность сельских педагогов, в случае отсутствия в сельской местности психолога или социального педагога наиболее целесообразным будет обращение педагога школы за помощью в районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи, на базе которых работают выездные мобильные консультационные пункты.

3- й шаг. Деликатный разговор с ребенком о том, думал ли он о смерти, как давно и какими были его фантазии, мысли, планы.

4- й шаг. Попытка определения кризисной ситуации, которая повлекла за собой мысли ребенка о собственной смерти.

5- й шаг. Нахождение авторитетного для ребенка взрослого, которого можно использовать в поддержке ребенка во время суицидальной ситуации.

6- й шаг. Создание практическим психологом (социальным педагогом) на основе собственных рабочих данных психологического (социальнопедагогического) портрета и представление его вместе с индивидуальной карточкой ребенка для экспертного прогностического вывода в областной научно-методический центр практической психологии и социальной работы по факту обнаружения признаков суицидального поведения.

7- й шаг. Если в наличии у ребенка есть: предыдущие суицидальные попытки, случаи суицидов в семье, употребление наркотиков, токсических веществ, психопатические, депрессивные расстройства личности, патологии психического расстройства, необходимо обоснованно и деликатно

рекомендовать родителям обратиться к специалистам: психиатру,

психотерапевту, психоневрологу.

8- й шаг. Практическому психологу, социальному педагогу школы организовать ежедневное постоянное поддерживающее общение с ребенком и его окружением. Насущной необходимостью является разработка индивидуальной программы психологической и социально-педагогической помощи с целью формирования защитных антисуицидальных факторов. Если должности работников социально-психологической службы в сельском социуме отсутствуют, обязанностью педагога школы является нахождение квалифицированного специалиста и привлечение его к работе с ребенком до полного исчезновения суицидальных признаков в поведении последнего.

9- й шаг. Выявление факторов риска суицидального поведения в ближайшем окружении ребенка (семья, школа, друзья). Разработка социально-педагогических рекомендаций для педагогов, взрослого окружения, семьи по организации поддерживающего общения с ребенком.

10- й шаг. Планирование и организация профилактической работы в школе по вышеуказанной семикомпонентной схеме. План профилактической антисуицидальной работы необходимо утвердить приказом по школе.

Если в детском коллективе отмечается случай завершенного суицида, социальному педагогу необходимо организовать системную 40-часовую групповую работу с классом, где учился ребенок-суицидент, во избежание эффекта Вертера (подражание суицидальному поведению в проблемных ситуациях). Если сельские школы не имеют в штате социальных педагогов или практических психологов, целесообразным является организация системной работы с привлечением специалистов районных центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, медицинских работников, которые организуют с этой целью выездной консультационный пункт.

Итак, самоубийство как социальное явление вызывает значительные страдания личности, семьи, общества и ухудшает общественное здоровье. Исходя из вышеизложенного, приобретает большое значение целенаправленная

социально-педагогическая работа квалифицированных специалистов, педагогов, родителей по профилактике случаев самоубийства среди сельских детей и молодежи. Дальнейшее исследование указанной проблемы требует научно обоснованных методических разработок по целому ряду актуальных проблем предупреждения такого негативного явления, как суицидальное поведение детей и молодежи.

Список литературы:

1. Рибалка В.В. Психолопчна профшактика сущидальних тенденцш

проблемно! особистостг — К.: Шкшьний свгг, 2009. — 128 с.

2. Силяхина В.И. Система работы по профилактике суицида (методические рекомендации). — Кривой Рог: СОШ №4, 2005. — 34 с.

3. Щодо профшактики сущидальних тенденцш серед учшв: лист Мшютерства освгги i науки Украши в(д 28.03.14 № 1/9-179 // Официальный сайт отдела образования Довгинцовского районного совета Днепропетровской области / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://dovgvo.ucoz.ua/load/normativno_pravovi_dokumenti/nakazi_minsterstva_os viti/list_mon_vid_28_03_14_1_9_179_shhodo_profilaktiki_sujicidalnikh_tendenci j_sered_uchniv/7-1-0-n34 (дата обращения: 27.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.