Научная статья на тему 'Социально-педагогическая поддержка матерей выпускниц детских домов, имеющих детей дошкольного возраста'

Социально-педагогическая поддержка матерей выпускниц детских домов, имеющих детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
181
33
Поделиться
Ключевые слова
семья / матери-выпускницы / детский дом / депривация / детско-родительские отношения / социально-педагогическая поддержка

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Истомина М. В.

В статье представлен исследовательский материал, отражающий современное состояние семейных отношений молодых матерей выпускниц детских домов и интернатов, в раннем возрасте утративших в силу разных причин связи с биологической семьей. Анализ жизненных ситуаций 130 выпускниц сиротских учреждений, имеющих детей дошкольного возраста, позволил выявить причины трудно складывающихся отношений «мать ребенок», коренящихся в отсутствии опыта семейного воспитания в детском возрасте, протекающем в закрытых интернатных учреждениях.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Истомина М.В.,

The article presents the research material about up-to-date situation in family relations of young mothers, who due to different reasons lost connection with their biological families in their early age and therefore were raised in orphanages. The article cites 130 life situations of the orphan mothers with children of preschool age and reveals the reasons of their difficult mother-child relations, rooted in the absence of family education experience in their childhood.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая поддержка матерей выпускниц детских домов, имеющих детей дошкольного возраста»

М. В. Истомина

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРЕЙ -ВЫПУСКНИЦ ДЕТСКИХ ДОМОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа представлена кафедрой социальной педагогики и социальной работы. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. А. Расчетина

В статье представлен исследовательский материал, отражающий современное состояние семейных отношений молодых матерей - выпускниц детских домов и интернатов, в раннем возрасте утративших в силу разных причин связи с биологической семьей. Анализ жизненных ситуаций 130 выпускниц сиротских учреждений, имеющих детей дошкольного возраста, позволил выявить причины трудно складывающихся отношений «мать - ребенок», коренящихся в отсутствии опыта семейного воспитания в детском возрасте, протекающем в закрытых интернатных учреждениях.

Ключевые слова: семья, матери-выпускницы, детский дом, детско-родительские отношения, депривация, социально-педагогическая поддержка.

The article presents the research material about up-to-date situation in family relations of young mothers, who due to different reasons lost connection with their biological families in their early age and therefore were raised in orphanages. The article cites 130 life situations of the orphan mothers with children of preschool age and reveals the reasons of their difficult mother-child relations, rooted in the absence of family education experience in their childhood.

Key words: family, orphan mothers, orphanage, parents - child relations, deprivation, socio -pedagogical support.

Актуальность исследования. Система воспитания и обучения в учреждениях для детей-сирот на сегодняшний день не вполне справляется с подготовкой своих воспитанников к самостоятельной жизни. Неблагоприятные социальные и психологические факторы - лишение родительского тепла, ласки, внимания и заботы - предрасполагают к формированию задержки социального развития, нервно-психических расстройств, повышенного чувства тревожности у воспитанников сиротских учреждений. Низкое осознание собственной жизненной позиции порождает социальный и психологический инфантилизм.

Как показывает анализ практики деятельности социально-педагогических учреждений и служб, сопровождающих воспитанников этих учреждений, в настоящее время формируется система мер, позволяющая частично преодолевать негативные явления в области адаптации к со-

временным условиям жизни и социализации. Имеется в виду, что жизнедеятельность учреждений, воспитывающих детей, строится по семейному образцу, дети, если позволяют условия, имеют возможность проводить часть времени в приемной или биологической семье. Сиротские учреждения в настоящее время разрабатывают программы подготовки к самостоятельной семейной жизни. Однако в основном эти программы ориентированы на обучение социально-бытовым навыкам, социальная и психологическая подготовка представлена в них в меньшей степени. Поэтому процесс подготовки выпускников сиротских учреждений к самостоятельной семейной жизни не вполне достигает цели. Часть выпускниц детских домов, которые стали молодыми мамами, неудовлетворительно справляются с материнскими обязанностями или отказываются от своих детей. Возникает

замкнутый круг депривации и сиротства, порождающий «вторичное сиротство».

Поэтому мы можем говорить об острой необходимости проведения разноаспектных, многоуровневых исследований семей выпускников детских домов, которые могут стать предпосылкой к решению проблемы «вторичного сиротства».

В качестве объекта исследования был выбран процесс социально-педагогической поддержки семей выпускников детских домов. В поле зрения находились процессы социально-педагогической поддержки молодых матерей - выпускниц детских домов, направленной прежде всего на гуманизацию детско-родительских отношений. Мы намеревались разработать и реализовать программу социально-педагогической поддержки матерей - выпускниц детских домов, которая способствует установлению теплых, доверительных, развивающих отношений матери и ребенка дошкольного возраста. Для решения поставленной цели необходимо было охарактеризовать и оценить имеющийся опыт семейной жизни матерей - выпускниц сиротских учреждений, выявить социальные и педагогические проблемы матерей, начинающих самостоятельную жизнь; разработать программу и на ее основе - индивидуальные маршруты социально-педагогической поддержки матерей - выпускниц детских домов. При этом мы предполагали, что резкий переход от ситуации жизни в детском доме в самостоятельную жизнь является переломным моментом и порождает ряд проблем социального, психологического и педагогического плана, связанных с невозможностью получить необходимую поддержку в складывающихся жизненных ситуациях. Девочки, воспитывающиеся в условиях неблагополучной семьи, а затем сиротского учреждения, не получают позитивного опыта семейной жизни, в большинстве случаев после выпуска из детского дома не могут нормально адаптироваться и реализоваться как родители без посторенней поддержки.

Программа изучения жизненных сценариев матерей - выпускниц сиротских учреждений включала в себя два направления: констатирующее, нацеленное на анализ биографических данных молодых матерей -выпускниц детских учреждений, и преобразующее, направленное на поддержку и помощь в трудной жизненной ситуации. Первое направление в изучении проблемы, констатирующее, было связано с изучением жизненных биографий матерей - выпускниц сиротских учреждении; характеристикой имеющегося опыта семейной жизни. Эти задачи решались на основе использования методов контактного взаимодействия (индивидуальной работы), интервью с матерями, заполнения социальной карты, отражающей некоторые аспекты истории жизненного пути. В процессе осуществления констатирующего эксперимента выявлялись сходные ситуации, повторяющиеся в жизни детей, лишенных по каким-либо причинам родительского попечения, и ситуации особенные, несущие элементы различия и непохожести.

В поле нашего зрения оказались 130 матерей - выпускниц детских домов и школ-интернатов в возрасте от 17 до 35 лет. Были проанализированы особые документы -социальные карты, бланки для оценивания кризисной ситуации в семье, которые содержат информацию о жизненном пути воспитанницы с момента поступления в детский дом и до выпуска, о ее современной семейной ситуации и ее отношениях с ребенком. Сравнительный анализ заполненных социальных карт воспитанниц показал следующую картину.

Во-первых, были выявлены общие ситуации, характеризующие жизненный путь воспитанниц.

Первая особенность, характеризующая жизненный путь практически всех воспитанниц, попавших в поле нашего зрения, состоит в том, что они большую часть детства провели в доме малютки (50 человек), детских домах (120 человек), школах-интер-

натах (80 человек) в связи: с отказом матерей от детей в разный период жизни - 50 человек, с лишением родительских прав -70 человек, с изъятием из родного дома и помещением детей в закрытые учреждения -10 человек, в связи со смертью родителей -

2 человека.

Вторая особенность, характеризующая жизненный путь практически всех воспитанниц, попавших в поле нашего зрения, состоите том, что они неоднократно меняли детские учреждения, переходя из одного детского дома в другой: один раз - 2 человека (1,5%), два раза - 48 человек (36,9%), больше трех раз - 80 человек (61,5%).

Третья особенность состоит в том,что в жизни девочек крайне редко встречались значимые взрослые, с которыми отношения сложились как с близкими людьми. Родственники, которые навещали детей в детском доме и сохранили связь с ними после выпуска, есть у 20 человек (15,3%), сотрудники учреждения, воспитатели, учителя, играющие эту роль, - у 31 человека (23,8%), общественники, вожатые лагеря, шефы -у 9 человек (6,9%), значимых взрослых не было у 70 человек (53,8%).

Четвертая особенность состоит в том, что примерно совпадают причины, побуждающие органы опеки к изъятию ребенка из семьи. Эти причины коренятся в личностных характеристиках родителей, родственников и опекунов. Имеются в виду: аморальное поведение родителей (алкоголизм, наркомания, бродяжничество) - у 72 человек (55,3%), криминальные наклонности - у 23 человек (17,6%), низкий социальный статус (отсутствие работы, образования) - у 28 человек (21,5%), плохое самочувствие родителей (хронические заболевания, психиатрия)-у 5 человек (3,8%), смерть родителей (автокатастрофа, несчастный случай) - у 2 человек (1,5%).

Анализ социальных карт позволил выявить некоторые специфические особенности жизненных ситуаций воспитанниц детских домов и школ-интернатов. Имеет-

ся в виду попадание в детский дом в разные периоды жизни: в младенчестве - 50 человек (38%), в возрасте 1-3 лет - 70 человек (53,8%), в подростковом возрасте -10 человек (7,6%), в раннем юношеском возрасте нет ни одного человека.

Сравнительный анализ второго пункта социальной карты, отражающего уровень образования воспитанниц детского дома, показал следующую картину. Из 130 человек: высшее образование имеют - 2 человека (1,5%), среднее - 118 человек (90,7%), незаконченное среднее - 10 человек (7,6%), среднепрофессиональное - 98 человек (75%). После выпуска из детского дома получили профессию 98 человек, из них: работают по профессии - 30 человек (23%), работают согласно диплому - 30 человек (23%), изменили профессию - 70 человек (53,8%), не работают в связи с рождением ребенка - 20 человек (15,3%). Основные виды профессий, которые получили матери - выпускницы сиротских учреждений: швея-мотористка, маляр-штукатур, плиточник, повар, кондитер, продавец и т. д. Таким образом, воспитанницы детского дома в силу разных причин не смогли получить высшее образование или не стремились к его получению.

Нас интересовало также настоящее семейное положение респондентов. Анализ документов показал следующую картину: 35 выпускниц детского дома в настоящее время находятся в зарегистрированном браке, что составляет 27% от общего числа. Из них с молодыми людьми, имеющими опыт семейной жизни,-20 человек (15,3%), с выпускниками детского дома, не имеющими такого опыта, - 15 человек (11,5%), в гражданском браке состоят 40 человек (30,7%), нет семьи - 5 человек (3,8%), мать-одиночка - 50 человек (38,4%).

Нас интересовало количество детей в каждой семье. Анализ количественного состава семьи показал, что в семьях выпускниц есть один ребенок в 70 семьях (53,8%), два ребенка в 30 семьях (23%), три и больше

детей в 20 семьях (15,3%), нет детей в 5 семьях (3,8%), отказ при рождении в 5 семьях (3,8%). При этом возраст детей на момент заполнения карты был следующим: от рождения до 1 года в 97 семьях (74,6%), от 1 года до

3 лет в 23 семьях (17,6%), от 3 лет и 7 лет в 10 семьях (7,6%).

Известно, что для нормального воспитания ребенка важны условия проживания. Выпускницы, попавшие в поле нашего зрения, имеют комнату в коммунальной квартире - 113 человек (87%), отдельную квартиру - 2 человека (1,5%), потеряли жилье в результате криминального обмана - 14 человек (10,7%), обмен с ухудшением условий -6 человек (4,6%), обмен с улучшением условий - 5 человек (3,8%). В настоящее время не могут жить по месту регистрации в связи с конфликтными отношениями - 17 человек (13%). Анализ бытовых условий показал, что санитарно-гигиеническое состояние жилья, позволяющее воспитывать ребенка, выявлено примерно в 2/3 случаев. Отсутствием санитарно-гигиенических условий характеризуется каждая третья семья.

Для воспитания ребенка особую значимость приобретает возможность матери общаться с родственниками и получать поддержку от них. Анализ материалов показал, что сродственниками общаются регулярно 12 человек (9%), находятся в конф-

ликтном состоянии - 34 человека (26%), не имеют отношений - 84 человек (64,6%). Круг общения молодых матерей представлен главным образом выпускниками детского дома - 115 человек (88%).

Таким образом, анализ социальных карт 130 воспитанниц показал следующую картину. Есть известное сходство жизненных сценариев воспитанниц, которое выражается в том, что каждая девочка перенесла травму, связанную с потерей семьи, главным образом в связи с некачественными отношениями, характеризующими ее. Большинство девочек по этой причине рано попали в социальные учреждения. Сходство жизненной ситуации состоит также в том, что большинство воспитанниц не имели возможности сформировать представление о родном доме, так как часто меняли социальные учреждения и воспитателей и, таким образом, не имели устойчивых длительных связей с взрослыми людьми. Частая смена значимых взрослых людей привела к тому, что девочки не имели возможности включаться в отношения, напоминающие семейные. Поэтому возникает необходимость в разработке программы социально-педагогической поддержки молодых матерей - выпускниц детского дома. Эта программа предполагает многоуровневую социально-педагогиче-скую и психологическую поддержку семьи.