УДК 378.01: 371
Шайдабек Аидабекович Мирзоев
Кандидат философских наук, профессор кафедры общей педагогики Дагестанского государственного педагогического университета, [email protected], Махачкала
Аида Абдулмуслимовна Абуталимова
Старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы факультета педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, [email protected] Махачкала
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Shaydabek Aidabekovich Mirzoev
Candidate of Philology, professor of the Department ofgeneral pedagogy of Dagestan State Pedagogical [email protected], Makhachkala
Aida Abdulmuslimovna Abutalimova
Senior lecturer of the Department of social pedagogy and social work of the Faculty of pedagogy and psychology of Dagestan State Pedagogical University, [email protected], Makhachkala
SOCIAL-PEDAGOGIC ORIENTATION OF ETHNO-CULTURAL TRADITIONS OF DAGESTAN PEOPLES AND THEIR ROLE IN SOCIALIZATION OF PERSONALITY
В современных условиях трансформации российского общества особый смысл приобретают духовно-нравственные традиции и ценности, которых можно трактовать как важнейшие, исторически апробированные средства, формы и методы процесса социализации личности.
Социализация, ее специфика зависят от региона, от конкретной социальной системы, где особым образом сочетаются ценностные и традиционные особенности общественного развития, влияние социального опыта на подрастающее поколение, зависимость поведения личности от социального окружения. В связи с этим особо актуализируется проблема образования и культуры, ибо социализированный человек - это продукт определенной культуры и в то же время ее творец. Особое значение в этой связи приобретает для многонациональной России национальные культуры, где веками сконцентрирован как этнически особый, так и общечеловечески ценный опыт социализации человека.
Национальная культура является неотделимой частью общечеловеческой культуры. В мире столько же национальных культур, сколько и наций. Национальная культура формируется вместе с формированием наций и развивается в национальных формах. Формами национальной культуры являются:
национальный язык, психический склад нации или национальный характер, национальные традиции, обычаи и обряды, национальный быт, национальная пища одежда, музыка, национальное жилище и т. д.
Важной формой национальной культуры является прежде всего язык. Язык - это основное средство национального общения. Он создает среду понимания между людьми, способствует передаче, восприятию, осмыслению и применению культурных ценностей народа. Язык от поколения к поколению передает мысли, чувства о культуре и весь опыт национального жизнеустройства. В свою очередь национальная культура развивает и обогащает национальный язык.
Одним из основных признаков нации и формой национальной культуры является национальный характер. Национальный характер складывается под влиянием общих для жизни людей географических, социальных и исторических условий. Национальный характер способствует формированию национально особых межличностных отношений, духовных и материальных ценностей людей, принадлежащих к данной нации.
Особенности национальной культуры проявляются более всего в быту. Быт как форма национальной культуры выражает исторически сложившиеся у данного народа уклад жизни. Быт показывает особые, свойственные этому народу социальные, семейно-родовые отношения. В быту проявляются унаследованные от прошлого или вновь возникшие нравы, обычаи, традиции, обряды. Национальный быт представляет способы создания условий жизни: изготовления и применения национальной пищи, одежды, орудий труда, музыкальных инструментов, изделий национального искусства; строительства жилых и хозяйственных сооружений; регламентирования видов, способов труда и отдыха и многое другое.
Формы национальной культуры выступают в тесном единстве и имеют непосредственное значение для развития и становления человека-носителя и ценителя этнокультурных ценностей каждой конкретной нации. Яркими формами проявления национальной культуры являются национальные традиции. Слово «традиция» имеет латинское происхождение (tradition) и означает “передача”. Традиция - это и процесс передачи от поколения к поколению устоявшихся образцов поведения, и сами образцы поведения, передаваемые от поколения к поколению.
Традиции различаются по содержанию, по выполняемым общественным и социальным функциям, по форме бытования в обществе, по общественной значимости результатов, по выполняемой социальноисторической роли и т. д.
По содержанию выделяются: традиционные национальные идеи воспитания, обучения, образования; национальные нормы и правила поведения (уважения старших, почитания престарелых, забота о младших и слабых, преданность семье, родным и близким, благорасположенность к соседям, к общественности, к труду и другие).
По социальным функциям различаются: традиционные национальные праздники, национальные обычаи (сватания, соглашения, примирения и т. д.), национальные обряды и ритуалы (родильные, свадебные, поминальные и т. д.).
По форме бытования национальные традиции бывают: устные (традиционный фольклор, традиционная национальная музыка, традиционные верования, приметы...) и письменные (традиционные национальные адаты, рукописи, памятники изобразительного искусства, книжной культуры и т. д.).
По общественной значимости различаются традиции: положительные (прогрессивные), т. е., способствующие развитию человека и общества и отрицательные (регрессивные) т. е., ущемляющие интересы определенной части половозрастных групп населения, отдельных социальных слоев и т. д. Развитие и становление национальной культуры является результатом духовно-нравственного превосходства положительных (общенародных) традиций отрицательными (элитарными).
Каждый человек с рождения до последних дней своей жизни испытывает влияние национальных традиций. Нравственное, физическое и эстетическое становление человека зависит от того, в гуще каких положительных традиций он окажется. Традиции являются наиболее устойчивой частью национальной культуры. Они обеспечивают культурную преемственность поколений.
Национальная культура формируется под влиянием конкретных факторов. Важными из них являются географическая, социальная и национальная среда, а также исторические условия развития нации.
Под географической средой понимается климат, природные условия, земельные, водные ресурсы, лесные и горные массивы. В зависимости от особенностей географической среды, например, Дагестан, делится на три зоны: низменный Дагестан, предгорный Дагестан, горный Дагестан. Под влиянием географической среды сформировался характер трудовой деятельности, культура земледельческого, животноводческого, ремесленного труда народов Дагестана. Природа дала народу материал для строительства жилья, для создания орудий труда, изделий народного творчества. Природа подсказала человеку формы жилища, хозяйственных сооружений (мостов, родников, водоводов).
Природа дала человеку музыкальные мотивы, подобные пению птиц, шелести листьев, звучанию рек и водопадов. Природа представила человеку орнаментальные узоры, подобные растениям, птицам, животным, звездам, драгоценным камням и металлам. Свидетельством тому, например, элементы унцукульского, кубачинского орнамента, узоры дагестанских ковров, названных по внешнему сходству с природными фигурами. Природа показала человеку образцы звуковоспроизведения (пение соловья), цветовыде-ления (радуга), графики и письма. И даже средства связи, передвижения,
архитектурные сооружения и многое другое моделированы по образцам природы.
Другой фактор, формирующий культуру - это социальная среда. К социальной среде относятся межличностные и общественные отношения (нормы, правила), общественные институты (семья, тухум, джамаат, магал). Социальная среда создает национальные формы образования, обучения и воспитания, определяет пути и способы социализации и профессиональной ориентации человека на национальные профессии. Социальная среда обеспечивает статус человека в семье, статус семьи, рода (тухума), общества (джамаата), создает национальные традиции, обычаи, обряды, укрепляющие взаимопонимание различных структур общества.
Третий фактор, формирующий национальную культуру - это национальная среда. Национальная среда представляет конкретные этносы, специфика этнической и национальной жизни. Все это отражается в национальной литературе, музыке, языке (диалектах, наречиях), культуре речи, национальной одежде, украшениях и национальной пище и т. д. И географическая, и социальная, и национальная среда в тесном взаимодействии формирует культуру, и культура в свою очередь преобразовывает среду, окультуривает его.
Особую роль в развитии, сохранении и обогащении национальной культуры играют исторические условия проживания наций. Под влиянием исторических условий происходят изменения в звуковом и словарном составе языка. Новые элементы культуры появляются в быту и хозяйственной жизни, в производственной деятельности, национальной архитектуре, музыке, одежде и т. д. Так, например, принятие ислама еще в Средние века превратил Дагестан в известный центр арабо-мусульманской культуры. Дагестан славился как край ученых, богословов, снискавших высокий авторитет и в кавказском регионе, и в странах Ближнего Востока. Борьба с иноземными захватчиками показала дагестанцам пути сохранения этнического облика, укрепления национальной психологии, языка и культуры.
Народы Дагестана имеют богатую самобытную материальную и духовную культуру. Она достигнута историческим развитием самих народов, их хозяйственной деятельностью и природными условиями. Однако при знакомстве с культурой различных народов Дагестана легко заметить черты единства и родственности. Эта общность культуры является результатом многовекового сотрудничества народов Дагестана.
Черты культур народов Дагестана особенно ярко выступают в типе одежды, в форме сосудов, оружия, украшений, седел, в характере орнамента, в архитектуре жилых, хозяйственных, оборонительных сооружений, в типе музыкальных инструментов, в мотивах песен, в танцевальных движениях и многое другое. Например, почти для всех народов Дагестана национальным мужским костюмом является черкеска с газырями наборного серебра, узким поясом и кавказским кинжалом, бешмет и папаха. Мужчины каждой народности имеют папахи особой формы. Сапоги - обычно мягкие, без каблуков.
Обязательной принадлежностью национального костюма является бурка -своеобразный тип теплого и непромокаемого плаща из шерсти. Национальным женским костюмом является длинное платье. На голову надевается широкий платок, окутывающий большую часть тела красивыми мягкими складками. Отличительной особенностью женских костюмов является то, что у разных народов Дагестана они сильно отличаются покроем платья, цветом платка и способом его завязывания. Необходимым дополнением женского костюма дагестанок является национальные украшения: браслеты, ожерелья, серьги, кольца, пояса и другие.
Национальный костюм отвечает условиям природы, образу жизни и деятельности человека в Дагестане*. .
Общие черты культуры нашли отражение и в основных формах различной посуды, домашней утвари, орудий труда, которые сходны почти у всех народов Дагестана. Возьмем, например, эллипсовидные глиняные и медные сосуды с одной ручкой, длинным и узким горлышком. Они очень удобны в горных условиях для ношения и хранения воды. Форма сосуда такая, что он плотно прилегает к телу и не затрудняет движений. Длинное узкое горло кувшина исключает возможность расплескивания воды при подъеме и спуске к горному роднику.
Общие черты культуры четко заметны и в дагестанской национальной архитектуре, национальных промыслах, ремеслах, национальной музыке, устном народном творчестве и т. д. У народов Дагестана, например, три типа жилья: дома с открытыми верандами; дома с обрамляющими террасами и дома с внутренними служебными помещениями. Дагестанцы (даргинцы, лакцы и отчасти аварцы) издревле славятся как искусные ювелиры, оружейники, медники, сапожники, каменщики. Аварцы издавна известны как искусные мастера инкрустации по дереву и резьбы по камню, как прекрасные мастера суконных и войлочных изделий.
Во всем Дагестане и далеко за его пределами прославились ковры лезгинских и табасаранских мастериц.
В произведениях народного искусства, музыке, в песнях, сказках, героическом эпосе и танцах проявляется и своеобразие культур каждого народа Дагестана и многие яркие черты единства дагестанской многонациональной культуры.
Современные народы Дагестана - наследники богатой культуры, уходящей корнями в глубокую древность. Широко известные элементы этой культуры говорят сами за себя: танец «лезгинка», южнодагестанское ковроделие, кубачинское ювелирное искусство, унцукульская инкрустация по дереву, балхарская художественная керамика, аварское серебро, дагестанская кухня, золотое шитье, резьба по камню и т. д. Но самая большая ценность - это духовное наследие дагестанских народов: фольклор, обычаи, традиции, совокупность моральных и этических норм.
В основу морально-этического кодекса народов Дагестана легли общественные предписания, аккумулировавшие многовековой опыт предков и
включавшие в себя понятия «мужество», «умность» («целомудрие»). Понятие «ях1» («мужество», «мужчинство») - это личностные качества совершенного мужчины: благородство, трудолюбие, благочестие, честность, щедрость, уважение к старшим, чувства чести и собственного достоинства, великодушие, смелость, отвага, вообще мужественность; это понятие предполагает также наличие у человека терпения, твердости, выдержки, основательности, а также честность, аккуратность, чувство долга, обязательность, воздержание от дурных и легкомысленных поступков. Согласно этой норме, мужчине считалось предосудительным выказывать усталость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной, показывать утомление беседой со старшими, шумно реагировать на неприятность, пасовать перед трудностями.
Идеалу современной дагестанки отвечает понятие «умность», отчасти адекватное русскому «целомудрию», которое и подразумевалось в первую очередь. Наряду с этим были обязательны в девушке такие качества, как благочестие, трудолюбие, скромность, верность, благовоспитанность.
Приверженность нормам предполагает следование установкам «на-мус», значение которого переводится как дарение, материальная помощь, поддержка, способность к одариванию. Человек с «намусом» - это прежде всего щедрый, обязательный, готовый прийти на помощь ближнему, способный к отдаче, приветливый, сострадательный, совестливый, нравственно безукоризненный.
Все нравственно-этические нормы дагестанцев сконцентрировались и сфокусировались в обычае гостеприимства (и его деривате - куначестве), основной смысл которого заключается в создании любому пришедшему, независимо от его этнической или конфессиональной принадлежности, максимально благоприятных условий пребывания в чужой среде, включая хорошее содержание, угощение, защиту имущества, чести и достоинства, а в куначестве - и взаимное участие и помощь во всех мероприятиях кунака, связанных с материальными издержками, семейными и общественными событиями, торжествами, обрядами и т. д.
В морально-этическом кодексе дагестанцев соблюдение норм личной чести и достоинства обязательно подчинено заботам о судьбах и интересах ближних, тухума (рода), джамаата (сельской общины), отечества. Высокая культура межнациональных отношений, проявляющаяся в этнической толерантности и добрососедстве, сдержанности и выдержке, на протяжении веков обеспечивала и до сих пор поддерживает мир и добрые взаимоотношения в этнически пестром и социально и экономически неблагоустроенном Дагестане.
Исторически сложилось так, что человек в Дагестане рождается, растет и формируется в особой географической, национальной и социальной среде. Ему с раннего детства приходится познать окружающую его социальную действительность, овладевать навыками индивидуальной и коллективной работы. Он год от года развивается, преобразовывается, формируется и духовно и профессионально. Все это происходит под непосредственным
влиянием конкретных людей: родителей, учителей, воспитателей, наставников.
Человек формируется под влиянием межличностных и деловых отношений в обществе. В конечном счете, с годами человек постигает предписанные ему обществом половозрастные функции и обязанности. Человек достигает духовного и профессионального уровня, соответствующего потребностям общества. Вот что следует понимать под социализацией человека.
Народы Дагестана придают социализации человека исключительное значение. На протяжении всей истории Дагестана не было еще такого периода, чтобы к формированию морально-этического и физического облика человека народы относились с равнодушием. Человек мыслится народом не отвлеченно или изолированно, а как самое разумное существо, обладающее высокими духовно-нравственными качествами, национально особыми этикетными нормами и правилами. Человек призван выполнять в обществе конкретные социальные функции и обязанности, предписанные его полу, возрасту, общественному положению. Человек видится в народе, прежде всего в роли сына или дочери, брата или сестры, отца или матери, дедушки или бабушки. Человеку отводится роль наставника или наставницы, соседа или соседки, гостя, кунака и, наконец, почетная роль гражданина. Человек видится в народе в почетной роли труженика или труженицы, мастера или мастерицы, хозяина или хозяйки, воина, лидера, старейшины.
Человек ценится в Дагестане, если он глубоко знает, понимает и четко выполняет свои ролевые функции и обязанности. Именно о таком человеке дагестанцы говорят «настоящий человек», «добропорядочный человек», «идеальный человек», «совершенный человек» и т. д.
В современных условиях демократизации российского общества сплошь и рядом встречаются факты с одной стороны стремления учащейся молодежи готовить себя к восприятии и выполнению новых, порою чуждых для здравомыслия социальных ролей, с другой стороны отсутствия у молодежи достаточных преставлений о социальном статусе человека в национальной и российской этнокультуре, с третьей стороны глубокой озабоченности части населения игнорированием молодежью издревле ценимых народом традиционных социальных ролей человека, предписанных ему в зависимости от места обитания, возраста, пола и социального положения.
В психолого-педагогической, социологической и культурологической литературе довольно подробно рассматриваются как социальный статус, так и социальные роли человека, различных социальных и профессиональных групп населения в обществе. Ученые определила наличие широкого диапазона статусов: «предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов»9.
Кроме этого в литературе зафиксировано наличие в обществе огромного множества эпизодических, не основных статусов: статусы пешехода,
прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Отмечается, что права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Однако, следует заметить, престижность статуса, во всех его проявлениях непосредственно зависит от точного и четкого выполнения человеком социальных ролей. Если исходить из того, что в основе слова «престиж» находится корень «стыд», то становится ясно, что социальные роли следует выполнять в полном исходя из понятия престижности в том или ином этносо-циуме.
Анализ историко-этнографической, этнопедагогической и культурологической литературы показывает, что каждый народ имеет свои представления о престижности той или иной социальной роли, непосредственно связанной с полноценным выполнением человеком традиционно сложившихся в данном обществе функций и обязанностей. Следует заметить, что почти все социальные роли, особенно социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук, мужчина и женщина и т. д. биологически предопре-деленны и предполагают специфические способы поведения, закрепленные определенными общественными нормами, обычаями и традициями народа.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность в данном обществе. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизнедеятельности человека и в результате целенаправленных специальных усилий.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям.
Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определённого отношения со стороны других людей. Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах статус не только ясно определён, но может быть приобретён лишь путём наследования или прохождения хорошо установленного ряда процедур.
Статус, будучи однажды установлен, остаётся относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Определённость личности является основой организованной социальной жизни. Только когда человек определён и помещён на соответствующее место, может быть установлена его ответственность. Личная определённость человека устанавливается только в связи с остальным обществом.
Каковы же социальный статус и социальные роли человека в многонациональном дагестанском обществе? Заметим, что Дагестан - уникальное созвездие народов. Здесь на площади в 50,3 тыс. кв. км, проживает 2,2 млн. человек - представители 102 национальностей России и государств зарубежья, в том числе более 30-ти коренных народностей республики: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские, ру-тульцы, табасаранцы, таты, цахуры, чеченцы-аккинцы и др. Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов. Здесь, как нигде в других областях, краях России, а может и государствах мира, социальный статус человека выступает ключевым фактором налаживания не только половозрастных, межличностных, но и межнациональных и международных отношений, служить регулятором мира и стабильности. Все зависит от того, насколько родившись человек, познает сначала соску, потом мать, потом семью, потом соседей, потом аул, так, по дидактическому принципу от малого к великому, от близкого к дальнему, в определенной последовательности, расширяясь и углубляясь, складывается в его сознании нравственное содержание и величие понятия социум. Многочисленные беседы с информаторами, наши многолетние наблюдения и фактические данные историко-этнографической литературы свидетельствуют о том, что весьма важно, по мнению народа, чтоб на каждом из этапов развития и становления наиболее полно воспринималось и реализовалось содержание и социальные роли человека.
Характеризуя изначальный этап (познание соски*) хочется отметить, может именно поэтому мудрые горянки стремятся дольше (почти до 1,5-2 лет) кормить детей грудным молоком, благословляют детей одобрением «Да пойдет впрок молоко, которым тебя кормила мать» и осуждают отступников проклятием «Да будет тебе не впрок материнское молоко». Так начинаются материнской социализации ребенка.
Социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению в народной педагогике, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Важность и взаимозависимость каждого этапа социализации и социального воспитания человека связаны прежде всего с его развивающими отношениями к матери, семье, родственникам, соседям, аулу, родине и т. д., что наиболее ярко отражают мудрые изречения, устойчиво закрепившиеся в педагогической культуре народов Дагестана:
1. Отношение к матери: «Если лишившийся отца раз сирота, то поте рявший мать - семь раз сирота» (лезг., дарг., таб.), «Кто родителей по читает, тот вовек не умирает» (лезг.), «Для матери хоть яичницу на ла дони изжарь, все равно будешь перед нею в долгу» (дарг.).
2. Отношение к семье: «Своего не знающий, чужого не поймет, род ного не почитающий, двоюродного не сочтет», «Брат брату опора» (лезг.), «Дружба братьев крепче каменной стены» (лакск.), «Чем совсем не иметь сестры, лучше иметь хоть слепую» (лакск.).
3. Отношение к родственникам: «Дерево держится корнями, а чело век родными» (дарг.), «Джигит идет один на подвиг правый, и весь свой род увенчивает славой» (аварск.).
4. Отношение к соседям: «Если у тебя нет соседа, ты сам стань чьим-то соседом» (аварск.), «Сосед соседу опора», «Ищи не дом, а соседей» (лезг.), «Лучше близкий сосед, чем дальний родственник» (лакск., лезг., дарг.), «Собака соседа не кусает соседа» (лезг.).
5. Отношение к аулу (джамаату): «Предавший аул, да будет сожжен в ауле», «Если народ завянет в омуте, и ты следуй за ним» (общедаг.).
Отношение к Родине: «Каждая птица свое гнездо любит» (лакск.), «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть» (общедаг.), «Сокол не покидает гнездо» (дарг.), «Человек без родины, что соловей без песни» (общедаг.).
Народы Дагестана издревле подметили, что искренность проявления престижных в обществе социальных чувств, сознания и поведения на каждом этапе становления и развития человека (в каждом конкретном случае) непосредственно зависит от того, насколько всесторонне выработано самосознание человека (сознает сам себя как человека, ценить человеческое достоинство окружающих, понимает свое место в обществе): «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себе дом не строит, народу мечет, не построит» (аварск.), «Кто себе не сварит хешил**, другому хинкал*** не сварит», «Кто себе не пахал весной, тот чужому зяби не вспашет» (лезг.).
Таким образом, изучение и анализ материалов истории, этнографии, устного народного творчества, обычного народного права, учет здорового общественного мнения народа позволяют судить о наличии в народной педагогике Дагестана определенных норм социально значимого поведения. Педагогическая культура народов Дагестана четко очерчивает функции и обязанности, предписываемые человеку как разумной личности, семье, тухуму (роду) как исторически сложившимся родственным ячейкам, аулу, джамаату и народу в целом как общности здравомыслящих людей, семей и
родов. О полноценности личности и этих институтов люди во все времена судили и судят по тому, насколько общественно значимо они выполняют свои социальные ролевые функции и обязанности.
Библиографический список
1. Алиев, А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. [Текст] / А. К. Алиев. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968.
2. Ануфриев, Е. А. Социальный статус и активность личности. (Личность как объект и субъект общественных отношений). [Текст] / Е. А. Ануфриев. - М.: МГУ, 1984. - 228 с.
3. Асельдеров, М. А. Воспитание учащихся на передовых традициях. [Текст] / М. А. Асельдеров. - Махачкала, 1976. - 128 с.
4. Гранкина, P. M. Социализация личности школьников. [Текст] / Р. М. Гранкина. - П.: Изд-во ПГЛУ, 1999. - 41 с.
5. Зияутдинов, Ф. Г. Социальные проблемы образования. [Текст] / Ф. Г. Зияутдинов. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 262 с.
6. Караковский, В. А. Стать человеком: обшечелсвеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. [Текст] / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.
7. Кон, И. С. Социализация и воспитание молодежи. [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1998. - 112 с.
8. Магомедов, A. M. Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание. [Текст] / А. М. Магомедов. - Махачкала, 1999. - 344 с.
9. Магомедов, Г. M. Вечные ценности Дагестана. [Текст] / Р. М. Магомедов. -Махачкала, 2005. - 575 с.
10. Мирзоев, Ш. А. Народная педагогика Дагестана. [Текст] / Ш. А. Мирзоев. - Махачкала, 1992. - 210 с.
11. Мирзоев, Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. [Текст] / Ш. А. Мирзоев. - Махачкала, 2005. - 192 с.
12. Элитариум - Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).
13. Волков, Г. Н. Факторы народного воспитания [Текст] / Г. Н. Волков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235-261.
14. Петрова, Т. Н. Уважение к личности ребенка в народной педагогической культуре [Текст] / Т. Н. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 261-268.
15. Цаллагова, З. Б. Рецепты народного воспитания [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-298.
16. Марченко, О. Н. Национально-региональный компонент в курсе литературы (на примере изучения фольклора коренных народов Таймыра) [Текст] / О. Н. Марченко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 304-320.
17. Наурызбаева, Р. Н. Применение эвристических методов в развитии художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 295-304.