Научная статья на тему 'Социально ответственный бизнес: утопия или реальность?'

Социально ответственный бизнес: утопия или реальность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мацнева Н. С.

Мацнева Н.С. СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕНЫЙ БИЗНЕС: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? В статье рассмотрен подход российского и зарубежного крупного и среднего бизнеса к вопросам взаимосвязи с социальной средой, обозначены достижения и проблемные точки взаимодействия с прессой, обществом, государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Matsneva N.S. SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS: THE UTOPIA OR THE REALITY? In the article the ways of looking for relations with social environment of Russian and foreign large and medium companies are considered. The achievements and issues of relationship with press, society and state are pointed.

Текст научной работы на тему «Социально ответственный бизнес: утопия или реальность?»

ЭКОНОМИКА

СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Н.С. МАЦНЕВА, асе. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ

В выступлении на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), состоявшемся 16 ноября 2004 г. в Москве, Президент так определил перспективы политики социальной ответственности бизнеса: «Индивидуальный успех, а также успех отдельных корпораций по-настоящему устойчив, лишь если он устремлен в перспективу...

Убежден, российское предпринимательство в корне заинтересовано в том, чтобы иметь благоприятную социальную базу для деятельности и должно по-настоящему прочно и надолго обустраиваться в собственной стране» (http://www.kremlin.ru).

Вопрос о социальной ответственности бизнеса в последние годы выдвинулся на первый план, так как социальная деятельность предприятия заметно сказывается на его репутации и перспективах развития: вкладывая средства в социальные программы, обеспечивая социальные гарантии своим работникам, гарантируя качество и безопасность реализуемой продукции и услуг, в долгосрочной перспективе предприятие создает благоприятное социальное окружение и, соответственно, устойчивое финансово-экономическое положение.

Сегодня российское бизнессообщество всерьез задумалось о необходимости совершенствования социальной политики, разрабатывая, внедряя социальные проекты, ведя деятельность в постоянном диалоге с обществом и государством. Для этого формируется единая согласованная стратегия, учитывающая общие интересы. Трудности в определении такой стратегии существуют, и обусловлены они не только дифференциацией взглядов представителей названных сторон, но и неоднозначностью самого понятия «социальная ответственность бизнеса».

Что значит быть социально ответственным для бизнеса? Термин «социальная ответственность» в нашей стране стал расхожим выражением, и понимают его неоднозначно. По мнению одних, быть социально ответс-

твенным бизнесменом - значит увеличивать производительность труда и зарплату. Другие полагают, что социальная ответственность бизнеса - это решение социальных проблем, направленных на развитие культуры, искусства, спорта, помощь людям (в особенности детям), попавшим в тяжелые условия. Вполне очевидно, что это далеко не одно и то же. Хотя следует оговориться, что проявление ответственности перед обществом в форме благотворительности также имеет место быть.

И тем не менее, социальная ответственность бизнеса, в первую очередь, это соблюдение юридических норм (в частности, соблюдение гражданского и уголовного законодательства, уплата налогов, выполнение норм экологического права), исполнение трудового договора и других обязанностей перед работниками и обществом в целом. Если принять, что все это есть социальная ответственность в узком определении, то возникает ряд вопросов: что же представляет собой социальная ответственность в более широком смысле, кто должен ее нести и насколько реалистична перспектива вовлечь в социальные инициативы представителей крупного и среднего бизнеса?

Как известно, существуют такие экономические функции, которые целиком или в большей степени ложатся на государство по той простой причине, что они (вернее, их исполнение) не интересны для бизнеса, так как в большинстве относятся к не приносящим прибыль мероприятиям.

Государство вынуждено непосредственно заниматься социальной деятельностью: обеспечивать занятость населения,

создавая в том числе новые рабочие места, управлять бюджетом в целях перераспределения доходов в пользу малоимущих граждан, совершенствовать государственную систему социальной защиты населения, осуществлять протекционистскую политику по отношению к культуре, науке, образованию и др. [2]

Однако реалии исторического этапа новой России по различным причинам не

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

125

ЭКОНОМИКА

позволяют говорить о каких-либо достижениях в этом плане. «Социалке», как называют социальную сферу многие чиновники, уделяется недостаточно внимания, и она часто оказывается забытой или, в лучшем случае, переложенной на плечи бизнесменов. Последние прекрасно понимают, что финансовоэкономическая устойчивость их предприятий в долгосрочной перспективе в определенной мере связана с сегодняшним вложением в социальную сферу. Если не хочешь оплачивать больничные листы или столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров, вкладывай в образование, здравоохранение, спорт.

Согласно исследованиям ассоциации менеджеров, 55,9 % крупных и средних российских компаний приветствуют модель, в которой «государство и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, а также области, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов». Еще 17,6 % опрошенных считают, что бизнес должен брать на себя «основную часть функций в осуществлении социальных программ». [5] Из этого следует, что чуть менее 3/4 опрошенных представителей компаний готовы в большей или меньшей степени принимать участие в построении социально ориентированной рыночной экономики. Более того, многие компании уже включились в этот созидательный процесс.

К сожалению, сегодня бизнес сталкивается c недостаточным, с количественной и качественной точки зрения, освещением своих инициатив в СМИ. Это одна из проблемных точек вопроса социальной ответственности бизнеса. Поскольку министры экономического блока в один голос заявляют, что в ближайшем будущем не предполагается введение каких бы то ни было налоговых льгот для организаций, участвующих в социальных программах, то целесообразность такого участия для компаний определяется, как правило, необходимостью улучшить имидж, развивать бренд либо филантропическими проявлениями. Справедливости ради стоит заметить, что при хорошем управлении любой социальный проект может если не приносить прибыль, то, как минимум, быть безубыточным, а следова-

тельно, представлять интерес для частного сектора экономики.

Необходимость поиска новых подходов к построению взаимосвязей с обществом уже в условиях рыночной экономики вкупе с задачей интеграции в существующую систему мирохозяйственных связей, стоящей сегодня перед перспективными, динамично развивающимися российскими компаниями, заставляют их уделять все больше внимания имиджу компании, а также оказывают существенное влияние на процесс формирования основных принципов реализации идей корпоративной социальной ответственности.

В частности, если говорить непосредственно о предприятиях лесного комплекса, то наиболее яркими проводниками социальной ответственности выступает ОАО «Мон-ди бизнес-Пейпер - Сыктывкарский ЛИК», названное в 2006 г. лауреатом национальной премии «Лучший работодатель России» за социальную ответственность бизнеса [3], и крупнейшая лесопромышленная компания России «Илим Палп», которая ведет природоохранную и экологическую деятельность в соответствии с современными международными требованиями. Корпорация уделяет большое внимание экологической обстановке в регионах присутствия, внедряет новые природосберегающие технологии и оборудование, стремится обеспечить экологическую безопасность производства.

В 2006 г. «Илим Палп» направила более 46,65 млн руб. на реализацию целевой программы природоохранных мероприятий на Братском ЦКК. Кроме того, начиная с 2004 г. корпорация ежегодно составляет отчет о социальной и экологической ответственности с использованием международных стандартов GRI и AA1000S.

Принципы GRI (Global Reporting Initiative - Глобальная инициатива по отчетности) являются определяющими при подготовке годовых социальных отчетов компаний во всем мире. (На сегодняшний день 850 ведущих компаний мира составляют такие отчеты. В России их только десять. Это крупные компании - ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», «Илим Палп».) Данная инициатива была основана усилиями CERES - Коалиции за со-

126

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

здание экологически ответственной экономики - и стала результатом активного участия в этом процессе многих корпораций, неправительственных и международных организаций, агентств системы ООН, консультантов, аудиторских фирм, бизнес-ассоциаций, университетов и других заинтересованных субъектов всего мира.

Стандарт AA1000S - первый модуль стандартов серии AA1000, разработанный в дополнение к руководящим принципам информирования Global Reporting Initiative в целях улучшения состояния дел в области ответственности компаний перед обществом. Данный стандарт призван помочь в организации процесса систематического привлечения заинтересованных сторон к разработке показателей, целей и контрольных систем, необходимых для обеспечения эффективности общей деятельности организаций.

Отчет о социальной и экологической ответственности структурирует социальную ответственность компании. В частности, «Илим Палп» это делает по следующим направлениям: внутренние и внешние социальные программы, мероприятия по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды. Формирование и публикация подобных отчетов осуществляется для того, чтобы показать открытость и прозрачность компаний для потребителей, власти, бизнеса, гражданского общества. Они позволяют донести основную идею проводимой социальной политики и довести до общества сведения о фактах ее реализации. Поскольку часто СМИ не публикуют материалы о благотворительной деятельности компаний, считая это рекламой, и бизнесмены не видят обратной связи, результатов работы в этой области, составление подобных отчетов -одно из возможных решений по преодолению данного явления.

В книге «Экономика транснациональной компании» авторы А.И. Михайлушкин и П.Д. Шимко высказывают мнение, что транснациональные компании не должны функционировать исключительно как закрытые системы, заинтересованные в оптимизации лишь внутренних целей. Они должны играть активную роль в поддержке культурных и других традиционно бесприбыльных структур,

усиливая внимание к вопросам этики ведения бизнеса в других странах, а также выработке определенных мировых стандартов для транснациональных компаний.

Повышенное внимание к транснациональным корпорациям в рамках темы социальной ответственности бизнеса обусловлено широтой их возможностей и влияния по сравнению с национальным крупным и средним бизнесом. Наличие больших возможностей накладывает более высокую степень ответственности перед обществом, которое отзывается на каждый шаг таких компаний.

Не секрет, что социальные инициативы способны существенно помочь компаниям в формировании положительного имиджа. По данным консалтинговой компании Springpoint и журнала Marketing, Великобритания 77 % компаний считают социально ответственный бизнес неотъемлемым элементом стратегического планирования развития брэнда. По результатам исследования, проведенного в Великобритании, 9 из 10 британских компаний (88 %) активно поддерживают социальный сектор и защиту окружающей среды. 72 % компаний считают, что фактор социально ответственного бизнеса позитивно отражается на их торговой марке и способствует ее улучшению (исследование проводилось среди 120 топ-менеджеров по маркетингу, корпоративным отношениям и связям с общественностью) (http://www.wwf.ru).

Таким образом, для многих компаний России и мира ведение бизнеса с оглядкой на нужды общества уже сегодня объективная реальность. Останется ли социально ориентированная экономика для российского общества утопией, зависит и от государства, и от бизнеса, и от общества.

Библиографический список

1. Михайлушкин, А.И. Экономика транснациональной компании: учеб. пособие / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. - СПб.: СПбГИЭУ 2005. - 375 с.

2. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 704 с.

3. Лужков, Ю.М. Развитие капитализма в России. 100 лет спустя: Спор с правительством о социальной политике / Ю.М. Лужков. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2005. - 112 с.

4. Лесная газета №3 (9753) 13 января 2007 г.

5. The Economist, October 8th, 2005

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.