Научная статья на тему 'Роль социальной ответственности в системе менеджмента предприятий лесопромышленного комплекса'

Роль социальной ответственности в системе менеджмента предприятий лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катанаев С. Ю.

Introduction of modern principles of corporative management taking into account social effectiveness becomes an essential practical task for forest enterprises and can help to improve company’s image, its business reputation and rise enterprise’s competitiveness as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социальной ответственности в системе менеджмента предприятий лесопромышленного комплекса»

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

Катанаев С. Ю. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

Introduction of modern principles of corporative management taking into account social effectiveness becomes an essential practical task for forest enterprises and can help to improve company's image, its business reputation and rise enterprise 's competitiveness as a whole.

В настоящий момент в лесопромышленном комплексе начались глобальные изменения: принимаются новые законы и правила, меняется структура отвечающих за лес федеральных ведомств и порядок финансирования лесохозяйственной деятельности, появляются новые консолидации. Одновременно с этим на разных уровнях управления принимаются программы и реализуются проекты, направленные на интегрирование в международную экономику, следование общим тенденциям подходов и методов менеджмента, повышение конкурентоспособности продукции лесопромышленного комплекса. Всего в России на сегодняшний день в лесном и лесопромышленном комплексе инициированы и ведутся более 80 различных программ в 35 регионах.

Значительная часть российской лесной продукции экспортируется в Западную Европу на «экологически чувствительные» рынки, где идеи рационального природопользования все больше влияют на поведение массового покупателя. Исследования показывают также, что большой процент потребителей и инвесторов по всему миру при оценке деятельности компаний обращают самое пристальное внимание на социальные аспекты и рабочую среду. В условиях глобализации рынка торговые и промышленные компании при поиске партнёров по поставкам товаров всё чаще сталкиваются с проблемами соблюдения последними критериев этики или социальной ответственности.

Вышесказанное говорит о том, что внедрение современных принципов корпоративного управления с учетом социальной результативности становится важной практической задачей, в том числе для предприятий лесопромышленного комплекса, и поможет улучшить имидж компании, её деловую репутацию, и, в конечном счёте, повысить конкурентоспособность предприятия в целом. Есть также все основания ожидать, что реальная практическая деятельность предпринимательских структур, построенная на принципах социально ответственного ведения бизнеса, будет расширяться.

Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет корпоративную социальную ответственность (CSR) как сбалансированный подход, позволяющий организациям решать экономические, социальные и экологические проблемы с пользой для персонала, местного населения и общества в целом. Российская ассоциация менеджеров предлагает более обобщённую формулировку: социальная ответственность бизнеса - это добровольный вклад бизнеса в социальное, экономическое и экологическое развитие общества, связанное напрямую с основ-

ной деятельностью компании и выходящее за рамки определённого законного минимума.

В настоящее время в ряде стран мира всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, обеспечивающие социальную ответственность организаций, называемых социальной отчётностью. В то же время Россия, на сегодняшний день, явно отстаёт в этих вопросах от мирового сообщества. Только двенадцать российских компаний включились в инициативу по составлению и декларации своих соцотчетов, из них всего два относятся к лесопромышленному комплексу (ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» и ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз»).

В международной практике ведения социальной отчётности компаний существует 25 различных стандартов (Таблица 1), из которых на данный момент наибольшее распространение получили четыре: «Глобальная инициатива по отчётности» (GRI, Global Reporting Initiative), АА1000 (Ответственность - AccountAbility 1000), «Глобальный договор» (Global Compact) и SA 8000 «Социальная ответственность». ИСО также начала работу над стандартом ISO 26 000 «Социальная ответственность», закончить ее планируется к концу 2008 года.

Стандарт ГИО, созданный в 1997 году, содержит три основных элемента: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика. Основной чертой стандарта является то, что социальный отчёт компании формируется на основе тех же принципов, что и обычная финансовая отчётность. В мире количество компаний, выпускающих отчеты по данному стандарту, превысило семьсот. В России участником GRI являются Агентство социальных инвестиций, Ассоциация российских менеджеров, Институт экономики города и Российский союз промышленников и предпринимателей.

Стандарт AccountAbility (AA1000) разработан британским Институтом социальной и этической отчетности в 1999 году. Стандарт предназначен для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и предоставляет процедуру и набор критериев, при помощи которых может быть осуществлен социальный и этический аудит деятельности. Базовым для AA 1000 является принцип диалога со стейкхолдерами (индивидуумами, группами или организациями, оказывающими существенное влияние на принимаемые предприятием решения или оказывающиеся под воздействием этих решений).

К основным недостаткам стандартов ГИО и АА 1000 относится то, что разработка, в соответствии с ними отчетов, требует существенных затрат на: - оплату консультантов и аудиторов, верифицирующих отчет; - организацию процесса обсуждения со стейкхолдерами; - обучение персонала, участвующего в подготовке отчета; - сбор информации при широкой географии бизнеса. В 1999 году ООН выступила с инициативой добровольного глобального договора (Global Compact) с деловым сообществом. Договор предлагает предприятиям принять девять универсальных принципов в сфере соблюдения прав человека, трудовых отношений и защиты окружающей среды, и предполагает ежегодное публичное подтверждение следования его принципам.

Таблица 1 - Международные стандарты в области социальной ответственности

Полное название Сокращение Особенности

AccountAbility 1000 Series AA 1000 Принципы подготовки социальных отчетов на базе диалога со стейкхолдерами

APEC Code of Business Conduct APEC Кодекс деловой практики стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

Amnesty International's Human Rights Guidelines for Companies Amnesty Руководящие принципы по соблюдению корпорациями прав человека

Agence de Rating Social et Environmental sur les Enterprises ASPI Индексы устойчивых показателей деятельности Arese для компаний, котирующихся на Европейском фондовом рынке

Balanced Business Scorecard BBS Система сбалансированных показателей оценки бизнеса от Balanced Scorecard Institute

Caux Round Table Principles for Business Caux Принципы ведения социально ответственного бизнеса

Dow Jones Sustainability Group Index DJSGI Индекс устойчивости Dow Jones

EFQM Business Excellence Model EFQM Модель и принципы достижения эффективности бизнеса в соответствии с интересами общества

Principles for Global Corporate Responsibility: Bench Marks for Measuring Business Bench Marks Стандарты и принципы действий ответственной компании, совместный проект Interfaith Center of Corporate Responsibility (ICCR, США), The Ecumenical Council for Corporate Responsibility (ECCR, Филиппины), The Cristian Centre for Socially Responsible Investment (CCSRI, Австралия) и KAIROS-Canada (Канада)

Eco-Management and Audit Scheme EMAS Инструмент для оценки, представления и улучшения экологических показателей компаний

Ethical Trading Initiative Base Code ETI Стандарты трудовых отношений

EU Eco-label criteria Eco-label Система экологической оценки компаний

Forest Stewardship Council' s Principles and Criteria for Forest Management FSC Принципы и критерии по управлению предприятиями лесопромышленного комплекса

FTSE4Good Selection Criteria FTSE4Good Индекс FTSE для компаний, соблюдающих глобальные принципы корпоративной ответственности

Global Reporting Initiative Guidelines GRI Принципы и стандарты социальной и экологической отчетности

IFOAM Basic Standards IFOAM Принципы устойчивости ведения бизнеса для компаний агропромышленного сектора

International Organization for Standardization ISO 9000, ISO 14001 Стандарты ISO в области управления качеством и охраны окружающей среды

Organization for Economic OECD Свод рекомендаций для транснациональных компаний

Co-operation and Development Guidelines for Multinational Enterprises по действиям в области деловой этики, информационной открытости, охраны окружающей среды, работы с персоналом, соблюдении прав человека, борьбы с коррупцией, взаимоотношений с потребителями, развитии науки и технологий, конкуренции и налогообложения

Social Accountability 8000 SA 8GGG Стандарт сертификации предприятий в области трудовых отношений (система социального и этического менеджмента (ССиЭМ))

SIGMA Guidelines SIGMA Практические рекомендации для организаций по внесению ими существенного вклада в устойчивое развитие

Global Sullivan Principles Sullivan Общие рекомендации и принципы в области социальной ответственности корпораций

The Natural Step TNS Принципы достижения устойчивого развития

UN Global Compact UN GC Свод базовых принципов для корпораций, готовых участвовать в решении глобальных проблем цивилизации

WHO/UNICEF International Code on Marketing of Breast-milk Substitutes WHO/UNICE F Свод правил Всемирной организации здравоохранения в области торговли заменителями грудного молока

Стандарт SA 8000 разработан Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам в 1997 г. Его целью является улучшение условийтруда и жизненного уровня работников. SA 8000 предполагает прохождение компанией процесса сертификации. Он построен на принципах ISO (ISO 9001 и ISO 14001), нормах Международной организации труда и других организаций по защите прав человека, Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах ребенка и устанавливает ответственность работодателя в области условий труда по девяти основным пунктам - от параметров занятости в производстве детей до стандартизации системы менеджмента. SA 8000 может применяться в развивающихся и индустриально развитых странах, как для малых, так и для крупных предприятий, а также для общественных организаций. Сравнительная характеристика стандартов социальной отчетности приведена в таблице 2.

С нашей точки зрения, лесопромышленным предприятиям наиболее целесообразно использовать в общей системе менеджмента для подтверждения своей социальной деятельности международный стандарт SA 8000. В этом случае предприятие получает более существенные преимущества, главным из которых является наличие сертификата соответствия, что позволяет ему не просто заявить о соответствии требованиям стандарта, но и документально подтвердить это.

Сертификация системы социального и этического менеджмента (ССиЭМ) на соответствие требованиям стандарта SA 8000 будет служить гарантом того, что продукция (услуга) произведена (оказана) в соответствии с общепринятым и социально приемлемым набором ценностей.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика стандартов социальной ответственности

Характеристика ГИО АА 1000 БЛ 8000 Global Compact

стандарта

Тип стандарта стандарт отчётности стандарт орга- стандарт серти- стандарт отчёт-

низации учёта фикации ности

Практическое не предполагает обязатель- не предполагает предполагает не предполагает

применение ного получения компанией обязательного прохождение обязательного

стандарта официального подтвержде- получения ком- компанией про- получения ком-

ния её соответствия требо- панией офици- цесса сертифи- панией офици-

ваниям стандарта ального под- кации, получе- ального под-

тверждения её ние сертифика- тверждения её

соответствия та соответствия

требованиям требованиям

стандарта стандарта; предполагает ежегодное публичное подтверждение компаниями следования его принципам

Характеристика возможность поэтапного можно приме- можно приме- можно приме-

системы формирования отчётности нять только це- нять только це- нять только це-

ликом ликом ликом

Суть и сущ- представляет собой мето- устанавливает устанавливает устанавливает

ность стандарта дологию внешней отчетно- процедуру и на- нормы ответст- принципы,ко-

сти (методику количест- бор критериев венности рабо- торым должна

венного отражения соци- оценки соци- тодателя в об- следовать орга-

альной и экологической от- альной ответст- ласти условий низация

ветственности) венности и порядок подготовки отчета (рекомендации для составления отчёта и аудита труда

Сферы дея- экономическая, экологиче- социальная, социальная (со- сфера прав че-

тельности ская и социальная экологическая блюдение прав трудящихся) ловека, труда и окружающей среды

Предприятия, разработавшие ССиЭМ, соответствующие требованиям стандарта БЛ 8000, имеют конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации сотрудников. Кроме этого, к преимуществам, которые получает предприятие, относятся:

• для работников - сокращение числа аварий; возможность улучшения условий труда; осведомлённость об основных трудовых правах; возможность общаться непосредственно с работодателем по вопросам трудовых прав; создание новых рабочих мест за счёт улучшения бизнес-деятельности и экономического роста; профессиональный рост;

• для работодателей - надёжный и эффективный способ проявить социальную ответственность; улучшение репутации компании и повышение популярности её торговой марки; дополнительные возможности привлекать мотивировать и

удерживать лучших работников; повышение качества и рост производительности; увеличение числа клиентов; повышение товарооборота; появляется возможность получения выгодных заказов экономия от сокращения числа страховых счетов; улучшение отношений с работниками, профсоюзами, компаниями, потребителями, неправительственными организациями и правительством; формируется более привлекательный образ компании в обществе; возрастает доверие и лояльность к ней;

• для потребителей и инвесторов - чёткая и надёжная информация для тех, кто при закупках руководствуется этическими критериями; полезная информация для социально ответственных инвесторов; подтверждение производства продукции с соблюдением всех гуманитарных и экологических норм; идентификация компаний, делающих значительные успехи в деле соблюдения всех гуманитарных норм; расширение ассортимента товаров и географии производств.

В то же время, необходимо сказать о том, что разработка ССиЭМ на соответствие требованиям стандарта SA 8000 должна осуществляться в рамках общей системы управления лесопромышленным предприятием, ориентированной на концепцию устойчивого развития и соответствующую требованиям международных стандартов на системы менеджмента качества (по стандарту ISO 9001), экологического менеджмента (ISO 14001), менеджмента промышленной безопасности и здоровья (OHSAS 18001) и устойчивого лесоуправления и системы прослеживае-мости поставок древесного сырья (FSC или PEFC). Формирование современной системы менеджмента на соответствие этим международным стандартам, их интеграция и сертификация - это сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента предприятий лесопромышленного комплекса и эффективный инструмент рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.