И.В. Леонова
СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В статье проанализированы факторы, субъекты и методы, определяющие развитие системы социально ответственного инвестирования, сделана попытка установить взаимосвязь уровня развития социально ответственного инвестирования с финансовой системой государства.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), социально ответственный бизнес, социально ответственные инвестиции, методы социально ответственного инвестирования, фондовые индексы и рейтинги социально ответственных компаний.
В конце 60 - начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. Социальная ответственность в широком понимании выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидуумом за свои действия и их социальные последствия - с другой.
В материалах Европейской комиссии дается следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность (КСО) по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды».
Инструментом воздействия общества на формирование КСО могут быть социально ответственные инвестиции (СОИ).
В настоящее время под социальным инвестированием большинством авторов понимается вложение средств в объекты социальной среды. Социальные инвестиции предполагают последовательные це-
© Леонова И.В., 2013
ленаправленные действия по эффективному решению важных для большинства людей социально значимых проблем. Социальные инвестиции, в отличие от благотворительности, являются бизнесом1.
В расширительной трактовке социальные инвестиции отождествляются с вложениями, направляемыми на усиление социальной ориентации экономической системы: достижение экологической безопасности, стимулирование экономического роста, обеспечение гарантированного уровня питания, образования, медицинской помощи и пр. Иначе говоря, ключевой является характеристика социального инвестирования как деятельности субъектов инвестиционных отношений, направленной на получение определенного полезного эффекта для общества.
В настоящее время выделяют три основных направления социально ответственного инвестирования:
- социальное: соблюдение прав человека, запрет эксплуатации детского труда, корпоративное управление, безопасность населения и др.;
- этическое направление: отказ от работы с компаниями по производству, продаже и распространению табака, алкоголя, оружия, порнографической продукции, азартных игр и др.;
- экологическое: сохранение возобновляемых источников энергии, охрана и сохранение природных ресурсов, безопасность окружающей среды, изменение климата и др.
Некоторые исследователи выделяют четыре вида инвестиций в зависимости от уровня доходности и социального эффекта.
1. Гранты - безвозвратные средства, направляемые на социально значимые цели.
2. Социальные инвестиции с уровнем доходности ниже рыночного.
3. Социальные инвестиции с доходностью на уровне средней по рынку.
4. Традиционные (обычные) инвестиции.
Институт социально ответственного инвестирования включает в себя:
1. Социально ответственное инвестирование (asset management), осуществляемое социально ответственными фондами и другими организациями.
2. Фонды и организации, осуществляющие социальное инвестирование как основной вид деятельности (например, инвестирующие в социальные предприятия на льготных условиях).
Социально ответственное инвестирование (Socially responsible investing или SRI, sustainable, socially conscious, или ethical
investing) - это инвестиционные стратегии и решения, которые осуществляются с учетом социальных, этических и экологических последствий инвестирования. Социально ответственное инвестирование стремится к максимизации как финансового результата, так и социальной пользы.
Социально ответственное инвестирование - это инвестиционный процесс, в котором через добровольный и сознательный выбор критериев и методов инвестирования проявляется ответственность инвестора за последствия его инвестиций для общества, окружающей среды и их устойчивого развития, а также его личные взгляды и убеждения относительно социально значимых вопросов и социокультурных ценностей.
Участники рынка SRI - инвесторы, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, рейтинговые и другие информационно-аналитические агентства, государство. К SRI относят как портфельные, так и прямые инвестиции. Социально ответственному инвестированию присущи следующие характеристики:
- инвестиции направлены на достижение финансовых целей инвестора, но при этом также ориентированы на оказание положительного воздействия на общество, окружающую среду, социальное развитие;
- в основе социально ответственного инвестирования лежат критерии, с помощью которых осуществляется отбор объектов инвестирования и проявляется ответственность инвестора за последствия его инвестиций; основные группы критериев - социальные, экологические, этические и критерии, связанные с корпоративным управлением;
- для достижения желаемых результатов и целей SRI используются методы отбора (screening) и воздействия (impact investing, shareholder advocacy, community investing).
Виды институциональных игроков на рынке социально ответственных инвестиций:
- Социально ответственные фонды, управляющие компании, инвестиционные банки.
- Эндаумент-фонды, учреждаемые университетами, некоммерческими организациями и религиозными учреждениями, больницами. Это целевые фонды, предназначенные для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Эндаумент инвестирует свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан на-
правлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. При этом сам характер создания такого фонда влияет на стратегию инвестирования. По сути, такие фонды являются социально ответственными. Первый эндаумент-фонд появился в России в 2007 г.
- Государственные и частные пенсионные фонды. Их следует выделить в отдельный вид, так как они не являются в чистом виде инвестиционными управляющими компаниями. Специфические цели этих фондов определяют их отношение к работе на рынке социально ответственных инвестиций. Во многих странах (США, Великобритания, Франция, Австралия и др.) были введены требования по раскрытию пенсионными фондами информации о степени их участия в SRI (участвуют или нет, в каком объеме).
- Страховые компании, по своей специфике учитывающие ESG-факторы и работающие на рынке социально ответственных инвестиций.
- Финансовые институты развития местных сообществ (Community Development Financial Institution - CDFI). Распространенный в США вид частных финансовых институтов, специализирующихся на выдаче персональных и корпоративных кредитов в местных сообществах. Наряду с частными и институциональными инвестициями подобные учреждения получают субсидии из Казначейства США. В США работают несколько сотен подобных организаций, среди которых центры микрофинансирования, банки развития местных сообществ (community development banks), местные кредитные учреждения (community development loan funds), фонды поддержки малых предприятий (microenterprise funds) и венчурные фонды развития местных сообществ (community development venture capital funds). В данном случае инвестиции направляются напрямую в организации, а не на финансовый рынок. Считается, что это позволяет добиться большего социального эффекта при меньших издержках, так как финансовые средства направляются не предыдущему владельцу акций, а в финансовый институт, который вкладывает их непосредственно в работу с местным сообществом.
- Социально ответственные банки, предлагающие инвесторам финансовые продукты с применением методов социально ответственного инвестирования (банковские сберегательные счета, социально и экологически ответственные ипотечные кредиты и пр.).
- Информационно-аналитические агентства и организации, осуществляющие профессиональный анализ компаний, ценные бумаги которых предлагаются к приобретению, с точки зрения их социальной ответственности, а также ассоциации и форумы, осуществляющие информационную поддержку рынка (отраслевые обзоры, индексы, информация об управляющих компаниях и фондах).
Методы социально ответственного инвестирования2:
1. Первый метод - отбор или просеивание (screening) - один из основных методов инвестирования, который заключается в анализе и выборе для инвестирования тех компаний, которые отвечают определенным социальным, экологическим и корпоративным критериям (positive screening). Возможна и прямо противоположная ситуация - в ходе анализа определяются компании, деятельность которых не соответствует этим критериям, и тогда они исключаются из списка объектов для инвестирования (negative или avoidance screening).
На практике чаще применяется положительный отбор, т. е. поиск тех компаний, которые оказывают положительное влияние на развитие общества и окружающую среду, способствуют решению каких-либо общественно значимых проблем. Финансовые показатели социальных фондов показывают довольно неплохие для развитых стран результаты.
Так как процесс «просеивания» требует значительных усилий и временных затрат на изучение корпоративной политики и деловой практики компаний, большинство социально ответственных инвесторов не могут осуществлять его самостоятельно и предпочитают для вложения своих средств обращаться в социально ответственные взаимные фонды.
Портфель социально ответственного взаимного фонда формируется профессиональными менеджерами и аналитиками, которые при оценке компаний учитывают множество аспектов: от характера производимой ими продукции и влияния их деятельности на окружающую среду до проводимой политики занятости. Фильтры, используемые социально ответственными взаимными фондами при формировании своего портфеля, могут быть самыми различными.
2. Второй метод - деятельность акционеров по защите интересов (shareholders advocacy) или метод воздействия. Он включает социально активных акционеров, которые предпринимают активные действия в управлении компанией. Сюда относится деятельность при решении вопросов инвестирования средств, формирование, регистрация и вынесение на голосование решений акцио-
неров по вопросам корпоративного управления, дискриминации, изменения климата, загрязнения окружающей среды и ряда других вопросов. В случае несогласия между менеджментом компании и акционерами возможна даже продажа акций в качестве протеста против политики компании. Активность акционеров и их действия существенным образом влияют на решения компании, ее деловую практику и корпоративную политику.
Количество социальных и экологических предложений, вносимых на рассмотрение в компании, с каждым годом неизменно растет, но объем активов участников рынка в США, применяющих стратегию воздействия на деятельность компаний, составляет только 30 % всего рынка SRI в США. При этом эффективность активных действий, например, розничных фондов социально ответственных инвестиций ограничена сравнительно небольшой долей этих фондов в капитализации компаний (чаще всего менее 1 %).
3. Третий метод - это общественное инвестирование или инвестирование в местные сообщества (community investing) - использование средств инвесторов для решения конкретных местных проблем путем финансирования определенных проектов, субъектов или регионов, имеющих недостаточное финансирование или расположенных в неблагоприятных экологических зонах. Эта стратегия, в отличие от двух предыдущих, направлена не на улучшение корпоративной практики, а на общественное и социальное развитие. Финансовые институты общественного инвестирования (банки, кредитные союзы, фонды общественного развития) предоставляют кредиты и займы предприятиям малого бизнеса, венчурным компаниям, финансируют строительство доступного жилья, образовательные, здравоохранительные программы, финансируют малообеспеченные слои населения. Обычно такие программы реализуются посредством финансовых институтов общественного инвестирования и банков развития. «Социальная прибыль» от местного инвестирования часто компенсирует инвесторам не очень высокие финансовые результаты, принося им репутацию среди членов общины и удовлетворение от сознания того, что их деньги работают во благо многих людей.
Рейтингование компаний, на основании которого зачастую происходит определение качественного уровня социально ответственного инвестирования, осуществляется с помощью технологий, которые трансформируют общественное мнение в реальную силу, способную влиять на капитализацию и принятие хозяйственных решений. Примеры фондовых индексов и рейтингов3:
1. Domini Social Index 400 (фондовый индекс, в корзину которого включено 400 избранных акционерных компаний США, вклю-
чая примерно 250 компаний из списка S&P 500; рассчитывается исследовательской компанией KLD Research & Analytics).
2. Dow Jones Sustainability Index (глобальный индекс, в который входят 2500 крупнейших компаний, определяемых по капитализации на свободном рынке, из 57 секторов бизнеса, чья деятельность соответствует принципам устойчивого развития; включает в себя индексы для Европы, Еврозоны, Скандинавских стран, Северной Америки, США, стран АСЕАН и Кореи; совместный проект Dow Jones Indexes и международной инвестиционной компании Sustainable Asset Management).
3. Calvert Social Index (сравнительный фондовый индекс, в корзине которого 468 компаний, взвешенных по рыночной капитализации и отобранных из 1000 крупнейших публичных компаний США; рассчитывается управляющей инвестиционной компанией Calvert Investments).
4. Nasdaq Social Index (первый социальный индекс для компаний, котирующихся на Nasdaq; базируется на Nasdaq Composite Index; совместный проект Nasdaq и KLD Research & Analytics для компаний с капитализацией более 1 млрд долл.).
Социально ответственное инвестирование получило наибольшее развитие в странах с финансовой системой, основанной на рынке ценных бумаг (США, Великобритания). Для данных стран характерны:
- высокая доля активов, относящихся к социально ответственному инвестированию (10-20 % активов, находящихся в управлении);
- доминирование институциональных инвесторов (более 90 % активов, относящихся к социально ответственным инвестициям);
- диверсифицированная структура финансовых инструментов;
- развитая регулятивная и информационно-аналитическая инфраструктура рынка, значительный уровень прозрачности рынка;
- широкое применение метода воздействия, помимо метода отбора;
- распространенность негативных этических критериев для населения и позитивных социальных и экологических критериев - для институциональных инвесторов.
В странах с финансовой системой, основанной на банках, социально ответственное инвестирование развито в меньшей степени, чем в англосаксонских странах, но также получило широкое распростра-
нение. Доля активов, относящихся к социально ответственным инвестициям, составляет 1-5 % активов в управлении и быстро растет. Продуктовая структура менее разнообразна, чем в США и Великобритании. Роль институциональных инвесторов ниже, чем в англосаксонских странах, но постепенно возрастает (на них приходится от 50 до 80 % активов, относящихся к социально ответственным инвестициям). Инфраструктура развита в меньшей степени, чем в англосаксонских странах. Метод воздействия распространен значительно меньше, основным является метод отбора. Население активно использует этические негативные критерии, а также социальные и экологические критерии (защита окружающей среды, права человека / трудовое законодательство, качество продукции / услуг и др.).
Социально ответственное инвестирование на формирующихся фондовых рынках может выступить важным инструментом для решения существующих социальных, экономических и экологических проблем. В то же время пока SRI в основном ограничено активами инвестиционных фондов (менее 1-2 %) и розничным сегментом. Характерна низкая информированность инвесторов о SRI, неразвитая инфраструктура.
Население предпочитает негативные критерии, связанные с актуальными для страны социальными и экологическими проблемами. Традиционные для развитых стран этические критерии развиты в значительно меньшей степени и используются в основном исламскими фондами. Религиозные критерии развиты в исламских странах и странах, где значительна роль традиций в экономическом поведении и жизни населения. Основные методы - метод отбора и инвестирование в сообщества. Метод воздействия практически не развит.
В России основными побудительными мотивами к реализации на практике стратегии социально ответственного инвестирования являются внутренние убеждения самих предпринимателей (часто - меценатов, филантропов), необходимость выхода на мировой рынок, административное давление, влияние конкурентов и тому подобные факторы.
У инвесторов зачастую нет возможности оценить, насколько компания ответственна в своих взаимоотношениях с сотрудниками, окружающей средой, потребителями. Это связано не с тем, что в России нет социально ответственных компаний, а с низкой информационной прозрачностью в деятельности компаний и невысокой осведомленностью о SRI. Поэтому у общества и государства нет внимания и интереса к социальным, экологическим и этическим аспектам деятельности российских компаний, а следовательно, нет такого интереса и у самих компаний.
Но при этом, как только речь заходит о возможности IPO, компании переходят на международные стандарты отчетности, реорганизуют свой бизнес, улучшают практику корпоративного управления, готовят и публикуют нефинансовую отчетность и т. д. Это еще раз подтверждает, что нефинансовые факторы так же влияют на оценку бизнеса компаний, как и финансовые. Поэтому принципы социально ответственного инвестирования, если их необходимость будет осознана на уровне государства и бизнес-сообщества, могут стать действенным инструментом улучшения корпоративной практики российских компаний, условием устойчивого развития финансового рынка и российской экономики.
В нашей стране пока предпосылки развития социально ответственного инвестирования довольно слабы. Это связано прежде всего со слабостью финансового рынка, неразвитостью корпоративного права, низкой информированностью населения, отсутствием соответствующей инфраструктуры, а также недоверием потенциальных инвесторов и отсутствием традиций. При этом очевидно, что существует база для развития и воспроизводства социальных инвестиций со стороны бизнеса, что в значительной степени обусловлено социальной перегрузкой предприятий (в советское время), государственной политикой в этой сфере. Развитие социально ответственного инвестирования, как это демонстрирует мировой опыт, способно создать новые мотивы для бизнеса, отличные от принуждения со стороны регуляторов, существенно улучшить качество корпоративного управления и даже повысить капитализацию многих российских компаний.
Примечания
1 Шейман Д., Смирнова К. Социально ответственное инвестирование. Опыт развитых стран [Электронный ресурс] // Cloudwatcher. Лаборатория социальных инноваций. URL: http://www.cloudwatcher.ru/userflles/investsite.pdf.
2 Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004.
3 Report on Socially Responsible Investing Trends in the United States. 2010 [Электронный ресурс] // The Forum for Sustainable and Responsible Investments. URL: http://www.ussif.org/flles/Publications/10_Trends_Exec_Summary.pdf.