Научная статья на тему 'Социально ответственные инвестиции как инструмент формирования корпоративной социальной ответственности'

Социально ответственные инвестиции как инструмент формирования корпоративной социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
1547
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ / SOCIALLY RESPONSIBLE INVESTING / ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ И РЕЙТИНГИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ / STOCK INDICES AND RATINGS OF SOCIALLY RESPONSIBLE COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Ирина Васильевна

В статье проанализированы факторы, субъекты и методы, определяющие развитие системы социально ответственного инвестирования, сделана попытка установить взаимосвязь уровня развития социально ответственного инвестирования с финансовой системой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially responsible investment as an instrument of society influence on the establishing of corporate social responsibility

The purpose of the article is the analysis of factors determining the prerequisites for the development of socially responsible investing. An attempt is made to link the level of development of the socially responsible investing with the financial system of the State.

Текст научной работы на тему «Социально ответственные инвестиции как инструмент формирования корпоративной социальной ответственности»

И.В. Леонова

СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В статье проанализированы факторы, субъекты и методы, определяющие развитие системы социально ответственного инвестирования, сделана попытка установить взаимосвязь уровня развития социально ответственного инвестирования с финансовой системой государства.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), социально ответственный бизнес, социально ответственные инвестиции, методы социально ответственного инвестирования, фондовые индексы и рейтинги социально ответственных компаний.

В конце 60 - начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. Социальная ответственность в широком понимании выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидуумом за свои действия и их социальные последствия - с другой.

В материалах Европейской комиссии дается следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность (КСО) по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды».

Инструментом воздействия общества на формирование КСО могут быть социально ответственные инвестиции (СОИ).

В настоящее время под социальным инвестированием большинством авторов понимается вложение средств в объекты социальной среды. Социальные инвестиции предполагают последовательные це-

© Леонова И.В., 2013

ленаправленные действия по эффективному решению важных для большинства людей социально значимых проблем. Социальные инвестиции, в отличие от благотворительности, являются бизнесом1.

В расширительной трактовке социальные инвестиции отождествляются с вложениями, направляемыми на усиление социальной ориентации экономической системы: достижение экологической безопасности, стимулирование экономического роста, обеспечение гарантированного уровня питания, образования, медицинской помощи и пр. Иначе говоря, ключевой является характеристика социального инвестирования как деятельности субъектов инвестиционных отношений, направленной на получение определенного полезного эффекта для общества.

В настоящее время выделяют три основных направления социально ответственного инвестирования:

- социальное: соблюдение прав человека, запрет эксплуатации детского труда, корпоративное управление, безопасность населения и др.;

- этическое направление: отказ от работы с компаниями по производству, продаже и распространению табака, алкоголя, оружия, порнографической продукции, азартных игр и др.;

- экологическое: сохранение возобновляемых источников энергии, охрана и сохранение природных ресурсов, безопасность окружающей среды, изменение климата и др.

Некоторые исследователи выделяют четыре вида инвестиций в зависимости от уровня доходности и социального эффекта.

1. Гранты - безвозвратные средства, направляемые на социально значимые цели.

2. Социальные инвестиции с уровнем доходности ниже рыночного.

3. Социальные инвестиции с доходностью на уровне средней по рынку.

4. Традиционные (обычные) инвестиции.

Институт социально ответственного инвестирования включает в себя:

1. Социально ответственное инвестирование (asset management), осуществляемое социально ответственными фондами и другими организациями.

2. Фонды и организации, осуществляющие социальное инвестирование как основной вид деятельности (например, инвестирующие в социальные предприятия на льготных условиях).

Социально ответственное инвестирование (Socially responsible investing или SRI, sustainable, socially conscious, или ethical

investing) - это инвестиционные стратегии и решения, которые осуществляются с учетом социальных, этических и экологических последствий инвестирования. Социально ответственное инвестирование стремится к максимизации как финансового результата, так и социальной пользы.

Социально ответственное инвестирование - это инвестиционный процесс, в котором через добровольный и сознательный выбор критериев и методов инвестирования проявляется ответственность инвестора за последствия его инвестиций для общества, окружающей среды и их устойчивого развития, а также его личные взгляды и убеждения относительно социально значимых вопросов и социокультурных ценностей.

Участники рынка SRI - инвесторы, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, рейтинговые и другие информационно-аналитические агентства, государство. К SRI относят как портфельные, так и прямые инвестиции. Социально ответственному инвестированию присущи следующие характеристики:

- инвестиции направлены на достижение финансовых целей инвестора, но при этом также ориентированы на оказание положительного воздействия на общество, окружающую среду, социальное развитие;

- в основе социально ответственного инвестирования лежат критерии, с помощью которых осуществляется отбор объектов инвестирования и проявляется ответственность инвестора за последствия его инвестиций; основные группы критериев - социальные, экологические, этические и критерии, связанные с корпоративным управлением;

- для достижения желаемых результатов и целей SRI используются методы отбора (screening) и воздействия (impact investing, shareholder advocacy, community investing).

Виды институциональных игроков на рынке социально ответственных инвестиций:

- Социально ответственные фонды, управляющие компании, инвестиционные банки.

- Эндаумент-фонды, учреждаемые университетами, некоммерческими организациями и религиозными учреждениями, больницами. Это целевые фонды, предназначенные для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Эндаумент инвестирует свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан на-

правлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. При этом сам характер создания такого фонда влияет на стратегию инвестирования. По сути, такие фонды являются социально ответственными. Первый эндаумент-фонд появился в России в 2007 г.

- Государственные и частные пенсионные фонды. Их следует выделить в отдельный вид, так как они не являются в чистом виде инвестиционными управляющими компаниями. Специфические цели этих фондов определяют их отношение к работе на рынке социально ответственных инвестиций. Во многих странах (США, Великобритания, Франция, Австралия и др.) были введены требования по раскрытию пенсионными фондами информации о степени их участия в SRI (участвуют или нет, в каком объеме).

- Страховые компании, по своей специфике учитывающие ESG-факторы и работающие на рынке социально ответственных инвестиций.

- Финансовые институты развития местных сообществ (Community Development Financial Institution - CDFI). Распространенный в США вид частных финансовых институтов, специализирующихся на выдаче персональных и корпоративных кредитов в местных сообществах. Наряду с частными и институциональными инвестициями подобные учреждения получают субсидии из Казначейства США. В США работают несколько сотен подобных организаций, среди которых центры микрофинансирования, банки развития местных сообществ (community development banks), местные кредитные учреждения (community development loan funds), фонды поддержки малых предприятий (microenterprise funds) и венчурные фонды развития местных сообществ (community development venture capital funds). В данном случае инвестиции направляются напрямую в организации, а не на финансовый рынок. Считается, что это позволяет добиться большего социального эффекта при меньших издержках, так как финансовые средства направляются не предыдущему владельцу акций, а в финансовый институт, который вкладывает их непосредственно в работу с местным сообществом.

- Социально ответственные банки, предлагающие инвесторам финансовые продукты с применением методов социально ответственного инвестирования (банковские сберегательные счета, социально и экологически ответственные ипотечные кредиты и пр.).

- Информационно-аналитические агентства и организации, осуществляющие профессиональный анализ компаний, ценные бумаги которых предлагаются к приобретению, с точки зрения их социальной ответственности, а также ассоциации и форумы, осуществляющие информационную поддержку рынка (отраслевые обзоры, индексы, информация об управляющих компаниях и фондах).

Методы социально ответственного инвестирования2:

1. Первый метод - отбор или просеивание (screening) - один из основных методов инвестирования, который заключается в анализе и выборе для инвестирования тех компаний, которые отвечают определенным социальным, экологическим и корпоративным критериям (positive screening). Возможна и прямо противоположная ситуация - в ходе анализа определяются компании, деятельность которых не соответствует этим критериям, и тогда они исключаются из списка объектов для инвестирования (negative или avoidance screening).

На практике чаще применяется положительный отбор, т. е. поиск тех компаний, которые оказывают положительное влияние на развитие общества и окружающую среду, способствуют решению каких-либо общественно значимых проблем. Финансовые показатели социальных фондов показывают довольно неплохие для развитых стран результаты.

Так как процесс «просеивания» требует значительных усилий и временных затрат на изучение корпоративной политики и деловой практики компаний, большинство социально ответственных инвесторов не могут осуществлять его самостоятельно и предпочитают для вложения своих средств обращаться в социально ответственные взаимные фонды.

Портфель социально ответственного взаимного фонда формируется профессиональными менеджерами и аналитиками, которые при оценке компаний учитывают множество аспектов: от характера производимой ими продукции и влияния их деятельности на окружающую среду до проводимой политики занятости. Фильтры, используемые социально ответственными взаимными фондами при формировании своего портфеля, могут быть самыми различными.

2. Второй метод - деятельность акционеров по защите интересов (shareholders advocacy) или метод воздействия. Он включает социально активных акционеров, которые предпринимают активные действия в управлении компанией. Сюда относится деятельность при решении вопросов инвестирования средств, формирование, регистрация и вынесение на голосование решений акцио-

неров по вопросам корпоративного управления, дискриминации, изменения климата, загрязнения окружающей среды и ряда других вопросов. В случае несогласия между менеджментом компании и акционерами возможна даже продажа акций в качестве протеста против политики компании. Активность акционеров и их действия существенным образом влияют на решения компании, ее деловую практику и корпоративную политику.

Количество социальных и экологических предложений, вносимых на рассмотрение в компании, с каждым годом неизменно растет, но объем активов участников рынка в США, применяющих стратегию воздействия на деятельность компаний, составляет только 30 % всего рынка SRI в США. При этом эффективность активных действий, например, розничных фондов социально ответственных инвестиций ограничена сравнительно небольшой долей этих фондов в капитализации компаний (чаще всего менее 1 %).

3. Третий метод - это общественное инвестирование или инвестирование в местные сообщества (community investing) - использование средств инвесторов для решения конкретных местных проблем путем финансирования определенных проектов, субъектов или регионов, имеющих недостаточное финансирование или расположенных в неблагоприятных экологических зонах. Эта стратегия, в отличие от двух предыдущих, направлена не на улучшение корпоративной практики, а на общественное и социальное развитие. Финансовые институты общественного инвестирования (банки, кредитные союзы, фонды общественного развития) предоставляют кредиты и займы предприятиям малого бизнеса, венчурным компаниям, финансируют строительство доступного жилья, образовательные, здравоохранительные программы, финансируют малообеспеченные слои населения. Обычно такие программы реализуются посредством финансовых институтов общественного инвестирования и банков развития. «Социальная прибыль» от местного инвестирования часто компенсирует инвесторам не очень высокие финансовые результаты, принося им репутацию среди членов общины и удовлетворение от сознания того, что их деньги работают во благо многих людей.

Рейтингование компаний, на основании которого зачастую происходит определение качественного уровня социально ответственного инвестирования, осуществляется с помощью технологий, которые трансформируют общественное мнение в реальную силу, способную влиять на капитализацию и принятие хозяйственных решений. Примеры фондовых индексов и рейтингов3:

1. Domini Social Index 400 (фондовый индекс, в корзину которого включено 400 избранных акционерных компаний США, вклю-

чая примерно 250 компаний из списка S&P 500; рассчитывается исследовательской компанией KLD Research & Analytics).

2. Dow Jones Sustainability Index (глобальный индекс, в который входят 2500 крупнейших компаний, определяемых по капитализации на свободном рынке, из 57 секторов бизнеса, чья деятельность соответствует принципам устойчивого развития; включает в себя индексы для Европы, Еврозоны, Скандинавских стран, Северной Америки, США, стран АСЕАН и Кореи; совместный проект Dow Jones Indexes и международной инвестиционной компании Sustainable Asset Management).

3. Calvert Social Index (сравнительный фондовый индекс, в корзине которого 468 компаний, взвешенных по рыночной капитализации и отобранных из 1000 крупнейших публичных компаний США; рассчитывается управляющей инвестиционной компанией Calvert Investments).

4. Nasdaq Social Index (первый социальный индекс для компаний, котирующихся на Nasdaq; базируется на Nasdaq Composite Index; совместный проект Nasdaq и KLD Research & Analytics для компаний с капитализацией более 1 млрд долл.).

Социально ответственное инвестирование получило наибольшее развитие в странах с финансовой системой, основанной на рынке ценных бумаг (США, Великобритания). Для данных стран характерны:

- высокая доля активов, относящихся к социально ответственному инвестированию (10-20 % активов, находящихся в управлении);

- доминирование институциональных инвесторов (более 90 % активов, относящихся к социально ответственным инвестициям);

- диверсифицированная структура финансовых инструментов;

- развитая регулятивная и информационно-аналитическая инфраструктура рынка, значительный уровень прозрачности рынка;

- широкое применение метода воздействия, помимо метода отбора;

- распространенность негативных этических критериев для населения и позитивных социальных и экологических критериев - для институциональных инвесторов.

В странах с финансовой системой, основанной на банках, социально ответственное инвестирование развито в меньшей степени, чем в англосаксонских странах, но также получило широкое распростра-

нение. Доля активов, относящихся к социально ответственным инвестициям, составляет 1-5 % активов в управлении и быстро растет. Продуктовая структура менее разнообразна, чем в США и Великобритании. Роль институциональных инвесторов ниже, чем в англосаксонских странах, но постепенно возрастает (на них приходится от 50 до 80 % активов, относящихся к социально ответственным инвестициям). Инфраструктура развита в меньшей степени, чем в англосаксонских странах. Метод воздействия распространен значительно меньше, основным является метод отбора. Население активно использует этические негативные критерии, а также социальные и экологические критерии (защита окружающей среды, права человека / трудовое законодательство, качество продукции / услуг и др.).

Социально ответственное инвестирование на формирующихся фондовых рынках может выступить важным инструментом для решения существующих социальных, экономических и экологических проблем. В то же время пока SRI в основном ограничено активами инвестиционных фондов (менее 1-2 %) и розничным сегментом. Характерна низкая информированность инвесторов о SRI, неразвитая инфраструктура.

Население предпочитает негативные критерии, связанные с актуальными для страны социальными и экологическими проблемами. Традиционные для развитых стран этические критерии развиты в значительно меньшей степени и используются в основном исламскими фондами. Религиозные критерии развиты в исламских странах и странах, где значительна роль традиций в экономическом поведении и жизни населения. Основные методы - метод отбора и инвестирование в сообщества. Метод воздействия практически не развит.

В России основными побудительными мотивами к реализации на практике стратегии социально ответственного инвестирования являются внутренние убеждения самих предпринимателей (часто - меценатов, филантропов), необходимость выхода на мировой рынок, административное давление, влияние конкурентов и тому подобные факторы.

У инвесторов зачастую нет возможности оценить, насколько компания ответственна в своих взаимоотношениях с сотрудниками, окружающей средой, потребителями. Это связано не с тем, что в России нет социально ответственных компаний, а с низкой информационной прозрачностью в деятельности компаний и невысокой осведомленностью о SRI. Поэтому у общества и государства нет внимания и интереса к социальным, экологическим и этическим аспектам деятельности российских компаний, а следовательно, нет такого интереса и у самих компаний.

Но при этом, как только речь заходит о возможности IPO, компании переходят на международные стандарты отчетности, реорганизуют свой бизнес, улучшают практику корпоративного управления, готовят и публикуют нефинансовую отчетность и т. д. Это еще раз подтверждает, что нефинансовые факторы так же влияют на оценку бизнеса компаний, как и финансовые. Поэтому принципы социально ответственного инвестирования, если их необходимость будет осознана на уровне государства и бизнес-сообщества, могут стать действенным инструментом улучшения корпоративной практики российских компаний, условием устойчивого развития финансового рынка и российской экономики.

В нашей стране пока предпосылки развития социально ответственного инвестирования довольно слабы. Это связано прежде всего со слабостью финансового рынка, неразвитостью корпоративного права, низкой информированностью населения, отсутствием соответствующей инфраструктуры, а также недоверием потенциальных инвесторов и отсутствием традиций. При этом очевидно, что существует база для развития и воспроизводства социальных инвестиций со стороны бизнеса, что в значительной степени обусловлено социальной перегрузкой предприятий (в советское время), государственной политикой в этой сфере. Развитие социально ответственного инвестирования, как это демонстрирует мировой опыт, способно создать новые мотивы для бизнеса, отличные от принуждения со стороны регуляторов, существенно улучшить качество корпоративного управления и даже повысить капитализацию многих российских компаний.

Примечания

1 Шейман Д., Смирнова К. Социально ответственное инвестирование. Опыт развитых стран [Электронный ресурс] // Cloudwatcher. Лаборатория социальных инноваций. URL: http://www.cloudwatcher.ru/userflles/investsite.pdf.

2 Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004.

3 Report on Socially Responsible Investing Trends in the United States. 2010 [Электронный ресурс] // The Forum for Sustainable and Responsible Investments. URL: http://www.ussif.org/flles/Publications/10_Trends_Exec_Summary.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.