2. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / учебно-методическое пособие. - М.: АНО «СПО СОТИС». - 2013. - 320 с.
3. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки. / Психологическая диагностика, 2008, № 1 — с. 35-58.
Педагогика
УДК 371.7
кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Дагнер Регина Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Рода Никита Вячеславович
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВОЕННОГО
ПЯТИБОРЬЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования предмета «Физическая культура» с целью повышения физической подготовленности молодежи и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения и к службе в армии. Разработано содержание военно-прикладной подготовки для учащихся старших классов с применением средств военного пятиборья. В конце эксперимента получено достоверное повышение показателей общей и специальной физической подготовленности, что способствовало профессиональной ориентации и привлечению юношей к занятиям военно-прикладными видами спорта.
Ключевые слова: специально-ориентированное физическое воспитание, прикладная физическая подготовка, юноши старших классов, общая и специальная физическая подготовленность.
Annotation. In the article the problem of improvement of the subject "Physical culture" with the aim of improving the physical fitness of youth and the preparation for entering higher military educational establishments and military service. The content of military-applied training for high school students with the use of military pentathlon. At the end of the experiment, a significant increase in the indicators of General and special physical fitness was obtained, which contributed to the professional orientation and involvement of young men in militaryapplied sports.
Keywords: specially-oriented physical education, applied physical training, high school boys, General and special physical fitness.
Введение. На сегодняшний момент в системе непрерывного военного образования существует целый ряд учебных заведений довузовского звена Министерства Обороны Российской Федерации, работающих по программе среднего (полного) общего образования с военной направленностью, целью которых является подготовить юношей к поступлению в высшие военно-учебные заведения и к службе в армии. К данным образовательным учреждениям относятся: суворовские, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские корпуса различных видов и родов войск [2; 3].
Необходимыми условиями поступления в военное образовательное учреждение являются: допуск медицинской комиссии по состоянию здоровья, проверка специалистами профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психофизиологического обследования, оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов; оценки уровня физической подготовленности [1]. Все вышеперечисленные условия говорят о необходимости серьезной подготовки учащейся молодежи к обучению военных образовательных заведениях профессионального образования [4].
Вместе с тем содержание предмета «Физическая культура», средства и методы, которые должны использоваться в процессе изучения данной дисциплины в разделе «Профессионально-прикладная подготовка» является объектом дискуссий. Это обусловлено, на наш взгляд, недостаточным опытом организации военно-прикладной подготовки в школах, и тем фактом, что по последним исследованиям [1; 5 и др.] традиционная система физического воспитания становится все менее эффективной в современных социальных условиях.
Таким образом, актуальным является совершенствование предмета «Физическая культура» с целью повышения физической подготовленности молодежи и подготовки к поступлению высшие военно-учебные заведения и к службе в армии.
Целью исследования явилось разработка и экспериментальное обоснование эффективности содержания социально-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе на основе использования средств военного пятиборья.
В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что разработанное экспериментальное содержание социально-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе с применением средств военного пятиборья позволит повысить уровень общей и специальной физической подготовленности учащихся старших классов и подготовить их к поступлению к службе в вооруженных силах РФ и поступлению в высшие военные учебные заведения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников выявить особенности содержания уроков физической культуры на старшей ступени полного среднего образования на базовом уровне с применением средств комплексных многоборий.
2. Разработать содержание военно-прикладной подготовки для учащихся старших классов с применением средств военного пятиборья.
3. Экспериментально обосновать эффективность содержания обосновать эффективность содержания социально-ориентированного физического воспитания для учащихся старших классов на основе использования средств военного пятиборья и его влияние на показатели общей и специальной физической подготовленности юношей.
Изложение основного материала статьи. Для решения задач исследования были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.
Педагогический эксперимент проводился с целью проверки эффективности содержания военно-прикладной подготовки юношей старших классов на уроках физической культуры. Результаты теоретического исследования и позволили предположить, что его реализация будет способствовать повышению общей и специальной физической подготовленности и на этом основании повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.
Эксперимент проводился в естественных условиях в течение (2017/2018 уч.г.). Исследования были проведены на юношах 16-17 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе на базе МОУ СОШ № МБОУ СШ № 19 с УИОП г.Заволжье. Для экспериментальной группы было разработано содержание, предполагающее использование тренировочных средств военного пятиборья в учебно-воспитательном процессе по физической культуре. Планирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся старших классов осуществлялось на основе примерной программы по физической культуре (2011 г.) для средней (полной) общеобразовательной школы, сориентированной на более полную и качественную подготовку учащихся к собственно соревновательной деятельности и поступлению в профессиональные образовательные учреждения, в которых требуется высокий уровень физической подготовленности [4].
В недельном цикле уроки различной направленности были представлены в следующей последовательности: в первой и третьей четвертях - первым планировался урок образовательно-тренировочной направленности из раздела «Физическое совершенствование с физкультурно-оздоровительной направленностью» (в 11 классе - атлетические единоборства), затем урок образовательно-познавательной или образовательно-обучающей направленности, далее два урока образовательно-тренировочной направленности из раздела «Спортивное совершенствование с элементами прикладной физической подготовки» (военное пятиборье); во второй и четвертой четвертях - все уроки планировались образовательно-тренировочной направленности, первый из раздела «Физическое совершенствование с физкультурно-оздоровительной направленностью» (в 11 классе - атлетические единоборства), затем три урока из раздела «Спортивное совершенствование с элементами прикладной физической подготовки» (военное пятиборье) (табл. 1).
Распределение времени по разделам программы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение времени по разделам программы для учащихся 11 классов
Разделы программы Кол-во часов XI класс
I. Физкультурно-оздоровительная деятельность 76 38
1.1. Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности 6 3
1.2. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности 6 3
1.3. Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью - Атлетическая гимнастика - Атлетические единоборства 64 32 16 16
II. Спортивная деятельность с элементами прикладной физической подготовки 180 90
2.1. Знания о спортивной деятельности с элементами прикладной физической подготовки 4 2
2.3. Способы спортивной деятельности с элементами прикладной физической подготовки 4 2
2.2. Спортивное совершенствование с элементами прикладной физической подготовки Военно-прикладное многоборье: - кроссовая подготовка; - метание гранаты (на дальность и точность попадания); - преодоление общевойсковой полосы препятствий; - плавательная подготовка; - пулевая стрельба 172 86
III. Введение профессиональную деятельность 16 8
3.1. Знания о физической культуре в аспекте профессиональной деятельности 6 3
3.2. Практико-ориентированная подготовка 10 5
3.3. Физическая подготовка (совершенствование техники тестовых упражнений)* 28 * 14 *
Итого часов: 136 136
В разделе «Знания о спортивной деятельности с элементами прикладной физической подготовки» давались представления о прикладной физической подготовке, ее связи со спортивной деятельностью, раскрывалось содержание и особенности тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
На весь период обучения, на данный раздел программы отводилось 3 часа. Теоретические уроки были запланированы на следующие темы: общие представления о прикладной физической подготовке, характеристика военного пятиборья как вида спорта, особенности тренировочной деятельности многоборцев, особенности соревновательной деятельности многоборцев.
В одиннадцатом классе урок № 18 был посвящен дальнейшей характеристике видов, входящих в состав военного пятиборья (плавание, кроссовый бег); на уроке № 26 раскрывались особенности тренировочной деятельности многоборцев; урок № 34 отводился изучению программы соревнований, регламента соревнований, правил соревнований по военному пятиборью.
Учебно-методические уроки раздела «Способы спортивной деятельности с элементами прикладной физической подготовки» в количестве 4 часов направлены на формирование у старшеклассников практических умений, необходимых для организации и проведения самостоятельных тренировочных занятий по избранному виду спорта (военному пятиборью). Таким образом, урочные формы учебных занятий физической культурой в классах оборонно-спортивного профиля приобретают статус самостоятельных, так как учащимся предоставляется определенная самостоятельность в планировании и структурировании занятий, выборе состава упражнений и дозировании нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса.
В видовую форму занятий «Спортивное совершенствование с элементами прикладной физической подготовки» в соответствии военной направленностью были включены физические упражнения и двигательные действия из военного пятиборья. Содержание этого раздела ориентировано на достижение качественной и разносторонней физической подготовленности учащихся, формирование общих и военно-прикладных навыков, необходимых для успешной сдачи вступительных экзаменов по физической подготовке и дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях силового характера.
На этот раздел программы нами было запланировано 78 часов в год. Из них 34 часа отводилось легкоатлетической подготовке, 34 часа было отдано плавательной подготовке и 10 часов - стрелковой подготовке.
Легкоатлетическая подготовка включала в себя кроссовую подготовку, а также предусматривала формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, необходимых при преодолении общевойсковой полосы препятствий и метании гранаты на дальность и точность попадания.
Подраздел «Плавательная подготовка» был направлен на обучение спортивным и прикладным способам плавания, формирование прикладных навыков в нырянии в длину и глубину, осуществлении транспортировки пострадавшего и др.
Занятия по стрелковой подготовке предусматривали обучение технике стрельбы из малокалиберной винтовки.
Количество уроков, отведенных на тот или иной подраздел, в десятом и одиннадцатом классах было одинаковым, разнилось только содержание изучаемого материала. Практические занятия по легкоатлетической подготовке и плавательной подготовке планировались в каждой учебной четверти на протяжении двух лет обучения, причем занятия по плаванию ставились в недельном цикле последними. Занятия по пулевой стрельбе планировались во второй и четвертой четвертях. Такое распределение уроков образовательно-тренировочной направленности раздела «Спортивное совершенствование с элементами прикладной физической подготовки» позволяло осуществлять многоборную подготовку юношей, а также соблюсти принцип цикличности нагрузки и обеспечить необходимый тренировочный эффект.
Стрелковый спорт является одним из основных военно-прикладных видов и занимает ведущее место в общей системе подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах. Стрелковая подготовка в классах оборонно-спортивного профиля была представлена практическими занятиями, направленными на приобретение навыков в стрельбе из малокалиберного оружия.
Во второй четверти на данный раздел программы было запланировано 7 уроков. В содержание уроков входило: на первом (вводном) уроке (урок № 38) особо внимание уделялось изучению техники безопасности при работе с огнестрельным оружием, а также изучалось устройство малокалиберной винтовки (устройство и принцип работы частей и механизмов); на последующих занятиях (уроки № 42, 46, 50, 54, 58, 62) учащимися осваивалась техника стрельбы лежа с упора (изготовка, порядок заряжания и разряжения оружия, удержание оружия, прицеливание, спуск курка). В четвертой четверти стрелковой подготовке отводилось 8 уроков (уроки № 76, 78, 82, 86, 92, 94, 97, 98). Учащиеся осваивали технику стрельбы лежа с руки с применением ремня (изготовку, действия по удержанию оружия, прицеливание, спуск курка).
На всех занятия по стрелковой подготовке помимо формирования навыков стрельбы из малокалиберного оружия у учащихся происходило развитие статической выносливости, за счет длительного лежания в положении изготовки к стрельбе.
Результаты исследования. Физическая подготовленность является результатом физической подготовки, целенаправленно организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков [5].
В течение эксперимента нами проводилась фиксация и оценка динамики уровня развития следующих физических качеств: скоростной выносливости (бег 100 м), скоростно-силовых способностей ног (прыжок в длину с места толчком с двух ног), общей выносливости (бег 3000 м), силовых способностей плечевого пояса (подтягивание на высокой перекладине), координационных способностей (челночный бег 10х10 м), скоростно-силовых способностей плечевого пояса (метание гранаты 700 гр.) и специальной выносливости (преодоление общевойсковой полосы препятствий). Кроме этого анализировалась динамика показателей скоростной выносливости в тесте «Плавание 100 м вольным стилем».
Анализ итоговых результатов педагогического эксперимента показал, что под влиянием экспериментального содержания по физической культуре, основанной на применении военного пятиборья в качестве основного средства физического воспитания, произошли существенные изменения в большинстве показателях физической подготовленности юношей экспериментального класса (табл. 2).
Таблица 2
Достоверность различий показателей физической подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп в течение педагогического эксперимента
Начало эксперимента сентябрь 2017 г. Конец эксперимента май 2018 г.
Исследуемые Достоверность Достоверность
показатели М±т различий М±т различий
Бег 100 м, с ЭГ 14,48±0,21 1=0,11; р>0,05 13,76±0,16 1=1,03; р>0,05
КГ 14,52±0,19 13,99±0,15
Бег 3000 м, с ЭГ 832,38±11,71 1=0,91; р>0,05 739,85±7,90 1=3,27; р<0,001
КГ 816,24±13,18 781,09±9,83
Подтягивание, ЭГ 10,60±0,63 1=0,82; р>0,05 14,45±0,58 1=2,83; р<0,05
кол-во раз
КГ 9,80±0,74 12,10±0,59
Прыжок в длину ЭГ 216,16±2,49 1=0,70; р>0,05 226,77±2,13 1=2,31; р<0,05
с места, см
КГ 213,94±1,92 220,56±1,64
Челночный бег ЭГ 28,04±0,61 1=0,62; р>0,05 26,31±0,20 1=1,35; р>0,05
10х10 м, с
КГ 28,59±0,62 26,73±0,23
Наклон в перед ЭГ 29,53±0,95 1=1,36; р>0,05 38,04±0,47 1=2,11; р<0,05
из положения
сед на полу КГ 31,39±0,98 36,07±0,81
В показателях специальной (военно-прикладной) физической подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп нами также обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях.
В тесте «Преодоление общевойсковой полосы препятствий», характеризующем уровень развития специальной выносливости межгрупповые различия в конце эксперимента стали носить достоверный характер. К концу педагогического исследования учащиеся экспериментальной группы в данном контрольном упражнении показали результат 149,1±1,9 с, юноши контрольной группы - 157,1±2,1с (1=2,32; р<0,05).
Время преодоления общевойсковой полосы препятствий среднегрупповой показатель в данном тесте, носящем ярко выраженный военно-прикладной характер, в течение эксперимента в экспериментальной группе снизился на 20,34 с (11,49%) с 157,1±2,7до 149,1±1,9 с, в контрольной группе - на 2,21 с (7,63%) с 159,2±3,0±3,00 до 157,1±2,1с.
При этом необходимо отметить, что к концу эксперимента представители экспериментальной группы продемонстрировали результат, который превосходил результат в контрольной группе в среднем на 7,35 с. Темпы прироста в развитии данного качества в экспериментальной группе составили 3,98%, в контрольной группе - 3,19%.
В конце эксперимента юноши экспериментальной группы статистически достоверно превосходили свих сверстников из контрольной группы в показателях скоростно-силовых способностей плечевого пояса. Результат в метании гранаты к концу эксперимента в экспериментальной группе составил 38,04±0,47 м, в контрольной группе - 36,07±0,81 м (1=2,11; р<0,05). Темпы прироста уровня развития данного качества составили в экспериментальной группе 25,19%, в контрольной группе - 13,87%. Огромное влияние на результат в любых видах метания, в том числе и на результат в метании гранаты, оказывает техника выполнения этого двигательного действия. На протяжении эксперимента в экспериментальном оборонно-спортивном классе огромное внимание уделялось постановки техники метаний. Были подобраны специальные подводящие и развивающие упражнения, помимо метаний на дальность, также выполнялись метания на точность попадания, что способствовало развитию не только скоростно-силовых способностей, но и способностей к дифференцированию мышечных усилий.
Анализ динамики показателей развития скоростной выносливости в тесте «Плавание 100 м вольным стилем» свидетельствовал о значительном повышении уровня плавательной подготовленности юношей экспериментального класса. В 11-м классе результат в данном тесте в среднем по группе улучшился на 22,46 с. с 13б,05±3,63 с. до 113,59±2,77 с., темпы прироста составили 17,99%.
Выводы. Таким образом, разработанное и апробированное в рамках уроков физической культуры учащихся экспериментального класса экспериментальное содержание физического воспитания на основе военного пятиборья позволило достигнуть достоверного повышения показателей общей и специальной физической подготовленности учащихся.
Сравнительный анализ результатов юношей в экспериментальной группе в контрольных упражнениях в конце эксперимента и результатов контрольных нормативов в высшие военные учебные заведения свидетельствуют о том, что средние показатели физической подготовленности соответствуют представленным нормативам.
Разработанное содержание военно-прикладной подготовки в учебно-воспитательном процессе по физической культуре школьников старших классов также способствовало профессиональной ориентации и привлечению их к занятиям военно-прикладными видами спорта, так как именно военно-прикладной характер данных видов спота позволяет развивать профессионально важные качества, необходимые военнослужащим для успешного прохождения военной службы в определенном виде, роде войск Вооруженных сил, а также способствует воспитанию таких качеств как решительность, целеустремленность, настойчивость, смелость и др.
Литература:
1. Гришина А.В., Волкова Е.В. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 7.11.2018)
2. Жукова Т.А. Довузовская профильная подготовка учащихся спортивно-педагогических классов: Дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2005. 167 с.
3. Калядин О.С. Формирование военно-прикладных навыков у старшеклассников к службе в Российской Армии: Дис. ... к.п.н. Санкт-Петербург. 2006. 180 с.
4. Лаврентьев В.А. Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училищах: автореферат дис. . кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 2005. 19 с.
5. Погудин С.М. Профессиональная ориентация учащихся кадетских и спортивно-военных классов в условиях модернизации образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 5. С. 23-25.
6. Тупкина Г.Г. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения: Дис. ... кан. пед. наук. Кемерово. 2006. 215 с.
Педагогика
УДК 378.147.88
кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается коллективное творческое дело «Сквер - мемориал Журавли над Ильменем», посвященное 75 - летию Ильменского сражения (1943-2018) и памяти 220 воинов - якутян, погибших 23 февраля 1943 года на озере Ильмень в Старорусском районе Новгородской области. Коллективное творческое дело представлено как средство формирования общекультурных компетенций студентов бакалавров педагогического направления, профиля «История и обществознание» (ПОИО) и «История и право» (ПОИП) исторического факультета, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». В исследовании определены основные организационные моменты коллективного творческого дела (сроки и место проведения, цель и задачи), при выполнении которых у студентов формируются общекультурные компетенции: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). Кроме того особое внимание уделено ходу коллективного творческого дела и его этапам: предварительной работе групп, коллективному планированию (сбор и подготовка материалов для выступлений студентов, интервью у работников музея, архива, родственников, участвовавших в сражении), коллективной подготовке и проведению самого дела, подведению итогов и выводам. Также в статье приведены основные показатели формирования компетенций в процессе самостоятельной работы бакалавров.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, студент, бакалавр, самостоятельная работа, коллективное дело, творчество, обучение, воспитание, развитие, формирование.
Annotation. This article discusses the collective creative work "square-memorial Cranes over Ilmen", dedicated to the 75th anniversary of the Ilmen battle (1943-2018) and the memory of 220 soldiers - Yakut, who died on February 23, 1943 on lake Ilmen in the old Russian district of the Novgorod region. Collective creative work is presented as a means of formation of General cultural competences of students of bachelors of pedagogical direction, profile "History and social science" (SPE) and "History and law" (SPE) of the faculty of history, "North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov". The study identified the main organizational aspects of collective creative work (timing and venue, purpose and objectives), in the performance of which students are formed General cultural competence: the ability to analyze the main stages and patterns of historical development for the formation of patriotism and citizenship (OK-2); the ability to work in a team, tolerant to perceive social, cultural and personal differences (OK-5); the ability to self-organization and self-education (OK-6). In addition, special attention is paid to the course of collective creative work and its stages: preliminary work of groups, collective planning (collection and preparation of materials for students ' performances, interviews with Museum staff, archives, relatives who participated in the battle), collective preparation and conduct of the case, summing up and conclusions. The article also presents the main indicators of the formation of competencies in the process of independent work of bachelors.
Keywords: general cultural competences, student, bachelor, independent work, collective work, creativity, education, upbringing, development, formation.
Введение. На современном этапе развития высшего образования, первостепенное значение имеет формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров. Формирование данных компетенций, прежде всего, осуществляется при изучении и освоении определенных базовых дисциплин, обязательных дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору. Кроме этого при применении знаний на практике, при выполнении научно-исследовательских и самостоятельных работ. Проблема формирования компетенций рассматривается в исследованиях таких авторов как Джолдошева А.Б., Зайцева В.П., Гаджиев Э.Э., Mayr-HartingH., Toffler E., Козыревой О. А., посредством активных и интерактивные методов, методов воспитательной и самостоятельной работы [1; 2; 3; 4; 5; 6].