Научная статья на тему 'Социально-образовательные особенности и потребности пенсионеров'

Социально-образовательные особенности и потребности пенсионеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RETIRED PEOPLE / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ / SOCIAL AND EDUCATIONAL NEEDS AND THEIR SPECIFICS / ПЕНСИОНЕРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривых С. В.

Анализ проблемы старения населения России актуализирует проблему поиска продолжения активной жизни пенсионеров, обоснования современных форм, технологий и методов поддержки людей старшего поколения. Одной из форм поддержки пенсионеров автор считает стимулирование их дополнительного образования. Статья посвящена образовательным проблемам людей пенсионного возраста, автором раскрываются их образовательные особенности и потребности. В статье анализируются различные жизненные стратегии пожилых людей, описанные отечественными и зарубежными авторами, с точки зрения их социально-образовательных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND EDUCATIONAL CHARACTERISTICS AND NEEDS OF THE RETIRED PEOPLE

The analysis of a problem of aging population in Russia actualizes a problem of finding the ways to continue active life for the pensioners, to define modern forms, technologies and methods of supporting elderly people. One of the forms of support for the retired is believed by the author of the paper to be the stimulation of their additional education. The article studies educational problems of people of the retirement age and reveals their educational features and needs. The article analyzes the different life strategies of elderly people in Russian and foreign research works in terms of their social and educational needs.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательные особенности и потребности пенсионеров»

УДК 314

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIAL AND EDUCATIONAL CHARACTERISTICS AND NEEDS OF THE RETIRED PEOPLE. The analysis of a problem of aging population in Russia actualizes a problem of finding the ways to continue active life for the pensioners, to define modern forms, technologies and methods of supporting elderly people. One of the forms of support for the retired is believed by the author of the paper to be the stimulation of their additional education. The article studies educational problems of people of the retirement age and reveals their educational features and needs. The article analyzes the different life strategies of elderly people in Russian and foreign research works in terms of their social and educational needs.

Key words: retired people, social and educational needs and their specifics.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф. каф. воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ

Анализ проблемы старения населения России актуализирует проблему поиска продолжения активной жизни пенсионеров, обоснования современных форм, технологий и методов поддержки людей старшего поколения. Одной из форм поддержки пенсионеров автор считает стимулирование их дополнительного образования. Статья посвящена образовательным проблемам людей пенсионного возраста, автором раскрываются их образовательные особенности и потребности. В статье анализируются различные жизненные стратегии пожилых людей, описанные отечественными и зарубежными авторами, с точки зрения их социально-образовательных потребностей.

Ключевые слова: пенсионеры, социально-образовательные потребности и особенности.

«Старение России» - новая социальная проблема, требующая поиска современных технологий, форм и методов поддержки старшего поколения, которая не может быть сведена только до повышения пенсий с учетом уровня инфляции. Прекращение или ограничение трудовой деятельности, смена образа жизни и ценностно-смысловых ориентаций (не говоря уже о возникновении социально-бытовых и финансовых затруднений в жизни) и затрудненная адаптация к новым социальным условиям жизни, - все это приводит к изменению социального статуса человека в старости, что необходимо учитывать на всех уровнях содействия его жизнедеятельности.

Одной из важных стратегий развития современного общества является образование на протяжении всей жизни. В связи с тем, что количество пенсионеров в России с каждым годом увеличивается на один миллион, обучение людей пенсионного возраста становится крайне актуальной проблемой. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики, к 2020 году в России на 79 млн. трудоспособных граждан будет приходиться 36 млн. пенсионеров.

Определение возраста общества, возраста человека важно и при рассмотрении социально-демографических проблем. Исторически к вопросам периодизации подходили с различных подходов, это связано с условиями, в которых проживает человеческое общество. Низкий уровень развития цивилизации означает и низкий уровень медицины, степень развития сельского хозяйства и промышленности, что означает также и невысокую продолжительность жизни, вследствие этих условий различаются и подходы к возрастной периодизации.

В философской, демографической и психолого-педагогической литературе встречаются разные дефиниции, связанные с возрастом человека: «пенсионный возраст», «пожилой возраст», «третий возраст», «серебряный возраст», «социальный возраст», «социальная старость» и т. д. Сегодня в мировой науке нет четкой возрастной периодизации жизненного пути. Многими учеными понятие «третий возраст» отождествляется с пенсионным возрастом, однако, учитывая то, что в разных странах возрастные рамки пенсионного возраста ощутимо разнятся. Пенсионный возраст или «третий возраст» человека - особый период свободной, но еще активной жизнедеятельности, открывающейся с выходом человека на пенсию. В последнее время в некоторых работах зарубежных авторов можно встретить еще и «четвертый возраст» - возраст не очень активной, однако умудренной, благородной старости.

Социальный возраст тесно связан с календарным возрастом, так те или иные формальные социальные роли или статусы индивида определяются законодательством с учетом теоретически определяемой степени развития человеческого организма и психики и готовности его к выполнению определенных социальных ролей (среднеожидаемый вариант).

Социальная старость - социальный возраст людей, который может наступить и в сравнительно молодой период жизни человека. В настоящее время люди пенсионного возраста являются одной из самых многочисленных социальных групп населения на планете. Сегодня феномен социальной старости тесно связан с возрастом всего сообщества на планете.

Рассуждая о психологическом возрасте человека, Д.И. Фельдштейн определяет его как «сложное понятие, связанное с творческой продуктивностью, с кругом социальных ролей, пространством взаимоотношений, со степенью активности и значимости такой активности в реальной организации и развитии общества. Ведь старость - не просто итог, но логическое продолжение всей предшествующей жизни, когда человеком проверяется, насколько она была удачной, достойной» [1, с. 6]. Ученый подчеркивает, если задачи преодоления физической старости сложно решаемы (по крайней мере, сегодня), то вполне под силу улучшить человеческую жизнь, продлевая психологический возраст, развивая психологическую устойчивость к процессу старения, «эти возможности основаны, во-первых, на внутреннем саморазвитии, во-вторых, на укреплении гуманного отношения к старости - не снисхождении, а уважении и восхищении пожилыми людьми, сохраняющими энергию жизни, творчески реализующими её» [1, с. 9].

С.И. Змеев определил основную отличительную черту людей пенсионного возраста, которая следует за выходом на пенсию как обретение нового «я» [2]. Ведущей деятельностью людей пенсионного возраста становится поиск «самого себя в новом качестве», проба сил в новых видах деятельности (в домашнем хозяйстве, воспитании внуков, общественной деятельности, творчестве), ввиду большого количества свободного времени появляются новые хобби и увлечения. Появляется потребность осмыслить свою прежнюю жизнь, передать свой опыт подрастающему поколению, многие люди пенсионного возраста начинают писать мемуары, воспоминания. Люди пенсионного возраста часто стремятся подтвердить чувство собственной полезности обществу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

Рассматривая данную проблему в контексте геронтопсихо-логии, К.К. Платонов обращал внимание на «социальную жизненную перспективу» лиц пенсионного возраста, когда соотносил в структуре личности роль биологических и социальных детерминант, как факторов развития личности [3]. Среди них можно выделить следующие детерминанты, оказывающие влияние на социальную активность личности в пенсионном возрасте:

1. Потребностно-мотивационная сфера личности. Интересы, увлечения и мотивы, с которыми связано поведение человека в различные периоды его жизни. Активизация личностью реализации данной подструктуры раскрывает новые перспективы в жизненном пространстве и повышает уровень когнитивного

развития, является профилактическим фактором увядания психических функций.

2. Характерологические свойства личности. Преморбид-ные особенности характера, сформированные в связи с определенным видом профессиональной деятельности, находят свое проявление в дальнейшей социальной адаптации, или подвергаются изменениям под влиянием новой социальной ситуации развития в пенсионном возрасте. Коррекция характерологических свойств протекает более мягко при условии реализации скрытых увлечений, интересов и способностей личности, а также при освоении личностью новых видов деятельности, что способствует активизации познавательных интересов, формирует установки в рамках когнитивно-личностного развития.

3. Критичность как характеристика ядра личности. Самооценка личности в течение всей жизни человека играет особую роль, развивая и корригируя личностные установки и уровень притязаний в социально-ролевых достижениях. Однако изменения самооценки и критичности в целом в сторону повышения или понижения нередко обусловлено внешними факторами, то есть воздействием на человека различных стимулов, имеющих как положительное, так и негативное влияние. А поэтому «к выходу на пенсию» у многих людей характер самооценки, как сложившаяся детерминанта социальной активности, имеет статичную тенденцию, когда личностные мировоззрения и социальные установки получают новый импульс в реализации себя, как Человека. Сохранение «ядра личности» в аспекте критичности позволяет рассматривать данный критерий с позиций благоприятного прогноза дальнейшей социальной активности личности.

Сегодня очевидно, что границы старости раздвигаются и формируется, а где-то уже сформировалось мировоззрение, которое не рассматривает пенсионный возраст как период «дожития», а рассматривает этот период жизни и деятельности человека как период «счастливой старости». При этом встает множество вопросов для исследования «образ старости», «пожилой туризм», «социальное взаимодействие людей пенсионного возраста», «образование взрослых», «социальное отношение людей почтенного возраста в социуме», «использование богатейшего социально-поведенческого потенциала людей почтенного возраста в воспитании подрастающего поколения», «проблемы преждевременного старения».

В пенсионном возрасте люди ведут активный образ жизни: путешествуют по миру, ездят на выставки и концерты в другие города и другие страны, заводят разные хобби, их волнуют другие интересы. Люди пенсионного возраста посещают разнообразные курсы по истории искусства, музыки, собирают коллекции, изучают хореографию, аэробику, начитают осваивать новое ремесло и др.

Учитывая все это, цивилизованное общество признает как гуманистическую и культурную задачу современного общества -обеспечить достойную старость его членам, это выражается в организации достойного социального обеспечения и медицинского обслуживания, а также в создании условий для удовлетворения жизненных потребностей людей пенсионного возраста, их личностное социокультурное развитие.

В конце 19 века Отто Бисмарк провел так называемую границу работоспособности человека в 60-65 лет, однако сегодня стремительно меняется качество жизни, условия труда человека, не случайно сегодня большинство пенсионеров продолжают трудовую деятельность.

По прогнозам Центра изучения пенсионных реформ 15 млн. пенсионеров работают (35%). Примерно половина из них после выхода на пенсию работают на своем прежнем месте, т.е. заняты квалифицированным трудом, другая половина меняет вид деятельности. При этом люди пенсионного возраста не выбирают профессии низкоквалифицированного труда, а находят современные вакансии. «В условиях дефицита квалифицированных рабочих кадров и отсутствия достаточного притока молодёжи на промышленные предприятия в регионах в последнее время активизировалась организация внутрифирменного профессионального обучения пенсионеров для продолжения трудовой деятельности на имеющихся, а также на вновь образуемых рабочих местах», - следует из доклада Министерства труда о социально-экономическом положении людей пенсионного возраста в России (http://www.ageing-forum.org/ru/novaya-sistema-podderzhki-lyudej-starshego-pokoleniya-postepenno-priobretaet-zakonodatelnyj-fundament/).

По данным Центра изучения пенсионных реформ, который исследовал причины смены работы после ухода на пенсию: 56%

не устроило прежнее место работы или условия труда; 87% опасались сокращения; 74% отметили низкий уровень зарплаты; 64% не удовлетворены отношениями в коллективе; лишь 17% обеспокоены непрестижностью работы.

Попытки определения времени старости связаны с выделением слоя группы людей пенсионного возраста, в социальном аспекте это группа, которой социально-ориентированное государство должно назначать пенсионные пособия. От того, какая периодизация будет принята в государстве, и будет определяться пенсионная политика, но наряду с пенсионными пособиями существует масса проблем людей пенсионного возраста, требующих их исследования.

Одна из актуальных проблем людей пенсионного возраста -это снижение состояния здоровья, когда ощутимы хронические болезни. Как показатели состояния здоровья психологи и медики широко используют самооценку и активную жизнедеятельность, которая имеет тенденцию к снижению и усиливается у лиц пенсионного возраста в силу хронических заболеваний, ухудшения слуха, зрения, наличия ортопедических проблем.

Существует и другая, не менее опасная проблема - одиночество людей, которое объясняется не только отсутствием родственников и близких друзей, но также и непониманием, безразличием со стороны социума к проблемам стариков. Некоторые пенсионеры, даже живя со своими детьми или другими родственниками, все равно испытывают одиночество из-за невнимания или просто игнорирования с их стороны. Но, несмотря на положение отверженных, они косвенно участвуют в семейном и социальном процессе.

Материальное положение - ещё одна проблема, которая соперничает своей значимостью со здоровьем. Люди старшего поколения часто встревожены собственным материальным положением, их тревожит уровень инфляции, высокая стоимость медицинских услуг и лекарств. Поэтому многие люди пенсионного возраста после выхода на пенсию продолжают трудиться. Также в большой степени на нормальное душевное состояние пенсионеров влияет фактор благополучия, устроенности собственных детей, внуков, что отражается на внутреннем спокойствии и комфорте людей пенсионного возраста.

Система социальной политики, построенной на концепции благосостояния, главной ценностью, высшим приоритетом признает занятость и благосостояние (самообеспечение) на её основе, актуализируя проблемы образования.

Пенсионный возраст еще недостаточно изучен, многое для науки остается неясным, отсутствуют системные знания о пенсионном возрасте с его образом жизни, об этом особом жизненном этапе человека в педагогике пишут не часто. При изучении вопроса построения образовательного процесса для людей пенсионного возраста мы столкнулись с тем, что пенсионеры очень отличаются друг от друга по различным критериям: психологическому, мотивационному, ценностно-смысловому, не говоря уже о медицинских показателях. Все это заставило нас обратиться к вопросу о типологии людей пенсионного возраста. Изучая литературу, мы встретились с попытками построения таких типологий по разным основаниям, однако почти все исследователи указывают на относительность этих типологий. Так, А.В. Толстых пишет о весьма насыщенном наборе качеств пенсионера, а также интенсивной динамике этих качеств в зависимости от обстоятельств и внешних факторов [4].

Л.И. Анцыферова [5] выделила два типа людей пенсионного возраста по уровню активности субъектов старения, по отношению к окружающему миру и к себе в нем, по уровню удовлетворенности качеством жизни. Автор выделила позитивные и негативные стереотипы старения.

Ф. Гизе предлагает три типа людей пенсионного возраста на основе собственного отношения к процессу старения: оптимистичные - отрицающие у себя любые признаки старости; экстравертированные - признающие старение, но находящие средства маскировать это; интравертированные - остро переживающие собственное старение, что ведет к социальному обособлению и одиночеству. Похоже некоторыми психологами выделяются три типа стариков: счастливые, несчастные, психопатологические.

Известный психолог И.С. Кон разработал свою типологию, которую назвал типологией старости, и выделил 4 типа: 1) активная, творческая старость, когда пенсионеры живут полнокровной жизнью и не чувствуют себя ущербными; 2) хорошая социальная и психологическая адаптация, при этом деятельность пенсионеров направлена на обеспечение материального

благополучия, организацию досуга, самообразование; 3) узконаправленное приложение сил и энергии на семью, детей и внуков, однако удовлетворенность от жизни обычно ниже; 4) смысл жизни - забота о собственном здоровье, стимулирующая жизненную активность и дающая моральное удовлетворение. Ученый, кроме этих положительных, выделяет еще и отрицательные типы старости, связанные с одиночеством, разочарованием в жизни, потерей смысла жизни.

Д.Б. Бромлей [6] выделяет пять стратегий старения:

1) конструктивная стратегия, такие люди хорошо интегрированы в социум, находят свои прелести в пенсионном возрасте и пользуются всеми благами жизни;

2) зависимая стратегия имеет тенденции к зависимости от других людей, пенсионеры ждут эмоциональной, психологической, а порой и материальной поддержки от своих близких;

3) оборонительная стратегия - пессимистическое отношение к старости, зависть по отношению к молодым, стремятся держаться своей работы, быть независимыми во всем;

4) враждебная стратегия - подозрительность, замкнутость, порой агрессивность к окружающим и ко всему обществу;

5) самоненавидящая стратегия, в этом случае агрессия субъекта направлена на самого себя, люди пенсионного возраста критикуют собственную жизнь, становятся пассивными и часто впадают в депрессию.

Для нас важным основанием в построении типологии людей пенсионного возраста явился образовательный аспект и связанные с ним изменения личностных качеств, отношений к функциональным и профессиональным знаниям, мотивацион-ных установок на их приобретение и т. д. Нами разработан социально-образовательный портрет людей пенсионного возраста определяется социально-значимой деятельностью пенсионера в новой жизненной ситуации, существенными являются проявления следующих типологических признаков - ценностно-смысловой, потребностно-мотивационный и содержательно-образовательный, интегрирующих их личностно-социальное развитие, профессиональные знания, витагенный опыт [7, с. 14]. Социально значимая деятельность пенсионера является проявлением возрастных изменений и возможностей кризиса, изменения

Библиографический список

ценностно-смысловой сферы, необходимости социальной адаптации, обуславливающая требования к дополнительному образованию как фактору социально-личностного самоопределения людей пенсионного возраста.

В социально-образовательном портрете пенсионера мы выделили инвариантное ядро: возрастной кризис, обусловленный состоянием здоровья, снижением жизненного тонуса, понижением конкурентоспособности и востребованности; изменения ценностно-смысловой сферы, вызванные переосмыслением ценностей, изменением отношения к себе и к окружающему миру, поиском новых смыслов жизни, путей реализации собственной активности; необходимость социальной адаптации, выражающаяся чувством растерянности, потерей самоуважения, чувством беспомощности и вины, снижением социальной активности. Вариативная часть объединяет социально-статусный, ценностно-смысловой, потребностно-мотивационный и содержательно-образовательный компоненты, интегрирующие их личност-но-социальное развитие, профессиональные знания, витагенный опыт, - всё это обуславливает требования к процессу дополнительного образования, который должен строиться с учетом социально-педагогических и психолого-возрастных особенностей.

Одной из важных стратегий развития современного общества является образование на протяжении всей жизни. В связи с тем, что количество пенсионеров в России с каждым годом увеличивается на один миллион, обучение людей пенсионного возраста становится крайне актуальной проблемой.

Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость выработки и реализации новых подходов как в социально-педагогической работе с людьми старшего возраста, позволяющих реализовать их богатый внутренний потенциал, стремление преодолеть барьеры одиночества, дефицита душевного тепла и общения, так и в дополнительном образовании людей пенсионного возраста. При обучении этой категории людей важно учитывать их возрастные особенности в построении образовательного процесса. Для успеха в решении этой проблемы необходимо как желание в самореализации людей пенсионного возраста, так и создание условий со стороны всех заинтересованных социальных партнеров.

1. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире - тенденции и потенциальные возможности развития. Образование и наука. 2008; 3 (51): 3 - 11.

2. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЕР СЭ, 2007.

3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.

4. Толстых А.В. На старости лет. Психология старости. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2004: 4 - 34.

5. Анцыферова Л.И. Психология старости; особенности развития личности в период поздней взрослости. Психологический журнал. 2001; 3: 32 - 42.

6. Bromley D. Human Aging. An Introduction to Gerontology. Harmonwordth: Penquin,1988.

7. Степанова М.В. Дополнительное образование людей пенсионного возраста как фактор их социально-личностного самоопределения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2017.

References

1. Fel'dshtejn D.I. Chelovek v sovremennom mire - tendencii i potencial'nye vozmozhnosti razvitiya. Obrazovanie inauka. 2008; 3 (51): 3 - 11.

2. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologii obucheniya vzroslyh. Moskva: PER S'E, 2007.

3. Platonov K.K. Struktura irazvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.

4. Tolstyh A.V. Na starostilet. Psihologiya starosti. Samara: Izd. dom BAHRAH-M, 2004: 4 - 34.

5. Ancyferova L.I. Psihologiya starosti; osobennosti razvitiya lichnosti v period pozdnej vzroslosti. Psihologicheskijzhurnal. 2001; 3: 32 - 42.

6. Bromley D. Human Aging. An Introduction to Gerontology. Harmonwordth: Penquin,1988.

7. Stepanova M.V. Dopolnitel'noe obrazovanie lyudejpensionnogo vozrasta kak faktorih social'no-lichnostnogo samoopredeleniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2017.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378

Petronuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute for Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ROLE OF SOCIALIZATION IN PROFESSIONAL STATEMENT OF THE YOUTH. The study reveals the psychological and pedagogical basics of the process of socialization of the youth in the period of their professional self-determination. The author considers general or similar characteristics of human socialization in the modern world, its definite features in the youth society. The researcher justifies the necessity of using the technology of pedagogical support for students accompanying their professional development and using socialization as a necessary means of maintaining social equilibrium and regulating social roles in the process of development of a human.

Key words: socialization, youth, professional self-determination, value relationships, pedagogical support.

И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц., Институт непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.