SCIENCES OF EUROPE # 11 (11), 2017 | ECONOMIC SCIENCES_87
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫМ КАПИТАЛ ТРУДОВОГО РЕСУРСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Маштаков А.И.
кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
г. Краснодар Щепакин М.Б. доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
г. Краснодар Кузнецова О.А. кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
г. Краснодар
SOCIAL AND MORAL CAPITAL OF LABOR RESOURCES IN ACHIEVING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL
ECONOMY
Mashtakov A.I.
candidate of Economic Sciences, dotsent dotsent of the department marketing and business management Kuban state technological university, Krasnodar ShchepakinM.B. doctor of economics, professor, head of the department marketing and business management Kuban state technological university, Krasnodar Kuznetsova O.A. candidate of chemical sciences, dotsent, dotsent of the department marketing and business management, Kuban state technological university, Krasnodar
АННОТАЦИЯ
Обоснована определяющая роль социально-нравственного капитала трудового ресурса региона в реализации задач стратегического развития его экономики. Обращено внимание на взаимосвязь проблем развития и экономического роста страны с неравенством в распределении ресурсов и благ между стратификационными классами. Указано на недостаточный уровень социализации работников в обществе и их низкую мотивированность на инновационное обновление всех сфер жизнедеятельности общества. Обоснована необходимость в активном включении социально-нравственной составляющей человеческого капитала для обеспечения экономического роста и разрешения мотивационно-ресурсных противоречий между участниками рыночных отношений. Предложена модель наращивания социально -нравственного капитала трудового ресурса региона посредством маркетинговой мимикрии бизнеса к вызовам рынка,а также выработки рациональной поведенческой и мотивационной доминант у субъектов, вступающих во взаимодействие между собой для решения приоритетных задач экономики территорий. Обоснована необходимость активизации человеческого ресурса для завоевания субъектами выгодных конкурентных позиций посредством включения регулятивных воздействий со стороны государства по стимулированию мотиваций человеческого ресурса и снижению уровня социальной напряженности между стратификационными классами. Управление социально-нравственным капиталом трудового ресурса в регионе создает условия для получения интегративного мультипликативного эффекта в экономике.
ABSTRACT
It substantiates the decisive role of labor resource of social and moral capital of the region in the implementation of the strategic development of its economy problems. Attention is paid to the relationship of problems of state's development and economic growth with inequality in the distribution of resources and wealth stratification between classes. Pointed to a lack of socialization level employees in society and their low motivation to the innovative renewal of all spheres of social life. Substantiated the necessity of active inclusion of social and moral component of human capital for economic growth and resolution of motivation and resource conflicts between market participants. Offered the model of building a labor resource of social and moral capital of the region through mimicry marketing business to the challenges of the market, as well as developing a rational behavioral and motivational dominants in subjects interact with each other to address the priority areas of the economy. Substantiated the necessity of activation of human resources for the conquest of the subjects of favorable competitive position through the inclusion of regulatory actions by the government to stimulate the motivation of human resources and reduced social tension level between the stratification classes. Labor resource management and social and moral capital of the region creates the conditions for integrative multiplier effect in the economy.
Ключевые слова: экономика региона, субъекты бизнеса, человеческий ресурс, трудовой ресурс, социально-нравственный капитал, мотивационно-ресурсные противоречия, маркетинговая мимикрия, поведенческая доминанта, моральная доминанта, рациональное использование ресурсов, регулятивное воздействие государства, устойчивое развитие
Keywords: the region's economy, business entities, human resource, work force, social and moral capital, motivation and resource conflicts, marketing mimicry, behavioral dominance, moral dominant, rational using of resources, regulatory influence of the state, sustainable development.
Экономический рост и его динамика характеризуют перспективы развития национального хозяйства и во многом зависят как от приоритетов государственного регулирования экономики и от пропорций между потребительским спросом и предложением продукции (товаров и услуг), так и от состояния социально-нравственного потенциала общества (и в частности, трудового ресурса). Экономический рост, его темпы, качество, состояние социального вектора в развивающейся системе и другие показатели зависят не только от формируемого государством и бизнесом потенциала национального хозяйства, но и в значительной степени от возможностей его эффективной реализации и рационального использования имеющихся и привлекаемых ресурсов в системе институционального взаимодействия многих участников рыночных отношений. Этот потенциал не может рассматриваться в отрыве от интересов различных стратификационных классов [1], от интересов трудового ресурса (на всех его уровнях) и от необходимости обеспечения в процессе управления национальной экономикой социальной справедливости в отношении распределения получаемых обществом благ и формирования высокой нравственности в формируемой социальной системе. Понимание значимости структурами различных ветвей власти и топ-менеджментом бизнеса сохранения и укрепления принципов социально-ориентированного управления развитием общества может создать предпосылки для экономического скачка. Но оно недостижимо в обществе с низким социально-нравственным капиталом.
Стратегический выбор пути развития общества всегда находится в руках государства и тех, кто принимает на себя принятие социально значимых ключевых стратегических решений. Регионы переживают не лучшие времена, в условиях экономического кризиса они пытаются адаптироваться к реалиям рыночной экономики, беспокоясь больше об объемах получаемой прибыли и дохо-
дов, нежели о нравственно-этическом состоянии сопровождающих их деятельность отношений между работниками и предпринимателями, между работниками и топ-менеджерами, между бизнесом и государством (на всех его уровнях и во всех обеспечивающих их деятельность структурах). Построение стратегий развития в регионах предусматривает необходимость изменения структуры сфер жизнедеятельности общества и его финансово-инвестиционное наполнение. Последнее требует изменений в отношении использования ресурсов, их рационального вовлечения в преобразовательные процессы в обществе, в бизнесе, в социальной сфере. Без активизации научно -технического ресурса, инновационного ресурса, человеческого ресурса, мотивационного ресурса работников и их интеллектуального потенциала невозможно построить качественно новые отношения, создать новые бизнес-проекты и реализовать их в интересах роста конкурентоспособности экономики регионов и национального хозяйства в целом. Недооценка «экономики знаний», внутреннего нравственного и духовного ресурса персонала разных сфер деятельности и власти сдерживают процессы модернизации и обновления системообразующих сегментов национального хозяйства. Внутреннее мотивационное (в том числе морально-нравственное и этическое) состояние трудового ресурса является двигателем любых конструктивных действий работников (вне зависимости от их функционально-организационной принадлежности), которые направлены на создание возможностей и реальных благ в развивающемся обществе. Мотивационная направленность (вектор усилий) действий, доминирующая позиция бизнеса в части его маркетингового поведения, позиция органов власти и рядовых работников в отношении того, как и какими способами достигать успехов и благополучия в обществе, являются определяющими в построении эффективных стратегий развития экономик регионов и в воплощении конкретных
решений в системе рыночных отношений текущего временного периода. Общество ставит вопрос о том, каким должен быть социально-нравственный капитал, чтобы успехи бизнеса не затушевывали благополучия на нижних ступенях общественной лестницы, чтобы все возрастающие «аппетиты» бизнеса не приводили к обнищанию работников и не наносили вред обществу в социальной ее составляющей, чтобы бизнес не разрушал нравственные основы социализации общества. Под социализацией в наиболее общем толковании нами понимается процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми в цивилизованных формах и на высоко нравственных началах. Такое широкое толкование предполагает приоритет морали над выгодой, человеколюбие над безразличием, нравственности над безнравственностью. Идеей истинной морали является следование принципу справедливости, нарушение которого приводит к снижению нравственного потенциала в обществе, тормозящему процесс его позитивного развития.
Российская экономика переживает нестабильный процесс развития и совершенствования. Но в ней накопились проблемы, которые десятилетиями не разрешаются в силу определенных особенностей, связанных с проведенной ранее приватизацией [2]. Экономика России, ориентированная на преобразования во всех сферах ее жизнедеятельности, продолжает курс на ее либерализацию и сдерживание государственного воздействия на протекающие рыночные процессы. Усиление же роли государства в развивающейся экономике предусматривает ограничение рыночного саморегулирования. Такой путь развития ориентирован на резкое сокращение экономического неравенства и создание позитивных предпосылок для экономического развития страны. Господство рыночной экономики всегда увеличивает экономическое неравенство сторон социального партнерства. Сокращение неравенства становится инструментом политики экономического роста [3, с. 14]. В последние годы наша страна переживает период уменьшающегося роста, несущий в себе опасность стагнации (темпы роста ВВП в 2010-2013 гг. снизились с 4,5% до 1,3 %) [4, с. 56]. В 2014 г. рост ВВП, по данным Росстата, составил всего 0,7%. В 2015 г. рентабельность активов не превышала 6%, а ставка рефинансирования ЦБР равнялась 15%. Рентабельность производства была почти в два раза меньше процента по кредитам. Российская экономическая система отреагировала на происходящие изменения продуцированием социальных проблем. В первую очередь растущим неравенством доходов и углубляющимся расслоением населения по имущественному признаку, тем самым создавая для российской системы ловушку неэффективности. По мнению директора Института экономики РАН Р.С. Гринберга, «самая главная трагедия сегодняшнего бытия - чудовищное рас-
слоение, когда 10% живут нормально, а 70% -выживают» [5, с. 61]. Существуют полярные точки зрения на проблему неравенства. По нашему мнению, решение социальных проблем лежит в сфере предпринимательства и промышленной политики. Предпринимательский фактор формируется под воздействием интересов различных стратификационных классов и через соотношение сбережений и инвестиций определяет состояние вектора социальной справедливости в рыночных преобразованиях.
Построение региональных стратегий развития территорий должно предусматривать решение совокупности социальных, нравственных и экономических задач. «Развитие территорий в решающей степени зависит от избранной государственной региональной стратегии» [6, с. 9]. В соответствии с этим рамки экономической стратегии, безусловно, должны задаваться социальными ориентирами и мотивационными векторами, которые определяют характер стратегического развития экономики регионов и бизнеса [7], затрагивающего проблемы структурных преобразований, распределения ресурсов и получаемых благ в обществе [8-17]. Участниками реализации выстраиваемых региональных стратегий становятся индивиды, причастные к жизнедеятельности территорий на всех уровнях управления и во всех сферах социальной, общественной и экономической жизни региона.
Успехи каждого жителя региона зависят от его психологической устойчивости, нравственной состоятельности, возможности саморазвития, способности власти содействовать наращиванию качества человеческого капитала. Российская экономика развивается, сталкиваясь с серьезными социальными проблемами [18, с.13], связанными с инфляцией, ростом цен, снижением уровня жизни, снижением мотивации к высокопроизводительному труду, с проявлениями низкой социальной толерантности и др. В экономике не только накапливаются и обостряются те противоречия, которые существовали в плановой экономике, но также возникают новые, связанные с изменением положения работника на рынке труда и в сфере его занятости, с поляризацией интересов отдельных социальных слоев, с изменением форм собственности, с социально несправедливым распределением благ и имеющихся ресурсов в обществе [19], с повышением требований к качеству трудового ресурса и резкой интенсификацией его труда предпринимателями без адекватного роста оплаты труда наемных работников [20, с. 8].
Проблема безработицы является частью общей проблемы активизации и развития «человеческих ресурсов», в том числе предпринимательского ресурса, определяющего повышение производительности труда и качественное состояние трудового ресурса (социально-нравственное, психологическое, поведенческое, эмоционально-этическое и т.п.) [21, 22]. Безработица всегда есть результат обострения материального неравенства, закрепляемого чаще всего в периоды спада экономики и появления глубоких кризисных явлений в
обществе. Россия - страна с самым разительным материальным имущественным неравенством. По мнению ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН «Россия давно перешагнула предельные критические пороговые показатели этого неравенства» [23, с. 3]. Известно, что для нормального функционирования государства разница в уровне доходов между 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан не должна превышать 8-10 раз. В России же эта цифра в среднем по стране составляет 16 раз, а по оценкам разных экспертов колеблется в пределах 25-40 раз. А отсюда и вырастают проблемы, связанные с избыточным неравенством и низким экономическим ростом. Происходит постепенная деформация социально-нравственных основ российского государства. За последние 25 лет экономические реформы изменили психологию новых поколений в направлении стремления к быстрому достижению личных материальных благ, а не какого-либо общего, коллективного успеха в обществе. В результате создается противостояние стратификационных классов, формирующих в себе совершенно разные мотивационные ориентиры и целевые установки в своих жизненных позициях и поведенческих реакциях при построении ими взаимоотношений как внутри коллектива (с сотрудниками, с топ-менеджерами, с коллегами), так и с субъектами рынка (юридическими лицами, индивидами, внешними бизнес -структурами, органами власти и др.) [24-26].
Экономическая ситуация в стране порождает нестабильный вектор социальности, представляющей собой совокупность приобретаемых человеком свойств, способствующих его жизнедеятельности и инкорпорации в социум. Такая нестабильность наносит дополнительный урон экономике отдельных территорий и страны в целом. Следует отметить, что социальность отражает субъективный подход к процессу социализации [от лат. БойаНБ — общественный], представляющему собой процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением в ходе совместной деятельности и общения с внешним миром. Социальность очень важна, когда речь идет о поиске единой национальной идеи, о содружестве народов и наций, о построении гармонизированного по интересам общества, имеющего гуманистическую перспективу создания многонационального социума, сплоченного во многих своих составляющих.
Однако социальность нельзя воспринимать однозначно как процесс самообразования и воспитания, поскольку она связана с представлением о ценностях, приобретённых человеком непосредственно от социальной группы (носителя интересов стратификационных классов) [26], и выразителем которых он становится. Понятие социальности в конкретном обществе связано с описанием ситуации, отражающей интересы, ценности, нормы общественных и иных отношений. Носителем социальности выступает поведение субъектов в кон-
кретном социально-экономическом окружении: а) для предпринимателей - это находит отражение, в первую очередь, при построении его маркетингового поведения; б) для индивидов - в социальном поведении, являющимся результатом интеракций (взаимодействия) с другими людьми; в) для работников - в трудовом поведении, предусматривающим реализацию их интересов, мотивов, характерных свойств и возможностей воплощать свои инновационные способности в трудовой деятельности. Это может происходить только в условиях благоприятно складывающихся трудовых отношений между работниками и предпринимателями, между предпринимателями и государством, между предпринимателями и властью. Но эти отношения зависят от уровня доходов работников, их стимулов к труду, от возможностей к самореализации, от перспектив нравственного благополучия и психологического равновесия, определяющего положительную самооценку, доброжелательное отношение к людям, уверенность в собственных силах, умение понимать и удовлетворять собственные потребности, умение переживать неудачи и управлять стрессами. Можно ли говорить об экономических успехах, если растет доля наиболее нуждающегося населения (это те, кто живет на доходы меньше прожиточного минимума (ПМ) в месяц). Так доля наиболее нуждающегося населения в 2014 г. возросла до 8,7 %, доля россиян с доходами ниже среднего (от 3 до 7 ПМ) увеличилась до 35,5 %, доля среднего слоя составила в 2014 г. всего 8,8 % (против 9,6 % в 2013 г.), доля высоко обеспеченного населения составила в 2014 г. 4,7 % [27]. Согласно «индексу Джини» (индекс справедливости) в распределении доходов внутри различных групп населения Россия снизила этот показатель с 0,289 в 1992 г. до 0,426 в 2014 г. Ноль соответствует абсолютному равенству, а единица -абсолютному неравенству. Неравенство порождает социальную напряженность и создает дополнительные барьеры для повышения эффективности функционирования бизнеса и экономики страны в целом. Неравенство порождает силы, которые ослабляют социально-нравственный потенциал общества, деформируют поведенческие реакции предпринимательства при усилении рыночного давления, ослабляют моральную доминанту и создают условия для проявления негативных адаптационных процессов при воплощении маркетинговой мимикрии в предпринимательской деятельности [28-30]. Увеличивающееся неравенство -результат обострения внешних и внутренних противоречий, приводящий к деформациям в распределении благ и результатов деятельности предпринимательства между государством, бизнесом и работниками [31]. Эти противоречия обостряются на фоне экономического спада [32, с. 13]: прибыль предприятий растет, а рост средней зарплаты работников уменьшается. Именно в этот период особо значимым становится социально-нравственная составляющая трудового ресурса регионов, которая определяет перспективы экономического роста, несмотря на углубление мотивационно-
ресурсных противоречий между участниками рыночных отношений.
Нами предлагается модель наращивания социально-нравственного капитала трудового ресурса в регионе (рисунок 1) для активного включения его в процесс обеспечения устойчивого роста его экономики. Эта модель обладает свойствами катализатора в инновационных преобразовательных процессах во всех сферах жизнедеятельности региона. Социально-нравственный капитал, инте-грируясь с другими ресурсными составляющими (когнитивной, интеллектуальной, коммуникационной, трудовой) экономики территории, создает предпосылки для наращивания экономического роста в локальной социально-экономической системе на основе мотивационно-коммуникационной концепции [33]. Социально-нравственный капитал воплощается в процессе реализации соответству-
ющего потенциала как ресурса, преобразующего внутреннее состояние экономической системы (в том числе и его трудового ресурса) в активный предпринимательский импульс.
Нами под потенциалом понимается совокупность средств, условий, необходимых для поддержания и сохранения чего-либо. Социально-нравственный потенциал - ресурс социализации, отражающий совокупность возможностей бизнеса, работников и индивидов (а именно, состояние здоровья, мировоззрение, жизненный опыт, духовные ценности, моральные и нравственные установки), которые могут быть воплощены или же нет в зависимости от имеющихся для этого предпосылок, создаваемых осуществляемыми изменениями и регулятивными воздействиями внутри системы.
Рисунок 1 - Модель наращивания социально-нравственного капитала трудового ресурса посредством формирования моральной и поведенческой доминант в обществе и бизнесе Обозначения: 1 - интегративный мультипликативный эффект; 2 - синергетический эффект от взаимодействия акторов
Социально-нравственный потенциал обусловливается принимаемыми субъектами бизнеса и их сотрудниками (в процессе социализации трудового ресурса) нравственно-этическими нормами поведения, ориентирами при выработке целей (в том числе жизненных позиций), миссией, убеждениями, устремлениями, нравственными ценностями (как атрибута имиджа и сознания работника).
В свою очередь, социально-нравственный капитал включает: а) совокупность субъектов взаимодействия; б) совокупность социальных сетей; в) социальные институты; г) нормы, регулирующие взаимоотношения; д) процесс взаимодействия [34, с. 81].
Нами предлагается в рамках этого капитала рассматривать также: а) совокупность норм, принципов, правил, моральных ценностей, этических
представлений; б) моральную доминанту в нравственных установках и поведенческих реакциях бизнеса и его работников на рыночные вызовы; в) поведенческую доминанту в конкретной форме ее проявления, обеспечивающую маркетинговую мимикрию бизнеса к требованиям рынка и потребителей в условиях углубления внутренних противоречий в предпринимательстве и усиления внешнего рыночного давления; г) адаптационный ресурс бизнеса, затрагивающий сферу морально -нравственной идентичности.
Социально-нравственный капитал трудового ресурса региона формируется через систему внутренней самореализации индивидов, через систему самоконтроля в социальных системах. Он включает в себя социально-нравственные ориентиры, духовную культуру, интеллектуальный ресурс, социальное партнерство, ресурс инновационности в технологических, управленческих и иных решениях, меценатство, благотворительность, мотивацию на производительный труд и гуманизацию отношений. Этим капиталом можно управлять, если совершенствовать регулятивные воздействия со стороны государства по стимулированию мотиваций человеческого ресурса на рост социальности и нравственности в обществе, а также по снижению уровня социальной напряженности между стратификационными классами. Формирование социально-нравственного капитала определяется личностями, реализующими свои мотивы, желания, устремления в ходе той или иной их деятельности. Они могут характеризоваться следующими основными потенциалами: когнитивным (познавательным), конативным (от лат. сопа^ - попытка, усилие, стремление), морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим. Духовно-нравственный потенциал человеческого капитала является фактором его воспроизводства в инновационной экономике [35].
Ключевой составляющей социально -нравственного капитала является нравственный капитал, который характеризует отношение человека (работника) к труду, к морали, к общечеловеческим ценностям, к нормам и правилам поведения в трудовой деятельности и в обществе. Трудовая деятельность непосредственно связана с коммуникативным потенциалом личности. Коммуникативный потенциал личности - это ее способность вступать в коммуникации, выстраивать связи и отношения с другими личностями и развиваться под их влиянием, сохраняя собственную идентичность [36]. Последний является динамической характеристикой личности (работника), отражающей свойства и способности, приобретаемые ею в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальном общении с ними.
Социальный капитал, отражающий количество и качество социальных связей индивида, является реальным ресурсом для получения экономических, политических, социальных, духовных и психологических выгод [34, с. 79]. Значимость социального капитала состоит в возможности его
трансформации в коммуникационный капитал, отражающий совокупность взаимодействий, выстраиваемых между субъектами рынка во благо общества, государства, бизнеса и индивидов. Социальные связи и отношения, составляющие суть социального капитала позволяют формировать предпосылки для наращивания мотивационно-коммуникационного капитала. Он посредством активизации социального и экономического статуса, расширения спектра влияния на других людей, расширения информированности, реализации карьерного роста, сохранения и укрепления здоровья индивидов и продолжительности их жизни позволяет создавать финансовое благополучие и обеспечивать получение выгод участниками коммуникаций (в том числе и за счет капитализации знаний и опыта работниками в интересах получения инте-гративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном поле инициатора воздействий) [37, 38]. Социальный капитал характеризуется суммой связей актора с другими акторами и является посредником для мобилизации нужных резервов [39].
Человеческий капитал - разность между объемом чистого национального продукта (ЧНП) и ЧНП, произведенным за счет природных ресурсов [34, с. 78]. Исследования отечественных ученых свидетельствуют о том, что физический капитал составляет 16 % общего богатства в мире, природный капитал - 20 %, в то время как человеческий капитал - 64 % [40, с. 220]. В этих 64 % доля социально-нравственной компоненты человеческого капитала по нашим оценкам составляет от 28 % до 32 %. Она во многом обеспечивает устойчивость развития любой экономической системы, и она всегда связана с рациональным использованием имеющихся и привлекаемых со стороны ресурсов [41].
Из преобразующего противостояния бизнеса и работников формируются условия для обретения предпринимательством требуемой конкурентоспособности [24, 42, 43]. Вместе с тем, этот процесс может протекать за счет неоправданного ущемления или же сужения прав и свобод трудового ресурса. Потенциал работников становится для бизнеса источником создания им прибавочного продукта. Бизнес включает мощную интенциональную составляющую в деятельности своих предприятий, связанную с развитой сферой целей, намерений, планов [44, с. 127]. Интенцио-нальная составляющая в деятельности предприятий переносится на более высокий уровень и определяет поведение структур, управляющих экономикой региона. Человеческий ресурс начинает подвергаться давлению с внешней стороны, требующему достижения баланса интересов взаимодействующих сторон. Задействуется на региональном уровне социально-нравственный потенциал человека, определяющий на разных уровнях управления формирование человекоцентричного ресурса [45], без которого невозможно обеспечивать поступательное движение в разных сферах деятельности. На мезоуровне именно он становит-
ся проводником всех перспективных начинаний в сфере бизнеса. Будь то строительство социально-значимых объектов, или же участие в реализации имиджевых проектов различного уровня, или же инновационное обновление действующих производств и иных сфер деятельности бизнеса.
Включение инвестиционного механизма бизнеса, использующего потенциал человеческого и нравственного капитала, активизирует те рычаги, приведение которых в действие позволяет оживлять экономические процессы в регионе, сокращать отток населения с территории, создавать благоприятные условия для раскрепощения личности предпринимателя-новатора, для реализации его творческого потенциала (посредством вовлечения в преобразования интеллектуального и креативного звена человеческого ресурса). При этом важным становится создание предпосылок, при которых может наращиваться социально-нравственный потенциал трудового ресурса, способного обеспечить поступательное развитие территорий, сделать реально выполнимыми задачи самосохранения и возрождения региона в рамках цивилизованного обновления всех сфер его жизнедеятельности. Для этого необходима трансформация методологического подхода к управлению региональной экономикой при выборе сценариев их развития для достижения гармонизированного баланса интересов взаимодействующих сторон [46-49]. Необходимо диагностировать субъекты и состояние социально-экономической системы по тем составляющим, которые формируют ее новое системное качество и задают тон в характере преобразований в бизнесе, обществе и в сознании людей [50].
Сбалансированное воздействие региональных органов власти и бизнес-структур должно оказываться: а) на функционально-содержательные аспекты существующей взаимосвязи трудового ресурса и рынка труда; б) на мотивации активной части предпринимательства в пределах тех или иных территорий; в) на характер вовлечения различных ресурсов в хозяйственный оборот; г) на социально-нравственную сферу жизнедеятельно -сти региона; д) на инновационный потенциал работников для осуществления преобразовательных процессов в сфере производства и реализации на основе маркетинговых инъекций в составляющие бизнеса [51-54] . Это позволит гармонизовать внутрисистемное взаимодействие участников отношений, а также наращивать уровень и изменять состояние социально-нравственного капитала трудового ресурса региона. В результате воздействия на элементы (звенья) системы могут быть созданы условия для роста социальной и нравственной составляющей экономического развития территории [55]. Трудовая составляющая всегда играла и играет ключевую роль во всех инновационных преобразованиях в регионе [50, с. 141-180]. Она определяет характер взаимодействия основных игроков социально-экономической системы. Она выступает интегратором усилий персонала различных субъектов (и их подразделений) по созданию условий для организации перманентного
переговорного процесса в отношении характера взаимодействия и сотрудничества с различными субъектами системы в реализации конкретных целей бизнеса. Она, реализуя свой социально-нравственный потенциал, определяет вектор в решении конкретных задач по закреплению позиций бизнеса и его развитию в интересах обеспечения устойчивого роста экономики региона.
Существуют подходы к формированию поведения субъектов в условиях конкретного состояния рынка для завоевания или удержания ими своих конкурентных позиций [56-61; 62, 28] в регионе и обеспечению требуемого уровня конкурентоспособности субъектов (их корпоративных объединений, отдельных комплексов, иных бизнес-структур различных отраслей и т.п.). Они реализуются посредством активизации человеческого ресурса (персонала) [63, 45, 64, 65] и постановки его в центр адаптационных процессов по выстраиванию поведенческих сценариев субъектов в контексте их текущей и стратегической деятельности в условиях изменчивости состояния рынка [66; 67, с. 336-359; 68, 69]. Государство реагирует на вызовы рыночной среды в отношении поддержки тех ресурсов, которые способны содействовать созданию инновационных образований и кластеров для продвижения инноваций в разные сферы экономического пространства [70, 71]. Возникает дуальность взаимосвязей между регионом и государством: с одной стороны, государство ориентировано на получение тех или иных результатов от деятельности региона, а с другой, - считает, что его существование и эффективное развитие -предмет усилий, инициатив и активности самого региона и его человеческого ресурса, который должен обеспечить получение благ для себя, региона и государства в том объеме (в частности, ВВП на душу населения), в каком видит это само государство. Отсюда возникает импульс со стороны государства к разработке и активизации действий региона в отношении выработки стратегии развития и тактики функционирования. Отсюда произрастает многоаспектность воздействия государства в части регулирования разных сторон жизнедеятельности региона. Посредством использования механизма регионального правового вмешательства в процесс формирования взаимосвязи этих элементов можно стимулировать мотивации и согласовывать интересы всех субъектов регионального развития в направлении обеспечения устойчивости всех звеньев социально-экономической сферы региона а также снижения уровня социальной напряжённости между работниками и бизнесом. В то же время несбалансированность в совокупности социальных, нравственных и экономических потребностей различных субъектов регионального рынка, социумов, проживающих в регионе, тормозит экономический рост и приводит к депопуляции населения региона. Целенаправленное воздействие путем различных регулятивных инструментов на уровень экономической достаточности состояния территории (характеризу-
ющей состояние ее экономики, объем и качество ресурсного, инновационного и мотивационного «покрытия» обозначенных в регионе задач) может позволить сформировать условия для реализации совокупного потенциала развития региона. Социально-нравственный потенциал в этом случае должен быть включен в совокупный потенциал региона, поскольку от него зависит выработка тех или иных рациональных решений по устойчивому развитию региона и характер принимаемой для этого региона стратегии, предусматривающей в условиях кризисных явлений реализацию сценария ослабления влияния «кризисных зон». Нами ранее предлагались методологические принципы, которыми надо руководствоваться при построении стратегий развития экономики региона [12]. Эти принципы должны реализовываться в процессе активизации социально-нравственного капитала трудового ресурса, создаваемого в бизнесе и в регионах.
Изменение характеристик социальной и нравственной сферы территории создают предпосылки для повышения качества трудового ресурса как фактора экономического развития. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что формирование механизмов социального партнерства и саморегулирования предполагает создание ассоциаций профессионалов в разных сферах деятельности общества, социализацию профессионально-ориентированной составляющей предпринимательской сферы. Без такого механизма трудно поддерживать нравственность в профессиональной деятельности и повышать качество производимой продукции, обеспечивать гарантии высокой конкурентоспособности в профессиональном сообществе во благо потребителя, а не только бизнеса (не отвечающего в полной мере за состояние нравственного капитала его трудового ресурса).
Маркетинговая мимикрия субъектов рыночных отношений в условиях меняющихся требований рыночной среды, осуществляемая в рамках укрепления социального партнерства и поддержания заданного уровня нравственности в обществе, позволяет достигать синергетического эффекта от взаимодействия акторов [72]. Именно социально -нравственная составляющая в процессе такой маркетинговой мимикрии позволяет корректировать возможности бизнеса и власти в объеме и качестве его достижения, уменьшая этот эффект до уровня интегративного мультипликативного эффекта [73], который соотносит экономические цели участников отношений с социальными ориентирами в регионе и обществе.
Можно сделать следующие выводы:
1. Обосновано, что в качестве одного из основных приоритетов развития экономики региона должно являться последовательное формирование и постоянное наращивание социально-нравственного капитала территории. Он должен стать основой: а) для качественного роста социализации трудового ресурса региона; б) для создания предпосылок к установлению гармонизированных отношений между работодателями (в том
числе собственниками) и наемными работниками; в) для объединения всех ключевых движущих сил экономики региона таким образом, чтобы принимаемые решения субъектами отношений (бизнесом, властью, работниками) и выстраиваемое бизнесом маркетинговое (и иное) поведение в рыночной среде носили четко обозначенную социальную направленность; г) для реализации приоритетов развития экономики регионов и страны в целом при построении сбалансированных рыночных отношений между всеми заинтересованными сторонами; д) для создания и расширения профессиональных сообществ, контролирующих процесс производства и реализации высококачественной продукции в интересах потребителя и населения страны.
2. Мотивации субъектов хозяйствования, индивидов и органов власти по поводу владения, распределения ресурсов и получаемых благ должны стремиться к достижению определенного баланса интересов взаимодействующих сторон в направлении их гармонизации. В этом случае будет включаться мотивационная доминанта как инструмент управления ростом нравственного капитала. Она будет создавать предпосылки для повышения эффективности экономики региона посредством достижения консенсуса между стратификационными классами российского общества для воплощения национальной идеи (пока еще не сформулированной в достаточно ясном ее понимании всеми слоями населения). В этом случае экономика региона будет обретать устойчивость, а рост нравственного капитала в обществе будет создавать условия для законопослушного, эффективного, инновационно-ориентированного ведения бизнеса (в том числе посредством активизации интеллектуальной составляющей предпринимателей, наёмных работников, топ-менеджеров) и индивидов, проживающих на территории региона.
3. Реализуя цели социолизированного экономического роста, поведенческая доминанта становится инструментом качественно нового воспроизводства трудового ресурса, что позволит обеспечить приток инвестиций в человека, в экономику знаний и в экономику региона. Максимальное получение прибыли, рост доходов бюджета, рациональное вовлечение материальных и иных ресурсов не должно являться единственной целью экономической деятельности бизнеса и государства. Именно интересы человека труда, потребности населения и общества должны стать конечной целью функционирования экономики региона, а не интересы бизнес-классов, ориентированных на рост их богатства и благополучия.
4. Совокупность ресурсов (когнитивного, интеллектуального, трудового, коммуникационного) региона должна быть направлена на приращение позитивной поведенческой доминанты взаимодействующих субъектов рынка, на укрепление конкурентоспособных позиций бизнеса при формировании мотивационной доминанты в отношении удовлетворения интересов социумов и обще-
ства, а также на рост социально-нравственного капитала как основы для устойчивого экономического роста в регионе.
Литература
1. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Материалы междунар. научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века". Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. С. 131-144.
2. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический подход к преодолению системного кризиса в России // Философские исследования. 2000. № 3. С. 63-78.
3. Неравенство доходов и экономический рост: стратегия выхода из кризиса / Под ред. А. Бузгалина, Р. Трауб-Мерца, М. Воейкова. М.: Культурная революция, 2014.
4. Экономическая система современной России: Анатомия настоящего и альтернативы будущего / Под ред. С.Д. Бодрунова, А.А. Пороховско-го. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2015. 416 с.
5. Гринберг Р.С. Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора. М., 2012.
6. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 224 с.
7. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Методологические и методические аспекты выбора стратегии развития региона // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 19. С. 12-17.
8. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранбер-га и А.П. Егоршина. М.: Экономика, 2003.
9. Ansoff H.I. Stratégie issue management // Stratégie Vanagement Journal. 1(2). P.131-148.
10. Mintzberg H.Strategic thinking as «seeing» // Nasi, Arenas of Strategic Thinking. Foundation of Economie Educaion, Helsinki, 1991.
11. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия / Под ред. проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. 372 с.
12. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Материалы междунар. научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века". Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. С. 131-144.
13. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. К разработке методологии развития региона на основе мотивационно-институционального подхода к управлению его экономикой // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 249-256.
14. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. Научный доклад. М.: ЦЭМИ РАН, 2001.
15. Губин В.А., Щепакин М.Б. Теоретико-методологические аспекты управления экономической системой в условиях кризисной угрозы //
Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 64-67.
16. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Формирование регионального маркетингового импланта как системообразующего элемента устойчивого и безопасного развития экономики региона // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3 (17). С. 102-111.
17. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. К разработке методического обеспечения устойчивого и безопасного развития региональной экономической системы // Научные труды Sword. 2010. T. 7. № 1. С. 56-61.
18. Аганбегян А.Г. Густой навар // Аргументы и факты. Деловая среда. 2016. № 6. С. 13.
19. Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Формирование концепции рационального и социально справедливого управления ресурсами в развивающихся социально-экономических системах // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12(ч.3)(65-3). С. 238-245.
20. Предпринимательство и рынок труда: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Агабекян, М.Б. Щепакин, М.М. Щепакин. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2008. 352 с.
21. Курс переходной экономики: учебник для вузов / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. 640 с.
22. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Активизация трудового потенциала как условие устойчивого и безопасного развития региона // Региональная экономика. Юг России. 2010. № 11. С. 204-214.
23. Локосов В. Размышления у парадного фасада // Аргументы и факты. 2016. № 39(530). С. 3.
24. Щепакин М.Б. Предпринимательство как системообразующий фактор переходной экономики: дисс. ... докт. экон. наук. Краснодар, 2002.
25. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Мотиваци-онный фактор в формировании стратегий устойчивого и безопасного развития региона // Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т.17. № 2. С. 78-81.
26. Щепакин М.Б. Мотивация и поведение людей и организаций в условиях российского рынка // Межвузовский сб. научн. трудов "Предприятие в условиях рынка". Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1996. С. 18-24.
27. Бобков В. Пусть слабый проиграет // Аргументы недели. 2015. № 22(463). С. 3.
28. Щепакин М.Б., Авдеева Р.А., Ивах А.В., Латынина А.В. Завоевание конкурентной позиции предприятием в условиях его маркетинговой мимикрии на нестабильном рынке // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11(ч. 1). С.691-700.
29. Щепакин М.Б., Авдеева Р.А., Латынин Е.С. Формирование и развитие маркетинговой сети предприятием в условиях кризисной экономики // Sciences of Europe. 2016. VOL. 1. № 9(9). Р. 96105.
30. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ивах А.В. Маркетинговый симулякр - инструмент выживания бизнеса в кризисной экономике // Sciences of Europe. 2016. VOL. 1. № 9(9). P105-117.
31. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление ресурсами хозяйствующих субъектов в условиях обострения внешних и внутренних противоречий в рыночном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6(ч.3)(59-3). С. 1163-1168.
32. Аганбегян А. Густой навар // Аргументы и факты. 2016. № 6. С. 13.
33. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Развитие мотивационно-комуникационной концепции маркетинга // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8(2) (61-2). С. 968-973.
34. Социальный потенциал региона как фактор развития северных территорий: монография / А.А. Дрегало, В.М. Ульяновский, В.В. Брызгалов и др.; под ред. акад. РАСН, проф. А. А. Дрегало, акад. РАСН, проф. В.М. Ульяновского. Архангельск: Поморский университет, 2008. 392 с.
35. Никандрова Е.Г. Роль духовно -нравственной составляющей человеческого капитала в его воспроизводстве: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.01- Экономическая теория / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2014. 195 с.
36. Барахович И.И. Коммуникативный потенциал личности: постижение смыслов // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) / Письма в Эмиссия. Оффлайн, 2013 (октябрь).
37. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Коммуникационный резонатор - инструмент формирования и развития маркетингового коммуникационного поля субъектов взаимодействия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3. С. 973-976.
38. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3. С. 894-899.
39. Gook K . Whitmeyer J.M. Two approaches to social structure: Exchange theory and network Analysis // Annual Review of Sociology. Vol. 12 Palo Alto, CA: Annual Review Co., 1986. P. 31.
40. Путь в ХХ1 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1991.
41. Щепакин М.Б., Кожура Е.А.Узел компромиссов. К устойчивому развитию экономической системы через реализацию адаптационного потенциала предпринимательства // Российское предпринимательство. 2004. № 6. С. 55-59.
42. Щепакин М.Б. Об источниках развития российской экономики в условиях действия фактора глобализации / В кн. «Экономическая теория в ХХ1 веке». 2 (9): Глобальное и национальное в экономике; под ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмаре-ва, Е.С. Зотовой. В 2-х т. Т.2. М.: Экономистъ, 2004. С. 644-652.
43. Щепакин М.Б., Кожура Е.А. Устойчивое развитие и ресурсный рационализм // Энергоснабжение и водоподготовка. 2004. № 3. С. 61-62.
44. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем / Г.Б. Клейнер; ЦЭМИ РАН. М.: Наука, 2004. 240 с.
45. Щепакин М.Б. Предпринимательство как системообразующий фактор переходной экономики: автореф. ... докт. экон. наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2002.
46. Щепакин М.Б., Боровиков В.Г., Маштаков А.И. Методологические и организационно-экономические аспекты обеспечения устойчивого развития депрессивного региона: монография. Благовещенск: Издательство ДальГАУ, 2011. 136 с.
47. Клейнер Г. Б. Базовые условия гармоничности экономики, 2010. [Электронный ресурс Шр ://www.kleiner. ru/Econ_garmony.htm]
48. Щепакин М.Б., Боровиков В.Г., Маштаков А.И. Методологические и методические аспекты выбора стратегии развития депрессивного региона: монография. Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2012. 170 с.
49. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Губин Г.В. Теоретико-методическая модель управления реструктуризацией промышленного комплекса региона в условиях развивающейся экономики // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. С.679-694.
50. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Субъект-но-диагностическая парадигма построения сбалансированного экономического пространства // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2.2(16). С. 305-314.
51. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление создаваемой ценностью посредством маркетинговых инъекций в составляющие деятельности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3.1(17). С. 196204.
52. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Модель реализации инновационного цикла в развивающемся рыночном пространстве локальной социально-экономической системы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6(ч.1) (59-1). С. 105-109.
53. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Инновационный потенциал - системообразующий фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 2(16). С. 87-92.
54. Щепакин М.Б. Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России // Материалы междунар. научно-практ. конф. Ч. 2. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. С. 298-300.
55. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. К разработке методологии развития региона на основе мотивационно-институционального подхода к управлению его экономикой // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 249-256.
56. Щепакин М.Б. Модель управления поведением хозяйствующего субъекта в изменяющемся маркетинговом пространстве // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. № 6. С. 110-116.
57. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Адаптационное управление маркетинговым поведением субъекта в условиях нестабильного рынка // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. № 6. C. 117-124.
58. Щепакин М.Б. Управление маркетинговым поведением хозяйствующего субъекта в условиях кризисных явлений в экономике // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. № 8. C. 173-180.
59. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ерок А.Д., Федин С.В. Управление конкурентной позицией предприятия на нестабильном рынке // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10(ч.1). С.969-979.
60. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ерок А.Д. Формирование конкурентных преимуществ предприятием посредством рационализации его маркетингового поведения // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. № 9(13). РаП 2. P. 6071.
61. Щепакин М.Б., Федин С.В. Удержание конкурентных позиций предприятием в условиях кризисной экономики // Sciences of Europe (Global science center LP). 2016. VOL. 2. № 7(7). P.116-127.
62. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Ивах А.В. Ресурсная декомпенсация - инструмент управления конкурентными преимуществами предприятия // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10(ч.2). С.736-744.
63. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В., Михайлова В.М., Куренова Д.Г. Моделирование управления использованием трудовых ресурсов предприятия при построении его маркетингового поведения на отраслевом рынке // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10(ч.2). С. 585-594.
64. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В., Михайлова В.М., Куренова Д.Г. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия // Практический маркетинг. 2016. № 9(235). С. 10-18.
65. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Механизм повышения конкурентоспособности производственного предприятия: монография / В кн.: Перспективы и ограничения устойчивого социохо-зяйственного развития России. М.: Научно -исследовательский институт истории, экономики и права, 2016. С. 141-180.
66. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель активизации человекоцентричного ресурса в условиях маркетинговой адаптации предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 1(211). С. 205-213.
67. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Синерге-тический подход к коммуникациям при моделировании сценариев устойчивого развития социально-экономических систем / В кн.: Стратегия модернизации экономики России: теория, политика, практика реализации: монография / Под ред. О.В. Ин-шакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева. М.: Современная экономика и право, 2011. 364 с.
68. Хандамова Э.Ф. Коммуникационное поле - сфера активизации человеческого фактора в интересах устойчивого развития // Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Вып. 3(19). Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. С. 42-53.
69. Щепакин М.Б., Хараджян Л.В. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью корпорации и его маркетин-гово-ресурсный адаптер // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11(40). С.890-893.
70. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Теоретико-методологические аспекты управления инновационным кластером: монография. Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2013. 148 с.
71. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Томилко Ю.В. Управление инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта в развивающемся маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика и предпринимательство.2015. № 9(ч.2)(62-2). С. 998-1004.
72. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Маркетинговая мимикрия как инструмент воздействия хозяйствующего субъекта на поведение потребителя // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1 (ч.1)(66-1). С. 1090-1097.
73. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном поле под воздействием коммуникационного резонатора // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т.16. № 203. С. 400-408.