УДК 811 161.1.42
СОЦИАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ «СЛОВО ГОДА» - 2015: СПЕЦИФИКА И ВЕРСИИ
Статья посвящена анализу социально-лингвистических проектов 2015 года: «Слово года», «Пресс-слово года», «Словарь перемен», «Словарь года» и др. Данные проекты являются ценными с лингвистической точки зрения. Исследование «ключевых слов текущего момента», попадающих в анализируемые рейтинги, позволяет понять явные и скрытые социальные изменения через язык.
Ключевые слова: слово года, политический дискурс, ключевое слово.
Ю. А. Мельник Yu. A. Melnik
SOCIOLINGUISTIC PROJECTS "THE WORD OF THE YEAR" - 2015: SPECIFICITIES AND VERSIONS
The article is devoted to the analysis of sociolinguistic projects of 2015, such as "The Word of the Year", "Press Word of the Year", "Dictionary of Changes", "Dictionary of the Year", etc. These projects are valuable from the linguistic point of view. The research of the "keywords of the current moment' got into the analyzed ratings, allows us to understand the obvious and hidden social changes through the language.
Keywords: word of the year, political discourse, keyword.
В последние годы все большее общественное внимание привлекают к себе лингвистические рейтинги «Слово года», проводимые как в России, так и за рубежом. Некоторые исследователи даже предлагают отнести российские рейтинги к социальным, «в силу привлечения значительного числа информантов и экспертов и широкого обсуждения рейтингов в прессе и социальных сетях» [1, с. 40]. Новейший языковой материал незамедлительно подвергается оперативному научному анализу при помощи лингвистического инструментария [1, с. 25; 2, с. 31].
Рейтинги «Слово года» проводятся с целью выявления наиболее актуальных, значимых и популярных слов и выражений в разных странах мира. Например, в Германии выборы «Wort des Jahres» проводятся с 1971 г. по инициативе Общества немецкого языка (Gesellschaft für deutsche Sprache). Победителем на первых выборах стало прилагательное aufmüpfig (строптивый, непокорный), популярное в немецких СМИ в 1960-х и 1970-х гг. С 1977 г. выбор слова года проводится ежегодно, а с 1991 г. выбирается также «антислово года» и с 2008 г. - «молодежное слово года». В 2015 г. побелителем стало слово flüchtlinge (беглецы, беженцы) [3]. Также выборы слова года проводятся в Великобритании (проводит Издательство Оксфордского университета), Австрии, Швейцарии, США, Австралии, Дании, а с 2013 г. - в Украине.
В России существуют следующие социально-лингвистические проекты: «Слово года» [4], «Словарь перемен» [5], «Словарь года» [6], функционирующие в социальных сетях, «Пресс-слово года», проводимое компанией «Public. ru» [7] и др.
Материалы рейтингов, фиксирующих наиболее значимые слова года, «представляются лингвистически ценными по нескольким причинам. Во-первых, они информативны с точки зрения лексикографии, поскольку дают возможность точного датирования лексических новаций и возвращения устаревшей лексики в активный словарь. В то же время по ним можно с относительной долей вероятности реконструировать изменения языковой картины мира, происходящие в массовом сознании за прошедший год» [1, с. 25]. Рейтинги помогают сделать лингвистический срез уходящего года, подвести краткий вербальный и концептуальный итог, уви-
деть приоритеты общественного внимания и перспективы дальнейшего развития общества.
Для целей нашего исследования актуально, какие слова, зафиксированные в том или ином рейтинге (с учетом специфики каждого из них), отражают «текущий момент» (термин Т. В. Шмелевой) и являются индикаторами социальных изменений 2015 г.
Т. В. Шмелева в начале 1990-х гг. предложила понятие «ключевое слово текущего момента» и перечислила признаки, касающиеся трех аспектов существования слова (текстового, лексического и грамматического), в которых проявляется статус слова, оказавшегося в центре внимания [8, с. 35]. Обладая данными признаками, ключевые слова создают лингвистический портрет той или иной эпохи, связывая целый комплекс событий, идей и понятий [9, с. 60].
В связи со спецификой каждого из указанных российских проектов, связанной с историей создания, направления деятельности, ориентированности на определенную целевую аудиторию, а также с гражданской позицией их создателей и руководителей, рейтинги «Слово года», по версии каждого из проектов, значительно отличаются.
В проекте «Слово года» М. Эпштейна слова собираются через группы, созданные в социальной сети Facebook, где голосование идет по нескольким номинациям («Неологизмы», «Слово года», «Жаргонизм года» и «Выражение года»). Победителей определяет экспертный совет, в состав которого входят филологи, лингвисты, писатели, журналисты, культурологи.
Проект «Словарь перемен», функционирующий в сети «^асеЬоок», был создан писателем Мариной Вишневецкой на волне протестных выступлений 2011 г. В группе состоит около 1630 участников (на 11 апреля 2016), они предлагают новые слова и голосуют за них, так выбирается наиболее популярное, рейтинг прикрепляется отдельным файлом и доступен для просмотра любому пользователю сети.
Проект «Словарь года» создан филологом Алексеем Михеевым в январе 2012 г. в сети «РасеЬоок». В группе ежемесячно составляются списки характерных для данного месяца слов или словосочетаний (обычно они связаны с общественно-политическими событиями в стране и в ми-
56
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
ре), которые выставляются на общее голосование. В конце года эти списки формируются в единый «Словарь года».
Отметим, что «Слово года», «Словарь перемен» и «Словарь года» политически маркированы, большинство слов имеют яркую общественно-политическую окраску. Так, в проекте «Слова года» это - беженцы, санкции (антисанкции, санкционка), война, терроризм, запрещенка (запрещенная еда), Немцов мост, ИГИЛ, минские договоренности. В «Словаре перемен» представлены адекватни-ки, борисЬ, игилизация, крыминг, Новосирия, ополчеченцы, санкционка, хамондировка. В «Словаре года» зафиксированы антимайдан, электромайдан, антисанкции, беженцы, запрещенка, импортозамещение, Шарли.
Лексика, не имеющая ярко выраженной политической окраски, также вошла в указанные рейтинги. Например, в «Словаре перемен» это - селфи, в «Слове года» в основном авторские окказионализмы: лингвалидол (лекарственный препарат, рекомендованный людям с чувствительной ЦНС, болезненно реагирующей на грамматические, орфографические, стилистические ошибки, совершаемые собеседником), соцсед, соцседка (приятель по соцсети; тот, кто постоянно сидит в соцсети), межрождЕственье (промежуток времени между Рождествами по новому и старому стилю, телевязнуть (застрять у телевизора, погрузиться в ТВ), лайчущий (жаждущий лайков). «Словарь года» тоже представил неполитизированную лексику: Карл (мем), Левиафан, кредитомат, селфи-палка, хэштэг, нра.
Рейтинги проекта «Пресс-слово года» обусловлены методикой проведения исследования, которая состоит в мониторинге СМИ (около 15 тысяч изданий) в период с января по декабрь 2015 г. и учете упоминаемости лексических единиц. Поэтому пресс-портрет 2015 г. точно отражает те темы, которые больше всего волновали россиян в ушедшем году. Лидеры 2015 г. - это слова, отражающие тревожную статистику: экстремизм, импортозамещение и ИГИЛ. В пресс-рейтинге слово, оказавшееся на втором месте по упоминаемости, возглавляет ряд слов экономической тематики. Это - экономический кризис, эмбарго, индексация, валютная ипотека, санкционные продукты, санкционка, запрещенка.
Итак, изменения, происходящие в социально-экономической, политической жизни общества, непременно отража-
ются в языке. Социальные импульсы воплощаются в дискурсивных практиках, позволяют понять эти явные и скрытые изменения через язык. Рейтинги «Слово года», помогающие отразить исторически значимые события современности через «ключевые слова текущего момента», безусловно, являются лингвистически ценными. Задача сегодняшнего дня - зафиксировать «ключевые слова», исследуя их на данном этапе развития языка.
1. Иссерс О. С. От серьезного - до смешного: игровой потенциал российского слова года // Политическая лингвистика. 2015. № 4 (54). С. 25-31.
2. Вепрева И. Т. Об актуальной лексеме Крымнаш // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : материалы 13 конгр. МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сент. 2015 г.) / ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. СПб. : МАПРЯЛ, 2015. Т. 2. С. 3135.
3. Wort des Jahres. URL: http://gfds.de/wort-des-jahres-2015/http://gfds.de/wort-des-jahres-2015/ (дата обращения: 08.04.2016).
4. Слово года. URL: https://www.facebook.com/groups/ slovogoda/ (дата обращения: 08.04.2016).
5. Словарь перемен. URL: https://www.facebook.com/notes/ словарь-перемен/словарь-перемен-2014/572996206120248 (дата обращения: 08.04.2016).
6. Словарь года. URL: https://www.facebook.com/groups/ slovogoda (дата обращения: 08.04.2015).
7. Пресс-слово года. URL: http://www.public.ru/press_ slovo_2015/ (дата обращения: 08.04.2016).
8. Шмелева Т. В. Ключевые слова текущего момента // Dol^um. Киев, 1993. № 1. С. 33-41.
9. Иссерс О. С. Лингвистическая диагностика социальных процессов (на материале дискурса о гражданском обществе) // Русский язык в поликультурном мире. VII Международная научно-практическая конференция (8-11 июня 2013 г., г. Ялта): сб. науч. работ / под общей ред. проф. Л. А. Кудрявцевой. Киев, 2014. С. 59-63.
© Мельник Ю. А., 2016
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
57