Научная статья на тему 'Социально-культурные условия формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи и их интеграция в культурно-досуговый процесс'

Социально-культурные условия формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи и их интеграция в культурно-досуговый процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ПРОЦЕСС / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мударисова А. А.

В статье представлен анализ социально-культурных условий формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи и их интеграция в культурно-досуговом процессе с учетом современной социально-культурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи и их интеграция в культурно-досуговый процесс»

Можно сделать вывод о положительном изменении соотношения уровней овладения детьми числом в итоге экспериментальной работы. Если до начала обучения мы не выявили детей, стоящих на самом высоком уровне овладения числом, то в результате работы почти треть детей овладели числами от 1 до 4 на этом уровне. До начала обучения основная масса детей находилась по результатам овладения числами до четырех включительно на третьем уровне, числами после четырех - на втором уровне.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о положительной динамике в уровне развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста, что указывает на эффективность предложенных нами педагогических условий.

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

2. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ПРОЦЕСС

© Мударисова А.А.*

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань

В статье представлен анализ социально-культурных условий формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи и их интеграция в культурно-досуговом процессе с учетом современной социально-культурной ситуации.

Ключевые слова: социально-культурные условия, ценностно-смысловые компетенции, интеграция в культурно-досуговый процесс, социально-культурная идентификация, культурно-досуговый процесс, молодежь.

* Преподаватель кафедры Социально-культурной деятельности.

Социально--культурные условия формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга направлены на мотивацию, формирования познавательного интереса и ценностных ориентаций молодежи, способствуя развитию социального поведения молодежи, в условиях вовлечения ее в различные виды культурно-досуговой деятельности.

Формирование ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга связано с вовлечением молодежи в совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные потребности, физические и другие социальные значимые потребности.

В индивидуально-психологическом плане для молодёжи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества. Однако, сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может, только сохраняя свою личность. Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблема выбора собственной жизненной позиции, базирующаяся на ценностно-смысловых компетенциях.

Рассмотрим и проанализируем социально-культурные условия формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи и их интеграцию в культурно-досуговый процесс.

Одним из важных условий формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга является формирование ценностно-ориентационных установок, направленных на развитие познавательного интереса и творческого культурно-интеграционного потенциала, выступающих регуляторами социального поведения молодежи, связанного с вовлечением их в различные формы культурно-досуговой деятельности.

Каган М.С. считает, что человеку для сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведение. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о социально полезном, идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать [1].

Своеобразие ценностно-ориентационной установки состоит в том, что она направлена на установление отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. Другими словами, она дает не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях.

Большое значение ценностно-ориентационной деятельности придавали и придают психологи. Так, В.Н. Мясищев, впервые поставивший вопрос о необходимости разработки психологии отношений как самостоятельной отрасли,

видел ее назначение в исследовании сознания как отношения личности к действительности, которое всегда имеет избирательный характер и включает в себя потребности, интересы и идеалы личности, являющиеся внутренним потенциалом ее деятельности. Обосновывая свое учение, В.Н. Мясищев исходил из предположения, что в психике и сознании осуществляется не только отражение действительности, но и отношение к ней, а сама избирательность зависит от содержания предмета и его значимости для личности, что и порождает оценку субъектом объекта. В этой связи он определил отношение как основанную на индивидуальном опыте избирательно осознанную связь человека со значимым для него объектом. Поскольку эта связь во многом базируется на эмоциях, то она придает отношению непосредственно оценочный характер [3].

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Проблема состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием выбора продуктов материального и духовного производства. Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей и целей, число которых неуклонно возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием и сложностью формирования ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга.

Формирование ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга выступают регуляторами социального поведения молодежи, если обеспечивают:

- возможности образовательного и профессионального выбора в условиях досуга;

- разнообразия занятий в свободное время;

- потребления духовных ценностей;

- социального творчества, самореализации, самоутверждения.

Основными культурно-досуговыми формами формирования ценностно-

смысловых компетенций молодежи в условиях досуга являются:

- работа в студиях и кружках КДУ коллективах художественной самодеятельности (рок-группы, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии - журналистские, телевизионные);

- оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы;

- конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов);

- вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);

- камерные формы работы - литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные;

- тайм-менеджементы, черлидинг, студенческие лагеря с проектно-игровой культурой, диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции;

- экскурсионная работа - ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы;

- встречи с интересными людьми, построенные в различных формах -беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;

- концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

Следующим важным условием формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи является реализация интеграции искусств и культуры как фактора социально-культурной идентификации молодежи.

Социально-культурная идентификация связана с процессом определения личностью своих смысловых позиций в окружающем его социальном и культурном пространстве. От того, кем и как глубоко осознает себя личность, зависит ее жизненная позиция, общая мотивация, отношение к творчеству, к другим людям. Посредством социально-культурной идентификации приобретаются и усваиваются нормы, ценности, роли, качества представителей тех социально-культурных групп, к которым принадлежит, принадлежит молодежь.

Социально-культурная деятельность как специфическая сфера жизни человека способна интегрировать в себе психические явления, подпадающие под вышеназванные варианты понятия «идентификация». Молодежь, участвуя в создании, распространении и потреблении культурных ценностей, одновременно является субъектом идентификационных психических явлений. Он и уподобляет себя другим значимым людям, и отождествляет себя с героем художественного произведения, и приписывает им свои черты и свойства. Но самое главное - в ходе социально-культурной деятельности молодежь приобретает и усваивает нормы, ценности, роли и качества представителя своего молодежного сообщества, своей будущей профессии.

Ценностно-смысловые компетенции позволяют обеспечивать: принятие различий и мультикультурность, понимание и соблюдение базовых ценностей культуры, понимание толерантности, способности к социальной адаптации, развивать навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, формировать готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

Опираясь на социокультурный подход, который предполагает необходимость формирования ценностного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в культуру, и потребность в организации такого культурно-досугового процесса и создании такой социокультурной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека.

Список литературы:

1. Каган М.С. Опыт системного анализа / М.С. Каган. - М.: «Просвещение», 1974. - С. 101.

2. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие / Н.Ф. Максютин. - Медицина, 1995. - 140 с.

3. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. - Л., 1980 - 117 с.

4. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. - Л., 1987. - 207 с.

МЕТОД МАТЕМАТИЧНОГО МОДЕЛЮВАННЯ У ПРОЦЕС1 ФАХОВО1 П1ДГОТОВКИ 1НЖЕНЕР1В-ПЕДАГОГ1В

© Опанасенко В.П.*, Манжара В.М.*

Глухiвський нацюнальний педагопчний ушверситет iм. Олександра Довженка, Украша, м. Глух1в Глух1вський агротехшчний шститут iм. С.А. Ковпака Сумського нацюнального аграрного ушверситету, Укра1на, м. Глух1в

Стаття присвячена питанню використання методу математичного моделювання п1д час оргашзаци та проведения наукових дослiджень, а

* Ассистент кафедры Профессионального образования и технологий сельскохозяйственного производства Глуховского национального педагогического университета им. Александра Довженко.

* Старший преподаватель кафедры Процессов, машин и оборудования агропромышленного производства Глуховского агротехнического института им. С.А. Ковпака Сумского национального аграрного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.