Научная статья на тему 'Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности'

Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4260
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SYSTEM OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / SOCIAL AND CULTURAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарковская Наталия Владимировна

В статье рассматривается сущность понятия «социально-культурная активность» в контексте педагогической системы социально-культурной деятельности. Акцент сделан на анализе теоретического постижения сути понятия социально-культурной активности, связанного с выделением её структуры; обозначением противоречий, характеризующих исследуемое понятие как научный феномен, а также установлением его «теоретического окружения» с другими понятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY - THE CONCEPT OF MODERN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

The article considers the essence of the concept “social and cultural activity” in the context of the pedagogical system of social and cultural activities. Emphasis is placed on the analysis of the theoretical comprehension of the essence of the concept of social and cultural activity associated with the release of her structure; the designation of the contradictions that characterize the studied concept as a scientific phenomenon, as well as establishing the “theoretical environment” with other concepts.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности»

Социально-культурная активность

— понятие современной социально-культурной деятельности

УДК 37.013

Н. В. Шарковская

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается сущность понятия «социально-культурная активность» в контексте педагогической системы социально-культурной деятельности. Акцент сделан на анализе теоретического постижения сути понятия социально-культурной активности, связанного с выделением её структуры; обозначением противоречий, характеризующих исследуемое понятие как научный феномен, а также установлением его «теоретического окружения» с другими понятиями.

Ключевые слова: социально-культурная активность, педагогическая система социально-культурной деятельности, социокультурное взаимодействие.

N. V. Sharkovskaya

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

SOCIAL and cultural activity — the concept of modern SOCIAL and cultural activities

The article considers the essence of the concept "social and cultural activity" in the context of the pedagogical system of social and cultural activities. Emphasis is placed on the analysis of the theoretical comprehension of the essence of the concept of social and cultural activity associated with the release of her structure; the designation of the contradictions that characterize the studied concept as a scientific phenomenon, as well as establishing the "theoretical environment" with other concepts. Keywords: social and cultural activity, pedagogical system of social and cultural activities, social and cultural interaction.

В понятийно-терминологической системе социально-культурной деятельности понятие «социально-культурная активность» занимает одно из ведущих мест. Источником её становления и развития выступает сущность, то есть органическое содержание предмета, проявляющееся в единстве разнообразных форм его существования. Поэтому дискурс выстраивается как рассуждение о константном, инвариантном содержании понятия. Это рассуждение базируется на общенаучных

подходах постижения социокультурной действительности.

Представители гносеологического подхода (В. М. Анисимков, Е. А. Ануфриев, Т. С. Лапина, И. И. Лапшин, Л. Н. Коган, Ю. Д. Красильников, В. Б. Синецкий и другие) рассматривают сущность социально-культурной активности с точки зрения проблем теории познания, независимо от того конкретного состояния, в котором понятие находилось на том или ином этапе своего историко-педагогического разви-

ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

116 SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate

Professor, Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: [email protected] © Шарковская Н. В., 2016

тия. В поле зрения учёных находится освещение таких проблем, как диалектическое понимание сущности социально-культурной активности и её взаимоотношений с миром культуры во всём его многообразном проявлении; понятие личности как субъекта социально-культурной активности; дихотомия социальной и культурной активности. В рамках данного подхода следует выделить труды А. Моля, Г. Башляра, Ж. Дювиньо, в которых освещены такие вопросы познания сущности социально-культурной активности, как природа и существование социально-культурной активности, их обусловленность культурой индивидуальной и культурой социальной, в которых данный вид активности задан (А. Моль); возможность отношений между личностью и культурой как «нового научного разума» (Г. Башляр), объём культуры творческой личности в социальном поле (Ж. Дювиньо); поиск единиц измерения культуры и, соответственно, социально-культурной активности индивидуума (А. Моль) и т.д. В пределах этого научного подхода социально-культурная активность представлена как система социальных и культурных компонентов, или атомов [2], развитие которой обусловливается зависимостью от конкретного уяснения её сущности.

Научный обзор по проблеме исследований сущности социально-культурной активности на рубеже той или другой историко-культурной реальности позволяет отнести работы Г. С. Батищева, Л. С. Жарковой, М. С. Кагана, Е. М. Клюско, В. С. Садовской, Ю. А. Стрельцова, Н. Н. Ярошенко и других к следующей группе современных изысканий в сфере социально-культурной деятельности.

Социально-культурная активность рассматривается в широком культурном и педагогическом контекстах, что является значимым для выявления места понятия

в системе других терминов теории и практики социально-культурной деятельности. К характерным своеобразиям этого подхода относится: определение проблемного состава векторов функционирования социально-культурной активности в общественной и культурной сферах; взаимосвязь понятия с другими понятиями социально-культурной деятельности, прежде всего с понятиями «социально-культурное взаимодействие», «индивидуальная, групповая и коллективная социально-культурная деятельность»; приоритетность использования личностно-ориентирован-ных методов в противовес методам генерализации. Своеобразием данного общенаучного подхода к познанию социально-культурной активности выступает то, что на объективность уяснения её сущности оказывает влияние целая палитра исторических, социально-педагогических закономерностей развития педагогического процесса социально-культурной деятельности [4].

В русле этого подхода познание сущности социально-культурной активности предстаёт как процесс кумуляции объёма знаний в пределах социокультурного пространства, в ходе которого осуществляется непрерывное расширение сферы постижения возможностей её проявления и всё более глубокого проникновения в суть взаимных отношений с окружающим миром. Достигается это на основе выделения основополагающих периодов исто-рико-педагогического генезиса самой теории социально-культурной деятельности.

В реальной действительности вышеназванные подходы-направления выступают не как отвергающие, а, точнее, как восполняющие друг друга, невзирая на предпринятый нами формальный аспект их размежевания. В связи с этим в качестве основы процесса изучения сущности социально-культурной активности

нами используются подходы общенаучного масштаба: системный, структурный, функциональный, применяемые в рамках данных подходов-направлений.

Что касается разнообразия приёмов теоретического постижения сущности исследуемого понятия, то наиболее продуктивными, на наш взгляд, являются:

а) обозначение противоречий, характеризующих понятие социально-культурной активности как научного феномена, обладающего индивидуальной спецификой;

б) рассмотрение её теоретического окружения с ведущими понятиями социально-культурной деятельности [3].

Собственно гносеологическая структура понятия социально-культурной активности формируется под влиянием исторически совершенствующейся структуры социально-культурной деятельности, поэтому характеризуется единством таких противоречивых частей, обусловленных характером и уровнем развития субъекта социально-культурной активности, как общее и особенное. В качестве общего выступает понятие «активность», в качестве особенного — понятия «социальная» и «культурная». Рассмотрение их обусловливает процесс установления соотношения данных понятий в структуре цельного понятия «социально-культурная активность», а также выявление факторов его закономерного развития.

На основании вышесказанного нами выделяется несколько взаимообусловленных научных позиций к современному представлению сущности социально-культурной активности. Согласно первой позиции, совокупности наиболее распространённых форм социальной активности (коммуникативной, рекреативной, спортивной, экологической и пр.), проявляющиеся в социально-культурной деятельности, образуют социально-культурную активность. Суть второй позиции состоит

в том, что существующие в социокультурной действительности совокупности форм (а социально-культурная активность представляет собой такую совокупность форм, хотя не всякая совокупность форм есть социально-культурная активность) можно разделить на два больших класса: социально-культурная активность с творческой выраженностью и социально-культурная активность с формальной выраженностью.

Творческая выраженность социально-культурной активности — это такая способность личности к преобразовательным процессам в социокультурной среде, в результате которой демонстрируется осознанное отношение к избранным сферам социально-культурной деятельности (досугу, народной художественной культуре, информальному образованию и т.д.), к овладению первоэлементами социокультурного, в том числе педагогического мастерства, складывающимися на основе приобретённого жизненного опыта.

В результате у личности вырабатываются собственные модели социального поведения в культурной сфере. Формальный тип проявления социально-культурной активности состоит в том,что личность, не задумываясь в надлежащей мере над выбором той или иной сферы социально-культурной деятельности, не осознаёт ценности своей новой социальной роли (профессионала, любителя). Она создаёт лишь видимость проявления активности в педагогическом процессе того или иного учреждения социокультурного профиля, показывая образцы социального инфантилизма и отсутствие желания развить у себя творческое мышление [1].

Преимущественная обусловленность оформления данных типов социально-культурной активности факторами объективно-субъективного (новая социокультурная среда, различная интенсивность

накопления знаний, опыта использования форм социально ответственных действий) и субъективного планов (неодинаковая степень сформированности культурных ценностей, личного отношения к той или иной сфере социально-культурной деятельности, выраженности навыков самостоятельности при решении педагогических задач) в целом оказывает воздействие на процесс становления социальной зрелости личности.

Анализ сущности понятия социально-культурной активности будет не полным, если не обратиться к рассмотрению противоречий, характеризующих данное понятие как научный феномен. В методологическом плане принципиальное значение имеет противоречие между отражёнными в самом понятии процессами социальной и культурной действительности, с одной стороны, и условиями истинности результатов их осознания — с другой. Иными словами, наблюдается дисгармония между онтологическими и гносеологическими аспектами сущности понятия. Выявленное противоречие способно прослеживаться в процессе образования и становления развивающегося понятия социально-культурной активности, то есть в историко-педа-гогическом генезисе.

При изучении сущности понятия социально-культурной активности с позиции качественного и количественного аспектов между ними также возникает противоречивость. Она состоит в двойственности, которая возникает между ориентацией к достижению предельной формализации содержания понятия социально-культурной активности, с точки зрения принятых в теории социально-культурной деятельности научных правил, и невозможностью постижения сути полной формализации без обеднения его содержания. Результатом данного противоречия выступает выработка оптималь-

ной для каждой парадигмы социокультурной деятельности конгломерации качественного, то есть смыслового, и количественного её содержательных аспектов при непосредственном сохранении их формальных свойств. Заметим, что противоречия между формой и содержанием, качеством и количеством в социально-культурной действительности, их отражением в научном познании причисляются к устойчиво движущим силам развития понятий, в том числе понятия социально-культурной активности.

Перечень противоречий может быть дополнен противоречием между разнообразными в содержательном плане вариациями понятия социально-культурной активности. Данное противоречие выступает как последствие неоднозначного истолкования сущности социально-культурной активности, применения определённой множественности содержательных её характеристик не только в традиционных видах теории и практики социально-культурной деятельности, но и в отличающихся между собой отраслях гуманитарного знания: культурологии, социологии, социальной педагогике. Результатом разрешения данного противоречия является выявление конкретной, неизменяющейся эссенции в содержании понятия социально-культурной активности. Данное противоречие систематически повторяется и постоянно разрешается каждый раз на качественно другом уровне в зависимости от исторического периода развития социально-культурной деятельности.

Противоречием можно считать и тот факт, что понятие социально-культурной активности как таковое обладает определённым содержанием, безотносительно к прочим понятиям педагогической системы социально-культурной деятельности. Однако его содержание может быть раскрыто лишь в пропорции с другими поня-

тиями, образующими терминологическое ядро понятийного аппарата социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли педагогической науки. Это — расхождение между относительной самостоятельностью понятия социально-культурной активности и его внутренне присущей зависимостью от понятийного аппарата социально-культурной деятельности в целом.

Итак, разрешение противоречий в контексте педагогической системы социально-культурной деятельности интерпретируется в плане преобладания одной противоположной тенденции в понятии социально-культурной активности над другой без учёта освещения вопроса о том, «снимается» ли при этом всецело бывшее противоречие или же возобновляется снова. Нами это предпринято для того, чтобы показать, что среди действенных приёмов постижения сущности понятия социально-культурной активности выступает так называемый приём «теоретического окружения», основанный на рассмотрении трансформационных связей данного понятия с другими понятиями социально-культурной деятельности.

Итак, понятие социально-культурной активности, будучи введённым в педагогическую систему социально-культурной деятельности, оказывается связанным с корпусом тех научных понятий, которые способны в достаточной степени отражать её целостность. К таким понятиям мы относим социокультурное взаимодействие, личную и коллективную социально-культурную деятельность. Попытаемся обозначить основные линии трансформационных связей данных понятий, намеченные нами на основе использования классических принципов организации педагогического процесса в социокультурной среде: принципа гуманистической направленности, последовательности

и систематичности, связи с объективной действительностью.

Так, функционирование социально-культурной активности специалистов социокультурной сферы и представителей культурных общностей обусловливается социокультурным взаимодействием, интегрирующим индивидуальные и социальные действия в конкретных сферах совместной социально-культурной деятельности. Предпринимается это для создания комфортной микросреды как своеобразной, эмоциональной картины социальной группы участников данной деятельности (первая линия трансформационной связи).

Направленность социокультурного взаимодействия на более полное раскрытие индивидуальных возможностей, коммуникативных, организаторских способностей участников коллективной социально-культурной деятельности достигается в ходе моделирования социокультурных ситуаций. При этом активно-творческое овладение ими теоретическим и практическим материалом общекультурной содержательности ассоциируется со своеобразной поддержкой со стороны специалистов социокультурной сферы, базирующейся на основах диалога, полилога и авансирования доверием. Доверие, будучи встречным процессом, соответствующим норме межличностных отношений, позволяет взаимно выражать именно те цели, которые являются для них первостепенными в личной социокультурной деятельности (вторая линия трансформационной связи).

Продуктивность педагогического процесса в социальных институтах обеспечивается уровнем проявления социально-культурной активности участников социального взаимодействия, определяющимся степенью как избирательности социальных норм, ценностных ориента-ций, так и контакта с культурной средой.

Это позволяет рассматривать их в качестве субъектов социально-культурной деятельности, имеющих определённую социальную позицию, личное мнение (третья линия трансформационной связи).

Таким образом, теоретическое постижение сущности понятия социально-культурной активности связано с выделением её структуры (гносеологический аспект); обозначением противоречий, характеризующих данное понятие как научный феномен, а также установлением его «теоретического окружения» с другими понятиями. Сформулируем определение понятия социально-культурной активности через указание на его родовые свойства: целостное и полифункциональное явление в педагогической системе социально-

Примечания

1. Ариарский М. А, Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования : монография / Российская акад. образования, Ин-т педагогики и психологии профессионального образования. Казань : Данис, 2007. 155 с.

2. Моль А. Социодинамика культуры : [интеллектуальный рынок и культура, передача культурного сообщения, повседневность культуры и интеллектуальное творчество, радио и телевидение, циклы распространения культуры] : перевод с французского / вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова и С. Н. Плотникова. Изд. 3-е. Москва : Изд-во ЛКИ, 2007. 405 с., ил.

3. Шарковская Н. В. Сущность социально-культурной активности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 174—178.

4. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071800 — Социально-культурная деятельность. [Изд. 2-е, испр. и доп.]. Москва : МГУКИ, 2013. 455 с.

References

1. Ariarsky M. A., Ivlieva I. A. Obshchekul'turnoe razvitie lichnosti v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Common cultural development of the personality in system of continuous professional education]. Kazan, Publishing house "Danis", 2007. 155 p.

2. Moles A. A. Sociodynamique de la cultu (In Rus. ed.: Mol A. Sotsiodinamika kul'tury: intellektual'nyi rynok i kul'tura, peredacha kul'turnogo soobshcheniya, povsednevnost' kul'tury i intellektual'noe tvorchestvo, radio i telev-idenie, tsikly rasprostraneniya kul'tury [Culture sociodynamics: intellectual market and culture, transfer of the cultural message, daily occurrence of culture and intellectual creativity, radio and television, cycles of dissemination of culture]. 3nd edition. Moscow, Publishing house "LKI", 2007. 405 p.)

3. Sharkovskaya N. V. Sushchnost' sotsial'no-kul'turnoi aktivnosti [Essence of social and cultural activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2007, No. 3, pp. 174—178.

4. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [History and methodology of the theory of social and cultural activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 455 p.

культурной деятельности, которое формируется в ходе освоения личностью социального опыта, вбирающего спектр культурных ценностей, для удовлетворения духовных потребностей и любительских интересов в педагогическом процессе ведущих институтов социально-культурной сферы.

Признавая относительность значения данного определения, отметим, что выявление сущности понятия социально-культурной активности — одна из ступенек на пути познания его как объективно целого понятия социокультурной сферы, а познание никогда не может быть всеобъемлющим. В связи с этим наше определение имеет характерную особенность открытости и в определённой мере неполноты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.