Б01: 10.12731/2218-7405-2015-5-13 УДК 140.8
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Громова Т.Н.
Цель статьи - анализ социально-исторических предпосылок формирования юридического мировоззрения как комплексной системы чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанных на определяющей роли права и законности в социальной жизни. Задачи работы - выявление основных факторов появления юридического мировоззрения в Новое время, определение значения юридического мировоззрения для последующего социального развития.
В статье использован сравнительно-исторический метод, позволивший сопоставить традиционное и модерное общество, феодальное и буржуазное право. Применение социокультурного подхода способствовало выявлению факторов формирования юридического мировоззрения, в числе которых объединяющее значение права, возрастание его роли, антифеодальные настроения, гражданское общество, идеи о естественном праве.
Автор делает вывод о том, что появление юридического мировоззрения освободило человека от пиетета перед религией и политической властью феодального типа, схоластикой и догматическими авторитетами, предложив ему новую систему ценностей, основанную на разуме и равенстве. Именно оно сформировало уважение человека к правам и свободам, доверие к демократическим институтам, законопослушность, обостренное чувство социальной справедливости.
Разработка юридического мировоззрения внесла вклад в развитие правовой мысли, представлений о правовых и конституционных основах государственной политики. В итоге современная юриспруденция стала развитой системой хорошо изученных норм, отраслей, институтов, востребованной во всех сферах общественной жизни.
Результаты статьи могут найти применение в образовательной деятельности при разработке курсов по истории права и философскими проблемам мировоззрения.
Ключевые слова: юридическое мировоззрение; социальные факторы; право; законность; социальная философия.
SOCIAL AND HISTORICAL FACTORS OF LEGAL WELTANSCHAUUNG
DEVELOPMENT
Gromova T.N.
The purpose of the article is to analyze socio-historical conditions offormation of the legal Weltanschauung as a complex system of feelings, values and rational ideas about society, based on the determining role of law and legislation in social life. Objectives of the paper are to identify the main factors of the legal Weltanschauung appearance in modern times, and to define the role of the legal Weltanschauung for future social development.
The comparative-historical method is used, which allowed to compare the traditional and the modern society, the feudal and bourgeois right. The use of socio-cultural approach helped the author to identify factors of the development of the legal Weltanschauung, such as uniting role of the low, increase of its role, anti-feudal sentiments, civil society, and the idea of natural law.
The author concludes that the legal Weltanschauung has freed man from reverence to religion and political power of the feudal type, scholastic and dogmatic authorities offered him a new set of values based on reason and equality. It has shaped the respect to human rights and freedom, trust to democratic institutions, law-abidance, and sense of social justice.
Development of the legal Weltanschauung has contributed to the development of legal thought, understanding of the legal and constitutional foundations of state policy. The result was the development of modern law system of well-studied standards, sectors, institutions, needed in all spheres of public life.
The results can be used in educational activities in the development of courses on the history of law and the philosophical problems of Weltanschauung.
Keywords: legal Weltanschauung; social factors; rules; laws; social philosophy.
Введение
Наряду с другими мировоззренческими формами, начиная с Нового времени все большое значение в социальной жизни человека стало приобретать юридическое мировоззрение - комплексная система чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанная на определяющей роли права и законности в социальной жизни.
Юридическое мировоззрение ознаменовало переход европейского общества к рациональности и конвенциональности. Теперь не религия и не церковь определяли общественные отношения: их стабильность, по мнению теоретиков Просвещения, зависела, прежде всего, от государственного и правового порядка, воплощенного в справедливых законах. Фактически философия в XVII-XVIII столетиях поставила право на место теологии. «Это было теологическое мировоззрение, которому придали светский характер. Место догмы, божественного права заняло право человека, место церкви заняло государство» [4, c. 496].
Юридическое мировоззрение с его идеей о верховенстве законности и права, стремлением к социальной справедливости, социальным оптимизмом и рационализмом можно считать духовным обоснованием европейского «проекта Модерна». Вне контекста юридического мировоззрения теряют смысл понятия гражданского общества, правового государства, верховенства закона, правосознания и т.д. Таким образом, анализ юридического мировоззрения является необходимым условием понимания современного общества и условий его развития.
Обзор иностранной и отечественной литературы
Слово «мировоззрение» (Weltanschauung) возникло в немецкой классической философии. В современной философии (Дж. Андерсон, Д. Наугл, Р. Де Витт) особо подчеркивается, что всякий социальный субъект, как личность, так и группа, стремится к системному постижению бытия и связей между людьми, обществом и природой, т.е. к формированию мировоззрения, элементом которого является система воззрений на право [14, 15, 16].
В историко-философском контексте понятие «юридическое мировоззрение» было исследовано Ф. Энгельсом в работе «Юридический социализм», где утверждалось: «Религиозное знамя развевалось в последний раз в Англии в ХVП веке, а менее пятидесяти лет спустя новое мировоззрение выступило во Франции уже без всяких прикрас и это юридическое мировоззрение должно было стать классическим мировоззрением буржуазии» [4, c. 496].
В России был издан ряд работ по проблеме юридического мировоззрения, проведены исследования по отдельным аспектам этой темы. В частности, историко-правовые и аксиологические аспекты юридического мировоззрения рассматривала Г.В. Паластрова [6]. Эволюция юридического мировоззрения в социальной философии Нового времени была проанализирована А.А. Басиным [3]. Е.П. Науменко описал антропологические характеристики современного юридического мировоззрения в России [5]. Необходимо признать, что обобщающих работ междисциплинарного плана по юридическому мировоззрению пока нет.
Постановка задачи
Социально-исторические предпосылки формирования юридического мировоззрения в целом совпадают с предпосылками формирования других малых форм мировоззрения: научного, экономического и т.д. Тем не менее, они имеют свои особенности, которые позволили юридическому мировоззрению на рубеже XVII-XVIII вв. занять доминирующее положение в общественном сознании, изменив духовную действительность Западной Европы, и тем самым детерминировать ее будущее развитие.
Основной задачей статьи является выявление основных факторов, способствовавших формированию юридического мировоззрения в Европе. В качестве дополнительной задачи статьи предполагается определение роли юридического мировоззрения в современном обществе.
Описание исследования
Важное условие формирования юридического мировоззрения вытекает из особенностей развития европейского права. В период серьезных социальных потрясений, которые сопровождали переход от традиционного общества к современному, коренные изменения наблюдались во всех сферах общественной жизни. Кардинальным образом изменился экономический уклад, представления о политике, формы социальной общности (от Gemeinschaft к Gesellschaft) [8]. В духовной сфере с авансцены ушла религия, появилась наука как мощный социокульурный институт, традиционные моральные ценности сменились буржуазной моралью успеха. Право на фоне всех этих трансформаций оказалось наиболее стабильным сектором отношений. Основные принципы римского права были восприняты варварскими государствами, определив развитие средневековой юриспруденции. На этих же принципах выстраивалось право национальных государств Нового времени. Для законодательства Европы римское право играло такое же объединяющее значение, как латынь для науки. Фактически получилось, что для разных исторических и культурных типов общественной жизни (античной, средневековой, новоевропейской) могли быть применимы одни и те же правовые формы. Это свидетельствовало об их универсальном значении, даже исторической неизменности.
Тем не менее, следует принимать во внимание и то, что, хотя формы были схожи, содержание правосознания изменялось с течением времени. С этой точки зрения феодальное и буржуазное право могут быть противопоставлены друг другу. В феодальном праве нет универсализма, оно разделяет, а не объединяет людей. Формула такого права - «Запрещено все, что не разрешено».
Новоевропейское право провозглашает всеобщее равенство всех без исключения людей перед законом - оно пытается преодолеть партикулярность старого права с тем, чтобы приблизиться к всеобщности, подобной всеобщности морали. Формула нового права - «Разрешено все, что не запрещено». Такая формулировка позволяет расширить пространство творческих возможностей человека.
Другой предпосылкой появления юридического мировоззрения стало возрастание значения роли права в отношениях между людьми в обществе Нового времени сравнительно с другими периодами исторического развития. Основными скрепами, обеспечивавшими «механическую солидарность» (Э. Дюркгейм) традиционного общества, были общие традиции и моральные ценности. В условиях современного общества, с его специализацией, дифференциацией и разделением труда для многомерных социальных, экономических, политических отношений потребовались гибкие искусственные регуляторы, выстроенные на рациональной научной основе и пригодные для упорядочивания различных сфер деятельности. Идеальным регулятором такого рода является право. Таким образом, в обществе нового типа роль и статус права многократно повысились.
Важным условием формирования юридического мировоззрения также стали антифеодальные настроения, распространявшиеся в обществе. Интеллектуальной элите было понятно, что консервация иерархических отношений, основанных на сословных различиях, тормозит развитие общества, подавляет свободную инициативу, ведет к многочисленным злоупотреблениям. В абсолютистских государствах (например, Франции XVII в.) власть не просто отдалилась от народа - она противопоставила себя ему, не обеспечив должной защиты прав большинства. В этих условиях наилучшим выходом представлялось ограничение власти. Лучше всего справиться с этой задачей могли законы. Идеологи Просвещения выступили с основополагающим для юридического мировоззрения лозунгом «заменить правление людей правлением закона».
Укрепление правовых институтов и усиление власти закона были, несомненно, в самых насущных интересах формирующегося класса буржуазии. Для развития капиталистической экономики необходимо было поставить во главу угла права личности, частной собственности, неприкосновенность бизнеса, работающего в правовом поле, гарантии невмешательства государства в личную жизнь и экономическую деятельность собственника. Все это могло быть обеспечено только при условии реального, а не декларируемого верховенства права и распространения юридического мировоззрения в массах.
Ф. Энгельс писал: «Борьба этого нового восходящего класса против феодалов должна была стать политической борьбой за обладание государственной властью и вестись за правовые
требования, - этот факт способствовал упрочению юридического мировоззрения» [4, с. 496]. С другой стороны, выход юридического мировоззрения на авансцену истории обозначал укрепление позиций буржуазии в обществе.
Говоря об отношении к государству в рамках юридического мировоззрения, необходимо отметить, что оно было двойственным. С одной стороны, государство ограничивалось гражданским обществом, с другой - объявлялось основным институтом регуляции общественной жизни. Это кажущееся противоречие связано с наличием представлений о двух абсолютно противоположных по духу типах государства: абсолютистском и правовом.
Важным фактором, способствовавшим формированию юридического мировоззрения, стало зарождение гражданского общества как системы отношений, свободной от диктата авторитарного государства.
Появление гражданского общества стало результатом постепенного политического освобождения людей в Европе, приобретения ими универсальных, прав и свобод, т.е. превращения подданных в граждан. Такое закономерным превращение было следствием отграничения сферы личной жизни от публичной и обеспечения невмешательства государства в частные проблемы граждан. Собственно первым признаком феодального абсолютистского государства считались его патерналистские претензии и желание вмешиваться в те сферы, которые человек вполне способен решать самостоятельно.
Место такого государства и должно занять правовое государство, то есть такое государство, где право и справедливость, а не сила и власть обладают верховенством в политической сфере. Такое государство должно, прежде всего, служить гарантом бесперебойного функционирования права, то есть способствовать созданию правопорядка, обеспечению равенства политических возможностей, формированию конкурентной среды в экономике, незыблемости договорных отношений.
Действительно, если общество понимается как совокупность равных индивидов - свободных предпринимателей, производителей, покупателей, то возникает вопрос регуляции многомерных экономических, политических, социальных связей, которая бы кардинальным образом отличалась от негибкой и неэффективной регуляции иерархической вертикали власти при феодализме. Наиболее гибкий регулятор для Нового времени - это право. По этой причине именно оно мыслилось как связующее начало для общества, а государство, охраняющее право - как центральный институт социальной жизни.
Поэтому следует считать верными высказываниями и то, что понятия «государство» и «общество» в Новое время были разведены, и то, что государственные отношения стали пони-
маться как основа общественных отношений. Только в первом случае понятие «государство» следует понимать как абсолютистское, а во втором - как правовое.
Снижение удельного веса религиозности в общественной жизни привели к поиску новых стандартов для обоснования экономической, политической, духовной деятельности. Если ранее такие обоснования искали в теологии (ссылках на священное писание, работы отцов церкви, решения соборов), то теперь их пытались вывести исключительно из разума и опыта. Если для обоснования права господства феодалов использовались религиозные представления, то для обоснования права господства капиталистов - ссылки на разумный порядок вещей и правовой порядок.
Обоснование юридического мировоззрения было сделано при помощи ссылок на естественное право, которое жестко детерминировало особенности нового социального порядка. Естественное право как совокупность неотъемлемых норм, принципов и прав, базирующихся на естественной, извечной природе человека, стало тем фундаментом, на которой строилась вся система аргументации, поддерживающая идеологические выкладки юридического мировоззрения.
При помощи отсылок на естественное право критиковался старый порядок и обосновывался новый. Все устаревшие институты объявлялись несоответствующими вечным принципам естественного права, нерациональными, неэффективными. Предлагалось заменить их новыми институтами и ценностями, которые были бы разумны и вытекали из природы самого человека, непреложных основ социальной жизни, законов мироздания в целом. Так, если природа создает всех людей равными, то неразумно требовать привилегий для определенных сословий и классов. Феодализм представлялся апофеозом «неразумности» и противопоставлялся будущему обществу, устроенному на абсолютно разумных началах. В этом обществе независимые и самодостаточные индивиды могли бы свободно обмениваться товарами, конкурировать и выстраивать добровольные договорные отношения на стабильной правовой основе, в то время как государство, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность, должно лишь ограничиваться ролью «ночного сторожа», гаранта и охранителя права.
Теория естественного права является основой юридического мировоззрения. Она признает всех людей без исключения равными друг другу и обладающими одинаковой природой. Из этого равенства выводились «вечные законы» естественного права, а уже из них - установления позитивного права.
В Новое время юриспруденция стала основой для социально-философских построений. При этом философы - Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гегель и др. создали совершенно новые мировоз-
зренческие теории, основываясь не на традиции и авторитете, а на реальных потребностях общества [1]. А.С. Ахиезер отмечал: «Социальная философия стремится к построению теории функционирования и развития общества. Фактами философа при этом являются теории специальных наук. Акцент здесь переносится не на готовую заданную идею, как это имело место в теоретических построениях Средневековья, а на ее формирование авторами концепций социальной философии, который берет на себя за нее ответственность» [2, с. 20]. Важнейшей из таких концепций стала теория юридического мировоззрения.
Конечно, юридическое мировоззрение было односторонним и фрагментарным, но оно позволило осознать важность права в общественной жизни. Изучение юридического мировоззрения как составной части общей системы философского мировоззрения способствует лучшему пониманию социального мира: «Сегодня, обладая знанием о диалектике целого и части, мы имеем возможность переформулировать свои представления о мире, т. е. сконструировать мировоззрение, адекватное качественно новому состоянию человечества» [9, с. 102].
Несомненно, появление юридического мировоззрения сыграло важную роль в истории Европы, предопределив многие черты культуры и общественной жизни.
Прежде всего, оно освободило человека от пиетета перед религией и политической властью феодального типа, схоластикой и догматическими авторитетами, предложив ему новую систему ценностей, основанную на разуме и равенстве, предоставило ему право на свободный моральный выбор, не заданный государством или авторитетом [7].
Юридическое мировоззрение закрепилось в самосознании просвещенной Европы и стало необходимым элементом ее общественной психологии и идеологии. Во многом именно оно сформировало характерное для западноевропейской культуры уважение человека к правам и свободам, доверие к демократическим институтам, законопослушность, обостренное чувство социальной справедливости.
Результатом распространения юридического мировоззрения стало принятие Декларации независимости США (1776 г.) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.), положения которых легли в основу конституций многих стран мира, включая Россию.
В ХХ в. история не единожды показала, что все попытки решения социальных проблем вне правового поля приводят к катастрофам: установлению авторитарного правления, истреблению инакомыслия, мировым войнам и т.д. Результатом ограничения прав и свобод, отказа от равенства неминуемо становятся самые жестокие преступления против человечности.
В конце 1940-х годов, после переосмысления опыта второй мировой войны и осуждения ее виновников, юридическое мировоззрение пережило свой ренессанс. Возрождение интереса
к естественному праву, свободам, равенству привело к появлению к появлению Всеобщей декларации прав человека, пронизанной морально-правовым пафосом.
Заключение
Юридическое мировоззрение - это комплексная система чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанная на определяющей роли права и законности в социальной жизни. К числу основных факторов формирования юридического мировоззрения можно отнести стабилизирующее значение права, возрастание его роли в Новое время, антифеодальные настроения, формирование гражданского общества, идеи о естественном праве.
В целом, социальное развитие с начала Нового времени вплоть до настоящего времени характеризуется постоянным повышением роли права в системе общественных регуляторов [15]. Сегодня трудно найти идеологов, поддерживающих точку зрения, что ради каких-либо выгод можно отступиться от правых норм. Юридическое мировоззрение показало, что условием поступательного развития общества является возрастание роли правовых механизмов в отношениях между людьми, при гарантировании основных прав и свобод, обеспечении правопорядка. Это позволяет говорить о юридическом мировоззрении как о значимом факторе развития человечества и индикаторе социального прогресса.
Во многом следствием нового разворота общества ХХ столетия к праву (а именно к правам человека) стало повышение интереса в политической и моральной философии к проблеме справедливости и ответственности [10, 11, 12, 13].
Разработка философами Нового времени юридического мировоззрения внесла важный вклад в развитие собственно правовой мысли, в разработку представлений о правовых и конституционных основах государственной политики. В итоге современная юриспруденция стала развитой и разветвленной системой норм, отраслей, институтов, востребованной во всех сферах общественной жизни.
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Концепция социальной философии в усложняющемся мире // Власть. 2005.
№ 7. С. 54-63.
2. Ахиезер А.С. Новые задачи социальной философии в условиях усложнения социальной
жизни // Новые идеи в социальной философии. Коллективная монография. - М.: ИФ РАН,
2006. С. 20-37.
3. Басин А.А. Эволюция «юридического мировоззрения» в социальной философии Нового времени: Дис. ... канд. филос. наук. - Мурманск, 1999. 200 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - М.: ГИПЛ, 1961. Т. 21. 782 с.
5. Науменко Е.П. Антропологические характеристики современного юридического мировоззрения в России // Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы: в 2-х ч. Ч. I. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 130-134
6. Паластрова Г.В. Юридическое мировоззрение: Историко-правовые и аксиологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2008. 27 с.
7. Сычев А.А. Право на выбор в прикладной этике // Прикладная этика как фронестика морального выбора. Ведомости прикладной этики. Вып. 40. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2012. С. 1423.
8. Сычев А.А. Развитие представлений о солидарности в общественной мысли // Интеграция: теоретические и прикладные аспекты. - Саранск: ИП Афанасьев В.С., 2013. С. 31-36.
9. Сычев А.А. Философско-методологические основания интегративного подхода // Регионо-логия. 2013. № 4. С. 99-102.
10. Сычев А.А. Экологическая справедливость: распределение, признание, участие // Вестник Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. № 4 (134). С.113-124.
11. Сычев А.А. Этико-экологические измерения социальной ответственности бизнеса // История управленческой мысли и бизнеса. - М.: Макс-пресс, 2011. С. 245-257.
12. Фофанова К.В., Сычев А.А. Выбор и ответственность: переосмысление традиций // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10, № 3. С. 409-414.
13. Anderson J.N. What's Your Worldview?: An Interactive Approach to Life's Big Questions. NY.: Crossway Books. 2014. 112 p.
14. DeWitt R. Worldviews: An Introduction to the History and Philosophy of Science. - NY.: Wiley-Blackwell, 2010. 392 p.
15. Koval E.A., Pronkina V.A. Social Normative Regulators in the Conditions of Social Anomie // Applied and Fundamental Studies : Proceedings Of The 5th International Academic Conference. - St. Louis: Publishing House Science and Innovation Center Ltd., 2014. Рр. 253-256.
16. Naugle D. Worldview: The History of a Concept. - NY: William B Eerdmans Publishing Co, 2002. 384 p.
17. Sychev A.A. Transformation of Responsibility // Tradition redesigned: a practical philosophy perspective. - New Brunswick NJ: Transaction Publishers, 2013. Pр. 51-62.
References
1. Akhiezer A.S. Kontseptsiya sotsial'noy filosofii v uslozhnyayushchemsya mire. Vlast' [Power], no. 7 (2005): 54-63.
2. Akhiezer A.S. Novye zadachi sotsial'noy filosofii v usloviyakh uslozhneniya sotsial'noy zhizni. Novye idei v sotsial'noy filosofii [New ideas in social philosophy]. - M.: IF RAN (2006): 20-37.
3. Basin A.A. Evolyutsiya «yuridicheskogo mirovozzreniya» v sotsial'noy filosofii Novogo vremeni [Evolution of legal worldview in Modern social philosophy]: Dis. ... kand. filos. nauk. - Murmansk, 1999. 200 p.
4. Marks K., Engel's F. Sochineniya. [Works] 2-e izd. - M.: GIPL, 1961. Vol. 21. 782 p.
5. Naumenko E.P. Antropologicheskie kharakteristiki sovremennogo yuridicheskogo mirovozzreni-ya v Rossii. Chelovek v izmenyayushcheysya Rossii: filosofskaya i mezhdistsiplinarnaya para-digmy [Man in the changing word: philosophical and interdisciplinary paradigm]: in 2 vol. Vol. I. - Belgorod: Izd-vo BelGU (2007): 130-134.
6. Palastrova G.V. Yuridicheskoe mirovozzrenie: Istoriko-pravovye i aksiologicheskie aspekty [Legal worldview: historical, legal, axiological aspects]: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Rostov n/D., 2008. 27 p.
7. Sychev A.A. Pravo na vybor v prikladnoy etike. Prikladnaya etika kak fronestika moral'nogo vy-bora. Vedomostiprikladnoy etiki [Bulletin of applied ethics]. Vyp. 40. - Tyumen': NII PE (2012): 14-23.
8. Sychev A.A. Razvitie predstavleniy o solidarnosti v obshchestvennoy mysli. Integratsiya: teo-reticheskie i prikladnye aspekty [Integration: theoretical and applied aspects]. - Saransk: IP Afanas'ev V.S. (2013): 31-36.
9. Sychev A.A. Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya integrativnogo podkhoda. Regionologiya [Regionology]. no. 4 (2013): 99-102.
10. Sychev A.A. Ekologicheskaya spravedlivost': raspredelenie, priznanie, uchastie. Vestnik Ural' skogofederal'nogo universiteta [Herald of Urals Federal University]. Seriya 3: Obshchestvennye nauki, no 2014. № 4 (134): 113-124.
11. Sychev A.A. Etiko-ekologicheskie izmereniya sotsial'noy otvetstvennosti biznesa. Istoriya up-ravlencheskoy mysli i biznesa. [History of management and bussiness]. - M.: Maks-press (2011): 245-257.
12. Fofanova K.V., Sychev A.A. Vybor i otvetstvennost': pereosmyslenie traditsiy. Zhurnal issledo-vaniy sotsial'noypolitiki [Magazine of social politics research]. Vol. 10, no. 3 (2012): 409-414.
13. Sychev A.A. Transformation of Responsibility. Tradition redesigned: a practical philosophy perspective. - New Brunswick NJ: Transaction Publishers (2013): 51-62.
14. DeWitt R. Worldviews: An Introduction to the History and Philosophy of Science. - NY.: Wiley-Blackwell, 2010. 392 p.
15. Anderson J.N. What's Your Worldview?: An Interactive Approach to Life's Big Questions. - NY.: Crossway Books. 2014. 112 p.
16. Naugle D. Worldview: The History of a Concept. - NY.: William B Eerdmans Publishing Co, 2002. 384 p.
17. Sychev A.A. Transformation of Responsibility // Tradition redesigned: a practical philosophy perspective. - New Brunswick NJ: Transaction Publishers, 2013. Pр. 51-62.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Громова Татьяна Николаевна, аспирант кафедры «Социально-экономические дисциплины»
Саранский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
ул. Транспортная, 17, Республика Мордовия, г. Саранск, 430027, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Gromova Tatiana Nikolaevna, postgraduate student of «Social-economic disciplines» department
Saransk cooperative institute (branch) of Russian university of cooperation
ul. Transportnaya, 17, Saransk, 430027, Russia