Научная статья на тему 'Социально-географические векторы адаптации туристско-рекреационной сферы Украины в систему международного туризма'

Социально-географические векторы адаптации туристско-рекреационной сферы Украины в систему международного туризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / МіЖНАРОДНИЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / АДАПТАЦіЯ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / ВЕКТОР РОЗВИТКУ / VECTOR DEVELOPMENT / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСЬКИЙ РИНОК / TOURISM MARKET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов М.В., Кузнецов М.М.

Анотація. М. В. Кузнецов, М. М. Кузнецов Соціально-географічні вектори адаптації туристськорекреаційної сфери України у систему міжнародного туризму Аналізуються теоретичні і прикладні аспекти проблем-обмежувачів повномасштабного і ефективного входження туристсько-рекреаційної сфери України в систему міжнародного туризму.Виявляються і характеризуються соціально-географічні вектори адаптації туристського бізнесу країни на світовому ринку туристських послуг. Пропонується методична і організаційна схема побудови цільової програми реструктуризації туристсько-рекреаційної сфери України на основі реалізації викладених у статті адаптивних векторів, а також шляхів вирішення на державному і регіональному рівнях проблем-обмежувачів реального і ефективного просування вітчизняного туристського продукту в систему міжнародного туризму.Анализируются теоретические и прикладные аспекты проблем-ограничителей полномасштабного и эффективного вхождения туристско-рекреационной сферы Украины в систему международного туризма. Выявляются и характеризуются социально-географические векторы адаптации туристского бизнеса страны на мировом рынке туристских услуг. Предлагается методическая и организационная схема построения целевой программы реструктуризации туристско-рекреационной сферы Украины на основе реализации изложенных в статье адаптивных векторов, а также путей решения на государственном и региональном уровнях проблем-ограничителей реального и эффективного продвижения отечественного туристского продукта в систему международного туризма.M.V. Kuznetsov, M.M. Kuznetsov Socio-geographic vectors adaptation of tourist-recreational sector of Ukraine in international tourism The theoretical and applied aspects of the problem of limiting the full and effective entry of tourist-recreational sector of Ukraine in international tourism. Identified and characterized by socio-geographic adaptation vectors tourism business in the country in the global tourism market. Methodical and organizational scheme of constructing a target program of restructuring of tourist and recreational industry of Ukraine on the basis of implementation set out in Article adaptive vectors, as well as solutions to the national and regional levels, challenges and constraints of the real effective promotion of domestic tourism product in international tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-географические векторы адаптации туристско-рекреационной сферы Украины в систему международного туризма»

Социально-географические векторы адаптации туристско-рекреационной сферы Украины в систему международного туризма

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского,г. Симферополь e-mail: kuznecmikle@rambler.ru

Аннотация. Анализируются теоретические и прикладные аспекты проблем-ограничителей полномасштабного и эффективного вхождения туристско-рекреационной сферы Украины в систему международного туризма. Выявляются и характеризуются социально-географические векторы адаптации туристского бизнеса страны на мировом рынке туристских услуг. Предлагается методическая и организационная схема построения целевой программы реструктуризации туристско-рекреационной сферы Украины на основе реализации изложенных в статье адаптивных векторов, а также путей решения на государственном и региональном уровнях проблем-ограничителей реального и эффективного продвижения отечественного туристского продукта в систему международного туризма.

Ключевые слова: международный туризм, адаптация, вектор развития, туристский рынок.

Туристская деятельность, отличаясь глобальной масштабностью и полиструктурностью, сформировала в настоящее время самую динамичную сферу мирового социально-экономического воспроизводственного процесса. Под влиянием туристско-рекреационного феномена мировое сообщество начало жить в специфическом ритме пространственно-временных финансовых потоков, перемещений огромных масс людей, товаров и услуг между странами, регионами и целыми континентами. Практически ни одна страна мира не остается в стороне, вне поля туристского взаимопритяжения. Более того, многие страны, видя социокультурную и экономическую выгоду туристско-рекреационной деятельности, целеустремленно формируют на своих территориях специально обустроенные места устойчивого притяжения туристов и тем самым получают от туризма львиную долю своего национального дохода. Особенно усердствуют в этом те страны, где нет значительных запасов базовых природных ресурсов, зато есть потенциал туристско-рекреационных ресурсов. Активно развивая туристский бизнес, эти страны организуют дополнительные рабочие места, повышают занятость населения и продвигают на мировой рынок свои самобытные местные производства товаров и услуг. Вышеизложенное свидетельствует о насущной необходимости геополитической, экономической и социокультурной целесообразности, активного включения нашей страны в мировой туристский рынок.

В разное время, в различной форме и в различной степени Украина всегда участвовала в глобальном и региональном туристском процессе. Однако, за годы независимости старые позиции украинским туризмом были утрачены, а новые, если и были созданы, то очень медленно и малоэффективно встраиваются в мировой туристский рынок. Поэтому, сегодня, как никогда, для экономики нашей страны встает задача масштабной адаптации уже имеющейся и вновь создаваемой инфраструктуры национальной туристско-рекреационной сферы в систему международного туризма. Многое на этом пути уже сделано и делается на всех уровнях реализации государственной политики социально-экономического развития страны.

Однако, как свидетельствует практика, участие Украины в сфере международного туризма и особенно экономические результаты этой деятельности в сравнении с другими странами такого уровня участия в мировом туризме для нашей страны явно недостаточно с учетом тех природных и социально-экономических возможностей, которыми располагает отечественная туристская сфера.

Согласно данным ЮНВТО, в 2012 году, как ни парадоксально, но наш туристский бизнес дает в разы меньше дохода от международного туризма (4,5 млрд. дол. США), нежели в таких странах, как Чехия - 7,08, Польша - 10,9 млрд, Турция - 25,7 млрд. дол., Хорватия - 8,8 млрд., не говоря уже о традиционно туристских странах - Франция, Испания и т.д. [9].

Таким образом, проблема полномасштабной адаптации туристской сферы Украины в систему международного туристского рынка является актуальной и требует сегодня разностороннего научного обоснования путей ее решения с учетом существующих реалий социально-экономического развития страны.

Вопросами состояния и развития туристской сферы Украины занимались ученые В. Абрамов [1], В. Александров [2], С. Александрова, И. Андренко, Н. Антонюк, В. Безносюк [3], Н. Ганич, О. Вишневская, И. Волкова, М. Мальськая [7] и др.

В свете всего вышеизложенного целью исследования является определение социально-географических векторов адаптации туристско-рекреационной сферы Украины в систему международного туризма.

УДК 339.13.017

Кузнецов М. В. Кузнецов М. М.

На наш взгляд, в процессе решения адаптационных проблем может быть предложено много подходов и вариантов оптимизации отечественной туристско-рекреационной деятельности до уровня общепринятых в мире стандартов. При этом очевидным является то, что все эти возможные подходы и варианты должны лечь в основу создания комплексной целевой программы превращения туристской сферы Украины в приоритетный источник создания национального дохода страны.

Однако, нам представляется, что для выработки единой государственной программной стратегии занятия Украиной достойного места в системе международного туризма необходимо решать проблемы-ограничители международной туристской деятельности Украины и обосновать их как главные векторы адаптации.

После обозначения таковых направлений предстоит определить расчетным и экспертным путем удельный вес (вклад) каждого из векторов в адаптационный процесс и обосновать конкретные факторы его обеспечивающие, а также разработать систему мер и перечень общественно-воспроизводственных структур по их практической реализации. Возможен и такой вариант, когда для внедрения в практику адаптационной стратегии предстоит создать специальный орган, комитет или отдел, который будет замыкаться на министерства: туризма, иностранных дел, внешних связей, торговли, включая участие в работе этого органа Президентского Совета и Кабинета Министров.

Не требует специальных доказательств тот факт, что без государственной целенаправленной поддержки на межгосударственном уровне адаптация туристско-экономической сферы нашей страны в мировой туристский рынок в полной мере просто невозможна.

Тем более, что факт государственного влияния на развитие туризма в стране и за ее пределами в мировой практике целого ряда туристских стран уже имеется, когда государство уже давно является активным фактором завоевания национальным турбизнесом туристских рынков других стран и регионов.

Анализ современного состояния развития туристско-рекреационной сферы Украины и ее местоположение в системе международного туризма позволяет обозначить проблемы-ограничители, определяющие следующие адаптивные векторы повышения активности отечественного турбизнеса на мировом туристском рынке:

Теоретико-методологический вектор адаптации туристско-рекреационной сферы обусловлен сложившейся неразберихой в научном подходе и понятийно-терминологической путаницей при подготовке практических задач туристскому бизнесу, соответственно недейственностью принимаемых в стране целевых программ и подходов к продвижению отечественной туристской деятельности на мировой туристский рынок. Это важнейший концептуальный вектор, и если его не решить на научном, практическом и психическом (стереотипном) уровнях, дело по завоеванию Украиной мирового туррынка не сдвинется с места. Именно эта особенность нашей страны отражена в названии работы «туристско-рекреационная сфера», т.е., в Украине нет пока туристского рынка услуг как в мировой практике, у нас в стране он и в общественной практике, и в головах наших людей - от простого гражданина и до руководителя самого высокого ранга - этот рынок «рекреационный», «курортный». В приближенном виде, с большой натяжкой он может быть назван «туристско-рекреационный» и все попытки подходить к нему в делах адаптации к международному туризму с позиций зарубежной методологии и теории заранее обречены. Именно по этой причине «Закон про туризм» (1995) [5] и другие государственные документы о развитии туризма в Украине с трудом внедряются в практику, а реальная отдача от них в международной туристской деятельности и вовсе невелика.

Особенно большие проблемы национальной туристской политики кроются в ее слепом следовании западной концепции организации туристской деятельности и полном игнорировании отечественных наработок в области организации научных исследований туристско-рекреационной деятельности, предание забвению научных достижений украинской школы рекреационной географии.

Ведь бесспорным можно считать факт приоритета наших географов в фундаментальных разработках проблем территориальной организации рекреационной деятельности (И.Т. Твердохлебов, Н.С. Мироненко, В.С. Преображенский, ВНИЭЛТЭ и т.п.).

На наш взгляд, чтобы национальная туристская политика в Украине заработала, необходимо усилить ее ключевые положения отечественными научными наработками, а также более полно учесть сложившуюся сферу рекреации в стране, которая до сих пор остается не рыночной, но уже не профсоюзно-ведомственной.

Вариантов оптимизации или неформализации национальной туристской политики в Украине много, но начинать надо, на наш взгляд, с упорядочения понятийной концепции программы развития туристско-рекреационной сферы в стране. Прежде всего, необходимо учесть отечественную понятийную концепцию, где основополагающей категорией является рекреация.

Именно наши географы обратили внимание на тот факт, что современный этап развития взаимодействия людей и природы характеризуется возникновением массовых потребностей восстанавливаться, возобновляться (лат. recreatio) и развлекаться, близкого к латинскому французского (recreatif).

Отечественная научная концепция туристско-рекреационной деятельности позволяет упорядочить понятийную структуру государственной туристской политики и соответственно разграничить сферы

туристско-рекреационного бизнеса, выделить четко предмет труда, который должен рассматриваться биполярно: рекреант-турист (всякий турист есть рекреант, тогда как не всякий рекреант есть турист). Уже это понятийное разграничение позволяет в национальной политике определить приоритеты государства, учитывать специфику отечественной рекреационной инфраструктуры и менталитет нашего рекреационного спроса: в Украине и в ближнем зарубежье основную массу составляют рекреанты и лишь незначительная часть - туристы, т.е., люди путешествующие (перемещающиеся в пространстве) ради удовольствия и познания. Отсюда, главный упор в туристской политике Украины была и остается ориентация на рекреанта. Кстати, именно этим обстоятельством объясняется слабое развития внутреннего и внешнего туризма, отсутствие соответствующей инфраструктуры и ненавязчивость туристского сервиса в нашей стране, доминирование потоков с ближнего зарубежья и прежде всего из России.

Так, наибольшее число иностранцев в 2012 году прибыла в Украину из России - 9527 тыс. чел., Молдовы - 4849 тыс. чел., Беларуси - 3092 тыс. чел., Польши - 1404 тыс. чел. [4]

Вышеперечисленное в сочетании с увлечением государственных деятелей бесконтрольным переносом мирового, западного туристского опыта в рекреационный рынок Украины объясняет диспропорции сложившихся сфер туристско-рекреационного бизнеса, кризис в рекреационной сфере и топтание на месте в туристской отрасли.

Опять же, вся нормативно-правовая база развития туристской деятельности в стране не только составлена в строгом соответствии с международными документами по туризму: Конференция ООН (Рим, 1963), Манильская конференция (1980), Документ Акапулько (1982) и др., но и во многом декларирует их без учета национальных особенностей туризма, что сделало госпрограмму развития туризма (2002-2010 гг.) [8] трудновыполнимой и слаборезультативной. Вместе с этим можно предположить, что и Концепция «Государственной целевой программы развития туризма и курортов на период до 2022 года» [6] не будет выполнена адекватно национальным интересам в сфере коммерциализации туристско-рекреационного потенциала Украины.

Нормативно-правовой вектор адаптации туристско-рекреационной сферы Украины в систему международного туризма определяется практической реальностью и адекватностью качественному содержанию туристской политики.

Национальная туристская политика - детище государства и во многом определяется политическим климатом страны. Очевидно, что без вмешательства государства в область туризма реализация существующей концепции туристской политики невозможна. Известно, что на практике бывает три уровня такого вмешательства: полное, частичное и малое или даже нулевое вмешательство в туристскую деятельность (турбизнес).

Украинская национальная туристская политика испытывает на себе действие всех трех уровней влияния государства при явном доминировании последнего. Особенно это касается той части политики, где в других странах государство конкретно помогает турфирмам взаимодействовать с другими странами, способствует поиску туристских рынков, мониторит и контролирует факторы конкурентных отношений, тем самым, создавая благоприятный туристский климат в стране, а также развивает социально-экономическую инфраструктуру (дорожно-транспортную, культурно-бытовую и т.п.).

Административно-управленческий вектор адаптации туристско-рекреационной сферы Украины в международный туристский рынок априори требует модернизации функциональной и территориальной структур управления турбизнесом с учетом национальной специфики его развития в стране.

Дело в том, что созданный в государстве административно-управленческий механизм организации туристской деятельности, адекватный рыночному образцу, еще не работает, а существующий старый дорыночного типа тоже уже не работает по причине реструктуризации видов собственности и ведомственной подчиненности.

Существенным тормозом в этом аспекте адаптации выступает попытка приспособления рекреационной инфраструктуры ведомства профсоюзов под туристскую, да еще с учетом стандартов мирового туристского рынка. То же происходит наглядно в гостиничном бизнесе, когда гостиницам коммунальной и муниципальной подчиненности присваивают иной статус и при этом выражают его посредством звездочек. Далее, как говорится, можно без комментариев.

Концептуально-стратегический вектор адаптации как бы консолидирует содержание предыдущих векторов и предполагает четкое разграничение в разрабатываемой программе приоритетов туристской и рекреационной составляющих. Другими словами, в адаптивном процессе, с учетом существующих реалий необходимо признать, что сегодня делать основную ставку на туризм, да еще международного уровня в нашей стране бесперспективно, поскольку доминирует в инфраструктуре и даже в умах рекреация, а не туризм, рекреант, а не турист. Соответственно, туристский сервис только декларируется и начинает зарождаться, значит, рассчитывать на настоящего иностранного туриста не более, чем желание. Выход простой - в государственной адаптативной программе развития туристско-рекреационной сферы Украины необходимо определить поэтапность проведения радикальных реструктуризационных мероприятий, а также источники и пути

привлечения для этого национальных и зарубежных инвестиций, необходимых для перевода отечественного рекреационного сервиса на туристский мирового класса, включая формирование в сфере рекреации новых туристских стереотипов.

Ввиду ограниченных рамок статьи приходится ограничиваться тезисным вариантом характеристики остальных векторов адаптации. Более подробное изложение их содержания будет представлено в докладе на конференции.

Государственно-геополитический вектор адаптации туристско-рекреационной сферы Украины охватывает обеспечение на всех уровнях государства стабильной внутри страны политико-правовой обстановки, а также научно обоснованное и сбалансированное использование всех «за» и «против» геополитического фактора.

Финансово-инвестиционный вектор предполагает разработки и внедрение в практику государственного механизма управления финансовыми потоками в туристском бизнесе и создание в стране надежного правового поля инвестиционной деятельности и благоприятного инвестиционного климата как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

Экономико-инфраструктурный адаптивный вектор базируется на стимулировании развития отраслей хозяйства, связанных с международным аспектом деятельности туристского бизнеса, а также приоритетное развитие инфраструктуры туристской индустрии и сопредельных видов производств, отвечающих стандартам мирового туристского сервиса.

Эколого-экономический вектор требует разработки экологических мероприятий по сохранению экологической привлекательности туристско-рекреационных ресурсов и окружающей среды на территории страны в целом, а также максимальное использование имеющихся экологических преимуществ ландшафтов Украины и аттрактивных природных объектов для формирования потоков иностранных туристов, т.е., продвижение экологического продукта (фактора) на мировой туристский рынок. Для этого надо превратить эколого-экономический принцип хозяйствования: «Экономично лишь то, что экологично» из декларативного лозунга в правило общественно-экономического развития страны.

Информационно-рекламный вектор адаптации и продвижения туристско-рекреационной сферы Украины на мировой рынок туристских услуг непосредственно связан с усилением на государственном и отраслевом уровнях глобальной и тотальной информационной экспансии возможностей, особенностей и неповторимости отечественного туристского продукта.

Территориально-структурный вектор предусматривает разработку на государственном уровне рациональной территориальной структуры туристско-рекреационной сферы страны с учетом местных особенностей и возможностей полномасштабного включения туристского потенциала отдельных регионов в мировой туристский рынок (г. Киев, Крым, Северное Причерноморье, Приазовье, Карпаты, Полесье и т.д.).

Таким образом, реализуя вышеперечисленные векторы адаптации Украины в международную туристскую деятельность, следует учесть, что в условиях сезонности потребления туристского продукта встанет проблема стимулирования спроса в межсезонье и регулирование существующих инфраструктурных возможностей обеспечения внутреннего и международного туристского спроса.

Литература

1. Абрамов В. В. Туризм i мюто: аналiз проблем, тенденцм та моделювання розвитку: монографiя / В. В. Абрамов, I. Б. Андренко, С. А. Александрова, [та ш.]; ред.: I. М. Писаревський; МОНМС Украши, Харк. нац. акад. мюьк. госп-ва. - Х. : ХНАМГ, 2012. - 208 с.

2. Александров В. В. Туризм в ^CT^i прюрите^в репонального розвитку: монографiя / В. В. Александров, О. О. Вишневська, I. I. Волкова [та ш.]; Харк. нац. ун-т iм. В.Н. Каразша. - Х. : хНу iм. В.Н. Каразша, 2010. -268 с.

3. Безносюк В. Туризм i його мюце в соцiально-економiчному розвитку Украши / В. Безносюк // Репон. економка. - 2001. - № 1. - С. 232-235.

4. Державна служба статистики Украши [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.ukrstat.gov.ua/

5. Закон Украши «Про туризм» [Електронний ресурс] / Вщомост Верховно!' Ради Украши (ВВР), 1995, N 31, ст.241. - Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/324/95-%D0%B2%D1%80

6. Концеп^я «Державно! цтьовоТ програми розвитку туризму та курор^в на перюд до 2022 року» [Електронний ресурс] / Розпорядження Кабшету МУст^в Украши вщ 1 серпня 2013 р. № 638-р. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.Ua/laws/show/638-2013-%D1%80#n9

7. Мальська М. П. Мiжнародний туризм i сфера послуг: пщруч. / М. П. Мальська, Н. В. Антонюк, Н. М. Ганич; Львiв. нац. ун-т iм. I.Франка. - К. : Знання, 2008. - 661 с.

8. Про затвердження Державно!' програми розвитку туризму на 2002-2010 роки [Електронний ресурс] / Постанова Кабшету МУст^в Украши вщ 29 кв^ня 2002 р. N 583. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/583-2002-%D0%BF

9. Tourism Highlights 2013 Edition / UNWTO. - 2013. - 16 p.

Анотаця. М. В. Кузнецов, М. М. Кузнецов Соцiально-географiчнi вектори адаптаци туристсько-рекреацшноТ сфери УкраТни у систему м/'жнародного туризму Анал/'зуються теоретичнi i прикладн1 аспекти проблем-обмежувач1в повномасштабного i ефективного входження туристсько-рекреацйноГ сфери Украни в систему м1жнародного туризму. Виявляються i характеризуються соц'ально-географ/'чн/' вектори адаптац¡' туристського бзнесу крани на свтовому ринку туристських послуг. Пропонуеться методична i орган/'зац'йна схема побудови цльово¡' програми реструктуризац¡' туристсько-рекреацйноГ сфери Украни на основi реал1зацГ викладених у статтi адаптивних векторв, а також шлях1в вир/'шення на державному рег ональному р внях проблем-обмежувач в реального ефективного просування в тчизняного туристського продукту в систему м1жнародного туризму.

Ключовi слова: м/'жнародний туризм, адаптаця, вектор розвитку, туристський ринок.

Abstract. M.V. Kuznetsov, M.M. Kuznetsov Socio-geographic vectors adaptation of tourist-recreational sector of Ukraine in international tourism The theoretical and applied aspects of the problem of limiting the full and effective entry of tourist-recreational sector of Ukraine in international tourism. Identified and characterized by socio-geographic adaptation vectors tourism business in the country in the global tourism market. Methodical and organizational scheme of constructing a target program of restructuring of tourist and recreational industry of Ukraine on the basis of implementation set out in Article adaptive vectors, as well as solutions to the national and regional levels, challenges and constraints of the real effective promotion of domestic tourism product in international tourism. Keywords: international tourism, adaptation, vector development, tourism market.

Поступила в редакцию 14.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.