Научная статья на тему 'Социально-философский взгляд на современные государственные границы России и предложения для ее пограничной организации'

Социально-философский взгляд на современные государственные границы России и предложения для ее пограничной организации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / WAR AS A WAY OF EXISTENCE OF MODERN CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волосюк Тимур Петрович

В статье исследуются направления совершенствования отечественной пограничной организации в предвидении отнюдь не умозрительного силового противоборства с высокотехнологичным противником. Существенным моментом сегодняшней ситуации является пока еще сохраняющаяся возможность что либо изменить в свою пользу в предстоящем противоборстве, необходимо попытаться максимально использовать отведенное время, прилагать конкретные усилия, настойчиво искать приемлемые решения и добиваться их внедрения в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL VIEW ON THE PRESENT STATE BOUNDARIES OF RUSSIA AND PROPOSALS FOR ITS BORDER ORGANIZATION

The article investigates the ways of improving national border organization in anticipation of not speculative power struggles with high-tech adversary. An essential feature of the current situation is still the possibility that the continuing any change in their favor in the coming confrontation, you should try to make maximum use of the time available, to make concrete efforts aggressively seek appropriate solutions and ensure their implementation in practice.

Текст научной работы на тему «Социально-философский взгляд на современные государственные границы России и предложения для ее пограничной организации»

Тувинский государственный университет

4. Vavilin, E.V. Legal policy In the sphere of human rights // the Russian legal policy. A course of lectures / Ed. NI Matuzova and AV Malko. M., 2003. - S. 276.

5. Theory of State and Law / Ed. VK Babaev. M., 2002. - S. 532-536 .; Voevodin LD Constitutional rights and duties of Soviet citizens. M., 1972. - S. 254.

6. Popov, Z.V. Safety and protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation) /: Author. dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.02 / Z.V.Popov. - Chelyabinsk, 2004. - 9 pp.; Petrashko IA Criminal legal aspects of legislative consolidation category "Criminal legal protection of labor rights."

7. Lukyanov, N.A. Crimes against labor rights:) /: Author. dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.08 / NA Lukyanov. - Samara,

2005. - P. 4.

8. Saygashkin, A.N. Criminal legal protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation) /Author. dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.02 / AN Saygashkin. - Saratov, 2006. - P. 8

9. Abramov, V.I. Value concepts of "security" and "protection", "warranty", "ensure" the rights of the child // State and Law,

2006. - № 6. - S. 69.

10. Shakhbanov, Y.A. Protection of constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Republic of Dagestan: Author. dis. cand. jurid. Sciences: 12.00.02 /YU.A. Shakhbanov. - Penza, 2011. - S. 5.

11. The theory of state and law. Textbook for law schools and faculties. Ed. VM Korelskogo and VD Perevalova. - M .: Publishing Group NORMA-INFRA. M., 1998. - S. 504;

12. Vitruk, N.V. The general theory of the legal status of a person. M .: Norma, 2008. - 305 pp.

13. Baglai, M.V., Gabrichidze, B.N. Constitutional law of the Russian Federation. M., 1996. - S. 226.

14. Mist, V.A. Theory of law // General Theory of Law. Lectures. Nizhny Novgorod, 1993. - P. 11-21; GV Maltsev Human rights and freedoms Theory of Law and State. Textbook., M., 1995. - S. 217-219.

Бидильдаева Гульнара - доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Конституционное право и тендерная политика». Кыргызско-Российский Славянский университет, Кыргызстан

Bidildaeva Gulnara - Dr Law, Associate Professor, Head. UNESCO Chair "Constitutional rights and gender policy". Kyrgyz-Russian Slavic University, Kyrgyzstan

УДК 341.222+351.746.1

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЕЕ ПОГРАНИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Волосюк Т.П.

Одинцовский гуманитарный университет, Голицыно

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL VIEW ON THE PRESENT STATE BOUNDARIES OF RUSSIA AND PROPOSALS FOR ITS BORDER ORGANIZATION

Volosyuk T.P.

Odintsovo Humanitarian University, Golitsyno

В статье исследуются направления совершенствования отечественной пограничной организации в предвидении отнюдь не умозрительного силового противоборства с высокотехнологичным противником. Существенным моментом сегодняшней ситуации является пока еще сохраняющаяся возможность что - либо изменить в свою пользу в предстоящем противоборстве, необходимо попытаться максимально использовать отведенное время, прилагать конкретные усилия, настойчиво искать приемлемые решения и добиваться их внедрения в практику.

Ключевые слова: война как способ существования современной цивилизации; традиционные причины и изменчивый характер современной войны, изменение роли и места пограничной сферы и пограничной военно-силовой организации государства; необходимость ускоренного комплексного совершенствования пограничной организации как рациональный ответ на новые вызовы и угрозы пограничной безопасности.

The article investigates the ways of improving national border organization in anticipation of not speculative power struggles with high-tech adversary. An essential feature of the current situation is still the possibility that the continuing - any

change in their favor in the coming confrontation, you should try to make maximum use of the time available, to make concrete efforts aggressively seek appropriate solutions and ensure their implementation in practice.

Key words: war as a way of existence of modern civilization; traditional reasons and the changing nature of modern warfare, the changing of role and place of the border sphere and border military organization of the state power; the need for rapid improvement of integrated border organization as a rational response to the new challenges and threats to border security.

Уже ни для кого не секрет, что мир в первой половине XXI века будет ничуть не менее кровавым, чем все предшествовавшие столетия, а идеи всемирной гармонии и глобального процветания наглядно и бесповоротно разобьются о реалии сегодняшнего дня, где золотой миллиард ни при каких обстоятельствах добровольно не пожелает утратить ни йоты своего блеска роскоши, безумного сверхпотребления и «сверхчеловеческой» жажды повелевать с позиции силы, ради большей справедливости и улучшения положения остального человечества, развитые страны капиталистического центра никогда не допустят равноправных экономических (да и вообще каких либо еще равноправных) отношений с государствами периферии, что бы последние «там о себе ни мнили», а ресурсные ограничения современного способа хозяйствования и реалии политической борьбы в развитых капиталистических странах прямо поставят вопрос о ненужности «несостоявшихся» демократий, «излишней численности» нищего и ненужного для мировой экономики населения, «несправедливости существующего в мире положения с обеспеченностью невозобновимыми ресурсами».

В эпоху всеобщих ограничений и нарастающего ресурсного голода, как считает израильский исследователь Мартин ван Кревельд, война может стать одной из обычных форм существования цивилизации [1]. И дело здесь не столько и не только в соответствующим образом окрашенной политэкономической интерпретации знаменитого высказывания древнекитайского полководца У-Цзы: «... Тот, кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны» [2]. Проблема в неустранимом неравенстве между странами, социальными слоями, отдельными гражданами и стремлении разнообразных элит обратить это неравенство в свою пользу, либо нивелировать его, в том числе и насильственными средствами. Некоторые геополитические игроки, практически неизбежно, прибегнут к военно-политической экспансии уже в обозримом будущем [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

В этой связи некоторые, несколько преждевременно, как показывает практика, демилитаризовавшиеся институты государства, традиционно обеспечивавшие, в том числе и силой оружия, необходимые социальные ограничения [10] и устойчивость социальных отношений в остроконфликтных сферах социальной практики (включая и пограничную сферу государства), в скором будущем могут столкнутся с серьезными проблемами и дисфункциями. Одна из таких проблем -заблаговременная и непосредственная (в том числе и ситуативная) подготовка и адаптация существующего состава и конфигурации пограничной организации российского государства к выполнению функциональных задач в условиях все более вероятного вооруженного противоборства [11].

Вместе с тем, существенные затруднения в современных условиях вызывает само определение войны. В первой четверти XXI века все более очевидным стал разрыв между традиционной военной теорией и реальной геополитической действительностью. Фактическое «снятие» угрозы крупномасштабной мировой войны с применением многомиллионных армий, оружия массового поражения, включая ядерное, сменилось усилением угрозы локальных, вяло текущих, двух и многосторонних вооруженных конфликтов, вызванных неустранимыми перманентными социально-политическими, социально-экономическими и религиозно-идеологическими противоречиями между государствами, социальными группами в этих государствах и объединениями таких государств и (или) групп. Кроме того, все более явственно стали проявляться т.н. «родовые черты» империалистического капитала, которому перманентная война необходима ради разрешения кризисных явлений в финансово-экономической сфере [12].

В последние 3-5 лет рядом отечественных исследователей, в частности М. Гареевым, И. Поповым, О. Фаличевым, В. Буренком, К. Сивковым, Л. Савиным отмечается изменение ключевых характеристик на первый взгляд стихийных вооруженных конфликтов и боле-менее организованных боевых действий происходивших и происходящих, фактически на наших глазах, в различных регионах мира. «.Современная война выходит за рамки традиционных о ней представлений, приобретая

комбинированный характер, превращаясь в запутанный клубок политических интриг, ожесточенной борьбы за ресурсы, в том числе за финансовые потоки, непримиримых цивилизационных столкновений, а стороны пускают в ход все мыслимые и немыслимые средства, прибегают к самым бесчестным силовым и не силовым действиям» [13].

Содержанием современного вооруженного конфликта, в отличие от классического определения войны, выступает не только и не столько нанесение поражения военно-силовой компоненте тех или иных противоборствующих сторон, сколько деморализация противника и навязывание ему своей воли, принуждение угрозой уничтожения ресурсов, которые фактически нельзя защитить, к заведомо невыгодным действиям и решениям, по навязанным и контролируемым победителем правилам. Конфликты начинаются как внешние и внутренние финансово-экономические затруднения, перерастающие в политические кризисы, которые, в свою очередь перетекают во внутринациональные волнения, разгул криминала, сменяющиеся вооруженными столкновениями оппозиционных политических сил, разрастанием полномас-штабной гражданской войны и вмешательством иностранных т.н. «миротворческих» контин-гентов. Скрытая или явная внешняя военная интервенция, проводимая бандами боевиков, соседних стран при поддержке сил специальных операций некоторых развитых государств, имеющих свои интересы конфликтной стране, оснащенных высокотехнологичными средствами разведки и поражения, участие в конфликтах частных военных компаний, обеспечивающих «на свой страх и риск и своими методами» т. н. «законные интересы» своих нанимателей, якобы сторонних транснациональных игроков, еще больше запутывают ситуацию [14].

Простой статистический анализ вооруженных конфликтов последних десятилетий, в том числе отечественный опыт, свидетельствует, что стороны конфликтов стремятся все больше использовать для вооруженного противоборства иррегулярные формирования, нетрадиционные способы ведения войны, ситуативное сочетание передовых и архаичных военных приемов. В западной военной теории это явление нашло отражение в теории «гибридной войны» [13] или «преэмптивной войны» [15].

Как показывает практика только 40-50% указанных действий военной организации противника относятся к собственно военным, остальные направлены на решение не боевых (неклассических) задач противоборства и в перспективе объем этих задач будет только увеличиваться [16].

Роль ядерного оружия как почти единственного гаранта российского суверенитета, с появлением высокоточного обычного оружия и оружия на новых физических принципах изменилась и постепенно будет нивелироваться [17], оно становится оружием бедных, обездоленных, обманутых игнорируемых мировым сообществом государств - изгоев [18], владение таким оружием будет поводом для перманентного вмешательства во внутренние дела с целью получения международного, в том числе и военно-силового контроля за национальными ядерными арсеналами, а также благовидного предлога для внезапной, внешне немотивированной военной агрессии [19, 20, 21].

Пространственный размах всех известных современных и перспективных боевых действий в XXI веке таков, что задействуются все физические среды, сферы жизни общества- жертвы, а операции ведутся на всю глубину территории противника, при этом ни одна государственная граница препятствием для такого рода действий уже не является [22].

Еще одной особенностью современных боевых действий является их перенос преимущественно в урбанизированную среду, как наиболее чувствительную для классических военных ударов и ассиметричных ударов террористов, заведомо неприспособленную для действий традиционных национальных вооруженных сил, требующую от защищающейся стороны соблюдения массы объективных и надуманных ограничений и опять таки подготовки, заблаговременных колоссальных вложений в дублирование критической инфраструктуры, средств безопасности и мониторинга обстановки [23].

Кроме того, современные войны и войны обозримого будущего, по образному выражению американского генерала Роберта Скэйлса, представляют собой еще и игры человека думающего... Постнеклассические войны ведутся преимущественно с помощью интеллекта [24, 25]. Огромное

преимущество над противником может быть достигнуто в том числе и за счет превосходства в мышлении а не превосходства в оружии [16, 26].

Учитывая прямые указания военно-политического руководства страны о том, что динамика современной геополитической обстановки требует от военной организации России безусловного выхода на новый уровень возможностей уже в ближайшие 2 - 3 года, в том числе о необходимости создания в течение ближайшее время системы перспективных исследований и разработок в области военной науки и военных технологий [27, 28, 29, 30], основными направлениями подготовки к вооруженным конфликтам [31], в том числе прогнозируемым вблизи Государственной границы России, могли бы стать:

- настойчивое, детальное, планомерное и на всех уровнях изучение опыта [32, 33] современных вооруженных противоборств с участием высокотехнологичного противника и используемых им боевых тактических приемов, для чего наряду с уже имеющимися (если они, конечно, имеются) исследовательским коллективами необходимо сформировать из специалистов в соответствующих отраслях знания (заинтересованной молодежи) соответствующие рабочие группы и обеспечить их доступ к соответствующей информации, обеспечить привлечение в состав этих групп узких специалистов взаимодействующих министерств и ведомств; на основе предложений и выводов указанных групп, при необходимости провести учения и скорректировать: а) программы профессиональной подготовки в ведомственных пограничных вузах [34, 35, 36]; б) Программу развития вооружения пограничной организации России на перспективный период; в) содержание ведомственных инструкций, описывающих требования к основным видам силовых и контрсиловых действий;

- постановка и решение вопроса о кратном наращивании информационно-разведывательных возможностей ведомственной системы освещения приграничной обстановки: следует испытать и ввести (ну, или хотя бы скопировать у противника) хотя бы по одному действительно современному комплексу АСУВ с открытой архитектурой и выходом на национальные системы освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, а также средства видовой и радиолокационной космической разведки высокого разрешения на угрожаемых направлениях) [37]; также, в интересах своевременного принятия упреждающих защитных мер, необходима проработка вопроса о создании в российских пограничных пространствах распределенных автоматизированных систем предупреждения о развертывании противником новейших систем наступательного оружия включая оружие на новых физических принципах [38];

- проведение комплекса исследований по уточнению алгоритма действий национальной военно-силовой пограничной организации при вскрытии подготовки и начала необратимого негативного воздействия высокотехнологичного противника в новых военно-политических условиях [39, 40, 41], в том числе в условиях полного и стойкого подавления национальных информационных телекоммуникационных систем управления, результаты исследований апробировать серией учений и тренировок с проведением расчетов и экспериментов, выводы которых реализовать в системе организационных и военно-технических мер;

- проведение комплекса исследований по изучению известной тактики и разработке инновационных приемов и способов противодействия иррегулярным вооруженным формированиям, поддерживаемым технологически превосходящим противником в интересах создания и удержания когнитивных преимуществ отечественной пограничной военно-силовой организации перед вероятным противником, разработать и испытать в процессе опытных учений, (в том числе, в ходе компьютерного моделирования) наиболее эффективные стратегии противодействия иррегулярным, повстанческим (партизанским) формированиям, методы их ослабления, дезорганизации и уничтожения (в том числе силами конкурирующих иррегулярных формирований) с использованием современных средств вооруженной борьбы;

- принятие программы исследований по изучению реальной степени и перспективных возможностей непосредственного влияния штатной пограничной военно-силовой организации на все сегменты невоенных сфер жизни общества, выходящих на пограничную сферу в интересах создания

позиций и рычагов управления ситуацией в невоенных сегментах пограничной сферы при кризисном развитии обстановки1;

- видимо целесообразна подготовка и принятие решения о развитии в системе пограничной организации специального органа - полифункциональной государственной структуры, обеспечивающей стабильность функционирования гражданских сегментов всех основных сфер жизни общества, выходящих на пограничную сферу [42];

- развернуть (максимально интенсифицировать, чем мы хуже Северной Кореи, Ирана или Китая?) программы ведомственных и межведомственных научных исследований по изучению заявленных (и возможных) поражающих факторов новых боевых средств высокотехнологичного противника и отысканию средств и методов защиты (ослабления воздействия) по всем перспективным видам оружия 6 -7 технологических укладов, включая боевые робототехнические, информационные системы и нелетальное оружие [43, 44];

- рассмотреть в предвидении возможного кризисного периода вопрос о строительстве в приграничных районах в интересах обеспечения управления и координации усилий взаимодействующих силовых органов и органов местного самоуправления защищенных пунктов управления с их оснащением и организацией в них службы по штату и алгоритму полноценных ситуационных центров [45, 46, 47], в том числе с созданием мобильной (возможно и воздушной) компоненты таких СЦ.

Таковы лишь некоторые, далеко не полные направления совершенствования отечественной пограничной организации в предвидении отнюдь не умозрительного силового противоборства с высокотехнологичным противником. Существенным моментом сегодняшней ситуации является пока еще сохраняющаяся возможность что-либо изменить в свою пользу в предстоящем противоборстве, необходимо попытаться максимально использовать отведенное время, прилагать конкретные усилия, настойчиво искать приемлемые решения и добиваться их внедрения в практику [48].

Аксиоматический тезис реформаторов военно-силового блока нашего государства о том, что в предстоящих военно-силовых противоборствах и конфликтах стороны будут действовать преимущественно составом и функциональными средствами мирного времени, при перенесении его на текущее положение дел и с теми ресурсами государственного силового принуждения пограничной организации России, которые сохранились, поводов для оптимизма не дает. Для обеспечения пограничной безопасности личности, общества и государства в современных условиях пограничной организации России потребуются и соответствующие знания и соответствующим образом организованные и подготовленные силы и адекватные боевые средства.

Библиографический список

1. Кревельд, М. Ван Трансформация войны. - М.: Ириспэн, 2005. - 344 с.

2. Сунь-Цзы, У-Цзы Трактаты о военном искусстве. / Пер. с кит., предисл. и коммент. Н.И. Конрада. - М.: Изд-во АСТ, 2003. - С. 39.

3. Храмчихин, А. Направления экспансии Поднебесной: для успешного решения внешнеполитических задач Китаю необходимы мощные и высокоэффективные вооруженные силы. // Военно-промышленный курьер № 14 (482), 2013. С. 2.

4. Храмчихин, А. Логика китайской морской стены: замедлит авианосную программу КНР только качество двигателей. // Военно-промышленный курьер № 17 (485), 2013. С. 2.

5. Храмчихин, А. Атака китайского авиапрома: представления о низком качестве боевой техники Поднебесной давно устарели. // Военно-промышленный курьер № 19 (487), 2013. С. 2.

6. Храмчихин, А. Китай готов к большой войне: армия Поднебесной перевооружена на современную технику и проводит учения наступательного характера. // Военно-промышленный курьер № 22 (490), 2013. С. 2.

7. Храмчихин, А. Сюрприз из Поднебесной: китайский ядерный потенциал может быть самым крупнейшим в мире. // Военно-промышленный курьер № 28 (49б), 2013. С. 5.

1 Прим. Автора. Предлагается использовать положительный опыт МЧС России по заблаговременной и планомерной подготовке в своих ведомственных вузах гражданского персонала для обеспечения эффективной деятельности федеральных и региональных центров ГО и ЧС, комиссий по ГО и ЧС в разноуровневых органах государственного управления и местного самоуправления в различных функциональных режимах, положительно зарекомендовавший себя при заблаговременной подготовке к ЧС, непосредственном противодействии ЧС и при восстановлении пострадавших от ЧС территорий.

8. Храмчихин, А. Китайская экспансия неизбежна, в КНР считают, что лучше ядерная война, чем коллапс изнутри, и что государственные границы можно пересмотреть. // Военно-промышленный курьер № 34 (502), 2013. С. 1, 2.

9. Бойцов, М. Великий китайский туннель: современное состояние и перспективы развития ракетно-ядерных сил Поднебесной. // Независимое военное обозрение № 41 (782), 2013. - С. 1, 10 - 11.

10. Михайлов, В.В. Социальные ограничения: Структура и механика подавления человека. Изд. 4-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2011. - С. 27.

11. Арбатов, А. Политика и национальная оборона - тонкая шлифовка после глубокой переработки: во внешней политике был взят курс на дистанцирование, а по ряду направлений - и на противостояние с США и Европой. // Независимое военное обозрение № 14(755), 2013. С. 1, 4 - 5.

12. Минаев, А.В. Правовой процесс становления новых границ Российской Федерации (статья). Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2011, № 7. - С. 44-47.

13. Попов, И. Матрица войн современной эпохи: здравому смыслу мешает инерция мышления. // Независимое военное обозрение № 10 (751), 2013. С. 7.

14. Минаев, А.В. Государственная безопасность и стратегическое планирование в Российской Федерации (статья). Кызыл: //«Вестник ТувГУ» Изд-во РИО ТувГУ, выпуск 1, 2014(20). - С.155-163.

15. Комлева, Н. Преэмптивная война как технология ресурсного передала мира. // Новый оборонный заказ № 5 (22), 2012. - С.

58 - 63.

16. Попов, И. Военные конфликты: взгляд за горизонт. Технологическая революция в «традиционной» войне. // Независимое военное обозрение № 13 (754), 2013. С. 8.

17. Сивков, К. Неядерная дубина Пентагона: США способны реализовать концепцию быстрого глобального неядерного удара...// Военно-промышленный курьер № 9 (477), 2013. С. 1, 11.

18. Сивков, К. Утренняя свежесть с ядерным привкусом: война на корейском полуострове принесет потери, несопоставимые с ожидаемым ее участниками выигрышем. // Военно-промышленный курьер № 15 (483), 2013. - С. 1, 2 - 3.

19. Корчак, В. Нас просто сомнут: сегодня ядерного сдерживания уже недостаточно для сдерживания агрессивных устремлений извне. // Военно-промышленный курьер № 19 (487), 2013. - С. 6.;

20. Гареев, М. Еще раз о системе знаний в современной войне: только совместными усилиями можно найти ответ на вопрос, какие ВВТ с учетом существующих военных угроз нам нужны. // Военно-промышленный курьер № 29 (497), 2013. - С. 2 - 3. ;

21. Сивков, К. Если завтра Иран: ядерная программа Тегерана может быть прервана тремя способами. // Военно-промышленный курьер № 6 (474), 2013. С. 1, 4.

22. Минаев, А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века.(статья). Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2012, № 4. - С. 17-20.

23. Минаев, А.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (статья). Кызыл: Изд-во РИО ТувГУ, «Научные труды ТГУ» выпуск XI, том I, 2013.- С.184-185.

24. Major General Robert H. Scales, Ir. (RET.). Culture - Centric Warfare. United States Naval Institute Proseedlngs. October 2004. Vol. 130. Issues 10. Pp. 32 - 36.

25. Major General Robert H. Scales, Ir. (RET.). Clausewltz and World War IV. Armed Forces Journal - July 2006. (http://www. armedforcesjournal. com/2006/07/1866019/).

26. Климов, И., Климов, С. Военачальник должен быть мыслителем: а это невозможно без серьезной философской подготовки. // Военно-промышленный курьер № 42 (510), 2013. - С. 4 - 5.

27. Литовкин, В. Президент не оставил армии выбора: курс на реформы будет продолжен. // Независимое военное обозрение № 8 (749), 2013. С. 1, 3.

28. Литовкин, В. Сколько стоит военная наука: фундаментальные исследования МО США - разно-образие, учет мнений заказчика, адаптивность. // Военно-промышленный курьер № 27 (495), 2013. - С. 1, 7.

29. Пожаров, А. Экономика России в начале XXI века: как она повлияла на обороноспособность и национальную безопасность страны. // Военно-промышленный курьер № 1 (469), 2013. - С. 2.

30. Комоедов, В. Что угрожает России: страна после 2015 года может оказаться в центре ожесточенной схватки за природные богатства. // Военно-промышленный курьер № 8 (476), 2013. - С. 9.

31. Минаев, А.В.; Комбу, В.С. Государственная безопасность и приоритеты Российской Федерации по охране государственных границ. Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2014, № 5 (113). - С.124- 129.

32. Хамзатов, М. Думать по-новому также трудно, как и воевать: военное искусство следует курсом деградации: // Независимое военное обозрение № 40 (781), 2013. - С.1,4 - 5.

33. Климов И., Климов С. Военачальник должен быть мыслителем: а это невозможно без серьезной философской подготовки. // Военно-промышленный курьер № 42 (510), 2013. - С. 4 - 5.

34. Тюшкевич, С. Кризис военной мысли: сегодня мы не имеем сложившейся научной теории будущих войн. // Военно-промышленный курьер № 24 (492), 2013. - С. 1, 4 - 5.

35. Хромов, А. Необученное мужество бесполезно: полки и бригады на полях сражений будут воевать точно так же, как они подготовлены в мирное время. // Военно-промышленный курьер № 37 (505), 2013. С.12.

36. Шлындов, А. Военная мысль поднебесной ищет ответы на угрозы сетецентризма: Китай намерен до конца текущего десятилетия оспорить американскую глобальную гегемонию. // Независимое военное обозрение № 8 (749), 2013. С. 1, 10 - 11.

37. Владимиров, И. Интеграция информационных и телекоммуникационных технологий - основное направление развития в XXI веке: интегрированные в АСУВ программные и информационные изделия обеспечивают функционирование информационной инфраструктуры управления силами в обстановке заданной сложности. // Новый оборонный заказ № 1 (8), 2010. - С. 46 - 48.

38. Минаев, А.В. Новое в законодательстве о правилах пограничного режима Российской Фе-дерации (статья). Москва: // «Таможенное дело». Издательская группа «Юрист», 2013, № 1. - С.21-28.

39. Теткин, В., Букреев, Ю., Селиванов, В., Горьков, А. Преодолеть военную разруху: задача восстановить разгромленное в армии и на флоте. // Военно-промышленный курьер № 8 (476), 2013. - С. 10.

40. Соболев, В., Сурцуков, А., Горьков, А., Белоусов, А., Тарнаев, А. Большой стране нужна большая армия. // Военно-промышленный курьер № 27 (495), 20l3. - С. 4 - 5.

41. Фаличев, О. Будущее закладывается сегодня: теория строительства вооруженных сил должна максимально соответствовать характеру грядущей войны. // Военно-промышленный курьер № 10 (478), 2013. - С. 1, 4 - 5.

42. Минаев, А.В., Эртине, К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности (статья). Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2013, № 9 (105). - С.129- 133.

43. Сивков, К. Телепортация и оружие будущего: ученые на пороге открытий, которые кардинально изменят средства и способы ведения вооруженной борьбы. // Военно-промышленный курьер № 19 (487), 2013. - С. 1, 10.

44. Шаклеин, А. Аватар в помощь солдату: перспективные направления создания боевой экипировки третьего поколения. // Военно-промышленный курьер № 3 (471), 2013. - С. 4 - 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Волосюк, Т.П. Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации как субъект государственного силового принуждения (социально-философский анализ): автреф. на соискание уч. степ. канд. филос. наук. - М.: ПА ФСБ России, 2011. - С. 10. ).

46. Мохов, Е., Сторонин, В., Баранов, А., Зацаринный, А., Малинецкий, Г., Курносов, Ю. Стране нужны «фабрики мысли»: эффективное аналитическое обеспечение обороны и управления сегодня жизненно необходимо для безопасности России. // Военно-промышленный курьер № 16 (484), 2013. - С. 8 - 9.

47. Рахманов, А., Даниленко, И., Турчинов, А., Агеев, А., Масоновец, В. Срочно требуются профессионалы - управленцы: государственные аналитические центры помогут успешно развиваться России. // Военно-промышленный курьер № 7 (475), 2013. - С. 10 - 11.

48. Минаев, А.В. Государственная граница Российской Федерации в современных условиях (статья). Москва: // «Право и безопасность». Издательство ООО "Сам полиграфист"2014, № 1 (46). - С.37- 40.

Bibliograficheskij spisok

1. Kreveld, M. Van Transformatslya voynyl. - M.: Irlspen, 2005. - 344 s.

2. Sun-TSzyi, U-TSzyi Traktatyl o voennom Iskusstve. / Per. s kit., predisl. I komment. N.I. Konrada. - M.: Izd-vo AST, 2003.

- S. 39.

3. Hramchihin, A. Napravleniya ekspansii Podnebesnoy: dlya uspeshnogo resheniya vneshnepoliticheskih zadach Kitayu neobhodimyi moschnyie i vyisokoeffektivnyie voorujennyie silyi. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 14 (482), 2013. S. 2.

4. Hramchihin, A. Logika kitayskoy morskoy stenyi: zamedlit avianosnuyu programmu KNR tolko kachestvo dvigateley. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 17 (485), 2013. S. 2.

5. Hramchihin, A. Ataka kitayskogo aviaproma: predstavleniya o nizkom kachestve boevoy tehniki Podnebesnoy davno ustareli. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 19 (487), 2013. S. 2.

6. Hramchihin, A. Kitay gotov k bolshoy voyne: armiya Podnebesnoy perevoorujena na sovremennuyu tehniku i provodit ucheniya nastupatelnogo haraktera. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 22 (490), 2013. S. 2.

7. Hramchihin, A. Syurpriz iz Podnebesnoy: kitayskiy yadernyiy potentsial mojet byit samyim krupneyshim v mire. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 28 (496), 2013. S. 5.

8. Hramchihin, A. Kitayskaya ekspansiya neizbejna, v KNR schitayut, chto luchshe yadernaya voyna, chem kollaps iznutri, i chto gosudarstvennyie granitsyi mojno peresmotret. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 34 (502), 2013. S. 1, 2.

9. Boytsov, M. Velikiy kitayskiy tunnel: sovremennoe sostoyanie i perspektivyi razvitiya raketno-yadernyih sil Podnebesnoy. // Nezavisimoe voennoe obozrenie № 41 (782), 2013. - S. 1, 10 - 11.

10. Mihaylov, V.V. Sotsialnyie ogranicheniya: Struktura i mehanika podavleniya cheloveka. Izd. 4-e. - M.: Izd-vo LKI, 2011. -

S. 27.

11. Arbatov, A. Politika i natsionalnaya oborona - tonkaya shlifovka posle glubokoy pererabotki: vo vneshney politike byil vzyat kurs na distantsirovanie, a po ryadu napravleniy - i na protivostoyanie s SSHA i Evropoy. // Nezavisimoe voennoe obozrenie № 14(755), 2013. S. 1, 4 - 5.

12. Minaev, A.V. Pravovoy protsess stanovleniya novyih granits Rossiyskoy Federatsii (statya). Moskva: // «Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2011, № 7. - S. 44-47.

13. Popov, I. Matritsa voyn sovremennoy epohi: zdravomu smyislu meshaet inertsiya myishleniya. // Nezavisimoe voennoe obozrenie № 10 (751), 2013. S. 7.

14. Minaev, A.V. Gosudarstvennaya bezopasnost i strategicheskoe planirovanie v Rossiyskoy Federatsii (statya). Kyizyil: //«Vestnik TuvGU» Izd-vo RIO TuvGU, vyipusk 1, 2014(20).- S.155-163.

15. Komleva, N. Preemptivnaya voyna kak tehnologiya resursnogo peredala mira. // Novyiy oboronnyiy zakaz № 5 (22), 2012. - S. 58 - 63.

16. Popov, I. Voennyie konfliktyi: vzglyad za gorizont. Tehnologicheskaya revolyutsiya v «traditsionnoy» voyne. // Nezavisimoe voennoe obozrenie № 13 (754), 2013. S. 8.

17. Sivkov, K. Neyadernaya dubina Pentagona: SSHA sposobnyi realizovat kontseptsiyu byistrogo globalnogo neyadernogo udara...// Voenno-promyishlennyiy kurer № 9 (477), 2013. S. 1, 11.

18. Sivkov, K. Utrennyaya svejest s yadernyim privkusom: voyna na koreyskom poluostrove prineset poteri, nesopostavimyie s ojidaemyim ee uchastnikami vyiigryishem. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 15 (483), 2013. - S. 1, 2 - 3.

19. Korchak, V. Nas prosto somnut: segodnya yadernogo sderjivaniya uje nedostatochno dlya sderjivaniya agressivnyih ustremleniy izvne. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 19 (487), 2013. - S. 6.

20. Gareev, M. Esche raz o sisteme znaniy v sovremennoy voyne: tolko sovmestnyimi usiliyami mojno nayti otvet na vopros, kakie VVT s uchetom suschestvuyuschih voennyih ugroz nam nujnyi. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 29 (497), 2013. - S. 2 - 3.

21. Sivkov, K. Esli zavtra Iran: yadernaya programma Tegerana mojet byit prervana tremya sposobami. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 6 (474), 2013. S. 1, 4.

22. Minaev, A.V. Vliyanie i rol Kontseptsiy na ohranu Gosudarstvennoy granitsyi Rossiyskoy Federatsii v kontse XX veka.(statya). Moskva: // «Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2012, № 4. - S. 17-20.

23. Minaev, A.V. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (statya). Kyizyil: Izd-vo RIO TuvGU, «Nauchnyie trudyi TGU» vyipusk XI, tom I, 2013.- S.184-185.

24. Major General Robert H. Scales, Ir. (RET.). Culture - Centric Warfare. United States Naval Institute Proseedings. October 2004. Vol. 130. Issues 10. Pp. 32 - 36.

25. Major General Robert H. Scales, Ir. (RET.). Clausewitz and World War IV. Armed Forces Journal - July 2006. (http://www. armedforcesjournal. com/2006/07/1866019/).

26. Klimov, I., Klimov, S. Voenachalnik doljen byit myislitelem: a eto nevozmojno bez sereznoy filosofskoy podgotovki. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 42 (510), 2013. - S. 4 - 5.

27. Litovkin, V. Prezident ne ostavil armii vyibora: kurs na reformyi budet prodoljen. // Nezavisimoe voennoe obozrenie № 8 (749), 2013. S. 1, 3.

28. Litovkin, V. Skolko stoit voennaya nauka: fundamentalnyie issledovaniya MO SSHA - raznoobrazie, uchet mneniy zakazchika, adaptivnost. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 27 (495), 2013. - S. 1, 7.

29. Pojarov, A. Ekonomika Rossii v nachale XXI veka: kak ona povliyala na oboronosposobnost i natsionalnuyu bezopasnost stranyi. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 1 (469), 2013. - S. 2.

30. Komoedov, V. CHto ugrojaet Rossii: strana posle 2015 goda mojet okazatsya v tsentre ojestochennoy shvatki za prirodnyie bogatstva. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 8 (476), 2013. - S. 9.

31. Minaev, A.V.; Kombu, V.S. Gosudarstvennaya bezopasnost i prioritetyi Rossiyskoy Federatsii po ohrane gosudarstvennyih granits. Korolëv: // «Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika». Izdatelskiy dom «Pravo i gosudarstvo», 2014, № 5 (113). - S.124- 129.

32. Hamzatov, M. Dumat po-novomu takje trudno, kak i voevat: voennoe iskusstvo sleduet kursom degradatsii: // Nezavisimoe voennoe obozrenie № 40 (781), 2013. - S.1,4 - 5.

33. Klimov, I., Klimov, S. Voenachalnik doljen byit myislitelem: a eto nevozmojno bez sereznoy filosofskoy podgotovki. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 42 (510), 2013. - S. 4 - 5.

34. Tyushkevich, S. Krizis voennoy myisli: segodnya myi ne imeem slojivsheysya nauchnoy teorii buduschih voyn. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 24 (492), 2013. - S. 1, 4 - 5.

35. Hromov, A. Neobuchennoe mujestvo bespolezno: polki i brigadyi na polyah srajeniy budut voevat tochno tak je, kak oni podgotovlenyi v mirnoe vremya. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 37 (505), 2013. S.12.

36. Shlyindov, A. Voennaya myisl podnebesnoy ischet otvetyi na ugrozyi setetsentrizma: Kitay nameren do kontsa tekuschego desyatiletiya osporit amerikanskuyu globalnuyu gegemoniyu. // Nezavisimoe voennoe obozrenie № 8 (749), 2013. S. 1, 10 -11.

37. Vladimirov,I. Integratsiya informatsionnyih i telekommunikatsionnyih tehnologiy - osnovnoe napravlenie razvitiya v XXI veke: integrirovannyie v ASUV programmnyie i informatsionnyie izdeliya obespechivayut funktsionirovanie informatsionnoy infrastrukturyi upravleniya silami v obstanovke zadannoy slojnosti. // Novyiy oboronnyiy zakaz № 1 (8), 2010. - S. 46 - 48.

38. Minaev, A.V. Novoe v zakonodatelstve o pravilah pogranichnogo rejima Rossiyskoy Federatsii (statya). Moskva: // «Tamojennoe delo». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2013, № 1. - S.21-28.

39. Tetkin, V., Bukreev, YU., Selivanov, V., Gorkov, A. Preodolet voennuyu razruhu: zadacha vosstanovit razgromlennoe v armii i na flote. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 8 (476), 2013. - S. 10.;

40. Sobolev, V., Surtsukov, A., Gorkov, A., Belousov, A., Tarnaev, A. Bolshoy strane nujna bolshaya armiya. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 27 (495), 2013. - S. 4 - 5.

41. Falichev, O. Buduschee zakladyivaetsya segodnya: teoriya stroitelstva voorujennyih sil doljna maksimalno sootvetstvovat harakteru gryaduschey voynyi. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 10 (478), 2013. - S. 1, 4 - 5.

42. Minaev, A.V.; Ertine K.K. Gosudarstvennaya politika Rossii v oblasti natsionalnoy bezopasnosti (statya). Korolëv: // «Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika». Izdatelskiy dom «Pravo i gosudarstvo», 2013, № 9 (105). - S.129- 133.

43. Sivkov, K. Teleportatsiya i orujie buduschego: uchenyie na poroge otkryitiy, kotoryie kardinalno izmenyat sredstva i sposobyi vedeniya voorujennoy borbyi. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 19 (487), 2013. - S. 1, 10.

44. Shaklein, A. Avatar v pomosch soldatu: perspektivnyie napravleniya sozdaniya boevoy ekipirovki tretego pokoleniya. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 3 (471), 2013. - S. 4 - 5.

45. Volosyuk,T.P. Pogranichnyie organyi Federalnoy slujbyi bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii kak subyekt gosudarstvennogo silovogo prinujdeniya (sotsialno-filosofskiy analiz): avtref. na soiskanie uch. step. kand. filos. nauk. - M.: PA FSB Rossii, 2011. - S. 10. ).

Тувинский государственный университет

46. Mohov, E., Storonin,V., Baranov, A., Zatsarinnyiy, A., Malinetskiy, G., Kurnosov, YU. Strane nujnyi «fabriki myisli»: effektivnoe analiticheskoe obespechenie oboronyi i upravleniya segodnya jiznenno neobhodimo dlya bezopasnosti Rossii. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 16 (484), 2013. - S. 8 - 9.

47. Rahmanov, A., Danilenko, I., Turchinov, A., Ageev, A., Masonovets, V. Srochno trebuyutsya professionalyi - upravlentsyi: gosudarstvennyie analiticheskie tsentryi pomogut uspeshno razvivatsya Rossii. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 7 (475), 2013. - S. 10 - 11.

48. Minaev, A.V. Gosudarstvennaya granitsa Rossiyskoy Federatsii v sovremennyih usloviyah(statya). Moskva: // «Pravo i bezopasnost». Izdatelstvo OOO "Sam poligrafist"2014, № 1 (46). - S.37- 40.

Волосюк Тимур Петрович - преподаватель Одинцовского гуманитарного университета, кандидат философских наук, Россия, г. Голицыно, E-mail: d.guselnikov@mail.ru

Volosyuk Timur - teacher of Odintsovo Humanitarian University, candidate of Philosophy, Russia, Golitsyno, E-mail: d.guselnikov@mail.ru

УДК 342 +351.73+351.746.1

ОПЕРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНО-ВОЙСКОВОЙ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ СССР В 1920-Е - 1930-Е ГОДЫ

Гусельников В.Ю.

Западно-подмосковный институт туризма (Филиал Российской Международной академии туризма), Московская область Одинцовский р-он, р.п. Большие Вяземы

OPERATIONAL ASPECTS IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF OPERATIONAL AND TROOP GUARD OF THE USSR STATE BORDER IN 1920S AND 1930S

Gusselnikov V.Y.

West near Moscow Institute of Tourism (Branch of the Russian International Academy of Tourism), Moscow region, Odintsovo, Bolshiye Vyazemy

Статья посвящена исследованию развития оперативной составляющей охраны государственной границы СССР в 1920-е - 1930-е годы.

Ключевые слова: охрана государственной границы, пограничная охрана, оперативный, войсковой, секретная агентура, контрабанда, вооруженная провокация, политическая охрана границы, инструкция, положение об охране границы.

The article investigates the development of operational component of the protection of the state border of the USSR in the 1920s - 1930s.

Key words: protection of the state border, border security, operational, military, secret agents, smuggling, armed provocation, the political border protection, instructions, regulations on the protection of the border.

Перед нашим Отечеством во все времена стояла, и будет стоять проблема обеспечения нерушимости государственной границы, территориальной целостности и государственного суверенитета.

Государственная граница всегда концентрировала в себе весь спектр политических, экономических и военных проблем государства, чутко реагировала на все изменения в сопредельных странах. Ее охрана стала необходимой, важнейшей функцией государства. Накопленный Российским государством многовековой опыт обеспечения надежной охраны границы способствует осознанию глубинных истоков современных вопросов пограничной политики и помогает в выборе оптимальных путей их разрешения [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.