Научная статья на тему 'Оперативные аспекты в формирование и развитие оперативно-войсковой охраны государственной границы СССР в 1920-е - 1930-е годы'

Оперативные аспекты в формирование и развитие оперативно-войсковой охраны государственной границы СССР в 1920-е - 1930-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / PROTECTION OF THE STATE BORDER / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОХРАНА ГРАНИЦЫ / ПОГРАНИЧНАЯ ОХРАНА / BORDER SECURITY / ОПЕРАТИВНЫЙ / ВОЙСКОВОЙ / MILITARY / СЕКРЕТНАЯ АГЕНТУРА / SECRET AGENTS / КОНТРАБАНДА / SMUGGLING / ВООРУЖЕННАЯ ПРОВОКАЦИЯ / ARMED PROVOCATION / THE POLITICAL BORDER PROTECTION / ИНСТРУКЦИЯ / ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОХРАНЕ ГРАНИЦЫ / REGULATIONS ON THE PROTECTION OF THE BORDER / OPERATIONAL / INSTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусельников Дмитрий Юрьевич

Статья посвящена исследованию развития оперативной составляющей охраны государственной границы СССР в 1920-е 1930-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL ASPECTS IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF OPERATIONAL AND TROOP GUARD OF THE USSR STATE BORDER IN 1920S AND 1930S

The article investigates the development of operational component of the protection of the state border of the USSR in the 1920s 1930s.

Текст научной работы на тему «Оперативные аспекты в формирование и развитие оперативно-войсковой охраны государственной границы СССР в 1920-е - 1930-е годы»

Тувинский государственный университет

46. Mohov, E., Storonin,V., Baranov, A., Zatsarinnyiy, A., Malinetskiy, G., Kurnosov, YU. Strane nujnyi «fabriki myisli»: effektivnoe analiticheskoe obespechenie oboronyi i upravleniya segodnya jiznenno neobhodimo dlya bezopasnosti Rossii. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 16 (484), 2013. - S. 8 - 9.

47. Rahmanov, A., Danilenko, I., Turchinov, A., Ageev, A., Masonovets, V. Srochno trebuyutsya professionalyi - upravlentsyi: gosudarstvennyie analiticheskie tsentryi pomogut uspeshno razvivatsya Rossii. // Voenno-promyishlennyiy kurer № 7 (475), 2013. - S. 10 - 11.

48. Minaev, A.V. Gosudarstvennaya granitsa Rossiyskoy Federatsii v sovremennyih usloviyah(statya). Moskva: // «Pravo i bezopasnost». Izdatelstvo OOO "Sam poligrafist"2014, № 1 (46). - S.37- 40.

Волосюк Тимур Петрович - преподаватель Одинцовского гуманитарного университета, кандидат философских наук, Россия, г. Голицыно, E-mail: [email protected]

Volosyuk Timur - teacher of Odintsovo Humanitarian University, candidate of Philosophy, Russia, Golitsyno, E-mail: [email protected]

УДК 342 +351.73+351.746.1

ОПЕРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНО-ВОЙСКОВОЙ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ СССР В 1920-Е - 1930-Е ГОДЫ

Гусельников В.Ю.

Западно-подмосковный институт туризма (Филиал Российской Международной академии туризма), Московская область Одинцовский р-он, р.п. Большие Вяземы

OPERATIONAL ASPECTS IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF OPERATIONAL AND TROOP GUARD OF THE USSR STATE BORDER IN 1920S AND 1930S

Gusselnikov V.Y.

West near Moscow Institute of Tourism (Branch of the Russian International Academy of Tourism), Moscow region, Odintsovo, Bolshiye Vyazemy

Статья посвящена исследованию развития оперативной составляющей охраны государственной границы СССР в 1920-е - 1930-е годы.

Ключевые слова: охрана государственной границы, пограничная охрана, оперативный, войсковой, секретная агентура, контрабанда, вооруженная провокация, политическая охрана границы, инструкция, положение об охране границы.

The article investigates the development of operational component of the protection of the state border of the USSR in the 1920s - 1930s.

Key words: protection of the state border, border security, operational, military, secret agents, smuggling, armed provocation, the political border protection, instructions, regulations on the protection of the border.

Перед нашим Отечеством во все времена стояла, и будет стоять проблема обеспечения нерушимости государственной границы, территориальной целостности и государственного суверенитета.

Государственная граница всегда концентрировала в себе весь спектр политических, экономических и военных проблем государства, чутко реагировала на все изменения в сопредельных странах. Ее охрана стала необходимой, важнейшей функцией государства. Накопленный Российским государством многовековой опыт обеспечения надежной охраны границы способствует осознанию глубинных истоков современных вопросов пограничной политики и помогает в выборе оптимальных путей их разрешения [1].

Историческая экспертиза важнейшей стороны деятельности государства, связанной с обеспечением его суверенитета и территориальной целостности на государственной границе позволяет вести продуктивный поиск выявления причин и основных факторов, влияющих на содержание и тенденции развития теории и практики охраны государственной границы.

Так, в своей статье я хотел-бы более подробно остановиться на оперативной составляющей охраны государственной границы, которая активно формировалась и совершенствовалась в период 20-х - 30-х годов XX столетия [2].

С окончанием гражданской войны и установлением новых границ встал вопрос о защите пограничных интересов советского государства в условиях мирной жизни, когда внутренняя и внешняя контрреволюция развили активную деятельность, организуя кулацкие восстания, насаждая шпионаж, бандитизм, принимая все меры к срыву монополии внешней торговли Советской страны. Пограничная полоса по обе стороны была наводнена белогвардейцами, бандитами разных мастей, встречающими поддержку капиталистического окружения. Так, на Украине к концу 1920 г. насчитывалось 89 организованных банд общей численностью около 5600 человек. На границе с Польшей, Латвией, Эстонией в течение 1920-1921 гг. произошло до 200 боевых столкновений с бандитами [3].

В связи со сложной обстановкой и участившимися случаями перехода границы контрабандистами, агентами иностранных разведок и боевиками белогвардейских эмигрантских организаций 20 ноября 1920 г. постановлением СТО ответственность за охрану границы была возложена на Особый отдел ВЧК, а за Наркомвнешторгом оставлен только таможенный надзор [4]. В постановлении говорилось, что ОО ВЧК осуществляет охрану границы посредством выставления заградительных постов в пограничной полосе, которые объединялись в пограничные участки, при которых находились армейские части, выполнявшие оперативные задания пограничных органов ВЧК. При этом воинские части, охранявшие границу, находились в ведении командующего войсками Внутренней службы Республики (ВНУС) и подчинялись ОО ВЧК и его органам на местах только в оперативном отношении.

Однако разделение оперативной и войсковой охраны границы создавало существенные трудности. Поэтому постановлением СТО от 19 января 1921 г. все части и отряды, состоявшие в ведении ВЧК, были сведены в войска ВЧК, а 1 апреля 1921 г. приказом ВЧК № 91 образовано Управление войск ВЧК, в котором создан Отдел пограничной охраны. При этом за охрану границы по-прежнему отвечал ОО ВЧК, которому подчинялись особые отделы ВЧК по охране границы в пограничных округах. Последние несли полную ответственность за охрану вверенных им участков [5].

После образования ГПУ охрана границы постановлением СТО от 27 сентября 1922 г. была передана в ведение ГПУ, для чего в его составе был создан отдельный пограничный корпус войск ГПУ (с ноября 1923 г. ОГПУ). При этом штаб корпуса по совместительству возглавлял начальник КРО ГПУ, а оперативное руководство охраной границы было возложено на 5-е отделение КРО (вопросы охраны границы, борьба с контрабандой и надзор за таможенной службой, - начальник - В. Розанов). Но уже 28 июля 1923 г. приказом ГПУ № 315 для осуществления оперативной и войсковой охраны границы был сформирован самостоятельный Отдел пограничной охраны (ОПО) ГПУ, в состав которого были переданы личный состав и имущество 5-го отделения КРО, спецотделение ЭКО и Пограничный отдел штаба войск ГПУ. Начальником ОПО был назначен Я. Ольский, по совместительству оставшийся помощником начальника КРО. А 7 сентября 1923 г. ЦИК СССР утвердил положение об охране границ СССР [6].

На следующий год была проведена очередная реорганизация органов пограничной охраны. Согласно приказу ОГПУ СССР № 122/44 от 25 февраля 1924 г. на основе объединения пограничных оперативных органов и пограничных войск было образовано Управление пограничных отрядов, в составе которых наряду с различными подразделениями были созданы секретно-оперативные части (СОЧ). Отдельные роты пограничных войск были слиты с пограничными особыми постами и образованы комендатуры пограничных участков. Пограничные заставы стали основными войсковыми подразделениями охраны границы, а СОЧ пограничных отрядов и комендатур — основными оперативными подразделениями, охранявшими границу оперативными средствами. В целом

завершилось организационное воплощение принципа сочетания в охране государственной границы средств и методов оперативной и войсковой деятельности.

Реорганизация положительно отразилась на результатах деятельности оперативных органов пограничной охраны. Только в 1924 г. они совместно с войсковыми частями погранохраны уничтожили более 50 главарей и 3000 рядовых бандитов, захватили и арестовали 229 главарей и 8463 рядовых бандитов, добровольно, сдались 221 главарь и 2361 рядовой бандит. В ходе проведения чекистско-войсковых операций было захвачено 36 пулеметов, 1776 револьверов, 23308 винтовок и обрезов, 193 бомбы [7].

Оперативную работу сотрудники СОЧ вели под руководством КРО ОГПУ[8]. Они принимали участие в задержании Б.В. Савинкова. В ходе проведения операции «Трест» финской разведке был подставлен на вербовку в качестве коменданта «окна» на границе начальник заставы Т. Вяхя (И. Петров). Финалом его полуторагодовой работы явился вывод через «окно» на советскую территорию начальника восточного отдела разведки Великобритании Сиднея Д.Рейли.

Значительные усилия оперативные органы погранохраны направляли на борьбу с контрабандной деятельностью, которая являлась удобным средством маскировки работы иностранных разведок. На Всесоюзном совещании начальников частей пограничной охраны 26 апреля 1925 г. отмечалось, что «поляки, латыши, эстонцы проводят всю пограничную и тыловую (глубинную) разведку и контрразведку через контрабандистов, которые за право перехода границы обязуются работать на иностранные разведки и контрразведки» [9].

В те годы установить грань между контрабандой и шпионажем было практически не возможно, ибо «шпион и контрабандист в большинстве случаев есть одно и то же лицо...»[3]. 80 процентов шпионов, задержанных при переходе границы, прикрывались контрабандой деятельностью. Разведки Польши, Латвии и Эстонии в ближайших у советской границы деревнях, хуторах и имениях организовывали кооперативы, фирмы, концессии, которые являлись явочными квартирами для шпионов, возвратившихся с советской территории и отправлявшихся туда с заданиями. Офицеры 2 отдела Генштаба польской армии и латвийского Генерального штаба опрашивали и вербовали контрабандистов, платили за работу дефицитным товаром. Кроме того, польская разведка активно использовала контрабандистов как переправщиков агентуры на советскую территорию.

Поиск оптимальных вариантов привел к очередной реорганизации — к слиянию пограничного и войскового управления в центре и округах. Приказом ОГПУ № 229 от 6 ноября 1926 г. Отдел пограничной охраны и Главная инспекция войск ОГПУ объединились в Главное управление погранохраны и войск ОГПУ (ГУПОиВ ОГПУ). Объединялись и управления погранохраны и окружные инспекции войск полномочных представительств ОГПУ. Руководство оперативной работой пограничных отрядов и контрольно-пропускных пунктов осуществлялось органами ОГПУ. Конечно, пограничная охрана приняла более стройную систему организации, однако зависимость в оперативном отношении от органов ОГПУ мешала эффективному решению задач в интересах охраны границы. Положение об охране границы, утвержденное ЦИК и СНК СССР 15 июня 1927 г. закрепило происшедшие изменения и накопленный оперативный опыт.

С середины 1920-х и до середины 1930-х годов оперативные подразделения пограничной охраны структурно были построены следующим образом. Первичным звеном, ведущим оперативную работу, по-прежнему оставалась пограничная застава. Начальник заставы в пределах своего участка был ответственен за «политическую и экономическую охрану границы, борьбу со всякого рода проявлениями внутреннего и диверсионного бандитизма и за обеспечение революционного порядка» [9]. Для выполнения задач он имел осведомительную сеть, работавшую или по линии пограничной, или выполнявшей также и задания секретно-политического отдела территориального органа ОГПУ. В последнем случае зачастую сужалось поле для выполнения основной задачи оперативной работы начальника заставы, связанной с охраной государственной границы СССР.

Следующим звеном была пограничная комендатура, которая в своем составе имела секретно-оперативную часть, возглавлявшуюся помощником коменданта по СОЧ. Комендатура осуществляла оперативную деятельность в двадцатидвухкилометровой пограничной полосе и контролировала оперативную работу погранзастав. На некоторые комендатуры на азиатском участке границы было возложено контрразведывательное обеспечение личного состава подразделений. Оперсостав комендатуры обеспечивал осведомление о населенных пунктах и допускался к ведению разведывательной работы.

В пограничных районах оперработу вели оперативные органы погранохраны и территориальные органы ОГПУ [10]. В 1931 г. были приняты положения «Об оперативных секторах», «О городских и районных отделениях», «О районных уполномоченных». Согласно первому положению, оперативные сектора фактически заменили окружные отделы ОГПУ и создавались путем «слияния» управлений погранотрядов и комендатур с райотделами ОГПУ. В пограничных районах они подчинялись пограничным отрядам за некоторым исключением.

В частности, в справке об организации охраны границы и функциях подразделений пограничной охраны от 1 марта 1933 г. говорилось: «Мы имеем ряд отрядов, являющихся оперативными секторами в отношении погранрайонов, составляющих своей непосредственно приграничной частью участок отряда» [9]. Во многих крупных населенных пунктах пограничных районов имелись машинно-тракторные станции, в которые на должности заместителей начальников политотделов назначались сотрудники ОГПУ. Параллелизм в работе выявил недостатки в оперативной работе по охране госграницы. Не была определена организация оперработы в населенных пунктах в пределах 7,5-километровой пограничной полосы, которые также обслуживались заместителями начальников политотделов МТС.

В начале 1930-х годов на границе создалось положение, когда пограничные отряды и комендатуры стали средством решения задач, возложенных на оперативные секторы. Это явилось существенным шагом назад в деле изыскания эффективных способов охраны госграницы. Из-за ошибочных мероприятий по объединению пограничной охраны и ее оперативных органов с территориальными органами ОГПУ в оперативные секторы возникла проблемная ситуация, которую необходимо было разрешать. В ПП ОГПУ вопросы войсковой охраны границы решались слабо, обозначились тенденции обособления оперативных органов от войскового компонента.

В 1934 г. в связи с образованием НКВД СССР погранохрана и внутренние войска выходят из подчинения органов госбезопасности. Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ было переименовано в Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД (ГУПВО НКВД). В составе Главка оказались и войска по охране железнодорожных сооружений, особо важных промышленных предприятий, конвойные войска, а также учреждения военного снабжения и военного строительства. Множество разнообразных функций, возложенных на одно ведомство, не способствовало эффективной охране государственной границы.

В результате сложилось положение, при котором начальники оперативных отделов ГУГБ без ведома начальников войск пограничных округов стали отдавать распоряжения о проведении тех или иных мероприятий на границе. Начальники же управлений войск округов, изолированные от аген-турно-оперативной работы и не располагавшие никакими оперативными данными, отвечали за охрану государственной границы, а начальники оперативных отделов НКВД, владевшие оперативной информацией, получаемой от агентурного аппарата, никакой ответственности за охрану границы не несли.

В ряде случаев управления НКВД передавали обязанности своих районных отделений пограничным отрядам, а штатную численность, положенную для райотделений, использовали в аппаратах оперативных отделов управлений.

Указанные меры отрицательно сказались на надежности охраны границы, в связи с чем в декабре 1934 г. ГУПВО вышло с предложениями по улучшению руководства охраной границы и оперативной работы, однако реорганизация оперативных органов пограничной охраны была проведена лишь в конце 1930-х годов [11].

Таким образом, в условиях развернувшейся классовой борьбы и сопротивления значительной части населения мероприятиям советской власти, а также враждебного окружения, новая система оперативно-войсковой охраны государственной границы неизбежно должна была стать надежным инструментом в обеспечении нерушимости границ и борьбе с нарушителями, в частности, в борьбе с диверсионным и внутренним политическим бандитизмом, политической и экономической контрабандой.

Поиск оптимального сочетания оперативной и войсковой деятельности в интересах охраны границы продолжался на всем протяжении истории советских пограничных войск. Оперативные органы неоднократно включались в состав штабов и выводились из них, пока не была отработана структура, сохранившая основные черты до настоящего времени.

Библиографический список

1. Минаев, А.В. Обстановка на государственной границе Российского государства на рубеже XIX, XX веков (статья). Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Изд-во: Самарский государственный университет, 2012, №3-4, - С.122-124

2. Минаев, А.В. Правовая основа охраны Государственной границы после Великой октябрьской социалистической революции (статья). Москва: // «Аспирант и соискатель». Изд-во Компания Спутник+, 2008, №4 (47). - С. 39-41.

3. Пограничные войска СССР 1918-1928. Сб. документов и материалов. М., 1973. 926 с., с ил.

4. Минаев, А.В. Правовое закрепление охраны границы и службы войск по охране границы РСФСР в 1921 году. (статья). Москва: // «Закон и право». Издательство «Юнити-Дана», 2014, № 6. - С. 26-29

б. Минаев, А.В. Становление организации и системы управления пограничной охраны Советского государства (статья). Москва: // «Социология власти», Изд-во: ОПМТ РАГС, 2010, № 7 - С. 191-198.

6. Минаев, А.В. Правовые основы охраны государственной границы Тувинской Народной Республики (статья). Москва: // "Право и политика", Изд-во: Издательская группа «NOTA BENE» № 9(105), 2008. - С. 2133-2137.

7. Часовые советских границ: Краткий очерк истории пограничных войск СССР. - М.: Политиздат, 1979. - 285 с., с ил.

8. Минаев, А.В.; Хайманов, В.Г. Правовые аспекты охраны границ РСФСР и СССР в начале 20-х годов XX в. (статья). Кызыл: //«Вестник ТывГУ» Изд-во РИО ТывГУ, выпуск 1, , 2012.- С.81-85.

9. Из истории советских пограничных войск 1921-1927 гг. Документы и материалы. М., 1971. 780 с.

10. Минаев, А.В. Возложение охраны сухопутных и морских границ СССР на ОГПУ (статья). Москва: // «История государства и права». Издательская группа «Юрист», 2012, № 18. - С. 14-1б.

11. Минаев, А.В. Правовые основы охраны государственной границы Тувинской Народной Республики (статья). Москва: // "Право и политика", Изд-во: Издательская группа «NOTA BENE» № 9(105), 2008. - С. 2133-2137.

Bibliograficheskij spisok

1. Minaev, A.V. Obstanovka na gosudaretvennoy granitse Rossiyskogo gosudaretva na rnbeje XIX, XX vekov (statya). Samara: // «Aspirantskiy vestnik Povoljya». Izd-vo: Samarskiy gosudarstvennyiy universitet, 2012, №3-4, - S.122-124

2. Minaev, A.V. Pravovaya osnova ohranyi Gosudaretvennoy granitsyi posle Velikoy oktyabrekoy sotsialisticheskoy revolyutsii (statya). Moskva: // «Aspirant i soiskatel». Izd-vo Kompaniya Sputnik+, 2008, №4 (47). - S. 39-41.

3. Pogranichnyie voyska SSSR 1918-1928. Sb. dokumentov i matenalov. M., 1973. 92б s., s il.

4. Minaev, A.V. Pravovoe zakreplenie ohranyi granitsyi i slujbyi voysk po ohrane granitsyi RSFSR v 1921 godu. (statya). Moskva: // «Zakon i pravo». Izdatelstvo «YUniti-Dana», 2014, № 6. - S. 2б-29

б. Minaev, A.V. Stanovlenie orçanizatsii i sistemyi upravleniya pogranichnoy ohranyi Sovetskogo gosudaretva (statya). Moskva: // «Sotsiologiya vlasti», Izd-vo: OPMT RAGS, 2010, № 7 - S. 191-198.

6. Minaev, A.V. Pravovyie osnovyi ohranyi gosudaretvennoy granitsyi Tuvinskoy Narodnoy Respubliki (statya). Moskva: // "Pravo i politika", Izd-vo: Izdatelskaya gruppa «NOTA BENE» № 9(105), 2008. - S. 2133-2137.

7. Chasovyie sovetskih granits: Kratkiy oche^ istorii pogranichnyih voysk SSSR. - M.: Politizdat, 1979. - 28б s., s il.

8. Minaev, A.V.; Haymanov, V.G. Pravovyie aspektyi ohranyi granits RSFSR i SSSR v nachale 20-h godov XX v. (statya). Kyizyil: //«Vestnik TyivGU» Izd-vo RIO TyivGU, vyipusk 1, , 2012.- S.81-85.

9. Iz istorii sovetskih pogranichnyih voysk 1921-1927 gg. Dokumentyi i materialyi. M., 1971. 780 s.

10. Minaev, A.V. Vozlojenie ohranyi suhoputnyih i morskih granits SSSR na OGPU (statya). Moskva: // «Istoriya gosudarstva i prava». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2012, № 18. - S. 14-1б.

11. Minaev, A.V. Pravovyie osnovyi ohranyi gosudaretvennoy granitsyi Tuvinskoy Narodnoy Respubliki (statya). Moskva: // «Pravo i politika», Izd-vo: Izdatelskaya gruppa «NOTA BENE» № 9(105), 2008. - S. 2133-2137.

Гусельников Дмитрий Юрьевич - преподаватель кафедры управления персоналом Западно-

подмосковного института туризма (Филиал Российской Международной академии туризма), E-mail:

[email protected]"u

Gusselnikov Dmitry - Lecture! of the Department of Pereonnel Management West nean Moscow

Institute of Tourism (Branch of the Russian International Academy of Tourism), E-mail: d.guselnikov@mailiu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.