Научная статья на тему 'Эволюционный характер пограничной политики российского государства'

Эволюционный характер пограничной политики российского государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНАЯПОЛИТИКА / ГРАНИЦА / BORDER / ВНЕШНИЕ РУБЕЖИ / EXTERNAL BORDERS / ИНТЕРЕСЫ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / THE INTERESTS OF THE RUSSIAN STATE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ПОГРАНИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРИТОРИЯ / ОХРАНА ГРАНИЦЫ / BORDER POLICY / BORDER ACTIVITY AREA / TERRITORY BORDER SECURITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусин Фрид Саитович

В статье рассмотрены подходы российских властей по поиску эффективных механизмов реализации политики по защите интересов государства на внешних рубежах в XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мусин Фрид Саитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTIONARY NATURE OF BORDER POLICYOF THE RUSSIAN STATE

The article describes the approach of the Russian authorities to find effective mechanisms to implement policies to protect the interests of the state at the external borders in the XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «Эволюционный характер пограничной политики российского государства»

произвести реконструкцию текста перевода с помощью математических и геометрических операций.

К ожидаемым результатам интерпретации содержания иероглифов можно отнести: восстановление древних знаний по астрономии; установление духовных знаний предков; раскрытие причин нанесения надписей на концевые диски черепиц.

Библиографический список

1. Кызласов, Л.Р. Городская цивилизация Срединой и Северной Азии: исторические и археологические исследования. М.: изд-во «Восточная литература», 2008.

2. Ларичев, В.Е. Средневековые календари финно-угров. Источник: www.sati.archaeology.nsc.ru.

3. Марсадолов, Л.С. Библиография научных работ учёного. Санкт-Петербург, 2008.

Bibliograficheskiy spisok

1. Kyzlasov, l.R. Gorodskaya tsivilizatsiya Sredinoj i Severnoj Azii: istoricheskie i arkheologicheskie issledovaniya. M.: izd-vo "Vostochnaya literatura", 2008.

2. Larichev, V.E. Srednevekovye kalendari finno-ugrov. Istochnik: www.sati.archaeology.nsc.ru.

3. Marsadolov, l.S. Bibliografiya nauchnykh rabot uchnogo. Sankt-Peterburg, 2008.

Дансюрюн Дадар-оол Хертекович - кандидат физико-математических наук,

старший преподаватель кафедры «Транспортно-технологических средств» Тувинского

государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Dansuran Dadar-ool - candidate of Physics and Mathematics, senior lecturer of the

Department of Transport and technological means" of the Tuvan State University, Kyzyl,

E-mail: [email protected]

УДК 94 (57) (1-925.17/ 19)

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО

ГОСУДАРСТВА

Мусин Ф.С.

Национальный институт бизнеса, Москва

THE EVOLUTIONARY NATURE OF BORDER POLICY OF THE RUSSIAN STATE

Musin F.S.

National Business Institute, Moscow

В статье рассмотрены подходы российских властей по поиску эффективных механизмов реализации политики по защите интересов государства на внешних рубежах в XIX-XX вв.

Ключевые слова: пограничная политика; граница, внешние рубежи, интересы, Российское государство; безопасность, пограничная деятельность, территория; охрана границы.

The article describes the approach of the Russian authorities to find effective mechanisms to implement policies to protect the interests of the state at the external borders in the XIX-XX centuries.

Key words: border policy; border, external borders, the interests of the Russian state; security, border activity area; territory border security.

Мировые тенденции и события, связанные с проявлениями военной агрессии и нарастанием террористических угроз, интеграционные процессы последних лет оказывают существенное влияние на пограничные проблемы всех стран, решение которых без знания

истории бесперспективно. Практические потребности в определении пограничной политики стран обусловливают возрастание роли теорий о границах, формировании системы их охраны и защиты, актуализируют научные изыскания исторических основ и уроков пограничной политики государств.

Достаточно перспективным представляется подход к трактовке понятия пограничной политики как особой области государственной политической деятельности, связанной с отношениями на государственной границе и приграничных регионах, охватывающей некоторые вопросы как внешней, так и внутренней политики. Такая расширительная трактовка выводит содержание пограничной политики за пределы деятельности ведомств, непосредственно занимавшихся охраной границы в исследуемый период.

Пограничная политика является как действенным инструментом функционирования различных органов исполнительной власти в приграничных регионах в интересах обеспечения безопасности страны, так и инструментом активного воздействия на сопредельные страны во имя реализации тех или иных интересов государства. Она была и остается важным регулирующим механизмом органов государственного управления, обеспечивающим решение широкого круга проблем, относящихся к территориальному разграничению между сопредельными странами, развитию пограничной инфраструктуры, установлению определенных режимов, обеспечению безопасности и защите национальных интересов в пограничном пространстве, строительству и совершенствованию специально уполномоченных органов для решения этих задач [1].

На цели и содержание пограничной политики Российского государства в Х1Х-ХХ вв. влияли исторические условия и совокупность различных факторов. Проводимая высшими органами государственной власти и управления политика на внешних рубежах формировалась и осуществлялась под воздействием множества явлений и процессов, происходивших в различных областях жизни Российского государства [2].

Интерес представляет межведомственная борьба за доминирующее право реализации основных направлений пограничной политики. Так, к борьбе с контрабандой на внешних рубежах активно пыталось включиться военное ведомство. В 1846 г. российским комиссаром по пограничным делам с Пруссией полковником А.И. Кохом1 была представлена докладная записка императору о росте потока контрабанды на прусской границе, в которой предполагалось для успешной борьбы с контрабандистами выставить вдоль прусской границы вместо одного два армейских полка. Император Николай I на записке поставил следующую резолюцию: «... следуя этому правилу, гораздо еще вернее будет расположить вдоль по границе или еще лучше перевести в таможенное ведомство целый корпус» [3]. Тем самым, русский император не поддержал проект полковника А.И. Коха, посчитав

1 В компетенцию российского комиссара по пограничным делам входили: координация действий по осуществлению мер таможенного контроля и пограничного надзора, соблюдение интересов России на границе с Пруссией. Российский комиссар осуществлял надзор за точным исполнением постановлений об употреблении оружия, об удалении от границы евреев, не имевших права жить в пятидесятиверстном расстоянии от границы, о недопущении укрывательства беглых. Если Комиссаром выявлялись «безпорядки по части пограничного Таможенного надзора, кои требуют безотлагательного распоряжения», то он должен был «сноситься о сем непосредственно с Пограничною Стражею и пограничными Таможенными местами; причем ему предоставлено право давать Пограничной Страже приказания об исправлении безпорядков и упущений, могущих открываться во время нахождения его на месте». Комиссар по пограничным делам подчинялся шефу Корпуса жандармов.

нецелесообразным возвращаться к ситуации, когда в охране границы одновременно участвовали военное ведомство и министерство финансов (до 1827 г.). Николай I полагал, что в деле организации охраны интересов государства в пределах пограничной черты ведущую роль должно было играть лишь одно ведомство - министерство финансов.

Здесь уместно заметить, что императоры России не просто подписывали подготовленные им доклады, предложения и законопроекты, касавшиеся вопросов пограничной политики, а внимательно их читали, анализировали, оценивали и лишь после этого принимали окончательное решение, глубоко вникая в суть проблемы. Так, в качестве одного из примеров можно привести факт о том, что на одном из предложений министра финансов М.Х. Рейтерна об улучшении материально-бытового положения офицеров пограничной стражи в августе 1866 г. император Александр II поставил резолюцию «Согласен со всем, кроме назначения денщиков».

Интересны взгляды российских властей на проблемы защиты интересов государства на внешних рубежах в 1880-1890-е гг. Например, С.Ю. Витте наряду с принятием прямых мер поднятия экономического уровня развития страны, предлагал принять меры по усилению охраны границы с целью пополнения казны империи за счет увеличения объемов таможенных сборов.

До 1917 года пограничная политика как совокупность мероприятий государственных органов власти и управления, непосредственно относившихся к государственной границе, реализовывалась в тесной связи с таможенной политикой. Специфика защиты интересов государства на внешних рубежах заключалась в доминирующей роли таможенных учреждений и преобладании финансово-экономической составляющей в содержании пограничной политики. Взаимодействие таможенной администрации с представителями пограничной стражи было настолько тесным организационно, что это наложило отпечаток на терминологию, понятийный аппарат таможенного и пограничного дела.

Реализация пограничной политики осуществлялась адекватно изменению внешних и внутренних условий специальными, в том числе военизированными формированиями, армией, флотом, внешнеполитическим ведомством и другими министерствами в тесном взаимодействии.

При этом, на появление новых подходов государства к реализации задач по защите своих интересов на границе играли как объективные, так и субъективные факторы. Последние объяснялись, главным образом, глубиной оценок этой проблемы со стороны императоров, виднейших министров, влиятельных чиновников. От их способности убеждать, доказывать и добиваться принятия нужных решений зависели пути, по которым развивалась пограничная политика. Как правило, при наличии различных подходов к разрешению спорных вопросов о реализации пограничной политики, в силу ее направленности, мнение министра финансов играло главенствующую роль и обычно принципиально влияло на принятие окончательного государственного решения.

В результате многолетних дискуссий военного министерства с таможенным ведомством были выявлены многочисленные проблемные направления в сфере защиты интересов государства на внешних рубежах. Исходя из приоритетных установок пограничной политики того периода, в 1893 г. был создан Отдельный корпус пограничной стражи с подчинением министру финансов С.Ю. Витте - Шефу пограничной стражи.

В XIX - начале XX в. пограничная политика Российской империи являлась продолжением внутренней и внешней политики государства, а также составной частью

таможенной, территориальной, военной и переселенческой политики. Она представляет исторический процесс формирования и реализации стратегического курса органов власти и управления, направленного на расширение, освоение и удержание территорий с последующим закреплением коренного русского населения, развитие пограничной инфраструктуры, установление сотрудничества с сопредельными странами, обеспечение и защиту жизненно важных интересов на границе в военное и мирное время в интересах обеспечения территориального единства и надежной безопасности государства. По своему содержанию пограничная политика Российской империи была направлена на обеспечение военной безопасности и защиты интересов, в первую очередь экономических, на государственной границе [4].

Создание Советского государства выдвинуло в числе прочих актуальных проблем необходимость решения вопросов, связанных с реализацией пограничной политики. Одной из самых насущных явилась проблема защиты интересов социалистического государства на внешних рубежах. В этой связи органы государственного управления молодой республики приступили к изучению ситуации, сложившейся в сфере защиты интересов государства на внешних рубежах в соответствии с новыми реалиями [5].

В императорской России действовала стройная система государственного управления деятельностью уполномоченных структур, участвовавших в реализации пограничной политики. Пограничная политика как совокупность мероприятий государственных органов власти и управления, непосредственно относившихся к государственной границе, реализовывалась в тесной связи с таможенной политикой. Специфика защиты интересов государства на внешних рубежах состояла в несколько доминирующей роли таможенных учреждений в реализации пограничной политики и преобладании финансово-экономической составляющей в ее содержании. С созданием Отдельного корпуса пограничной стражи практически весь комплекс мероприятий по реализации пограничной политики был аккумулирован в специальной стройной военной организации с широкими полномочиями. Реализация пограничной политики посредством целенаправленных мер (строгое соблюдение договоров и соглашений о межгосударственном разграничении, охрана и защита государственной границы, пограничный режим, развитие пограничной инфраструктуры, разрешение пограничных конфликтов) нацелена была на главное -защитить жизненно важные интересы государства на границе. Следовательно, к компетенции пограничной политики до 1917 года относились важнейшие проблемы, тесно связанные с экономическими, политическими и военными факторами, с безопасностью государства.

С возникновением на карте мира Советской России важным направлением пограничной политики явилось формирование взаимоотношений с другими государствами. Показательны в этом плане союзные договора с другими советскими республиками. Россия отказывалась от всей своей собственности в этих республиках, а государственной границей признавалась линия, разделявшая государства на момент подписания договоров. Особо оговаривалось, что территории, «аннексированные бывшими российскими правительствами», с согласия местного населения отходят к национальным республикам [6].

В отношении разграничения с восточными и западными республиками у РСФСР подходы несколько различались. Вместе с союзными договорами РСФСР заключала

экономические соглашения, сущность которых сводилась к возможности беспрепятственной реализации интересов одного государства на территории другого, уничтожении таможенных барьеров и создании единой хозяйственной инфраструктуры.

Более существенными были различия в построении пограничной политики Советской России с несоветскими государствами. Если режим границы РСФСР с соседними советскими и рядом других государств был мягким, а сами границы, зачастую, были лишь формально делимитированной линией на карте, то режим границы с капиталистическими государствами был чрезвычайно жестким. Регламентации подвергались все процедуры, все статьи экспорта и импорта, ставилась под жесткий контроль миграционная политика.

С первых дней своего образования Советское государство вынуждено было защищать политические, военные, экономические и иные интересы страны на государственной границе и приграничной территории. Значительная часть этих задач была возложена на пограничную охрану. Перед пограничной охраной была поставлена задача обеспечения монополии внешней торговли государства, пресечения экономической контрабанды, ведения жесткой борьбы со всеми попытками реставрации капитализма.

К октябрю 1917 г. граница в европейской части страны сохранилась лишь со Швецией и на побережье Белого моря. Далее к югу, от Финского залива до Персии, проходила линия фронта. Охрана границы в Туркестане, Сибири и на Дальнем Востоке была практически дезорганизована [7].

Масштабность и важность реализации пограничной политики в целях защиты интересов государства на внешних рубежах вызывали неизбежную межведомственную конкуренцию. Заинтересованные ведомства стремились так или иначе повлиять на пограничную политику, разрабатывали предложения для высших государственных органов и аргументировано их отстаивали.

В момент становления советской государственности, по инерции, как и в царское время, на пограничную охрану были возложены, в первую очередь, задачи обеспечения экономической безопасности (борьба с контрабандой, являвшейся формой противодействия монополии внешней торговли). Об этом свидетельствует и подчинение пограничной охраны Наркомфину, а затем, согласно декрету Совета Народных Комиссаров (далее - СНК) от 29 июня 1918 г., объявленному приказом по Пограничной охране от 24 июля 1918 г. № 23, -Народному Комиссариату Торговли и Промышленности (далее - НКТП).

Впервые вопрос об организации охраны границы был поставлен 11 декабря 1917 г., то есть с началом переговоров с Германией. Управление бывшего Отдельного пограничного корпуса обратилось в Генеральный штаб о закрытии границы пограничными частями, которые с октября 1917 г. перешли на сторону советской власти и были переданы в распоряжение Военного ведомства. Но с началом демобилизации армии и соответственно, пограничных частей, данное предложение было отклонено.

После Октябрьской революции 1917 г. и до конца июня 1918 г. в стране существовал только лишь орган управления пограничной охраной без подчиненных ему каких-либо сил и средств. Начало формирования реальных пограничных структур Советской Республики в составе НКТП и начало охраны ими государственной границы можно отнести к периоду не ранее конца июня - начала июля 1918 г. Декреты о формировании пограничной охраны и о передаче пограничной охраны в ведение и подчинение НКТП от 18 июня и 2 июля 1918 г. подтверждают это.

После прекращения военных действий в 1918 г. возникла потребность восстановления охраны государственной границы и воссоздания пограничной охраны. На северо-западе пограничная охрана начала первоначально формироваться из частей демобилизованной армии в районе финляндской границы. Находившиеся в подчинении Народного Комиссариата финансов Управление Отдельного пограничного корпуса 30 марта 1918 г. было преобразовано в Главное управление пограничной охраны (далее - ГУПО), которое и приступило к восстановлению охраны границы [8].

В подготовленном ГУПО проекте декрета Совнаркома об учреждении погранохраны подробно формулировались ее задачи и порядок охраны границы. Этот проект был одобрен на межведомственном совещании Наркомата по делам финансов, Народный комиссариат по иностранным делам (далее - НКИД) и военного ведомства. 28 мая 1918 г. Совнарком обсудил проект декрета об учреждении погранохраны и принял его с незначительными поправками. В декрете отмечалось, что погранохрана учреждается при Наркомате по делам финансов и на нее возложена задача защиты пограничных интересов РСФСР, а в пределах пограничной полосы - защита личности и имущества граждан [9]. Положения декрета были в некоторой части заимствованы из документов Отдельного корпуса пограничной стражи. Это наглядно свидетельствует о том, что погранохрана РСФСР была создана не на пустом месте, а активно продолжила дело в использовании положительного опыта в охране границы Российского государства. Несмотря на революционные преобразования, направленность пограничной политики несколько видоизменилась, но, не потеряла своих характерных черт, связанных с защитой национальных интересов государства в пограничной сфере. Наряду с экономическим и военным значением на передний план выходила политическая составляющая охраны государственной границы.

В условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции на руководство пограничной охраной стало активно претендовать военное ведомство. В докладе Главного управления Генерального штаба начальнику Всероссийского главного штаба о состоянии пограничной охраны от 4 июня 1918 г. указывалось, что составленный Наркоматом финансов проект декрета об организации пограничной охраны (к тому времени еще не был опубликован) не определяет отношений между военным ведомством и пограничной охраной. Представители Генерального штаба настаивали на том, чтобы пограничная охрана в ходе подготовки к ведению войне подчинялась военному ведомству, а также военный руководитель Совета пограничной охраны должен был утверждаться Наркомом по военным и морским делам.

На участие в реализации пограничной политики претендовала и Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (далее - ВЧК). Уже в начальный период организации советской пограничной охраны принимались меры к тому, чтобы войсковая охрана границы координировалась с деятельностью ВЧК. Совет пограничной охраны при ГУПО 31 июля 1918 г. обратился с письмом к председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому, в котором просил создать специальные органы ВЧК для наведения законности и правопорядка в пограничных районах [10]. По указанию Ф.Э. Дзержинского в короткий срок летом 1918 г. все губернские и уездные чрезвычайные комиссии (далее - ЧК), расположенные вдоль демаркационной линии, были преобразованы в окружные, участковые и пунктовые пограничные чрезвычайные комиссии. Они подчинялись пограничному подотделу иногороднего отдела ВЧК и

исполкомам местных Советов. Из Инструкции ВЧК пограничным чрезвычайным комиссиям и комиссариатам на всех пограничных пунктах Советской республики от 18 июня 1918 г. следовало, что пограничные чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией взяли на себя определенную функцию по охране границ как сухопутных, так и морских, таможен, шоссейных и железнодорожных пропускных пунктов [11, с. 83].

Учитывая дооктябрьский опыт участия в реализации пограничной политики, в качестве головного органа по управлению пограничной охраной выступил Народный комиссариат внешней торговли.

Изучив все доводы, СНК РСФСР 29 июня 1918 г. принял Декрет о переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение НКТП. В этот наркомат вошел и бывший Наркомат внешней торговли. Передача этих органов из Народного комиссариата финансов в Наркомат торговли и промышленности была связана с постепенным уменьшением роли денежного обращения и снижением фискальных функций таможен и пограничной охраны. На первое место была выдвинута защита государственной монополии внешней торговли. Еще 22 апреля 1918 г. Совнарком принял декрет о национализации внешней торговли. Проведение национализации внешней торговли возлагалось на НКТП. Монополия внешней торговли должна была защитить советскую промышленность от иностранной конкуренции.

Передаче пограничной охраны из финансового ведомства способствовала также позиция Генерального штаба, который настаивал на скорейшем формировании пограничной охраны, чтобы освободить части западной завесы, охранявшие демаркационную линию с германскими войсками от несвойственных им функций охраны границы.

В интересах повышения обороны страны военное ведомство продолжало настаивать на деятельном управлении пограничной охраной, стремилось подчинить ее себе. В свете этого, был подготовлен проект декрета СНК от 7 августа 1918 г. об учреждении военной охраны государственных границ. Проект предусматривал передать вооруженные части, сформированные и назначенные для охраны государственной границы и составляющие пограничную охрану, Народному комиссариату по военным делам, подчинив ему военного руководителя и военных комиссаров пограничной охраны. Против такого предложения решительно выступили руководители НКТП М. Бронский и Г. Шапошников. Они посчитали невозможным непосредственно подчинять пограничную охрану военным властям, аргументируя это, прежде всего спецификой обстановки в приграничье и сложными процедурами, связанными с пограничным и таможенным надзором. Также они указывали на то, что «военное ведомство бессильно побороть происходящие на границе на почве взяточничества и разного рода злоупотреблений недостатки» [11, с. 95].

В итоге было принято компромиссное решение. Декретом СНК РСФСР от 19 августа 1918 г. «Об объединении всех вооруженных сил республики в ведении Народного комиссариата по военным делам» пограничная охрана перешла в ведение Наркомвоена в отношении ее укомплектования, устройства, обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки и использования как военной силы. Выполнение же задач по охране границы осуществлялось на основе директив, инструкций и приказов НКТП. Вопросы укомплектования и организации пограничной охраны тоже должны были согласовываться с НКТП. Части погранохраны, участвовавшие в военных действиях, с момента издания декрета должны были перейти в распоряжение военного ведомства, а расположенные вне театра военных действий - с момента объявления всеобщей мобилизации. Таким образом,

декретом от 19 августа 1918 г. пограничная охрана была законодательно оформлена как составная часть вооруженных сил.

В условиях резкого обострения военно-политической обстановки 18 июля 1919 г. Совет Труда и Обороны (далее - СТО) включил пограничные войска в состав действующей армии. Переданные пограничные дивизии переформировали по армейским штатам и стали называться «пограничные» [12]. Фактически это означало, что созданные с таким трудом и большими материальными затратами специальные пограничные части переставали существовать.

В соответствии с Постановлением СТО от 10 октября 1919 г. о привлечении войск Внутренней охраны и частей Красной Армии к содействию таможенным учреждениям по охране экономических интересов РСФСР были приняты меры по установлению надзора на границе, осуществляемого совместными действиями таможенных учреждений и призываемых войск. С 15 декабря 1919 г. основную нагрузку по охране границы стали нести таможенные округа Главного управления таможенного контроля НКТП [13].

На проходившем в апреле 1920 г. Межведомственном совещании по вопросу об охране государственной границы констатировалось, что готового аппарата для установления пограничного надзора и защиты пограничных интересов государства нет, его надо создавать заново [14].

С учетом возрастания политических задач в пограничной политике, летом 1920 г. к охране границы была привлечена ВЧК, а постановление СТО от 24 ноября 1920 г. полностью возложило эту задачу на Особый отдел ВЧК по охране границ. Воинские части, ее охранявшие, были переданы в распоряжение командующего войсками внутренней службы.

В целях усиления охраны границы постановлением СТО от 19 января 1921 г. были созданы специальные войска ВЧК, на которые наряду с другими задачами возлагалась и охрана границы. В соответствии с постановлением все части бывших войск внутренней службы, отряды особых отделов ВЧК при частях Красной Армии и войска по охране границы передавались в ведение ВЧК с исключением из списков армии. С тех пор, несмотря на временный период подчинения войск на границе командованию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (21 октября 1921 г. пограничные войска ВЧК были расформированы, а для охраны границы и разгрома вооруженных банд были выделены части Красной Армии), охрана государственной границы перешла в ведение органов государственной безопасности.

27 сентября 1922 г. СТО постановил передать охрану государственной границы в ведение Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) РСФСР и создать 50-тысячный Отдельный пограничный корпус, основу которого составили армейские и чекистские части и соединения с особо отобранным для этого командным составом.

В 1926 г. было образовано Главное управление пограничной охраны и войск Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Оперативное и войсковое руководство объединилось в центре и в управлениях войск округов. Этим завершился процесс централизации управления войсками и руководства всей охраной государственной границы СССР - важнейшей составляющей пограничной политики.

Таким образом, впервые и в последующие годы советской власти на государственной границе в сложный узел противоречий сплелись ведомственные интересы нескольких ведомств. В межведомственной борьбе за влияние и приоритетную роль в реализации пограничной политики к 1922 г. выдвинулись органы безопасности. Отнесение сферы охраны государственной границы к компетенции органов государственной безопасности произошло ввиду того, что на первый план вышли вопросы защиты военно-политических интересов Советского государства.

В результате изменившихся социально-политических условий перед советскими руководителями возникли сложные проблемы в области пограничной политики молодой республики. Какими путями необходимо было пойти в деле защиты интересов государства на внешних рубежах, чтобы обеспечить должную степень военной, экономической и политической безопасности, - вот вопросы, которые вставали в ходе реализации пограничной политики государства после провозглашения советской власти.

Нестабильная и резко изменившаяся обстановка на внешних рубежах и подходы к установлению и закреплению границы, организации ее охраны, трудности военного времени, подвижность границы, разрушение системы охраны государственной границы вынуждали советское руководство искать оптимальные подходы к выработке и реализации пограничной политики на принципиально новых позициях. Несогласованность действий органов власти и силовых ведомств в приграничных районах усиливали межведомственные трения и не всегда способствовали конструктивному разрешению пограничных проблем. Все это свидетельствует о том, что реализация пограничной политики в свете происходивших революционных изменений претерпела существенную корректировку. Дальнейшее ее развитие привело к пересмотру прежних целевых установок и появлению новых сторон, продиктованных возрастанием политических задач в защите интересов государства на внешних рубежах. Этот курс, с небольшими изменениями и уточнениями, выдерживался на протяжении всей советской государственности.

Библиографический список

1. Родачин, В.М. Пограничная политика - фантом или реальность? // Безопасность Евразии. - 2006. -№ 4 (октябрь - декабрь). - С. 613.

2. Минаев, А.В., Эртине, К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2013, № 9 (105). - С. 129-133.

3. ГАРФ. Ф. 1743. Оп.1. Д. 3. Л. 250 - 253.

4. Minaev, A.V. Rules of the Russian Federation border regime. // «Law and modern states». 2013. № 3. С.

73-76.

5. Минаев, А.В. Правила пограничного режима Российской Федерации // Право и современные государства. - М.: Фонд "Консалтинга и правовой защиты населения", 2013, № 3. - С. 64-67.

6. Документы внешней политики СССР. Т. 4. М., 1960. С. 717-718.

7. Селезнев, В.М. Актуальные проблемы пограничной истории России и СССР XX века. М.: Граница, 2008. С. 38.

8. Декреты Советской власти. 17 марта - 10 июля 1918 г. Т. 2. М.: Политиздат, 1959. С. 331.

9. На страже границ Отечества. Краткий исторический очерк. М.: Граница, 1998. С. 294-295.

10. РГВА. Ф. 39. Оп. 1. Д. 13. Л. 13.

11. Пограничные войска СССР. 1918-1928. Сборник документов и материалов. М.: Наука, 1973. - 926 с.

12. Декреты советской власти. 1 апреля - 31 июля 1919 г. Т. 5. М.: Политиздат, 1971 . С. 580. Декреты советской власти. 1 апреля - 31 июля 1919 г. Т. 5. М.: Политиздат, 1971 . С. 580.

13. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 14. Д. 396. Л. 394-395.

14. Нэх, В.Ф. Исторический опыт выработки и реализации пограничной политики Советского государства (1917-1941 гг.). М.: Книга и бизнес, 2009. С. 88.

Bibliograficheskiy spisok

1. Rodachin, V.M. Pogranichnaya politika - fantom ili realnost? // Bezopas-nost Evrazii. - 2006. - № 4 (oktyabr - dekabr). - S. 613.

2. Minaev, A.V., Ertine, K.K. Gosudarstvennaya politika Rossii v oblasti na-tsionalnoy bezopasnosti // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - M.: Pravo i gosu-darstvo press, 2013, № 9 (105). - S. 129-133.

3. GARF. F. 1743. Op.1. D. 3. L. 250 - 253.

4. Minaev, A.V. Rules of the Russian Federation border regime. // «Law and modern states». 2013. № 3. S.

73-76.

5. Minaev, A.V. Pravila pogranichnogo rejima Rossiyskoy Federatsii // Pravo i sovremennyie gosudarstva. -M.: Fond "Konsaltinga i pravovoy zaschityi naseleniya", 2013, № 3. - S. 64-67.

6. Dokumentyi vneshney politiki SSSR. T. 4. M., 1960. S. 717-718.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Seleznev, V.M. Aktualnyie problemyi pogranichnoy istorii Rossii i SSSR XX veka. M.: Granitsa, 2008. S. 38.

8. Dekretyi Sovetskoy vlasti. 17 marta - 10 iyulya 1918 g. T. 2. M.: Politizdat, 1959. S. 331.

9. Na straje granits Otechestva. Kratkiy istoricheskiy ocherk. M.: Granitsa, 1998. S. 294-295.

10. RGVA. F. 39. Op. 1. D. 13. L. 13.

11. Pogranichnyie voyska SSSR. 1918-1928. Sbornik dokumentov i materialov. M.: Nauka, 1973. - 926 s.

12. Dekretyi sovetskoy vlasti. 1 aprelya - 31 iyulya 1919 g. T. 5. M. : Politizdat, 1971 . S. 580. Dekretyi sovetskoy vlasti. 1 aprelya - 31 iyulya 1919 g. T. 5. M. : Politizdat, 1971 . S. 580.

13. RGAE. F. 413. Op. 14. D. 396. L. 394-395.

14. Neh, V.F. Istoricheskiy opyit vyirabotki i realizatsii pogranichnoy politiki Sovetskogo gosudarstva (19171941 gg.). M.: Kniga i biznes, 2009. S. 88.

Мусин Фрид Саитович - кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры гуманитарных дисциплин Национального института бизнеса, Москва, E-mail: [email protected]

Musin Fried - candidate of History, Associate Professor, Doctoral Candidate of the Department of Humanities, Institute of national business, Moscow, E-mail: [email protected]

УДК 947.1/9

ОСОБЕННОСТИ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Оюн О.П.

Тувинский государственный университет, Кызыл

FEATURES OF PARTY CONSTRUCTION IN THE REPUBLIC OF TYVA

Oyun O.P. Tuvan State University, Kyzyl

Статья раскрывает историю создания и особенности формирования политических партий в Республике Тыва.

Ключевые слова: политические партии, партийное строительство, агитационно-пропагандисткие мероприятия, Республика Тыва.

Article describes history of creation and formation of regional offices of the All-Russian political parties in the Republic of Tyva.

Key words: political parties, party construction, propaganda actions, Republic of Tyva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.