Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНЦЕВ)'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНЦЕВ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ЭТНОС / ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ЧЕЧЕНЦЫ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ТРАДИЦИОННОСТЬ / КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОВРЕМЕННОСТЬ / CONSCIOUSNESS / ETHNOS / ETHNIC AWARENESS AND RELIGIOUS CONSCIENCE / SOCIAL GROUP / THE CHECHEN / RELIGION / RELIGIOUSNESS / TRADITIONALISM / CULTURE / WORLDVIEW / MODERNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сугаипова Элина Ибрагимовна

Статья посвящена социально-философскому анализу специфики формирования этнорелигиозного сознания в условиях современности. В данном исследовании значительное место отведено этническим и религиозным факторам формирования мировоззрения конкретной социальной группы (народности). Этнорелигиозное сознание представлено как форма общественного сознания, существующая под воздействием этнокультурных факторов и религии, проявляющаяся в мировоззренческой и поведенческой форме социально-демографических групп. Система ценностей, структура мировоззрения, этическая константа могут существовать в этническом сознании и также успешно в сознании религиозном. Автором определена специфика религиозности чеченского этноса в условиях современности, представлен анализ сочетания двух форм сознания отдельной социальной группы, сформированных в условиях современности. Проведенный анализ является актуальным и востребованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сугаипова Элина Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE SPECIFIC FEATURES OF FORMATION OF ETHNIC AND RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN MODERN CONDITIONS (AS IN THE CASE OF THE CHECHEN)

The present study provides the social and philosophical analysis of specific features of formation of ethnic and religious consciousness in modern conditions. The pride of place is given to ethnic and religious factors in the formation of the worldview of a particular social group (nationality). Ethnic and religious consciousness is presented as a form of social conscience that exists under the influence of ethnocultural factors and religion and is manifested in the ideological and behavioral form of socio-demographic groups. The value system, the structure of the worldview and the ethical constant can be successfully present in ethnic awareness as well as in the religious conscience. The author determines specific features of the religiosity of the Chechen ethnos in a contemporary context. The analysis of the combination of two forms of consciousness of a separate social group, formed in modern conditions, is presented. The conducted analysis is relevant and important.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНЦЕВ)»

УДК 130.2(=35)+2-1

Сугаипова Элина Ибрагимовна старший преподаватель

кафедры философии, политологии и социологии Чеченского государственного педагогического университета

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНЦЕВ)

Аннотация:

Статья посвящена социально-философскому анализу специфики формирования этнорелигиозного сознания в условиях современности. В данном исследовании значительное место отведено этническим и религиозным факторам формирования мировоззрения конкретной социальной группы (народности). Этнорелигиозное сознание представлено как форма общественного сознания, существующая под воздействием этнокультурных факторов и религии, проявляющаяся в мировоззренческой и поведенческой форме социально-демографических групп. Система ценностей, структура мировоззрения, этическая константа могут существовать в этническом сознании и также успешно в сознании религиозном. Автором определена специфика религиозности чеченского этноса в условиях современности, представлен анализ сочетания двух форм сознания отдельной социальной группы, сформированных в условиях современности. Проведенный анализ является актуальным и востребованным.

Ключевые слова:

сознание, этнос, этнорелигиозное сознание, социальная группа, чеченцы, религия, религиозность, традиционность, культура, мировоззрение, современность.

Sugaipova Elina Ibragimovna

Senior Lecturer, Philosophy Department, Political Science and Sociology, Chechen State Pedagogical University

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE SPECIFIC FEATURES OF FORMATION OF ETHNIC AND RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN MODERN CONDITIONS (AS IN THE CASE OF THE CHECHEN)

Summary:

The present study provides the social and philosophical analysis of specific features of formation of ethnic and religious consciousness in modern conditions. The pride of place is given to ethnic and religious factors in the formation of the worldview of a particular social group (nationality). Ethnic and religious consciousness is presented as a form of social conscience that exists under the influence of ethnocultural factors and religion and is manifested in the ideological and behavioral form of so-cio-demographic groups. The value system, the structure of the worldview and the ethical constant can be successfully present in ethnic awareness as well as in the religious conscience. The author determines specific features of the religiosity of the Chechen ethnos in a contemporary context. The analysis of the combination of two forms of consciousness of a separate social group, formed in modern conditions, is presented. The conducted analysis is relevant and important.

Keywords:

consciousness, ethnos, ethnic awareness and religious conscience, social group, the Chechen, religion, religiousness, traditionalism, culture, worldview, modernity

Актуальность исследования обусловлена важностью исследования вопросов взаимовлияния традиции и религии. Особый интерес в спектре анализа культурной самобытности конкретной социальной группы (народности) вызывают малоизученные аспекты связи этнического и религиозного в ее сознании, их специфики и степени влияния друг на друга. Именно такие вопросы задают проблемное поле, нуждающееся во всестороннем исследовании.

Высокая степень зрелости культуры нынешней эпохи позволяет исследовать феномены различных категорий. Современный мир науки не умаляет значимости философского осмысления сознания человека с точки зрения этнических и религиозных факторов. Проблема соотношения нескольких форм общественного сознания в границах одной этнической группы пользуется очевидным интересом среди исследователей, но в мире современной научной литературы не получила глубокого и всестороннего освещения.

Отечественными исследователями рассматриваются различные аспекты соотношения этно-национального и религиозного. Например, роль религиозного фактора в этническом самосознании населения России исследовала О.Е. Казьмина [1], тенденции развития религиозности в современной России анализировал И.А. Яковенко [2], специфику конфессиональной и этнической общностей исследовал С.П. Петренко [3], влияние религиозного компонента на этническое сознание исследовал М.П. Мчедлов [4], специфику этнорелигиозного сознания русских исследовала К.В. Цеханская

[5], религиоведческий аспект этнического самосознания русских и китайцев анализировал Р.А. Кобызов [6], этнорелигиозное мировоззрение осетин исследовала С.Г. Кцоева [7] и др.

Заметный вклад в исследование различных аспектов становления и развития этнической и религиозной культуры чеченцев вносится учеными Чеченской Республики: В.Х. Акаевым (проблемы мусульманской культуры и религии) [8], М.М. Бетильмерзаевой (проблемы этнической ментальности) [9], В.Ю. Гадаевым (проблемы духовно-нравственного развития) [10], М.М. Кери-мовым (проблемы ислама в контексте традиционной культуры) [11], Б.Б. Нанаевой (проблемы роли религии в формировании самосознания этноса) [12] и др.

Объект исследования - этнорелигиозное сознание этноса. Предметом исследования являются этнические и религиозные аспекты формирования культуры сознания социальной общности. Цель исследования заключается в выявлении специфики формирования этнорелигиозного сознания в современных условиях. Ее достижение осуществляется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Определение роли этнических компонентов в сознании современных чеченцев.

2. Выявление и анализ специфики религиозности чеченского этноса в условиях современности.

3. Определение наличия и взаимосвязи двух форм общественного сознания (этнического и религиозного) в масштабе одной социальной группы - чеченцев.

Для решения задач теоретического уровня применялись общенаучные методы: сравнительно-исторический, формально-логический, системный, рассматривающий процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития. Научная новизна исследования заключается в выявлении факторов, обусловливающих особенности формирования этнорелигиозного сознания чеченцев.

Современный мир переживает период этнических и религиозных проблем, а также существование данных социальных сегментов совместно и порознь. Человеческое сознание, оперируя традиционным и религиозным сегментами своего составляющего, аккумулируя этнический и конфессиональный опыт, формирует этнорелигиозную картину мира на уровне культуры. Для современных этносов данный вопрос приобрел особую важность. Общественное сознание с его формами проявления в ходе исторического развития формировалось с необходимостью и с той же необходимостью уступало место новым формациям. Так или иначе, функционирующее сегодня этнорелигиозное сознание социальных общностей, переживающих религиозный ренессанс, предстает перед нами как новая ступень развития общественного сознания, сосредоточившая в себе культурно-ценностный и своеобразно-индивидуальный пласт.

Исследование специфики этнорелигиозного сознания в геополитических условиях северокавказского региона приобретает первостепенное значение, поскольку представленный предмет исследования с взаимосвязью двух специфических компонентов в значительной степени определяет социально-психологический, политический климаты и в целом культурное состояние региона.

Формирование этнического сознания народа обусловлено социокультурным контекстом, его историческим опытом. Естественно, что в этом опыте народ переживает различные метаморфозы, обусловливающие логику его духовной и материальной культуры. Как одна из древних форм духовной культуры, религия устанавливает духовную константу народа и, проникая во все формы человеческого бытия, формирует религиозное сознание. Интересен факт того, что в границах общественного сознания чеченцев, с одной стороны, религия формирует новую мировоззренческую систему этноса, с другой стороны, многовековой опыт этноса вносит определенные коррективы не в суть, но в практику религиозной культуры. Именно многовековая история является традиционной основой общественного сознания народа. В этом заключается феноменальность этнорелигиозного сознания. Исторически так сложилось, что взаимосвязь «традиционного» и «религиозного» в значительной степени определила социально-психологические особенности народа. Столкновение традиций, быта и религиозных концептов сформировали весьма устойчивое мировоззрение общности. Так, комплекс религиозных обрядов и идей приобретает черты национальной специфики, а национальные концепты, обогащаясь, модифицируются под воздействием религиозных стандартов. В итоге религиозные свойства становятся составной частью этнической культуры и наоборот. Об этом говорит М.П. Мчедлов, отмечая, что этнос натурализирует религию, а религия усваивает национальные черты. [13, с. 14]. Взаимообогащая друг друга, эти два фактора создали феноменальный симбиоз «этнического» и «религиозного» в сознании нации.

Религия всегда сопровождала чеченца, она «... развивалась как элемент социальной культуры и выполняла определенные социальные функции, являясь способом выражения национальной идеи ... исламская цивилизация всегда была самой распространенной, она существенно обогатила этнокультуру ... религиозное воспитание не было фрагментарным, особенно среди мусульман. Оно начиналось в раннем детстве, продолжалось в юности и шло целенаправленно

до глубокой старости». [14, с. 244]. В последние десятилетия на территории Чеченской Республики, как в целом на всем постсоветском пространстве, заметно возросло значение религии. Наблюдается так называемый религиозно-возрожденческий тренд. Сознание молодого поколения было подвержено серьезным изменениям. Кардинальные преобразования в фундаментальных устоях чеченского общества породили этнорелигиозную установку. У чеченской молодежи в сложившихся условиях обнаруживается тенденция религиозности. Тем самым доминирующей является религиозная составляющая, но при сохранении собственного культурного пласта. Так или иначе, религиозный компонент обогатил и так насыщенную с точки зрения моральных и нравственных принципов культуру нации.

Ислам для чеченцев больше чем религия. Ислам есть духовная и культурная среда обитания, ставшая неотъемлемой частью жизни каждого представителя народа. Говорить о неверующих чеченцах сложно, поскольку неверие, безбожие воспринимаются в современном горском обществе как безнравственное и отошедшее от культурных ценностей явление. Даже ориентированные на ценности светской культуры подсознательно относят себя к категории «верующий» или «религиозный», поскольку в сознании укоренился некий страх быть неверующим. Следовательно, вера, религиозность воспринимаются как наивысшие человеческие качества, от которых не следует отступать и которых не следует сторониться. В сознании современных чеченцев религия продолжает оставаться главным фактором этнической идентификации. К религии чеченский народ всегда относился с трепетом и глубокими чувствами. Самым страшным грехом для чеченца всегда было неверие (от греч. «атееи»; от араб. «куфр»). Актуален данный принцип и сегодня. Каждый чеченец - мусульманин. Неверие, переход в иную веру немыслим для чеченцев. В противном случае он перестает быть не только мусульманином, но и чеченцем.

Общепринято рассматривать религиозность как вовлеченность в религию посредством интеллектуальных, эмоциональных и эмпирических аспектов [15]. Религиозность чеченского народа проявляется в непоколебимой вере и религиозном поведении. Роль и уровень религиозности в процессе становления и развития сознания определяется посредством двух ее аспектов - внутренней и внешней религиозности. Вера в единого Бога (Аллаха) и признание пророческой миссии пророка Мухаммеда (с.а.в.) - проявление внутренней религиозности. Религиозная внутренняя уверенность, убежденность - характерная черта чеченца. Внешнее проявление религиозности выражается в регулярных культовых действиях (совершение намаза, посещение мечети, соблюдение поста и т. д.). Традиционная культура фильтруется сквозь призму ислама. Это можно наблюдать в фольклорной и лексической культуре, культуре поведения и одежды. Религия обязывает совершать соответствующие обряды, посещать культовые здания, знать и исполнять предписания и молитвы, носить соответствующую одежду, отмечать религиозные праздники. Строгое соблюдение канонической чистоты, полнота образа практических действий и образа мысли подтверждают выводы относительно религиозности чеченцев.

Религиозность населения Чеченской Республики характеризуется приверженностью религии ислам, повышением глубокого интереса к религиозно-культурной традиции. Ислам занимает в конфессиональной структуре региона лидирующую позицию.

Сегодня социально-экономическая и политическая инфраструктура региона не представляется без конфессионального базиса. Культурное пространство региона обогащается популяризацией исламских духовно-нравственных ценностей наряду с ценностями национальными. Региональная политическая установка основной акцент делает именно на духовно-нравственное развитие нации. Таким образом, «... религия как традиция является важнейшим механизмом воспроизводства и трансляции моральных норм, духовных ценностей, без которых невозможно представить себе любую культуру» [16, с.43].

На территории региона функционируют различные религиозные мусульманские образовательные организации, например, медресе, воскресные школы (хьуьжар), имеется высшее духовное образовательное учреждение в статусе института - Курчалоевский институт имени А.Х. Кадырова, а также Исламский университет имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева. За общую систему духовно-нравственного развития населения региона отвечают такие государственные учреждения, как Министерство Чеченской Республики по делам молодежи; Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики; Министерство образования и науки Чеченской Республики; Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации во взаимодействии с религиозными конфессиями и общественными объединениями; Министерство культуры Чеченской Республики; Министерство территориального развития, национальной политики и массовых коммуникаций Чеченской Республики; Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту; Министерство здравоохранения Чеченской Республики; Республиканский военный комиссариат; Департамент по связям с

религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики; Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман ЧР»; органы исполнительной власти Чеченской Республики; органы местного самоуправления Чеченской Республики; общественные организации Чеченской Республики (Общественный совет «Педагоги по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся образовательных учреждений; «ЧРОО «Къонахийн тоба»; «Совет старейшин ЧР»; «ЧРОО «Иман»» и др.); Чеченское региональное отделение Союза журналистов Российской Федерации; ГБУ ЧГТРК «Грозный»; ФГУП ВГТРК ГТРК «Вайнах»; ГБУ «Молодежная культурно-развлекательная телерадиокомпания «Даймохк» и многие другие.

Деятельность органов власти и религиозных организации региона взаимообусловлена и активно реализуется на различных уровнях (региональные, межрегиональные) не только в вопросах определения имеющихся проблем, но и в перспективе развития стратегий, созданных с целью ликвидации обнаруженных проблем. Стратегией региональной политики является не только внедрение в общественное сознание конфессиональных основ, но и применение информационных средств для формирования массового понимания ментальной, религиозной и цивилизационной сущности. Именно перечисленные компоненты формируют культурно-генетический пласт народа.

Вследствие проведенного исследования, автор пришел к следующим выводам:

1. На протяжении многих лет формировался специфичный культурный пласт традиционности, функционирующий сегодня в контексте религиозного возрождения. В конечном итоге сформирована абсолютно новая форма общественного сознания - этнорелигиозная. Следовательно, этнорелигиозное сознание современных чеченцев есть результирующая взаимодействия исторически сложившейся традиционной культуры, конфессиональной культуры и светской культуры, существующей в режиме реального времени.

2. Связь «этнического» и «религиозного» имеет первостепенное значение, поскольку способствует позитивным сдвигам в вопросах благосостояния чеченской общности. Необходимо понимать важность симбиоза этнического и религиозного компонентов в жизни народа, поскольку именно такая неразделимость формирует национальную идеологию, гармонично сочетающуюся с требованиями текущего эпохального устоя.

3. Этнорелигиозное сознание на генетическом уровне вырабатывает этноконфессиональ-ное миропонимание как механизм самосохранения.

4. В границах современной этнической системы религиозный аспект занимает главенствующие позиции. Присутствие ярко выраженной этноконфессиональной традиции позволяет сделать вывод о том, что и традиции и религия есть не что иное, как факторы формирования общественного сознания нации.

5. Этнорелигиозное сознание - это форма общественного сознания, оснащенная религиозной парадигмой культурного образования национальной общности, формирующая уклад жизни личности, семьи, нации. Оно образует специфичную форму общественного сознания в отдельном культурном пространстве, специфичность которого проявляется в образе сплетения традиций, религии и требований современной жизни.

Интересным кажется дальнейший вектор развития чеченского народа с его богатой историей и исламизированным настоящим, где на базе ислама ментальность нации и ее духовные ценности проходят процедуру обновления. Несомненно, важно понимать роль религии в отдельно взятом обществе, в частности, ее связи с коллективной памятью народа.

Заявленная в исследовании проблематика в перспективе может быть направлена на систематизацию не только теоретической, но и эмпирической базы посредством социологических исследований. Расширенное и более подробное теоретическое осмысление этнического и религиозного компонентов в границах общественного сознания способно определить не только нынешнее состояние, но и дальнейшее развитие этнорелигиозного сознания.

Ссылки:

1. Казьмина О.Е. Роль религиозного фактора в этническом самосознании населения России // Исторический вестник. 2001. Т. 13. № 2-3. С. 66-75

2. Яковенко И.А. Тенденции развития религиозного сознания в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 1. С. 40-48.

3. Петренко С.П. Конфессиональная и этническая общности: философско-культурологический анализ : автореферат дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2007. 23 с.

4. Мчедлов М.П. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) : монография / М.П. Мчедлов, М.М. Мчедлова, А.В. Логинов [и др.] ; отв. ред. М.П. Мчедлов. М, 2008. 415 с.

5. Цеханская К.В. К вопросу об этнорелигиозном сознании в эпоху глобализма // Традиции и современность. 2006. № 5. С. 41-51.

6. Кобызов Р.А. Этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев (на материалах социологических исследований пограничных районов Дальнего Востока) : дисс. ... канд. филос. наук. Благовещенск, 2005. 295 с.

7. Кцоева С.Г. К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин // Известия СОИГСИ. 2017. № 25 (64). С. 114-123.

8. Акаев В.Х. Исламское возрождение в Чеченской Республике : монография. Грозный, 2011. 48 с.

9. Бетильмерзаева М.М. Этническая ментальность в системе культуры : дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2005. 198 с. ; Бетильмерзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ) : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-н/Д, 2011. 359 с.

10. Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития : монография. Грозный, 2011. 344 с.

11. Керимов М.М. Ислам в системе народной культуры вайнахов : дисс. ... канд. филос. наук. Махачкала, 1999. 174 с.

12. Нанаева Б.Б. Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса : дисс. ... д-ра. филос. наук. Ростов-н/Д, 2010. 308 с.

13. Мчедлов М.П. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / М.П. Мчедлов, М.С. Кудряшова, Е.Ф. Морозов [и др.]. М., 2007. 367 с.

14. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999. 303 с.

15. Holdcroft B.B. What is Religiosity? // Catholic Education: A Journal of Inquiry and Practice. 2006. Vol. 10, iss. 1. P. 89-103. http://dx.doi .org/10.15365/joce. 1001082013.

16. Ашхамахова А.А., Яковенко И.А. Современное состояние религиозного сознания россиян (на примере Адыгеи) // Россия и мусульманский мир. 2012. № 7. С. 37-43.

Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.