Научная статья на тему 'Этнорелигиозная мобилизация как один из основных механизмов взаимодействия традиционных обществ в политическом процессе'

Этнорелигиозная мобилизация как один из основных механизмов взаимодействия традиционных обществ в политическом процессе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАТИЗМ / SEPARATISM / ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ETHNO-RELIGIOUS MOBILIZATION / ЭТНОИДЕОЛОГИЯ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ETHNOCENTRISM / ЭТНОЭГОИЗМ / ЭТНОЭЛИТА / ВАХХАБИСТСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / WAHHABI MOBILIZATION / ИСЛАМ / ISLAM / ETHNO-IDEOLOGY / ETHNOEGOTISM / ETHNIC ELITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халюзин Владимир Анатольевич, Шебзухова Фатима Айсовна

В статье анализируются понятия сепаратизма и этнической мобилизации, этноидеологии, этноцентриза, этноэгоизма, этноэлиты, ислама, которые развиваются на основе идеологии суверенитета. Уточнена сущность понятия «этнорелигиозная мобилизация» и выделены её детерминанты в традиционном обществе. Этноэлита рассмотрена как фактор политической динамики традиционного общества и доказано, что этнократические тенденции, дестабилизирующие политическую ситуацию, укоренены в родственных связях. Выявлена сущность этнорелигиозной мобилизации и доказано, что именно она является основой динамики политической жизни традиционного северокавказского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Халюзин Владимир Анатольевич, Шебзухова Фатима Айсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-religious mobilization as one of the main mechanisms of interaction of traditional societies in the political process

The paper analyzes the concept of separatism and ethnic mobilization, ethno-ideology, ethnocentrism, ethnoegotism, ethnic elite, Islam, that develop on the basis of the ideology of sovereignty. The essence of the concept of "ethno-religious mobilization" is refined and its determinants in a traditional society are highlighted. Etnic elite is considered as a factor in the political dynamics of the traditional society. The article proves that ethnocratic tendencies, destabilizing the political situation, have roots in kinship. The essence of ethno-religious mobilization is revealed and proven to be the basis of the dynamics of the political life of the traditional North Caucasian society.

Текст научной работы на тему «Этнорелигиозная мобилизация как один из основных механизмов взаимодействия традиционных обществ в политическом процессе»

В.А. Халюзин кандидат политических наук, доцент, эксперт Института стратегических исследований

Пятигорского государственного лингвистического

*

университета

Ф.А. Шебзухова доктор политических наук, профессор республиканского государственного бюджетного учреждения «Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования»**

Этнорелигиозная мобилизация как один из основных механизмов взаимодействия традиционных обществ в политическом процессе

Возникшие на рубеже ХХ-ХХ! вв. острые межэтнические споры породили такую типичную форму организации этнических субъектов как этнополитическое движение, превращающее этническую группу в политическую силу, стремящуюся противодействовать этническим противникам или же добиться включения своих этнических интересов в повестку дня государственной политики. Сепаратизм и этническая мобилизация развиваются на основе идеологии суверенитета. Советская идеология, нацеленная на формирование новой нации - «советский народ», не оставляла простора для развития сепаратистских настроений. «Железный занавес» фактически очертил границы советского сепаратизма и суверенитета Советского государства.

На современном этапе развития России понадобилась новая национальная идея, в которой видится решение насущных проблем, стоящих перед страной. Национальная идея должна нести в себе некий общенародный идеал, стремление, достижение которой способно объединить весь народ. Поэтому актуальным является «рассмотрение нации в ракурсе социальной стратификации, т.е. с точки зрения неравенства социальных слоев (страт), возникающих в качестве непроизвольных последствий социальных процессов и отношений. Социальная стратификация освещает вопросы формирования классовых и статусных групп, которые ранжируются по правовым политическим и культурным критериям, внешними показателями которых выступают доход, власть, образование и престиж. Этот подход, опирающийся на философию М. Вебера, был разработан и впервые применён в Западной Европе, но его использование для анализа состояния российского социума

* Халюзин Владимир Анатольевич, е-таП:Ьа1уигт@е^е^огд

** Шебзухова Фатима Айсовна, е-таП: kafedraistorii09@mail.ru

дает достаточно интересные результаты»'.

В деидеологизацию постсоветской России в начале 1990-х гг., естественно, были втянуты и республики Северного Кавказа. Изменение политического строя, распад прежней идеологической системы позволили распространиться на территорию России процессам глобализации. Под их воздействием появился ряд национальных движений, сыгравших важную роль в формировании «национального ренессанса», связанную с титульным этносом республики. Но это положительное движение к возрождению культур как-то быстро и незаметно перерастало в национализм. Некоторые исследователи считают, что причиной этого стала мифологизация истории, искусственное «удревление» некоторых этносов, преувеличение их роли в развитии Кавказа и даже России.

Это был этап становления национального самосознания народов, ранее испытавших на себе социально-политический опыт как царской, так и советской России. В периоды обостренного восприятия любое неосторожное слово могло привести к необратимым процессам. Удивляет та легкость, с которой народы Северного Кавказа обвиняются в мифологизации своей истории. Россия преодолевает тот же этап становления национального самосознания, как и с той же мифологизацией своей истории, поскольку и в ней достаточно белых пятен.

В условиях общества этническая идентичность и этническая солидарность являются важными политическими ресурсами. В процессе политизации этнокультурные ценности и символы возводятся в ранг этнической идеологии. «Этническая идеология как теоретическая форма этнического сознания объясняет современное положение группы и определяет цели этнополитического движения. Наличие в этническом движении своей идеологии существенно облегчает и ускоряет процесс успешной этнополитической мобилизации и часто является ее необходимой предпосылкой. Идеология помогает очертить контуры и определить сферу групповой идентичности (этнорегиональная, этнолингвистическая, этноконфессиональная, этнонациональная), подкрепить требования этнической группы моральным обоснованием, придать политической деятельности движения смысл и цели, которые приобретают особое значение, превосходящее потребности повседневного существования»2. Таким образом, этническая идеология является фактором активизации этнополитической мобилизации.

Как феномен этнического самосознания, этноидеологию сегодня делят на три основных типа: этноцентризм, этноэгоизм и этносепаратизм. Эти типы отличаются по содержанию, способам выражения и функциям в регионе. Каждый имеет свою специфику. Первые два ориентированы на приоритет данностей и интересов одной этнической группы над другими, ее стремлением к проявлению этнокультурной и политико-культурной инаковости. Данные типы этноидеологии выполняют прежде всего функцию

1

Павлова Т.И. Взаимосвязь национальной идеи и национальное самосознание // Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты: сб. материалов междунар. науч. конф. 20-21 апреля 2006 г. Ч. 3. Ростов н/Д., 2006. С. 123.

2 Дашдамиров А.Ф. Идеологические противоречия этнической политики на Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 5, 7.

этнической интеграции. Этнос нацелен на сотрудничество в этносоциальном пространстве, если удовлетворены его политические притязании и реализованы заявляемые политические права. В противном случае этнос стремится к автаркии - экономическому, социальному и культурному обособлению территории своего проживания и ее этнической изоляции.

Этносепаратизм обладает более высокой степенью межэтнической напряженности. Функция этого типа идеологии - мобилизация этнической группы, которая стремится к самоопределению и созданию собственной государственности. Крайнюю степень такой идеологии продемонстрировала Чечня. Но в более мягкой форме этот тип идеологии иногда берет верх и в Карачаево-Черкесии.

Идеология пантюркизма, пришедшая из Турции, в какой-то степени повлияла на позиции карачаевцев, поскольку они являются ветвью тюркского этноса. Охватив на какой-то момент Южный Кавказ, эта идеология на волне исламистского возрождения проникла и на Северный, но Турция решила сохранить конструктивные отношения с Россией в силу исторических и географических факторов. И с окончанием холодной войны российско-турецкие конфронтационные тенденции смягчились под влиянием экономического партнерства и осознания необходимости сосуществования на политическом уровне.

Однако «во второй половине 1990-х гг. на смену пантюркизму приходит неопантюркизм, который отказывается от идеи создания единого тюркского государства, ограничиваясь развитием ассоциативных, экономических и социокультурных связей между тюркскими народами. Тюркская идентичность стала приобретать характер инварианта европейской интеграции в результате развившегося процесса интеграции Турции в состав ЕС, создавая тем самым угрозу вытеснения российской идентичности не только Южного, но и Се-

о

верного Кавказа»3, чему в не меньшей степени способствовало обострение тюркских настроений у карачаево-балкарского и других народов. Периодически поддаются влиянию идеи о воссоздании «Великой Черкесии» и черкесы, которые были сформированы адыгской зарубежной диаспорой и поддерживаются кабардинцами и адыгейцами. Однако обе эти идеологии начинают играть этносепаратистскую роль лишь в период обострения отношений этих народов, провоцируемого неуклюжими действиями местных властей, находящихся под полным контролем этно-бизнес-элит.

Еще одним стимулом этнической мобилизации служит этнорелигиозный абсолютизм, чаще всего сопровождающий всплеск этнического самосознания в периоды угроз культуре и самобытности. Подавляемая в советское время религиозность в постсоветский период стремительно выросла, вызвав неконтролируемую волну возрожденческих тенденций. Замечено, что этноконфессиональное возрождение кое-где опередило этнокультурное, взяв на себя и функции реформаторов этноидеологии. На Северном Кавказе это привело к развитию ваххабитского движения, сумевшего опередить и власть, и этноэлиту, и традиционную семью в деле «захвата» умов и оперативной мобилизации самой незащищенной в периоды кризисов части населения -молодежи. В многоконфессиональном сообществе это могло привести, и

3

Лубский А.В. Национальный менталитет и легитимация этнократии (к методологии исследования) // Известия вузов. Сев.-Кав. регион. Обществ. науки. 1998. № 2. С. 115.

привело в Чечне, к кровавому развитию процесса возросшего титульного этноса республики.

Составляющие религиозного возрождения - возникновение религиозных организаций, свободное распространение религиозной литературы, расширение системы религиозного образования, активизация паломничества к святым местам и т. д. - характерны как для всей страны, так и для Северного Кавказа в частности. Причем проблем здесь добавляется тем, что почти все жители региона исповедуют не только ислам, но и христианство. Межконфессиональные отношения здесь в каждом субъекте развиваются по-разному. «В сравнении с Дагестаном и Чеченской Республикой другие республики Северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея), народы которых исповедуют традиционный ислам, имеют ряд существенных отличий. У коренных народов этих республик общий уровень исламской религиозности значительно ниже, чем у чеченцев и дагестанцев»4. Это отмечается и культурологами, и религиоведами. Фундаментальный ислам здесь не прижился, оставляя место для развития языческих традиций и даже смешанно-конфессиональных. Это принципиальное отличие запада Северного Кавказа от народов восточной части региона. Именно поэтому и ваххабистская мобилизация в Карачаево-Черкесии была остановлена быстрее, чем в других частях Северного Кавказа.

Известно, что КЧР - этнокультурный феномен на территории не только Северного Кавказа, но и России. Однако феноменальна здесь и конфессиональная ситуация. Здесь проживают только пять основных национальностей (русские, карачаевцы, черкесы, ногайцы и абазины) и действуют 14 различных конфессий, направлений и толков. Однако доминирующими остались православие и ислам. Православие исповедует в основном славянская часть населения (147 878 чел.), ислам - горские народы (266 008 чел.). Еще около 25 тыс. чел. исповедуют другие религии5. В Карачаево-Черкесии за все ее существование не наблюдалось межконфессиональных явлений, это и обусловило отсутствие каких-либо конфликтов на религиозной почве.

Традиционно спокойные и государственно-церковные отношения в республике. Еще в советскую эпоху здесь законно действовали мечети, православные храмы и молитвенные дома. Перестройка привела к резкому росту количества религиозных объединений. По сведениям министерства по делам национальностей и религий КЧР, с 1989 г. количество православных общин увеличилось - с 7 до 18, мусульманских - с 24 до 1056. За десять лет построено около ста мечетей и девять православных храмов. Религиозным организациям было передано в безвозмездное пользование 22 здания гражданской архитектуры. В республике действуют Исламский институт имени

4 Омаров О.М. Неопантюркизм и современная геополитика Кавказа // Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты: сб. материалов междунар. науч. конф. 20-21 апреля 2006 г. Ч. 3. Ростов н/Д., 2006. С. 126.

5 Кулнев Ф.М. Православие и ислам: проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе // Южный федеральный округ: динамика межэтнических отношений в меняющемся этнополитическим пространстве : материалы науч-практ. конф. Ростов н/Д.; Пятигорск, 2009. С. 315-316.

6 Данные по переписи населения 2002 г. // Население Карачаево-Черкесской Республики : стат. сб. по материалам Всероссийской переписи населения 2002 года. Кн. 2. Черкесск, 2005. С. 80.

имама Абу-Ханифа и Православный лицей Сергия Радонежского. Все религиозные организации пользуются льготами по коммунальным услугам, а институт и лицей вовсе освобождены от них. Религиозным организациям по мере возможности оказывается помощь. Крупные христианские и мусульманские праздники объявляются в республике нерабочими днями. Руководство Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья и благочинные православных церквей Карачаево-Черкесской Республики подают отличный пример межконфессионального согласия и сотрудничества.

Возрождение национального самосознания (одной из форм которого было стремление к образованию национальных республик) в последние десятилетия происходит в тесной связи с восстановлением общественной роли религии. Гражданская идентификация напрямую связывается с принадлежностью к традиционно исповедуемой представителями данной национальности религии. Связь религии с этнополитическими процессами достаточно отчетливо чувствовалась еще в 1991 г., когда был поставлен вопрос о разделении КЧР. В мероприятиях по разделу республики активное участие приняла так называемая Исламская партия возрождения, которая в основном состояла из молодежи. Под влиянием этой партии начался быстрый процесс политизации религии, и на I съезде Карачая в ноябре 1991 г. был образован имамат Карачая и избран имам. Резолюции съезда носили политический характер, а не религиозный. В газете «Ислам Нюрю» Исламской партии были опубликованы статьи, которые были направлены против органов государственной власти и руководства официально действующего Духовного управления7, пытавшегося вести взвешенную политику. Но на III внеочередном съезде мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края (11 декабря 1991 г.) действия исламистов были жестко осуждены, а его решения признаны незаконными»8. Съезд подчеркнул незаконность попыток политизировать жизнь религиозных обществ через создание не предусмотренных уставом Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Находящихся под влиянием этой партии оргкомитет, имамат и другие управленческие структуры, съезд осудили, подтвердив тем самым нежелание основной массы мусульман участвовать в политических играх. «Съезд обращался к мусульманам Карачаево-Черкесии и Ставропольского края не допускать использования мечетей в политических целях. На съезде было объявлено нежелательным участие любого мусульманина, особенно членов Президиума и Пленума Духовного управления, имам-хатыбов и муэдзинов, других работников мечетей в политических партиях, тем более в тех из них, которые смешивают религию с политикой»9. После референдума, на котором было принято решение о сохранении единства республики, деятельность Исламской партии возрождения прекратилась. Религиозный экстремизм не нашел поддержки большинства мусульман республики. Это произошло потому, что «ислам на Кавказе имеет

7 Кратов Е.В. К вопросу о роли религии в разрешении межэтнических конфликтов (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Этнические проблемы современности. Вып. 5: Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе: материалы науч. конф. (14-15 сентября 1999 г.). Ставрополь, 1999.

8 Ислам Нюрю. 1992. № 5, 6. С. 82.

9 Кратов Е.В. К вопросу о роли религии... С. 82.

специфические черты, обусловленные этнокультурными особенностями мусульманских народов данного региона. Ислам на Кавказе выполнял и выполняет многофункциональную роль и, имея структурное разнообразие, проявляется во всех сферах общественной жизни. Здесь произошло сращивание "нормативного" ислама с местным духовным субстратом разных национальных культур, в результате чего сложилась специфическая региональная форма его бытования, основанная на общеисламских принципах»10.

Но в разных регионах Северного Кавказа влияние ислама различно. Поэтому нельзя считать все местные республики рассадниками исламского экстремизма. Здесь не находит поддержки панисламизм, отождествленный пантюркизмом с «национальным идеалом», об осуществлении которого мечтали идеологи с началом Первой мировой войны и в основе которого лежала цель - отнять Кавказ у русских и сделать его нейтральным11. Не мог стать Кавказ исламской республикой и после чеченских событий, особенно после шариатских судов и казней при режиме А. Масхадова. «Большое значение в деле стабилизации религиозной и социальной обстановки как на Северном Кавказе, так и в России в целом сыграл принятый в 1997 г. федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Его появление показало, что в российской религиозной политике произошел сдвиг в сторону установления более жесткого контроля со стороны государства за различными религиозными общинами, в том числе и за исламскими»12. Для таких республик, как Карачаево-Черкесия, этот сдвиг означал завершение своей гражданской идентификации, оставаясь при этом в русле «мягкого» суннитского направления ислама.

Таким образом, этнорелигиозную мобилизацию можно рассматривать не только как фактор этнокультурной идентификации, но и как фактор этнополитической мобилизации. Однако это не снимает проблему сепаратизма вообще, если есть поддержка извне.

Халюзин В.А., Шебзухова Ф.А. Этнорелигиозная мобилизация как один из основных механизмов взаимодействия традиционных обществ в политическом процессе. В статье анализируются понятия сепаратизма и этнической мобилизации, этноидеологии, этноцентриза, этноэгоизма, этноэлиты, ислама, которые развиваются на основе идеологии суверенитета. Уточнена сущность понятия «этнорелигиозная мобилизация» и выделены её детерминанты в традиционном обществе. Этноэлита рассмотрена как фактор политической динамики традиционного общества и доказано, что этнократические тенденции, дестабилизирующие политическую ситуацию, укоренены в родственных связях. Выявлена сущность этнорелигиозной мобилизации и доказано, что именно она является основой динамики политической жизни традиционного северокавказского общества.

10

Ханбабаев К.М. Исламоведение на Кавказе // Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала, 2005. С. 253.

11 Богатырев К.А. Северокавказский конфликт в СССР. Религиозный аспект // Политика и общество. 2008. № 12. С. 26.

1 Богатырев К.А. Северокавказский конфликт второй половины 90-х годов XX века: религиозный аспект // Политика и общество. 2008. № 9. С. 39.

Ключевые слова: сепаратизм, этнорелигиозная мобилизация, этноидеология, этноцентризм, этноэгоизм, этноэлита, ваххабистская мобилизация, ислам.

Halyuzin V.A., Shebzuhova F.A. Ethno-religious mobilization as one of the main mechanisms of interaction of traditional societies in the political process. The paper analyzes the concept of separatism and ethnic mobilization, ethno-ideology, ethnocentrism, ethnoegotism, ethnic elite, Islam, that develop on the basis of the ideology of sovereignty. The essence of the concept of "ethno-religious mobilization" is refined and its determinants in a traditional society are highlighted. Etnic elite is considered as a factor in the political dynamics of the traditional society. The article proves that ethnocratic tendencies, destabilizing the political situation, have roots in kinship. The essence of ethno-religious mobilization is revealed and proven to be the basis of the dynamics of the political life of the traditional North Caucasian society.

Key words: Separatism, ethno-religious mobilization, ethno-ideology, ethnocentrism, ethnoegotism, ethnic elite, Wahhabi mobilization, Islam.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.