Научная статья на тему 'Социально-философский анализ феномена репрезентации научных достижений в СМИ: на примере деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета'

Социально-философский анализ феномена репрезентации научных достижений в СМИ: на примере деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая коммуникация / наукометрический подход / публикационная активность ученых / digital communication / scientometric approach / publication activity of scientists

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Плешачков Евгений Васильевич

В статье описываются новые вызовы, стоящие перед учеными: в условиях повсеместной медиатизации и развития цифровых средств коммуникации научные сотрудники сталкиваются с необходимостью презентации результатов собственного научного труда не только перед коллегами, но и перед обществом с помощью СМИ. Проведен тематический анализ посвященных деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого публикаций в крупнейших федеральных информационных агентствах. Даны рекомендации службам, ответственным за популяризацию научных достижений в российских университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF REPRESENTATION OF SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS IN THE MEDIA: ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE ST. PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY

The article describes new challenges which scientists face: in the context of widespread mediatization and the development of digital means of communication, researchers are faced with the need to present the results of their own scientific work not only to colleagues, but also to society through the media. A thematic analysis of publications in the largest federal information agencies dedicated to the activities of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University has been conducted. Recommendations are given to services responsible for the popularization of scientific achievements in Russian universities.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ феномена репрезентации научных достижений в СМИ: на примере деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета»

Социально- философский анализ феномена репрезентации научных достижений в СМИ: на примере деятельности Санкт- Петербургского политехнического университета

Плешачков Евгений Васильевич,

аспирант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого E-mail: [email protected]

В статье описываются новые вызовы, стоящие перед учеными: в условиях повсеместной медиатизации и развития цифровых средств коммуникации научные сотрудники сталкиваются с необходимостью презентации результатов собственного научного труда не только перед коллегами, но и перед обществом с помощью СМИ. Проведен тематический анализ посвященных деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого публикаций в крупнейших федеральных информационных агентствах. Даны рекомендации службам, ответственным за популяризацию научных достижений в российских университетах.

Ключевые слова: цифровая коммуникация, наукометрический подход, публикационная активность ученых.

Исследование профинансировано Министерством науки и высшего образования РФ в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (соглашение № 075-15-2024-201 от 06 февраля 2024 г.)

Повсеместное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества прочно укрепило их положение, сделав не просто помощником, но необходимым инструментом для выполнения как повседневных задач, так и рабочих процессов. Цифровые технологии сначала упростили и ускорили темпы коммуникации между индивидами и группами, оставив в прошлом как аналоговые бумажные письма, так даже и мысль о необходимости очных встреч. Это, безусловно, породило новые этические границы - например, о скорости реакций в рамках онлайн коммуникации или о трансформации иерархических структур и межуровневого взаимодействия (речь идет про возможность рядового индивида непосредственно обратиться к первому лицу компании, организации или властной структуры через функцию обратной связи на официальном сайте). При этом развитие цифровых технологий происходит одновременно (а зачастую и стимулирует этот процесс) с медиатизицией реальности. Под этим мы понимаем включение массмедиа в жизнь общества и непосредственное влияние на его формирование [6]. Любой участник цифрового мира становится не только потребителем, но одновременно и творцом медиаконтента.

Современная наука как важнейшая часть общества, определяющая направления его технологического развития, также подвергается серьезному влиянию цифровых технологий. Как отмечают исследователи, прежде всего речь идет про трансформацию научной коммуникации как внутри сообщества ученых, так и на уровне наука-общество [3; 5]. В последние годы отчетливо видно увеличение числа научных публикаций, многие из которых не только не цитируются (до 80%), но и вовсе не прочитываются (до половины), отмечает А.Ю. Антоновский. Автор приходит к выводу, что современная научная репутация, складывающаяся, в том числе, из индекса Хирша, импакт-фактора журнала, переменных цитирований, ска-чиваний и прочтений, влияет на определение приоритетных фронтирных задач, стоящих перед научными коллективами, а значит - на административную и экономическую поддержку тех или иных исследований. При этом парадокс заключается в том, что научные аутсайдеры (те авторы, чьи статьи не читают) не исключаются из числа научных сотрудников. По мнению А.Ю. Антоновского,

неэффективные с точки зрения формального наукометрического подхода, но вместе с тем обладающие необходимыми знаниями и компетенциями ученые становятся активной аудиторией научных статей своих более популярных коллег. «В этом смысле именно они «трансформируют» научные сообщения в научные достижения, а их миссия состоит в осуществлении «представительной демократизации» науки. В своей совокупности они образуют «инстанцию отбора» (или второй эволюционный механизм), который обеспечивает (сегодня, главным образом, онлайн-сетевую) оценку достижений лидеров науки» [1, с. 90]. Вместе с тем необходимо отметить наиболее значимый вклад таких научных сотрудников в формирование образа ученого в массовом сознании с помощью средств массовой коммуникации - как официальных СМИ, так и в блогосфере. При этом подобный образ создается не на основании публичной презентации ученым результатов собственного интеллектуального труда, но на основании комментарий-ной активности на злободневные темы и новости, нередко - сиюминутные, бытовые или даже скандальные. На наш взгляд это может представлять серьезный репутационный вред для научного учреждения и требует от пресс-служб контроля за публичной активностью ученых.

Критика наукометрического подхода

Использование количественных индикаторов публикационной активности ученых как единственного мерила оценки их эффективности вызывает вопросы у многих исследователей. Так, С.В. Пирож-кова и В.В. Омелаенко отмечают неблагоприятные эффекты кадровых решений, опирающихся лишь на число научных статей того или иного ученого, в долгосрочной перспективе. Авторы указывают, что такой подход меняет весь этос научной деятельности. «Особую тревогу вызывает порождаемая стилем управления нестабильность исследовательской карьеры и закономерное падение ее привлекательности, а также структурное упрощение научной работы. Британская рамка развития исследователей, систематизируя компетенции ученого, демонстрирует, чем именно он должен заниматься, и явно все эти формы занятости нельзя свести к публикационной активности или представить как вспомогательные по отношению к ней» [8, с. 116]. Миненко В.Г., называя манипулирование наукометрическими показателями, включая индекс Хирша «социальным бедствием», предлагает не только новые количественные методики подсчета научной активности ученого, но и качественный анализ целесообразности цитирований в публикациях [4].

Современная наука, характеризующаяся междисциплинарными подходами, а также диффузией функций исследователей, проводящих научный поиск, и научных администраторов, обеспечивающих инфраструктурную часть этой работы, ставит

¿псд

перед учеными новые вызовы [2]. Сейчас исследователю недостаточно заниматься только лишь собственно научным трудом: важно уметь презентовать его результаты перед коллегами и администрацией научного учреждения, защищать результаты перед выделяющей гранты комиссией, а иногда - и презентовать результаты перед широкой аудиторией. Так, в глобальном обзоре развития науки, технологий и инноваций (OECD Science, Technology and Innovation Outlook), который раз в два года издает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2023 году значительная часть текста посвящена анализу последствий пандемии коронавирусной инфекции. Авторы приходят к выводу, что в кризисных ситуациях, требующих непростых политических решений, касающихся значительной части общества, должна быть налажена коммуникация между властью и наукой в части научной экспертизы решений. В докладе особо отмечается, что «основная обязанность научного сообщества заключается в обеспечении строгости и полноты научных исследований и коммуникаций, которые служат основой для разработки политики и принятия решений во время кризисов. Это требует интеграции идей и знаний из многих различных дисциплин, а также открытого обсуждения пробелов в знаниях и неопределенностей» [10, с. 126].

Влияние цифровых СМИ на представителей научного сообщества

Наука в современном мире вплетена в ткань общественных институтов, обеспечивает их функционирование и развитие. Но и сама наука, несомненно, подвергается влиянию общества, и прежде всего - достижений цифровой цивилизации. На этапе ранней профориентации и выбора карьерного пути молодой ученый в той или иной мере усваивает представления и запросы общества, выраженные, в том числе, с помощью средств массовой коммуникации (в настоящее время преимущественно цифровых). На этапе трансляции государственного заказа и определения фронтирных исследовательских задач политические институты общества используют всю возможную палитру цифровых средств коммуникации. Собственно научный труд ученых тесно связан с цифровыми технологиями, с помощью которых эффективная деятельность научных сотрудников измеряется в цифрах - количества публикаций и уровня цитируемости, импакт-факторов журналов. Вместе с тем перед учеными ставится задача не только исследовательской работы, но и популяризации ее деятельности. Так, например, в отчетных документах по предоставляемым РНФ грантам на исследовательскую работу есть пункт о результатах популяризации исследования в СМИ. Тренд на повешение интереса к российской науке заметен и на примере государственных программ поддержки популяризации научной работы. Как отметил

вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, ряд инициатив Десятилетия науки и технологий направлены на популяризацию исследовательских проектов в обществе, в том числе и для школьников. Среди множества мер государственной поддержки популяризации науки особо можно выделить объявленный Минобрнауки конкурс грантов, объем финансирования которых в 2024 году составил 513 млн рублей (более чем на 42 млн больше, чем годом ранее) [7]. В соответствующем постановлении правительства главная цель подобной популяризаторской деятельности определена в формировании эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, а также повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям и создание условий для развития наукоемкого бизнеса [9].

Влияние цифровых технологий на науку в целом и личность ученого в частности в разрезе коммуникативных процессов сопряжено с рядом ключевых вопросов. Первая проблема касается современного наукометрического подхода на уровне межнаучного взаимодействия, а именно - в подсчитывании количества научных статей ученого и обращения к ним со стороны коллег. Этот критерий эффективности деятельности исследователей зачастую становится основополагающим фактором развития карьеры ученого, предоставления грантов на проведение исследований, что, конечно, определяет векторы развития науки в целом. Вместе с тем на государственном уровне прослеживается тренд на популяризацию науки, и к ученым предъявляются требования коммуникативной грамотности. На наш взгляд, главная опасность этого тренда в том, что формулируемые в том числе через цифровые средства массовой коммуникации стратегии развития науки не только отражают действительное положение дел в той или иной отрасли, но и формируют виртуальный концепт, который, в свою очередь, влияет на ученого - прежде всего, в части выбора направлений исследования и проблемных отраслей. Оценка эффективности и влияния государственного участия в популяризации научной деятельности, на наш взгляд, должна проводится в долгосрочной перспективе. Однако уже сейчас можно изучить сформированный в цифровых СМИ образ ученого в частности и науки в общем. Для решения этой задачи мы обратимся к сообщениям в СМИ, посвященным деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого за последний год.

Тематический анализ публикаций, посвященных деятельности СПбПУ Петра Великого

Выбор объекта исследования обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, сейчас Петербургский Политех - ведущий технический вуз страны, проводящий масштабные мультидисциплинарные научные исследования и использующий наукоемкие инновации мирового уровня. В состав универ-

ситета входят 12 институтов, комплекс научно-исследовательских подразделений, ряд специализированных научно-производственных структур. Университет занимает высокие позиции как в российских, так и международных рейтингах научных организаций, в том числе по объему НИОКР. Примечательна и образовательная сторона деятельности университета - в 2024 году по числу бюджетных мест СПбПУ вошел в ТОП-5 вузов страны, приняв на первый курс более 6000 человек. В феврале 2024 года Политех отметил 125-летие. Этот значимый информационный повод до и после юбилея стал мощным импульсом для многочисленных сообщений в СМИ. Кроме того, представленность университета в информационном поле многократно отмечалась Минобрнауки: по данным ежемесячного рейтинга медийной активности, который ведет министерство, Политех занимает первое место среди более чем 230 вузов страны.

В качестве предмета исследования мы берем материалы, посвященные деятельности Политеха, опубликованные в цифровых СМИ в промежуток с 25 июля 2023 года по 25 июля 2024 года. За основу мы взяли первую тройку лидеров рейтинга самых цитируемых информационных агентств по данным системы мониторинга СМИ «Медиаология» [11]. В него вошли РИА Новости, ТАСС и Интерфакс. Эти системообразущие СМИ, с одной стороны, отражают официальную государственную информационную повестку, с другой стороны является важнейшим инструментом ее формирования. Высокий индекс цитируемости выбранных нами информагентств означает их безусловное влияние на всероссийские и региональные СМИ и позволяет считать их индикатором федеральной информационной повестки. Тематика сообщений с упоминанием Петербургского Политеха в текстах представлена в таблице (табл. 1).

Таблица 1. Тематическое разнообразие сообщений с упоминанием СПбПУ в ведущих российских информационных агентствах

РИА Новости ТАСС Интерфакс

Научная тематика

Медицинские разработки 4 2 -

Экологическая безопасность 2 - -

Микроэлектроника 2 - -

Цифровое моделирование 1 4 -

Материаловедение 1 - -

Двигателестроение - 2 -

Робототехника - 2 -

Суперкомпьютерные технологии - 2 -

Космические технологии и ракетостроение - 2 -

Итого научных тематик: 10 14 0

кл иппд Щ_

РИА Новости ТАСС Интерфакс

Прочие темы

Международная деятельность - 6 -

Гранты и конкурсы, рейтинги - 2 2

Спортивная деятельность 1 2 -

Культура - 2 -

Образовательная деятельность 3 6 -

125-летие вуза - 3 -

Комментарии по ненаучным информационным поводам - 2 -

Историческая память о ВОВ 5 - -

Итого ненаучных тематик: 9 21 2

ВСЕГО СООБЩЕНИЙ 19 35 2

Источник: разработано автором.

Как следует из таблицы, за указанный промежуток агентство РИА Новости опубликовало 19 материалов с упоминанием СПбПУ Петра Великого. Одно упоминание посвящено спортивной деятельности, четыре - научным исследованиям, посвященным медицине. По два материала посвящены разработкам в области экологической безопасности, а также микроэлектроники. Одна заметка рассказала о разработке в области цифрового моделирования, еще одна - материаловедения. Трижды журналисты упомянули собственно образовательную деятельность вуза. А самой популярной тематикой стала деятельность по сохранению исторической памяти о Великой отечественной войне в Политехе: этой теме РИА Новости посвятили 5 материалов. Согласно этим данным, почти половина всех упоминаний вуза в материалах агентства связано с собственно научной деятельностью. Однако 9 из 10 материалов в качестве информационного повода для публикации использовали выход соответствующей научной статьи (преимущественно в зарубежных журналах первого квартиля). Лишь один материал посвящен обзору разрабатываемых в университете технологий, посвященных им-портозамещению, без привязки к конкретной научной публикации. Выходит, что журналисты агентства не уделяют серьезное внимание регулярной научную деятельность ученых университета, обращая свое внимание лишь на исследования, результат которых описан в научных статьях.

Агентство ТАСС с 25 июля 2023 года по 25 июля 2024 года опубликовало 35 материалов с упоминанием Политеха, большая часть из них не связана с наукой. Международную деятельность упоминали шесть раз, конкурсы и гранты (не научного толка) дважды. Шесть раз журналисты рассказывали про образовательную деятельность университета. Однократно упомянута работа вуза в области культуры. Два материала посвящены спорту. Три заметки посвящены поздравлению вуза

Окончание со 125-летием, одна - словам соболезнования после ухода из жизни бывшего ректора.

Лишь 14 упоминаний Политеха в ленте ТАСС посвящены собственно научной работе. Самой популярной тематикой оказалось цифровое моделирование - 4 материала. Медицинские разработки привлекли журналистов дважды. Работы в области двигателестроения, робототехники, суперкомпьютерных технологий, космических технологий и ракетостроения упомянули дважды. В текстах упоминаний нет ссылок на научные статьи, однако каждая новость сопровождается пометкой о первой презентации конкретных результатов научной работы широкой общественности, то есть новость о научной работе опубликована на правах эксклюзивного материала. При этом две публикации посвящены экспертной оценке, которую дали ученые вуза: по теме развития технологий искусственного интеллекта и по причинам прорыва дамбы в Ор-ске. В этих публикациях журналисты апеллируют к статусу ученых, ссылаясь на их научную степень и должность как на авторитет.

Агентство «Интерфакс» за год всего дважды упомянуло Политех: в двух обзорных материалах, посвященных публикации рейтингов вузов.

Согласно представленным в таблице данным, три крупнейших российских информационных агентства, определяющих и отражающих федеральную информационную повестку, при подготовке материалов, тематически связанных с деятельностью крупнейшего российского инженерного вуза - СПбПУ Петра Великого - чаще всего обращают внимание не на научную сферу деятельности университета. Всего за год в трех СМИ было опубликовано 56 материалов, и лишь 24 из них непосредственно касаются проводимых в Политехе научных исследований и разработок. Более половины же материалов (32) посвящены международной и спортивной деятельности университета, образовательному процессу, мероприятиям патриотической направленности и т.д. При этом анализ посвященных научной деятельности материалов демонстрирует интерес журналистов лишь к конкретным практическим результатам научной деятельности ученых Политеха, зафиксированным в научной статье или отчете о завершенном крупном этапе работы. Фундаментальные исследования не попадают в фокус внимания журналистов. На наш взгляд, это формируют искаженный образ ученого в СМИ, основанный лишь на конкретных достижениях и результатах. Значительная часть работы, включая фундаментальные исследования, практически не находит отражения. С нашей точки зрения, таким образом формируется неверное общественное мнение о научной деятельности с помощью средств массовой информации. Для того, чтобы оценить возможное влияние образа ученого в цифровых СМИ на самоопределение представителя науки, необходимо провести дополнительное исследование.

Заключение

На основании проведенного тематического анализа мы можем сформулировать следующие рекомендации службам, ответственным за популяризацию научных достижений в российских университетах.

1. Комментарийная активность ученых в средствах массовой информации, особенно связанная с далекими от науки темами, не может рассматриваться как действенный инструмент укрепления бренда научной организации. Однако это важный элемент взаимовыгодного сотрудничества со СМИ, необходимый для налаживания деловых и дружеских связей. Для соблюдения баланса между ростом числа упоминаний научной организации и целесообразности комментирования той или иной темы решение об участии в публикации должен принимать уполномоченный сотрудник медиа-службы, чьи компетенции позволяют оценить предполагаемою пользу и потенциальный негатив от той или иной журналисткой публикации.

2. Стремление журналистов к публикации новостей, содержащих информационные поводы в виде новых исследований, разработок и изобретений, очевидно. Однако это не в полной мере отражает всю сущность научной работы и может привести к некорректному изображению ученых в СМИ. Но публикация материалов, иллюстрирующих лишь повседневную рутину научных сотрудников, у СМИ чаще всего не вызывает интереса. Возможным решением может стать государственный заказ со стороны профильного министерства, поддержанный грантами для журналистов и\или конкурсами.

Литература

1. Антоновский А.Ю. Зачем науке лузеры? О перепроизводстве научного знания и его функции // Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 60. № 2. С. 75-93. DOI: https://doi. org/10.5840/eps202360226 (дата обращения: 21.08.2024).

2. Геворкян Е. Н., Вачкова С.Н., Шиян И.Б., Виноградова И.А., Агеева Н.С. Популяризация науки в университетах: модель центра публичной науки. // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27(2). С. 17-29. DOI: doi.org/10.15826/ umpa.2023.02.010 (дата обращения: 24.08.2024).

3. Дивеева Н.В. Основные направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. Т. 2. С. 158-167. . [Электронный ресурс]. - URL: https://philol-journal.sfedu.ru/in-dex.php/sfuphilol/article/view/713 (дата обращения: 27.08.2024).

4. Миненко В.Г., Хорошун К.В., Романов Д.А., Шапошников В.Л. Статистический критерий

манипуляции индексом Хирша и его применение в управлении наукой // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1 (156). С. 289-297. DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.034 (дата обращения: 27.08.2024).

5. Пирожкова С. В., Омелаенко В.В. Конструирование социальной роли ученого: от профессиональных компетенций к решению глобальных задач // Философия науки и техники. 2023. Т. 28. № 1. С. 105-120. DOI: 10.21146/2413-9084-2023 -28-1-105-120 (дата обращения: 02.08.2024).

6. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2022 г. № 2184 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку проектов авторов и команд авторов, направленных на освещение вопросов науки и технологий по тематикам приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». [Электронный ресурс]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405765465/ (дата обращения: 02.09.2024).

7. Прогноз ОЭСР по науке, технологиям и инновациям на 2023 год. Обеспечение переходов во времена потрясений. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd.org/en/publi-cations/2023/03/oecd-science-technology-and-innovation-outlook-2023_fb6e6c20.html (дата обращения: 28.07.2024).

8. Семёнов Е. В., Соколов Д.В., Гайдин Б.Н. Цифровая трансформация научных коммуникаций: научный журнал в формате электронного издания // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4, № 2. С. 210-232. DOI: 10.19181/ smtp.2022.4.2.18 (дата обращения: 21.08.2024).

9. Смирнова О. В., Свитич Л.Г., Шкондин М.Г. Роль журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9, № 4. С. 595-611. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4). 595-611 (дата обращения: 21.08.2024).

10. Стартовал прием заявок на второй конкурс грантов для популяризаторов науки. [Электронный ресурс]. - uRl: https://minobrnauki.gov. ru/press-center/news/novosti-ministerstva/78680/ (дата обращения: 21.08.2024).

11. Федеральные СМИ: июнь 2024. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/ federal/13256/ (дата обращения: 25.07.2024).

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE

PHENOMENON OF REPRESENTATION OF SCIENTIFIC

ACHIEVEMENTS IN THE MEDIA: ON THE EXAMPLE

OF THE ACTIVITIES OF THE ST. PETERSBURG

POLYTECHNIC UNIVERSITY1

Pleshachkov E.V.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

1 The research was funded by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation under the strategic academic leadership program "Priority 2030" (Agreement 075-15-2024201 dated 06.02.2024)

кл Rnca Щ_

Conœnorm № 9 2024

The article describes new challenges which scientists face: in the context of widespread mediatization and the development of digital means of communication, researchers are faced with the need to present the results of their own scientific work not only to colleagues, but also to society through the media. A thematic analysis of publications in the largest federal information agencies dedicated to the activities of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University has been conducted. Recommendations are given to services responsible for the popularization of scientific achievements in Russian universities.

Keywords: digital communication, scientometric approach, publication activity of scientists.

References

1. Antonovsky A. Yu. Why does science need losers? On the overproduction of scientific knowledge and its functions // Epistemol-ogy and Philosophy of Science. 2023. Vol. 60. No. 2. Pp. 7593. DOI: https://doi.org/10.5840/eps202360226 (accessed: 21.08.2024).

2. Gevorkyan E. N., Vachkova S.N., Shiyan I.B., Vinogradova I.A., Ageeva N.S. Popularization of science in universities: a model of a public science center. // University management: practice and analysis. 2023. Vol. 27(2). Pp. 17-29. DOI: doi.org/10.15826/ umpa.2023.02.010 (date of access: 24.08.2024).

3. Diveeva N.V. The main directions of the impact of new information technologies on the popularization of science // Bulletin of the Southern Federal University. Philological sciences. 2014. Vol. 2. Pp. 158-167. . [Electronic resource]. - URL: https:// philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/713 (date of access: 27.08.2024).

4. Minenko V. G., Khoroshun K.V., Romanov D.A., Shaposh-nikov V.L. Statistical criterion for manipulating the Hirsch index and its application in science management // Kazan Pedagogical Journal. 2023. No. 1 (156). P. 289-297. DOI: 10.51379/ KPJ.2023.158.1.034 (accessed: 27.08.2024).

10.

11

Pirozhkova S. V., Omelaenko V.V. Construction of the social role of a scientist: from professional competencies to solving global problems // Philosophy of Science and Technology. 2023. Vol. 28. No. 1. P. 105-120. DOI: 10.21146/2413-9084-2023-28 -1-105-120 (accessed: 02.08.2024).

Resolution of the Government of the Russian Federation of November 30, 2022 No. 2184 "On approval of the Rules for the provision of grants in the form of subsidies from the federal budget to support projects of authors and teams of authors aimed at covering science and technology issues on the topics of priority areas of the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation." [Electronic resource]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405765465/ (date of access: 09/02/2024).

OECD Science, Technology and Innovation Outlook 2023. Ensuring Transitions in Times of Turbulence. [Electronic resource]. - URL: https://www.oecd.org/en/publications/2023/03/ oecd-science-technology-and-innovation-outlook-2023_ fb6e6c20.html (accessed: 28.07.2024). Semenov E. V., Sokolov D.V., Gaidin B.N. Digital transformation of scientific communications: a scientific journal in the format of an electronic publication // Science Management: Theory and Practice. 2022. Vol. 4, No. 2. Pp. 210-232. DOI: 10.19181/ smtp.2022.4.2.18 (accessed: 21.08.2024). Smirnova O. V., Svitich L.G., Shkondin M.G. The Role of Journalism in the Mediatized Life-World of Everyday Life // Issues in the Theory and Practice of Journalism. 2020. Vol. 9, No. 4. Pp. 595-611. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).595-611 (accessed: 21.08.2024).

The second grant competition for science popularizers

has started accepting applications. [Electronic resource]. -

URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-

ministerstva/78680/ (accessed: 21.08.2024).

Federal Media: June 2024. [Electronic resource]. - URL: https://

www.mlg.ru/ratings/media/federal/13256/ (date of access:

25.07.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.