Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / КОНСЦИЕНТАЛЬНАЯ ВОЙНА / ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гинатулина Ольга Аминовна

Цель исследования - раскрыть механизм формирования культурно-исторической памяти. Актуальность обусловлена влиянием современных геополитических процессов и новой волной консциентальной агрессии в отношении нашего государства. Показана диалектика объективных и субъективных факторов в процессе формирования исторической памяти. Данные выражаются в виде трех законов: зависимости исторической памяти от объективной основы, относительной самостоятельности исторической памяти и ее активного влияния на материальную жизнь общества. В результате выявлены последствия стихийного и сознательного (манипуляции общественным сознанием) искажения исторической памяти для развития общества. Учет данных закономерностей позволяет грамотно выстраивать действия относительно формирования патриотизма, например, и в целом ведет к согласованному функционированию общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF CULTURAL AND HISTORICAL MEMORY

The purpose of the study is to reveal the mechanism of the formation of cultural and historical memory. The relevance is due to the influence of modern geopolitical processes and a new wave of conscientious aggression against our state. The dialectic of objective and subjective factors in the process of formation of historical memory is shown. The data are expressed in the form of three laws: the dependence of historical memory on an objective basis, the relative independence of historical memory, and its active influence on the material life of society. As a result, the consequences of spontaneous and conscious (manipulation of public consciousness) distortion of historical memory for the development of society are revealed. Accounting for these patterns allows you to competently build actions regarding the formation of patriotism, for example, and generally leads to the coordinated functioning of society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»

не найдет удовлетворяющего его объяснения неизвестных явлений,

Современники философа высоко оценили вклад его исследований в философскую антропологию, Однако В.И. Несмелов, решая проблему соотношения веры и знания, доказывая рациональность веры, не смог избежать крайности. В своей концепции рационализации веры он стирает принципиальное отличие между верой и знанием. Как отмечает Г. Фло-ровский, христианство он стремился сделать совершенно ясным и вера у него снижена до уровня здравого смысла [7, 570].

Как справедливо отмечает С.А. Нижников, "Несмелое проходит мимо тех духовных мук, которые испытывали герои Достоевского в поисках веры... Он говорит о постижимости самых непостижимых догматов христианской веры. Но если Абсолют познаваем, то для чего Откровение?" [6, 233-234].

Мы рассмотрели концепцию рационализации веры В.И. Несмелова. Он, профессор Казанской духовной академии, по свидетельству современников был человеком глубоко верующим. Жил накануне великих потрясений XX века и непосредственно переживал за происходящее, Из его биографии мы знаем, что один из сыновей избрал путь революционера и в 1918 году был убит. Это была его личная трагедия, как отца и как педагога, обучающего священнослужителей [5, 7].

Во время всеобщего оскудения веры он пытается доказать ее рациональность и надеется, что наступит время, когда будет доказано бытие Бога "с принудительной очевидностью видимого предмета". Своими исследованиями он пытался приблизить этот день. Однако, руководствуясь его же логикой познания, можно сделать вывод, что никакая "принудительная очевидность" не сможет стать достаточным

основанием для признания существования личного Абсолюта. Потому что, как писал философ, мотивом и конечной целью познания для человека является "устроение себе благополучия жизни". И, чтобы Бог обрел статус объективной действительности для человека, необходим акт воли. Если признание существования Бога нарушит "благоприятное течение жизни" то человек обязательно найдет, чем заместить в своем мировоззрении Бога.

Рассматривая вопрос соотношения веры и знания, В,И. Несмелов не избежал чрезмерной рационализации религиозной веры. И в этом он был не одинок. Лев Шестов, его современник, впал в другую крайность, полностью противопоставив веру и знание [1 ]. Но это не умаляет их вклад в развитие русской философии. Крайности, порой, оправданны, Они привлекают внимание, их критикуют, обсуждают. И здесь сложно остаться равнодушным. В результате, они акцентируют внимание на важных для философа вопросах.

Литература:

1. Апдриенко A.C. Экзистенциалы отчаяния и веры в философии Льва Шестова И KANT. - 2022. — №1(42).-С. 96-99,

2. Бердяев H.A. Опыт философского оправдания христианства И Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. -СПб.: Общественная польза, 1910. - С. 274- 298.

3. Зеньковский В,В. История русской философии; в 2 т. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. -880 с,

4. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. - СПб.: Общество памяти игумен ии Таисии, 2015,- 120 с.

5. Несмелое В.И. Наука о человеке: 2 т. - СПб.: Общество памяти и гумен ии Таисии, 2017. - 936 с.

6. Нижников С.А, Метафизика веры в русской философии: монография. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012.-313 с.

7. Флоровский Г.В, Пути русского богословия, -М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.

CU 0J О си

-0 0-

9 к

У-

X ш О

со

S

113

SOCIOPHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF CULTURAL AND HISTORICAL MEMORY

Ginatulina O/ga Am/noma, PhD of Philosophy, Associate Professor, Department of Humanitarian and Social and Economic Disciplines, Perm Institute of the Federal Penal Service, Perm

The purpose of the study is to reveal the mechanism of the formation of cultural and historical memory. The relevance is due to the influence of modern geopolitical processes and a new wave of conscientious aggression against our state. The dialectic of objective and subjective factors in the process of formation of historical memory is shown. The data are expressed in the form of three laws: the dependence of historical memory on an objective basis, the relative independence of historical memory, and its active influence on the material life of society. As a result, the consequences of spontaneous and conscious (manipulation of public consciousness) distortion of historical memory for the development of society are revealed. Accounting for these patterns allows you to competently build actions regarding the formation of patriotism, for example, and generally leads to the coordinated functioning of society.

Keywords■; historical memory; cultural memory; collective memory; public consciousness; manipulation of consciousness; consentient war; distortion of history.

001 10.24923/2222-243Х.2022-44.19

УДК 001

ВАК РФ 5,7.7/09,00,11 Ф Гинатулина О,А., 2022

О о о о с

114

ГИНАТУЛИНА Ольга Аминовна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Пермский институт ФСИН России, Пермь

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА КУЛЬ ТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Цель исследования - раскрыть механизм формирования культурно-истори-ческой памяти. Актуальность обусловлена влиянием современных геополитических процессов и новой волной консциентальной агрессии в отношении нашего государства. Показана диалектика объективных и субъективных факторов в процессе формирования исторической памяти. Данные выражаются в виде трех законов: зависимости исторической памяти от объективной основы, относительной самостоятельности исторической памяти и ее активного влияния на материальную жизнь общества. В результате выявлены последствия стихийного и сознательного (манипуляции общественным сознанием) искажения исторической памяти для развития общества. Учет данных закономерностей позволяет грамотно выстраивать действия относительно формирования патриотизма, например, и в целом ведет к согласованному функционированию общества.

Ключевые слова: историческая память; культурная память; коллективная память; общественное сознание; манипуляция сознанием; консциентальная война; искажение истории.

Историческую память можно рассматривать как элемент общественного сознания, который отражает, аккумулирует и передает из поколения в поколения образы относительно различных исторических событий. Тем самым историческая память выполняет значимые функции для жизни общества, может как поддерживать существующую социально-экономическую ситуацию, так и выступать против. Вот почему историческая память выступает очень мощным средством, орудием для формирования идеологии [1, 221], а также информационного противостояния между странами. Вследствие этого, необходимо изучить сущность исторической памяти, объективные законы, механизм, согласно которому она формируется.

В качестве близких по значению к данному термину также используют понятия: "коллективная память", "культурная память", "социальная память" и другие. Классиком исследования проблем исторической (коллективной) памяти выступает Морис Хальбвакс. Он первый ввел понятие "коллективная память" и считал, что историческая память как феномен выходит за рамки существования отдельной личности. Источник ее формирования не связан со специфическими индивидуальными особенностями. Полярной точкой зрения на онтологический статус исторической памяти выступают воззрения Марка Блока. Он утверждал, что понятие памяти коллектива метафорическое, а поэтому не может существовать в объективной реальности как самостоятельный феномен, ведь память есть только у отдельных людей. Это напоминает средневековый спор реалистов и номиналистов об универсалиях (общих понятиях). Попробуем применить метод аналогии к решению данной проблемы на предмет существования исторической памяти. Это означает, что в онтологическом смысле коллективная память не существует как нечто самостоятельное, нет, ее носителями являются отдельные индивиды, но источники формирования лежат вне их. Общее существует только через единичное, а не наряду с ним, тем не менее, в уникальном можно выделить схожие черты. Это положение созвучно рассмотрению общественного сознания в социальной философии. Под общественным сознанием понимается совокупность взглядов, теорий, чувств, умонастроений, идей и т.п., царящих в обществе и являющихся отражением общественного бытия. Более узким явля-

ется термин историческое сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущих и характерных как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социаль-но-профессиональных и этносоциальных групп, а также от дельных людей [2,148]. Следовательно, на механизм формирования культурно-исторической памяти будут оказывать влияние те же самые факторы, что и на общественное сознание в целом. В статье будут рассмотрены законы наиболее общего порядка с точки зрения современной научной философии.

Первый закон гласит, сознание есть отражение реальной исторической практики людей. Можно согласиться с тезисом о том, что если история состоит из фактов (объективных событий, происходящих в действительности), то историческая память - это субъективный образ, получивший свою оценочную окраску как раз из-за событий, происходящих в настоящем [3, 42], Чувства, взгляды, идеи людей не самодостаточны, а в конечном счете укоренены в общественном бытии и, стало быть, источники развития следует искать именно там. Очевидно, что в культурно-исторической памяти фиксируются значимые моменты для жизни общества в целом или отдельных социальных классов. Но в разные периоды, мы можем наблюдать, как крупные исторические пласты придаются забвению и, наоборот, реанимируются в памяти народов события давно минувших дней. Метод "уДРевления истории" (пропаганда исторических деятелей и событий более ранних этапов развития общества) может использоваться, когда недавний исторический период противоречит современной политике государства. Также в разные исторические эпохи одни те же события могут получать противоположную оценку. Так, например, в Саратове поставили памятник Петру Столыпину. Когда-то его называли Столыпин-вешатель, а теперь он в центре города в образе героя-реформатора [4,47],

Ряд исследователей полагают, что полярные оценки всецело зависят от субъективного фактора. Что общественное сознание и историческую память можно полностью искусственно конструировать с помощью суггестивных технологий. Речь идет о манипуляции сознанием со стороны политических элит, как в рамках одного государства, так и на мировой арене [5,134-139]. Да это имеет место быть,

о чем будет сказано позднее при анализе второго закона развития общественного сознания, Историю с очевидной периодичностью переписывают. Н о при этом следует подчеркнуть, как бы отдельным историческим личностям, обладающим властью, не хотелось приукрасить историю и создать новый образ реальности, это было бы невозможно, если бы на определенном историческом этапе развития не соответствовало задачам самого времени. Чувства, взгляды, настроения, преобладающие в определенную историческую эпоху относительно истории, могут искусственно создаваться и искажаться, но приживаются лишь те, что способствуют, в конечном счете, задачам этого исторического отрезка. В противном случае общество функционирует не стабильно, может быть отброшено в развитии на более ранние стадии или исчезнуть как отдельно взятая единица.

Форма исторической памяти зависит от развития объективной основы истории, которой, в конечном счете, является сам человек, его сущность. Ведь в обществе и истории нет ничего, что не являлось бы порождением деятельности самого человека, Следовательно, механизм формирования исторической памяти следует искать в закономерностях развития человеческой сущности. Человеческая сущность не однородна и развивается через противоречия. Самое глубокое противоречие существует между родовой универсальной и ограниченной индивидуальной человеческой сущностью. Под универсальной сущностью человека понимается весь потенциал человеческого рода, а индивидуальная человеческая сущность представляет собой ограниченное развитие способностей рода под влиянием конкретной эпохи. В каждый исторический период востребованными становятся определенные сущностные силы человека. Но с прогрессом, противостояние между индивидом и родом становится меньше, следовательно, возрастает общечеловеческое содержание, в исторической памяти актуальными становятся общегуманистические ценности, а не только ценности элиты. Хотя для каждого исторического этапа именно они преподносятся как благо общего. И на определенное количество времени это действительно так, однако, когда узкоклассовый интерес начинает сильно противоречить общечеловеческому, происходит кризис, отбрасывание старых ценностей и замена их новыми, но не полностью новыми, а аккумулирующими содержание предыдущих эпох. Именно поэтому новые поколения вновь

си си О си

-О 0-

9 к

У-

X ш О

со

Ё

115

и вновь обращаются к истории, это служит способом рефлексии человеческого рода, и каждый раз давно минувшие эпохи получают свежее звучание, отражаясь в зеркале сегодняшнего дня.

Второй закон связан с относительной самостоятельностью общественного сознания. То есть до определенного предела историческая память может оторваться от материальной своей основы и представляться чем-то самостоятельным. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что образы исторической памяти, царящие в умах народа, могут отставать или опережать те задачи, которые сейчас актуальны для материальной основы общества. Старые идеи и умонастроения характеризуются косностью и живучестью, и даже не соответствуя новым отношениям, отмирают не сразу, а постепенно. Допустим, в советское время для целей построения социалистического общества был сформирован такой образ исторической памяти, который все дореволюционные события трактовал как антигуманные за исключением тех, что вели к самой революции. Однако, в общественном сознании остались иные элементы и время от времени реанимировались, например религиозные верования, В коллективной памяти народов присутствуют отголоски давно минувших эпох, в том числе мифологическое мировоззрение, считающееся самым ранним.

Именно этотзакон позволяет существовать, делает возможным бытие такому явлению как манипуляция сознанием и мнемическими образами истории. В силу своей относительности, сознание представляет собой не зеркальный снимок с общественного бытия. До определенных пределов образы действительности могут быть искажены непроизвольно или намеренно. 6 последнем случае инструментами формирования нужной картины происходившего выступают памятники, культурные объекты, цензура, изобретение традиций т.п. [4, 46-49]. Также активно в этом процессе используется СМИ.

Однако эти инструменты носят не абсолютный характер, в силу относительной самостоятельности самого общественного сознания. С помощью манипулятивных техник и технологий можно актуализировать определенные мненические пласты памяти населения, но сл ожно их удержи вать дл ител ьное время, есл и реальные условия жизни в корне противоречат заявленному. Парадокс между социальным бытием в настоящем и его неадекватное рет-

роспективное конструирование в исторической памяти решается в пользу бытия. Например, в первые годы перестройки часть населения полагала, что наша страна окажется под покровительством Запада, и это будет способствовать процветанию России. Сейчас, в силу происходящего в мире, сложно в это поверить. Эту же самую закономерность необходимо учитывать и при формировании патриотизма. Яркие эмоциональные всплески, связанные с Великой Отечественной войной, вызванные празднованием 9 мая, фильмами и пропагандой действительно пробуждают чувства гордости и трепета к своей стране. Но достаточно сложно сформировать патриотизм повседневности, если интересы и потребности граждан находятся всостоянии фрустрации [6,164-174]. Патриотизм повседневности связан уже с конкретными действиями, а не только с эмоциями, которые заключаются в принятии на себя ответственности за происходящее в настоящее время. Это относится и к добросовестному выполнению своих профессиональных обязанностей, гражданского долга, службы. Так, в общественном сознании крымчан насаждаемые образы не смогли прижиться, поскольку противоречили действительности и явно расходились с происходящими событиями [7,163],

Проблема недостоверности образов исторической памяти народов и человечества заложена в природе самого общественного сознания и памяти в том числе, Однако искажения исторической памяти имеют объективные корни в самой природефункционирования человеческого общества. Так, ученый ИТ. Лиман, исследуя изменения образа "1$оу1Иа" в исторической памяти финнов, убедительно показал на историческом материале, что трансформация мненических элементов происходит под воздействием социально-экономических отношений общества [8]. Само свойство сознания не зеркально отражать общественное бытметаит, с одной стороны, опасности, а с другой дает возможность обществу активно развиваться, адекватно реагировать на новые условия, создавать что-то новое, двигаться вперед.

Сегодня в связи с распространением информационных технологий, появляется опасность массового стихийного искажения информации. Тотальная игра на чувствах и эмоциях людей сегодня служит источником прибыли. А средством тому выступают социальные сети. Изначально социальные сети были созданы, чтобы поддерживать коммуникацию на бытовом уровне. [9,1 08]. Однако сейчас в социальных сетях циркулирует инфор-

мация разных уровней, в том числе научного и исторического плана. Ученые провели анализ социальных сетей на предмет отражения ими образа Великой Отечественной войны [9]. Исследование показало, что какой-то определенной логики и структуры формирования образа Великой Отечественной войны нет [9. С. 111 ]. Отсутствует идеологическая составляющая. Авторы контента не ставятперед собой задачу исказить информацию намеренно в каких-то идеологических целях, это получается стихийно, так как их действиями руководит экономическая выгода, логика конкретной исторической эпохи, которая имеет целью развитие сиюминутных временных потребностей и противоречит логике магистрального развития человечества. Данная тенденция опасна. Чем больше соответствия между общественным сознанием и общественным бытием, тем более оно адекватно может реагировать на вызовы истории. В данном же случаеречь идет об искажении исторических фактов с целью извлечения прибыли.

Третий закон связан с активной ролью общественного сознания по отношению к самой исторической практике людей. Активность сознания проявляется в том, что сознание может б определенной мере опережать развитие общественного бытия. На первый взгляд, может показаться, что третий закон противоречит первому. Ведь, если сознание отражает (то есть зависит) от общественного бытия, то как оно может оказаться впереди по уровню своего развития пусть даже и не значительно. На самом деле, сознание не обгоняет сущностные тенденции развития самого общества, его объективную основу. Оно лишь обгоняет наличное, проявленное бытие, которое выражено вовне и доступно чувственному восприятию действительности (феноменологический уровень). Как опытный врач может предсказать диагноз, если еще нет явных симптомов? В действительности сама болезнь уже существует, только открыто не проявляет себя на уровне явлений, и потому не доступна обывателю, однако ее может обнаружить профессионал, оценивая не внешний, а сущностный уровень протекания болезни. Также и в истории, ученые, политики, мыслители способны, глубоко проанализировав направляющие современного общества, создать в своем сознании образы, которые еще не свершились, но предположительно произойдут, как бы обгоняя наличное проявленное бытие. Если эти образы прогрессивны, созвучны логике поступательного развития человечества, то их следу-

ет культивировать, реанимируя в общественном сознании такие пласты культурно-истори-ческой памяти, которые бы способствовали развитию общества, переходу его на новую ступень развития.

На этом законе основана так называемая "историческая политика" [10,126.].Историческая политика не сводится только к функции сохранения собственной культурной идентичности внутри государства. Ее инструменты используются для так называемой консциентальной войны, которая представляет собой поражение ценностных установок народов других государств-противников посредством искажения исторических фактов в обществен-номсознании [11], Наибольшую эффективность средства данной войны имеют в периоды социального неблагополучия государства-противника. Это положение хорошо иллюстрирует первый закон функционирования исторической памяти. Сложно подорвать авторитет власти у своего народа, когда все ведущие потребности личности имеют благоприятные социальные условия для реализации. Сегодня Россия столкнулась с новой волной консцие-нальной агрессии, где в качестве оружия используются искажение роли Советского государства в мировом освободительном движении во время Второй мировой войны, Таким образом, понимая законы, по которым функционирует историческая память людей, необходимо грамотно использовать рычаги, для того чтобы выстраивать непротиворечивую политику, служащую интересам государства, общества, человеческой личности.

Литература:

1. Жуйкова Т.Н. Историческая память как основа формирования патриотизма в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин П Общественная безопасность, законность и правопорядок в JII тысячелетии. - 2016.-№1 -3. - С. 221-226.

2. Репинецкая Ю.С К вопросу о содержании понятий "историческое сознание" и "историческая память" // Самарский научный вестник, - 2017. -Т. б, №1(18).-С. 147-151.

3. Положенцева И.В., Кащенко TJ1. Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической памяти студентов // Власть. - 2014. - С 42-46.

4. Романовская Е.В. Историческая память: проблемы манипуляции // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2017. - N01. - С. 46-49.

5. Неверов А.Я. Формирование исторической памяти как способ манипулирования общественным сознанием //Социум и власть. - 2018. - №1 (69). -С. 134-139.

6. Широкалова Г-С, Историческая память и патриотизм повседневности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10, -N'3-2. - С. 161-174.

CU 0J О си

-0 0-

9 0Î У-

з:

ш О

со

S

117

7. Хлевов A.A., Латышева E.ß., Чигрин S.A. Российская национально-культурная идентичность: опыт исследования исторической памяти молодежи республики Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И, Вернадского, Исторические науки. - 2019, - Т. 5 (71). - № 1. -С. 158-169.

8. Лиман И.Г. "isoviha" в исторической памяти Финляндии П Альманах североевропейских и балтийских исследований. - 2019. - № 4. - С. 206-217.

9. Миронова М,В„ Носова М.С. Историческая память о великой отечественной войне в формате

социальных сетей. Дискурс-анализ П Устойчивое развитие науки и образования, - 2019, - № Î. -С. 107-114.

10. Мазлумнн Д.Э. Историческая политика: определение и краткая история появления понятия Н Нацразвитие: сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ, - 2019, -С 26-28.

П. Воскресенская М.А. Историческая память в консциентальном медиаприцеле Н Медиа в современном мире, 58-е Петербургские чтения: сборник материалов Международного научного форума: в 2-х томах, - 2019. - С, 41-42.

NATURAL RIGHTS: YES AND NOT

Gribakin Aleksandr Vasllyevich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Honorary Worker of the PF Higher Education, Ural State law University named after V.F. Yakovlev, Yekaterinburg

The author differentiates between the idea of belonging natural rights to people and the concept of natural rights that claims scientific approach. Intuitively feeling as creators of their rights, people periodically shook the thrones. Not knowing the actual sources of people's rights, thinkers of the previous epochs called them natural it is alleged that the source of people's rights and obligations is their working activity.

Keywords: declaration; independence; resistance; natural rights; ideologeme; labor; values; obligation; individual. DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.20

УДК 1 ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА:

ДА И НЕТ

ВАК РФ 5.7.7/09.00.11

» Грибакин A.B., 2022

Проведено различие между идеей принадлежности народу естественных прав и претендующей на научность концепцией естественных прав. Народ, интуитивно осознавая себя творцом прав, периодически сотрясал троны. Не зная настоящих источников прав людей, мыслители прошлых эпох назвали их естественными. Утверждается, что источник прав и обязанностей людей ■ их трудовая деятельность.

Ключевые слова: декларация; независимость; сопротивление; естественные права; индивид; идеологема; труд; ценности; обязанность.

ГРИБАКИН Александр Васильевич, доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, Екатеринбург

Тезис о наличии у каждого человека естественных прав на жизнь, свободу, справедливость, достоинство и т.п. пользуется популярностью в студенческой среде. Он убедительно подкрепляет присущее молодежному сознанию романтическое ощущение бесконечности индивидуальной жизни, имеющей, как думается, неограниченный, гарантированный естественными правами простор для активности, для счастья. Он тем охотнее усваивается, поскольку естественные права предоставляются на безвозмездной основе. Они, мол, даются так же, как тело, как воздух, солнечный свет и тепло и т.д. На прямой вопрос, каков же источник, скажем, права на жизнь, в светской аудитории чаще называют Природу, в религиозной - Бога. О родителях в таком качестве вспоминают редко и немногие. Как зарубежные, так и отечественные философы, теоретики права, пытаясь убедить читателя в реальности естественных прав, пишут объемные труды [ б]. Идея естественных прав легко укладывается в молодежном сознании еще и потому, что юноши и девушки с первого дня своего существования жили на счет родителей, родственников, общества в лице соответствующих государственных структур.

На самом деле идея принадлежности людям естественных прав является идеологическим фейком, обманом и ложью. Однако в от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.