ПОНЯТИЕ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ» И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Ахметшина Алена Вадиковна
канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества и методики преподавания истории, Стерлитамакский филиал Башкирского
государственного университета, РФ, г. Стерлитамак
E-mail: [email protected]
CONCEPT OF HISTORICAL MEMORY AND ITS IMPLICATION IN THE
MODERN RUSSIAN SOCIETY
Alena Akhmetshina
candidate of Historical Sciences, senior lecturer of Department of National History and Methods of Teaching History, Sterlitamak branch of Bashkir State University,
Russia, Sterlitamak
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию термина «историческая память», а также значение исторической памяти в современном российском обществе. Представлен обзор основных факторов, влияющих на процесс формирования исторической памяти, среди которых необходимо выделить — школьное и вузовское историческое образование, государственная политика. Обосновывается необходимость выработки единой стратегии в вопросе формирования исторической памяти у современного поколения со стороны государства, школы, вуза и социальных институтов.
ABSTRACT
This article considers different approaches to understanding the term "historical memory" and also an implication of historical memory in the modern Russian society. There is presented an overview of key factors influencing on the process of historical memory formation among which it is necessary to point out school and university historical education, state policy. Necessity of concerted strategy formulation is proved in the matter of historical memory formation with current generation on the part of state, school, higher educational institution and social institutions.
Ключевые слова: функция социальной памяти; историческая память; историческое образование; государственная политика.
Keywords: function of social memory; historical memory; historical education; state policy.
Историческая наука занимает особое место среди социально -гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что история, наряду с философией, является системообразующей дисциплиной гуманитарного знания. Знания о прошлом обеспечивают передачу моральных и идейных ценностей, а также ориентацию в историческом времени и социальном пространстве. В этом и заключается значимость исторического сознания, являющегося мощным регулятором общественной жизни. В современный период развития российского общества, когда очевиден его нравственный кризис, исторический опыт востребован в социальной практике формирования ценностных приоритетов общества, особенно у молодого поколения.
В связи с этим перед нами стоит задача рассмотреть одну из социальных функций истории — функция социальной памяти, которая является основным способом идентификации и ориентации общества и личности.
В настоящее время не существует однозначного определения данного термина. Существует большое количество дефиниций, которые часто взаимозаменяют друг друга, так «социальная память», «историческая память», «культурная память», «коллективная память», «индивидуальная память» и т. д. По мнению Д.Г. Давлетшиной: «Социальная память имеет множество своих проявлений: это и историческая, и нравственная память, и надындивидуальная память, с которой связана проблема сохранения интеллектуальных ресурсов человечества» [2, с. 10]. Связующим звеном, объединяющим социальную и историческую память, выступает человечество в целом, как носитель исторической, нравственной и социальной памяти.
Что же понимается под исторической памятью? Толкование термина историческая память имеет множество вариаций, однако в целом историческую
память можно определить как способность общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знаний о произошедших исторических событиях, об исторических деятелях ушедших эпох, о национальных героях и вероотступниках, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своём развитии [5, с. 15]. Важно то, что историческая память является основой культурной преемственности поколений и национально -гражданской идентичности.
Процесс формирования исторической памяти достаточно сложен. Г.Б. Могильницкий раскрывая сущность функции социальной памяти, указывает, что она «меняет свое содержание на разных этапах развития исторической науки не только вследствие избирательного характера подхода к явлениям прошлого, но и в меньшей степени в силу их оценки... Одни и те же явления прошлого нередко получают в разных системах исторических представлений диаметрально противоположную оценку, что определяет их неодинаковое звучание в памяти различных социальных классов» [4, с. 156— 157]. В российских условиях с ее многонациональным составом населения, когда каждый этнос имеет свои ценностные установки, традиции, религиозные убеждения и культуру, формирование исторической памяти становится тем более сложным процессом. Среди других факторов, влияющих на формирование исторической памяти, следует отметить: социально-экономические условия развития российского общества; идеологические установки; уровень образования в средней и высшей школе; отношение к истории и исторической науки в целом; деятельность средств массовой информации и др.
На процесс формирования исторического сознания современной молодежи влияют все перечисленные факторы. Однако формирование исторической памяти на научной основе происходит в процессе систематического изучения истории. И здесь в первую очередь необходимо отметить роль школы и влияние знаний, полученных на уроках истории. Ведь школьное историческое
образование является основой формирования и развития этнического самосознания и исторической памяти подрастающего поколения.
Но здесь возникает проблема достоверности и объективности знаний, которые в свою очередь зависят от содержания школьных учебников и от позиции педагогов. Что касается содержания школьных учебников, то это отдельная проблема, но очевиден тот факт, что первоочередная задача создателей единого учебника по истории состоит в том, что материал, представленный в учебнике должен формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. Одной из главных задач школьного курса истории необходимо выделить — формирование гражданской общероссийской идентичности. При этом необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории.
Что же касается учителей истории, то они должны помнить, что процесс формирования исторической памяти на уроках истории должен отличаться системностью, целенаправленностью и последовательностью.
Систематическая и целенаправленная деятельность по формированию исторической памяти должна продолжаться и в высшей школе, где у студентов важно развивать способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Ключевое место здесь принадлежит курсу отечественной истории, а также различным дополнительным курсам, связанным с исторической проблематикой.
В настоящее время школа и вуз не могут в полной мере решить проблему формирования исторической памяти молодого поколения. Все это усугубляется падением престижа истории. Не менее плачевен тот факт, что фактически вся историческая идентичность российского общества держится на памяти о Великой Отечественной войне, что является недостаточным. Как указывает А.И. Миллер: «У России трудная, но великая история, полная крупных достижений, блистательных побед и масштабных трагедий. Их нужно вернуть в
сознание людей, чтобы они ощущали себя ответственными наследниками прежних поколений» [3].
Задача формирования и сохранения исторической памяти должна решаться при активном участии государства и институтов, реализующих единую стратегию развития исторического сознания молодёжи. В настоящее время российское правительство осознает на сколько важна задача формирования исторической памяти и национально -гражданской идентичности у современной молодежи. Этим и объясняется повешенный интерес к вопросам развития общего исторического образования. Политика российской политической элиты в современный период заключается в следующем: формирование содержания образования (федеральные государственные образовательные стандарты, единый учебник по истории, рабочие программы и др.), создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов и др. Здесь важно отметить, что государственная власть должна быть определяющим, но в тоже время внешним условием для формирования содержания исторического образования. Успешность реализации государством политики формирования исторической памяти зависит также от готовности общества и педагогического сообщества воспринять предложенные ему политические идеи.
Как мы видим, проблема формирования исторической памяти у современной молодежи представляет собой сложный и многогранный процесс. Главными механизмами формирования исторической памяти молодежи являются: школа, вуз, средства массовой информации, т. е. институты, окружающие молодых людей в процессе их социализации. В свете выше сказанного можно отметить, что очевидна необходимость выработки единой стратегии в вопросе формирования исторической памяти у современного поколения со стороны государства, школы, вуза и социальных институтов.
Список литературы:
1. Вяземский Е.Е. Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России // Проблемы современного образования. — 2011. — № 6. — С. 89—97.
2. Давлетшина Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека: Автореф. дис. канд. философ. наук. Уфа, 2006. — 18 с.
3. Миллер А.И. Политика исторической памяти как основа формирования коллективной идентичности и воспитания деятельного патриотизма // Стратегия XXI // Совет по оборонной и внешней политике: сайт. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Мр:/^уор.ш/проекть1^га1еау-хх1/9997/#тоге-9997 (дата обращения: 11.06.2014).
4. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М.: Высшая школа, 1989. — 175 с.
5. Путятина Т.П. Формирование исторического сознания школьной молодёжи в условиях трансформации российского общества: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2007. — 23 с.