Научная статья на тему 'Историческое сознание и социальный кризис'

Историческое сознание и социальный кризис Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
126
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / КРИЗИС / ПРОЦЕСС / ПАМЯТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / CONSCIOUSNESS / CRISIS / PROCESS / MEMORY / INFORMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шпиренок Ю. Г.

В статье рассматриваются роль личности в формировании исторического процесса и последствия возможного раскола исторического сознания. Предложена трехслойная структура для анализа взаимосвязей в триаде человек-общество-природа как составляющих бытия. Все три уровня структур триады взаимодействуют между собой, активно обмениваясь информацией. Предполагается вывод о временном, преходящем характере оценки любого исторического события или факта. Отмечено, что регулирующий восприятие процесс не является встроенным в психологические процессы, а лишь прилагается к внутренним структурам как результат принятия субъектом решения (не обязательно осознанного) оперировать системой памяти определенным образом. В долговременную память передаются ассоциированные с чем-либо из предыдущего опыта либо ситуативно измененные, структурированные элементы, точнее, информация о них. Отсюда можно сделать вывод об искажении первоначальной информации еще до помещения ее в долговременную память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL CONSCIOUSNESS AND SOCIAL CRISIS

The three-layer structure for the analysis of interrelations in a triad "person-societynature" as components of the life is offered. All three levels of the triad structures interact, actively communicating. The conclusion about temporary passing character of the estimation of any historical event or fact is supposed. It is marked that regulating perception process is not built in to the psychological processes. It is only applied to internal structures as the result of acceptance by the subject of the decision (not necessarily realized) to operate with system of memory definitely. Associated with something from the previous experience or situationally changed structured elements, more precisely, the information about them is transferred in long-term memory. So, it is possible to draw the conclusion about distortion of the initial information before putting it into long-term memory.

Текст научной работы на тему «Историческое сознание и социальный кризис»

Ю.Г. Шпиренок

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС

В статье рассматриваются роль личности в формировании исторического процесса и последствия возможного раскола исторического сознания.

Предложена трехслойная структура для анализа взаимосвязей в триаде «человек-общество-природа» как составляющих бытия. Все три уровня структур триады взаимодействуют между собой, активно обмениваясь информацией.

Предполагается вывод о временном, преходящем характере оценки любого исторического события или факта.

Отмечено, что регулирующий восприятие процесс не является встроенным в психологические процессы, а лишь прилагается к внутренним структурам как результат принятия субъектом решения (не обязательно осознанного) оперировать системой памяти определенным образом. В долговременную память передаются ассоциированные с чем-либо из предыдущего опыта либо ситуативно измененные, структурированные элементы, точнее, информация о них. Отсюда можно сделать вывод об искажении первоначальной информации еще до помещения ее в долговременную память.

Ключевые слова: сознание, кризис, процесс, память, информация.

Y.G. Shpiryonok

HISTORICAL CONSCIOUSNESS AND SOCIAL CRISIS

The three-layer structure for the analysis of interrelations in a triad «person-society- nature» as components of the life is offered. All three levels of the triad structures interact, actively communicating.

The conclusion about temporary passing character of the estimation of any historical event or fact is supposed.

It is marked that regulating perception process is not built in to the psychological processes. It is only applied to internal structures as the result of acceptance by the subject of the decision (not necessarily realized) to operate with system of memory definitely. Associated with something from the previous experience or situationally changed structured elements, more precisely, the information about them is transferred in long-term memory. So, it is possible to draw the conclusion about distortion of the initial information before putting it into long-term memory.

Key words: consciousness, crisis, process, memory, information.

Человек, общество, природа - неразрывное единство бытия. Каждая из трех составляющих имеет свои свойства и закономерности развития, свою историю как последовательность фактов, событий, явлений. Во все времена человек пытался осознать взаимосвязь всех трех составляющих бытия, вывести определенные закономерности существования упомянутой триады как целостности.

Для элемента «человек» науками и психологией предложена трехслойная структура: бессознательное, рассудочное (разумное), самоидентификация. Также в элементе «социальное» мы можем наблюдать трехслойное строение, представленное коллективным бессознательным, коллективным разумом и групповой идентификацией. Для элемента «природа» наиболее глубокий уровень будет представлен господствующим для изучаемой группы ландшафтом (ареал обитания, природные условия и т.п.) и присвоением его ресурсов без серьезной переработки (собирательство, рыбная ловля, охота). Второй уровень - расширение ландшафта не только в географическом смысле (вширь), но и в технологическом (скотоводство, земледелие, обработка камня и самородных металлов). Третий уровень - появление городов

(долговечных поселений), письменности и других признаков цивилизации, резко меняющих ландшафт. Как следует из логической схемы, предложенной на рисунке 1, все три уровня структур триады взаимодействуют между собой, активно обмениваясь информацией.

Природа

Четвертый уровень представлен на схеме как обобщение предыдущих трех и включает в себя взаимодействие и познание на глобальном уровне. Примерами в данном случае могут служить мировые религии, философские течения, участие в движениях типа «Гринпис», или антиглобалисты. На каждом из вышеупомянутых уровней формируются и знания об окружающем мире. Инструментом познания окружающего мира и самого себя служило и служит человеческое сознание. В процессе познания оно претерпевает серьезные трансформации.

Человеческое общество для полноценного существования нуждается в информации, причем двух видов: текущей (о сегодняшнем положении дел в соотношении элементов и внутренних процессах в каждом элементе триады) и долговременной, хранящей сообщения о фактах, явлениях, событиях прошлого, имеющих существенное значение для судеб триады.

В долговременной информации постоянно сочетаются три временные проекции общества: его родовое прошлое (генезис), видовое настоящее (данная фаза, стадия, период, эпоха) и прогнозируемое будущее (на основе целей, присущих обществу сегодня).

История есть описание последовательности событий, фактов, биографий и т.п. Последовательность определяется временем совершения события или явления.

Исторические события и факты привязаны к пространству (ландшафту). Пространство есть жестко заданная категория. Время - текучее, неопределенное, полное условностей. Положение в пространстве определяется координатами, которые, в свою очередь, заданы начальной точкой отсчета. Положение события в пространстве относительно, но легко определимо. Например, революция произошла в Восточном полушарии, в Российской империи, в г. Петрограде.

Дата условна. По одному календарю революция произошла 25 октября 1917 года, по другому - 7 ноября того же года. Есть еще старославянский календарь, восточный, исламский и т.п.

Если историческое событие или факт описывается многими очевидцами или, говоря юридическим языком, свидетелями и эти свидетельства не противоречат друг другу (кроме деталей из-за особенностей восприятия людьми одного и того же явления), то историки считают, что событие действительно произошло. Различие между определениями события и факта мы в настоящей статье опускаем.

Характерная особенность исторической науки в отличие от других - невозможность повторить факт, событие в полной идентичности даже в том самом месте, где они произошли. В математике можно повторить расчет, доказательство теорем или нечто более сложное в любой точке Земли или Космоса. В естественных науках - то же самое.

В истории такое повторение вообще невозможно. Воспроизведение исторических событий возможно только, так сказать, виртуально - на кинопленке, видеозаписи, фотографии. Но даже в этом случае какие-то существенные детали будут утеряны, а многое вообще останется «за кулисами» событий. В воспоминаниях непосредственных участников событий чувства и переживания будут подобными прошлым, но уже другими, да и сами участники используют при воспроизведении новый жизненный опыт. Оценка носит, чаще всего, эмоциональный, чувственный характер, когда переживания человека преобладают над рассудком, рациональностью.

Поэтому в истории не было, нет и не будет однозначных оценок какого-либо события или факта в отличие от других областей научного знания. Историческое сознание несет в себе долю неопределенности.

Если историю рассматривать с учетом только что сказанного, тогда необходимо признать у нее право на художественное восприятие и описание фактов и событий. Тогда она будет близка к литературе, в том числе и документалистике.

Но в литературе перед нами предстает мир, преломившийся в чувствах и сознании писателя, журналиста, режиссера. В последнем случае необходимо учесть и пристрастия актеров. Напрашивается вывод о временном, преходящем характере оценки любого исторического события или факта.

Прошлое предстает последовательностями явлений, событий и совокупностями фактов. Настоящее есть миг, прерывность между прошлым и будущим. Но будущего еще нет, а, наступив, реализовавшись из небытия, оно становится настоящим, чтобы мгновенно уйти в прошлое.

Как отмечает Р. Клацки, восприятие настоящего, соответственно психологической теории, является достаточно сложным процессом. Согласно Аткинсону и Шифрину (Atkinson and Shiffrin, 1968), кроме двух типов памяти (кратковременной и долговременной) существует «когнитивная» кратковременная память. Регулирующий восприятие процесс не является встроенным в психологические процессы, а лишь прилагается к внутренним структурам как результат принятия субъектом решения (не обязательно осознанного) оперировать системой памяти определенным образом. В кратковременной памяти резервируется «буферное» пространство для оперативного использования. Отсюда может механически воспроизводиться лишь определенное количество информации, причем в структурированном (упорядоченном) виде.

В долговременную память передаются ассоциированные с чем-либо из предыдущего опыта либо ситуативно измененные, структурированные элементы, точнее информация о них [2, 157-158]. Отсюда можно сделать вывод об искажении первоначальной информации еще до помещения ее в долговременную память.

Отмечая искажение информации, воспринимаемой субъектом, необходимо остановиться на явлениях, уже известных исследователям «картины мира», воспроизводимой человеческой памятью и оказывающей существенное влияние на оформление составляющих общественного сознания, в том числе и исторической паттерны.

Из культурологии известна точка зрения Ж. Бодрийяра о симулякрах, как искаженных понятиях, известных еще со времен Платона.

По замечанию М. Мамардашвили, симулякр (simulakr - лат.) означает привидение или двойник, т.е. нечто подобное действительной вещи, но являющееся лишь привидением и заменяющее эту вещь, являющееся ее мертвой имитацией.

Pale simulators - бледные симуляторы - тени вещей, которые мы видим. Применительно к нашему случаю - в любой данный момент, когда вы захотите мыслить, всегда эта мысль в виде подобия данной мысли уже существует.

Бодрийяр отмечает, что со времен эпохи Возрождения, параллельно изменениям закона ценности, последовательно сменились три порядка (типа) симулякров:

> подделка составляет господствующий тип «классической» эпохи, от Возрождения до промышленной революции;

> производство составляет господствующий тип промышленной эпохи;

> симуляция составляет господствующий тип нынешней фазы, регулируемой кодом.

Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка - на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка - на основе структурного закона ценности [1, 109].

В архаических и феодальных обществах межкастовые, межклановые или межличностные взаимоотношения достаточно жесткие и произвольность в них недопустима, толкование истории довольно однознач-

но (или с учетом господствующих религиозных взглядов). Произвольность толкования появляется тогда, когда снимается это табуирование. Симулякры здесь представляют собой еретическую редкость.

Подделка - а заодно и мода - появляется вместе с Возрождением, когда феодальный строй деструк-турируется строем буржуазным и возникает открытое состязание в знаках отличия. В кастовом или чиновном (Древний Китай) обществе не бывает моды, так как человек всецело закреплен за своим местом и социальная мобильность отсутствует. Знаки защищены запретом, обеспечивающим им полную ясность: каждый знак недвусмысленно отсылает к определенному социальному статусу.

Вальтер Беньямин в «Произведении искусства в эпоху его технической воспроизводимости» показывает, что репродукцией поглощается весь процесс производства, меняются его целевые установки, делается иным статус продукта и производителя. Он показал это на материале искусства, кино и фотографии, но это применимо и к воспроизводству. Как нам известно, сегодня именно в плане воспроизводства - моды, масс-медиа, рекламы, информационно-коммуникативных сетей, - в сфере того, что К. Маркс пренебрежительно именовал непроизводительными издержками капитала, то есть в сфере симулякров, обретают свое единство общие процессы производства мифов. Беньямин первым (а вслед за ним Маклюэн) стал понимать технику не как «производительную силу» (на чем зациклился марксистский анализ), а как медиум, то есть форму и порождающий принцип всего нового поколения смыслов.

А производство как таковое не имеет смысла - его социальная целенаправленность теряется в серийности. Симулякры берут верх над историей.

Эта стадия серийной репродукции, стадия промышленного механизма, конвейера, расширенного воспроизводства и т.д. длится недолго. С завершением первоначального накопления серийное производство уступает первенство порождающим моделям. Здесь происходит переворот в понятиях происхождения и цели, ведь все формы меняются с того момента, когда их уже не механически воспроизводят, а изначально задумывают исходя из их воспроизводимости. Здесь мы оказываемся среди симулякров третьего порядка. Это уже не подделка оригинала, как в симулякрах первого порядка, не чистая серийность, как в симулякрах второго порядка; здесь все формы выводятся из моделей путем модулирования отличий. Смысл имеет только соотнесенность с моделью, и все теперь не происходит согласно собственной целенаправленности, а выводится из модели, из «референтного означающего», образующего как бы опережающую целевую установку и единственный фактор правдоподобия. В конечном счете основу всего составляет не серийная воспроизводимость, а модуляция, не количественные эквивалентности, а различительные оппозиции, не закон эквивалентностей, а подстановка элементов - не рыночный, а структурный закон ценности. Каждый новый порядок симулякров подчиняет себе предыдущий [1, 115-116].

Любая из естественных или точных наук присущими только ей способами может воспроизвести опыт и, следовательно, дать прогноз развития того или иного явления, может определенным образом представить будущее с высокой степенью вероятности.

В истории есть нечто подобное, но вероятность прогнозирования здесь очень низка. Как отметил Ю.М. Лотман, выход будет в таком положении, где «достаточно воображения и интуиции, изощренной работы над источниками» [3, 382]. Поэтому не удивительно появление альтернативной истории о проблеме выбора исторического пути. Широта, возможности выбора связаны с долей неопределенности напрямую, чем выше неопределенность, тем больше альтернатив. Большинство человеческих сообществ в определенные периоды своего развития так или иначе решали проблемы исторического выбора. Оценка же продуктивности выбранного пути наступала много позже, при жизни уже других поколений.

Поскольку в последних рассуждениях присутствуют признаки направленности и предпочтений выбора, то кстати придется применение вектора. Уместно вспомнить здесь законы естественных наук, в частности, физики. В ее разделе, называемом механикой, существует закон сложения сил: если на тело действует несколько сил, то тело будет двигаться по направлению действия равнодействующей, представленной геометрической суммой всех сил, участвующих в процессе.

Таким образом, если в политическом поле на общественные группы воздействуют две мощные общественные силы и векторы их политических программ сильно различаются по направленности, а не взаимно дополняют друг друга, общество пойдет по пути третьей силы. Участие последней в борьбе за власть будет минимальным, что в истории неоднократно и происходило.

В условиях такого противоборства резко возрастает роль личности в формировании исторического процесса, а именно, той, которая выражает интересы равнодействующей. Общество, определенным образом идя на компромисс, оберегает себя от раскола и возможной гражданской войны.

Выигрывает тот, кто поймет, через какие лозунги и символы (симулякры) выражаются цели и прогнозы общества на указанной равнодействующей. В гражданском обществе такое поведение носит название искусства компромисса.

Если же одна из сил прибегнет к силовому захвату власти, можно говорить о перевороте, но не революции. Если обе противостоящие стороны используют силовое давление - можно предвидеть

гражданскую войну. Результатом в обоих случаях будет установление диктатуры либо другой формы авторитарного режима.

Таковы вкратце последствия возможного раскола исторического сознания.

Литература

1. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

2. Клацки, Р. Память человека. Структуры и процессы / Р. Клацки. - М.: Мир, 1978. - 319 с.

3. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история / Ю.М. Лотман. -

М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

УДК 911.3 А.Т. Соловова

ОСОБЕННОСТИ РЕКРЕАЦИОННО-ЭТНИЧЕСКОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

Забайкальский край обладает богатым природным потенциалом для развития разных видов туризма. Способствует использованию туристско-рекреационного потенциала особенности этнического природопользования проживающего населения, особенности морали и этики, адаптационные возможности коренного населения к культурным инновациям, традиционная историкокультурная и природная среды. Ограничивает использование туристско-рекреационного потенциала отсутствие объектов размещения и обслуживания туристов в соответствии с национальными и международными стандартами, отвечающими законодательным и нормативно-правовым требованиям, предъявляемым к ведению туристско-рекреационной деятельности (особенно на Байкальской природной территории). По совокупности туристских ресурсов Забайкальский край мог бы представлять интерес и для туристов, прибывающих из других районов страны. Значимость туризма в экономике региона в основном совпадает с уровнем его социально-экономического развития.

Ключевые слова: Забайкальский край, потенциал для развития различных видов туризма, рекреационно-этническое управление природой.

A.T. Solovova PECULIARITIES OF RECREATIVE-ETHNIC NATURE MANAGEMENT IN ZABAIKALSKY REGION

Zabaikalsky Region possesses rich natural potential for the development of different kinds of tourism. The peculiarity of the ethnic naturel management of the living population, peculiarity of morals and ethics, adaptable possibilities of the aboriginal population to cultural innovations, traditional historical and cultural and natural environment conduce to using tourist- recreational potential. The use of tourist-recreational potential is restricted by the absence of places for accommodation and servicing tourists according to the national and international standards meeting the requirements to legislation normative acts, which are necessary for the conducting tourist-recreational activity (especially at the Baikal connatural area). In the aggregate, tourist resources Zabaikalsky region could be of interest also for tourists coming from other areas of the country. The importance of tourism in the regional economy basically coincides with the level of its social and economic development.

Key words: Zabaikalsky Region, potential for development of different kinds of tourism, recreative-ethnic nature management.

Культурно-этническое многообразие так же важно для мирового развития, как и разнообразие генофонда для существования человечества. Этническое разнообразие является важным фактором приспособляемости, а следовательно, и выживания, как глобального общества, так и особых групп этносов.

В Забайкальском крае развиваются и трансформируются в условиях экономического развития местные сообщества бурят, эвенков и этнически смешанного русского старожильческого сообщества со специфическими механизмами социокультурного и хозяйственно-материального воспроизводства. По характеру отношений с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.