УДК 338.48
Е.В. МОШНЯГА
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Автор рассматривает развитие туризма в современном обществе с точки зрения новой культурно-исторической ситуации - периода постмодернизма. При этом вводятся понятия посттуризма и посттуриста, отражающие их новое содержание в создаваемой гиперреальности окружающего мира, индустрии туризма.
Ключевые слова: туризм, постмодернизм, посттуризм, посттурист.
The author examines the development of tourism in modern society in the period of postmodernism. Thus the concepts ofpost-tourism and ofpost-tourist are introduced on the area of the industry of tourism.
Keywords: tourism, postmodernism, post-tourism, post-tourist.
Постмодернистскую ситуацию, или период постмодернизма в философии, социологии, культуре, исчисляют со второй половины XX в. Впервые термин postmodern (постмодернистский, постмодерновый, постсовременный) применил немецкий философ Рудольф Пан-виц в своей работе «Кризис европейской культуры» (1917 г.) для характеристики сущности современного человека. Однако как системное понятие постмодернизм получил официальный онтологический статус и широкое распространение лишь в 1970-1980 гг.
В общекультурном смысле постмодернизм представляет собой новую культурно-историческую ситуацию, особый культурный канон, новый тип порядка, особый тип самосознания и мышления, специфический способ мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных воз-
© Мошняга Е.В., 2014
можностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. Постмодернизм как идеология, эстетика и культурная практика находит отражение не только в искусстве и литературе, но и во многих сферах бытования культур и областях человеческой деятельности, включая политику и экономику, науку и образование, досуг и отдых, моду и спорт, путешествия и туризм. Постмодернистская ситуация отчетливо отражается и во всех типах современного дискурса. Постмодернизм проявляет себя как философская концепция и тип мировоззрения, влияющие на закрепление в обществе определенных ценностей, взглядов, ориентиров, паттернов поведения, типов потребления, моделей коммуникации. Происходит переориентация с материального и духовного на преимущественно чувственный опыт познания.
Идеология постмодернизма раскрывает причины и демонстрирует пер-
спективы развития общества не только как общества потребления символов и образов, но и как общества, построенного на имитативности и симуля-тивности культуры. Постсовременное общество - это общество симуляции реальности. Французский философ-постмодернист Жан Бодрийяр показал, что в основе гиперреальности лежит симуляция, а ее основные компоненты - это симулякры, т.е. «подобия», «плохие копии», «копии копий» при несуществующих оригиналах. Отличительная черта пространства, наполненного симулякрами, - несоотнесенность объектов с реальностью. Реальность заменяется гиперреальностью, проектом, являясь порождением призраков реального (симулякров), исчезает различие между симуляцией и реальным. При этом симулякр не воспринимается как ложь, а напротив - видится реальнее, чем окружающий мир, потому что сопровождается фактами и документальными подтверждениями. Причины таких подмен и стирания различий между реальностью и имитацией Ж. Бодрийяр видел, в том числе, в трансформирующем воздействии СМИ на человеческое сознание, когда реальность пожирается изнутри информацией. «Информация пожирает свои собственные содержания. Она пожирает коммуникацию и социальное» [1, с. 54, 72].
Осмысливая постмодернистское восприятие реальности как гиперреальности, американский философ Фре-дрик Джеймисон указывал, что современный потребитель тяготеет к миру, который превращается лишь в образы себя, к псевдособытиям и зрелищам. Именно к таким «вещам», по его мнению, применимы концепция Платона и сам термин симулякр, т.е. «точ-
ная копия, оригинал которой никогда не существовал» [6, с. 18].
Г. Дебор и К. Кнабб в работе «Общество спектакля» отмечали, что современное общество стало обществом зрелищ. Культура симулякров рождается в обществе, где «образ стал конечной формой воплощения товара» [4].
В социокультурных практиках туризма в полной мере отражаются процессы, вызванные постмодернизмом как культурой, эстетикой, особым типом мышления и мировосприятия. Совершенно очевидно, что постмодернизм создал новые рамочные условия развития туризма как феномена массовой культуры.
Постмодернистская ситуация в туризме привела к формированию нового видения туризма в «постпроекте» или в «постистории», т.е. посттуризма. Посттуризм, иными словами, - это туризм периода постмодернизма (или постсовременности), который в свою очередь может служить индикатором постмодернистской ситуации с точки зрения потребления и быстрого распространения образов и знаков, представляемых как зрелища [3, с. 176]. Концепт «посттуризм» впервые использован М. Файфером в 1985 году [5]. Он отражает характер потребностей и мотиваций постсовременных туристов, модели их поведения и потребления. Посттурист - это потребитель, который открыто, но с иронией откликается на неаутентичный, коммерциализированный и симулированный опыт, предлагаемый ему туристской индустрией [10]. Посттурист - это тип постсовременного туриста, который удовлетворяется имитацией и симуляцией реальности, артефактами постановочной и сконструированной аутентичности, осознавая,
что это лишь игра, в которую следует играть, т.е. это искушенный путешественник, который наслаждается игровым и эстетическим опытом в процессе гедонистического потребления знаков, символов и образов культуры. Основополагающим стимулом посттуристского потребления является не сам продукт, а ощущения и впечатления в процессе его потребления, но главное - это опыт и воспоминания о пережитом во время путешествия. В целом, реальность бытия в культуре постмодернизма заменяется на потребность в экзистенциальном опыте, рефлексии, переживании.
Постмодернистская ситуация имеет место в условиях глобализации, в обществе потребления и в информационном пространстве. Исследователи обращают внимание, что постмодернизм развивается вместе с гиперконсьюмеризмом, распространением экономики опыта и впечатлений, технологическим бумом. Потребители имеют множественный выбор и включаются в самые несовместимые на первый взгляд виды деятельности одновременно с тем, чтобы максимально использовать весь перечень возможностей. Поэтому посттуризм зачастую описывают как форму стилизованного эклектичного туризма, «попурри»-туризма (pastiche tourism) или «кол-лажного» туризма (collage tourism) [7, c. 62; 10].
Посттуризм создает новые практики реализации туристских потребностей. Так, Дж. Эри указывает, что «развитие посттуризма трансформирует процессы, посредством которых производится и потребляется туристский взгляд» [9, с. 92]. Туристский взгляд (tourist gaze) - это туристское видение или восприятие, состоящее в визуальном
потреблении посещаемого пространства (места, объекта, сообщества) путешественником. Туристский взгляд представляет собой созерцание реальности через «фреймы» (рамки), которые могут быть картинкой и в окне автомобиля, и на экране домашнего монитора или телевизора. Следуя этой логике, у посттуриста нет необходимости покидать дом, чтобы увидеть достопримечательности в реальной реальности, он знает, что картинка, которая предстанет его туристскому взгляду, будет такой же, как на экране монитора.
Ломаются привычные рамки потребления, нарушаются традиционные нормы поведения, отвергаются классические ценности и т.д. Так, турин-дустрия поощряет чрезмерное питание и употребление алкогольных напитков, безграничную трату денег, вызывающую манеру одеваться, разнузданное поведение и т.п. При этом настроенность посттуриста на игру и разнообразие делает для него все более затруднительным получение удовольствия от простых радостей [9, с. 92]. Сообразно этим посттуристским потребностям развиваются новые продукты и новые формы потребления.
Посттуризм создает огромные возможности и условия для симуляции и симулякризации культурного опыта путешественников. Дестинация, реализующая генеральную концепцию индустрии туризма как индустрии мечты, может конструироваться как гиперреальность, наполненная симулякра-ми. Туристские объекты-симулякры и события-симулякры - это результат креативной и фантазийной деятельности человека по созданию объектов и событий, которые никогда не суще-
ствовали в культурно-исторической реальности. Они представляют собой инсталляции-декорации в виде самостоятельного завершенного концептуального символического продукта-имитации, конструируемого под брен-довым названием, которое само по себе уже является туристской аттракцией. При этом посетители не созерцают такие симулированные инсталляции как зрители извне, а, оказываясь внутри, становятся их частью, соучастниками действа и создателями образа, разделяя общие эмоции и испытывая радости бытия от игры. Симулякры конструируют для посетителей и туристов особую гиперреальность, декларирующую отказ от линейного восприятия пространства в пользу его многомерности [2, а 219].
Симулятивная гиперреальность со своей семиотической средой включает разнообразные реальности, не соответствующие действительной реальности. Ярчайшими примерами симулякризо-ванных туристских объектов являются, прежде всего, тематические парки и музеи восковых фигур, ставшие сетевым бизнесом во всем мире. По модели симуляции реальности развиваются крупные торговые центры, предлагающие посетителям огромное разнообразие видов деятельности и создающие условия для массового потребления не только товаров и услуг, но и зрелищ, отвечающих определенной концепции или теме.
Культура симулякров распространяется и на историческое прошлое, которое представляется в современном культурном и туристском пространстве измененным, модифицированным, художественно, стилистически и коммерчески преображенным. Культурно-исторические события, которые яв-
ляются темами музейных и выставочных экспозиций, ложатся в основу событийного туризма, формирования туристских дестинаций, превращаются в образы и инсталляции, в проекты и акты, в симулякры и симулякры симулякров. Доисторический период оказывается особенно лишенным какой-либо историчности, превращаясь в набор «зрелищ». Реальность заменяется гиперреальностью, которая есть порождение призраков реального, то есть симу-лякров. Симулякр как образ способен вызывать сильное чувственное переживание в результате опосредованного контакта с заместителем объекта действительности [2, с. 238], и именно поэтому предметы-симулякры, объекты-симулякры, события-симулякры и даже люди-симулякры (делающие посещаемую культуру «ожившей» для туристов) отвечают спросу на туристском рынке.
Благодаря международному маркетингу симулякризованный туристский опыт становится востребованным в мировом туристском пространстве, формирует спрос, определяет концепции и стратегии дальнейшего развития де-стинаций. Отражение идей симуляции и симулякризации реальности в туристском пространстве можно найти в таких продуктах концептологов туризма, как тематический парк, этническая гостиница, этнический ресторан, концептуальный ресторан, событийный туризм, мистический туризм и др.
Симулякризация туристского пространства и гиперреальность реализуются и проявляются в активном развитии виртуального туризма и экскурсий. Вместе с прогрессом компьютерных онлайн- и онсайт-технологий развиваются виртуальные туры и экскурсии по музеям, галереям, тематиче-
ским паркам, отелям и ресторанам, городам и целым дестинациям.
Феномен пространственно-временной компрессии, т.е. сжатия расстояния и времени так, что события, финансовые операции и коммуникация могут происходить одновременно, с одной стороны, и развитие новых технологий, с другой, продвинули культуру массово производимых «копий копий» (си-мулякров) и симулированный (искусственно имитируемый) опыт до таких масштабов, что постсовременный турист предпочитает искусственную гиперреальную достопримечательность реальной [8, с. 181], так как гиперреальность выглядит более наполненной смыслами и более «реальной», чем действительная реальность. Так, например, искусственно созданные концептуальные тематические парки могут привлекать современного туриста в гораздо большей степени, чем реальные национальные парки и другие аутентичные природные и культурные объекты именно за счет своей культурно-семиотической наполненности знаками, символами, смыслами, образами, обещающими гораздо более высокий уровень ощущений, переживаний и эмоций. Как отмечает Дж. Эри, посттурист получает удовольствие от шутливости, придуманности, лукавости симулированного опыта, осознавая искусный обман, но наслаждаясь им [9].
Исследователи признают, что западное общество стремительно дви-
жется от современного туризма к постсовременному туризму [11]. Посттуристы отказываются от посещения аутентичных объектов туристского показа, традиционно включаемых в туристские каталоги и путеводители и продвигаемых на мировой туристский рынок как достопримечательности, имеющие культурную и историческую ценность, в пользу гиперреальных и зачастую лишенных признаков культурной или этнической идентичности. Вместо классических мотивов туристских посещений и экскурсий по всемирно известным объектам посттуристы стремятся получить культурный опыт, который невозможно приобрести дома. Таким образом, цель туристского путешествия в постмодернистской ситуации - не посетить туристскую дестинацию, а «прожить» ее, причем по своему собственному усмотрению [11].
Развитие туризма в постмодернистской ситуации происходит в обществе потребления, причем сам туризм как социокультурная практика путешествий стал товаром. На массовый рынок выводится, продвигается, рекламируется не конкретный турпродукт в конкретную дестинацию, а сама идея путешествия как смена образа жизни с совокупностью потребительских свойств: обретение свободы и радости бытия, совместных переживаний и эмоций, игры и развлечения, получения нового опыта и впечатлений.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // 4. Debord G, Knabb K. The Society of the Философия эпохи постмодерна. Мн.: Красико- Spectacle. London: Rebel Press, 1983.
принт, 1996. 5. Feifer M. Going Places. London: Macmillan,
2. Усовская Э.А. Постмодернизм. Мн.: Те- 1985.
траСистемс, 2006. 6. Jameson F. Postmodernism, or, The Cultural
3. Bryman A. Disney and His Worlds. London: Logic of Late Capitalism. Durham: Duke Univer-Routledge, 1995. sity Press, 1991.
7. Rojek C, Urry J. (Eds.) Touring Cultures: Transformations of Travel and Theory. London: Routledge, 1997.
8. Smith M.K., Robinson M. Cultural Tourism in a Changing World: Politics, Participation and (Re)presentation. Clevedon: Buffalo: Toronto: Channel View Publications, 2006.
9. Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and
Travel in Contemporary Societies. London: Sage, 2002.
10. URL: http://knowledge.sagepub.com/ view/key-concepts-in-tourist-studies/n30.xml (дата обращения: 14.04.2014).
11. URL: http://spacing.ca/montreal/ 2011/01/24/the-post-tourist/ (дата обращения: 14.04.2014).
УДК 338.48:008
В.П. МОЧЕ НОВ
ТУРИЗМ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Международный туризм оказывает мощное влияние на развитие межкультурных коммуникаций. Туристы в рамках различных культурных систем сталкиваются со специфическими стереотипами поведения: дистанцированность от власти, обособленность, маскулинность, избегание неопределенности, конфуцианский динамизм и т.д. В процессе межкультурного взаимодействия происходит процесс овладения туристами непривычными для них способами восприятия действительности (пространства и времени), и в результате этого формируется новое мультикультурное пространство. Ключевые слова: туризм, культурный шок, межкультурные коммуникации, национальные культуры, мультикультурное пространство.
The international tourism causes a powerful influence on the development of multicultural communication. In the borders of different cultural systems tourists face specific behavior stereotypes: distance from government, individualism, masculatism, avoidance of uncertainty, Confucius's dynamism e.t.c. The tourist tend to meet unusual ways to percept reality in the process of multicultural collaboration, as a result we can see the formation of a new multicultural space.
Key words: tourism, cultural shock, cross-cultural communication, national culture, multicultural space.
Феномен международного туризма в современном обществе является продуктом глобализационных процессов мирового сообщества. Он обусловлен в первую очередь достижениями научно-технического прогресса, обеспечившего бурное развитие скоростного транспорта, город-
© Мочёнов В.П., 2014
ской инфраструктуры, промышленности, телекоммуникаций и т.д. Массовый спрос на путешествия стал возможен только в условиях роста благосостояния людей, повышения уровня образования населения и появления свободного времени. Это значит, что о влиянии международного туризма на социокультурные процессы в мировом сообществе можно говорить