Научная статья на тему 'Развитие туризма в эпоху постмодернизма'

Развитие туризма в эпоху постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1444
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ПОСТТУРИЗМ / ПОСТТУРИСТ / TOURISM / POSTMODERNISM / POST-TOURISM / POST-TOURIST

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мошняга Е. В.

Автор рассматривает развитие туризма в современном обществе с точки зрения но вой культурно-исторической ситуации периода постмодернизма. При этом вводятся понятия посттуризма и посттуриста, отражающие их новое содержание в создавае мой гиперреальности окружающего мира, индустрии туризм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism development in postmodernism

The author examines the development of tourism in modern society in the period of postmodernism. Thus the concepts of post-tourism and of post-tourist are introduced on the area of the industry of tourism

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в эпоху постмодернизма»

УДК 338.48

Е.В. МОШНЯГА

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Автор рассматривает развитие туризма в современном обществе с точки зрения новой культурно-исторической ситуации - периода постмодернизма. При этом вводятся понятия посттуризма и посттуриста, отражающие их новое содержание в создаваемой гиперреальности окружающего мира, индустрии туризма.

Ключевые слова: туризм, постмодернизм, посттуризм, посттурист.

The author examines the development of tourism in modern society in the period of postmodernism. Thus the concepts ofpost-tourism and ofpost-tourist are introduced on the area of the industry of tourism.

Keywords: tourism, postmodernism, post-tourism, post-tourist.

Постмодернистскую ситуацию, или период постмодернизма в философии, социологии, культуре, исчисляют со второй половины XX в. Впервые термин postmodern (постмодернистский, постмодерновый, постсовременный) применил немецкий философ Рудольф Пан-виц в своей работе «Кризис европейской культуры» (1917 г.) для характеристики сущности современного человека. Однако как системное понятие постмодернизм получил официальный онтологический статус и широкое распространение лишь в 1970-1980 гг.

В общекультурном смысле постмодернизм представляет собой новую культурно-историческую ситуацию, особый культурный канон, новый тип порядка, особый тип самосознания и мышления, специфический способ мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных воз-

© Мошняга Е.В., 2014

можностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. Постмодернизм как идеология, эстетика и культурная практика находит отражение не только в искусстве и литературе, но и во многих сферах бытования культур и областях человеческой деятельности, включая политику и экономику, науку и образование, досуг и отдых, моду и спорт, путешествия и туризм. Постмодернистская ситуация отчетливо отражается и во всех типах современного дискурса. Постмодернизм проявляет себя как философская концепция и тип мировоззрения, влияющие на закрепление в обществе определенных ценностей, взглядов, ориентиров, паттернов поведения, типов потребления, моделей коммуникации. Происходит переориентация с материального и духовного на преимущественно чувственный опыт познания.

Идеология постмодернизма раскрывает причины и демонстрирует пер-

спективы развития общества не только как общества потребления символов и образов, но и как общества, построенного на имитативности и симуля-тивности культуры. Постсовременное общество - это общество симуляции реальности. Французский философ-постмодернист Жан Бодрийяр показал, что в основе гиперреальности лежит симуляция, а ее основные компоненты - это симулякры, т.е. «подобия», «плохие копии», «копии копий» при несуществующих оригиналах. Отличительная черта пространства, наполненного симулякрами, - несоотнесенность объектов с реальностью. Реальность заменяется гиперреальностью, проектом, являясь порождением призраков реального (симулякров), исчезает различие между симуляцией и реальным. При этом симулякр не воспринимается как ложь, а напротив - видится реальнее, чем окружающий мир, потому что сопровождается фактами и документальными подтверждениями. Причины таких подмен и стирания различий между реальностью и имитацией Ж. Бодрийяр видел, в том числе, в трансформирующем воздействии СМИ на человеческое сознание, когда реальность пожирается изнутри информацией. «Информация пожирает свои собственные содержания. Она пожирает коммуникацию и социальное» [1, с. 54, 72].

Осмысливая постмодернистское восприятие реальности как гиперреальности, американский философ Фре-дрик Джеймисон указывал, что современный потребитель тяготеет к миру, который превращается лишь в образы себя, к псевдособытиям и зрелищам. Именно к таким «вещам», по его мнению, применимы концепция Платона и сам термин симулякр, т.е. «точ-

ная копия, оригинал которой никогда не существовал» [6, с. 18].

Г. Дебор и К. Кнабб в работе «Общество спектакля» отмечали, что современное общество стало обществом зрелищ. Культура симулякров рождается в обществе, где «образ стал конечной формой воплощения товара» [4].

В социокультурных практиках туризма в полной мере отражаются процессы, вызванные постмодернизмом как культурой, эстетикой, особым типом мышления и мировосприятия. Совершенно очевидно, что постмодернизм создал новые рамочные условия развития туризма как феномена массовой культуры.

Постмодернистская ситуация в туризме привела к формированию нового видения туризма в «постпроекте» или в «постистории», т.е. посттуризма. Посттуризм, иными словами, - это туризм периода постмодернизма (или постсовременности), который в свою очередь может служить индикатором постмодернистской ситуации с точки зрения потребления и быстрого распространения образов и знаков, представляемых как зрелища [3, с. 176]. Концепт «посттуризм» впервые использован М. Файфером в 1985 году [5]. Он отражает характер потребностей и мотиваций постсовременных туристов, модели их поведения и потребления. Посттурист - это потребитель, который открыто, но с иронией откликается на неаутентичный, коммерциализированный и симулированный опыт, предлагаемый ему туристской индустрией [10]. Посттурист - это тип постсовременного туриста, который удовлетворяется имитацией и симуляцией реальности, артефактами постановочной и сконструированной аутентичности, осознавая,

что это лишь игра, в которую следует играть, т.е. это искушенный путешественник, который наслаждается игровым и эстетическим опытом в процессе гедонистического потребления знаков, символов и образов культуры. Основополагающим стимулом посттуристского потребления является не сам продукт, а ощущения и впечатления в процессе его потребления, но главное - это опыт и воспоминания о пережитом во время путешествия. В целом, реальность бытия в культуре постмодернизма заменяется на потребность в экзистенциальном опыте, рефлексии, переживании.

Постмодернистская ситуация имеет место в условиях глобализации, в обществе потребления и в информационном пространстве. Исследователи обращают внимание, что постмодернизм развивается вместе с гиперконсьюмеризмом, распространением экономики опыта и впечатлений, технологическим бумом. Потребители имеют множественный выбор и включаются в самые несовместимые на первый взгляд виды деятельности одновременно с тем, чтобы максимально использовать весь перечень возможностей. Поэтому посттуризм зачастую описывают как форму стилизованного эклектичного туризма, «попурри»-туризма (pastiche tourism) или «кол-лажного» туризма (collage tourism) [7, c. 62; 10].

Посттуризм создает новые практики реализации туристских потребностей. Так, Дж. Эри указывает, что «развитие посттуризма трансформирует процессы, посредством которых производится и потребляется туристский взгляд» [9, с. 92]. Туристский взгляд (tourist gaze) - это туристское видение или восприятие, состоящее в визуальном

потреблении посещаемого пространства (места, объекта, сообщества) путешественником. Туристский взгляд представляет собой созерцание реальности через «фреймы» (рамки), которые могут быть картинкой и в окне автомобиля, и на экране домашнего монитора или телевизора. Следуя этой логике, у посттуриста нет необходимости покидать дом, чтобы увидеть достопримечательности в реальной реальности, он знает, что картинка, которая предстанет его туристскому взгляду, будет такой же, как на экране монитора.

Ломаются привычные рамки потребления, нарушаются традиционные нормы поведения, отвергаются классические ценности и т.д. Так, турин-дустрия поощряет чрезмерное питание и употребление алкогольных напитков, безграничную трату денег, вызывающую манеру одеваться, разнузданное поведение и т.п. При этом настроенность посттуриста на игру и разнообразие делает для него все более затруднительным получение удовольствия от простых радостей [9, с. 92]. Сообразно этим посттуристским потребностям развиваются новые продукты и новые формы потребления.

Посттуризм создает огромные возможности и условия для симуляции и симулякризации культурного опыта путешественников. Дестинация, реализующая генеральную концепцию индустрии туризма как индустрии мечты, может конструироваться как гиперреальность, наполненная симулякра-ми. Туристские объекты-симулякры и события-симулякры - это результат креативной и фантазийной деятельности человека по созданию объектов и событий, которые никогда не суще-

ствовали в культурно-исторической реальности. Они представляют собой инсталляции-декорации в виде самостоятельного завершенного концептуального символического продукта-имитации, конструируемого под брен-довым названием, которое само по себе уже является туристской аттракцией. При этом посетители не созерцают такие симулированные инсталляции как зрители извне, а, оказываясь внутри, становятся их частью, соучастниками действа и создателями образа, разделяя общие эмоции и испытывая радости бытия от игры. Симулякры конструируют для посетителей и туристов особую гиперреальность, декларирующую отказ от линейного восприятия пространства в пользу его многомерности [2, а 219].

Симулятивная гиперреальность со своей семиотической средой включает разнообразные реальности, не соответствующие действительной реальности. Ярчайшими примерами симулякризо-ванных туристских объектов являются, прежде всего, тематические парки и музеи восковых фигур, ставшие сетевым бизнесом во всем мире. По модели симуляции реальности развиваются крупные торговые центры, предлагающие посетителям огромное разнообразие видов деятельности и создающие условия для массового потребления не только товаров и услуг, но и зрелищ, отвечающих определенной концепции или теме.

Культура симулякров распространяется и на историческое прошлое, которое представляется в современном культурном и туристском пространстве измененным, модифицированным, художественно, стилистически и коммерчески преображенным. Культурно-исторические события, которые яв-

ляются темами музейных и выставочных экспозиций, ложатся в основу событийного туризма, формирования туристских дестинаций, превращаются в образы и инсталляции, в проекты и акты, в симулякры и симулякры симулякров. Доисторический период оказывается особенно лишенным какой-либо историчности, превращаясь в набор «зрелищ». Реальность заменяется гиперреальностью, которая есть порождение призраков реального, то есть симу-лякров. Симулякр как образ способен вызывать сильное чувственное переживание в результате опосредованного контакта с заместителем объекта действительности [2, с. 238], и именно поэтому предметы-симулякры, объекты-симулякры, события-симулякры и даже люди-симулякры (делающие посещаемую культуру «ожившей» для туристов) отвечают спросу на туристском рынке.

Благодаря международному маркетингу симулякризованный туристский опыт становится востребованным в мировом туристском пространстве, формирует спрос, определяет концепции и стратегии дальнейшего развития де-стинаций. Отражение идей симуляции и симулякризации реальности в туристском пространстве можно найти в таких продуктах концептологов туризма, как тематический парк, этническая гостиница, этнический ресторан, концептуальный ресторан, событийный туризм, мистический туризм и др.

Симулякризация туристского пространства и гиперреальность реализуются и проявляются в активном развитии виртуального туризма и экскурсий. Вместе с прогрессом компьютерных онлайн- и онсайт-технологий развиваются виртуальные туры и экскурсии по музеям, галереям, тематиче-

ским паркам, отелям и ресторанам, городам и целым дестинациям.

Феномен пространственно-временной компрессии, т.е. сжатия расстояния и времени так, что события, финансовые операции и коммуникация могут происходить одновременно, с одной стороны, и развитие новых технологий, с другой, продвинули культуру массово производимых «копий копий» (си-мулякров) и симулированный (искусственно имитируемый) опыт до таких масштабов, что постсовременный турист предпочитает искусственную гиперреальную достопримечательность реальной [8, с. 181], так как гиперреальность выглядит более наполненной смыслами и более «реальной», чем действительная реальность. Так, например, искусственно созданные концептуальные тематические парки могут привлекать современного туриста в гораздо большей степени, чем реальные национальные парки и другие аутентичные природные и культурные объекты именно за счет своей культурно-семиотической наполненности знаками, символами, смыслами, образами, обещающими гораздо более высокий уровень ощущений, переживаний и эмоций. Как отмечает Дж. Эри, посттурист получает удовольствие от шутливости, придуманности, лукавости симулированного опыта, осознавая искусный обман, но наслаждаясь им [9].

Исследователи признают, что западное общество стремительно дви-

жется от современного туризма к постсовременному туризму [11]. Посттуристы отказываются от посещения аутентичных объектов туристского показа, традиционно включаемых в туристские каталоги и путеводители и продвигаемых на мировой туристский рынок как достопримечательности, имеющие культурную и историческую ценность, в пользу гиперреальных и зачастую лишенных признаков культурной или этнической идентичности. Вместо классических мотивов туристских посещений и экскурсий по всемирно известным объектам посттуристы стремятся получить культурный опыт, который невозможно приобрести дома. Таким образом, цель туристского путешествия в постмодернистской ситуации - не посетить туристскую дестинацию, а «прожить» ее, причем по своему собственному усмотрению [11].

Развитие туризма в постмодернистской ситуации происходит в обществе потребления, причем сам туризм как социокультурная практика путешествий стал товаром. На массовый рынок выводится, продвигается, рекламируется не конкретный турпродукт в конкретную дестинацию, а сама идея путешествия как смена образа жизни с совокупностью потребительских свойств: обретение свободы и радости бытия, совместных переживаний и эмоций, игры и развлечения, получения нового опыта и впечатлений.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // 4. Debord G, Knabb K. The Society of the Философия эпохи постмодерна. Мн.: Красико- Spectacle. London: Rebel Press, 1983.

принт, 1996. 5. Feifer M. Going Places. London: Macmillan,

2. Усовская Э.А. Постмодернизм. Мн.: Те- 1985.

траСистемс, 2006. 6. Jameson F. Postmodernism, or, The Cultural

3. Bryman A. Disney and His Worlds. London: Logic of Late Capitalism. Durham: Duke Univer-Routledge, 1995. sity Press, 1991.

7. Rojek C, Urry J. (Eds.) Touring Cultures: Transformations of Travel and Theory. London: Routledge, 1997.

8. Smith M.K., Robinson M. Cultural Tourism in a Changing World: Politics, Participation and (Re)presentation. Clevedon: Buffalo: Toronto: Channel View Publications, 2006.

9. Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and

Travel in Contemporary Societies. London: Sage, 2002.

10. URL: http://knowledge.sagepub.com/ view/key-concepts-in-tourist-studies/n30.xml (дата обращения: 14.04.2014).

11. URL: http://spacing.ca/montreal/ 2011/01/24/the-post-tourist/ (дата обращения: 14.04.2014).

УДК 338.48:008

В.П. МОЧЕ НОВ

ТУРИЗМ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Международный туризм оказывает мощное влияние на развитие межкультурных коммуникаций. Туристы в рамках различных культурных систем сталкиваются со специфическими стереотипами поведения: дистанцированность от власти, обособленность, маскулинность, избегание неопределенности, конфуцианский динамизм и т.д. В процессе межкультурного взаимодействия происходит процесс овладения туристами непривычными для них способами восприятия действительности (пространства и времени), и в результате этого формируется новое мультикультурное пространство. Ключевые слова: туризм, культурный шок, межкультурные коммуникации, национальные культуры, мультикультурное пространство.

The international tourism causes a powerful influence on the development of multicultural communication. In the borders of different cultural systems tourists face specific behavior stereotypes: distance from government, individualism, masculatism, avoidance of uncertainty, Confucius's dynamism e.t.c. The tourist tend to meet unusual ways to percept reality in the process of multicultural collaboration, as a result we can see the formation of a new multicultural space.

Key words: tourism, cultural shock, cross-cultural communication, national culture, multicultural space.

Феномен международного туризма в современном обществе является продуктом глобализационных процессов мирового сообщества. Он обусловлен в первую очередь достижениями научно-технического прогресса, обеспечившего бурное развитие скоростного транспорта, город-

© Мочёнов В.П., 2014

ской инфраструктуры, промышленности, телекоммуникаций и т.д. Массовый спрос на путешествия стал возможен только в условиях роста благосостояния людей, повышения уровня образования населения и появления свободного времени. Это значит, что о влиянии международного туризма на социокультурные процессы в мировом сообществе можно говорить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.