Научная статья на тему 'Социально-философские приоритеты правоотношений в нормах социокультурного института современного общества'

Социально-философские приоритеты правоотношений в нормах социокультурного института современного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / THE RIGHT LEGAL INSTITUTIONS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляков Сергей Григорьевич

Важным компонентом культурной модернизации права и законотворчества, является качественное совершенствование юридических систем и соответствующих социальных институтов в проектах и ожиданиях гражданского общества. Это в определенной степени логично: общество является динамической системой, следовательно, постоянно должны совершенствоваться его сферы и институты массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-philosophical priorities of relations in the socio-cultural norms institutional companies of modern soсiaty

An important component of the cultural modernization of law and lawmaking, is the qualitative improvement of the legal system and related social institutions in the projects and expectations of civil society. To some extent this is logical: society is a dynamic system, therefore, must constantly improve its scope and institutions of mass communication.

Текст научной работы на тему «Социально-философские приоритеты правоотношений в нормах социокультурного института современного общества»

С.Г. БЕЛЯКОВ соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права*

Социально-философские приоритеты правоотношений в нормах социокультурного института современного общества

Соблюдение норм права, нравственности морали является наиболее значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми. Моральное сознание призвано регулировать повседневные отношения людей, их ценности, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения. Необходимость морали как весомого регулятора правового сознания и поведения обусловлена тем, что каждый, кто совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему миру, специфически подотчётен другим людям. Наряду с этим во все периоды социализации в поведении проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства, и т.д. Сравнивая повседневное поведение человека с ценностными образцами общества, можем определять внешне выраженное поведение нормальным или девиантным. Нормальным считается поведение, соответствующее нормам, которые сложились и получают одобрение для значительной истории данного общества. Позитивные оценки предполагают определенные манеры, привычные способы общения, обращение с окружающими, которые могут быть раскрыты в приоритетах нравственной оценки.

Как отмечают современные авторы, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк - от простых запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества восприни-

* Беляков Сергей Григорьевич, e-mail: [email protected]

мается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека1.

Правовая система любого общества имеет значение не только собственно юридического феномена. Также она представлена выборкой артефактов культуры, традиций, идеалами справедливости, чести и достоинстве человека, общества, нации, государства. В том числе, если при смене лет законы и нормы теряют некоторое практическое значение, они остается неотъемлемой частью культурного наследия, которое всегда является показателем, отличающим одно общество от другого, одну нацию от другой. Устойчиво сохраняется мнение, что исторически правовая система и законодательство, в частности, функционируют как социально-культурные феномены и являются наиболее важными факторами, содержание которых должно учитываться в процессах законодательства, правотворчества, и применения права.

В динамике правовых коммуникаций юридические факты вызывают определенные юридические последствия, как возникновение, запрос к корректировке, обновлению либо прекращению субъективных прав в аргументации юридических обязанностей субъектов правовых отношений. В соционорматив-ном сопровождении это выражается в наличии либо отсутствии определенных явлений, событий, действий. Для сферы правовой культуры фиксируем границы определенного пространства и определенные моменты времени. Практическое разграничение исследуемых правоотношений предполагает, в частности, государственное вмешательство в субъективные права и юридические обязанности сторон. Воздействия и контроль законодательства составляют юридическое содержание любого социального института. Без законодательного оформления институционализация либо существенно затруднена, либо невозможна. Объем и пределы субъективных прав и юридических обязанностей в целом определяются положениями о верховенстве закона конкретного государства. Отношения по горизонтам права, культуры и социальных норм фактически представляют собой отношения между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности: когда кто-либо имеет субъективное право, то неизбежно кого-то другого есть юридическая обязанность. По условиям исследования конкуренции норм культуры и права предполагаем, что если и не предпринимать никаких действий, то хотя бы не препятст-

1 Гоушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М., 2002, с.139.

вовать действиям носителя права, признавать их. И наоборот: если у человека есть юридическая обязанность, это в принципе означает, что существует другой человек, имеющий право и стремление реализовать это обязательство. В культуре социального самосознания субъективное право понимается как то, что предусмотрено законом и контролируется государством и обществом. В том числе социальное окружение может неконфликтно относиться к стремлению субъекта права по своему усмотрению удовлетворять интересы, принимая это как меру возможного поведения субъекта. Субъективные юридические права и гарантии возможного (допустимого) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов в рамках объективного права. Перечисленные обстоятельства позволяют осуществлять расширенное воспроизводство содержания права, закладывая установки новых правовых схем, именуемых законодателем преимущественными. Исследуемые тенденции развития правовых норм прямо связаны с развитием электронной информации и коммуникации. Распределение информационных, правовых, культурных, экономических ресурсов в современном открытом глобальном мире обеспечивает интернет. Современные исследователи электронных стратегий выделяют важность обоснования и принятия универсальных правил правового обеспечения для данной среды. Прежде всего, это актуально для формата предоставления услуг населению, регулирования и развития электронной торговли и финансовых расчётов на всех предполагаемых уровнях.

Правовое поведение в электронных сетях, как на социальном, так и на профессиональном уровнях, принципиально задаёт специфические ролевые культурные установки в восприятии личности современного человека. Так, своеобразным ролевым аргументом и целью социологического обоснования современных тенденций развития правовых норм в культуре российского общества является правовой статус. Для личности и группы это совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей, определяющих его правовое положение в обществе. Современные авторы определяют, что содержание понятия правовой статус намного шире, чем норма права, которое является его фундаментом. Правовой статус-это исключительно правовое положение субъекта в обществе. Понятие правового статуса применимо как индивидуальным, так и коллективным субъектам. Исторически обоснованным, но более масштабным среди субъектов правовых отношений является государство, которое не зависит от других субъектов права и устанавливает статус всех иных участников

правоотношений. В традициях науки и практики, в структуру правового статуса включаем следующие элементы: правовые принципы; права и обязанности; законные интересы; правосубъектность; гражданство; юридическую ответственность.

В содержании исследуемых тенденций развития правовых норм модели в пределах объяснения культурной коммуникации могут быть детерминированными или вероятностными. Детерминированные модели оформляются по условиям, когда значения входных параметров известны с абсолютной точностью. Даже когда известно, что существует некоторая присущая неопределенность внешней среды, ещё может быть полезным обращение к детерминированному подходу. Следует принять наилучшую оценку значения параметра, а затем проверять градацию вероятностного решения к ошибкам в значениях исследуемого параметра. Анализ статистической погрешности является очень полезным инструментом и должен всегда использоваться при обосновании важных выводов и решений. Когда есть сомнения в правильности используемых в вероятностной модели значений. В некоторых случаях достаточно большие изменения значений некоторых сомнительных переменных имеют очень незначительное влияние на конечный результат. В таких случаях модель считается адекватной.

В других ситуациях, возможен отрицательный вариант, т.е. небольшие изменения в одну или более переменных вызывают существенное изменение в конечных показателях, не совпадают с ранее сформулированными прогнозами. Для ситуаций такого порядка целесообразно тратить больше времени на точное определение более дифференцированных значений переменных.

В социологии культуры имидж правоотношений - это, с одной стороны, целостная и завершенная форма культурного воспроизводства. С другой стороны - незавершённая, поскольку открывает новое содержание смысловой интерпретации процессов социализации всех категорий и групп граждан. Открытость и незавершенность социокультурного института оставляет возможность смыслового достраивания в направлении личностной идентичности. Имидж участника правоотношений интерпретируется, как ментальная схема, типическая ситуация, в которой технология социализации разворачивается как последовательность социальных установок и фактов.

Выделение субъективного права в составе культуры правоотношений является необходимо, если иметь в виду, что это отношения, по крайней мере, двух субъектов. И понятие субъективного отражения культурной реальности определяет распре-

деление прав и обязанностей этих как минимум двух субъектов, чтобы возможность предписываемого поведения одного субъекта не устраняло возможности развития другого субъекта.

В этом смысле и понимается субъективное право, как масштабная возможность свободного поведения самодостаточного субъекта. Однако указанное обстоятельство раскрывается в условиях обязательного исполнения юридические обязанностей по мотивации гарантий свободного поведения другого субъекта. Мера должного поведения определяется преимущественно в качестве набора взаимных юридических обязательств.

Достаточно часто и аргументировано общество понимается как принципиально неравновесная система: отличие средних значений любых характеристик, описывающих социальную систему в целом, от характеристик отдельных её элементов и подсистем может быть весьма значительным. Существенной характеристикой нелинейного развития в трансляции правоотношений, являются поливариантность и мультистабильность, обусловливающие возможность выбора оптимального режима развития нелинейных социальных систем. Устойчивость культурного развития означает возможность длительного стабильного существования; неустойчивость предполагает резкое замедление и даже исчезновение процесса или, напротив, бурный рост. Смена устойчивости на неустойчивость всегда происходит в результате цикличных бифуркаций. Развитые, значимые, устойчивые социальные структуры крайне редко испытывают жёсткую бифуркацию полного исчезновения, они лишь меняют своё качество, но почти никогда не исчезают полностью.

Сущностное значение в диагностике цикличности и нелинейности в трансляции культурных норм и ценностей права, имеет укрепление базовых институтов социализации: семьи и профессиональных групп как основных трансляторов культурных и традиционных ценностей общества.

В системе современного российского права и законодательства все ещё недостаточно сформирован механизм как внешнего, так и внутреннего контроля качества подготовки специалистов, что связано с неприятием многими субъектами новых достижений культуры информационной коммуникации, социологической и педагогической наук, неумением использовать современные технологии психологии при осуществлении контроля.

Традиционно сфера правоотношений всегда является носителем системы национальных ценностей, выполняя, помимо насаждения юридических норм, ещё и воспитательную функцию. Процесс реформирования современного отечественного

законодательства противоречив, связан с противоборством старого и нового в условиях социальной и культурной неопределенности. Самостоятельным нормативным и ценностным фактором становится формирование информационно-коммуникационного пространства нового типа - виртуального пространства на основе глобальных систем связи и информатизации с применением принципиально иных, чем прежде, технологий и систем, таких как сотовая связь, Интернет, социальные сервисы, сети. Статистика фактов правоотношений объективно устраняет декларативность и порождает эффект реалистичности принимаемых обязательств во взаимодействии основных участников такой проблемной коммуникации. В социологических оценках, особую значимость приобретают чёткость и ответственность в создании возможностей для более полного саморазвития каждой личности. Актуальная задача социологов -исследовать возможности деятельности всех, кто обязан или потенциально способен решать важнейшие социальные задачи. Здесь эффективный выход из проблем связан с созданием и поддержанием ситуации неопределённости, которая способна мобилизовать к производству новых знаний и выдвижению социологического инструментария в решении задач теории и практики правовой культуры. Во всех случаях, как отмечает Ю.А. Тихомиров, исходным основанием в форме концептуального понимания процесса законотворчества, влияния на развитие законодательства и реализацию нормативных актов

1

становится воздействие и авторитет государства .

Развитие правовых норм является необходимым и реальным условием не просто существования социума, а его сохранения и перспективы. Чтобы формировать всесторонне развитую личность и создавать платформу для дальнейшего самообразования, должна быть также мощная социогуманитар-ная подготовка специалиста, которая формирует в нем личностные и гражданские качества. Важнейшую роль в реализации общественных перемен играет динамика общественного правового сознания. Оно представляет собой крайне сложный, исторически и цивилизационно обусловленный феномен. Особенностью массового общественного сознания является его глубокая структурированность. Составляющие его элементы отличаются друг от друга, в частности, по длительности и продолжительности сроков их происхождения и утверждения. Объясняется это и тем, что на рынке труда наблюдается тенденция востребованности специалистов различного профи-

1 Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994, с. 21.

ля, умения и навыки которых охватывают достаточно широкий спектр правовых знаний. По сопутствующей аргументации В.А.

Четвернин полагает, что «...законы могут быть формой как

1

правовых, так и неправовых норм и положений» .

Таким образом, применяемые в социологии культуры подходы, позволяют реалистически оценить причины перемен, их движущие силы и расстановку приоритетов правоотношений в нормах социокультурного института современного общества. Государственное регулирование для всех норм жизни населения является недостаточно изученной частью механизма регулирования общества в целом. Применяемые теоретические подходы соответствующего прогнозирования, во многом идентичны для всей социальной сферы. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов, факторов правоотношений и норм в пределах существующего законодательства.

Беляков С.Г. Социально-философские приоритеты правоотношений в нормах социокультурного института современного общества. Важным компонентом культурной модернизации права и законотворчества, является качественное совершенствование юридических систем и соответствующих социальных институтов в проектах и ожиданиях гражданского общества. Это в определенной степени логично: общество является динамической системой, следовательно, постоянно должны совершенствоваться его сферы и институты массовой коммуникации.

Ключевые слова: правовая культура, социализация, правотворчество, правовые институты.

Belyakov S.G. Socio-philosophical priorities of relations in the socio-cultural norms institutional companies of modern soriaty.

An important component of the cultural modernization of law and lawmaking, is the qualitative improvement of the legal system and related social institutions in the projects and expectations of civil society. To some extent this is logical: society is a dynamic system, therefore, must constantly improve its scope and institutions of mass communication.

Key words: legal culture, socialization, creativity, the right legal institutions.

1 Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М., 1998, с. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.