УДК 316
Беляков Сергей Григорьевич
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права.
Milena.555@mail. ru
Килясханов Муратали Хизриевич
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права Milena.555@mail. ru Кириченко Сергей Николаевич
кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора филиала ФГБУ ИАЦ Судебного департамента в Ставропольском крае. Milena.555@mail .ru Sergey G. Belyakov
applicant of department of all-humanitarian and natural-science disciplines. Yessentuki institute of management, business and right Milena.555@mail .ru Muratali H. Kilyaskhanov
applicant of department of all-humanitarian and natural-science disciplines of the Yessentuki institute of management, business and right Milena.555@mail .ru Sergey N. Kirichenko
the candidate of sociological sciences, the associate professor, the deputy director of Federal State Budgetary Institution IATs Sudebnogo branch of department in Stavropol Krai Milena.555@mail .ru
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВОКУПНОСТИ НОРМ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL FUNCTIONS LEGAL CULTURE IN THE TOTALITY OF THE NORMS OF THE LAW-
MAKING PROCESS
Аннотация. Наиболее значимые ожидания в развитии института правовой культуры связаны с созданием собственно правовых ценностей, и обеспечение обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. В институциональных определениях правовая культура может рассматриваться как система, элементы которой -нормы, юридические акты, структуры, процессы, режимы, статусы -обладают качествами результатов становления человеческого духа. Здесь же определяются ценности всех форм толерантности, трудолюбия, перспектив развития.
Ключевые слова: правовая культура, социализация, правотворчество, правовые институты.
Annotation: The most significant expectations in the development of the institution of the legal culture associated with the actual creation of legal values, and providing society with the necessary legal conditions for a calm and orderly development. Institutional definitions of legal culture can be considered as a system whose elements - the rules, regulations, structures, processes, modes, and statuses - have qualities of the results of the formation of the human spirit. Here you define the values of all forms of tolerance, hard work, development prospects.
Key words: legal culture, socialization, law-making and legal institutions.
Исследование функций правовой культуры в совокупности норм правотворческого процесса приоритетно обращено к идеологии обеспечения верховенства закона. История и традиции обществознания в концентрированной форме представлены идеей о том, что основу государства и общества составляет специфическая результирующая правотворчества и законодательства. В исходных целевых установках развития для государства и общества, ориентированных в контексте позитивного функционирования социальных и правовых институтов возрастает актуальность поступления научной информации об уровнях и качестве правовой культуры в динамике социальных процессов. В трактовках социологии нормы правовой культуры определяются и воспроизводятся в совокупности фактов, оценок и поведенческих реакций по результатам социализации.
Практикуемый в теории обществознания сферный подход к анализу общества позволяет выделить отдельные фрагменты норм права и правовой аргументации деятельности для социальной, экономической, политической реальности и для сферы культуры. Многообразие социальных структур и институтов создаёт новые возможности для понятийных определений и категоризации норм и фрагментов правовой культуры. В каждом конкретном обществе правовые нормы отражают наиболее значимые аспекты общественной жизни, социальных отношений, оценочных определений для достигаемых уровней развития. Соответственно исходные основания для функций исследования и аргументации социальных взаимодействий по нормам правовой культуры определяются следующим рядом обстоятельств:
1) правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается социальный прогресс;
2) правовая культура представляет собой совокупный результат целей развития и оценки достигаемых результатов;
3) в институциональных характеристиках современного социума правовая культура рассматривается как форма разносторонней коммуникации в установках национальной и государственной правовой системы, обеспечения правопорядка.
В институциональном содержании, правовая культура предполагает социологическую аргументацию всей суммы гуманитарно ориентированных юридических явлений. Основанное на праве законодательство служит средством обогащения гуманитарных ценностей в процессе культурного и правового обмена. А также в качестве барьера от пагубных культурных влияний. В установках социологии методологическое значение для понимания правовой культуры и правотворческого процесса имеют вариативные подходы к изучению этого комплексного явления. По общим основаниям культуры выявлению характера воздействия внутренних и внешних факторов, условий и среды на развитие правовой культуры способствует исторический подход. Исторический подход, в свою очередь состоит из трех взаимосвязанных методологических аспектов. Во-первых, это необходимость изучения правовой культуры с точки зрения регулярности и объективности, т.е. процесс становления его как социальной реальности. Во-вторых, в рамках исторического подхода появляется возможность объяснить происхождение правовой культуры, её источников, путей развития. В-третьих, исторический подход нацелен на исследование института правовой культуры как результата деятельности людей в социальных группах. Прежде всего, по созданию и оформлению продуктов своей деятельности в виде традиций, норм. В том числе по условиям последующей их адаптации к конкретной социальной среде. Таким образом, исторический и формальный правовой подход помогают выявить суть культуры правоотношений.
Культурно-исторические ориентации закрепляют принципы, средства и нормы правоотношений, на основе которых впоследствии формируется методология научного познания конкретных процессов и ожидаемых производных. Речь здесь идёт о нормативном пространстве правовой культуры в сфере законотворческого процесса. Одним из основных подходов к исследованию правовой культуры является аксиологический, согласно которой правовая культура выступает в качестве специфической системы ценностей. Аксиологический анализ функций правовой культуры позволяет дать объективную оценку основных и вспомогательных явлений и фактов, способствующих выявлению её социально-исторического значения. А также рассмотреть социальные основы правовой культуры, её системные институциональные признаки и свойства нормообразования. Культурная и историческая ценность правового института заключается в том, что он позволяет выявить, закрепить и исследовать нормативные характеристики для индивида и группы. Соответственно здесь предполагается функциональный подход к исследованию правовой культуры, которая рассматривается с точки зрения возрастающего потенциала норм права в жизни человека и общества. При указанных допущениях под культурой правотворческого процесса в социологии можно понимать разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания
и законности, востребованный в динамике совершенствования законодательства и юридической практики.
По сходным обстоятельствам Р.К. Мертон пишет в работе «Социальная теория и социальная структура»: «Различные эмпирические исследования и теории с разной степенью вероятности могут оказаться уместными для конкретных практических проблем; у них разный потенциал релевантности. Но важно восстановить историческое чувство меры. Безотлагательность или масштабность практической социальной проблемы не гарантируют её немедленное решение» [1].
Выделяя функциональный контекст правовой культуры, можно говорить о связи её содержания со степенью развитости социальных качеств субъектов законотворческого процесса. И всё это невозможно без учёта преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой культуры. Общекультурный подход в социологии позволяет рассматривать правовую культуру как многомерный процесс. Ориентация познания на такой подход позволяет изучить эволюцию правовой культуры с разных точек зрения. При этом обусловливает необходимость изучения правовой культуры на различных уровнях стратификации для всех субъектов законотворческого процесса и исполнительской деятельности. Правовая культура здесь выступает как условие социальной организации в комплексе целей развития многомерных компонентов правовой реальности.
По своему содержанию, правовые нормы создаются по условиям аналитических традиций законодательных и юридически обусловленных средств. Соответствующие процедуры и инструменты включают в себя понятийные и языковые средства. Для исследуемой практики это обусловлено тем, что юридическое отражение действительности специфически обращено к воплощению проектов законодателя в реальность. То есть чем совершеннее форма законодательства, тем сильнее воздействие конкретных норм права на правосознание и правовую культуру. Масштабная работа по заданным условиям стилей и форм юридических текстов, совершенствование законодательной терминологии, стилистики является одним из условий эффективности правовых актов.
Отдельную грань концепции института права составляет гуманистическая направленность правовой реальности, уровней её развития и включения в достижения цивилизации. Также можно рассматривать значение антропологического подхода в социальной культуре, который позволяет определить место индивида в правовой жизни общества. Такой подход обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования правовой культуры. Это позволяет различать культуру человеческого творчества и культуру, созданную в деятельности по преобразованию природы.
В исходных установках социологии правовая культура рассматривается как результат человеческой деятельности, потому что закон и нормы правовой культуры возникают как проявление различных компонентов
общества. Правовая культура с позиций методологии науки - это совокупность духовных ценностей, компонентов общественной жизни. Ценностный подход к исследованию культуры может быть обращён к материальным и духовным ценностям, которые выявляются по результатам этой деятельности. Рассмотрение культуры как творческой деятельности, во-первых, позволяет, опираясь на историю развития всех институтов государственной и правовой жизни, установить причины нынешнего состояния правовой культуры и определить пути её повышения, учитывая исторический опыт. Во-вторых, этот подход затрагивает некоторые аспекты этого сложного явления и роль человека как создателя и носителя правового значения.
Развитие и совершенствование правовой системы жизненно необходимо современной России. Масштабные реформы могут состояться только как системная форма преобразований. В комплексе социологии культуры такая система затрагивает различные варианты хозяйственного и финансового устройства, отношения по поводу власти, социальные коммуникации, традиции религии, этносов и модерн культуры.
Мы полагаем, что методы статистического анализа в сфере социологии культуры могут помочь при определении структуры правовой культуры конкретного общества и в получении показателей, актуальных при осуществлении экспертного анализа её норм. Так, в указанной книге Р.К. Мертон пишет о том, что теоретическая задача и ориентация эмпирического исследования на теорию начинаются с того, что связь этих закономерностей с системой взаимосвязанных предложений устанавливается опытным путем. По мнению классика, - понятие направленного исследования подразумевает, отчасти эмпирическое исследование организовано так, что если и когда обнаруживаются эмпирические закономерности, то они имеют непосредственное значение для теоретической системы. В той мере, в какой исследование является направленным, логическое обоснование обнаруженных закономерностей выдвигается до их получения [2].
Проблемная сфера социологического анализа пространства правовой культуры в социологии объективно предполагает детализацию и рассмотрение правовых подсистем разного уровня. Соответствующая выборка может быть представлена в контексте развития человека как личности, субъекта управления, и как объекта восприятия влияния со стороны законодательства и общественного мнения. По сходным обстоятельствам классик отечественного обществознания П.Н. Ткачёв писал: «Задача разумного миросозерцания должна состоять не в том, чтобы разъединять и противополагать, а в том, напротив, чтобы гармонически объединять объективное понимание познаваемого нами мира с фактами нашего внутреннего сознания. Только такое миросозерцание и может удовлетворять потребностям мыслящего человека только оно одно и предохраняет его от вечного и мучительного разлада с самим собой» [3].
Таким образом, становление личности ориентировано к системе принятых в обществе отношений, традиций, морали и нравственности. В частности, ориентации правосознания складываются из потребности развития мотивации правового поведения и традиций социализации, ценностных ориентаций и ожидаемых перспектив личностного роста. Здесь мы предлагаем следующие исходные позиции научного анализа по выявлению динамики развития носителей норм правовой культуры: -масштабирование общей картины изменений личности под влиянием правовой социализации и усвоения норм культуры; - возрастное развитие человека (в индивидуальных и общественных оценках); - анализ внешних и внутренних детерминант правовой культуры по условиям методологии социологии.
Литература:
1. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. -М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С.77.
2. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. -М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С.195.
3. Ткачёв П.Н. Сочинения. В 2-х т. Общ.ред. А.А. Галактионова. - М., Мысль, 1976. - С.62.
Literature:
1. Social theory and social structure / Robert K. Merton. - M.: ACT: the ACT MOSCOW: the KEEPER,, 2006. - P.77.
2. Social theory and social structure / Robert K. Merton. - M.: ACT: the ACT MOSCOW: the KEEPER, 2006. - S.195.
3. Tkachev P.N. Works. In 2-x t. Common.ed. A.A. Galaktionov. - M., Mysl, 1976. - S.62.