УДК 316
Гришай Елена Васильевна
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России [email protected]
Беляков Сергей Григорьевич
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права [email protected]
Правовая культура как
НАУЧНЫЙ ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Elena V. Grishay
Doctor of Philosophy, professor, professor of department of philosophy and sociology Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia, police colonel [email protected]
Sergei G. Belyakov
applicant. Department of all-humanitarian and natural-science disciplines, Essentuki Institute of Management,
Business and Law Milena [email protected]
Legal culture as
A SCIENTIFIC SUBJECT OF SOCIOLOGY
Аннотация. В статье рассмотрена правовая культура как научный предмет социологии. Масштабное ускорение развития современного общества, каждого человека объясняет важность преемственности позитивных векторов социальной динамики. Авторами были проведены сопоставления теории и практики правовой культуры для различных социальных страт и сопровождающих их ролевых предписаний, где отмечается актуальное противоречие. Исследована последовательность и интенсивность развертывания актуальных усилий, которая аргументируется через обращение к реальным социальным фактам.
Ключевые слова: правовая культура, социология, общественное сознание, общества.
Annotation. In article the legal culture as a scientific subject of sociology is considered. Large-scale acceleration of development of modern society, each person explains importance of continuity of positive vectors of social dynamics. The author carried out comparisons of the theory and practice of legal culture for various social a level and the accompanying role instructions where the actual contradiction is noted. The sequence and intensity of expansion of actual efforts is considered is reasoned, through the appeal to the real social facts.
Keywords: legal culture, sciousness, societies.
sociology, public con-
Вряду современных достижений обществознания правовая культура имеет особое содержание при обосновании актуальных установок индивидуального и общественного сознания. Масштабное ускорение развития современного общества, каждого человека объясняет важность преемственности позитивных векторов социальной динамики. Соответственно, социология аргументирует предмет своего исследования в пространстве прав, свобод, культурной и правовой толерантности гражданина и общества. То есть, размерность рассматриваемого предмета масштабируется в пределах всей сферы социологического знания, а конкретно определяется интересами разных авторов и коллективов в составе научных направлений и школ. Такое разнообразие приветствуется, так как объективно и прямо влияет на доказательное и успешное решение поставленных научных задач.
В составе масштабного научного проекта исследования правовой культуры свой предмет определяют представители разных отраслей обществознания. Пренебрегать этим обстоятельством
только в интересах социологии культуры мы не можем. Так, свой выход на научную проблематику правовой культуры имеют и отстаивают политологи и конфликтологи, историки и философы, учёные в области религиозного знания. Несомненный полезный вклад вносят экономисты и собственно представители различных направлений правоведения. Вместе с тем, именно социология ориентирована к оформлению наиболее достоверной картины по заявленному предмету. По исходным условиям развития темы в социологии формат правовой культуры человека и общества установлен в комплексе социальной статики и социальной динамики. В социологии ролевые и статусные предписания по нормам правовой культуры рассматриваются как исходные параметры социализации. Существенно разнообразят и конкретизируют предметную сферу данного феномена задаваемые социологией возможности дифференциации общества по различным критериям. Детализация возрастной, профессиональной, образовательной,
национальной структуры социума наиболее достоверна и реалистична в социологии.
59
Основанный на теории социологии факторный анализ общественной жизни позволяет выделять в правоотношениях элементы модели культуры конкретного социума. Выраженные законодательно, модели и символы правоотношений отражают идеальную картину социального развития. Однако, общественная практика не способна направить поведение каждого человека стимулами общественной полезности и духовности. Ситуативно, правовое поведение рассматривается как результат не только долговременных, но и частных воздействий. По своему характеру такие воздействия достаточно хаотичны, в том числе, и по векторам негативного влияния. Основанная на методологии социологии статистика позволяет не только устанавливать типичные факторы развития правовой культуры, но и проверять достоверность ранее установленных фактов и причинно-следственных зависимостей новыми средствами по мере их создания.
В идеале, внедряемая в групповое и индивидуальное сознание правовая культура формирует основу для того, чтобы человек мог стать полноценным членом общества. Соответственно, развивать человеческую жизнь необходимо по всем направлениям соционормативной системы регуляции общества. По нашему мнению, научные вызовы современной стратегии исследования факторов правовой культуры общества объективно ориентированы к выводу социума на траекторию устойчивого развития. Этим обусловлена актуальность комплексной тематики исследования правовой культуры в социологии.
В теоретических установках социологического знания заложен потенциал развития культуры коммуникаций, ориентирующий личность и коллектив к сопоставлению, взаимному учёту интересов и ценностей. Сошлёмся здесь на следующий тезис: «Публично-правовое регулирование жизни, направленное к поддержанию правильного действия данной общественной организации, не только не делается излишним, но и становится ещё более совершенным...» [1].
Следует отметить, что на институциональном уровне некоторые нормы правовой культуры не срабатывают даже при законодательно утверждённом контроле на высших уровнях ответственности. Прежде всего, следует рассуждать о проблемах борьбы с коррупцией. Здесь выделим традиционно не реализуемые требования государства и общества по контролю за деятельностью органов администрирования, управления и власти, в целом. Недостатки такого контроля раскрываются, прежде всего, в возрастающих масштабах коррупционных действий и их видовом многообразии. По ряду параметров, статистика административных и уголовных наказаний по фактам коррупции выглядит успешной. В то же время, коррупция в её различных появлениях и возрастающих масштабах выходит на уровень специфической неустранимой институциональной конструкции.
Уместно предположить, что институциональный модерн коррупции в современной России обращён не только к несовершенству административного или судебного контроля, но и к особен-
ностям массового сознания. По результатам наших исследований, соединение власти и коррупционной деятельности считают сущностным признаком соответствующей деятельности более 70 % респондентов. Опросы проводились по вариантам прямого анкетирования в 2013 - 2014 гг. Состав участников 168 человек варьировался в возрасте от 22 до 54 лет. В том числе, установлено, что по большинству мнений высказывается сомнение в эффективности работы органов власти, администраций и судов всех уровней по преодолению коррупции в реальной перспективе. Наряду с этим, исходя из целого ряда частных оценок, формулируется идея о некотором снижении коррупционных проявлений в сферах медицины и транспорта, в Вооруженных силах РФ, а также по всем уровням среднего и высшего образования. По субъективным признакам, доминантой массового сознания в оценках результативности права остаются символы справедливости, моральности, нравственного поведения.
Перспективный научный интерес представляет идея о том, что проблемы соблюдения норм правовой культуры должны рассматриваться в контексте процессов развития общечеловеческих ценностей и, прежде всего, в аспекте их востребованности для развития демократических институтов. Как отмечал Э. Дюркгейм: «Социальные факты могут по-настоящему объясняться только другими социальными фактами ... Эволюция - это не единообразное повторение. Каждая сфера обнаруживает нечто новое, что наука должна постигнуть и воспроизвести, а не игнорировать» [2].
Критическое осмысление традиционных установок формирования и внедрения правовой культуры необходимо, прежде всего, потому что известные подходы достаточно убедительно доказывают свою низкую эффективность. В данном случае, возрастающее значение приобретает обращение к социологическому обоснованию и экспертизе знаний в данной сфере. Прежде всего, актуальность экспертного мнения ориентирована на социологов. Теория и практика социологии культуры, основанная на реальных фактах, их измерении, анализе и прогнозировании, позволяет оформить наиболее реальную картину в ожидаемой перспективе конкретного общества. Такой реализм позволяет выделить специфический формат научной задачи. По нашему мнению, одним из исходных условий актуальной задачи должно стать допущение о том, что на всех уровнях её реализации правовая культура -это продукт собственной деятельности общественно ориентированного субъекта.
Очевидно, что фиксируемые средствами социологии фрагменты правовой культуры, чаще всего, имеют локальный характер для каждого человека. Индивидуальное сознание формирует представление о возможностях правового обоснования собственных ориентаций и приоритетов в пространстве свобод, ответственности, обязанностей и ситуативного поведения. Для обоснования и реализации возможностей ценностных установок в повышении правовой культуры необходимо предметное организационно-методическое обеспечение
60
научного труда. По нашему мнению, в наибольшей степени такому подходу соответствует нормативная регуляция, принятая в социологии культуры. Так, по нашим наблюдениям, в сопоставлении теории и практики правовой культуры для различных социальных страт и сопровождающих ролевых предписаний, отмечается актуальное противоречие. Основано оно на том, что правовые ориентации поведения не зависят напрямую от уровня образования, моральных предписаний, профессиональной самореализации и иных параметров социализации личности. Нарушение норм законодательства, преступные посягательства разного уровня ответственности масштабно затрагивают все слои любого общества.
Литература:
1. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2. Ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. М. : Канон, 1997. С.235.
2. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. Пер. с фр., составление А .Б. Гофмана. М. : Канон, 1995. С. 181.
Таким образом, в профилактике правонарушений следует вести своеобразный отсчёт от внутренних факторов сознания и нравственности конкретного человека. Ожидаемое решение такой задачи предполагает в социологии ориентацию на выбор частных и конкретных методов воздействия. Последовательность и интенсивность развертывания актуальных усилий аргументируется, прежде всего, через обращение к реальным социальным фактам. Полученное на этой основе знание становится основой для разработки более сложных и масштабных подходов к выявлению установок правовой культуры на уровне проблем социальной стратификации и мобильности современного общества.
Literature:
1. History of theoretical sociology. In 4 vols. V. 2. / ed. and comp. by Yu.N. Davydov. M. : Canon, 1997. P. 235.
2. Durkheim of E. Sociology. Its subject, method, mis s ion / tr. from French and comp.by A.B. Hoffman. M. : Canon, 1995. P. 181.
61