Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ КОНЦЕПТА "МОДА" В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ КОНЦЕПТА "МОДА" В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / мода / одежда / вестиментарный код / гендерность / элитарность / мышление / цикличность / concept / fashion / clothes / vestmental code / gender / elitism / thinking / cyclicity

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скворцова Евгения Евгеньевна

Целью статьи является изучение комплексного концепта «Мода» в диахроническом аспекте с позиции философии, социологии и лингвокультурологии. Проведенный опрос показал, что в сознании людей мода как правило ассоциируется с одеждой, таким образом вестиментарный код составляет ядро концепта. При этом язык моды быстро и объективно отражает происходящие в обществе процессы, акцентирует внимание на острых, актуальных процессах и явлениях. Новизна исследования заключается в комплексном анализе концепта "мода", включающем в себя лингвокультурное исследование, с элементами социологического анализа, позволившее определить смысловые особенности концепта "мода" в современной культуре предлагается гипотеза о наличии гендерности у концепта «Мода», он воспринимается скорее женским, чем мужским, о чем свидетельствует более яркий женский чувственный образ, сформированный в его ассоциативном поле. Данный факт подтверждается и в таком социальном явлении, как реклама: две трети репрезентуемых товаров и услуг предлагаются женщинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL AND LINGUOCULTURAL MEANINGS OF THE CONCEPT "FASHION" IN THE CONTEMPORARY CULTURE

The article aims to study the complex concept "Fashion" in diachronic aspect from the position of philosophy, sociology and linguoculturology. The conducted survey has shown that in people's consciousness fashion is usually associated with clothes, thus the vestmental code forms the core of the concept. At that, the language of fashion quickly and objectively reflects the processes taking place in the society, focuses attention on acute, topical processes and phenomena. The novelty of the research consists in the complex analysis of the concept "fashion", including linguistic and cultural research, with elements of sociological analysis, which has allowed to define semantic features of the concept "fashion" in the contemporary culture. The paper proposes a hypothesis of the presence of gender in the concept "Fashion". It is perceived as more feminine than masculine, as evidenced by the more vivid feminine sensual image formed in its connotational field. This fact is also confirmed in such social phenomenon as advertising: two thirds of the represented goods and services are offered to women.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ КОНЦЕПТА "МОДА" В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

Е. Е. Скворцова

Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации

им. Князя А. Невского,

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ КОНЦЕПТА "МОДА" В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Целью статьи является изучение комплексного концепта «Мода» в диахроническом аспекте с позиции философии, социологии и лингвокультурологии. Проведенный опрос показал, что в сознании людей мода как правило ассоциируется с одеждой, таким образом вестиментарный код составляет ядро концепта. При этом язык моды быстро и объективно отражает происходящие в обществе процессы, акцентирует внимание на острых, актуальных процессах и явлениях. Новизна исследования заключается в комплексном анализе концепта "мода", включающем в себя лингвокультурное исследование, с элементами социологического анализа, позволившее определить смысловые особенности концепта "мода" в современной культуре предлагается гипотеза о наличии гендерности у концепта «Мода», он воспринимается скорее женским, чем мужским, о чем свидетельствует более яркий женский чувственный образ, сформированный в его ассоциативном поле. Данный факт подтверждается и в таком социальном явлении, как реклама: две трети репрезентуемых товаров и услуг предлагаются женщинам.

Ключевые слова: концепт, мода, одежда, вестиментарный код, гендерность, элитарность, мышление, цикличность.

Е. Е. Skvortsova

Federal State Public Military Educational Institution of Higher Education "Prince Alexander Nevsky Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

SOCIO-PHILOSOPHICAL AND LINGUOCULTURAL MEANINGS OF THE CONCEPT "FASHION" IN THE CONTEMPORARY CULTURE

The article aims to study the complex concept "Fashion" in diachronic aspect from the position of philosophy, sociology and linguoculturology. The conducted survey has shown that in people's consciousness fashion is usually associated with clothes, thus the vestmental code forms the core of the concept. At that, the language of fashion quickly and objectively reflects the processes taking place in the society, focuses attention on acute, topical processes and phenomena. The novelty of the research consists in the complex analysis of the concept "fashion", including linguistic and cultural research, with elements of sociological analysis, which has allowed to define semantic features of the concept "fashion" in the contemporary culture. The paper proposes a hypothesis of the presence of gender in the concept "Fashion". It is perceived as more feminine than masculine, as evidenced by the more vivid feminine sensual image formed in its connotational field. This fact is also confirmed in such social phenomenon as advertising: two thirds of the represented goods and services are offered to women.

Keywords: concept, fashion, clothes, vestmental code, gender, elitism, thinking, cyclicity.

DOI 10.22405/2304-4772-2023-1 -2-90-96

Жизнь людей в 21 веке характеризуется динамичным темпом и стремительным развитием. Изменения и перемены, затрагивающие абсолютно

все ее сферы, происходят с колоссальной быстротой, процессы глобализации приводят к переосмыслению привычных понятий. В частности, мода сегодня является не только отражением трендов в одежде, но и отдельным видом искусства, индустрией, бизнесом, а также способом управления мышлением людей. Сегодня существует целая мода на моду, да и сам термин «мода» все чаще заменяют на «fashion», «vogue», «fad» (причуда), «fancy» (склонность), «crazy» (мания).

Безусловно, мода является зеркалом общества, отражает ценности и духовные идеалы отдельно взятого человека или группы, класса людей, нации. Помимо предметов гардероба в моду регулярно входят различные привычки, манера общения, способы выражения эмоций и чувств или средства коммуникации (лично, посредством гаджетов, социальных сетей (VK, WhatsApp, Telegram и т.д.).

Невозможно оставить без внимания моду на гендерность, причем как в процессах ее упразднения (в частности, проявляющихся в современном стиле одежде, костюме, стремящемся к стилю «унисекс»), так и в случае активного подчеркнутого употребления в речи феминитивов (авторка, юристка, блогерша и т.д.).

Мода представляется многогранным концептом, который отражает совершенно все социальные явления: экологичность как образ жизни, особую философию уютного счастья «хюгге», активные призывы к защите животных и отказ от ношения натуральных меховых шуб, моду на экокожу и подобные материалы, мода затрагивает даже вопросы «новой этики», касающиеся толерантность к гендерной самоидентификации. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения моды с позиции многих социальных смыслов, в понимании моды как многогранного феномена, отражающего все сферы жизни людей.

С позиции лингвокультурного подхода к изучению концептов «Мода» представляет собой социокультурный концепт-регулятив, заключающий в себе некие доминанты национального поведения и отображающий оценочный кодекс отдельно взятой лингвокультуры. Однако общей чертой для всех лингвокультур будет являться изменчивость ввиду непрерывной эволюции национального сознания.

Анализ словарных дефиниций позволил установить, что в узком смысле под модой понимается «одежда, смена ее форм и образцов, господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности, в одежде», в более широком смысле можно сказать, что «мода» - это форма проявления культуры, отражение действительности, проявляющееся во всех сферах жизни и деятельности человека [6].

Интересен тот факт, что Ю. М. Лотман отождествлял понятия «Мода» и «Костюм», понимая под последним систему символов, которые заключают в себе сосокупность культурных кодов отдельной нации [5].

Феномен моды является предметом изучения различных наук (социологии, истории, культурологии, философии, антропологии, психологии и

лингвистики), так как затрагивает все аспекты жизни людей от культуры и религии до экономики и политики.

В 19 веке социолог Г. Зиммель настаивал, что мода обязана своим появлением желанию человека самоутвердиться и выразить индивидуальность, она пришла на смену традициям и деспотизму на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения [4].

При этом эволюция модных тенденций происходила непрерывно, начиная с XV века. XV век характеризуется эпохой «Модного Средневековья», XVI век - эпохой «Вестиментарного Возрождения», XVII век ввел сразу два основополагающих модных стиля - «Реставрацию» и «Барокко». XVIII век отмечен 6 стилями: «Барокко», «Рококо», «Экзотизм», «Натурализм», «Революционизм» и «Неоклассицизм». В XIX веке господствовали уже более одиннадцати стилей, и, наконец, в XX веке стили сменяли один другой, достигнув в общем итоге количества более тридцати. Начало XXI века уже отмечено рождением шести новых модных тенденций [5].

Именно мода дает ощущение времени и является своеобразным фильтром, признаком особого высшего класса. Существуя среди людей, мода не имеет смысла вне общества. Г. Зиммель представил «элитарную концепцию» моды, согласно которой существуют определенные механизмы функционирования моды: она зарождается в элитарной среде, высших слоях общества, и затем спускается «в народ», теряя свою уникальность, что приводит к необходимости изобретения новых трендов [4].

В 50-х годах 20 века данная теория была подвергнута критике со стороны Дж. Блумера, который считал слишком преувеличенной роль элитарного класса в становлении модных тенденций. К тому же, как подчеркивал Блумер, некоторые тренды имеют обратное движение, снизу вверх, примером чему могут служить джаз или джинсы, что скорее соответствует «теории рассеивания» Г. Спенсера [2].

В 60-70-х годах прошлого века «концепция субкультуры» объясняла влияние отдельно взятого культурного феномена (в частности, хиппи), на облик и манеру мысли целого поколения людей во всем мире.

Французкий ученый Р. Барт стоит на позиции знаковой составляющей языка моды, для исследователя мода представляется в виде системы знаков, кодов, складывающихся из означаемого и означающего [1].

В 80-х годах в обществе господствует новая модная тенденция: выбор своего стиля из ряда существующих, возможность смешивать и сочетать детали и аксессуары.

Конец 20-го и начало 21 века дают индивиду свободу самовыражения, возможность следовать любому стилю и направлению, создавать что-то уникальное, свое, чему способствует развитие онлайн-магазинов, сети масс-маркетов.

Отдельного внимания, безусловно, заслуживает стиль «милитари», являющийся особой модной философией, зародившийся в 30-х годах прошлого века в Европе и актуальный и по сей день. По мнению историка моды А. Васильева, «мода всегда идет вслед за политическими событиями» [3], что

подтверждается историей возникновения данного стиля: в послевоенной Европе наблюдалась острая нехватка гражданской одежды, в то время как военная была в избытке. Простые люди начали перешивать военное обмундирование, адаптируя его к повседневной жизни: хлопковые футболки, кожаные ботильоны, погоны, кожаные ремни с пряжкой, нашивки и эмблемы, шинели, галифе, карго, чинос, шнурованные ботинки - эти и многие другие предметы гардероба составили базу нового стиля «милитари».

Таким образом, социально-историческое развитие феномена моды циклично, подчинено законам развития общества и часто является отражением происходящих в обществе событий или явлений.

Мода неизменно выражает идею прогресса общества, в ней заложен усредненный образ идеального. По мнению А. Я. Гуревича «Мода» является базовым философским концептом, Н. В. Черникова причисляет «Моду» к информативным знакам, в социологии чаще всего относят «Моду» к концептам-регулятивам.

В рамках исследования для понимания составляющих ядра и периферии социально-философско-лингвокультурного концепта «Мода» на платформе Google Forms был проведен опрос 237 человек в возрасте от 14 до 70 лет, которые должны были написать первых пять пришедших реакций на слово «Мода». Исследование показало, что ядро концепта составляют именно предметы одежды, вестиментарная мода, что соответствует классическому понимаю данного феномена. Ближайшую периферию составляют аксессуары, косметика, парфюмерия, социальные сети, реклама, интернет, ЗОЖ как образ жизни.

Интересен тот факт, что такие близкие к моде термины как ткани, цвет, красота, стиль, модельеры, кутюрье, модели, города Париж и Милан (как центры шоппинга и модных показов), предметы люкса (часы и автомобили), кино, музыка и искусство - составили лишь периферию концепта.

Данный факт свидетельствует о том, что концепт «Мода» действительно максимально быстро и объективно отражает происходящие в обществе процессы, акцентирует внимание на острых, актуальных процессах и явлениях (массовое погружение в социальные сети), снижение интереса к посещению концертов и кино, отсутствие интереса к домашнему производству одежды (шитью, вязанию) и т.д.

Дальнейшее исследование позволило установить гендерные различия в восприятии концепта «Мода»: в частности, женщины довольно легко давали образную составляющую исследуемого концепта, предлагая как положительные, так и отрицательные характеристики моде. Мужчины отмечали непостоянство моды, ее изменчивость, но затруднялись сказать, имеет ли данный эпитет позитивную или негативную коннотацию.

Таблица 1: Образная составляющая концепта «Мода»

Образная составляющая концепта «Мода»

Мужчины Женщины

+ - + -

Изменчивая Изменчивая Активная Капризная

Непостоянная Непостоянная Деятельная Диктатор

Разнообразная Скучная (с точки зрения шоппинга) Независимая Вызывающая жалость

Безграничная Непостоянная

Дающая ощущение счастья Изменчивая

Доставляющая удовольствие

Таким образом, исследование позволило сделать вывод о том, что женский чувственный образ оказался гораздо объемнее мужского. Возможно, это также объясняется тем фактом, что мода, согласно стереотипным представлениям о ней, это явление, входящее в сферу интересов прекрасного пола. Именно данный факт позволил предположить наличие некоторой гендерности исследуемого концепта.

В 21 веке в повседневной жизни понятие моды очень часто сопряжено с рекламой, что не противоречит здравому смыслу: рекламируют то, что отвечает запросу общества в данный момент, что имеет определенную социальную значимость. Реклама и мода, реклама модных товаров и мода на рекламу - это уже не игра слов, а способность прогнозировать образ жизни будущего. Реклама представляется мощным двигателем всех модных процессов. В рамках исследования было проанализировано 250 рекламных роликов (представленных на телевидении и в интернете), которые убедительно подчеркнули так называемый «женский характер» концепта «Мода».

В частности, в соответствии с видом рекламируемого товара можно выделить так называемую «женскую», «мужскую» и «прочую» рекламу. При этом 71% всех рекламных слоганов обращено именно к слабому полу. Красота, здоровье, стиль, домашний комфорт и уют - именно к этому призывает женщин реклама. Мужская реклама сводится к продвижению автомобилей, косметики, парфюмерии и дорогих наручных часов. В процентном соотношении распределение рекламы может быть представлено следующим образом: 71% отводится на товары для женщин, 19% - для мужчин, 10% - «другая» реклама (товары для детей, животных, реклама продуктов). Примечателен тот факт, что реклама, включающая в себя товары для детей и животных, продукты и бытовую технику, по сути своей может быть отнесена к категории женской рекламы ввиду того, что она обращена к женщинам как хранительницам домашнего очага. Именно женщина заинтересована в том, чтобы ее малыш рос здоровым и счастливым, питомец имел красивую шерсть и был активным, а дом сиял от чистоты и уюта благодаря чудесным чистящим средствам и техническим новинкам. Таким образом, концепт «Мода» представляется уникальным не только с позиции предмета для изучения целого ряда наук, но и с позиции наличия выраженной гендерности.

Интересной чертой концепта «Мода» является невозможность его зафиксировать ввиду постоянной динамики, смены форм и появления чего-то нового. Именно категория новизны отличает модное от вышедшего из моды. При этом в динамизме и смене трендов и выражается иррациональность моды, ставшая ее базовым принципом.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что изучение моды с позиции явления, концепта, центрообразующего понятия социологии, философии, культуры, лингвистики и целого ряда других наук актуально и обусловлено ее связью с обществом, проявлением в вопросах политики, экономики, развития языка, культуры, религии, индустрии одежды, производства мебели, продуктов и т.д., именно феномен моды катализирует процессы индустриализации, урбанизации и глобализации, определяет процессы, регулирующие закономерности человеческого развития.

Литература

1. Барт Р. Система моды : статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. 512 с.

2. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / пер. И. Ясавеева // Контексты современности-II: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории : хрестоматия / сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева. Ч. 2. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 150-159.

3. Васильев А. Этюды о моде и стиле. М.: Альпина Нон-фикшн, 2008.

560 с.

4. Зиммель Г. Мода // Избранное : в 2 т. М.: Юристъ, 1999. Т. 2: Созерцание жизни. 608 с.

5. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академ. проект, 2002. 543 с.

6. Скворцова Е. Е. Способы пополнения лексико-семантического поля "Мода" во французском и английском языках как отражение развития вербального вестиментарного кода: на материале лексики интернет-магазинов одежды : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / ^ворцова Евгения Евгеньевна. М., 2016. 209 с.

References

1. Barthes R. Sistema mody : stati semiotike kultury [The Fashion System], trans. from French by S. N. Zenkin. Moscow, Izdatelsvo imeni Sabashnikovykh Publ, 2004, 512 p. [in Russ.]

2. Blumer H. Sotsialnyye problemy kak kollectivnoye povedeniye [Social Problems as Collective Behaviour], trans. by I. Yasaveev. Konteksty sovremennosti-II: aktualnyye problemy obshchestva i kultury v zapadnoy sotsialnoy teorii: khrestomatiya [Contexts of Modernity-2: Current Issues of Society and Culture in Western Social Theory: Anthology], ed. by S. A. Yerofeyev, 2nd ed., Kazan, Izdatelstvo Kazanskogo universiteta Publ., 2001. pp. 150-159. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19185440 (accessed: 17 January 2014). [in Russ.]

3. Vasiliev A. Etyudy o mode i stile [Sketches about fashion and style]. Moscow, Alpina Non-fiction Publ, 2008. 560 p. [in Russ.]

4. Simmel G. Moda [Fashion]. Selected Works, in 2 vols., vol. 2. Sozertsaniye zhizni [Contemplation of life]. Moscow, Yurist Publ, 1999. 608 p. [in Russ.]

5. Lotman Yu. M. Statyi po semiotike kultury i iskusstva [Articles on the semiotics of culture and art]. St. Petersburg: Akademicheskiy Proyekt Publ, 2002. 543 p. [in Russ.]

6. Skvortsova E. E. Sposoby popolneniya leksiko-semanticheskogo polya "Moda" vo frantsuzskom i angliyskom yazykakh kak otrazheniye razvitiya verbal'nogo vestimentarnogo koda: na materiale leksiki internet-magazinov odezhdy [Ways of replenishing the lexical-semantic field "Fashion" in French and English as a reflection of the development of the verbal vestmentary code: on the material of the lexicon of online clothing shops] : PhD in Philology : 10.02.20 / Skvortsova Evgeniya Evgenievna. Moscow, 2016. 209 p. [in Russ.]

Статья поступила в редакцию 15.03.2023 Статья допущена к публикации 15.07.2023

The article was received by the editorial staff15.03.2023 The article is approved for publication 15.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.