Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ПРАВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / НОРМЫ / ЭТИКА ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скорченко Юрий Александрович

В статье анализируется проблема взаимоотношения морали и права. Рассмотрено состояние социально-духовной реальности в условиях трансформации постсоветского пространства. Освещены определенные аспекты взаимосвязи, взаимовлияния нравственности и права, а также уточняются специфические общие черты и различия этих явлений. Уточняется воздействие этических категорий на контекст юридических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ETHICAL ASPECTS OF LEGAL RELATIONS

The article analyzes the problem of the relationship between morality and law. The state of socio-spiritual reality is considered in the context of the transformation of the post-Soviet area. The article focuses on certain aspects of the relationship, such as the mutual influence of morality and law, specific common features, and differences in these matters. The impact of ethical categories on the context of legal norms is clarified.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ»



Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

2021

№ 2 (27)

УДК 316.4 Б01 10.51608/23058641_2021_2_45

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

© 2021 Ю.А. Скорченко*

В статье анализируется проблема взаимоотношения морали и права. Рассмотрено состояние социально-духовной реальности в условиях трансформации постсоветского пространства. Освещены определенные аспекты взаимосвязи, взаимовлияния нравственности и права, а также уточняются специфические общие черты и различия этих явлений. Уточняется воздействие этических категорий на контекст юридических норм.

Ключевые слова: мораль, право, нравственность, нормы, этика права.

Новейшие юридические исследования характеризуются стремлением к доскональному изучению морали и права как органических составляющих духовной культуры современности. Известно, что право в каждом обществе играет важную роль, так как закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно активно развивает у граждан чувство правды, добра, справедливости, гуманизма и т.д.

Нынешняя трактовка права как одной из форм отражения объективного мира вызывает необходимость анализировать его как широкую социально-духовную реальность, которая содержит социально-политические, экономические, моральные, культурные идеи и ценности.

Морально-этические принципы права -объект научных исследований - порождает потребность глубокого социально-философского осмысления. Рассмотрение нравственных составляющих, содержащихся в контексте норм права, требует всестороннего уяснения, а также исследования этических категорий, которые вплетены в ткань правовых документов в их органической взаимосвязи с фактами действительности.

Сегодня взаимоотношения права и морали порождают значительный теоретический и научно-практический интерес, поскольку содержат в себе многоаспектную проблематику, которая имеет определенное социальное значение. Поэтому появление лимитрофной научной дисциплины - этики права, которая граничит с теорией права и государства, социологией, этикой, полностью закономерна, поскольку она яв-

ляется своеобразным ответом на потребности времени, на неудовлетворительное положения правового регулирования общественных отношений на просторах постсоветского пространства, которое находится в состоянии трансформации. Реформирование переходного общества выглядит сомнительным, если не будет осуществлена всесторонняя гуманизация права, если законодатель во время нормотворческой деятельности не будет обращаться к нормам общечеловеческой морали.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых изложены данные проблемы и на которые опирается автор, свидетельствуют, что приоритет в их изучении принадлежит древним грекам и римлянам. Уже римские юристы придавали большое значение воспитательной роли права. Эту проблему освещали П. Новгородцев, М. Коркунов, П. Виноградов и

др. Достаточно плодотворный вклад в ее разработку сделан Л. Петражицким [5].

Указанные вопросы интересовали и социологов. Социология морали - отрасль социологической науки, которая исследует социально-моральные явления, в том числе взаимоотношения морали и права. В частности, феномен морального беззакония первым выделил Э. Дюркгейм, который рассматривал его на фоне кризисных явлений общественной жизни. Внимание проблемам моральности в своих произведениях уделял и М. Вебер. Значительный вклад в разработку социологии морали сделан Р. Лукичем. Он, например, установил, что в условиях системного кризиса в обществе обязательно появляется феномен морального беззакония.

* Скорченко Юрий Александрович (skorchenko60@mail.ru) - кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной философии и политологии, Луганский государственный аграрный университет (Луганск, ЛНР).

Основоположником отечественной социологии морали, которая возникла еще в досоветский период, справедливо считается П. Сорокин. Современными учеными сделан существенный вклад в разработку этой проблематики (М. Байтин, В. Ганжин, Ю. Согомонов, И. Фарбер, Л. Явич и др.). Вопросы взаимовлияния, связанности права и морали прослеживаются в работах по социологии права [6; 8]. Труды, в которых непосредственно анализируется взаимосвязь морали и права, принадлежат В. Букрееву, И. Римскому [2], А. Кобликову [4], В. Бачинину [1] и др.

Проблема соотношения морали и права -узловая тема юридической науки. Грань, существующая между ними, чрезвычайно тонкая. Поэтому рассмотрение определенных аспектов взаимосвязи, взаимовлияния нравственности и права, а также уточнение специфических общих черт и различий этих явлений и есть цель данной статьи.

Право - сложный многоаспектный феномен. Моральный компонент - его неотъемлемая особая составляющая. В глубинном духовно-моральном содержании права, которое согласно одному из древних высказываний, является «искусство добра и справедливости», заложено нравственное основание для оценки содержания нормативных аспектов, которые должны соответствовать критериям гуманности и справедливости. Именно такое видение, такой подход очень важны, поскольку являются отправной позицией для оценки содержания законов. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право должно соответствовать морали. Оно оказывает влияние на формирование этических норм. Право и мораль имеют общую цель - координирование интересов личности и социума, обеспечение и возвышение достоинства человека и гражданина, соблюдение общественного порядка. Введение государством гуманных и справедливых законов укрепляет правопорядок, коллективную мораль. Если нормы права находятся в разногласии с требованиями нравственности, в противоречии с общественным мнением, государству необходимо урегулировать эти расхождения, принять надлежащие меры к дальнейшему совершенствованию законотворчества.

Нормы морали - правила поведения, которые базируются на представлениях общества или отдельных социальных слоев о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом и т.д. Нравственность - система норм,

оценок, контроля и поведения и т.д., которые исполняют функции социального контроля и регулирования общественных отношений в социальной группе, обществе [3, с. 461]. Мораль в отличие от права имеет оценочную характеристику. Отраслью морали является индивидуальное сознание, тогда как правовые предписания имеют коллективный характер и касаются как социальных групп, так и отдельной личности.

Сфера употребления этических норм отличается от применения норм права, несмотря на то, что это две родственные отрасли. Нормы морали действуют благодаря внутренним психологическим механизмам личности. Право и нравственность являются важнейшими составляющими частями поведения индивидуума и тесно взаимосвязаны. Моральные оценки - универсальные, правовые - функционируют в отдельных сферах реальной действительности. Если правовые предписания, обычаи не погружаются в сознание, а касаются только поведения, поступков, то сфера нравственности - это подлинно человеческие грани. Кстати, существует много аморальных поступков, которые совсем не интересуют право, остаются за его пределами, например, неблагодарность, жадность, равнодушие и т.д. Нарушение норм этики влечет лишь общее осуждение. Надо отметить, что в некоторых случаях высмеивание, неодобрение обществом определенного поведения могут иметь серьезные негативные последствия для личности - сломать карьеру, привести к психическому расстройству и даже довести до самоубийства. Но, более реальные и тяжелые последствия содержат постановления органов судебной власти относительно осуждения по уголовным, административным, гражданским делам.

Правовое осуждение преступных действий является ярким свидетельством их морального порицания, тогда как нравственное неодобрение не всегда сопровождается требованиями применения правовых санкций.

Современный социум имеют насыщенную стратификационную структуру, обладает составными частями. Этические взгляды, поведение, обычаи одной социальной группы могут существенно отличаться от других. Культурная трансформация общества происходит под влиянием изменений в хозяйственной сфере. В частности, возникновение нового социального актора - национальной буржуазии со своими специфическими мотивами, нормами, стандартами

46

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise ", 2021

Основы экономики, управления и права 2021

Economy, Governance and Law Basis

№ 2 (27)

поведения вызывает общественное напряжение. Этот процесс характеризуется столкновениями в актуальных сферах традиционных социальных общин. Мораль рыночного мира - это этика эгоистичных, рациональных индивидуалистов, задействованных в конкурентной среде. Так, буржуазия оправдывает эксплуатацию человека человеком, а труженики, наоборот, считают ее изощренной формой угнетения, порабощения.

Особое внимание к новому эксплуататорскому слою, а также осмысление учеными возрастания его публичной роли как социально-культурного феномена, являются вполне закономерными. За последний период произошли значительные изменения в оценках, установках рядовых граждан относительно предпринимателей. Усилились антирыночные настроений в социальной среде. Существенный негатив в обществе, в частности, вызывает значительный разрыв уровней жизни, доходов бедных и богатых, социальная, экономическая, культурная дифференциация.

Фактическое неравенство воспринимается многими гражданами как нарушение фундаментальных устоев справедливости общественного бытия.

Особую моральную окраску на этом фоне приобретает фактор отражения в нормах права «теоретических» аберраций, проявлений «заинтересованного» произвола, эгоистических установок со стороны некоторых государственных, политических деятелей. Сегодня достаточно реально выглядит угроза вероятного формирования корпоративно-коррумпированного характера законотворческой деятельности. В общественном мнении сложилось, в частности, такое представление: законы, которые принимаются, соответствуют только интересам верхушки социума. Под маской демократии в реальности существуют серьезные расхождения между интересами большинства членов общества, с одной стороны, и отдельных групп (олигархов, буржуазии и т.д.) - с другой. Это обстоятельство - настоящая угроза возможности соблюдения социальной справедливости, достижению стабильности в обществе.

Таким образом, неоднородность, а часто противоречия нравственных основ разных страт составляют одну из выразительных особенностей этого вида социальных норм. Моральные представления и взгляды каждой отдельной общественной группы находятся в основании формирования создаваемых ими внутренних норм.

Надо отметить, что нравственность имеет специфические особенности.

1) Ее принципы закрепляют поведение человека как должное. полагается обязательное исполнения индивидом этих установленных правил.

2) Мораль - весьма подвижный вид социальных норм. Изменение исторических обстоятельств, политического, экономического положения отдельной социальной страты приводит к изменением ее общественных оценок, а также к появлению новых этических норм, ранее не существовавших.

Мораль и право очень близки. Эти тесные связи иногда становятся порождением потенциальных конфликтных ситуаций. Скажем, та или иная правовая норма будет отвергаться частью общества из моральных побуждений. Мера и характер нарушений нормативного порядка отличается в зависимости от уровня образования субъекта, социально-экономического напряжения в обществе и т.д. Как правило, индивид стремится, чтобы его потребности соответствовали возможностям. Существует социально установленный механизм достижения ординарного уровня жизни, закрепленного нормами нравственности, усвоенного правом, устойчивым социальным контролем. В наше время, когда происходит трансформация общества, существует множество экономических, социальных, идеологических, правовых проблем и т.д. Сегодня баланс потребностей и возможностей существенно нарушился. Имущественная дифференциация, которая является реальным фактором современной жизни, порождает аномию. Чем глубже это расслоение, тем сильнее развиваются указанные негативные явления.

На сегодняшний день общество делится не только по экономическим критериям, но и по морально-правовым представлениям. В частности, то, что воспринимается как аномия одной социальной группой, другими же - как нормальная реакция на реальную обыденную ситуацию. Нравственно-правовое пространство, так сказать, распадается. Социальные традиции, которые создавались на протяжении длительного времени, выработали достаточно скептическое отношение у большинства граждан к написанным правилам. С разрушением тоталитарного режима значительная часть социума ощутила себя свободной от прошлых этико-правовых представлений, а новые механизмы нормативной регуляции еще не работают долж-

ным образом. Поэтому представления о справедливости, соответствующие положению вещей и т.д., уже не имеют общеупотребительного применения. Это привело к системному общественному кризису, который наблюдается сегодня. Не социальное согласие и понимание, а жестокость сопровождает слом старых социально-экономических отношений. Общество, которое трансформируется, обречено иметь достаточно высокий уровень преступности и проявлений правового нигилизма в различных сегментах общественных отношений.

Одной из первопричин существования, а также важнейшим мотивом массового проявления правового нигилизма является низкий уровень правовой культуры граждан, экономическая и социально-политическая нестабильность, отсутствие демократических традиций и т.д. Эти обстоятельства формируют у людей безразличное, а иногда - враждебное отношение к властным структурам и законам. Все это создает дополнительное напряжение в обществе [см. 7].

Для преодоления имеющейся преступности, проявлений правового нигилизма необходимо реально обеспечить существование высокой моральности, верховенства права, а для этого надо создать правовую среду, эффективно действующую правовую систему, завершить реформирование социально-политической сферы общества.

Таким образом, социальные нормы играют важную роль в урегулировании общественных отношений. Усвоение этих норм и их применение составляют необходимые предпосылки для успешной социально-активной деятельности личности. Наиболее важные действия и поступки в большинстве сфер жизнедеятельности человека осуществляется на основании существующих норм нравственности и в соответствии с действующими предписаниями права.

Морально-этические ориентиры права -это одна из актуальных научно-практических и одновременно социально-философских проблем. Нравственные основы права - это те координаты моральной цивилизации человечества, которые непосредственно влияют на все аспекты жизнедеятельности: политику, культуру, экономику и др.

Прослеживается стремление специалистов к изучению морали и права как органических составляющих духовной культуры. Анализ нравственной составляющей права - перспективное направление научных юридических исследований.

Духовно-моральное усовершенствование общественной жизни, дальнейшее развитие правовой практики вызывает теоретическую и научно-практическую потребность в развитии нравственности права как специального раздела правоведения. С помощью этики права возможно, в частности, досконально исследовать истоки преступной деятельности; разоблачать негативную мораль девиантного поведения; лучше понимать проблемы правовой социализации индивидуальности; анализировать феномен правового отчуждение личности и т.д.

Этика права, которая ссылается на достижения, как философской науки (этики), так и социологии морали, которая базируется на изучении подлинных фактов реальности, дает возможность более совершенно анализировать актуальные правовые проблемы современной действительности.

Библиографический список

1. Бачинин, В.А. Морально-правовая философия /В.А. Бачинин.- Харьков: Консум, 2000.- 208 с.

2. Букреев, В.И. Этика права / В.И. Букреев, И.Н. Римская.- М.: Юрайт, 1998.- 336 с.

3. Касьянов, В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипоренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 480 с.

4. Кобликов, А.С. Юридическая этика /

A.С. Кобликов.- М.: Норма, 2004.- 176 с.

5. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. / Л.И. Петражицкий.- М.: Юрайт, 2019.- 237 с.

6. Право и социология / Под ред. Ю.А.Тихомирова, В.П. Казимирчука.- М.: Наука, 1973.- 356 с.

7. Скорченко, Ю.А. Ювенальные асоциальные девиации в трансформирующемся социуме / Ю.А. Скорченко // Эксперт: теория и практика. -2021. - №2 (11). - С. 57-64. Б01 10.51608/26867818_ 2021_2_57

8. Сырых, В.М. Социология права: учебник /

B.М. Сырых.- 4-е изд., доп. - М.: Юстицинформ, 2012.- 472 с.

Поступила в редакцию 15.03.2021 г., с доработками 31.03.2021 г.

48

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2021

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

№ 2 (27)

2021

SOCIAL AND ETHICAL ASPECTS OF LEGAL RELATIONS

© 2021 Yu.A. Scorchenko*

The article analyzes the problem of the relationship between morality and law. The state of socio-spiritual reality is considered in the context of the transformation of the post-Soviet area. The article focuses on certain aspects of the relationship, such as the mutual influence of morality and law, specific common features, and differences in these matters. The impact of ethical categories on the context of legal norms is clarified.

Keywords: morality, law, ethics, standards, ethics of law.

* Skorchenko Yuriy Aleksandrovich (skorchenko60@mail.ru) - candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Philosophy and Political Science, Lugansk State Agrarian University (Lugansk, LPR).

Received for publication on 03.15.2021, with revisions 03.31.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.