Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие стран Европейского союза как фактор сокращения неравенства и бедности'

Социально-экономическое развитие стран Европейского союза как фактор сокращения неравенства и бедности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1948
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие стран Европейского союза как фактор сокращения неравенства и бедности»

Н.В. Бурьянова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА КАК ФАКТОР СОКРАЩЕНИЯ НЕРАВЕНСТВА И БЕДНОСТИ

Начало XXI века характеризуется не только развитием мировой экономики, но и переосмыслением социальноэкономических и научно-мировоззренческих ценностей. Процесс развития цивилизации, вышедшей на более высокий уровень, определяет вектор глобализации, проявляющийся в стремлении рассматривать, анализировать, соизмерять и интегрировать все параметры и аспекты деятельности человека в общепланетарном масштабе и соответственно интерпретировать эти данные в технологиях выживания человечества.

Среди глобальных проблем мировой экономической системы важное место занимает проблема бедности, решение которой требует совместных усилий всего человечества.

В конце прошлого столетия нарастание интеграционных процессов в экологической, демографической, энер-

гетической и других направлениях развития мирового сообщества привело к созданию различного рода объединений: Европейского союза (ЕС), Евразийского блока континентов, объединяющего народы Европы, Азии, Африки, Австралии и др.

Проблемы неравномерности территориального, экономического и социального развития постоянно привлекают внимание экономистов, политиков, теоретиков и практиков к исследованию проблем интеграции в связи с обоснованием социально-экономической политики, направленной на сглаживание диспропорций в развитии стран-участниц интеграционного процесса, в том числе и преодоление бедности.

Межгосударственные сопоставления показателей бедности основаны на методике Всемирного банка, согласно которой черта бедности устанавлива-

2007 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

ется на уровне четырех долларов США на человека в день в странах Центральной, Восточной Европы (ЦВЕ) и республик бывшего Советского Союза. Для промышленно развитых стран и США использовалась черта бедности, составляющая 14,4 долларов США на человека в день. В последнее время Всемирный банк для одних стран использует черту бедности в один доллар США в день на человека, для других - два и четыре доллара [1].

В 1993 году в регионе ЦВЕ доля населения с доходом менее двух долларов США на человека в день варьировала в абсолютных размерах: от 10,7%, в Венгрии, до 85,1% - в Словакии от общей численности населения в стране [1].

В 1992 г. 12 государств Европы, членов Европейского сообщества Маа-стрихского договора, вступившего в силу 1 ноября 1993 г., образовали Евросоюз (Европейский экономический и валютный союз - ЕС). ЕС представляет собой международное сообщество, сочетающее в себе признаки международной организации и федеративного государства, оказывающее влияние на развитие экономики всех стран, входящих в союз. ЕС постоянно расширяется и в 2007 г. включает 27 государств с определенным экономическим развитием.

Ученые отмечают, что на сегодняшний день Евросоюз является пионером в области интеграционных процессов, но сама интеграция породила противоречия, возникшие в результате реформирования наднациональных институтов ЕС, а также противоречия между богатыми и бедными, проявляющиеся в растущей поляризации между странами и регионами по уровню жизни. Главным (и единственным) критерием, согласно которому все страны получают определенное количество голосов в институтах ЕС (Европейской комиссии, Европарламенте, Совете министров, Европейском суде и др.) является численность населения.

Лоббирование интересов и система принятия решений в институтах Евросоюза сильно осложняют процессы реформирования и углубления интеграции. Особенно это актуально при перераспределении финансовых ресурсов через бюджет ЕС. Более бедные страны ЦВЕ с совокупным населением в 110 млн. человек смогут, защищая свои интересы, блокировать многие решения и тем самым способствовать неэффективному распределению материальных и финансовых ресурсов [1].

Особый интерес вызывают вопросы преодоления бедности и социальной защиты в странах ЕС. Выработка общей политики в этой сфере осложняется различными исторически сложившимися моделями развития экономики в этих странах (скандинавская, англосаксонская и континентальная и др. модели).

В связи с этим в странах ЕС по-разному трактуется соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью, что определяет разные подходы к определению полной занятости, распределению доходов и т.п. Эти страны различаются по используемым моделям развития экономики.

Так, в странах со скандинавской моделью (Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии) главные социальные проблемы такие, как бедность и безработица, практически устранены. Значительную роль в экономике играет третичный сектор, где государству принадлежит существенная доля. В результате государство берет на себя бремя решения социальных проблем.

В последние годы эти страны следовали общей тенденции: сначала снижение темпов экономического роста как следствие мирового экономического спада, а затем новый экономический подъем (таблица 1) [2].

В рассматриваемых странах динамика основных экономических показателей складывалась по-разному, но общим для них стал экономический рост в 20032005 гг. При этом в Швеции и Дании эко-

номический рост связан с развитием экспортных отраслей, в Финляндии - с увеличением личного потребления, а в Норвегии - с ростом валовых капиталовложений. Основной проблемой этих стран остается безработица, она выросла везде, за исключением Финляндии, где она снизилась на 1%. Темпы роста почасовой оплаты труда снизились во всех странах, кроме Финляндии, где они возросли. Характерная черта для всех северных стран

- довольно низкий уровень инфляции. «Это результат более высокого уровня цен по сравнению с другими странами и усиления конкуренции с позиции розничной торговли» [2].

В странах с англосаксонской моделью (Великобритании, Ирландии) в оценке развития экономки преимущество отдается экономической эффективности. При этом отвергаются принципы эгалитарного общества на основе моральных обязательств. В странах поощряется неравенство в доходах, из-за недостатка квалифицированной рабочей силы широко используется неквалифицированный труд, что определяет относительно низкий уровень заработной платы. Это породило существенную дифференциацию в доходах между наиболее богатыми и бедными группами населения [3].

В странах ЕС с континентальной моделью экономики существуют государственные гарантии, обеспечивающие высокую заработную плату. Это приводит к росту издержек работодателей и препятствуют росту занятости, особенно в частном секторе. Такая модель экономики способствует росту безработицы, что в большинстве случаев связано с социальными гарантиями.

В целом для стран ЕС безработица - главная социальная проблема, порождающая бедность населения. И хотя она снижается, но во многих европейских странах по-прежнему продолжает оставаться высокой.

Однако, несмотря на существенные различия в моделях развития экономики стран ЕС, в целом за последние годы Евросоюз добился определенных успехов в росте ВВП, где его доля составляет % мирового ВВП, в росте внешнеторгового оборота и других макроэкономических показателей.

В 2003 г. основные показатели экономики стран ЕС-27, характеризующие благосостояние населения, в ценах и по паритетам покупательной способности (ППС) национальных валют, складывались по-разному (таблица 2)1 [4].

Таблица 1. Динамика основных экономических показателей Северных стран в 2001-2005 гг, %_____________________________________________________________________

Основные экономические показатели 2001-2003 гг. 2003-2005 гг.

Швеция Дания Финляндия Норвегия я и ц в Ш я и Д Финляндия Норвегия

ВВП 3,6 0,7 4,7 1,8 6,3 5,2 5,8 5,5

Личное потребление 2,9 1,5 6,0 6,7 4,2 8,1 6,7 8,7

Государственное потребление 4,0 2,1 5,0 4,5 2,7 2,9 3,1 3,6

Валовые капиталовложения -4,5 6,1 -4,6 -5,4 13,8 8,4 6,8 19,8

Экспорт 6,3 3,1 6,6 1,7 17,9 11,4 13,0 1,1

Импорт 2,9 5,8 4,7 4,6 14,3 16,9 16,9 16,2

Почасовая заработная плата 7,7 7,7 7,2 10,0 6,8 6,1 7,5 6,9

Уровень безработицы 9,1 11,7 18,91 8,6 12,1 12,5 17,9 9,3

тДоля в самодеятельном населении.

1 Данные приведены по странам, входящих в ЕС по состоянию на 1 января 2007 г., что необходимо для последующих исследований

Таблица 2. Основные параметры экономики Евросоюза в 2003 г., (в ценах и по ППС национальных валют 2003 г.)

Государства Евросоюза Насе- ление, млн чел. ВВП ВВП на душу населения Доля доходов населения в ВВП, % Дохо- ды насе- ления, млрд дол. Доходы на душу населения

млрд дол. Ме- сто в ми- ре доля ВВП мире, % дол. % к среднему по миру ме- сто в ми- ре дол. % к среднему по миру

Мир в целом 6270,0 51 655,0 100 8 238 100 60 31070 4 955 100

Швеция 9,0 238,7 35 0,5 26 656 324 20 49 117,0 13 061 264

Финляндия 5,2 142,0 50 0,3 27 252 331 17 51 72,4 13 899 280

Дания 5,4 170,4 42 0,3 31 630 384 5 48 81,8/ 15 183 306

Англия 59,3 1 606,9 7 3,1 27 106 329 18 66 1 060,5 17 890 361

Ирландия 3,9 145,2 48 0,3 36 775 446 4 47 68,2 17 284 349

Австрия 8,1 241,5 33 0,5 29 972 364 9 58 140,1 17 384 351

Испания 41,1 915,1 13 1,8 22 264 270 23 58 530,7 12 913 261

Португалия 10,2 188,0 41 0,4 18 444 224 31 61 114,7 11 251 227

Греция 10,7 213,3 37 0,4 19 973 242 27 67 142,9 13 382 270

Италия 57,6 1 559,3 8 3,0 27 050 328 19 60 935,6 16 230 328

Нидерланды 16,2 476,9 18 0,9 29 412 357 10 50 238,5 14 706 297

Бельгия 10,3 293,8 27 0,6 28 396 345 12 55 161,6 15 618 315

Франция 59,7 1 632,1 6 3,2 27 327 332 16 55 897,7 15 030 303

Люксембург 0,4 28,2 96 0,1 62 844 763 1 60 16,9 37 706 761

Г ермания 82,6 2 279,1 5 4,4 27 609 335 15 59 1 344,7 16 289 329

Словения 2,0 37,9 83 0,1 19 300 234 29 55 20,8 10 615 214

Венгрия 10,1 147,5 47 0,3 14 572 177 39 67 98,8 9 763 197

Словакия 5,4 72,5 64 0,1 13 469 163 40 55 39,9 7 408 149

Чешская Республика 10,2 167,8 44 0,3 16 448 200 36 53 88,9 8 718 176

Польша 38,2 443,9 23 0,9 11 623 141 45 65 288,6 7 555 152

Латвия 2,3 23,2 101 0,04 9 981 121 52 63 14,6 6 268 127

Литва 3,5 38,9 80 0,1 11 250 137 47 62 24,1 6 975 141

Эстония 1,4 18,0 109 0,03 13 348 162 41 58 10,5 7 742 156

Мальта 0,4 7,1 129 0,01 17 717 215 34 66 4,7 11 693 236

Кипр 0,8 13,8 116 0,03 17 939 218 32 65 9,0 11 660 235

Болгария 7,8 61,1 70 0,1 7 807 95 60 69 42,1 5 387 109

Румыния 22,2 160,3 46 0,3 7 222 88 63 76 121,8 5 489 111

Итого по странам ЕС 484,0 11 322,5 22,11 23 394 284 59 6 686,7 13 815 279

Численность населения ЕС по данным 2003 г., составила 484 млн. человек, а это - 7,7% от численности населения мира и 93,4% - от общей численности населения Европы. Эти страны производили ВВП на сумму 11 322,5 млрд. или 21,9% мирового ВВП. Доля доходов населения в ВВП в целом по ЕС составляла 59%, с вариацией этого показателя от 47% в Ирландии до 76% в Румынии. Абсолютные размеры доходов на душу населения также имели большой размах по странам: от 5 387 дол. в Болгарии до 37706 дол. в Люксембурге. В общем доходы на душу населения в 2,8 раза превышали среднедушевые доходы в целом по планете.

Однако страны, вступившие в Евросоюз в последнее время (Болгария, Румыния, Латвия), имели сравнительно низкие показатели среднедушевых доходов. Таким образом, эти противоречивые процессы не позволяют отодвинуть проблемы бедности на второй план в социально-экономической политике как конкретно каждой страны, так и ЕС в целом.

О нерешенности проблем бедности и неравенства в странах ЕС свидетельствуют межстрановые сравнения децильных показателей распределения доходов населения, которые показывают относительную колеблемость крайних значений доходов вокруг среднего

их значения, характеризуемого коэффициентом осцилляции, исчисляемой по формуле:

п

К0СЧ-----100,

х

где П - вариационный размах, х

- средняя арифметическая [6].

Самый большой разрыв межгосударственных показателей доходов наблюдается у самых бедных (в 1-ой де-цильной группе). При распределении доходов населения по 20-ти процентным (квинтильным) группам I группа также характеризуется высоким уровнем вариации доходов населения. Однако этот уровень снижается при переходе как от первой децильной группы к последующим, а также и от первой квин-тильной группы к последующим немного повышаясь в пятой группе, характеризующей население с наибольшими доходами. Все это свидетельствует о том, что страны ЕС, объединившиеся по пространственному (материковому признаку), существенно отличаются друг от друга по целому ряду социальноэкономических показателей, в том числе и уровня бедности.

По странам Евросоюза доходы 20-ти процентов населения с наименьшими доходами составляли 7,5% совокупного денежного дохода общества, а доходы 20-ти процентов населения с наибольшими доходами - 40,1%, а в отдельных странах эти показатели еще выше: в Мальте (44,5%), Англии и Эстонии (44%), Португалии (45,9%), Греции (43,6%) и т.д.

В целом по ЕС среднедушевые доходы в 2003 г. составляли 13815 дол., что в 2,8 раза выше мировых. Однако в некоторых странах этот показатель ниже, чем в среднем по планете.

Возвращаясь к показателям экономического развития, нужно отметить, что по своим общеэкономическим параметрам Европейский Союз уже превзошел США: доля ВВП стран ЕС в совокупном ВВП мира в 2003 г. составля-

ла 21,9%, а в США - 21% (таблица 1). Это, безусловно, способствует решению проблемы снижения бедности и неравенства, нашедшей отражение в «Декларации тысячелетия» ООН.

Данные по распределению доходов в 136 странах мира показывают наличие огромного разрыва в распределении доходов. Так, среднедушевые доходы самых бедных (1-я дециль с доходом 366 долл. на человека в год) почти в 69 раз меньше чем у самых богатых (10-я дециль с доходом 25154 дол. на человека в год) В 2003 году 627 млн человек населения мира имело в среднем доход в 1 дол. на человека в день.

В странах Евросоюза диапазон разрыва среднедушевых расходов меньше. В целом по Евросоюзу он составляет 8,7 раза, а по отдельным странам колеблется от 5,2 раза в Чешской Республике до 15 раз в Эстонии. Здесь и ранее межгосударственные сопоставления произведены на основе пересчитанных макроэкономических показателей в единую валюту - доллар США, не по официальным курсам национальных валют, а по паритетам покупательной способности в соответствии с «Программой международных сопоставлений ООН». Использование этих показателей обеспечивает достоверность межгосударственных сопоставлений при решении задач в области экономики и социальной политики ПРООН.

Расширение Евросоюза содействует более успешному социальноэкономическому развитию, в том числе и решению проблем бедности. Процесс расширения Евросоюза происходит поэтапно, с каждым последующим расширением к Евросоюзу присоединяются страны с существенно более низкими социально-экономическими показателями по сравнению с ранее присоединившимися странами. В результате им приходится адаптироваться к новым условиям единого внутреннего рынка ЕС. При этом положительные последствия

расширения ощущают как новые страны, так и старые.

Таким образом, реальное воплощение ожиданий и надежд для новых стран-членов - это позитивный вывод из анализа расширения ЕС. За последние годы страны Евросоюза добились высоких темпов роста: устанавливается стабильность их макроэкономического развития, растет занятость и уменьшается безработица, быстрыми темпами происходит социальное сближение с наиболее развитыми странами ЕС, растет конкурентоспособность национальных производителей как на рынках союза, так и на рынках других стран. Все это способствует экономическому росту, политической стабильности, приросту человеческих ресурсов, приводит к снижению бедности и укреплению социальной справедливости.

Библиографический список

1. Г оворова Н. Бедность в европейских странах с переходной экономикой. http ://www.ieras .rn-j oumal2/2001/14htm.

2. Волков А. Северные страны: первые годы нового тысячелетия// Мировая экономика и международные отношения. 2007 №1. С. 71-75.

3. Гавриков Д. Европейский союз как территория противоречий// Мировая экономика и международные отношения. 2004 №12. С. 88.

4. Болотин Б. Разрыв в доходах населения: данные мировой статистики // Мировая экономика и международные отношения. 2006 №7. С. 85-89.

5. Вестник ЕС 2004 № 38/Новая Европа/http:// п-еигоре.еи/соп1еп1:/?р=213

6. Ниворожкина Л.И. Теория статистики/ Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2005. С. 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.