Э.К. Хижный
Социально-экономические аспекты расширения ЕС-15 на восток. (Обзор)
Введение.
Условия и предпосылки расширения ЕС
Расширение ЕС до 25 государств с мая 2004 г. является знаковым событием как для старых, так и для новых государств -членов Союза. За свою 55-летнюю историю Сообщество / Союз расширялся пять раз: в 1973, 1981, 1986, 1995 и 2005 гг. Пятое расширение ЕС отличается от предыдущих четырьмя важными особенностями.
Во-первых, небывалой масштабностью процесса (число стран-членов увеличилось на десять государств, или на 66,6%). До этого увеличение оценивалось в пределах одной-двух либо трех стран (на 11-50%).
Во-вторых, в интеграционное объединение промышленно развитых стран (ПРС) с рыночным хозяйством впервые вошли государства с переходной экономикой. Как отмечают российские ученые, расширение ЕС на восток является «важным этапом на пути превращения мировой экономики в целостное всемирное рыночное хозяйство» (7, с. 15).
В-третьих, при расширении демографическая эффективность существенно перекрывает экономическую: численность населения стран ЕС-25 возросла на 75 млн. человек, т.е. на 20%, а прирост валового внутреннего продукта (ВВП) равняется 164
лишь 5%. Разрыв между этими двумя показателями оценивается в 4 раза. Только при втором и третьем расширении демографические факторы были в два раза более значимыми, чем экономические. В 2004 г. по численности населения ЕС-25 вышел на третье место в мире после КНР и Индии, намного превосходя их по своему экономическому потенциалу.
В-четвертых, никогда до этого вступающие страны не отставали так сильно от стран-«ветеранов» по уровню дохода на душу населения. У десяти стран ЦВЕ показатель ВВП на душу населения оценивается в 23% от среднего показателя по ЕС-15. Присоединение новых стран ЦВЕ привело к снижению уровня доходов жителей ЕС-25 на 13% (19, с. 132).
В то же время следует подчеркнуть, что расширение ЕС объективно обосновано. Стабилизация экономического положения Сообщества, создание единого рынка в 1993 г., образование Экономического и валютного союза, введение единой европейской валюты (евро) в 2000 г. - все это создало солидные предпосылки для последнего расширения. Это - с одной стороны. С другой же стороны, страны ЦВЕ выполнили в значительной степени три важных условия для приема в состав ЕС: сформировали в основном рыночную экономику, способную выдержать конкуренцию на едином рынке; создали демократические государства, которые гарантируют соблюдение прав человека; начали приводить национальное законодательство в соответствие с законами Союза.
Расширившийся ЕС - это 450 млн. потребителей и 25 млн. фирм и компаний, производящих и потребляющих различные товары и услуги, причем по единым правилам и стандартам. Например, российское изделие, ввезенное в Польшу, может быть продано на всей территории ЕС без дальнейших проверок или сертификаций.
На первых порах экономическая эффективность расширения ЕС 2004 г. для стран ЦВЕ выразится, по мнению ряда экспертов Запада, в росте доходов граждан на 18% в течение нескольких лет, а для «старых» членов - в мизерной прибавке размером в 0,2% (1, с. 433). Такая диспропорция в выгодах на первоначальном этапе с лихвой окупится осуществлением долгосрочных политических целей: гарантированной победой рыночной экономики и демократизацией стран ЦВЕ, что должно привести к расширению зоны стабильности и безопасности на Европейском континенте.
165
Главная цель современного расширения ЕС состоит, по существу, в достижении устойчивого повышения уровня жизни населения вступивших стран без серьезного ущерба жителям государств, уже являвшихся членами Союза. А для этого требуется адаптировать рынок труда «новичков» к условиям труда, формам организации и управления производством в ЕС-15. Социально-трудовые аспекты расширения ЕС на восток предусматривают разработку и осуществление единого комплекса мероприятий для достижения сравнительно полной занятости, обеспечения социальной защиты населения, применения к ним основных трудовых норм, установленных для стран ЕС-15. Другими словами, требуется обеспечить совместимость стран, входящих в состав ЕС-25, в трудовой сфере. Это нелегкая задача с учетом неблагоприятных тенденций в области демографии на Европейском континенте, особенно в странах ЦВЕ.
Демографическая ситуация в десяти странах ЦВЕ: Масштабы трудовых ресурсов, их динамика и проблемы
С 80-х годов прошлого века рассматриваемые страны функционируют в неблагоприятных демографических условиях: потенциал трудовых ресурсов (ПТР) (под которым подразумевается численность взрослого населения от 15 лет, обладающего определенной трудоспособностью, его половозрастная структура и баланс миграции) неуклонно сокращается. Мало того, ПТР во многих из этих стран еще и мало используется, что проявляется в низком коэффициенте вовлечения трудоспособного населения в рабочую силу и занятость. Особенно это заметно у мужской части населения. В конечном итоге данные пробелы сказываются на показателе ВВП на душу населения, который в десяти странах ЦВЕ значительно ниже, чем в ЕС-15. В 2003 г. он составлял (к среднему показателю по ЕС-15, исходя из текущих валютных курсов, в %): в трех странах Балтии, Словакии и Польше - 16-21; в Венгрии и Чехии - 28-30; на Мальте и в Словении - 43-48 и на Кипре - 62 (19, с. 133). Проблемы рассматриваемых стран в области демографии особенно заметны при сравнении их с аналогичными показателями по государствам
166
ЕС-15. Вот каковы динамика численности населения двух групп стран и факторы, ее комплектующие (см. табл. 1).
Таблица 1 (16, с. 1)
Динамика численности населения стран ЕС-15 и десяти стран ЦВЕ. Сравнительный анализ комплектующих их факторов. Данные на 2002 г. (Предварительная оценка)
\ Пока- Чис- Коэф- Коэф- Коэффи- Баланс Общий Числен-
затели лен- фи- фи- циент мигра- показа- ность
\ ность циент циент естест- ции тель при- насе-
\ насе- рождае- смерт- венного на роста ления
\ ления мости на ности прироста каж- населе- на
\ на каждую на населения дую ния на 1.1.2003
\ 1.1.2002 тысячу каждую на каж- тыся- каждую (в тыс.
\ человек тысячу дую ты- чу тысячу чело-
\ населе- человек сячу чело- человек век)
Страны \ ния человек век*
1 2 3 4 5 6 7 8
Страны
ЕС-15 377 128 10,6 9,7 0,8 2,8 3,6 378 471
В том
числе:
Австрия 8 139 9,6 9,2 0,4 2,1 2,5 8 159
Бельгия 10 310 11,0 10,4 0,6 2,9 3,5 10 346
Велико-
британия 58 928 11,2 10,2 10,0 1,8, 2,8 59 088
Германия 82 440 8,8 10,2 -1,4 2,8 1,4 82 555
Греция 10 988 9,0 9,4 -0,4 3,2 2,8 11 018
Дания 5 368 11,9 10,8 1,0 2,6 3,6 5 388
Ирлан-
дия 3 883 14,8 7,7 7,1 5,1 12,2 3 931
Испания 40 409 10,4 9,2 1,2 5,6 6,8 40 683
Италия 56 332 9,6 9,9 -0,3 2,7 2,3 56 464
167
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8
Люксем-
бург 444 11,9 8,3 3,6 6,7 10,3 449
Нидерланды 16 105 12,5 8,8 3,7 1,8 5,5 16195
Португалия 10 336 10,7 10,4 0,3 6,7 7,0 10 409
Фин-
ляндия 5 195 10,6 9,4 1,3 1,1 2,4 507
Франция 59 341 12,9 8,9 4,0 1,0 5,0 59 637
Швеция 8,909 10,6 10,6 0,0 3,7 3,7 8943
10 стран ЦВЕ 74 670 9,1 10,3 -1,1 -0,7 -1,8 74 534
В том
числе:
Кипр 706 10,8 6,4 4,4 4,9 9,3 712
Венгрия 10 175 9,5 13,0 -3,5 1,6 -1,9 10 155
Латвия 2 346 8,5 13,8 -5,3 -2,0 -7,3 2 329
Литва 3 476 8,7 11,8 -3,1 -1,5 -4,6 3 460
Мальта 395 9,6 7,7 1,9 2,3 4,2 396
Польша 38 633 9,0 9,2 -0,2 -0,5 -0,7 38 609
Словакия 5 379 9,3 9,6 -0,3 0,1 -0,2 5 378
Словения 1 994 8,7 9,1 -0,4 1,5 1,1 1 996
Эстония 1 361 9,7 13,6 -3,9 -07 -4,6 1 355
Чехия 10 206 9,0 10,5 -1,5 -4,7 -6,1 10 144
* Т.е. разница между численностью приехавших и численностью уехавших легальных мигрантов в течение года. - Прим. авт.
Общий показатель прироста населения, который определяется как коэффициентом естественного прироста населения, так и балансом миграции, в обоих случаях в расчете на каждую тысячу человек населения в странах ЕС-15 был равен «+» 3,6 человека, а в десяти странах ЦВЕ - «—» 1,8 человека. При этом коэффициент естественного прироста в странах ЕС-15 составлял в целом «+» 0,8, а баланс миграции «+» 2,8. Лишь только в трех странах ЕС-15 (в Гер-
168
мании, Италии и Греции) первый показатель имел отрицательное значение. Второй же показатель (баланс миграции) во всех 15 странах ЕС быт положительным. Другими словами, прирост населения 12 стран - «старожилов» ЕС быт обеспечен балансом миграции на 85%, а в Германии, Италии и Греции - на 100%.
Совершенно противоположная ситуация сложилась в десяти странах ЦВЕ: в них коэффициент естественного прироста населения быт негативным (кроме Кипра и Мальты), баланс миграции в пяти странах имел отрицательное значение, в двух странах (Словакии и Словении) показатель был нулевым, а в трех странах (на Кипре, Мальте и в Венгрии) - положительным.
Такое положение дел в области динамики численности населения этих стран привело к тому, что за период с 1 января 2002 г. по 1 января 2003 г. численность населения стран ЕС-15 возросла на 1344 тыс. человек, а в десяти странах ЦВЕ - сократилась на 137 тыс. человек.
Следует подчеркнуть, что снижение численности населения ряда стран ЦВЕ наблюдается уже длительное время. Так, начиная с 1990 г. почти во всех странах ЦВЕ (за исключением Польши) происходило снижение численности населения. Всего за 1990-2000 гг. население этих стран уменьшилось на 436 тыс. человек, или на 0,6%. Это сокращение произошло или из-за снижения коэффициента естественного прироста, или из-за отрицательного баланса миграции, или из-за совместного проявления обоих показателей.
На естественный прирост населения оказывают влияние такие факторы, как увеличение числа разводов, уменьшение количества браков и снижение коэффициента фертильности. Так, за период 1980-2000 гг. число браков на каждую тысячу жителей этих стран снизилось в два раза (с 7,9 до 4,2). Самый высокий показатель достигнут в Польше (5,5), самый низкий - в Словении (3,7). Число разводов, напротив, возросло с 0,5-2,1 до 1,1-2,9 на каждую тысячу жителей. Наивысший рост произошел в Литве (с 0,9 до 2,9), наименьший - в Словении (с 1,0 до 1,1). В результате отмеченных фактов существенно снизился коэффициент фертильности, т.е. коэффициент рождаемости на каждую женщину репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет). В 1960 г. этот показатель колебался по 10 странам ЦВЕ в диапазоне 2,2-3,0; к 1980 г. он снизился до 2-2,3, а в 2000 г. - до 1,14-1,39 (24, с. 200). Это означает, что на сегодня ни в
169
одной из рассматриваемых стран не осуществляется даже простое воспроизводство населения: ведь для этого каждой женщине в возрасте от 15 до 49 лет необходимо рожать в среднем не менее 2,1 ребенка! Таким образом, в последние десятилетия наблюдается устойчивый процесс снижения коэффициента естественного прироста населения.
Что касается второго показателя, влияющего на общий прирост населения, - баланса миграции (т.е. разница между эмиграцией и иммиграцией), то в большинстве этих стран он имеет отрицательное значение. Десять стран ЦВЕ, равно как и большинство государств ЕС-15 (за исключением Бельгии и Люксембурга), являются одновременно и странами-донорами, и странами-реципиентами мигрантов.
В 2003 г. в 25 государствах-членах и кандидатах на вступление в ЕС проживало 22 млн. иностранцев, или 5,2% всего населения Союза. При этом на долю иммигрантов в странах ЕС-15 пришлось 20 млн. человек, или 5,1% всего населения, а в десяти странах ЦВЕ -1,7 млн. человек, или 1,9% их населения (2, с. 12). По числу иммигрантов на первых местах были (в млн. человек): Германия (7,3), Франция (3,3), Великобритания (2,4), Италия (1,5) и Испания (1,4). В таких странах, как Бельгия, Греция, Австрия, Нидерланды, Латвия и Швеция, число иммигрантов находилось в пределах 0,50,8 млн. человек (в каждой стране). В Дании, Эстонии, Португалии, Ирландии, Чехии и Венгрии имелось по 100-300 тыс. иммигрантов. В остальных странах ЕС-25 их численность колебалась от 9 тыс. до 100 тыс. человек в каждой стране (2, с. 12).
Как правило, отток мигрантов из десяти стран ЦВЕ превышает их приток, особенно это относится к трем странам (Литве, Латвии и Польше), из-за чего численность их населения неуклонно снижается. Такая ситуация резко контрастирует с положением дел в этой области в странах ЕС-15, а именно: на долю постоянного положительного баланса миграции приходится 85% прироста населения этих государств. И эта тенденция продолжает сохраняться.
На сегодня баланс миграции из десяти стран ЦВЕ в Европейский союз в пересчете на полную занятость оценивается в 430 тыс. человек в год, из которых 50% приходятся на временных работников (сезонных, на время выполнения контракта). О численности мигрантов из восьми стран ЦВЕ, проживающих только в восьми 170
странах Западной Европы, в отношении которых имеются полные сведения, свидетельствуют данные табл. 2.
Таблица 2 (20, с. 15)
Численность иностранцев из восьми стран ЦВЕ, проживавших в восьми ПРС Западной Европы в 2001-2003 гг.
Стра ны-доноры мигрантов Страны-реципиенты мигрантов Баланс ми-грации (тыс. чел.) Доля ми-грантов в насе-ле-нии стран-доноров (в %)
Австрия 2002 г. Дания 2003 г. Франция 2001 г. Германия 2001 г. Италия 2002 г. Люк-сем-бург 2003 г. Ни-дер-ланды 2002 г. Швеция 2001 г.
Чехия 7 313 412 125 38 504 3 468 173 6 276 471 56 741 0,5
Эстония 54 523 10 839 3 880 205 131 371 1 662 17 665 1,3
Венгрия 12 729 457 654 55 978 3 066 417 12 359 2 727 88 387 0,8
Латвия 153 894 227 8 543 467 41 531 780 11 636 0,5
Литва 208 1 583 204 11 156 322 32 633 727 14 865 0,4
Польша 21 841 5 410 694 310 432 29 282 885 32 210 15 511 416 265 1,0
Словакия 7 739 216 51 23 004 6 114 3 179 363 34 672 0,6
Словения 6 893 56 10 19 395 1 583 72 32 627 28 668 1,4
171
Потенциальная миграция из восьми стран ЦВЕ в ЕС оценивалась экспертами Запада в конце 90-х годов ХХ в. в 2,5 млн. человек. В 2004 г. этот людской потенциал был переоценен в сторону увеличения до 3,0 млн. человек, что составляет 3,9% населения этих стран. В 2002 г. число эмигрантов из этих стран в ЕС-15 оценивалось в 1 млн. человек (0,6% их населения), или 0,27% всего населения ЕС-25 (20, с. 14).
Для того чтобы избежать массированного притока иммигрантов из стран ЦВЕ в ЕС-15, для них был установлен семилетний период адаптации до 2011 г., а Германия и Австрия, куда больше всего стремятся мигранты, видимо, продлят переходный период до 2014 г. До этого времени приток иммигрантов будет контролироваться властями стран ЕС-15.
До 2004 г. отрицательный показатель естественного прироста населения в ряде стран ЦВЕ компенсировался балансом миграции. После вступления в ЕС в странах ЦВЕ будет постепенно, по мере прохождения ими переходного периода, нарастать интенсивный отток эмигрантов. Если же учесть хронически снижающийся естественный прирост населения в этих странах, то их ожидают тяжелые времена. На первых порах дефицит рабочей силы в странах ЦВЕ будет покрываться с помощью профпереподготовки и привлечения к труду безработных. Затем понадобятся целеустремленные усилия по внедрению трудосберегающих технологий, улучшению профессиональной и квалификационной структуры занятых, усилению их территориальной мобильности. В подавляющем большинстве рассматриваемых стран демографические факторы потенциала трудовых ресурсов (ПТР) (увеличение населения и миграции) будут заменяться социально-экономическими факторами, прежде всего в форме более интенсивного привлечения трудоспособного населения в сферу занятости.
Степень использования потенциала трудовых ресурсов десяти стран ЦВЕ
Как мы видели, страны ЦВЕ располагают огромным потенциалом трудовых ресурсов (ПТР), но он слабо используется. В самом деле, присоединение десяти стран к ЕС-15 прибавило Европейскому союзу 75 млн. человек, в том числе 50 млн. трудоспособного населения, т.е. лиц в возрасте от 15 до 64 лет включительно, из которых
172
лишь 28 млн. человек охвачены занятостью (или 14%) (20, с. 12)1. Уровень безработицы в десяти странах ЦВЕ выше, чем в ЕС-15: на январь 2004 г. он оценивался в первом случае в 10%, а во втором - в 8% (4, с. 10).
С середины 90-х годов ХХ в. ПТР стран ЦВЕ формируется не столько благодаря демографическим факторам (т.е. росту численности населения, особенно его трудоспособной части), сколько за счет интенсивного использования социально-экономических факторов. Под последними подразумевается повышение коэффициента экономической активности трудоспособного населения, т.е. большего вовлечения его в занятость, и особенно таких его компонентов, как молодежь (15-29 лет), пожилые люди в возрасте 59-64 лет, женщины и пенсионеры всех возрастов, обладающие частичной трудоспособностью. Сюда же следует отнести и меры по улучшению квалификационной структуры занятых и повышению уровня их территориальной мобильности, улучшение организации труда и его управления. Для содействия этим мерам правительства и предприниматели государств ЕС-15 взяли на вооружение политику дерегулирования рынка труда. Главными атрибутами этой политики являются либерализация (а скорее, ослабление требований) трудового законодательства, широкое использование нестандартных форм трудоустройства, перенос акцента с пассивных мер (выплата пособий по безработице и по преждевременному выходу на пенсию) на активные (создание рабочих мест, профподготовка и т.д.).
Успехи и недостатки десяти стран ЦВЕ в указанных областях наиболее заметны при сравнении их с показателями ЕС-15. Это касается и различий в возрастных структурах населения двух групп стран, в степени вовлечения трудоспособной части их населения - с учетом половозрастных признаков - в состав рабочей силы, и разной степенью использования нестандартных форм трудоустройства и т.д.
Экономический рост и уровень занятости в десяти странах ЦВЕ
Вступление стран ЦВЕ в ЕС создает возможность для ускоренного экономического роста, достижения относительно полной
1 В 2002 г. общая численность занятых в ЕС-25 оценивалась в 199 млн. человек (25, с.28).
173
занятости и повышения реальных доходов населения. В качестве главного инструмента достижения этих целей выступают структурная перестройка и реформы в экономической, политической, социальной и трудовой областях, направленные на развитие рыночного хозяйства как на микро-, так и на макроуровнях. Важным дополнением к этому являются уже устоявшиеся тесные торговые связи. Географическая близость с рынком ЕС-15 в сочетании с низкими издержками производства (прежде всего за счет низкой зарплаты трудящихся) и с высокообразованной рабочей силой были и остаются важными стимулами для притока в страны ЦВЕ прямых иностранных инвестиций. Еще до вступления в ЕС они установили прочные торговые связи с Западной Европой. К 2001 г. 51,7% их экспорта и 55,5% импорта были связаны с ЕС-15 (14, с. 117).
Торговые связи с ЕС и поток прямых инвестиций в ЦВЕ явились основой для ускоренного темпа роста их ВВП. Наиболее отчетливо это проявилось после 1995 г. За период 1995-2001 гг. во всех десяти странах ЦВЕ объем ВВП вырос в среднем на 25,6%, т.е. его ежегодный рост составил 4,7% против 2,7% в странах ЕС-15 (см. табл. 3).
Таблица 3 (4, с. 10) Объем валового внутреннего продукта (ВВП) ЕС-25 в сравнении с ЕС-15, 2002 г.
Страны ВВП Распределение добавочной стоимости (брутто) по трем секторам экономики (в %)
объем* (млрд. евро) объем ВВП на душу населения; ЕС-15=100 годовой прирост** сельское хозяйство промышленность сфера услуг
1 2 3 4 5 6 7
ЕС-15 9 169 100 0,4 2,0 27,0 71,0
ЕС-25 В том числе: 9 613 91 0,5 2,1 27,2 70,7
Польша 202 41 3,9 3,1 30,0 66,9
Чехия 78 62 3,4 3,2 37,3 59,6
174
Продолжение табл. 3
1 2 3 4 5 6 7
Венгрия 69 53 2,9 3,7 30,7 65,6
Словакия 26 47 4,2 4,4 31,1 64,5
Словения 23 69 2,3 3,0 35,2 61,8
Литва 15 39 8,8 7,1 30,5 62,4
Кипр 11 77 2,2 4,1 20,3 75,6
Мальта 4,0 69 1,9 2,8 28,1 69,1
Латвия 9,0 35 7,3 4,7 24,7 70,6
Эстония 7,0 40 4,6 5,4 29,3 65,3
Для сравнения США 11 084 137 3,6 1,4 20,1 78,6
Примечания:
* по паритету покупательной способности; ** данные за 2001 г.
Успехам новых членов ЕС в области производства ВВП на душу населения содействовали три обстоятельства: 1) сравнительно высокие темпы увеличения ВВП с середины 90-х годов ХХ в.; 2) сокращение численности жителей; 3) довольно низкий исходный уровень показателя ВВП этих стран в пересчете на душу населения.
Столь бурный рост ВВП в рассматриваемых странах не сопровождался соответствующим ростом занятости. Напротив, в некоторых странах произошло снижение уровня занятости на 1-5%, а в целом общая численность занятых осталась практически без изменения с 1995 г. Объяснение здесь простое: не были соблюдены определенные требования экономической реформы. Прежде всего, это относится к соблюдению определенных правил в отношении темпов структурных изменений, так как сокращение числа занятых в одних отраслях экономики должно соотноситься со способностью других отраслей поглотить высвобождаемую рабочую силу. Слишком высокие темпы роста ВВП в странах ЦВЕ привели в конце ХХ в. к неоправданно высоким уровням безработицы. И наоборот, слишком медленные темпы перестройки ведут к сокращению рабочей силы в отраслях с низкой производительностью труда, снижая таким образом конкурентоспособность
175
страны на внутреннем и мировом рынках. В качестве основного регулятора темпов проведения реформ должна выступать политика государства в деле создания условий для сбалансированного распределения частных отечественных и иностранных инвестиций. Правительства стран ЦВЕ должны были содействовать развитию трудоемких отраслей для поглощения рабочей силы, высвобождаемой из сельского хозяйства и особенно из экспортных отраслей обрабатывающей промышленности, куда интенсивно направлялись инвестиции для внедрения там наукоемких технологий, передовых методов производства и управления.
В большинстве стран ЦВЕ негласно функционирует теневая экономика, которая рассматривается безработными в качестве последней возможности для получения средств к существованию. Согласно оценке специалистов Запада, доля теневой экономики в ВВП каждой страны ЦВЕ в 2000 г. составила (в %) от 6,0 в Словакии до 11,3 - в Чехии, 15,7 - в Польше, 27 - в Венгрии (13, с. 40).
Значительно больше трудящихся стран ЦВЕ прибегают к нестандартным формам занятости, где уровень оплаты труда и социальная защита (часто как и в теневой экономике) существенно уступают государственным нормативам. В среднем по ЦВЕ доля нестандартных форм трудоустройства оценивается сегодня в 29,7%, с большим разбросом по странам: от 15-17% в Словакии и Эстонии до 30-35 - в Чехии, Словении, Литве, Латвии и 48% - в Польше. На первом месте находится самонайм, на втором - временная занятость и на третьем - частичная занятость, т.е. работа неполный рабочий день. В странах ЕС-15 масштабы использования нестандартных форм занятости еще больше и их доля оценивается в 44,7%.
Сравнительно широкое распространение нестандартных форм занятости в странах ЦВЕ во многом объясняется последствиями структурной перестройки их экономики. Существенный рост третичного сектора экономики содействовал увеличению занятости в сфере услуг, где, как правило, доминируют нестандартные формы трудоустройства (см. табл. 4).
176
Таблица 4 (14, с. 123)
Занятость в различных секторах экономики восьми стран ЦВЕ в 1995 и 2000 гг. (в %)
Страны ЦВЕ Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг
1995 г. 2000 г. 1995 г. 2000 г. 1995 г. 2000 г.
Венгрия 8,0 6,5 32,6 33,7 59,4 59,8
Латвия 17,4 13,5 28,0 26,3 54,6 60,2
Литва 20,7 19,6 28,5 26,3 50,8 54,1 (1997)
Польша 22,6 18,8 32,0 30,8 45,4 50,4
Словакия 9,2 6,7 38,9 37,4 51,9 55,9
Словения 10,4 10,8 43,1 37,7 46,5 51,4
Чехия 6,5 4,9 41,8 39,5 51,7 55,6
Эстония 10,5 7,4 34,0 33,5 55,5 59,1
Для сравнения отметим, что в 2000 г. доля занятых в сельском хозяйстве стран ЕС-15 оценивалась в среднем в 4%, в промышленности - в 29 и в сфере услуг - в 66% (22, с. 119).
В странах ЦВЕ наметились определенные тенденции в изменении структуры распределения занятости: происходят отток рабочей силы из сельского хозяйства и промышленности и увеличение занятости в сфере услуг, где до недавнего времени доминировали работники низкой квалификации.
Вступление стран ЦВЕ в ЕС может привести к конкурентной борьбе с сельскохозяйственными производителями Франции и стран Южной Европы. Меньше опасений выражают эксперты Запада в сферах промышленной продукции и услуг новых стран, ибо качество их товаров уступает нормативам ПРС ЕС-15.
Благодаря прямым иностранным инвестициям в странах ЦВЕ происходит процесс адаптации предприятий и фирм к новейшим технологиям и современной организации труда. Это, естественно, с учетом программ повышения квалификации отразилось на росте производительности труда, которая обгоняла темпы роста реального ВВП и привела к снижению занятости в промышленности и сельском хозяйстве на 1-5,4% (в зависимости от страны).
177
За период с 1995 по 2000 г. средний показатель увеличения объема реального ВВП в восьми странах ЦВЕ составил 25,6% со среднегодовым показателем в размере 4,7%. За тот же период производительность труда в целом по странам ЦВЕ выросла на 33,3%, а среднегодовой прирост оценивался в 5,9%. Занятость же снизилась в целом на 2,7%. Более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с показателями роста ВВП сказались в снижении занятости.
Уровень производительности труда и темпы его изменения в сочетании с динамикой реальной зарплаты предопределяют в конечном счете конкурентоспособность предприятия, фирмы, отрасли, страны. За период 1995-2000 гг. удельный вес расходов на рабочую силу вырос на 41%, или на 7,1% за год. Повышение номинальной заработной платы обгоняло темпы роста производительности труда (14, с. 119-120). По оценке экспертов Запада, реальная зарплата в этих странах возрастала ежегодно в среднем на 3,9%, т.е. меньше, чем производительность труда (5,5%) (14, с.119), что не ослабляет конкурентоспособности их производства и услуг. По данным Министерства труда США, часовые затраты на рабочую силу в обрабатывающей промышленности ЕС-15 составили в 2002 г. 22,21 долл., что было в 6-13 раз выше, чем в странах ЦВЕ, вступивших в состав ЕС-25.
Страны ЕС-15 в определенной степени опасаются конкуренции со стороны десяти стран ЦВЕ и поэтому требуют от них существенного повышения зарплаты и социальной защиты граждан. Помимо этого они, как мы уже отмечали, ввели переходный период для стран ЦВЕ, с тем чтобы новые члены адаптировались к условиям функционирования единого рынка ЕС.
Сравнение уровня жизни и социальной защиты граждан стран ЦВЕ и ЕС-15
Вступление десяти стран ЦВЕ в ЕС создает возможность для поддержания экономического роста в сочетании с переподготовкой кадров и структурной перестройкой в целях реального повышения уровня жизни и социальной защиты в соответствии с весьма высокими стандартами ЕС-15. По уровню зарплаты страны ЦВЕ приближаются к показателям Португалии, которые, в свою оче-
178
редь, в 4-5 раз отстают от остальной Западной Европы (14, с. 119). За период 1995-2000 гг. реальная зарплата рабочих в странах ЦВЕ возрастала на 3,91% в год и, по-видимому, такая тенденция сохранится в будущем. Несмотря на это, в 2001 г. уровень зарплаты в странах ЦВЕ по отношению к среднему показателю по ЕС-15 находился в пределах от 14,4% в Латвии до 53% в Словении. В 2002 г. среднедушевой доход составил (в тыс. евро) от 7,8 в Литве и Латвии до 16,9 в Словении (см. табл. 5).
Таблица 5 (7, с. 88-89)
Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в среднем по ЕС-15 и по восьми странам Центральной и Восточной Европы (без Кипра и Мальты) в 2002 г.
\Страны Показатели^ ЕС-15 Венгрия Латвия Литва Польша Слова-кия Слове-ния Чехия Эс-то-ния
ВВП на душу населения: в евро по ПРС в год 23 895 12 355 7 915 7 753 9 328 12 332 16 861 14 189 9 686
В % к показателю по ЕС-15 100 51,7 33,1 32,4 39,0 51,6 70,6 59,4 40,5
Среднемесячная валовая зарплата (в евро) 1 950 496 281 345 540 311 1 033 512 414
В % к показателю по ЕС-15 100 25,4 14,4 17,7 27,7 15,9 53,0 26,3 21,2
В ближайшие годы ожидаются более высокие темпы роста ВВП в странах ЦВЕ по сравнению с показателями «старых» членов ЕС. Большинство экспертов Запада ожидают, что ежегодный рост
179
ВВП составит в странах ЕС-15 от 0,2 до 0,5%, а в странах ЦВЕ - от 2,0 до 9,0% (19, с. 135).
Расширение ЕС на восток актуализировало проблемы социальной защиты граждан новых государств-членов. Размер социальных затрат в расчете на душу населения стран ЕС-25 оценивался в 2001 г. следующим образом (в тыс. евро): 2,0 - в Словакии, 2,2-4,0 - в Венгрии, Португалии, Эстонии и Словении, 5-8 - в большинстве государств ЕС-15 и 10,5 - в Люксембурге (25, с. 30).
Социальные затраты в 2001 г. составили в среднем по ЕС-15 27,5% совокупного ВВП (14,1% ВВП - в Ирландии, 20-25 - в Испании, Португалии, Италии, Финляндии и 29-31% - в Дании, Германии, Франции и Швеции). Для сравнения укажем, что в Венгрии и Словакии эти расходы оценивались в 19-20% ВВП, а в Словении - в 25,6%. Если сравнивать расходы по самой крупной статье социальных затрат - выплате пенсий по старости и по случаю утраты кормильца, то разница между странами ЕС-15 и странами ЦВЕ не слишком большая. Так, в 2001 г. средний показатель по ЕС-15 был равен 46,1%, а в Словакии - 39,8; в Венгрии - 42,9 и в Словении -45,9% (25, с. 31).
Расширение ЕС в 2004 г. выгодно как для стран-«новичков», так и для стран-«старожилов». Но если в первом случае выгода будет ощущаться уже в ближайшее время, то во втором - лишь в отдаленной перспективе. Достаточно сказать, что восемь из десяти стран ЦВЕ сейчас претендуют на большие субсидии, выплачиваемые государствам, где доход на душу населения меньше 75% от среднего показателя по ЕС-15. Самый преуспевающий «новичок» -Словения - с трудом «дотягивает» до 70% этого показателя, а доходы жителей Латвии составляют всего 32% среднеевропейских. На ближайшие три года ЕС запланировал потратить на страны ЦВЕ 41,5 млрд. евро (11, с. 28).
Уже в период подготовки к вступлению в Евросоюз страны ЦВЕ переориентировали свои внешнеэкономические связи с России на государства ЕС. За период 1988-2001 гг. они получили от ПРС Западной Европы прямых инвестиций на сумму в 130 млрд. долл. За эти же годы наша страна получила западноевропейских прямых инвестиций всего на 32 млрд. долл. По отношению к ВВП приток иностранных инвестиций в страны ЦВЕ достигал 5%, а в России - всего 1% (7, с. 36). 180
Успех расширения ЕС на восток зависит от способности новых государств-членов добиться быстрого безынфляционного экономического роста, повышения уровня занятости, реальной зарплаты и социальной защиты в условиях макроэкономической стабильности.
Прошло около двух лет после крупномасштабного расширения ЕС, и можно подвести некоторые итоги.
Согласно опросам жителей 25 стран ЕС, около 80% граждан удовлетворены своей жизнью, 15 - не очень довольны и лишь 4% -недовольны. Наиболее оптимистические настроения зафиксированы у жителей Дании и Люксембурга, а самые пессимистические - в Венгрии, Латвии, Литве и Словакии (около 50% граждан недовольны). Если же взять ответы граждан «старых» членов ЕС, то об ухудшении жизни заявили 30% (в том числе 44% немцев); 39 - не ощутили никаких изменений, а 33% считают, что жить стало лучше (включая 48% граждан Финляндии и Дании и 53% жителей Нидерландов) (6, с. 19).
Главными проблемами для жителей ЕС-25 являются низкие темпы экономического роста (0,8% в год), особенно в сравнении с США, отсутствие прогресса в сфере роста числа занятых (0,2% в год) и высокий уровень безработицы, который увеличился за 20042005 гг. с 8,8 до 9,1% (5, с. Х).
В то же время для большинства граждан ЕС-25 крупнейшее в мире интеграционное сообщество - это символ свободы передвижения, выбора места обучения и работы на территории Союза, основа экономического благополучия и залог мира (6, с. 20).
Вместе с тем жителей ЕС-15 мучают тревоги, порой необоснованные, относительно чрезмерных ожиданий новых стран в связи с вступлением в ЕС. Но нельзя забывать, что от значительных инвестиций выигрывают не только страны ЦВЕ, но и все европейское сообщество. Появившиеся в печати сведения о затратах ЕС в размере 41,5 млрд. евро за 2004-2006 гг. не сопровождались данными о вкладе самой «десятки» в союзный бюджет, включая их вступительные взносы (30 млрд. евро за рассматриваемый период). В действительности новые члены ЕС за эти три года получат около 10 млрд. евро, или 0,15% совокупного ВВП Евросоюза. На каждого жителя десяти стран ЦВЕ приходится прибавка в размере 25 евро в год, на что можно купить десяток бутылок пива.
181
Обоснованными можно считать тревоги СМИ по поводу возможного перевода трудоемких производств из стран ЕС-15 в страны «десятки», где зарплата значительно ниже. Пока на практике этого не происходит, а если это и случится - что естественно в условиях рыночного хозяйства, - руководство ЕС-25 выплатит компенсации пострадавшим государствам и компаниям.
В то же время существуют действительно серьезные проблемы, связанные с последствиями увеличения числа иностранцев в странах Европы. Нежелательные, но необходимые мигранты, становясь гастарбайтерами, конечно, вносят свой вклад в процветание страны пребывания, а спустя некоторое время перестают быть в ней гостями, остаются на постоянное жительство и даже получают гражданство. Возьмем, к примеру, Германию, где сегодня проживает более трех миллионов турок, а многие из них натурализовались и считают Германию своей второй родиной. Но они не отрекаются от своих исконных духовных ценностей и готовы отстаивать их как правовыми, так и силовыми методами, получая при этом моральную поддержку своей первой родины. Отказаться от иммигрантов Германия (да и все страны ЕС-15) не может2 и поэтому вынуждена откликаться на их запросы и требования ради сохранения стабильности, процветания и мира. В частности, власти Германии стали вводить в ряде начальных школ преподавание ислама, в стране построено 2,5 тыс. мечетей для 3,5 млн. мусульман. На повестке дня турецкой диаспоры - борьба за свое государственное самоуправление. Поддержка этого требования резко возрастет в связи с ожидаемым вступлением в ЕС Турции, которая по численности жителей в перспективе опередит любую страну Западной Европы: к 2050 г., согласно прогнозам ООН, там будет проживать почти 100 млн. человек, что на 20 млн. больше, чем население Германии (12, с. 13). А если добавить к этому возможное вступление в ЕС в 2014 г. мусульманской Албании, в 2007 г. - Болгарии, Румынии, в 2009 г. - Хорватии, а затем других четырех балканских государств -Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории и Македонии, то ста-
2 Согласно прогнозам Евростата, для того чтобы компенсировать снижение доли трудоспособного населения, Германии нужно повысить долю иммигрантов к 2050 г. до 36% (Франции - до 12, Великобритании - до 14, Италии - до 39%) (12, с. 20). 182
новится понятным, в какой степени существенным станет увеличение этнических меньшинств (мигрантов) в государствах ЕС-15.
Как отмечает российский ученый В.Федоров, «в будущем страны Евросоюза вследствие национального и религиозного перерождения, вполне вероятно, окажутся перед лицом тяжких испытаний. Преобладающая сейчас схема "государство - нация" превратится в "государство - много наций", в которой некоренные народы продолжат требовать для себя все новые и новые права. Традиционная государствообразующая нация ради умиротворения будет сдавать свои позиции, и в конце концов под вопрос будет поставлен сам ее приоритет» (12, с. 20). И эти опасения подтвердились реальными событиями во Франции в ноябре 2005 г., когда мусульманскими погромами были охвачены северные пригороды Парижа и ряд других городов страны. Парижане были в шоке: они не понимали, как они смогли проглядеть ситуацию, когда рядом со столицей возник пояс исламских эмиратов, где реальная власть - не мэр-француз, а имам местной мечети. Европейцы думали, что выходцы из бедных стран, которые миллионами селились у них, примут европейскую культуру и стиль жизни, но все случилось по-другому - гости с Юга требуют, чтобы Европа жила по их правилам (5а, с. 4).
Провал референдумов по Европейской конституции во Франции и Нидерландах показал, что население острее, чем политики, ощущает грядущие опасности, обусловленные иммиграционным давлением изнутри и извне, хотя потенциал роста в ЕС огромен. Объединенная Европа и в прошлом сталкивалась с трудностями, но каждый раз преодолевала их, становилась более прочной, чем раньше, готовой противостоять современным вызовам.
Список литературы
1. Борко Ю.А. От европейской идеи к единой Европе. - М.: Деловая лит.,
2003. - 463 с.
2. Дела Прете Р. Добро или зло? Требуется новая политика // Европа. -М.: Европ. коммис. в России, 2004. - № 3. - С. 10-13.
3. Европа в мировой политике / РАН. ИНИОН. - М., 2003. - 212 с. (Акту-ал. пробл. Европы; №4).
4. ЕС-25 в сравнении с ЕС-15 // Европа. - М.: Европ. коммис. в России,
2004. - № 6. - С. 10.
183
5. Завьялова Е., Сафранчук М. Социальное государство // Там же. - 2005, № 8. - С. I-XVI. - Спец. вып.
5а. Зотов Г. Париж: «Ребята! Не Москва ль за нами?» // Аргументы и факты. - М., 2005. - № 46. - С. 4.
6. Куарони К. Жители Европейского союза: Взгляд изнутри. Что они думают о себе и друг о друге / Европа. - М.: Европ. коммис. в России,
2005. - № 6. - С. 19-21.
7. Расширение ЕС на восток: Предпосылки, проблемы, последствия. - М.: Наука, 2003. - 344 с.
8. Соколова Т. В. Социальное реформирование в странах Центральной и Восточной Европы: Проблемы и опыт // Труд за рубежом. - М., НИИ труда, 2002. - № 1. - С. 22-37.
9. Соколовская О. Ухабы на пути в Союз: Румыния на пороге принятия в члены ЕС // Европа. - М.: Европ. коммис. в России, 2005. -№ 5. - С. 21-23.
10. Соколовская О. Хорватия у дверей Союза // Там же. - № 8. - С. 22-23.
11. Расширение Европейского союза: Перспективы и реалии. - Алматы: Представительство ЕС в Респ. Казахстан, 2003. - 75 с.
12. Федоров В. Крушение Европы? (Один из возможных сценариев будущего) // Совр. Европа. - М., 2005. - № 3. - С. 13-20.
13. Шестакова Е.Е. Современный рынок труда в государствах Восточной Европы: Проблемы и перспективы // Труд за рубежом. - М., 2002. -№ 4. - С. 32-43.
14. Эггер Ф. Достойный труд и конкурентоспособность: Трудовые аспекты вступления в Европейский союз // Междунар. обзор труда. - М., 2004. - Т. 142, № 1/2. - С. 114-139.
15. Agh A. Smaller and big states in the EU-25: The Eastern enlargement a. decision-making in the EU // Perspectives. - Praha, 2004. - N 21. - P. 5-26.
16. Bulletin quotidian Europe. - Brussells, 2003. - N 1278. - P. 1.
17. Idem. - 2002. - N 1271. - P. 1.
18. Ibid. - 2003. - N 1276. - P. 1-3.
19. Lammers K. How will enlargement affect the old members of the European Union // Intereconomics. - Hamburg, 2004. - Vol. 39, N 3. - P. 123-146.
20. Potential migration from Central and Eastern Europe into the EU-15: An update. - Brussels, 2003. - 72 p.
21. Report of the high-level group on the future of social policy in an enlarged European Union. - Luxembourg, 2004. - 65 p.
184
22. Social situation in the European Union, 2001 / Europ. comiss. - Luxembourg, 2001. - 130 p.
23. Idem. - 2002. - 146 p.
24. Ibid. - 2003. - 213 p.
25. Ibid. - 2004 (overview). - 44 p.