Научная статья на тему 'Приложение 2. Доклад об эволюции семьи в Европе'

Приложение 2. Доклад об эволюции семьи в Европе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
290
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы —

Перевод с английского языка А.А. Пауль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приложение 2. Доклад об эволюции семьи в Европе»

Приложение 2*

оклад об эволюции семьи в Европе

2008

Институт семейной политики

Введение

В последние годы европейские государства и институты уделяют большое внимание проблемам, с которыми сталкиваются семьи в странах - участницах Союза. Это в сочетании с растущей социальной озабоченностью выдвинуло проблемы семейной политики в число приоритетных, что нашло отражение в документах Европейского экономического и социального комитета («Семья и демографический рост») и Европейской комиссии («Демографическое будущее Европы: От вызова к поиску возможных решений»).

Социальные, экономические и демографические кризисы повышают значимость института семьи как весьма эффективного средства борьбы с такими проблемами, как безработица, болезни, наркомания и социальная незащищенность. Сегодня семья рассматривается как главная ячейка общества. Семья - это не просто юридическая, социальная и экономическая единица. Прежде всего, семья представляет собой социальную общность, основанную на любви и поддержке.

* Перевод с английского языка - А.А. Пауль.

Для того чтобы европейские семьи могли продолжать выполнять эту незаменимую функцию, жизненно важно, чтобы их поддерживали различные социальные институты и организации, чтобы государства - члены ЕС учитывали семейные проблемы в своей экономической и социальной политике.

Предисловие

Принимая во внимание сказанное выше, Институт семейной политики (ИСП - Institute for Family Policy, IFP) подготовил всестороннее комплексное исследование эволюции семьи в Европе, которое он ежегодно представляет в Европейский парламент.

Этот доклад подготовлен коллективом экспертов по проблемам демографии, психологии, медицины с учетом данных о профессиональной и семейной жизни граждан и т.д. В докладе, основанном на информации, полученной от различных международных организаций, излагаются и анализируются наиболее важные аспекты проблемы.

На основе этого анализа Институт семейной политики предлагает осуществить в числе других ряд мер социального, экономического и культурного характера. Это, считают авторы доклада, необходимо для того, чтобы европейская политика постепенно выработала такой подход, который действительно ориентировался бы на интересы семьи.

Лола Велард

Президент Европейской сети институтов семейной политики (ИСП) Май 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рост численности населения.

2. Эволюция показателей рождаемости.

3. Эволюция института супружества (брака).

4. Эволюция домохозяйств (семей).

5. Эволюция семейной политики.

6. Предложения института семейной политики.

1. Рост численности населения

Население Европы (ЕС-27) растет медленно. Однако за последние шесть лет этот рост несколько ускорился, и численность населения достигла почти 500 (497,2) млн. человек.

За 28 лет (с 1980 по 2008)1 население ЕС-27 увеличилось почти на 40,2 млн., т.е. прирост составил 8,8%.

За шесть последних лет (2002-2008)2 население увеличилось на 12,7 млн. человек (прирост 2,6%).

За последний год (2007-2008)3 прирост составил 2,1 млн. жителей. Однако рост характерен лишь для небольшого числа стран и распределяется неравномерно. Во Франции он составил 10 млн. человек, в Испании - 8 млн. и в Великобритании - 5 млн. человек. На их долю пришлось более половины (57%) всего прироста населения Евросоюза в составе 15 стран.

Численность населения расширенного ЕС4 за последние десять лет уменьшилась на 2,3 млн. человек (-2,2%). За исключением Кипра и Мальты (где наблюдается большой рост населения), а также Словении (в меньшей степени), численность населения остальных стран расширенного ЕС осталась либо без изменения, либо уменьшилась. С населением 103 млн. человек (2008)5 они представляют одну пятую часть ЕС-27.

Население стран ЕС-15, напротив, увеличилось: в Ирландии -на 19,5%, в Люксембурге и Испании - на 14,2%. Эти страны имели наибольший относительный прирост населения. В абсолютных показателях выделяется Испания (+5,6 млн.), Франция (+3,8 млн.) и Великобритания (+2,9 млн. человек). Они имеют наибольший абсолютный рост, на который пришлось три четверти прироста на-

1 На 1 января 2008 г.

2 На 1 января 2008 г.

3 За 2007 г.

4 После включения в него 12 новых стран: Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы, Эстонии, Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, Словении, Мальты и Кипра.

5 На 1 января 2008 г.

селения. Германия, где рост составил всего 0,2%, Финляндия (2,9%) и Дания (3,5%) - это страны ЕС-15 с наименьшим процентом прироста населения ЕС-15.

При этом рост численности населения происходит в основном за счет иммиграции. За период 2000-2007 гг. 84% прироста населения ЕС-27 произошло за счет иммигрантов. Из прироста в 14,2 млн. человек на эту категорию населения пришлось 12 млн. (84%). Эта тенденция сохранилась и в 2007 г., когда доля прироста населения за счет иммигрантов составила 80% (1,7 млн. человек). Естественный рост населения в последние годы (1994-2007) в странах ЕС-27 оставался неизменным, составляя приблизительно 320 тыс. человек в год. Для сравнения заметим, что показатель естественного прироста в США (в процентах ко всему населению страны) в 12 раз выше, чем в ЕС-27, где иммигрантское население превышает 27 млн. В последние годы (1996-2006) оно увеличилось на 89% и составляет 5,5% населения ЕС-27.

Странами с наибольшим числом иммигрантского населения являются Германия (7,2 млн.) и Испания (4,6 млн.). Только на эти две страны приходится 42% всех иммигрантов в Евросоюзе. Больше всего иммигрантское население увеличилось в Испании: за последние десять лет - с 1996 по 2006 г. - оно выросло в девять с лишним раз - с почти 500 тыс. до 4,6 млн. человек. Иммиграция стала основой роста населения почти во всех европейских странах. Только во Франции и Голландии естественный прирост превышает приток иммигрантов.

В Италии наблюдается отрицательный естественный прирост (-0,2 млн.), а показатель прироста иммигрантского населения в 15 раз выше (+2,9 млн.). Аналогичный процесс имеет место в Германии, которая компенсирует естественную убыль населения (-1,1 млн.) за счет притока иммигрантов. Сегодня трое из каждых пяти иммигрантов приходятся на Испанию и Италию. В Венгрии, Чешской Республике и Латвии сокращение населения происходит на фоне низкого уровня иммиграции. Польша, Румыния и Литва «теряют» численность своего населения вследствие его эмиграции.

Все это вызывает беспокойство в отношении динамики роста населения в будущем. Европейцев становится все меньше. Демографические прогнозы свидетельствуют, что население Европы

достигнет своего максимального уровня в 2025 г. и затем начнет уменьшаться. Без притока иммигрантов оно начнет уменьшаться уже в 2013 г. В то же время население США будет продолжать расти. С 1994 г. население США увеличилось и продолжает расти в 4 раза быстрее, чем население ЕС.

Европейское население продолжает стареть: каждый пятый житель здесь старше 65 лет. Если в 1980 г. детей было на 36 млн. больше, чем пожилых людей, то к 2007 г. картина изменилась: людей в возрасте старше 65 лет стало на 6 млн. (5 966 400) больше, чем детей до 14 лет. Это произошло вследствие того, что за 27 лет в ЕС-25 численность молодого населения (моложе 14 лет) сократилась на 20 млн. - с 94 млн. в 1980 г. до 74 млн. человек в 2007 г. Численность же контингента пожилых людей старше 65 лет увеличилась с 57 млн. в 1980 г. до 80 млн. в 2007 г., т.е. на 23 млн. Из каждых 22 жителей ЕС-27 один находится в возрасте 80 лет. Население старше 80 лет увеличилось на 113% - с 10,2 млн. в 1980 г. до 21,8 млн. (21 876 000) в 2007 г. и теперь составляет 4,4% европейского населения. Болгария и Германия - это страны ЕС-27 с наименьшим процентом молодых людей в структуре населения: в Болгарии - 13,4%, в Германии -13,9%. За ними следуют Словения (14%) и Италия (14,1%). В отличие от этих стран Ирландия - страна с наиболее высоким процентом молодежи в составе своего населения (20,3%). За ней идут Франция (18,6%) и Люксембург (18,3%), при среднем показателе по ЕС-27 в 15,9%. Италия (19,9%), Германия (19,8%) и Греция (18,6%) характеризуются самыми крупными контингентами пожилых людей в структуре населения ЕС-27. Показатели этих стран значительно превышают среднеевропейский уровень (16,9%). Ирландия и Словакия, напротив, имеют самый низкий процент пожилых людей в составе населения - здесь из девяти жителей лишь один является пожилым человеком.

Исследователи констатируют, что возрастная пирамида ЕС-27 превратилась в «возрастной ромб». А к 2025 г. возрастная пирамида населения в странах ЕС окажется перевернутой с ног на голову: самым большим сегментом будут люди старше 65 лет, а самым меньшим - молодежь.

2. Эволюция показателей рождаемости

В последние годы в странах ЕС-27 продолжает сохраняться такая негативная тенденция, как сокращение рождаемости. В 2007 г. число новорожденных едва достигло 5,2 млн. Это почти на 1 млн. (920 089) меньше, чем в 1982 г., что свидетельствует об уменьшении числа новорожденных на 15%. Драматический спад рождаемости в странах ЕС-27 наблюдался в период 1990-1995 гг., когда среднее число новорожденных за год снизилось до 691 562. Ситуация практически не изменилась и в последние 12 лет (1995-2007). За этот период рождаемость увеличилась всего на 2,1%. За 2007 г. коэффициент рождаемости составил лишь 0,9%.

Тем не менее рост населения продолжается. В период 19822007 гг. население выросло почти на 37 млн., что свидетельствует о весьма низком коэффициенте фертильности (1,56) в Европе (ЕС-25). Показатель рождаемости весьма далек от того уровня, который требуется для воспроизводства населения (2,1), и заметно отстает от уровня рождаемости в США (2,09). Уровень фертильности не оправдывает ожиданий европейских граждан (2,3 ребенка). В некоторых странах коэффициент фертильности на каждую женщину в возрасте 15-49 лет находится на критическом уровне - в Словакии (1,24), в Польше (1,27), в Германии (1,32). Другие же страны восстанавливаются после кризиса рождаемости: во Франции - 2,00, в Ирландии - 1,93, в Швеции - 1,85, в Великобритании - 1,84.

Одна из причин снижения рождаемости состоит в том, что люди начинают устраивать свою семейную жизнь довольно поздно -почти в 30 лет (ЕС-25). В последние годы в странах ЕС-25 средний возраст материнства увеличился на 2,6 года: с 27,1 года в 1980 г. до почти 30 лет (29,7) в 2006 г. В Словении (на 4,26 года), Чехии (на 4,25) и в Венгрии (4,06) возраст материнства за этот период (19802006) увеличился больше всего. А в некоторых странах средний возраст материнства достиг 31 года. В странах ЕС-27 позже всего заводят первого ребенка испанские женщины (в возрасте 30,88 года), итальянские (30,8) и датские женщины (30,58).

Еще одна причина снижения числа новорожденных - рост числа абортов. В Европе (ЕС-27) делают аборт каждые 27 секунд, что в итоге составляет почти один миллион двести тысяч абортов в год (1 167 775), или 133 аборта в час (2006). По этой причине каждый

день в Европе (ЕС-27) не рождаются 3200 детей. Всего же за год Европа из-за абортов теряет население, равное населению Люксембурга и Мальты вместе взятых, или всему населению Словении или Кипра.

Из 6 390 014 беременностей в странах ЕС-27 в 2006 г. 1 167 683 закончились абортами, что составляет 18,5% от беременностей. Иными словами, одна из каждых пяти беременностей заканчивается абортом. Среди стран ЕС-27 наиболее высокое число абортов зафиксировано во Франции (206 311), Великобритании (194 353), Румынии (150 246), Италии (129 272), Германии (119 710) и Испании (101 592), что составило 77% всех абортов в 2006 г. Во Франции и Великобритании аборты делаются каждые 2,5 минуты. В последние десять лет (1996-2006) наиболее быстрым ростом числа абортов (почти в два раза) среди стран ЕС-27 выделяется Испания.

3. Эволюция института супружества (брака)

Еще одной неблагоприятной тенденцией в Европе является драматическое уменьшение числа бракосочетаний6. За 26 лет (1980-2006) количество браков в странах ЕС-27 сократилось более чем на 737 тыс. (-23,9%), достигнув критической отметки. Коэффициент бракосочетаний уменьшился с 6,75 в 1980 г. до 4,85 в 2006 г. В некоторых странах это снижение достигло катастрофического уровня. В Великобритании, Португалии и Бельгии браков стало заключаться на 33% меньше. А в таких странах, как Болгария, Словения или Венгрия, - почти на 50% меньше, чем в 1980 г.

В более позднем возрасте стали создаваться и семьи. Возраст, в котором европейцы обзаводятся семьей, увеличился более чем на пять лет. У женщин это составило 5,5 года, у мужчин - 5,2. Увеличился возраст, в котором европейцы вступают в брак: женщины в среднем в 28,8 года, мужчины - в 31,2 года (ЕС-15, 2005).

Еще одна характерная для ЕС-27 особенность - рост числа внебрачных детей. В 2006 г. в странах ЕС-27 из 5 209 942 новорожденных 1 766 733 ребенка имели неженатых родителей (33,9%). Иными словами, каждый третий ребенок рождался вне брака.

6 Коэффициент брачности (бракосочетания) определяется числом браков на каждую тысячу человек населения на определенную дату.

196

В некоторых странах внебрачных детей рождается больше, чем законных. Эстония (58,24%), Швеция (55,47%), Болгария (50,79%) и Франция (50,49%) - это те страны, где вне брака рождается больше детей, чем у родителей, состоящих в браке. Франция с показателем рождаемости 419 192 ребенка имеет самое большое количество внебрачных детей, за ней следует Великобритания - 326 792 ребенка. Вместе в этих двух странах рождается 42% всех внебрачных детей стран ЕС-27.

Растет и число разводов в ЕС. В 2006 г. произошло свыше одного миллиона разводов, что равнозначно распаду одного брака каждые 30 секунд. За 26 лет (1980-2006) разводов стало на 365 тыс. больше (+55%), чем в 1980 г., несмотря на то что за 26 лет число браков заметно уменьшилось. За десять лет (1996-2006) в странах ЕС-27 было расторгнуто более 10,1 млн. браков, это охватило свыше 15 млн. детей. Бельгия, Люксембург и Испания - это страны ЕС-27 с наивысшим процентом разводов: из каждых трех заключаемых браков два заканчиваются разводом. Испания была и остается страной, в которой за последние десять лет (1996-2006) произошло наибольшее число разводов. Их количество увеличилось почти в три раза (+290%): с 32 571 развода в 1996 г. до 126 952 в 2006 г. Наибольшее число разводов (605 тыс., 58%) приходится на четыре страны ЕС-27 - Германию, Великобританию, Францию и Испанию.

В 2006 г. в ЕС-27 средняя продолжительность брака до развода составляла 13 лет. Наиболее продолжительны браки в Италии -здесь браки распадаются в среднем после 16,8 года. Далее следуют Испания (13,9 года) и Словения (13,7 года). Быстрее всего - после 10,6 года - браки распадаются в Австрии, Эстонии и Латвии. В целом в Европе из каждых двух браков один распадается. За счет этого почти вдвое уменьшилось количественное расхождение между теми, кто вступает в брак, и теми, кто расходится. В 1980 г. разница между числом вступающих в брак и количеством разводов составила 2 421 716. В 2006 г. эта разница составила всего 1 316 000.

4. Эволюция домашних хозяйств (семейств)

Численный состав европейских домашних хозяйств (семейств) сокращается. За 25 лет (1980-2005) средняя величина домо-

хозяйства уменьшилась с трех человек (2,82) до 2,4. В некоторых странах этот показатель едва превышает двух человек: в Германии -2,1, в Дании - 2,1, в Финляндии - 2,1 и в Швеции - 2,2. В отличие от этого, Мальта (3,2), Кипр (3,1), Румыния (2,9) и Испания (2,9) являются странами с наибольшим количеством членов семьи в одном домохозяйстве.

Процесс сокращения численного состава европейских домашних хозяйств сопровождается увеличением числа семей, состоящих всего из одного человека. Доля таких домохозяйств достигла 27,7%, т.е. одно из каждых четырех. Таким образом, в середине первого десятилетия нынешнего столетия более 54 млн. европейцев живут в одиночку. Все меньше становится семей, которые имеют детей. Доля европейских семейств, не имеющих детей, достигла 67%. Только 33% семей имеют одного или несколько детей. Иными словами, из трех домохозяйств два не имеют детей. Среди домохозяйств с детьми 50% имеют только одного ребенка. Лишь 17% семей имеют двух и более детей.

5. Эволюция семейной политики

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи в Европе, становятся все более насущными в последние годы, что находит понимание со стороны институтов Европейского союза. Хартия основополагающих прав легитимирует участие Европейского союза в дискуссиях по поводу семейной политики (ст. 33), хотя очевидно, что в соответствии с принципами субсидиарности и эффективности определение и осуществление семейной политики находятся в компетенции государств - членов ЕС. Европейский экономический и социальный комитет рекомендует Европейскому союзу настоять на том, чтобы государства - члены ЕС включили семейную политику в свою экономическую и социальную политику (эта позиция выражена в документе «Семья и демографический рост»). В документе Европейской комиссии (2006) «Демографическое будущее Европы: От вызова к использованию возможностей» («The demographic future of Europe: from challenge to opportunity») говорится, что на сессии Европейского совета в Барселоне в 2002 г. государства -члены ЕС ясно высказали свою приверженность к расширению списка услуг, предоставляемых детям. К 2010 г. эти услуги должны

охватить не менее 90% детей в возрасте трех-шести лет и 33% детей до трехлетнего возраста. Европейская комиссия и Европарламент намерены поддерживать семьи в качестве ответа на наступившую «демографическую зиму». В документе Европейской комиссии (2007) «За солидарность между поколениями» отмечается, что «политика поддержки семей со стороны государств - членов Европейского союза должна включать три ключевые позиции»:

- компенсацию прямых и косвенных расходов, которые несут семьи;

- помощь родителям в форме услуг, облегчающих получение их детьми образования, заботу о малолетних детях, присмотр за старшими детьми и, во все большей степени, обслуживание иждивенцев в стареющем обществе;

- обеспечение членов семей занятостью, а также их доступа к услугам на местном уровне.

Доклад Европейского парламента по проблеме «равноправия мужчин и женщин в ЕС» (2007) призывает государства Евросоюза к тому, чтобы они «гарантировали высокий уровень охраны материнства и вели борьбу с дискриминацией беременных женщин на рынке рабочей силы». Доклад Европарламента (2004) касается «гармонизации профессиональной, семейной и личной жизни» (balancing professional, family and private life) .

Вместе с тем выражается сожаление по поводу того, что в ЕС не существует органа, который отвечал бы за семейную политику. Хотя в рамках Европейской комиссии действуют пять вице-президентов и 21 комитет, никто не занимается исключительно делами семьи. Решение проблем семьи возложено на Комитет по делам занятости, социальным проблемам и обеспечения равных возможностей. В 2004 г. прекратил свое существование и Европейский центр по изучению семейной политики, созданный в 1989 г. Вместо него был создан орган с более широким кругом вопросов (Observatory on Demography and Social Situation). Отсутствуют и посвященные семейной политике так называемые «Зеленые книги» (Green Papers). Из 95 «Зеленых книг», издающихся с 1984 г., ни одна не посвящена институту семьи.

Правительства стран - членов Евросоюза обнаруживают различную степень внимания к проблемам семьи. Половина европейских стран имеет министерства по делам семьи. Это Ирландия (От-

дел социальных и семейных дел), Германия (Отдел по вопросам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи), Австрия (Отдел здравоохранения, семьи и молодежи), Италия (Министерство семейной политики), Люксембург (Отдел по вопросам семейной политики и социального сплочения), Словакия (Отдел по вопросам труда, семьи и социальным проблемам), Румыния (Министерство труда, семьи и обеспечения равенства возможностей), Дания (Министерство по вопросам семьи и проблемам потребителей), Республика Словения (Министерство труда, семьи и социальных проблем), Латвия (Министерство по вопросам детей и семьи), Венгрия (Министерство здравоохранения, социальных и семейных дел), Мальта (Министерство по вопросам семьи и социальной солидарности). В остальных странах проблемы семей не относятся к числу приоритетных.

Что касается объема средств, выделяемых на семейную политику, то Европа в последние годы ассигновала на эти нужды в среднем всего 2,1% ВВП (2005), что фактически соответствовало показателю десятилетней давности. Так, в 1996 г. этот показатель в ЕС-15 был равен 2,2% ВВП.

В отличие от этого, на социальные расходы в среднем выделяется 28% ВВП. При этом существуют значительные различия между странами. Швеция ассигнует на эти цели 32% ВВП. Этот показатель более чем в два с половиной раза больше, чем у Эстонии и Латвии, которые выделяют на социальные расходы по 12,5% своего ВВП. Из каждых 13 евро, которые Европа выделяет на решение социальных проблем, только 1 евро направляется на реализацию семейной политики, т.е. 7,7% всех расходов на социальные нужды. Остальные средства распределяются следующим образом: 42% расходуется на людей пожилого возраста, 29 - на здравоохранение, 8 -на инвалидов, 6 - на борьбу с безработицей, 4 - на социальное страхование и 2% - на жилищное строительство. Однако среднеевропейский показатель не дает представления о том, какое внимание уделяют семейной политике конкретные страны. Некоторые государства отдают приоритет семьям в плане оказания помощи и заметно превосходят среднеевропейский уровень. Дания, Люксембург, Германия, Швеция, Финляндия и Австрия выделяют свыше 3% своего ВВП на нужды семей, т.е. на 40% больше среднеевропейского показателя (2,1% от ВВП). Дания (3,8% ВВП) и Люксембург 200

(3,6% ВВП) - это страны ЕС-27, которые предлагают семьям наибольшую помощь. В ряде государств помощь семьям не относится к числу приоритетных направлений в политике правительств. Польша, Мальта, Испания, Болгария, Литва, Италия и Португалия тратят менее 1,2% своего ВВП на нужды семей, что значительно ниже среднеевропейского уровня.

В денежном выражении в рамках семейной политики Европа выделяет менее 500 евро на одного человека в год. Однако существует колоссальная разница между странами по этому показателю. В то время как Люксембург и Дания тратят на семейную политику в год свыше 1000 евро, Польша и Румыния - около 50, а Болгария -30 евро. Более подробные сведения о размерах семейных льгот в странах - членах ЕС-27 (в евро, на 2005 г.) приведены ниже.

1. Люксембург - 2353

2. Дания - 1454

3.Швеция - 966

4. Ирландия - 964

5. Финляндия - 899

6. Австрия - 890

7. Германия - 865

8. Франция - 691

9. Бельгия - 588

10. Великобритания - 495

11. Голландия - 402

12. Кипр - 381

13. Словения - 278

14. Италия - 272

15. Греция - 271

16. Испания - 238

17. Венгрия - 222

18. Португалия - 168

19. Чехия - 137

20. Словакия - 131

21. Эстония - 125

22. Мальта - 100

23. Латвия - 74

24. Литва - 72

25. Польша - 54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Румыния - 52

27. Болгария - 30.

Средний показатель по ЕС-27 составил 470 евро в год на человека.

В целом, однако, в 2005 г. имело место увеличение помощи семьям на 3,5%, хотя этот рост был очень неравномерным. В Румынии, Литве и Латвии государство увеличило свой вклад почти на 20%, а Мальта и Великобритания сократили финансирование семейной политики.

Что касается денежных средств, направляемых на оказание помощи детям, то в Европе в общей сложности на одного ребенка приходится 125 евро в месяц, хотя существуют огромные различия между странами. Две трети стран ЕС-27 (60%) предоставляют льготы вне зависимости от величины дохода семьи, т.е. предоставляют льготы всем семьям. Хотя в среднем льготы выплачиваются детям вплоть до достижения ими возраста 17 лет, в большинстве стран этот срок продлевается для детей, которые являются студентами или безработными. Выплаты прекращаются, как правило, по достижении детьми 22-летнего возраста. Однако в Голландии, Финляндии, Италии, Испании, Дании, Франции, Румынии и Болгарии выплата льгот для детей прекращается после достижения ими 17 лет. Подробные сведения о денежных размерах льгот для детей в ЕС-27 в 2007 г. содержатся в приводимой ниже таблице.

Таблица

Денежные размеры льгот для детей в странах ЕС-27 (в евро)

Льготы на детей Первый ребенок Второй ребенок Третий ребенок Четвертый ребенок Лимит доходов

1 2 3 4 5 6

Люксембург 216 255 362 392 Не ограничен

Германия 154 154 154 179 Не ограничен

Ирландия 150 150 185 185 Не ограничен

Бельгия 93 181 258 258 Не ограничен

Австрия 129 142 229 191 Не ограничен

Дания 125 125 125 125 Не ограничен

Швеция 116 127 155 211 Не ограничен

Финляндия 100 111 131 152 Не ограничен

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6

Великобритания 112 75 75 75 Не ограничен

Нидерланды 77 77 77 77 Не ограничен

Франция 139 217 238 Не ограничен (после 1-го ребенка)

Венгрия 47 55 75 59 Не ограничен

Кипр 37 50 161 227 Не ограничен

Литва 25 25 34 20 Не ограничен

Румыния 24 25 27 20 Не ограничен

Эстония 19 19 19 19 Не ограничен

Греция 0 25 55 67 Не ограничен

Словакия 16 16 16 16 Не ограничен

Латвия 11 14 18 21 Не ограничен

Италия 74 72 72 72 67 тыс. евро в год

Португалия 20 20 20 20 26,3 тыс. евро в год

Мальта 34 50 65 61 23 923 тыс. евро в год

Словения 26 31 36 36 14 399 евро в год

Чехия 18 19 19 19 11 400 евро в год

Испания 24 24 24 24 11 000 евро в год

Польша 16 16 16 16 4752 евро в год

Болгария 11 12 12 12 12

Существенные различия между странами ведут к значительным различиям в условиях жизни семей, имеющих детей. Так, в наиболее развитых странах ЕС семья с двумя детьми получает, вне зависимости от дохода, следующие размеры льгот на детей: в Люксембурге 471 евро в месяц, в Германии - 308, в Ирландии - 300, в Бельгии - 274, в Австрии - 271, в Дании - 249 и в Швеции - 243 евро. Иная ситуация наблюдается в менее развитых странах. В Эстонии такая же семья получает 38 евро в месяц, в Чехии - 37, в Греции -

203

33, в Польше и Словакии - по 32, в Латвии - 25 евро. В случае с Болгарией семья с двумя детьми получает 23 евро в месяц, и при этом действуют строгие ограничения на получение помощи в зависимости от дохода. Ограничения, связанные с величиной дохода, не дают возможности большому числу семей получать такие выплаты в Италии, Португалии, на Мальте, в Словении, Чешской Республике, Испании, Польше и Болгарии. Семья с тремя детьми получает, вне зависимости от дохода, в Люксембурге 833 евро в месяц, в Бельгии -532, в Австрии - 500 и в Ирландии - 485 евро и т.д. Напротив, такая же семья в Словакии получает 48 евро в месяц, в Латвии - 43 и в Болгарии - 35 евро в месяц (и притом со строгими ограничениями по уровню доходов).

В 2007 г. Польша, Латвия и Литва решили увеличить размер льгот на ребенка более чем на 25%, в то время как в ЕС средний рост выплат за первого и второго ребенка составил 2,6%. Среди всех стран ЕС-27 Польша наиболее существенно увеличила выплаты -на 47%. Словакия, Мальта и Бельгия увеличили льготы (за второго ребенка) более чем на 14%. Ряд стран, в числе которых Испания, Греция, Эстония, Финляндия, Австрия, Германия, Люксембург и Португалия, отказались от увеличения льгот. В 2008 г. в одной трети европейских стран льготы за первого и второго ребенка не были увеличены.

Просматривается очевидная связь между непосредственной, прямой помощью семьям и количеством детей. Страны, которые предоставляют более ощутимые семейные льготы, имеют и более высокую рождаемость. Так, во Франции, Ирландии и Люксембурге семьи с детьми пользуются значительными льготами, поэтому в этих странах и большее число детей, и высокий коэффициент фер-тильности женщин. В Испании, Польше и Италии, напротив, уровни выплат весьма низкие и, соответственно, в этих странах мало детей и низкий коэффициент рождаемости

На уровне рождаемости сказываются и большие различия в длительности декретного отпуска, возможности его продления и суммы выплачиваемых денег. Хотя средняя продолжительность декретного отпуска определена в 23 недели, несмотря на это, две трети европейских стран (66%) не предоставляют такого срока. Только несколько государств (4) допускают в особых случаях существенное продление декретного отпуска. К таким случаям относят-204

ся: наличие большой семьи, многоплодные роды и т.д. Почти 50% стран не предоставляют возможности продлить декретный отпуск. В одних странах декретный отпуск оплачивается из расчета 100% заработной платы, в других государствах выплачиваемые суммы ниже, а в ряде стран декретный отпуск совсем не оплачивается.

Прямая связь существует и между объемом социальных выплат на семейные нужды и уровнем бедности среди детей. Чем выше объем семейных выплат, тем меньше вероятность появления детской бедности.

Большинство стран не предусматривают мер на случаи возникновения семейных конфликтов, кризиса или краха семей, несмотря на то что Совет Европы вот уже много лет призывает к разработке и использованию таких мер.

В Рекомендациях Совета Европы от 2 сентября 1974 г. сказано:

«Настоящим данная организация рекомендует своим членам создавать Центры управления семейными делами с целью оказывать семьям всеобъемлющую помощь и обеспечивать государственное финансирование этих центров даже в тех случаях, когда управление центрами находится в руках частных лиц».

В Рекомендациях Совета Европы от 27 июня 1980 г. говорится:

«Совет Европы рекомендует правительствам государств-членов:

- признать важность организаций по управлению семейными делами для укрепления эмоциональной, индивидуальной и семейной гармонии;

- содействовать развитию подобных организаций посредством надлежащего финансирования;

- изучать возможность использования массовых средств информации, особенно радио и телевидения, для повышения культуры и образования в семье.

б.Предложения института семейной политики

Цель:

Побудить правительства стран Европы разрабатывать ориентированную на семью государственную политику и проводить ре-

альную, эффективную, всеобъемлющую и универсальную семейную политику. Такая политика должна:

- придать семье (институту семьи) статус политического приоритета;

- сделать подход, ориентированный на семью, составной частью всех мероприятий Европейского союза;

- признать права семьи во всех сферах и содействовать их осуществлению, в первую очередь, в деле воспитания и образования детей;

- способствовать сближению политики отдельных государств -членов ЕС, чтобы преодолеть различия между странами в этой области;

- добиваться равенства возможностей для всех европейских семей, избегая дискриминации на основе количества детей, уровней и распределения доходов и т.д.

Все это необходимо реализовывать через

соответствующие организации

бюджетные ассигнования

планы, мероприятия и соответствующее законодательство.

Необходимо действовать по планам, которые ставят своей

целью:

1) содействовать развитию института семьи;

2) поощрять разработку концепции семейной политики, развитие культуры и создание благоприятной обстановки в обществе, которая помогала бы семье преодолевать повседневные житейские трудности;

3) помогать родителям воспитывать детей такими, какими родители хотят их видеть;

4) объединять в подлинно конструктивной и гуманной форме различные сферы профессионального, семейного и личностного развития;

5) оказывать помощь в случаях возникновения семейных кризисов;

6) признавать основополагающее право родителей на воспитание своих детей;

7) способствовать активному участию родителей и семейных ассоциаций в семейной политике;

8) учитывать, посредством специальных мер, конкретные потребности семей.

Содействовать развитию института семьи путем:

1) создания Комиссии по делам семьи, чтобы придать семье статус политического приоритета в странах Европейского союза и добиться того, чтобы европейское законодательство признало семью в качестве основной ячейки общества с правами и ролью, которые следует уважать и развивать;

2) призыва к государствам - членам ЕС учредить министерства по делам семьи, обладающих достаточными организационными и бюджетными возможностями, необходимыми для развития и защиты семьи;

3) подготовки проекта «Зеленой книги» по проблемам семьи в Европе, которая содержала бы анализ проблем, с которыми сталкиваются семьи, их причин и последствий, предложения по их решению, а также альтернативные варианты;

4) содействия достижению общеевропейского соглашения по семейным вопросам между политическими партиями, работниками социальной сферы и организациями, занимающимися проблемами семьи;

5) установления контроля с участием общественности за семейной политикой путем учреждения Наблюдательного органа (Family Policy Observatory) для анализа состояния и развития семьи в Европе, предоставления консультаций, управления и наблюдения за политическими решениями, а также обеспечения того, чтобы планируемые государством меры учитывали интересы семьи;

6) проведения кампании в целях повышения информированности общественности о семейных проблемах и формирования благоприятной для семьи культурной и социальной атмосферы, акцентируя внимание на проблемах детства и материнства;

7) включения в европейские директивы средствам массовой информации критерия уважения и поддержки семьи в дополнение к учреждению независимых советов по аудиовизуальным материалам, одной из целей которых должно стать покровительство меньшинствам и семьям;

8) предоставления помощи семьям в преодолении повседневных трудностей путем постепенного сближения протекциони-

стских мер в отношении семей в различных странах Европы, что предполагает:

- выделение всеми странами по истечении пяти лет как минимум 2,5% ВВП на покрытие социальных расходов семей;

- переход всех стран в течение пятилетнего периода на универсальную систему оказания помощи семьям, а в качестве первого шага установление лимитов (на одного человека), которые охватывали бы 90% семей;

- участие в финансировании льгот (до 30% от общего объема) для детей-иждивенцев при условии, что эти льготы должны иметь универсальный характер и составить 125 евро в месяц;

- освобождение льготных выплат от налогообложения;

- ежегодную индексацию семейных выплат в соответствии с темпами инфляции;

9) побуждения правительств к более равномерному распределению семейных льгот, составляющих в настоящее время 8% всех социальных льгот, и их постепенному увеличению;

10) принятия мер по поддержке материнства, имея в виду:

- сокращение на 50% налога на добавленную стоимость на ряд важных детских товаров (предметы детской гигиены, продукты питания, предметы детской мебели);

- создание центров по уходу за беременными женщинами с целью оказания помощи всем матерям в период беременности, будь то замужние женщины или одинокие, уделяя особое внимание иммигранткам;

11) выравнивания системы налогообложения в Европе, ориентируя ее на учет интересов семей;

12) принятия европейскими странами решения об установлении для женщин декретного отпуска продолжительностью в 23 недели с сохранением 100%-ной заработной платы, а также отпуска в течение шести недель для родителей мужского пола, причем на тех же условиях, что и материнский отпуск;

13) обеспечения права родителей на выбор посредством:

- сохранения льгот для тех отцов и матерей, которые требуют продления отпуска для ухода за своими детьми;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширения сети яслей для детей в возрасте до трех лет;

14) требования о переходе к универсальному характеру помощи семьям, которые ухаживают за престарелыми родственниками в своем доме;

15) требования об организации компаниями рационального распорядка трудового дня, чтобы дать возможность гармонично сочетать профессиональную деятельность и семейные обязанности;

16) осуществления энергичной превентивной помощи в случаях возникновения кризисов в семьях (следуя рекомендациям Совета Европы), чтобы уменьшить случаи распада семей в Европе за счет:

- обновления и модернизация рекомендаций Совета Европы (1974-1980);

- содействия организации консультационных центров (Family Guidance Center), как государственных, так и частных;

- призыва к странам ЕС разработать закон о превентивных мерах и семейном посредничестве (Law for Preventive Measures and Family Mediation);

- проводя исследования, анализы и обзоры для выявления причин распада семей и принятия мер, целью которых было бы уменьшение и/или смягчение их негативных последствий;

17) признания фундаментального права семьи (родителей) на воспитание (а не как функции государственных учреждений) за счет:

- вычитания из подоходного налога расходов, которые несут семьи на воспитание и образование (учебники, школы и т.д.);

- увеличения числа родителей в советах школ;

- предоставления родителям права на выбор образования для своих детей, руководствуясь инструкциями о школьном чеке и помогая тем государствам, которые выполняют эти директивы;

18) создания Интернет-портала «ИнфоФамилиас» (InfoFami-lias) с информацией относительно услуг, предоставляемых европейским семьям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.