Е.С. Баженова*
Социально-экономическое развитие Синьцзяна — форпоста западных районов КНР
АННОТАЦИЯ: По социально-экономическим характеристикам Синьцзян занимает ведущие позиции среди провинций и автономных районов Западного Китая. В 2010 г. китайское руководство объявило план экономического развития Синьцзяна в новых условиях, в рамках которого планировалось дать новый импульс развитию региона. Эта стратегия поможет решить проблему разработки природных ресурсов в местах проживания национальных меньшинств и сохранения стабильности в этих регионах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: природные ресурсы, социально-экономическое развитие, демографическая ситуация, энергоресурсы, особые экономические зоны.
На карте Китая, на его северо-западной окраине расположен огромный регион под названием Синьцзян (СУАР, Синьцзян-Уйгур-ский автономный район). Из территории КНР в 9,6 млн кв. км Синьцзян занимает более 1,6 млн кв. км, это шестая часть всей площади страны; здесь могут разместиться три такие страны, как Франция.
Сухопутная граница Синьцзяна протяжённостью 5600 км достигает одной четвёртой части всей сухопутной границы КНР. Внутри страны его соседи — Тибетский автономный район (ТАР), провинции Цинхай и Ганьсу. Из всех провинций Китая СУАР имеет самую длинную границу и граничит с наибольшим числом стран, с восемью государствами. Это Монголия, Российская Федерация, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Афганистан, Исламская Республика Пакистан и Республика Индия.
* Баженова Елена Степановна, к.э.н., в.н.с., Институт Дальнего Востока РАН, Москва, Россия; E-mail: [email protected]
© Баженова Е.С., 2017
457
Синьцзян — особая, не похожая на другие страница в географическом атласе Китая. Населяют его представители многих и разных народностей. Это многонациональный регион, на его территории проживает 55 национальных меньшинств, к ним относятся уйгуры, ханьцы, казахи, хуэй (дунгане), киргизы, монголы, таджики, сибо, маньчжуры, узбеки, русские, дауры, татары и другие. Из 23 млн жителей Синьцзяна на долю представителей нацменьшинств приходится около 60%. С древнейших времён в Синьцзяне сосуществовало множество разных религий, таких как шаманизм, зороастризм, буддизм, даосизм, манихейство, ислам и католичество.
В настоящее время во многих местах можно увидеть буддийские монастыри, даосские храмы, исламские мечети и католические церкви, расположенные по соседству. Особенности географического расположения Синьцзяна привели к тому, что здесь различные культуры образуют уникальный симбиоз, формируя сложносоставную, многокомпонентную современную культуру с синьцзянской спецификой.
Китай в древние века во времена династий Хань и Тан вёл оживленную торговлю со странами Европы, Африки и Южной и Юго-Восточной Азии через Центральную и Западную Азию. Поскольку большая часть экспортных товаров из Китая в той или иной степени была связана с шёлком, который в те годы производился только в Китае и был важнейшим импортным товаром для стран Запада, то путь шёлка из Китая в Европу получил у историков название «Шёлковый путь» (Сычоу чжи лу). Шёлковый путь стал символом культурного общения и обмена между различными цивилизациями, однако с XIV-XV вв. в период после династии Юань в связи с новыми географическими открытиями этот маршрут был постепенно предан забвению.
В 2013 г. во время государственного визита в страны Центральной Азии председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул стратегическую концепцию совместного создания «Экономического пояса Шёлкового пути» («Сычоу чжи лу цзинцзи дай»). В марте 2015 г. в Китае был разработан и обнародован документ «Концепция и план действий совместного строительства „Экономического пояса Шёлкового пути" (ЭПТТТП) и „Морского Шёлкового пути 21-го века"», где были раскрыты особенности регионального преимущества Синьцзяна как окна на Запад и центрального сегмента «Экономического пояса Шёлкового пути». Для реализации взаимовыгодного сотрудничества со странами ЭПШП был сформирован план использования исторических возможностей для ускорения развития Синьцзяна в качестве «центрального звена ЭПШП». Этот план даёт обоснование всемерного использования географических, природных, экономических и культурных преимуществ и особенностей Синьцзяна, активизации
458
всесторонней открытости для того, чтобы совместно с другими странами и регионами «Экономического пояса Шёлкового пути» способствовать и в будущем обеспечить возрождение древнего Шёлкового пути на современной основе.
В 2013 г. объём внешней торговли автономного района составил 27,56 млрд долл. При этом объём торговли со странами Центральной Азии достиг 19 млрд долл., что составляет 70% всего внешнеторгового оборота СУАР [1, 101-102].
В период 12-й пятилетки правительство КНР в целях улучшения положения с региональными перевозками, повышения транзитного потенциала ключевого транспортного узла Западного Китая приступило к активному развитию транспортной системы СУАР. Основная задача руководства Китая заключается в превращении к 2016 г. автономного района в национальный и международный транспортный хаб и формировании веерной транспортной сети из 8 транспортных коридоров.
За годы реформ произошли значительные изменения в экономике Синьцзяна. Если раньше практически вся территория Синьцзяна находилась целиком и полностью на дотациях от центрального бюджета, то после освоения богатых месторождений нефти и природного газа в Синьцзяне появились округа, которые стали донорами не только местного, но и центрального бюджета. Прежде всего, это основной нефтедобывающий район Карамай, а также районы Турфана, Хами и Курля, где интенсивно ведётся добыча нефти и природного газа.
В рамках принятой в 2000 г. программы развития западных районов Китая в Синьцзяне активно развиваются различные инфраструктурные проекты и добывающая промышленность, которая является главной движущей силой экономики автономного района. В Синьцзяне огромные запасы энергоресурсов. По прогнозам, доля запасов нефти составляет 30% запасов всей страны, доля природного газа — 34%, а доля каменного угля — примерно 40%. В условиях нехватки энергоресурсов в Китае роль Синьцзяна в обеспечении Китая энергоресурсами весьма велика.
Ранее экономически отсталый Синьцзян в последние годы по добыче природного газа уже вышел на 1-е место в стране, по добыче нефти — на 4-е место. Благодаря бурно развивающейся нефтяной и газовой промышленности, а также реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» Синьцзян станет новым локомотивом развития. Занимая лидирующее положение по своим социально-экономическим характеристикам среди субъектов западных районов, Синьцзян является хорошим полигоном для перенесения опыта осуществления экономических реформ из восточных районов страны
459
и снижения в них демографического давления. Способствовать этому должна умеренная и гибкая демографическая политика в Синьцзяне с целью улучшения качественных характеристик населения, в первую очередь повышения его образовательного и профессионального уровня. Причём эта политика должна разумно дифференцироваться в районах проживания национальных меньшинств. Кроме того, необходима научно обоснованная долгосрочная программа миграций населения, подкреплённая соответствующим финансовым обеспечением из восточных и центральных районов страны под выполнение определённых крупномасштабных проектов, которые осуществляются в рамках стратегии преимущественного развития западных районов. Такие программы находятся в стадии разработки, и остаётся надеяться, что их осуществление внесёт свой конструктивный вклад в дело освоения Синьцзяна. Эта стратегия будет способствовать решению целого ряда задач — скорейшей разработке богатых природных ресурсов национальных районов, обеспечению социальной и политической стабильности в приграничье и откроет новые перспективы для смягчения перенаселённости восточных провинций страны.
Одной из предпосылок обеспечения политической и социальной стабильности и успешного решения задачи социально-экономического развития Синьцзяна и Западного Китая в целом является разумное, продуманное проведение сбалансированной национальной политики, политики народонаселения и занятости. Обширные и малонаселённые территории могут поглотить миллионы людей, «лишних» на востоке страны. Но для этого необходимо доскональное знание демографической ситуации в этих районах и разработка научно обоснованных программ регулирования численности и занятости местного населения и миграций из восточных провинций. Прежние, «мобилизационные» методы переселения жителей во внутренние районы изживают себя, в условиях рыночной экономики претворение в жизнь таких крупных проектов диктует необходимость использования целой системы приоритетов и материального стимулирования.
Занимая весьма обширную территорию, Синьцзян является одним из самых редконаселённых регионов страны. Число его жителей составляло 23 млн человек в 2014 году (50,87% мужчин и 49,13% женщин), это всего 1,5% общей численности населения КНР, но увеличилось втрое по сравнению с данными переписи 1964 г. (7,27 млн человек) и существенно — сравнительно с итогами переписи 1982 г. (13,08 млн человек). Коэффициент рождаемости в 2014 году составлял 15,84 рождений на тысячу населения (промилле), но среди национальных меньшинств он был гораздо выше — 25,38 промилле. Показатель смертности — 4,92 на 1000 человек, небольшой во многом
460
за счёт молодой возрастной структуры населения; среди нацменьшинств чуть повыше — 5,76 промилле, но тоже невысок. Коэффициент естественного прироста населения — 10,92 [1, с. 32].
Плотность составляет здесь всего 13 человек на 1 кв. км, что являет собой резкий контраст по сравнению с восточными провинциями Китая и десятикратный разрыв даже со средним показателем по Китаю — 140 человек на 1 кв. км. Но в 1960-е и 1980-е годы плотность населения была ещё меньше: 5 человек на 1 кв. км по итогам переписи населения 1964 года и 8 человек по данным переписи 1982 года [2, с. 348; 3, с. 13, 14, 101].
До образования КНР народное хозяйство Синьцзяна представляло собой натуральную экономику, где основными субъектами были сельское хозяйство и скотоводство, промышленность была крайне отсталой. В 2015 г. СУАР отметил свою 60-летнюю годовщину. За 60 лет после своего образования в Синьцзяне произошли исторические перемены. С начала проведения политики реформ и открытых дверей СУАР совершил рывок в экономической и социальной сферах, что обусловило стабильное и быстрое развитие народного хозяйства.
За годы экономических реформ основные преимущества рыночной экономики получили приморские районы, в которых себестоимость производства продукции оказалась ниже, инвестиций удавалось привлечь намного больше, внешнеторговые связи оказались более тесными из-за близости к морским портам. В результате доля ВВП западных районов в объёме ВВП Китая в 2000 г. заметно снизилась по сравнению с 1978 г.
Для преодоления этого разрыва и социально-экономического развития западных районов в начале XXI века и была принята программа развития западных районов Китая (сибу да кайфа), которая непосредственно затрагивала экономику СУАР. Западные районы Китая в целом и Синьцзян в частности имеют ряд характерных черт, которые накладывают свой отпечаток на экономические условия развития региона в целом и создают значительные трудности для преодоления разрыва между Востоком и Западом. К этим характерным чертам относятся следующие: 1) значительные пространства (свыше 70% территории Китая); 2) низкая плотность населения (8% средней плотности населения КНР); 3) зона проживания большей части национальных меньшинств; 4) большая протяжённость границы (примерно 25% всей пограничной линии страны); 5) богатство природными ресурсами — энергоресурсы, редкоземельные и цветные металлы; 6) сосредоточение истоков всех крупных рек Китая; 7) не очень развитая региональная инфраструктура; 8) уровень образования ниже, чем в среднем по стране; 9) невысокий показатель ВВП на
461
душу населения. В этих условиях выполнение программы развития западных районов Китая должно способствовать достижению основных социальных целей, в число которых входит сокращение разрыва уровня развития между приморскими восточными районами и внутренними западными районами, повышение жизненного уровня проживающего там населения и построение «общества малого благоденствия» (сяокан шэхуэй) в западных районах Китая.
В настоящее время Синьцзян становится важной энергетической базой Китая. Общий объём энергетических ресурсов в СУАР оценивается в 2,2 трлн тонн, или 40% от общего объёма в Китае. Восток Китая испытывает острую нехватку энергоресурсов, в то время как Синьцзян располагает огромными запасами нефти и газа (34% всех запасов газа, 30% нефти, 40% угля), способными обеспечить не только западные, но и восточные районы. Производственная мощность Синьцзяна по добыче нефти сейчас такова, что он обеспечивает свои растущие потребности, а также экспортирует нефть в больших объёмах в другие районы Китая и за рубеж. По предварительным оценкам, запасы нефти в Синьцзяне превышают 511,6 млн тонн (2-е место в стране после провинции Хэйлунцзян), а объём природного газа — более 861,6 млрд куб. м (1-е место в стране). По запасам этих полезных ископаемых в расчёте на душу населения Синь-цзян в два с лишним раза превосходит средний показатель по стране.
С началом проведения в жизнь программы освоения западных районов и изменением модели экономического роста в СУАР всё более отчётливо проявляется тенденция ускорения темпов развития и повышения значимости региона для экономики КНР. В 2010 и в 2014 гг. в Пекине состоялись центральные рабочие совещания по развитию СУАР, созванные ЦК КПК и Госсоветом КНР, где руководство Китая изложило план развития Синьцзяна в новой обстановке, определило стратегию развития региона на предстоящие годы в новых условиях, призванную дать новый импульс развитию Синьцзяна.
За этот период экономика СУАР существенно продвинулась в своём развитии. С ежегодными темпами прироста 11,5% общий объём ВРП увеличился более чем вдвое — с 428 до 920 млрд юаней. Среднегодовой прирост ВВП достигает 100 млрд юаней. Среди своих западных соседей Синьцзян заметно выделяется по такому показателю экономического развития, как размер ВВП в расчёте на душу населения. По этому показателю Синьцзян-Уйгурский автономный район занимает одно из первых мест среди провинций и автономных районов западных районов Китая. Прирастая на 10% в год, показатель ВВП на душу населения вырос за период 2010-2014 гг. с 20 до 38 тыс. юаней [5, с. 15].
462
По уровню социально-экономического развития среди западных районов Синьцзян занимает ведущие позиции, по отдельным видам производства может конкурировать и с другими провинциями страны. 19 провинций и городов по всему Китаю участвуют своими инвестициями в развитии СУАР.
Анализ итогов экономического развития СУАР за полтора десятилетия с 1999 г. по 2014 г. позволяет сделать следующие обобщения:
1) Среднегодовые темпы экономического роста автономного района на рубеже тысячелетия составляли 8,2-8,7%, в последующий период возросли до 11%. ВВП на душу населения за это время увеличился в пять раз — с 7,4 до 38 тыс. юаней на человека в год и является одним из самых высоких среди 12 провинций и автономных районов Западного Китая. Быстро растёт объём привлечённых внутренних и иностранных инвестиций.
2) В настоящее время Синьцзян представляет собой динамично развивающийся регион с огромными разведанными запасами нефти, руд цветных металлов, марганца, графита, слюды, ртути, урана, что в условиях растущих потребностей Китая в природных ресурсах повышает общегосударственное значение региона. Его доля в общекитайской добыче нефти увеличилась почти втрое с 1990 г. по настоящее время. В 2014 г. СУАР занимал 4-е место в КНР по показателю добычи нефти — 29 млн тонн и добычи угля — 145 млн тонн и первое место по добыче природного газа — 30 млрд куб. м [1, с. 94].
3) Быстрыми темпами развивается инфраструктура — нефте- и газопроводы, автомобильные и железные дороги, что создаёт предпосылки для стабильного экономического роста.
4) Высокие темпы экономического развития сопровождаются созданием новых рабочих мест, что способствует улучшению социальной ситуации в регионе.
В столице СУАР созданы и успешно функционируют зоны освоения и зоны новых и высоких технологий государственного значения. Хорошо развита городская и транспортная инфраструктура.
На северо-западе Урумчи расположена Урумчийская зона технико-экономического освоения — район Тоутуньхэ. В восточной его части построен комплексный транспортный узел Урумчийской скоростной железной дороги, на севере он примыкает к международному аэропорту Урумчи. Здесь же находится крупнейший железнодорожный сортировочный терминал и крупнейшая станция для хранения грузов в СУАР, строится центральная контейнерная станция. В управлении района — территория площадью 280 кв. км, площадь самой зоны составляет 135 кв. км. В 71 населённом пункте здесь проживает 320 тыс. человек [6, с. 1].
463
Район освоения Тоутуньхэ интегрирует центр административного управления (местное правительство и СПСК), центр экспортной обработки товаров на государственном уровне, транспортный узел скоростной железной дороги, торговую зону Байняоху, Синьцзян-скую зону программного обеспечения, Тяньшаньский парк компьютерной индустрии, университетскую научно-техническую зону, парк для работы с зарубежными студентами, инкубатор технологии бизнеса, парк развития высшего образования, парк по работе с зарубежными казахами, международный туристический центр, международную железнодорожную логистическую зону и другие центры.
В районе Тоутуньхэ зарегистрировано 588 крупных предприятий, в том числе 116 крупных промышленных предприятий, 40 предприятий с участием иностранного капитала, 46 предприятий новых и высоких технологий, 55 научно-исследовательских институтов; на 54 предприятиях объём валовой промышленной продукции превышает 100 млн юаней; в районе находится 31 государственное предприятие, чистые активы которых превышают 8,4 млрд юаней.
В 2014 г. общий объём валовой продукции промышленности района Тоутуньхэ составил 100,5 млрд юаней. Добавленная стоимость в промышленности достигла 15 млрд юаней, инвестиции в основные средства — 36 млрд юаней, а общий объём розничных продаж товаров народного потребления — почти 5 млрд юаней. Финансовые доходы превысили 8,2 млрд юаней, а объём внешней торговли (импорт и экспорт) превысил 3,4 млрд долл. США. По качеству окружающей среды район занимает третье место среди западных регионов Китая [6, с. 4].
Согласно стратегической задаче создания в центре СУАР передовой базы обрабатывающей промышленности, в районе Тоутуньхэ непрерывно совершенствуется современная хозяйственная система, рациональное размещение хозяйства. Сложилась группа предприятий ветряной электроэнергии, центральной является научно-техническая компания «Цзиньфэн»; группа металлургических предприятий, где в качестве лидера выступает компания по выплавке стали «Баи»; группа предприятий по производству пищевых продуктов и напитков, где выделяются такие известные бренды, как «Хунъюньхунхэ», «Чжунлянькэлэ», «Каншифу», «Тунъи», «Или», «Мэнню», пиво «Усу» и множество других.
В 2013 г. по общему объёму производства научно-техническая компания «Цзиньфэн» занимала первое место в этой отрасли и второе место в мире; в общем объёме производства различных видов сталей в СУАР доля компании «Баи» составила 60%. После проведения специальных совещаний ЦК КПК в Пекине о развитии Синьцзяна в
464
2010 и 2014 гг. в этом районе (Тоутуньхэ) стали быстро наращивать мощности автомобилестроение и промышленность по производству механического оборудования; были открыты филиалы более 30 крупных компаний, в числе которых Шанхайская компания «Фольксваген», Шэньсиская автомобильная корпорация, Китайская корпорация тяжёлых грузовиков, автомобильная корпорация «Дунфэн», предприятие тяжёлой промышленности «Саньи», компания по производству оборудования «Бохай», предприятие по переработке угля «Итай», фабрика биоброжения «Фуфэн» и другие. Общий объём инвестиций в объекты для поддержки Синьцзяна превысил 150 млрд юаней.
Согласно планам расширения г. Урумчи в северном направлении, здесь строится новый район Байняоху («Лебединое озеро») и скоростная железная дорога, которая пересечёт эту территорию с юга на север. Общая длина сети автодорог составляет 120 км. Возведены жилые дома и здания других назначений общей площадью 6,4 млн кв. м. Объём освоенных инвестиций составил 11 млрд юаней, общая сумма финансирования составит 55 млрд юаней. В развитии района Байняоху принимают участие Даляньская корпорация «Ваньда», Шэньчжэньский городской комплекс «Баонэн» и другие участники. Экологическая составляющая промышленной зоны района отвечает новым стандартам: площадь озеленения на душу населения составляет 11 кв. м, озеленение всей территории превысило 36%. [6, с. 5].
При развитии таких новых районов — зон освоения используется концепция шести стратегий: стратегия промышленного развития района, стратегия интеграции промышленной зоны и жилых районов, стратегия сохранения и улучшения окружающей среды, стратегия культурного центра, стратегия открытости и стратегия активизации инноваций.
При этом применяется система хозяйственного развития «3447»: «три опорных хозяйства, четыре направляющих хозяйства, четыре новых хозяйства и семь баз». (1) Три опорных хозяйства включают металлургию, ветряную электроэнергию, производство пищевых продуктов и напитков. (2) Четыре направляющих хозяйства подразумевают производство автомобилей, механического оборудования, стройматериалов нового типа и современную логистику. (3) Четыре новых хозяйства — угольная химия нового типа, информационный инжиниринг, биомедицина и лекарства, новые материалы. (4) Семь баз — это крупнейшая база для производства оборудования для ветряной электроэнергии по всей стране во главе с научно-технической компанией «Цзиньфэн»; крупная металлургическая промышленная база в северо-западной части Китая, где в качестве лидера выступает корпорация по выплавке стали «Баи Баоган», сюда входит и предпри-
465
ятие по переработке угля «Итай»; новая база для производства автомобилей и механического оборудования в северо-западной части Китая, куда входят Шанхайская компания «Фольксваген», Шэньси-ская автомобильная корпорация, Китайская корпорация тяжёлых грузовиков, автомобильная корпорация «Дунфэн», предприятие тяжёлой промышленности «Саньи», корпорация «Тяньшань», компании по производству оборудования «Бохай» и «Хунда», компания по производству сельскохозяйственного оборудования «Мушэнь», Первая Китайская тракторная корпорация; крупнейшая база по производству пищевых продуктов и напитков в Синьцзяне во главе с фабрикой биоброжения «Фуфэн», сюда входят корпорация пива «Усу», корпорации «Хунъюньхунхэ», «Чжунлянькэлэ», «Каншифу», «Тунъи», «Или», «Мэнню», «Арман», «Сирдан»; база генерального управления Синьцзянской коммерческой корпорации «Чуанчжи» с центрами, которые включают корпорацию водного хозяйства «Чанъюань», химическую корпорацию «Чжунтай», компанию западного строительства, компанию бурения Сибу, корпорации «Гэчжоу-ба» и «Синьцилутайтяньюань» и другие; база международной тор-гово-коммерческой логистики и экспортной обработки товаров для Азии и Европы; база информационного и программного обеспечения региона Средней Азии.
Пространственное размещение осуществляется на основе концепции «2343»: «два центра, три полосы, четыре группы, три кольца». (1) Два центра — центральный район скоростной железной дороги и новый район Байняоху. (2) Три полосы — южная, северная и средняя зоны развития. (3) Четыре группы — это четыре экономических группы: промышленная экономическая группа, группа внешнеэкономических связей, экономическая группа генерального управления и группа интеллектуальной экономики (сюда включаются инновационные носители: Синьцзянская зона программного обеспечения, университетский городок «Пять университетов в одном городе», научно-исследовательский центр, университетская научно-техническая зона и т.д.). (4) Три кольца — это три кольца для комплексного обслуживания жизнедеятельности города и жилые кварталы.
Блок скоростной железной дороги является важной составной частью «Семи групп» центра СУАР. Общая площадь нового района составляет 37 кв. км, в том числе площадь центральной зоны — 8,7 кв. км, где сосредоточены многие виды транспорта, среди которых — скоростная железная дорога, междугородняя железная дорога, рельсовый транспорт, пассажирские поезда дальнего следования, автобусный транспорт города. Здесь размещены четыре функциональных группы: торговой логистики, коммерческая группа генерального
466
управления, бытового обслуживания, отдыха и туризма. После завершения строительства общая площадь всех зданий составит около 10 млн кв. м. Можно трудоустроить 230 тыс. человек, обеспечить проживание 50 тыс. человек.
В мае 2015 г. в новом районе уже размещены 45 крупных объектов, в том числе Даляньская корпорация «Ваньда» и Шэньчжэнь-ская корпорация «Баонэн». Общая строительная площадь составляет 6,4 млн кв. м.
Удачным примером шефской помощи восточных провинций западным является ООО «Шанхайская автомобильная компания (Синь-цзян) „Фольксваген"». Совместный договор о её учреждении был подписан премьер-министрами КНР и Германии в апреле 2012 г. (от имени Шанхайской автомобильной компании и компании «Фольксваген»). Объект был официально введён в эксплуатацию в августе 2013 г. В настоящее время численность персонала составляет более 600 человек, из них 100 сотрудников прибыли из Шанхая для обучения местных работников, персонала. В 2014 г. выпуск автомобилей достиг 10 тыс. штук. Урумчийский завод построен в стандартной комплектации завода корпорации «Фольксваген», его стоимость составила 2 млрд юаней, выпускается последняя модель седана «Сантана» для продажи в регионы Средней и Западной Азии. Завод занимает площадь 400 тыс. кв. м (ещё 130 тыс. кв. м на этапе строительства), включая цеха кузовов и общей сборки, цех маркировки, контейнерный парк и центр по отправке готовых автомобилей. Строится станция очистки отработанной воды с использованием биохимических технологий и техники обратного просачивания для её повторного использования в озеленении и орошении, клининговых работах. Большое внимание уделяется подготовке и образованию местных работников специалистами из Шанхая. В 2012-2016 гг. ООО «Шанхайская автомобильная компания „Фольксваген"» будет осуществлять финансирование развития филиала в Синьцзяне в сумме 6 млн юаней.
ОАО «Синьцзянский машиностроительный институт» относится к числу предприятий новых технологий, занимается изучением, проектированием, производством и реализацией сельскохозяйственных машин, является государственным экспериментальным инновационным предприятием, входя в число 100 лучших китайских средних и малых инновационных предприятий, является первой биржевой компанией в области сельскохозяйственного машиностроения, участвует в государственном плане инновационного развития «Факел». При институте созданы «Синьцзянская испытательная база научных и технических достижений в области сельскохозяйственного машиностроения» и «Синьцзянский технический центр сельскохозяйст-
467
венной инженерии» — они образуют техническую платформу, где проводятся испытания новых машин и оборудования и их серийное производство. Всего в структуре института три базы по изучению и развитию, три базы производства и две компании реализации. Институт обладает двумя зарегистрированными брендами — «Му-шэнь» и «Хайшань».
Основная продукция компании включает сельскохозяйственные машины для земледелия, уборки урожая, различные виды тракторов и оборудование по переработке 60 видов сельскохозяйственной продукции и 5 сортов лесных ягод. В частности, очень высок технический уровень машин по уборке урожая кукурузы на автоматическом ходу, кормоуборочных комбайнов, автоматических машин по сбору перцев (первый инновационный продукт такого типа в стране). Многие машины являются изобретениями, таких машин раньше не было. Немало видов машин, которые заменили импортное оборудование, не уступая ему по техническим характеристикам. Создана специальная служба реализации продукции, которая продаётся в 15 провинциях страны.
ОАО «Синьцзянская научно-техническая компания „Цзиньфэн"» была основана в СУАР, но постепенно стала передовым предприятием по изучению, развитию и изготовлению оборудования по получению электроэнергии с помощью силы ветра глобального масштаба. Числится в списке 50 крупнейших инновационных предприятий в мире. Вышла на фондовый рынок на Шэньчжэньской фондовой бирже и Гонконгской бирже. Стоимость основных фондов оценивается в 43 млрд юаней. Число сотрудников составляет 4,2 тыс. человек. Продукция компании продаётся в страны Европы, Америки, Африки и Австралии.
Ещё одним важным кластером новых и высоких технологий в области сельского хозяйства является округ Чанцзи (что в переводе с китайского означает «процветающий, благодатный»), уютно расположенный на северном склоне гор Тянь-Шань у южной границы Джунгарской впадины. Его не миновать, продвигаясь по северной ветке Великого Шёлкового пути в страны Центральной Азии и Европы. Отсюда всего 35 км до центра столицы СУАР Урумчи и 18 км до Урумчийского международного аэропорта. Скоростное шоссе № 312 государственного значения, Синьцзянская северная железная дорога и второй Евразийский континентальный мост — все эти пути пересекают территорию округа, делая этот важный регион на севере Синьцзяна сердцевиной экономического пояса Шёлкового пути и лидером программы освоения западных районов, особенно с учётом экономической интеграции Урумчи-Чанцзи.
468
Округ Чанцзи основан в 1954 г., это многонациональный округ (42 национальности, включая хуэй, хань, уйгуров, казахов и других, где народность хуэй имеет свою районную автономию). Округ занимает территорию 74 тыс. кв. км с населением 1,6 млн человек, из которых жителей собственно Чанцзи 480 тыс. человек, представителей национальных меньшинств — 376 тыс. человек (23,7%), несельскохозяйственного населения — 852 тыс. человек (53,3%), резидентов Синьцзянского производственно-строительного корпуса — 413 тыс. человек. В административном отношении в округ Чанцзи входят пять уездов и два города: города Чанцзи и Фукан; уезды Манас, Хутуби, Джимсар, Цитай и Мори-Казахский автономный уезд. В границах округа расположены три зоны развития государственного значения: Государственная зона промышленного развития и новых технологий Чанцзи, Синьцзянская Государственная зона экономического и технологического развития Чжундун и Государственная сельскохозяйственная зона научных технологий Чанцзи. В округе также расположены 24 комплекса, специализирующиеся на растениеводстве и животноводстве, относящиеся к шестому и восьмому подразделениям Синьцзянского производственно-строительного корпуса. Кроме того, достаточно много государственных и частных предприятий и институтов.
В настоящее время сооружение инфраструктуры в ключевом районе зоны завершено. Она строилась по принципу «семь коммуникаций и один уровень» (подведение воды, электричества, системы отопления, водный дренаж, дороги, средства связи и подземный уровень) с учётом озеленения, ландшафтного дизайна и осветительных конструкций. Построена сеть дорог по схеме «три вертикали и три горизонтали» и 130-километровое шоссе в демонстрационной зоне. Таким образом, созданы все условия для экономического развития этого района.
Со времени её основания в этой зоне построены 21 научно-исследовательский институт для работы на основе новых и высоких технологий, включая Государственный инженерный центр по выращиванию дынь, Экспертный центр-ферму по селекции и выращиванию крупного рогатого скота, другие научные центры. В настоящее время здесь работают 515 различных предприятий, из них 32 предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, 44 промышленных предприятия и 147 ферм, причём 8 предприятий имеют годовой доход, превышающий 100 млн юаней.
С географической точки зрения Синьцзян — центр Азии. Если использовать его географические преимущества и природные богатства, то в скором времени он станет новой точкой экономического
469
роста на западе страны, крупным промышленным, финансовым и информационным центром. Чтобы убедиться в том, в какой «экономической яме» был Синьцзян ещё 60 лет назад, достаточно вспомнить, что в то время здесь не существовало даже традиционной кустарной промышленности.
Новая стратегия освоения и развития 12 провинций в западных районах Китая рассматривает Синьцзян как главное звено, так когда-то во главу угла были поставлены экономика Шэньчжэня и развитие района Пудун. Это позволяет верить в будущее Синьцзяна, который локомотивом потянет за собой Запад, а Запад не только догонит Восток, но и станет точкой роста экономики всей Центральной Азии.
Литература
1. The Facts and Figures on Xinjiang, China. 2014. Beijing: China Intercontinental Press, 2014.
2. Чжунго жэнькоу няньцзянь — 2011 ("Almanac of China's Population") / Чжунго шэхуэй кэсюэюань жэнькоу юй лаодун цзинцзи яньцзюсо (Institute of Population and Labor economics, CASS). Пекин, 2011.
3. Китай. Факты и цифры. 2005. Пекин, 2005.
4. Чжунго тунцзи няньцзянь — 2006. Пекин, 2006.
5. Форум по развитию Синьцзяна, КНР. 2015. Урумчи, 2015.
6. Экономическое и социальное развитие Урумчийской зоны технико-экономического освоения района Тоутуньхэ. Урумчи, 2015.
E.S. Bazhenova*
Social and economic development of Xinjiang, the leading region of the West of China
ABSTRACT: Xinjiang takes the leading position by its socioeconomic features among the provinces and autonomous regions of Western China. In 2010 Chinese government drew up and began implementing the plan for Xinjiang economic development under new conditions. This strategy helps to resolve a number of problems — such as development of rich natural resources in the regions populated by ethnic minorities and maintenance of social and political stability in the border regions.
KEYWORDS: natural resources, social and economic development, population, infrastructure, special economic zone.
* Bazhenova Elena Stepanovna, PhD (Economy), Leading Researcher, Institute for Far Eastern Studies Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; E-mail: [email protected]
470