УДК 316 (2)
Савкович Евгений Владимирович Yevgeny Savkovich
ПРОГРАММА АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ СУАР КНР И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ КНР С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
TARGETED PROGRAMS XUAR AND ITS IMPACT ON THE RELATIONSHIP OF CHINA WITH CENTRAL ASIAN STATES
Последовательно решен ряд задач. Охарактеризована общая ситуация в Синьцзян-Уйгурском автономном районе после «событий лета 2009 г.». Представлен переход от «политики освоения Запада» к программе адресной помощи СУАР на основе трех экспериментальных моделей. Выделены основные направления изменения ситуации в регионе по итогам рабочих конференций по Синьцзяну 2010 и 2011 гг., а также особенности формирования новой модели экономического роста для Синьцзяна и соседних государств Центральной Азии (в частности, стратегия экономического развития «использовать два вида ресурсов и два вида рынков»). Привлечен круг ранее неиспользуемых в отечественной литературе источников, позволяющих судить о текущей ситуации и прогнозах до 2015 г. по состоянию проблемы (в частности, «документ № 9» и «документ № 46»)
Ключевые слова: Китайская Народная Республика, Центральная Азия, Синьцзян-Уйгурский автономный район, адресная помощь, развитие
In this article the author has made several conclusions. He had characterized the current situation in Xinjiang Uygur Autonomous Region after «summer 2009 events». Also he had described the transition from the previous model of a regional development «Northwest Big Strategy» (or China's Western Development Program) to the new one, «Address Assistance Program» (including three experimental models). Under the CCP Conference on Xinjiang which was held in Beijing on 2010 and 2011 there were represented several directions on regional policy and also the particularities of organization of a new model of economic development in Xinjiang and neighbouring Central Asian states (a «liyong liangzhong ziliao he liangge shichang» strategy). Some new sources in Chinese language (for instance, «document» №9 and «document № 46») have been used
Key words: People's Republic of China, Central Asia, Xinjiang Uygur Autonomous Region, address assistance, development
Отправной точкой для развития дипломатии Китая с приграничными государствами и регионами является обеспечение внутренних потребностей КНР, а именно — задач национального строительства и развития в рамках «четырех модернизаций» (сыгэ сяньдайхуа) и «политики реформ и открытости» (гайгэ кайфан чжэнцэ). Они же определяют характер и основные принципы развития отноше-
ний с «периферией» (чжоубянь) на основе сотрудничества в сфере безопасности, формируют «благоприятную окружающую среду». Соответственно, китайская дипломатия должна способствовать «курсу на рациональное обеспечение удовлетворения внутренних потребностей развития Китая», а также «обслуживать принципы и интересы КНР». В этом должны принимать активное участие и соседние с КНР страны путем
их «вовлечения в большой экономический круг» [3, С. 5].
К началу 2010-х гг. отношения КНР с государствами «большой периферии» Синь-цзяна и всего Северо-Запада Китая представляли достаточно сложную систему, выстроенную на базе двусторонних и многосторонних договоренностей.
Снижение уровня внешней угрозы подтвердило справедливость концепции «мира и развития» и позволило использовать вновь открывшиеся возможности для расширения экономической экспансии в рамках политики «идти вовне» (цзоучу цюй) для «новой индустриализации» Синьцзяна.
Закрепление новой роли Синьцзяна в региональной политике Китая происходит за счет расширяющегося использования ресурсов более развитых регионов страны, в частности, в рамках программы «адресной помощи СУАР» (дуйкоу юань цзянь). Программа призвана заменить или усовершенствовать механизмы «большого освоения Запада», которые приняты в конце 1990-х - начале 2000-х гг., а также оценить её итоги.
Большинство стратегических решений по Синьцзяну в настоящее время принимается на уровне созданной в мае 2010 г. рабочей группы по Синьцзяну на уровне Госсовета КНР.
Наращивание экономической помощи из центра, которая составляет 20...50 % валового регионального продукта Синьцзя-на, связано с этнополитическими волнениями в СУАР летом 2009 г. Одним из перспективных следствий реализации данной стратегии станет превращение Синьцзяна в региональный экономический центр с тяготением к поясу северного Синьцзяна. Также началась медленная перестройка подходов к национальному вопросу, в частности, предыдущий опыт построения «стабильности ради стабильности», который использовал бывший руководитель автономного района Ван Лецюань, признан неудачным, а сам он отстранен от власти.
В августе 2009 г., практически сразу после беспорядков, в СУАР прибыл Ху Цзиньтао и провел инспекцию работы го-
сударственных органов СУАР. В ходе поездки Председатель КНР посетил Урумчи, Шихэцзы, Аксу, Чанцзи, Карамай и ряд других мест. По итогам визита он призвал к тому, чтобы «чиновники активнее работали над решением проблем национальностей, а административно поддерживать стабильность — это задача гарнизонов и расквартированных военных» [11]. На практике оказалось, что построение национального согласия в Синьцзяне и стабильность, на которой делал акцент глава региона Ван Лецюань, идеи нереализованные. Вывод сделан однозначный — и дальше использовать механизмы финансово-экономического характера для обеспечения стабильности и увеличение размера помощи региону посредством принятия новых программ и планов. Кроме замены руководителя, состоявшейся весной 2010 г., оргвыводы были сделаны и в отношении других ветвей власти, которые «просмотрели возникновение критической ситуации» [7]. В выступлении Ху Цзиньтао призвал кадры «ухватить новый шанс в рамках политики реформ и развития, предоставленный Синьцзяну национальным правительством, . работать над обеспечением стабильности, ускорить строительство среднезажиточного общества (сяокан) и «гармоничного социализма» в СУАР» [7]. С ноября 2009 г. ЦК КПК направлял в регион специальные группы общей численностью в 400 человек для комплексного изучения обстановки. Кроме прочего, начиная с 1997 г. и по 2010 г. включительно, центр последовательно направил в Синьцзян шесть групп специалистов, насчитывающих более 3700 человек, которые должны осуществлять программы «поддержки Запада». По итогам работы групп предложены мероприятия по развитию региона, которые стали частью доклада для ЦК.
В апреле 2010 г. под председательством Ху Цзиньтао в Пекине состоялась конференция ЦК КПК, на которой одобрена новая модель «опережающего развития» для СУАР, а также мероприятия по обеспечению долгосрочной стабильности Синьцзяна [15]. Глава государства в докладе подчер-
кнул, что «важное стратегическое положение Синьцзяна обязывает к особой работе с ним в масштабах всей страны, этим должна заниматься партия и государство» [14]. Не новым был тезис о том, что «от развития и стабильной ситуации в СУАР напрямую зависит и стабильность и развитие политики реформ в масштабах КНР. В конечном итоге от неё зависит единство государства, межнациональное единство, государственная безопасность и единство китайской нации» [15]. При этом на заседании озвучена идея о том, что «опыт работы в Синьцзяне в течение долгого периода времени показывает, что центральное правительство верно проводило политический курс в отношении СУАР, который соответствует ситуации в государстве, а также реалиям самого Синь-цзяна и интересам его граждан любой национальности. При этом следует отметить, что на ситуацию воздействовали причины исторического, природного, социального плана, в итоге сейчас Синьцзян значительно отстает в уровне регионального развития от восточной части страны. Однако Синьц-зян — такая же часть экономики Китая. В то же время в СУАР присутствуют сепаратистские элементы, которые ведут подпольную деятельность. Для решения данных проблем выбрана новая модель регионального развития для Синьцзяна на ближайшую перспективу — трансграничная модель опережающего роста» [15]. Таким образом, на самом верху сформулирована основная задача развития Синьцзян-Уйгур-ского автономного района, которая в итоге стала «трансграничной моделью».
Далее Председатель КНР отметил, что в «новой ситуации перед партийной работой в Синьцзяне встают новые задачи, которые ориентированы на всестороннее стимулирование экономического, политического, культурного, общественного, экологического и партийного строительства.. . К 2015 г. Синьцзян по уровню среднедушевого дохода в ВВП должен выйти на средний уровень по стране. Показатели доходов сельского и городского населения должны достичь среднего уровня для всех западных районов страны. Кроме того, должна зна-
чительно улучшиться инфраструктура, возможности для самостоятельного развития региона, единство национальностей при сохранении общественной стабильности. До 2020 г. необходимо организовать скоординированное развитие СУАР для обеспечения задачи построения общества «сяокан» для всего региона» [15].
В этот же период ЦК предложил созвать конференцию по развитию политической ситуации в регионе [13]. По её итогам принято три стратегических решения по СУАР, а именно: создана рабочая группа по СУАР, которая должна была утвердить новую стратегию регионального развития; приняты принципиально новые программы «адресной помощи»; принято решение о начале в Синьцзяне нового эксперимента — введении налога на недра.
Следует отметить стратегическое решение ЦК о новой «программе адресной помощи СУАР» (дуйкоу юань цзянь). Государство выбрало (назначило) 18 провинций ( городов) -спонсоров ( плюс компания КННК), которые и должны были осуществлять адресную помощь 80 уездам СУАР. Спонсорами стали все регионы Центрального Китая, а также приморские города и провинции. Исключение сделано для четырех автономных районов, Хайнаня и Запада КНР. Предполагалось изъятие из доходной части бюджета 3...6 % (кроме расходов на общественную безопасность и образование) и перенаправление их на поддержку развития Синьцзяна. В 2010 г. по данной программе регион получил около 100 млрд юаней. При этом доходная часть бюджета СУАР возрастала сразу на 20 % по сравнению с 2009 г., а в итоге реализации программы должна вырасти в два раза. Крупные единовременные инвестиции из центра сокращались. Однако государство помогало с освоением поступающих фондов. Помощь, таким образом, становилась полностью динамической.
Были выбраны и центры «сосредоточения помощи» — Кашгар, Хотан, Кызыл-су-киргизская автономная префектура и другие районы Южного Синьцзяна. Отмечалось, что даже по меркам СУАР регион
«очень бедный», именно это и превратило его в базу националистических выступлений. В ходе «событий 5 июля 2009 г.» часть участников беспорядков приехала в Урумчи именно оттуда. Югу СУАР предоставлен максимальный объем финансовых вливаний. Так, самые развитые районы КНР — Шанхай, Гуандун и Шаньдун — начали поддерживать Кашгар [5]. Пекин, Тяньцзинь и Аньхой являются спонсорами Хотана, Хубэй — Боротала-Монгольской автономной области и т.д. Кроме городов и уездов, помощь будет оказана и расквартированным частям Синьцзянского производственно-строительного корпуса (СПСК). Программы уже начали работать: так, только провинция Гуандун в течение 2011 г. вложила в район около 1 млрд юаней в 72 проекта на территории района, в 2012 г. сумма составила 1,1 млрд и 78 проектов. Такого рода финансовые вливания являли собой возможность полного изменения внутренней среды оазисов в течение нескольких ближайших лет. Менялась и роль СПСК — для его развития предусмотрена новая программа «овладение четырьмя новыми практиками» (сычжуа сыкань) и работа на трех уровнях — в армии, обществе и корпусе [6].
Еще одним важным решением стало начало нового эксперимента в СУАР. Здесь в течение 2010 г. введен налог на использование недр. Ожидалось привлечение нескольких сот миллионов юаней в доходную часть бюджета Синьцзяна ежегодно. В данном эксперименте основным источником дохода для СУАР являлись компании по разработке нефти и газа не на уровне филиальной сети, а на уровне материнских компаний, которые добывали ресурсы в СУАР. Крупнейшим «спонсором» СУАР становилась Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК). Это означало и выстраивание новой системы связей на уровне «компания-региональная власть», которая начала реализовываться в Синьц-зяне. Основные результаты эксперимента можно оценить уже по итогам новой, 12-й пятилетки.
В июне 2010 г. центральное правительство КНР приняло «Документ №9» «О
стимулировании развития трансграничной модели и долгосрочной стабильности», который лишь подтвердил предыдущие решения партийного руководства [1].
В целом, решения были достаточно радикальными, однако лишь в рамках эксперимента. Внутренние и внешние воздействия (к внутренним можно отнести события лета 2009 г. в Урумчи, к внешним
— государственный переворот в Кыргызстане) лишь ускорили принятие новой программы. С начала 2010-х гг. развитие СУАР начало курироваться всеми основными министерствами и ведомствами под надзором Комитета по развитию и реформе (рабочей группы по СУАР). На региональном уровне поддержку оказывали правительство Синь-цзяна и крупные компании. При этом уровень стратегических решений оставался у государства, как и надзорные функции. На уровень национального планирования поднялся и отдельный регион в рамках СУАР
— экономический пояс Северного склона Тяньшаня [8].
Что касается ближайших перспектив, то в рамках планирования на 12-ю пятилетку в Китае в основном развивались партийно-государственные идеи и лозунги предыдущего периода «реформ и открытости». В частности, использовалась стратегия экономического развития «использовать два вида ресурсов и два вида рынков» (лиюн лянчжун цзыляо хэ лянгэ шичан). В самом общем виде стратегия описывала формулу экономического роста — использование внешнего и внутреннего рынков, а также внутренних и внешних ресурсов. Кроме того, обсуждались планы построения «экономики нового типа», а именно экономики инноваций. На региональном уровне базовая установка выглядела следующим образом: «[СУАР] необходимо активно продвигать стратегию открытости, непрерывно расширять открытость в новых областях и сферах, а также использовать точки сближения с другими государствами. Открытость должна стимулировать развитие, реформу, инновации» [17].
Особое место отводилось Синьцзяну и в принятой Госсоветом стратегии региональ-
ного развития 2010 г. («документ № 46») [4]. На уровне региона ставились и общегосударственные задачи — «при использовании научно-технических достижений осуществить экономический транзит» [10], «обеспечить опережающее развитие инноваций» [10] и т.д. Возможным вариантом изменения производственной структуры в 12-й пятилетке на уровне региона может стать создание и использование новых источников энергии, новых материалов, биотехнологий, развитие сферы информационных технологий, изменение системы подготовки кадров и т.д. Особое значение района в рамках стратегии инновационного развития Китая подчеркивалось и на конкретных мероприятиях. Так, например, в ноябре 2010 г. на проходившей Китайс-
О О /~1
кой технологической ярмарке Синьцзян представил 45 предприятий, способных осуществлять проекты в новых сферах экономики [2].
Конкретные планы развития отражены в одиннадцатилетнем плане, который представило региональное правительство. Частично он представлен общественности в «Рабочем отчете народного правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района на 2011 год». Кроме того, в нем подведены итоги развития за предыдущие годы [2]. Также появился доклад исследовательской группы при Комитете развития и реформ, посвященный прогнозам развития СУAР на 12-ю пятилетку [16].
Одним из последних масштабных со-
Literatura
1. 2010 nyan dujkou juan czjan gujhua sjanmu gunczo cinkuan (Plan meroprijatij po osushhestvleniju adresnoj podderzhki v 2010 g.) [Jelektronnyj resurs] // Ofitsialnyj sajt Komiteta po reforme i razvitiju SUAR, 02.03.2011. - http://www.xjdrc.gov.cn/ content.jsp?urltype=news.NewsContentUrl&wbtre eid=10445&wbnewsid=3468 (data obrashheniya: 04.12.2012).
2. 2011 nyan Sin czyan vjej ujer czychzhicjuj zhjenmin chzhjenfu gunczo baogao (Rabochij otchet narodnogo pravitelstva Sinczyan-Ujgurskogo avtonomnogo rajona na 2011 god) [Jelektronnyj resurs] // Chzhungo zhjen min gun hje go Chzhunjan zhjen min chzhjenfu (Centralnoe narodnoe pravitelstvo
бытий, способных повлиять на дельнейшее развитие региона, стало второе заседание специализированной рабочей группы по поддержке Синьцзяна (27-29 мая 2011 г., Пекин). На заседании с докладом выступил Председатель КНР Ху Цзиньтао, который подвел итоги работы программы за год. Эксперимент в регионе признан успешным: рост ВВП СУАР в 2010 г. достиг 26,69 %, завершено 252 крупных проекта, а «экономическая поддержка дала необходимый толчок для нового развития региона» [8]. Одновременно Министерство науки и техники КНР совместно с Комитетом по делам реформы и развития Госсовета в предложили принять «Всекитайский план помощи научно-техническому развитию Синьцзяна на 2011-2020 гг.» [12].
Главная задача данного документа — «превращение Синьцзяна в центр инноваций для стран Центральной Азии и других сопредельных государств» [12]. Повышение влияния СУАР в развитии соседних государств будет отражено в рамках «радиального распространения инноваций с центром в СУАР» [12].
Частично данные задачи решаются уже сейчас, в том числе в рамках изменения модели экономического развития, льготной политики в научно-технической сфере. Использованы механизмы грантовой поддержки СУАР со стороны других административных единиц КНР. Опыт «адресной помощи» был распространен и на сферу науки и техники.
_ Literature
1. 2010 nian duikou yuanjiang guihua xiangmu gongzuo qingkuang (Plan of an address assistance in 2010) [Electronic document] // Xinjiang Uygur Autonomous Region Development and Reform Commission. Official site. Chinese version, 02.03.2011. -http://www.xjdrc.gov.cn/content.jsp?urltype=news. NewsContentUrl&wbtreeid=10 445&wbnews id=3468 (date of access: 04.12.2012).
2. 2011 nian Xinjiang Weiwuer zizhiqu renmin zhengfu gongzuo baogao (Working Paper of the Xinjiang Uygur Autonomous Region Government, 2011) [Electronic document] // Official site of The Zhongguo Renmin gongheguo zhongyang renmin zhengfu (The Central People's Government of the People's Republic
KNR). URL: http://www.gov.cn/test/2011-02/11/ content_1801761 .htm (data obrashheniya: 11.02.2011).
3. Van Hajyan. Czinczi hjeczo juj fachzhan: ChzhunJa ugojuj Chzhungo Sinczjan(Jekonomicheskoe sotrudnichestvo i razvitie. Pyat gosudarstv Centralnoj Azii i Kitaj). Urumchi, 2003.
4. Goujuan guanjuj infa cjuango chzhuti gunnjencju gujhuadje tunchzhi (Gosso-vet KNR: ob opublikovanii regionalnogo funktsionalnogo planirovaniya v KNR) [Jelektronnyj resurs] // Chzhungo zhjen mi gunhjego chzhunyan zhjen min chzhjenfu (Centralnoe pravitelstvo Kitajskoj Narodnoj Respubliki). URL: http://www.gov.cn/zwgk/2011-06/08/content_ 1879180. htm (data obrashheniya: 21.12.2010).
5. Guandun dujkou juanczjan sinchjen sin gjeczjuj (Guandun po programme «ad-resnoj pomoshhi» vystraivaet novuju jekonomicheskuju strukturu) [Jelektronnaja versija] // Chzhungo minczu czunczjao van, 24.04.2012. URL: http://www.mzb.com.cn/ html/Home/report/297021-1.htm (data dostupa: 09.09.2012)
6. Guanjuj sychzhua sykan hodun shishi fanan' ( Proekt meropriyatij po realizatsii programmy «ovladenie chetyrmya novymi praktikami» ) [Jelektronnyj resurs ] / / Informacionnaya set «Lunvjen». URL: http://www.lunwenwang.com/ wenshu/qihua/58448_2.html (data obrashhenija: 02.06.2010).
7. Sinczjan gunczo czotanhujej chzhaokaj. Hu Czintao, Vjen Czjabao fabyao chzhunyao czyanhua (Vazhnye vystupleniya Hu Czintao i Vjen Czyabao na otkrytii rabochej konferentsii po Sinczjanu) [Jelektronnyj resurs] // Soobshhenie informacionnogo agentstva «Sinhua», 20.05.2010. URL: http://news. xinhuanet.com/politics/2010-05/20/c_12125041_8. htm (data obrashhenija: 09.09.2011).
8. Sinczjan Tyanshan bjejpo czinczicjuj gujhua i shanbao ( Opublikovana programma razvitiya jekonomicheskogo rajona severnogo sklona Tyanshanya) [Jelek-tronnyj resurs] // Czinzhuncze (Mir finansov). URL: http://stock.jrj.com.cn/ hotstock/2011/07/27145910554829.shtml (data obrashheniya: 21.07.2011).
9. Sinczyan Tyanshan bjejpo czinczicjuj gujhua shanbao juvan chjen sibu czinczi czjenchzhan czi (Poyas jekonomiki severnogo sklona Sinczyana soglasno plani-rovaniju mozhet stat «poljusom rosta» dlya jekonomiki vsego Severo-zapada) [Jelektronnyj resurs ] // Soobshhenie informatsionnogo agentstva «Czinzhun cze», 24.08.2011. URL: http://stock.jrj. com.cn/2011/08/24012210829887.shtml (da-ta obrashheniya: 13.01.2012).
10. Sinczyan chzhantuan — bavo gao czyaohujej sin cziou, tujczin chzhanljuje sin fachzhan ( Vystavochnyj centr Sin'czjana - ispolzovat novyj shans, pre-dostavlennyj Kitajskoj tehnologicheskoj vystavkoj-jarmarkoj, prodvigat novoe strategicheskoe
of China. Official site. Chinese version). URL: http:// www.gov.cn/test/2011-02/11/content_1801761. htm (date of access: 11.02.2011).
3. Wang Haiyan. Jingji hezuo yu fazhan: Zhong-Ya wuguo yu Zhongguo Xinjiang (Economic cooperation and development. Central Asia's five states and China). Urumqi, 2003.
4. Guowuyuan guanyu yinfa quanguo gongnen-gqiu guihuade tongzhi (State Council of the People's Republic of China: about publication on regional functional planning in the PRC) [Electronic document] // Zhongguo Renmin gongheguo zhongyang renmin zhengfu (The Central People's Government of the People's Republic of China. Official site. Chinese version). URL: http://www.gov.cn/zwgk/2011-06/08/ content_1879180.htm (date of access: 21.12.2010).
5. Guangdong duikou yuanjiang xincheng xin geju (Guangdong province arranges new economic structure on an address assistance) [Electronic document] //Zhongguo minzu zongjiao wang (Chinese People's Religion Net), 24.04.2012. URL: http:// www.mzb.com.cn/html/Home/report/297021-1. htm (date of access: 09.09.2012)
6. Guanyu sizhua sikan huodong shishi fang'an (Key activities for successful implementation "sizhua sikan") [Electronic document] // Lunwen Information Agency. - URL: http://www.lunwenwang.com/ wenshu/qihua/584 48_2.html (date of access: 02.06.2010).
7. Xinjiang gongzuo zuotanhui zhaokai. Hu Jintao, Wen Jiabao fabiao zhong yao jianghua (Hu Jintao and Wen Jiabao address to the Working Conference on Xinjiang) [Electronic document] // Xinhua, 20.05.2010. URL: http://news.xinhuanet. com/politics/2010-05/20/c_12125041_8.htm (date of access: 09.09.2011).
8. Xinjiang Tianshan beipo jingjiqu guihua yi shangbao (Xinjiang's Tianshan Northern Slope Region Program was published) [Electronic document] // Jinrongjie (Financial World), - URL: http://stock.jrj. com.cn/hotstock/2011/07/27145910554829.shtml (date of access: 21.07.2011).
9. Xinjiang Sintszyan Tianshan beipo jingjiqu guihua shangbao youwang cheng Xibu jingji zengzhang ji (Xinjiang's Tianshan Northern Slope Region according to the plan could be a growth factor for the Northwest of PRC) [Electronic document] // Jinrongjie (Financial World), 24.08.2011. URL: http://stock.jrj.com.cn/2011/08/24012210829887. shtml (date of access: 13.01.2012).
10. Xinjiang zhantuan — bawo gao jiaohui xin jiou, tuijin zhanlüe xin fazhan (Xinijang Exhibition Centre — to use new opportunity by promotion Chinese Technological Exhibition in the way of strategic development) [Electronic document] //
razvitie) [Jelektronnyj resurs] // Gaoczyao hujej czu-vjejhujej (Komitet po organizacii Kitajskoj tehnologicheskoj vystavki). URL: http://www.ccnf. com/news/20101115/news_201011150016_0.shtml (data obrashhe-niya: 15.11.2010).
11. Hu Czintao czaj Sinczjan vjejujer czychzhicjuj kaocha gunczo (Inspektsionnaya rabota Hu Czintao v SUAR) [Jelektronnyj resurs] // Soobshhenie informatsionnogo agentstva «Sinhua», 26.08.2009. URL: http: //www.gov.cn/jrzg/2009-08/26/ content_1401324_3.htm (data obrashheniya: 09.09.2011).
12. «Cjuango kjeczi juanczjan gujhua» tichu czyan Sinczyan czyanshje chjen ChzhunJa dicjuj chuansin chzhunsin (Vsekitajskij plan pomoshhi nauchno-tehnicheskomu razvitiju Sinczyana postavil zadachu dlja Sinczyana: stat innovatsionnym centrom regiona Centralnoj Azii) [Jelektronnyj resurs] // Zhjenmin zhibao van, 29.03.2012. URL: http://xj.people.com. cn/n/2012/0329/c188514-16888277.html (data obrashhenija: 13.09.2012).
13. Chzhun jan czjan kaj Sinczjan hujeji tujsinchzhjen cyani juan Sinczyan 18 shjenshi majdan (Po resheniju CK KPK budet provedeno sobranie o novoj po-litike SUAR, 18 provintsialnyh tsentrov dolzhny sovmestno vydelit okolo 100 mlrd.juanej) [Jelektronnyj resurs] // Informatsionnoe agentstvo «Lyanhje czaobao vansjun» (Gonkong). URL: http://www.zao-bao.com/wencui/2010/05/hongkong100503l.shtml (data obrashheniya: 03.05.2010).
14. Chzhunyan bushi sin chzhanljuje — cu Sinczyan kuajujeshi fachzhan hje chanchzhi czjuan (Tsentralnoe pravitelstvo primenit novuju strategiju — stimuliro-vanie transgranichnoj modeli razvitiya Sinczyana i dolgosrochnoj politicheskoj stabilnosti) [Jelektronnyj resurs] // Sinin guncin tuan. URL: http://xngqt.xining.gov.cn/html/2724/176560.html (data obrashheniya: 20.10.2010).
15. Chzhunyan chzhaokajhujeji yanczju tujejczin Sinczjan fachzhan hje chanchzhi czju an gunczo ( Konferentsiya CK KPK rassmotrela proekt razvitiya SUAR i obes-pecheniya dolgosrochnoj stabilnosti v regione ) // Soobshhenie informacionnogo agentstva «Sinhua», 23.04.10.
16. «Shijer u»: Sinczyan czinczi shjehujej fachzhan huanczin, chzhanljuje, dinvjej hje mubjao janczju ( Issledovanie socialno-jekonomicheskogo razvitiya Sinczyana: obshhaja situaciya, strategiya, celi i zadachi) [Jelektronnyj resurs] // Sborniki dokumentov informatsionnogo portala «Bajdu». URL: http: //wenku. baidu.com/view/e844e229647d27284b7351cb.html (data obrashheniya: 19.09.2010).
17. Jershiu ganyao czedu: dujvaj kajfan in czinchzhua «lyangje shichan,lyanchzhun czylyao» (Tezisy po prochtenii 12-go pyatiletnego plana: neobhodimo shvatit «dva rynka i dva vida resursov») [Jelektronnyj resurs] // Shenyan huatu, 12.04.2011. URL: http:// shenyang.htexam. com/xyzl/2011/0412/81619 .html (data obrashheniya:10.05.2011).
Gaojiaohui zuweiyuanhui (Commitee on the Chinese Technological Exhibition). URL: http://www.ccnf. com/news/20101115/news_201011150016_0.shtml (date of access: 15.11.2010).
11. Hi Jintao zai Xinjian Weiwuer zuzhiqu kaocha gongzuo (Inspection visit of the Hu Jintao to the XUAR) [Electronic document] // Xinhua, 26.08.2009. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2009-08/26/content_ 1401324_3.htm (date of access: 09.09.2011).
12. Quanguo keji yuanjiang guihua tichu jiang Xinjiang jianshe cheng ZhongYa diqu chuanxin zhongxin (PRC's Program to the Xinjaing's R&D: region should become the innovation center for Central Asia) [Electronic document] //Renming Ribao Wang (People's Daily Online), 29.03.2012. URL: http://xj.people.com.cn/n/2012/0329/c188514-16888277.html (date of access: 13.09.2012).
13. Zhong'yang jiang kai Xinjiang huiyi tuixinzheng jianyi yuan Xinjiang 18 shengshi maidan (According to the Central Commitee of CCP, new Xinjiang's planning conference should be held. 18 administrative regions jointly should provide 100 billion yuan) [Electronic document] // Liahe zaobao wangxun agency. - URL : http://www.zaobao.com/ wencui/2010/05/hongkong 100503l. shtml (date of access: 03.05.2010).
14. Zhong'yang bushi xin zhanlue — zu Xinjiang kuayueshi fazhan he changzhi juan (Central Government provides a new strategy — promotion of the cross-border model of the Xinjiang and long-term political stability) [Electronic document] // Xin'ying gongqing tuan. URL: http://xngqt.xining. gov.cn/html/2724/176560.html (date of access: 20.10.2010).
15. Zhong'yang zhankai huiyi yanjiu tuijin Xinj iang fazhanjiu an gongzuo (Central CCP Commitee' s Conference inspected an XUAR development program activities) // Xinhua, 23.04.2010.
16. «Shier wu»: Xinjiang jingji shehui fazhan huanjing, zhanlue, dingwei he mubiao yanjiu (Research on the Xinjiang's social and economic development plan: general situation, strategy, goals and tasks) [Electronic document] // «Baidu.com» Original Documents Collection. URL: http://wenku. baidu.com/view/e844e229647d27284b7351cb.html (date of access: 19.09.2010).
17. Ershiwu gan'yao jiedu: duiwai kaifang ying jinzhua "liang ge shichang, liang zhong ziliao" (12-th five-year plan determines "two markets and two resources" concept) [Electronic document] // Shenyang huatu, 12.04.2011. URL: http://shenyang. htexam.com/xyzl/2011/0412/81619.html (date of access:10.05.2011).
Коротко об авторе_
Савкович Е.В., канд. истор. наук, доцент каф. «Востоковедение», Томский государственный университет, г. Томск [email protected]
Научные интересы: политика Китая в Центральной Азии, востоковедение, китайский язык, линг-вострановедение Китая
_ Briefly about the author
Y. Savkovich, Candidate of Historical Sciences, assistant professor, Oriental Studies department, Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation
Scientific interests: Chinese policy in the Central Asia, oriental studies, Chinese language, linguistics and area studies