Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие Сибири и Омской области в условиях глобализации'

Социально-экономическое развитие Сибири и Омской области в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА ВЫРАВНИВАНИЯ / ПОЛИТИКА ПОЛЯРИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Евсеенко С.В., Бреусова А.Г.

В статье проанализирована обеспеченность Сибири и Омской области основными ресурсами развития, в том числе главным из них человеческим капиталом. Выявлены как основные ограничивающие факторы развития, так и преимущества этих регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие Сибири и Омской области в условиях глобализации»

В статье проанализирована обеспеченность Сибири и Омской области основными ресурсами развития, в том числе главным из них - человеческим капиталом. Выявлены как основные ограничивающие факторы развития, так и преимущества этих регионов.

Социально-экономическое развитие Сибири и Омской области в условиях глобализации

С. В. ЕВСЕЕНКО,

кандидат экономических наук,

филиал Академии бюджета и казначейства в г. Омск

E-mail: abik55@mail.ru

А. Г. БРЕУСОВА,

кандидат экономических наук,

Омский государственный университет

E-mail: annabreusova@yandex.ru

В современную эпоху важнейшим ресурсом становится человеческий капитал во всех его проявлениях. Именно данный вид капитала, и особенно его мобильность, служат двигателем глобализации. Этому способствуют прозрачность границ, относительная транспортная доступность, преодоление языковых различий, стандартизация и унификация управления бизнесом, сближение культур и повышение уровня информационного обеспечения.

Мобильность человеческого капитала приводит к необходимости создания на территории комфортных условий проживания для удержания высококвалифицированной рабочей силы. При этом уровень и качество жизни зависят от экономического положения территории, а экономическое положение, в свою очередь, - от качества человеческих ресурсов.

В региональной политике России, наоборот, человеческий фактор всегда недооценивался, на стадии же инновационного развития проблема выглядит еще серьезнее.

© ЭКО 2009 г.

Особенности регионов Сибири как места проживания

Качество жизни - сложная социально-экономическая категория, для обобщающей характеристики которой используется целая система показателей, включающая три основных блока1:

- качество населения (здоровье и образование);

- возможности самообеспечения (уровень дохода, среднемесячная заработная плата, возможность трудоустройства);

- базовые характеристики условий жизни (состояние природной и социальной среды).

Для населения первостепенны такие факторы, как среднемесячная заработная плата и возможность профессиональной самореализации. Из таблицы 1 видно, что в трех из семи федеральных округов (в том числе и в Сибирском) среднедушевые доходы в 2005-2007 гг. были ниже средних по России.

Таблица 1

Соотношение среднедушевых доходов федеральных округов со среднероссийским уровнем в 2005—2007 гг. (уровень доходов РФ = 1)

Федеральный округ 2005 2006 2007

Центральный 1,37 1,38 1,36

Северо-Западный 1,11 1,07 1,05

Южный 0,67 0,69 0,69

Приволжский 0,77 0,79 0,79

Уральский 1,16 1,2 1,19

Сибирский 0,83 0,83 0,81

Дальневосточный 1,09 1,07 1,06

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.

При этом только на компенсацию негативных климатических условий России приходится 20% доходов.

Реальный доход сибиряка отстает от дохода жителя европейской части РФ минимум в 1,8 раза, причем с учетом

1 Ратьковская Т. Г. Условия инновационного развития в Сибирском федеральном округе: региональная дифференциация //ЭКО. 2007. №4. С.60.

поясного коэффициента. Соседние регионы выглядят привлекательнее: и в Уральском федеральном округе, и в Дальневосточном среднедушевые доходы превышают среднероссийский показатель.

В Сибирском федеральном округе (СФО) развитие регионов весьма дифференцированно. Выделяются Томская область, которая относится к регионам с высоким уровнем развития, Красноярский край остается лидером сибирской экономики. По большинству показателей он опережает своего основного соперника - Кузбасс. Совокупный объем промышленного производства этих двух регионов составляет больше половины всего промышленного оборота СФО. Да и по другим позициям эти два округа, как правило, делят первое-второе места с существенным отрывом от остальных регионов. Лишь по таким показателям, как объем продукции сельского хозяйства и объем экспорта, Омская область входит в тройку лидеров. По среднемесячной заработной плате среди регионов округа Омская область занимает срединное положение, отставая от регионов-лидеров на 20-30%.

Чтобы оценить обеспеченность основными социальными услугами и уровень развития социальной инфраструктуры, рассмотрим показатель объема инвестиций в такие отрасли социальной инфраструктуры, как образование и здравоохранение. Инвестиции в образование определяют качество человеческих ресурсов, а уровень медицинского обслуживания, зависящий от оснащенности медицинской техникой, служит неотъемлемым условием комфортной среды проживания (влияя на продолжительность жизни).

Согласно данным табл. 2, инвестиции в основной капитал в образование и здравоохранение в Сибирском федеральном округе ниже, чем в среднем по РФ - по этим показателям округ занимает одно из последних мест. При том, что «уровень оснащенности в Сибирском и Дальневосточном округах должен быть выше среднероссийского уровня и плотно заселенных территорий в силу больших пространств, разбросанности поселений и транспортных проблем»2. Следовательно, и объем инвестиций в отрасли социальной инфраструктуры должен быть высоким.

2 Ратьковская Т. Г. Указ. соч. С. 61.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по образованию и здравоохранению в 2005—2007 гг., тыс. руб.

Федеральный округ Средний приток инвестиций в основной капитал за период Инвестиции по видам экономической деятельности на душу населения

2005 2006 2007

образование здраво-охранение образование здраво-охранение образование здраво-охранение образование здраво-охранение

Центральный 0,74 0,62 0,35 0,42 0,70 0,68 1,15 0,77

СевероЗападный 0,46 0,58 0,26 0,32 0,38 0,52 0,74 0,91

Южный 0,42 0,79 0,25 0,52 0,36 0,65 0,65 1,2

Приволжский 0,54 0,81 0,4 0,53 0,47 0,77 0,74 1,12

Уральский 1,15 1,20 0,81 0,83 1,26 1,22 1,37 1,53

Сибирский 0,45 0,57 0,25 0,39 0,44 0,53 0,65 0,78

Дальневосточный 0,80 0,79 0,56 0,48 0,72 0,70 1,1 1,18

РФ 0,68 0,81 0,38 0,48 0,58 0,71 1,08 1,25

Источник: Регионы РФ. Социально-экономические показатели.2007. М.: Стат. сб./ Росстат, 2006. Регионы РФ. Социально-экономические показатели. 2008. М.: Стат. сб. / Росстат, 2008.

В Уральском федеральном округе уровень инвестиций в два раза выше, чем в среднем по стране. Северо-Западный федеральный округ по инвестициям в образование и здравоохранение также отстает от среднероссийского уровня, но уровень среднедушевых доходов там выше среднероссийского.

В таких условиях, при «робкой» национальной территориальной политике Сибирь трудно назвать территорией, где человек может реализоваться как личность, да еще в относительно суровых климатических условиях. А ведь жители -это носители человеческого капитала, и закономерно региональные экономисты невысоко оценивают перспективы развития Сибири - на территории отсутствуют условия для размещения трудоемких производств.

Миграционное движение населения

Как следует из табл. 3, миграционная убыль характерна только для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Заметное перемещение человеческого капитала в стране идет в следующих направлениях: с севера на юг, с востока на запад. В отдельном регионе этот процесс выглядит как перемещение населения из поселений в районные центры, а отсюда - в центры субъектов Федерации.

Таблица 3

Миграционный прирост ( + ) и убыль ( — ) населения в 2006-2007 гг., чел.

Федеральный округ 2006 2007

Центральный +139039 +162544

Северо-Западный +18051 +24304

Южный +9097 +35012

Приволжский -1301 +18245

Уральский +7828 +19188

Сибирский -18026 -3511

Дальневосточный -22369 -15915

Источник: Где в России жить хорошо. Основные показатели социально-экономического развития //Российская газета. 2008. 14 марта.

С 1986 по 1992 гг. в Западной и Восточной Сибири рождаемость снизилась на 37-40%, что больше чем в целом по России; рост смертности достиг 3-10%, естественный прирост населения за 1985-1992 гг. сократился в Западной Сибири в 11,8 раза, в Восточной - в 5,8 раза. Началась миграция населения в европейскую часть страны.

В обозримом прошлом трудовые ресурсы региональной экономики, особенно Сибири, подпитывались принудительной миграцией, которая была частью государственной политики. В условиях глобализации происходит ослабление такого механизма и наблюдается отток трудовых ресурсов. Компенсация процесса возможна за счет повышения качества рабочей силы, улучшения условий жизни и вовлечения в реальную экономику той части населения, которая имеет меньшие жизненные амбиции.

Специализация РФ на добыче углеводородов сегодня вызывает приток населения в Сибирь, но только на те территории, где осуществляется добыча. Подсчитано, что для освоения всех углеводородных запасов региона достаточно 5 млн чел. Освоение новых месторождений неспособно изменить неблагоприятную демографическую тенденцию и вызвать значительный приток населения в Сибирь. Соответственно, Сибирь всегда будет проигрывать по инвестиционной привлекательности и развитию.

Анализ карты плотности населения показывает: в Сибири освоена узкая полоска пространства от Оренбурга и Кургана через Тюмень, Омск, Новосибирск, Кемерово на юг Красноярского края и север Алтайского и далее от Иркутска до Забайкалья, включая отдельные очаги системы расселения (Томск, Якутск, Магадан). Поэтому понятны и огромная роль Транссибирской магистрали в освоении Сибири, и низкая инвестиционная привлекательность региона ввиду отсутствия коммуникаций и низкой численности населения. «Глобализирующейся экономике необходимы прежде всего рынки сбыта, а значит, потребители... Таким образом противоречие между огромной территорией, богатыми природными ресурсами и отсутствием адекватного потребительского рынка уже отбрасывает территорию на обочину развития»3. Мощные производительные структуры не пойдут на территории с низкой численностью населения и невысокими среднедушевыми доходами, поскольку отдача от инвестиций в этом случае будет мала, а транспортные и энерготарифы велики в силу удаленности от европейских рынков сбыта и природно-климатических условий.

По прогнозам, если базовые установки региональной политики не изменятся, к 2025 г. в Сибирском федеральном округе останется 17 млн жителей.

При разрабатке стратегии развития РФ и регионов нельзя не учитывать малую освоенность, низкую плотность расселения территории Сибири и Дальнего Востока, при этом особо следует помнить о миграционной политике.

3 Потемкин А. Меньше регионов - сильнее страна //Российская газета. 2004. 8 декабря.

Приток неславянских народов из ближнего зарубежья вызывает серьезные проблемы на рынке труда, поскольку значительно снижает цену рабочей силы, в результате местные рабочие остаются без заработка. Ускоренное разрушение квалифицированной рабочей силы служит серьезным ограничителем экономического развития страны, поэтому «квотирование должно идти по требуемым для РФ специальностям и по наличию высшего образования»4.

Сегодня государство отказалось от значимых проектов по созданию комфортных условий жизни, способных повернуть миграционные потоки в Сибирь, соответственно данный источник имеет фактически нулевой потенциал. Хотя во всех регионах Сибирского федерального округа число учащихся вузов с 1998 г. по 2007 г. значительно увеличилось, имеется потенциальный риск оттока квалифицированных кадров за пределы округа в регионы с более высоким уровнем жизни.

Таким образом, для равномерного развития территорий РФ основной целью региональной политики должно стать создание равных условий жизни. Пока же концентрация созданной добавленной стоимости по месту регистрации компаний значительно усиливает неравномерность развития, а следовательно, и качества жизни.

Региональная политика и ее влияние на положение Сибири

Как известно, основными направлениями региональной политики являются выравнивание уровней развития и поляризованное развитие.

Политика выравнивания — это поддержка отдельных регионов в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени за счет других регионов. Объективными основаниями ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и т. д.

Примером «политики выравнивания» стало приоритетное финансирование восточных земель Германии после ее

4 Делягин М. Г. Некоторые современные аспекты миграционной политики // Государство и общество в России: Сб. аналит. мат. Новосибирск. 2007. С. 28.

объединения в начале 1990-х годов. Политика выравнивания строилась на том основании, что рассредоточенное размещение промышленного потенциала по территории страны приведет к созданию собственной производственной базы в каждом городе или населенном пункте и, следовательно, поможет удержать местное население от миграции в высокоразвитые регионы. Выравнивание в европейской литературе называют политикой смягчения, поскольку понятно, что выравнять территории полностью невозможно.

Политика поляризованного развития исходит из положения, что развитие не может быть повсеместным процессом, а протекает только в отдельных точках пространства, имеющих соответствующий потенциал. В РФ политика поляризованного развития сводится к поиску и развитию точек роста (отраслей, производств) и регионов-архипелагов (система крупных городов и агломераций по типу западных европейских государств).

Дискуссии между сторонниками и противниками данных подходов в индустриально развитых странах ведутся с 1960-х годов. При этом, по мнению сторонников поляризованной концепции, уже очевидно, что развитие порождается за счет усилий лишь некоторых регионов. «Лидеры» становятся центрами инновационной волны, и все препятствия на пути ее распространения необходимо демонтировать. В связи с этим во многих странах региональная политика была перенаправлена на стимулирование поляризованного развития (создание технопарков, инфраструктурное развитие территорий и проч.). (Интересно, что первоначально «полюса роста» создавались в наиболее отсталых регионах, а когда проекты оказались неэффективными, в качестве полюсов стали выбирать динамично развивающиеся регионы.)

Таким образом, государства стали стремиться к снятию ограничений для роста в расчете на то, что рано или поздно он «просочится в отсталые территории, а в целом обеспечит конкурентоспособность страны»5. Заметим, что авторы процитированного учебного пособия не учли того обстоятельства, что

5 Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие). В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование: Учеб. пособие. М.: АНХ, 2007. С. 94.

большая часть регионов-лидеров лишь концентрирует результаты деятельности других субъектов РФ за счет возможности перерегистрации крупнейших налогоплательщиков. Кроме того, любая «точка роста» может быть зарегистрирована в другом месте, и тогда территория потеряет часть созданной добавленной стоимости. Следовательно, основной целью внесения изменений в законодательство и региональную политику должно быть получение доходов теми регионами, где находится производство, чтобы у них была возможность создания необходимых условий для расширенного воспроизводства рабочей силы.

Политика поляризованного развития способствует тому, что динамично развивающиеся регионы оттягивают наиболее ценные ресурсы других территорий (кадры, финансы, транспортные потоки, управление). Данное обстоятельство усиливает асимметрию развития и неравномерность расселения по территории страны. Следовательно, если ничего не менять, миграционные потоки в европейскую часть страны только усилятся.

Уровень развития регионов во многом будет зависеть от труда населяющих их людей, от его количества, интенсивности и результативности. Существующие громадные разрывы в уровне жизни населения по его различным группам и территориям (по оценке Росстата - в 14 раз, по мнению ученых РАН - до 40 раз, при среднем показателе в развитых странах - 8 раз) только инертностью населения или руководства объяснить нельзя.

Особую проблему составляет соотношение социально-экономического положения горожан и сельских жителей. Только по уровню заработной платы этот разрыв более чем двукратный. Получается, что на сегодня федеральный центр сосредоточил усилия на концентрации ресурсов и полномочий, а субъектам остались патернализм и популизм.

Природные ресурсы. По невозобновляемым и возобновляемым природным ресурсам конкурентоспособная позиция России благополучна и, по мнению экспертов, будет оставаться таковой в обозримом будущем. Разведанные запасы полезных ископаемых, значительные неосвоенные территории, внедрение современных технологий извлечения вселяют

определенный оптимизм. Тем не менее нельзя игнорировать риски ускоренного поиска заменителей ресурсов и резкого обесценения редких и дорогостоящих ресурсов. Примером может служить повышенный интерес к водороду, биоэтанолу, атомной электроэнергетике, альтернативным источникам энергии; не следует исключать дальнейшее введение полномасштабной экономии в использовании энергоресурсов.

Сибирь - это единственная часть мира, относительно не заселенная людьми, имеющая громадные запасы природных богатств и питьевой воды. В последнее время питьевая вода и экологическая обстановка приобретают все большее значение для человечества. По мнению некоторых экспертов, при современной технике и технологиях жизнеобеспечения в будущем Сибирь может стать местом проживания 500-700 млн чел. Этот факт известен не только национальным исследователям.

Омская область не типична для Сибири: природно-извле-каемые богатства (нефть и газ) расположены на севере области и незначительны даже по меркам областной экономики. Запасы древесины (в основном, лиственных пород) годны лишь на дрова и технологическую щепу, условия заготовки (удаленность и сезонность) делают лесозаготовки в рамках действующего законодательства практически нерентабельными. Положение с локальными возобновляемыми природными ресурсами (пахотные земли, водные угодья) относительно благополучно, но тенденции и риски ухудшения их качества также налицо. Земля - объект коммерциализации и политизации, а имеющиеся условия землепользования усиливают ее деградацию, противоречат сохранению этого вида ресурсов.

Земледелие, а точнее растениеводство, - доминирующая отрасль сельского хозяйства Омской области, однако средняя урожайность по сравнению с европейской частью страны в разы ниже. Только за счет экстенсивных факторов и государственной поддержки эта отрасль обеспечивала, прежде всего, продовольственную безопасность в условиях глобализации, так что о конкурентоспособности говорить не приходится.

Что касается водопотребления, то практически 95% воды, используемой в регионе, поступает из Иртыша. Как известно,

бассейн Иртыша находится на территории трех стран - Китая, Казахстана и России. Причем Китай проводит в истоках реки уникальные работы по регулированию водостока. Это главная угроза, прежде всего, для мегаполиса Омска. Строительство гидросооружений «южным соседом», а также эксплуатация нескольких гидроузлов в Казахстане привели к росту стоимости водообеспечения из данного водного канала.

Инфраструктура

Территория становится регионом при наличии многих факторов: природных ресурсов, населения, отраслей экономики, в том числе инфраструктуры (дорог, средств связи, мостов, тоннелей и т.д.). Практика ускорения хозяйственного развития за счет государственной поддержки инфраструктурных проектов в мире хорошо известна - от великих географических открытий до строительства транспортных магистралей и сетей. В условиях тотальных реформ инфраструктуре уделялось недостаточно внимания и еще меньше средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Омская область и город Омск, имея преимущества географического положения, отстают от региональных соседей в развитии транспортной инфраструктуры: там ниже плотность железнодорожных и автомобильных дорог, отсутствует современный аэропорт, судоходство по Иртышу проблемно. «Долгострой» омского метро и неудовлетворительное состояние коммунальных дорог также нельзя назвать факторами, повышающими конкурентоспособность территории.

Уровень развития инфраструктуры в свете нарастающей глобальной конкуренции и движения ресурсов в «треугольнике» США - Евросоюз - Восточная Азия может повлиять на скорость экономического развития и изменить роль и место региона в складывающемся разделении труда (имеется в виду логистический маршрут из Азии в Европу через Омск без региональной инфраструктурной конкуренции с Екатеринбургом и Новосибирском). Прежде всего, речь идет об изменении уровня транспортной инфраструктуры - от межрегионального и национального к транснациональному. Для этого необходимо создать на территории Омской области современный аэропорт,

осуществить строительство железнодорожного и автомобильного перехода в направлении Петухово - Исилькуль, модернизировать железнодорожные направления на Большегрив-ское, Карасук, Барнаул и автодороги в направлении Тюмени и Черлака.

При реализации указанных инфраструктурных проектов город Омск (на сегодня - сибирский транспортный узел) вполне может стать транснациональным многофункциональным центром. Путь отраслевого развития и поиска эксклюзивных проектов местного значения (для отдельных компаний и предприятий) малоперспективен, так как сложнореализуем в условиях дефицита венчурного капитала.

Затянувшийся теоретический спор о значении экономического роста России и направлениях государственной экономической политики, путях повышения конкурентоспособности национальной экономики, перспективах инновационного пути и способах его реализации приводит к осознанию, что главной целью усилий государства по экономическому развитию становится территория, регион, район, город, поселение.

Для России вопросы политико-административного устройства и методы территориального стратегического планирования имеют огромное значение по вполне понятной причине: именно территория России - ее главное, хотя и не безусловное, конкурентное преимущество. Следовательно, экономическое развитие территорий - от уменьшения диспропорций в уровнях социально-экономического развития до интеграции в мировое экономическое пространство, становится доминирующей задачей государства, науки, бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.