Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие рынка мяса'

Социально-экономическое развитие рынка мяса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МЯСА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / РАЗВИТИЕ / MARKET OF MEAT / IMPORT SUBSTITUTION / EFFICIENCY / PRODUCTION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полтарыхин Андрей Леонидович, Ганиева Ирина Александровна, Чурин Аркадий Николаевич

В настоящее время экономика России испытывает значительное экономическое давление со стороны зарубежных стран, которые ввели санкции на высокотехнологичные средства производства, что сказывается на замедлении экономического роста в стране. Однако принятие ответных мер по ограничению импорта определенной части продовольствия позволило снизить уровень конкуренции на аграрном рынке, что позволило увеличить объемы производства сельскохозяйственной и переработанной продукции, снизив тем самым остроту проблемы продовольственной безопасности. В данной ситуации приоритетом дальнейшего развития является формирование политики импортозамещения по различным видам стратегически важных продуктов питания для жизнедеятельности человека. Обеспечение потребностей населения продукцией собственного производства является основой развития всего аграрного рынка, что определяет объективную необходимость в развитии аграрной сферы, сферы переработки и торговли, на основе создания дополнительных рабочих мест, повышая тем самым качество и уровень жизни людей. Разработанные предложения по развитию рынка мяса Алтайского края даст ему возможность функционировать на основе единого регулирующего механизма спроса и предложения. Это позволит развивать межхозяйственные и межотраслевые связи от производства до реализации, что будет благоприятно влиять на уменьшения стоимости мяса и мясной продукции, а также будет способствовать удовлетворению потребительского спроса и в конечном итоге построению стройной системы импортозамещения мясной продукции. Доход от реализации мясной продукции, распределяемый между всеми участниками производственного процесса рынка мяса в соответствии с материальными и денежными затратами, позволит обеспечить уровень рентабельности производителей, переработчиков и торговли соответственно 30,1, 40,7 и 28,6%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently Russian economics is experienced considerable economic pressure from foreign countries, which applied sanctions against businesses including total ban on higthtech technologies. The sanctions contributed to the economic slowdown in our country. However, taking response measures by restricts on food imports has allowed to reduce the level of competition in the agrarian market. That fact are helped increase the volume of agricultural and processed products, thus reducing the severity of the problem of food security. In this situation, the priority of the further development is the formation of a policy of import substitution for various types of strategically important food products for human life. Satisfies the needs of the population by production of their own is the basis for the development of the entire agrarian market. The objective need in developing agrarian sphere, the sphere of processing and trade, are that by the creating the additional workplace, is growing the standard of living and quality of life. The developed proposals of the developing the meat market in the Altai Territory will allow it to function on the basis of a single regulatory mechanism of supply and demand. This will allow to develop inter-farm and inter-branch relations from production to sales, which will favorably affect to the reduction of the cost of meat and meat products, and will also help satisfy consumer demand and ultimately build a harmonious system of import substitution of meat products. The income from the sale of meat products, distributed among all participants in the meat production process in accordance with material and monetary costs, will allow to ensure the level of profitability of producers, processors and trade, respectively, 30.1, 40.7 and 28.6%.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие рынка мяса»

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 631.145

Андрей Леонидович Полтарыхин,

доктор экономических наук, профессор,

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Ирина Александровна Ганиева, доктор экономических наук, доцент, ректор, Аркадий Николаевич Чурин,

старший преподаватель,

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, г. Кемерово Andrey L. Poltarykhin,

doctor of economic sciences, professor,

Russian university of economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Irina A. Ganiyeva,

doctor of economic sciences, associate professor, rector, Arkady N. Churin,

senior lecturer,

Kemerovo state agricultural institute, Kemerovo

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА МЯСА

В настоящее время экономика России испытывает значительное экономическое давление со стороны зарубежных стран, которые ввели санкции на высокотехнологичные средства производства, что сказывается на замедлении экономического роста в стране. Однако принятие ответных мер по ограничению импорта определенной части продовольствия позволило снизить уровень конкуренции на аграрном рынке, что позволило увеличить объемы производства сельскохозяйственной и переработанной продукции, снизив тем самым остроту проблемы продовольственной безопасности. В данной ситуации приоритетом дальнейшего развития является формирование политики импортозамещения по различным видам стратегически важных продуктов питания для жизнедеятельности человека. Обеспечение потребностей населения продукцией собственного производства является основой развития всего аграрного рынка, что определяет объективную необходимость в развитии аграрной сферы, сферы переработки и торговли, на основе создания дополнительных рабочих мест, повышая тем самым качество и уровень жизни людей. Разработанные предложения по развитию рынка мяса Алтайского края даст ему возможность функционировать на основе единого регулирующего механизма спроса и предложения. Это позволит развивать межхозяйственные и межотраслевые связи от производства до реализации, что будет благоприятно влиять на уменьшения стоимости мяса и мясной продукции, а также будет способствовать удовлетворению потребительского спроса и в конечном итоге построению стройной системы импортозамещения мясной продукции. Доход от реализации мясной продукции, распределяемый между всеми участниками производственного процесса рынка мяса в соответствии с материальными и денежными затратами, позволит обеспечить уровень рентабельности производителей, переработчиков и торговли соответственно 30,1, 40,7 и 28,6%.

Summary

Currently Russian economics is experienced considerable economic pressure from foreign countries, which applied sanctions against businesses including total ban on higthtech technologies. The sancti ons contributed to the economic slowdown in our country. However, taking response measures by restricts on food imports has allowed to reduce the level of competition in the agrarian market. That fact are helped increase the volume of agricultural and processed products, thus reducing the severity of the problem of food security. In this situation, the priority of the further development is the formation of a policy of import substitution for various types of strategically important food products for human life. Satisfies the needs of the population by production of their own is the basis for the development of the entire agrarian market. The objective need in developing agrarian sphere, the sphere of processing and trade, are that by the creating the additional workplace, is growing the standard of living and quality of life. The developed proposals of the developing the meat market in the Altai Territory will allow it to function on the basis of a single regulatory mechanism of supply and demand. This will allow to develop inter-farm and inter-branch relations from production to sales, which will favorably affect to the reduction of the cost of meat and meat products, and will also help satisfy consumer demand and ultimately build a harmonious system of import substitution of meat products. The income from the sale of meat products, distributed among all participants in the meat production process in accordance with material and monetary costs, will allow to ensure the level of profitability of producers, processors and trade, respectively, 30.1, 40.7 and 28.6%. Ключевые слова: рынок мяса, импортозамещение, эффективность, производство, развитие. Keywords: market of meat, import substitution, efficiency, production, development.

В настоящее время экономика России развивается в условиях введенных санкций на высокотехнологичные средства производства со стороны зарубежных государств. В сложившейся ситуации вектором развития является формирование политики импортозамещения и решение вопросов продовольственной безопасности по различным видам стратегически важных продуктов питания для

МСХЖ — 60 лет!

жизнедеятельности человека. Обеспечение потребности населения страны продукцией собственного производства является приоритетом развития аграрного рынка, что дает возможность развивать производственную аграрную сферу, сферу переработки и торговли, создавать дополнительные рабочие места, тем самым повышая качество и уровень жизни людей. При этом главным аспектом в решении

указанных вопросов является создание эффективного аграрного рынка, частью которого и является рынок мяса.

Рынок мяса по своей значимости занимает основное место в структуре аграрного рынка. Мы рассматриваем его как многофункциональную систему, призванную обеспечить потребности населения страны и регионов качественными и доступными по цене про- 15

>1Й СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 / 2017

дуктами питания, в рамках экономического развития его субъектов на основе полного им-портозамещения, создавая дополнительные рабочие места, формируя равновесную цену, спрос и предложение [4].

Содержание и народнохозяйственное значение исследуемого рынка определяет потребность в разработке концептуального подхода к развитию его субъектов на основе полного импортозамещения и удовлетворения потребностей населения страны и регионов качественными и доступными по цене мясными продуктами (рис. 1).

Результатом является обеспечение потребностей населения ассортиментной мясной продукцией и повышение экономической эффективности субъектов рынка мяса, что определяет потребность дальнейшего научного обоснования степени экономического развития рассматриваемого рынка и определения направлений его влияния на элементы развития.

Авторский методический подход к оценке эффективности субъектов рынка мяса основан на использовании системы показателей, которая учитывает все элементы входящих в него субъектов. Такой подход учитывает ключевые критерии, которые отражают результат

и влияют на категорию спроса и предложения. Это позволяет оценить эффективность субъектов рынка мяса по всей воспроизводственной цепи: «производство — переработка — реализация продукции — потребление».

Методические положения оценки эффективности субъектов рынка мяса основаны на обобщении статистической отчетности для проведения анализа наличия ресурсов и их эффективного использования. Субъекты рынка мяса рассматривались нами как обособленные, производящие, перерабатывающие и торговые элементы структуры рассматриваемого рынка для определения экономических резервов развития. Исходя из внутренних и внешних факторов, определяющих эффективность развития субъектов рынка мяса, были использованы натуральные и стоимостные показатели, характеризующие эффективность каждого субъекта, результаты использовались для оптимизации их деятельности и разработки программы развития рынка мяса. Вскрытие экономических резервов позволит обосновать направления развития исследуемого рынка с оптимальным использованием экономического потенциала. Затраты предполагается обосновать с учетом специфики каждого

субъекта в расчете на единицу используемых ресурсов и возможностей их минимизации. Эффективность деятельности субъектов рынка мяса должна быть обоснована на основе темпов роста производственных показателей и финансовых результатов.

Следовательно, данный методический подход позволяет отразить и оценить единство воспроизводственных этапов, а также учесть взаимосвязь межхозяйственных процессов по всей цепочке воспроизводства «производство — переработка — реализация, конечный этап — потребление», а также изучить элементы структуры данных процессов, которые предполагают изменение результатов хозяйственной деятельности [1, 5].

Развитие рынка мяса должно основываться на четкой организации производственных процессов между всеми субъектами рынка, что, в свою очередь, подразумевает разработку комплекса направлений, которые охватывают все стадии и всех участников. Такая организация не только увеличивает объем производства мясного сырья и мясных продуктов благодаря своевременной реализации, переработке основной и побочной продукции, устранению потерь на всех этапах использования сырья,

Целью является

повышение экономической эффективности субъектов мясного рынка на основе полного импортозамещения и удовлетворения потребностей населения ассортиментной мясной продукцией

Задачи:

- удовлетворение потребностей населения страны и регионов мясными продуктами исходя из медицинской нормы потребления

- формирование сырьевой базы, способствующей полной загрузке перерабатывающих мощностей мясной промышленности

- увеличение объема производства ассортиментной мясной продукции

- обеспечение качественной продукцией мясного рынка потребителей по доступной цене, в широком ассортименте

Ж

Направления реализации концептуального подхода по субъектам рынка мяса

Удовлетворение потребительского спроса населения в мясных продуктах на

основе медицинской

нормы потребления и проектной численности населения

Формирование сырьевой базы на эенове увеличения поголовья и продуктивности скота, развития кормопроизводства, генетического потенциала и полной загрузке перерабатывающих мощностей

Увеличение

объема производства

готовой продукции на

основе расширения сырьевой базы, модернизации предприятий мясной промышленности и комплексной переработки мясного сырья

V_У

Совершенствование взаимоотношений между субъектами рынка на основе согласования интересов по формированию цены на товар и распределения доходов в рамках агропромышленной ассоциации

Государственное регулирование субъектов рынка мяса на основе разработки реализации, финансирования и координации программ развития мясопродуктовой ассоциации

у V

/ \ Результат: обеспечение потребностей населения ассортиментной мясной продукцией и повышение экономической эффективности субъектов рынка мяса

Рис. 1. Концептуальный подход к развитию субъектов рынка мяса

16 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5/2017 www.mshj.ru

но и способствует полному удовлетворению потребностей населения в качественных и доступных по цене продуктах мясного рынка.

Первым направлением, определяющим развитие рынка мяса в Алтайском крае, является удовлетворение потребительского спроса населения в качественных и доступных по цене мясных продуктах, что в конечном итоге определяет предложение со стороны производителей. Поэтому достижение рациональной и объемной сбалансированности предложения и спроса является важным направлением дальнейшего развития рынка мяса.

В настоящее время рынок мяса Алтайского края на 89,94% заполнен продукцией собственного производства, благодаря ответным мерам государства на введенные санкции со стороны зарубежных государств. Дальнейшее расширение границ исследуемого рынка необходимо в целях обеспечения потребностей других регионов Сибири в связи с динамичным развитием городов и возрастающим спросом на качественную мясную продукцию (табл. 1).

Вторым направлением является формирование сырьевой базы, способствующей полной загрузке производственных мощностей. В крае мясное животноводство сосредоточено в основном на значительной удаленности от городов и районных центров, поэтому наблюдается неравномерное сосредоточение производства мяса в живом весе. Кроме того, аграрная сфера экономики практически не имеет своих точек по реализации производимой продукции. Во многих хозяйствах края имеются не только убойные цеха, но и цеха по первичной переработке мяса, однако доля реализации такой продукции составляет 15-20% [2, 6].

В результате многие производители мясного сырья подвергаются со стороны переработчиков, предприятий производственной инфраструктуры, торговли значительному ценовому давлению. Существует объективная необходимость в поддержке сельского хозяй-

ства со стороны государства и ограничении подобного экономического влияния. В противном случае аграрии будут продолжать терять основную часть дохода, необходимую для расширения своей деятельности, тем самым снижая объемы производства мясного сырья. Все это определяет резервы для расширения сырьевой базы на основе обоснованной концентрации в рамках увеличения поголовья и продуктивности скота.

Третьим направлением является увеличение объема производства готовой продукции. Увеличение возможно на основе расширения сырьевой базы и развития мясной промышленности. Сосредоточение мощностей на территории Алтайского края происходит без учета формирования сырьевой базы, что непосредственно ведет к потерям мясного сырья, неэффективному использованию производственного потенциала и нерациональным перевозкам. Учитывая, что в 2016 г. реализовано было 225,2 тыс. т мяса (в убойной массе), то, при существующей мощности предприятий по забою 380 тыс. т в год, весь объем сырья (без мяса птицы) может быть в крае полностью переработан. В динамике наблюдается увеличение произведенного мясного сырья почти на 30%. По факту производственные мощности мясной промышленности загружены только наполовину и лишь по мясным полуфабрикатам используются на 92%.

Производственные мощности дают возможность значительно повысить производство мясных продуктов. Резерв повышения объема производства мяса свиней — 103,0 тыс. т, крупного рогатого скота — 101,7 тыс. т. (табл. 2) [3].

Четвертым направлением является повышение экономической эффективности производства мясного сырья. Исследования показали, что у производителей мясного сырья существуют системные проблемы, связанные с повышением продуктивности, улучшением кормопроизводства, снижением затрат и улучшением взаимоотношений с переработчика-

ми по формированию цены на производимую продукцию. Это позволило выявить потенциал повышения экономической эффективности производства мясного сырья.

Пятым направлением является совершенствование взаимоотношений на рынке мяса. Мясная промышленность, многие инфраструктурные звенья, торговые организации и другие субъекты рынка мяса продолжают оказывать ценовое давление на аграрных производителей мясного сырья. Это позволяет занижать цены на сырье и формировать по отношению к внешним контрагентам меньшую стоимость на переработанный товар, что благоприятно влияет на категорию спроса, но снижает в результате сырьевую базу, то есть категорию предложения как сырья, так и готовой продукции в целом.

Производители мясного сырья вынуждены самостоятельно его перерабатывать, строя свои мини-комплексы, которые не могут осуществлять полную переработку, в отличие от крупных комбинатов, получая большой процент отходов при переработке мяса, что ведет к удорожанию продукции и вновь к возникновению дисбаланса в формировании спроса и предложения на мясную продукцию. Несовершенные взаимоотношения являются важным фактором риска в условиях санкций и ключевым направлением развития рынка мяса.

У субъектов мясного рынка затраты на производство сырья составляют 69,2%, в переработке — 29,2, торговле — 1,6%, а уровень рентабельности, который в целом по субъектам рынка составляет 70,96%, соответственно 9,84% убыточности — 49,9 и 30,9%. Данная ситуация ведет к уменьшению сырьевых ресурсов, а это влечет за собой неполное использование производственных мощностей (табл. 3).

Таким образом, проведенные исследования показали достаточно противоречивые результаты в развитии рынка мяса Алтайского края. Так, при значительной удаленности производителей мясного сырья от городов

Таблица 1

Обеспечение потребностей населения Алтайского края мясом собственного производства

Показатель Говядина Свинина Всего по краю

2016 г. 2025 г. 2016 г. 2025 г. 2016 г. 2025 г.

Потребность в мясе в расчете на одного человека с учетом медицинской нормы, кг 25,5 28,0 14,6 15,0 72,5 75,0

Численность населения, тыс. человек 2376,7 2525,4 2376,7 2525,4 2376,7 2525,4

Общая потребность населения в мясе, тыс. т 60,61 70,70 34,70 37,88 172,31 189,40

Произведено мяса — всего, тыс. т 67,2 114,2 85,2 144,8 225,2 380,0

Обеспеченность собственным производством, % 110,9 161,5 245,5 382,3 89,94 200,6

Таблица 2 Производство в Алтайском крае мясных продуктов, тыс. т

Показатель 2008 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 201 6 г. Использование мощностей в 2016 г., % 2025 г.

Произведено мясного сырья — всего 160,2 204,0 221,8 228,9 230,3 225,2 59,3 380

Мясо и субпродукты 39,5 88,4 101,3 99,9 109,4 105,6 52,8 200,0

Мясные полуфабрикаты 28,4 23,8 27,9 54,9 55,6 56,3 93,8 60,0

Колбасные изделия 18,8 22,5 26,7 25,8 26,4 27,1 42,1 64,3

Консервы мясные, тыс. усл. банок 2177 3985 4248 4963 5017 4981 49,1 10150

МСХЖ — 60 лет!

- 17

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 / 2017

и районных центров, а также при отсутствии альтернативных каналов сбыта мяса и мясной продукции, практически монопольном положении перерабатывающей промышленности в регионе, несмотря на увеличение объема про-

изводства мясного сырья, наблюдается значительный дисбаланс в развитии рынка мяса. Это, конечно, затрудняет его дальнейшее развитие и не способствует повышению уровня жизни населения.

С момента внедрения результатов исследования наблюдается положительная динамика в производстве мясного сырья и готовой продукции, поэтому необходимо далее обосновать проектную эффективность развития рынка мяса Алтайского края.

Развитие рынка мяса мы определяем как построение системы в рамках процесса воспроизводства всех его элементов, начиная от аграриев и переработчиков, заканчивая потребителями. Выращивание продуктивного скота связано с потребностями населения Алтайского края в мясе; перерабатывающие мощности — с сырьевыми ресурсами; пропорции развития кормовой базы — с поголовьем скота. При соединении сырьевых ресурсов и производственных мощностей мы предусматриваем возможность использования вторичного сырья на модернизированных мощностях. Поэтому, исходя из специфики аграрного рынка на данном этапе, необходимо осуществить процесс согласования интересов всех субъектов мясного рынка. На наш взгляд, наилучшей формой интеграции, способной объединить интересы сторон, от производителей сырья до реализации готовой продукции, является агропромышленная ассоциация (рис. 2). Особенностью такой формы интеграции является следующее: объединение части капитала; координация деятельности; четкое разделение функциональных обязанностей; возможность согласования экономических интересов [4].

Таблица 3

Экономическая эффективность производства мяса по субъектам рынка в Алтайском крае, тыс. руб./т

Показатель 2008 г. 2012 г. 2015 г. 2016 г.

Цена реализации 1 т мясного сырья 44,8 70,5 97,4 95,2

Цена реализации 1 т мяса переработчиками 93,5 153,2 201,4 209,4

Потребительская цена 153,8 230,2 283,9 277,3

Себестоимость 1 т мясного сырья, тыс. руб./% 49,9 70,1 77,1 69,6 97,1 67,8 105,6 69,2

Себестоимость 1 т мяса у переработчиков, тыс. руб./% 20,3 28,5 31,8 28,7 43,7 30,5 44,5 29,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты торговли по реализации, тыс. руб./% 1,01 1,4 1,84 1,7 2,42 1,7 2,39 1,6

Итого затрат по субъектам рынка, тыс. руб./% 71,21 100 110,7 100 143,2 100 152,5 100

Прибыль (убыток) от реализации продукции 72,57 119,45 140,71 124,81

производители сырья -5,13 -6,65 0,31 -10,4

переработчики 18,4 50,9 60,3 69,7

торговля 59,3 75,2 80,1 65,51

Уровень рентабельности (убыточности), % 80,73 89,58 64,22 70,96

производители сырья -10,27 -8,62 +0,32 -9,84

переработчики 28,3 49,7 24,6 49,9

торговля 62,7 48,5 39,3 30,9

Региональные органы власти (отраслевые министерства и ведомства)

о а

ч к <и и

3 —

4 о м

м ^

о а В

Комбикормовый завод

корма деньги

Производители мясного ;ырья

мясное сырье деньги

Предприятия мясной промьш шеннос] и

готовая продукция деньги

Логистическая и нфрастр) 'ктура

готовая продукция

Организации торговли

/ Поставщики средств производства

>бору зование

Образовательные учреждения

ка Цры

Финансово-кредитные и страховые организации

фш [ансы

Научно-исследовательские и проектные институты

техн шогии

Информационно-консультационные центры

консалтинг

^—

J

X

О £

3

в

s =

а

■е-■в

а о

н ■в

я

■в

а

Рис. 2. Схема взаимодействия субъектов в Алтайской мясопродуктовой ассоциации

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 / 2017

www.mshj.ru

Инициативой создания агропромышленной ассоциации должно служить желание перерабатывающих предприятий и аграриев сломить сложившуюся негативную ситуацию на рынке мяса и сгладить противоречия во взаимоотношениях для того, чтобы совместно и стабильно сотрудничать и повышать эффективность производства на всех его стадиях для достижения конечного результата.

Обоснованная проектная эффективность развития рынка мяса способствует оптимизации предложения и спроса на мясо. Кроме того, решается и социальная проблема—удов-летворить спрос потребителей в продукции мясного рынка, а также объединить интересы аграрных, торговых и перерабатывающих предприятий между собой, увеличить конкурентоспособность отечественной продукции, восстановить уже потерянные сырьевые ресурсы. Так, обоснованная потребность населения Алтайского края в говядине на 2025 г. составит 114,2 тыс. т, в свинине — 144,8 тыс. т, а потребность в производственных перерабатывающих мощностях для полной их загрузки и обеспечения населения мясом (с учетом мяса птицы) — 380 тыс. т мясного сырья.

В Алтайском крае сырьевая база имеет практически неограниченный резерв роста, исходя из имеющихся мощностей по переработки мясного сырья. В 2016 г. обеспеченность жителей края мясом КРС составляла 110,9%, а продукцией свиноводства — вообще в 2,5 раза больше от медицинской нормы потребления, однако мощности переработчиков загружены всего на 73,2 и 67,8% соответственно. Продукцией переработки регион также полностью обеспечивает население, а мощности загружены всего наполовину и лишь по мясным полуфабрикатам они используются на 93,8%, поэтому к 2025 г. планируется полная загрузка имеющихся производствен-

ных мощностей в результате расширения сырьевой базы.

Далее нами обоснована потребительская цена и себестоимость конечной продукции. Себестоимость 1 т производства мясного сырья рассчитана на основе технологических карт в животноводстве, себестоимость 1 т мяса у переработчика рассчитана с учетом производственных затрат на переработку 1 т мясного сырья и затрат на его закупку. Затраты торговых организаций рассчитаны исходя из покупки готовой продукции у переработчиков и стоимости ее доставки. В проведенных расчетах с учетом динамики роста цен к 2025 г. себестоимость 1 т свинины составит 168,6 тыс. руб./т говядины — 190,2 тыс. руб. (табл. 4).

Цены реализации производителей мясного сырья, переработчиков и торговли мы определили исходя из анализа не только самой динамики цены конкретного вида готового продукта, но и также на основе определения факторов, влияющих на ее динамику, то есть объема реализации продукции, цены на сырье, доходов населения, индекса потребительских цен, что позволило учесть и предложение, и спрос. Потребительская цена за 1 т говядины в 2025 г. составит 571,4 тыс. руб., за 1 т свинины — 512,1 тыс. руб.

Предложен нормативный способ распределения доходов каждого субъекта технологической цепочки, что позволяет увеличить прибыль в 2025 г. по сравнению с 2016 г. на 1 т готовой продукции в Алтайской мясопродук-товой ассоциации на 170,4 тыс. руб., а уровень рентабельности в целом по субъектам рынка мяса довести до 99,4%.

В результате предложенных мероприятий общая прибыль по субъектам мясного рынка в 2025 г. составит 112,18 млн руб., что на 84,07 млн руб. больше, чем в 2016 г.

Проектная эффективность производства мяса по субъектам рынка в Алтайском крае, тыс. руб./т

Показатель Говядина Свинина Всего по краю

2016 г. 2025 г. 2016 г. 2025 г. 2016 г. 2025 г.

Реализовано мясного сырья, тыс. т 67,2 114,2 85,2 144,8 225,2 380

Цена реализации 1 т мяса:

производители сырья 98,0 244,1 92,4 222,4 95,2 233,4

переработчики 222,0 445,2 196,8 389,7 209,4 417,3

торговля 293,9 571,4 260,7 512,1 277,3 541,9

Себестоимость 1 т мяса:

производители сырья 120,5 190,2 90,7 168,6 105,6 179,4

переработчики 48,9 67,0 40,1 59,4 44,5 63,2

торговля 2,61 4,38 2,17 3,88 2,39 4,13

Прибыль (убыток) от реализации 1 т 161,5 309,7 127,7 280,2 124,8 295,2

производители сырья 17,1 53,81 1,7 53,78 -10,4 54,0

переработчики 75,1 134,1 64,3 107,9 69,7 120,7

торговля 69,3 121,8 61,7 118,5 65,5 120,5

Уровень рентабельности (убыточности), % 67,7 98,5 82,4 100,3 70,96 99,4

производители сырья -14,2 28,3 2,9 31,9 -9,84 30,1

переработчики 51,1 43,1 48,5 38,3 49,9 40,7

торговля 30,8 27,1 31,0 30,1 30,9 28,6

МСХЖ — 60 лет!

Таким образом, разработанные предложения по развитию рынка мяса Алтайского края позволят ему функционировать на основе единого регулирующего механизма спроса и предложения. Это будет способствовать развитию межхозяйственных и межотраслевых связей от производства до реализации, что будет благоприятно влиять на уменьшения стоимости мяса и мясной продукции, а также позволит удовлетворить потребительский спрос и, в конечном итоге, построить стройную систему импортозамещения мясной продукции. Доход от реализации мясной продукции, распределяемый между всеми участниками производственного процесса рынка мяса в соответствии с материальными и денежными затратами, позволит обеспечить уровень рентабельности производителей, переработчиков и торговли соответственно 30,1, 40,7 и 28,6%.

Литература

1. Алтай, мясной рынок Алтая, мясоперерабатывающая промышленность. Режим доступа: http://sfera.fm/articles/1114

2. Россия в цифрах. 2014: краткий статистический сборник / Росстат. М., 2014. 558 с.

3. Poltarykhin A.L. Import substitution as the basis of solving problem related to food safety of the Russian Federation / A.L. Poltarykhin, O.V. Shumakova, T.G. Mozzherina // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016. Т. 14. № 9. С. 5911-5920.

4. Нечаев В.И., Бирман В.Ф., Бершицкий Ю.И., Боговиз А.В. Организация и управление сельскохозяйственным производством. М., 2012.

5. Кибиров А.Я., Виткалова С.О. Состояние и тенденции развития свиноводства в региональном АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 4. С. 34-39.

6. Постановление Правительства РФ № 523 от 05 октября 2012 года «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы».

Literatura

1. Altaj, myasnoj rynok Altaya, myasoperera-batyvayushhaya promyshlennost. Rezhim dostupa: http://sfera.fm/articles/1114

2. Rossiya v cifrakh. 2014: kratkij statisticheskij sbornik / Rosstat. M., 2014. 558 s.

3. Poltarykhin A.L. Import substitution as the basis of solving problem related to food safety of the Russian Federation / A.L. Poltarykhin, O.V. Shumakova, T.G. Mozzherina // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016. T. 14. № 9. S. 5911-5920.

4. Nechaev V.I., Birman V.F., Bershickij Yu.I., Bogov-iz A.V. Organizaciya i upravlenie selskokhozyajstven-nym proizvodstvom. M., 2012.

5. Kibirov A.Ya., Vitkalova S.O. Sostoyanie i tenden-cii razvitiya svinovodstva v regionalnom APK // Eko-nomika selskogo khozyajstva Rossii. 2014. № 4. S. 34-39.

6. Postanovlenie Pravitelstva RF № 523 ot 05 okty-abrya 2012 goda «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Altajskogo kraya «Razvitie selskogo khozyajstva Altajskogo kraya» na 2013-2020 gody».

poltarykhin@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 / 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.